Польза массажа для ребенка 3 месяцев

Сейчас многи мамы задаются вопросом:”А нужно ли делать массаж ребенку или это выкачивание денег?”. В этой статье очень подробно описано влияние массажа на малыша.
Под кат
Массаж – это один из древнейших способов исцеления, влияющий на все без исключения системы организма человека.
На сегодняшний день огромное значение массажа для гармоничного развития ребёнка единодушно признано и мамами, и педагогами, и педиатрами, и физиологами.
Массаж для детей является неотъемлемой частью их успешного физического и нервно-психического развития. Прикосновение жизненно важно для ребенка. Чем больше мы прикасаемся к малышу, тем более защищенным он себя чувствует. Во время массажа происходит колоссальное воздействие на нервную систему, через рецепторы, находящиеся на коже младенца. Доказано, что нервная система, в свою очередь, стимулирует развитие всех систем детского организма.
Регулярный массаж для детей, как механический раздражитель, способствует усилению кровообращения, что крайне необходимо, так как у младенцев идет усиленный рост всех тканей и внутренних органов. Массаж для детей усиливает лимфоток, повышает сопротивляемость организма к инфекциям. Во время массажа отмечается повышенная выработка гипофизом эндорфинов и гормона роста. Именно поэтому дети, регулярно получающие сеансы массажа, более жизнерадостные, лучше растут, набирают вес и увеличивают мышечную массу.
Кроме того, массаж способствует лучшей адаптации детского организма к условиям окружающей среды. Изменение температуры окружающей среды провоцирует легкий стресс, на который ребенок реагирует мышечным спазмом. Частые продолжительные стрессы задерживают развитие. Ежедневный массаж учит расслабляться в ответ на стресс, увеличивает выносливость, улучшает адаптивные
возможности ребенка. Поскольку массаж совмещается с закаливающими процедурами и воздушными ваннами, отмечается повышение иммунитета и способности ребёнка противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды.
Более того, массаж для детей должен быть ежедневным, он поможет ребёнку справиться с нагрузкой не только физической, но и эмоциональной. Доказано, что массаж живота способствует лучшему пищеварению ребёнка и устраняет колики. Очень часто колики являются причиной беспокойства, и вызывают нарушения сна. Массаж и гимнастика укрепляют костно-мышечную систему ребёнка, позволяют сделать позвоночник сильным и гибким! Это важно для ребёнка, потому что нагрузка на костно- мышечную систему усиливается с каждым месяцем все больше и больше. Ребенок прибавляет в весе и осваивает сложные движения. Он начинает сидеть, ползать, ходить, поэтому нужно позаботиться о том, чтобы он это сделал правильно, чтобы в последующем не деформировался позвоночник.
Массаж не только улучшает физическое развитие, но и развивает умственные способности. Даже при легком поглаживании огромное количество импульсов направляется в центры и кору головного мозга. Осваивая новые движения, ребенок начинает осознанно интересоваться окружающим миром. Массаж кистей рук и стоп малыша стимулирует центры речи. Чем раньше ребенок заговорит, тем больше он будет общаться с взрослыми и узнавать об окружающем мире. Его развитие будет более гармоничным. Когда массаж малышу проводит мама, то наблюдается их эмоциональное сближение, благодаря регулярному тесному тактильному контакту. Психологи утверждают, что такие дети растут более отзывчивыми и любящими, уверенными в любви своих близких.
Влияние массажа на сон ребенка
Крепкий сон ребенка – залог его здоровья. Если ваш малыш капризничает перед сном, сделайте ему массаж за час до сна. Это поможет ему успокоиться и расслабиться.Выявлено, что у детей, которым ежедневно проводят массаж, становиться более организованным режим дня (система сон – бодрствование).
Механизмы благотворного влияния массажа на организм ребёнка
Кожа ребёнка первого года жизни богата различными рецепторами, которые реагируют на изменение температуры окружающей среды, на прикосновение, на давление, на механическое воздействие.
В ходе массажа происходит мягкое влияние на различные структуры центральной нервной системы, повышается её тонус, улучшается её способность контролировать происходящие в организме процессы.
Чем чаще и разнообразнее будет это воздействие, тем быстрее произойдёт становление основных функций организма ребёнка. Массаж также способствует нормальному формированию двигательных реакций и развитию положительных эмоций, помогает ребёнку быстрее почувствовать собственное тело.
От кожных рецепторов начинаются рефлекторные дуги, замыкающиеся не только через кору головного мозга. Известны, так называемые, кожно-висцеральные рефлексы, когда раздражение определённых участков кожи вызывает рефлекторное повышение активности взаимосвязанных с ними внутренних органов. Таким образом, в ходе массажа происходит рефлекторное воздействие на важные органы и системы организма ребёнка.
Механическое раздражение кожных рецепторов способствует интенсификации местного кровообращения, благодаря чему в ткани поступает больше питательных веществ и кислорода.
Доказано позитивное влияние массажа на лимфатическую систему ребёнка – после массажа лимфообращение усиливается, из организма быстрее выводятся продукты обмена.
Информацию подготовила: Корсак И.А., инструктор – методист физической реабилитации.
Êàê óòâåðæäàþò âðà÷è è ó÷¸íûå, ðåãóëÿðíûå êóðñû ìàññàæà – íåîáõîäèìîå óñëîâèå äëÿ ïîääåðæàíèÿ äåòñêîãî çäîðîâüÿ. Ìàññàæ ñïîñîáåí îáåñïå÷èòü ãàðìîíè÷íîå ðàçâèòèå íîâîðîæäåííîìó, ïðåäîòâðàòèòü èëè óñòðàíèòü ïàòîëîãèè â íåæíîì âîçðàñòå è íå äîïóñòèòü áîëåçíåé â äàëüíåéøåì. Ìàññàæ ïîìîãàåò ðåáåíêó àäàïòèðîâàòüñÿ â ñàäèêå è øêîëå, ïîâûñèòü èììóíèòåò è äàæå èíòåëëåêò. È ýòî äàëåêî íå âñ¸, íà ÷òî ñïîñîáåí ìàññàæ, åñëè îí âûïîëíåí ãðàìîòíûìè ñïåöèàëèñòàìè.
Öåíòð ìåäèöèíñêîãî ìