Польза массажа в детском саду

Польза массажа в детском саду thumbnail

Ирина Афанасьевна Бабикова
О пользе детского массажа

Каждый врач должен овладеть искусством массажа, его руки должны быть глазами, а любящее сердце должно дарить людям ощущение счастья и здоровья!

Гиппократ

Массаж – это совокупность приемов, посредством которых оказывается дозированное рефлекторное и механическое воздействие на ткани и органы человека с лечебной или профилактической целью. Массаж оказывает благотворное влияние на весь организм. Улучшается насыщение клеток кислородом, нормализуются обменные процессы, стимулируется лимфодренаж, повышается эластичность связок и суставов, приходит в норму мышечный тонус. А так же успокаивается нервная система, ведь всем нам приятно, когда нас гладят по спинке.

Оздоровительный массаж – один из элементов, из которых складывается так называемый «здоровый образ жизни». Ощущения после массажа – совсем другое дело. Попробовав, вы поймете, что бывает по-другому. Приходя на массаж к грамотному профессионалу, человек отдыхает, но на самом деле мышцы получают нагрузку. Вы работаете на свое здоровье, на свое будущее.

Детский массаж уникален своими целебными свойствами, оказывающими благотворное воздействие на растущий организм ребенка. Даже кратковременный сеанс массажа полезен для работы жизненно важных органов маленького человека. При этом важно знать, что массаж особенно необходим именно в возрасте от 1 года до 6 лет, поскольку тогда он способствует не только общему оздоровлению, но и ускорению развития. Прежде всего, речь идет о полноценном физическом развитии и стимуляции умственной и двигательной активности.

В то же время массаж позитивно влияет на интеллектуальную деятельность ребенка. Это происходит за счет благотворного воздействия на нервную систему, что в конечном итоге неизбежно связано с работой мозга, который функционирует благодаря поступающим от рецепторов импульсов.

Регулярный массаж позволяет предотвратить различные заболевания костной и мышечной систем. Не случайно массаж используется в качестве одного из основных лечебных средств при нарушениях работы опорно-двигательного аппарата. Поэтому если говорить о профилактических мерах, благоприятный эффект тем более очевиден.

В настоящее время большая часть детей посещает дошкольные учреждения. Воспитанники находятся в садах довольно длительное время, а родители забирают их поздно вечером. Вследствие этого у родителей и детей остается очень мало времени, чтобы заниматься друг другом и уделять много внимания. Однако каждый родитель желает, чтобы малыш рос здоровым и крепким, поскольку нет ничего более ценного в нашем мире, чем здоровье. Между тем для хорошего здоровья важно развивать ребенка физически, поскольку именно полноценное и всестороннее физическое развитие создаст фундамент для качественного умственного развития впоследствии.

Немаловажными аспектами хорошего физического развития являются детский массаж и гимнастика, которые ребенок вполне может выполнять, проводя время в детском саду. Массаж улучшает пищеварение, так как способствует повышению секреций пищеварительных гормонов. Именно этот факт способствует лучшему росту малыша. Массаж благотворно влияет на поведение ребенка. Детки лучше спят, меньше капризничают. Они более общительны и организованны. Многие малыши во время массажа быстро успокаиваются и засыпают.

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.).

При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы:

1) вытягивание каждого пальца и надавливание на него;

2) растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

При массаже других частей тела используем приемы:

• поглаживание,

• растирание,

• разминание,

• поколачивание.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил, а нажимать легонько, аккуратно.

МАССАЖ ЛИЦА «НОС УМОЙСЯ»

«Кран, откройся!» – правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

«Нос, умойся!» – растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

«Мойтесь сразу оба глаза» – нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» – растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!» – аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» – гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» – трем ладошки друг о друга.

МАССАЖ РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Мы капусту рубим, рубим

(рубящие движения рёбрами ладоней)

Мы морковку трём, трём

(трущие движения костяшками пальцев)

Мы капусту солим, солим

(точечные прикосновения пальцами)

Мы капусту жмём, жмём

(прожимание мышц пальцами)

Сок капустный пьём, пьём

(поглаживающие движения ладонями

Ласточка, перепелочка (русская игра)

Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно,тихо и ласково взрослый произносит: ласточка – и одновременно пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации,произносит одновременно с поглаживанием: “Перепелочка”. Задача ребенка – как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти,радостно приговаривая:”Поймал, поймал!” После того как “перепелка” “была поймана” или “улетела”,:игра продолжается с другой рукой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит “перепелку” – палец взрослого.

МАССАЖ ЖИВОТА

Лежа на спине:

– Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает и снова поглаживает.

Цель: улучшить работу кишечника.

– С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

Цель: воздействие на ситовидную кишку и нормализация стула.

МАССАЖ НОГ

Ребенок в позе лотоса

– Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы; сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы; делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Аналогично с другой ногой.

– Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.

Читайте также:  В чем польза домашней косметики

Цель: воздействие на биологически активные точки, находящиеся на ногах.

Источник

Для чего детям нужен массаж? Этим вопросом так или иначе задаются все мамы, а педиатры настоятельно рекомендуют не пренебрегать данной процедурой. Начиная с рождения врачи назначают массажные сеансы маленьким деткам для общего оздоровления организма, а также для снятия тонуса и укрепления мышц.

В чем польза массажа?

Массажные процедуры способствуют профилактике и лечению разнообразных заболеваний у детей. В детской практике при помощи массажа нормализуют кровообращения и снимают нервное напряжение у крохи, таким образом помогая ребенку правильно развиваться как с физической, так и с психологической стороны.

Процедура массажа для малыша:

  • Оказывает успокаивающее и расслабляющее воздействие на мышцы;
  • Улучшает кровообращение;
  • Укрепляет иммунитет и защитные функции всего организма;
  • Снимает боли в животе, устраняет колики;
  • Стабилизирует работу мышц и нервной системы;
  • Улучшает работу ЖКТ;
  • Положительно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата и моторики.

Виды детского массажа

Существует несколько техник выполнения детского массажа, которые применимы в той или иной ситуации.

Лечебный

Всегда направлен на решение конкретной проблемы, чаще всего используется при наличии определенных отклонений. Его назначают детские врачи — хирург или ортопед, а также невролог. Обычно такой массаж начинают делать с 2-3 месяцев, однако при некоторых заболеваниях он показан уже с 4 недель.

Коррекционный

Он позволяет закрепить результат после лечебного массажа и предотвращает повторное возникновение заболеваний. Может применяться только по назначению врача.

Профилактический

Предназначен для укрепления здоровья, способствует развитию организма и улучшает его защитные функции. Это одна из самых простых техник, которую можно выполнять самостоятельно, но все же лучше доверить своего малыша массажисту. Неумелые движения могут навредить крохе и негативно сказаться на неврологии.

Это интересно: Массаж лица: польза и мифы, техники и правила выполнения

Расслабляющий

Данная техника не подразумевает сильных растираний и интенсивных разминаний — все действия проводятся нежно и деликатно. Задействуют, как правило, кончики пальцев, которыми выполняются легкие поглаживания.

Дренажный

Назначается деткам, которые переболели бронхитом. В бронхах скапливается секрет, провоцирующий повторное возникновение болезни. Чтобы этого не произошло назначают дренажный массаж. Вибрации обеспечивают отхождение мокроты при влажном затяжном кашле.

Массаж слезного канала

Особая процедура, которая позволяет восстановить проходимость носослезного канала у младенцев, а также снять отек и устранить воспаление. С его помощью глаз очищается от застоявшихся слизи и гноя.

Когда начинать?

Как упоминалось выше, все массажные процедуры выполнять следует лишь по назначению врача. Обычно, специалисты рекомендуют первый сеанс в 3 месяца, с дальнейшим повторением в 6, 9 и 12:

  • До 3-х месяцев у детишек часто наблюдается гипертонус мышц-сгибателей и это вполне нормально. Главная задача — обеспечить полное расслабление. Для массажа хватит 5-10 минут.
  • К 4 месяцам обычно начинают делать разнообразные легкие упражнения на укрепление мышц. Полезен массаж ладоней и пальцев — это позволяет стимулировать мелкую моторику и речевое развитие. Сеансы увеличивают до 20 минут.
  • С полугода детки часто могут переворачиваться сами и самостоятельно сидеть. В этот период массаж направлен на укрепление мышц спины и пресса.
  • В 9 месяцев малыш предпринимает первые попытки ходить, упражнения должны стимулировать развитие всего тела.
  • В год ребенку уже достаточно трудно усидеть на месте и детский массаж лучше проводить в игровой форме. Это поможет развить координацию движений.

Основные приемы

Массаж грудничков имеет принципиальные отличия от взрослого, здесь используются совсем другие приемы:

  • Поглаживание улучшает кровообращение и подготавливает кожу к воздействиям, а также успокаивает и расслабляет мышцы. Выполняется ладонью, плавными движениями по направлению лимфотока.
  • Растирание снижает тонус, разогревает мышцы и сухожилия. Его производят по часовой стрелке, всей ладонью или тремя пальцами достаточно интенсивными движениями, но без нажима.
  • Разминание имеет более глубокое воздействие, выполняется средним, безымянным и указательным пальцами поступательными или круговыми движениями. Оказывает положительное воздействие на дыхательную систему, устраняет отечность.
  • Вибрации обладают тонизирующим эффектом, снимают боли и спазмы, а также улучшают обмен веществ. Выполняются достаточно легко, ни в коем случае нельзя травмировать малыша.

Полезные советы

  • Профессиональный детский массаж выполняется без кремов и присыпок. На руках массажиста не должно быть колец или длинных ногтей.
  • Оптимальная температура воздуха для проведения процедуры — 20-22 градуса, а уровень влажности не должен превышать 50-70%.
  • Массаж делают ежедневно или через день, за 20-30 минут до еды или через 40 после. Достаточно одного сеанса в день от 5 до 20 минут.
  • Если ребенок ощущает дискомфорт и выражает это громким криком, то следует прекратить занятие. Возможно, ему просто жарко или холодно, может он испугался чего-либо — важно это выяснить.
  • Ежедневно можно самостоятельно делать малышу легкий массаж после купания. Он поможет расслабить мышцы и улучшить работу кишечника, настроив на крепкий сон.

При выполнении массажа следует помнить, что подобная процедура оказывает нагрузку на детский организм. Необходимо оставаться благоразумным и не перегружать малыша слишком сильно, особенно если это ваш первый сеанс. Главное — соблюдать регулярность. Лучше 5 минут помассировать спокойного ребенка, чем пол часа мучать заплаканного, пытаясь сделать ему массаж.

Некачественно выполненная процедура может спровоцировать заболевания позвоночника и ухудшить состояние мышц. Поэтому, если вы не уверены в своих силах и умениях, стоит обратиться к специалистам.

Источник

Детский массаж в ДМЦ «Росточек»

Медицинский массаж является важной частью терапии многих детских заболеваний. Назначается лечащим врачом, после проведения диагностики организма ребенка.

Процедура оказывает комплексное воздействие на организм, ускоряет процесс выздоровления маленького пациента. Помимо терапии массаж ребенку может проводиться в профилактических, гигиенических и оздоровительных целях.

Польза процедуры

Опытный специалист способен оказать положительное воздействие на все функциональные системы организма ребенка.

Основные полезные свойства процедуры:

  • расслабление;
  • снятие мышечных зажимов;
  • снятие мышечной боли;
  • снятие повышенной нагрузки и напряжения с опорно-двигательного аппарата;
  • восстановление нормальной работы органов дыхания;
  • формирование правильных двигательных навыков;
  • нормализация метаболизма, улучшение кровообращения;
  • улучшение моторики;
  • тонизирующее воздействие на внутренние органы.

Кроме этого, массаж улучшает эмоциональное состояние и успокаивает малыша.

Это интересно!

Это интересно!

Повышенная утомляемость у детей=””>

Заподозрить причины снижения умственной и физической активности можно самостоятельно, но достоверно их подтвердят только результаты медицинского обследования.

Показания

Основными показаниями к проведению процедуры являются:

  • травмы;
  • неправильный метаболизм;
  • понижение или повышение мышечного тонуса;
  • нарушение осанки, искривление позвоночника;
  • заболевания сердца и сосудов;
  • деформация конечностей;
  • заболевания органов пищеварения;
  • гипотрофия;
  • раннее появление ребенка на свет;
  • дисплазия тазобедренного сустава;
  • параличи (в том числе ДЦП);
  • рахит;
  • кривошея;
  • отставание в психомоторном развитии;
  • нарушение функции ЦНС.

Противопоказания

Запрещено проводить процедуру при наличии следующих противопоказаний:

  • повышенная температура;
  • склонность к кровотечениям;
  • остеомиелит;
  • дистрофия;
  • острые формы заболеваний печени и почек;
  • острый диатез;
  • врожденные пороки сердца;
  • заболевания нервной системы, которые могут помешать проведению процедуры;
  • воспалительные острые заболевания костей, мышц, лимфоузлов;
  • большие пупочные, мошоночные, бедренные грыжи, которые склонны к выпадению и ущемлению;
  • туберкулез суставов, костей;
  • острый артрит.

Как часто делать массаж детям

Минимальная продолжительность процедуры 20 минут. Обычно столько длятся первые массажи. Затем, по мере привыкания малыша к манипуляциям специалиста, продолжительность постепенно увеличивают до 40-45 минут.

Важно понимать, что массаж будет полезен только тогда, когда он доставляет удовольствие. Если ребенок во время процедуры беспокоится, плачет, то необходимо прервать сеанс и попытаться выяснить, что его тревожит.

Читайте также:  Вред и польза инфракрасных лучей на организм человека

Стандартный курс состоит из 10 сеансов. При наличии показаний лечащий врач может увеличить или уменьшить это число. Для получения максимального эффекта детские массажисты рекомендуют совмещать сеансы с закаливанием и гимнастикой.

Если нет противопоказаний, то периодичность проведения массажей раз в три месяца. При необходимости врач может назначить более плотную схему терапии.

Здоровья Вам и Вашим детям!

К какому врачу обратиться?

К какому врачу обратиться?

К Вашим услугам консультации и лечение опытными массажистами.

Источник

Наталья Лебедева
Массаж, самомассаж — основа закаливания и оздоровления детского организма в ДОУ

«Массаж, самомассаж – основа закаливания и оздоровления детского организма в ДОУ»

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здоровья им. Н. А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. В связи с этим особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в учебно-воспитательный процесс. В рамках программ по дошкольному воспитанию используются различные формы оздоровления: лечебная физкультура, элементы йоги, ритмическая и дыхательная гимнастика, релаксация, психогимнастика, зарядка для глаз, массаж и самомассаж и другие.

Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма, нервной системы.

История возникновения массажа

Массаж – это древнее искусство пришло к нам с востока.

Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи человека и его внутренними органами. На этом и основан массаж. Нажимая на определённую точку на коже, можно вызвать реакцию какого–либо органа. На теле человека 700 таких точек.

Древнегреческий философ Анаксагор говорил: «Рука у каждого человека. таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».

Современные исследования физиологов подтвердили: нервные окончания рук, ног, ушных раковин, стоп широко связаны с корой больших полушарий.

Массаж и самомассаж

Массаж (фр. тамаде) — система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лимфы, тканевой жидкости. Определенное значение имеет образование биологически активных веществ (гистамина, ацетилхолина и др., стимулирующих адаптационно-трофическую функцию ЦНС.

Самомассаж — способ саморегуляции организма, один из приемов регулирования кроветока. Детей учат выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в напрвлении кроветока — от периферии к центру.

Виды массажа:

Массаж лица, носа, ушей, головы

Массаж живота

Массаж спины

Массаж ног

Массаж рук и пальцев

Массаж БАЗ (биологически активных зон – точек)

Массаж шеи и шейных позвонков

Регулярный массаж рук, ног, спины, грудной клетки, ступни, голени и бедра способствует повышению работоспособности коры головного мозга – у детей улучшатся внимание, память, слух, зрение, речь.

Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон). Массаж повышает защитные свойства организма. Происходит значительное снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ.

Цель:

Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение функциональной деятельности коры головного мозга.

Задачи:

1. Закаливать организм детей.

2. Способствовать улучшению деятельности центральной нервной системы.

3. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

4. Формировать у детей умения заботится о своём здоровье.

5. Приобщать воспитанников к ценностям здорового образа жизни.

Ожидаемый результат

1. Укрепление здоровья детей.

2. Овладения навыками оздоровления. Освоения детьми упражнений игрового массажа.

3. Повышение у детей физической работоспособности.

4. Формирование эмоциональной сферы детей, подвижности нервных процессов.

Рекомендации

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не сильно нажимать на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, лишь слегка надавливая или легко поглаживая и постукивая. Массирующие движения следует выполнять от периферии к центру (от кистей к плечу и т. д.).

При массаже пальцев рук можно использовать следующие приёмы:

1. Вытягивание каждого пальца и надавливание на него.

2. Растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый палец колечко.

Для того чтобы массаж детьми не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Проводить его в игровой форме в сочетании с другими формами оздоровления.

Самомассаж проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Выполнять массаж следует вместе с педагогом и под его контролем.

Педагог должен использовать любую свободную минуту во благо ребенка. Предлагается использовать разнообразные упражнения для разных частей тела. Самомассаж можно провести во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом утренней гимнастики или игровой деятельности, т. е. в каждую свободную минутку. Продолжительность их невелика (всего 2-3 мин, а оздоровительный эффект очень большой. Желательно, чтобы самомассаж сопровождался легко запоминающимися стихами. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту.

Массаж обладает тонизирующим действием поэтому его нежелательно осуществлять перед дневным сном.

Практический материал

Массаж лица

Цель. Предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умения управлять мимикой, «лепить» красивое лицо.

1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она стала упругой.

2. Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по пять-шесть раз).

3. С усилием надавжтая на кожу, рисует красивый нзпю бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).

4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.

5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от

переносицы к носовым пазухам,подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.

Массаж рук

Цель. Воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущение легкости, радости.

1. «Мыть» кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.

2. Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.

3. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.

4. Растирать «мочалкой» всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и

предплечья; «смывать водичкой мыло»: одной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».

Массаж головы

Цель. Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.

2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3. Совершает спиралевидные движения вальцами от висков к затылку.

4. «Догонялки». Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.

5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок»

Массаж: ушных раковин

Цель. Вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах. Ребенок, сидя по-турецки, «лепит» ушки для Чебурашки или для доброго,милого слона:

1) поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;

2) ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);

3) нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»);

Читайте также:  Сочинение на тему польза зарядки

4) лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает семь-восемь вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);

5) с усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на рас 1-1,5 см.

Массаж ног

Цель. Воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, развивать гибкость суставов.

1. Ребенок, сидя по-турецки, подтягивает к себе стопу левой ноги, затем разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам., пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вы тягивает вперед носок, пятку,затем похлопывает ладошкой по всей стопе: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым.». То же – с правой ногой.

2. Поглаживает, пощипывает, с силой растирает голени и бедра. Делает пассы поочередно над каждой ногой, сначала «надевая» воображаемый чулок, затем «снимая его и сбрасывая».

движения вокруг лица.

Массаж спины «Дождик»

Движения выполняются в направлении сверху вниз.

Дождик бегает по крыше —

Бом! Бом! Бом! Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.

По веселой звонкой крыше —

Бом! Бом! Бом! Постукивают пальчиками.

— Дома, дома посидите —

Бом! Бом! Бом! Легко постукивают кулачками.

Никуда не выходите —

Бом! Бом! Бом! Растирают ребрами ладоней («пилят»).

Почитайте, поиграйте —

Бом! Бом! Бом! Кладут ладони на плечи ребе н ка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.

А уйду — тогда гуляйте.

Бом. Бом. Бом. Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.

Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж.

Массаж бедра «Дождик»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Легко, в ритме стихотворения постукивают пальчиками по бедрам.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал

Делают пилящие движения ребрами ладоней.

И устал,

И перестал.

Поглаживают бедра ладошками.

И. Токмакова

Массаж тела «Грибной дождик»

Дождевые капли,

Хлопают правой ладонью по левой.

Прыгайте в ладошки!

Так же хлопают по правой ладони.

Дождевые капли,

Вымойте мне ножки!

Пошлепывают ладошками по ногам от лодыжки вверх.

Дождевые капли,

Бейте по спине!

Стучат правой рукой по левому плечу сзади.

Левой рукой стучат по правому плечу.

Дождь грибной,

Но нужно

Подрасти и мне! Вытягивают обе руки вверх, выпрямляя спину.

Массаж пальцев «Умывалочка»

Оздоровительный тонизирующий эффект данного вида массажа связан с тем, что на кончиках пальцев находится множество биологически активных точек.

Знаем, знаем — да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-нож-ку.

Поочередно массируют каждый палец.

Нет, не понемножку —

Посмелей!

Будет умываться веселей!

Массируют височные впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращательные движения.

Массаж лица «Воробей» (по китайской методике)

Этот массаж повышает функциональную деятельность головного мозга, помогает при головных болях.

Сел на ветку воробей

И качается на ней. Энергично растирают ладони и кисти рук.

Раз-два-три-четыре-пять —

Не охота улетать. Двумя ладонями проводят от бровей до подбородка и обратно вверх (не слишком надавливая).

Массаж рук «Умывалочка»

1. «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения тепла.

2. Вытягиваем каждый пальчик.

3. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой, словно по стиральной доске.

Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, радости.

4. Трем «мочалкой» руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча и

Массаж кистей рук «Мышка»

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

«Хрум, хрум!»

Что за шум?

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

Принюхалась Мышка.

Дети скребут ногтями по коленям.

Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их. Трут ладони друг о друга.

Массаж биологически активных зон «Неболейка»

для профилактики простудных заболеваний

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

Указательными пальцами растирают крылья носа

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком.

Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его

движениями в стороны — вместе.

«Вилку пальчиками сделай, Массируй уши ты умело.

Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки перед и за ушами.

Знаем, знаем — да-да-да! —

Нам простуда не страшна! Потирают ладони друг о друга.

Массаж шейных позвонков Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует «солнышко», «морковку», «дерево».

1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

3. Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений дозвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какой вкус, цвет вызывают у детей рисунки, выполненные движением носа в воздухе.

Массаж тела «Лягушата»

Дети встают и выполняют движения, соответствующие тексту.

Лягушата встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки,

Спинки-тростинки.»

Ножками затопали,

Ручками захлопали.

Постучим ладошкой

По ручкам мы немножко.

А потом, потом, потом

Грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там,

И немного по бокам.

Хлопают ладошки

Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки. .

И ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква!

Прыгать весело, друзья!»

«Ладошки»

Вот у нас игра,какая: Хлопки в ладоши.

Хлоп, ладошка,

Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой Шлепки по левой руке от плеча к кисти.

Мы пошлёпаем немножко.

А потом ладошкой левой Шлепки по правой руке.

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом Легкое похлопывание по щекам.

Даже щёчки мы побьём.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлопки над головой.

Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп! Хлопки по коленям.

По плечам теперь похлопай! Шлепки по плечам.

По бокам себя пошлепай! Шлепки по бокам.

Можем хлопнуть за спиной! Шлепки по спине.

Хлопаем перед собой! Шлепки по груди.

Справа – можем! Поколачивание по груди справа, слева.

Слева – можем!

И крест накрест руки сложим!

И погладим мы себя. Поглаживание по рукам, груди, бокам,

Вот какая красота! Спине, ногам.

Массаж «Лиса»

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась. Движения выполняются соответственно тексту.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала —

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота! Все массажирующиедвижения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица-Лиса! Красуясь, выполнять полуобороты, корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.

До чего же хороша!

Массаж тела «Мурочка – «Снегурочка»

Мурка шёрстку прилизала. Дети поочерёдно поглаживают руки от кисти к плечу(2р).

Новый бантик повязала. Мягко поглаживают шею сверху вниз (4р).

Мурочка нашла в лукошке. Трут ладошки друг о друга.

Рукавички. Показывают ладошки.

И сапожки. Поглаживают колени.

Улыбнулась Мурочка. Ставят руки «полочкой» и качают головой вправо – влево.

– Я теперь – Снегурочка! Ставят руки на пояс и выпрямляют с пинку

Источник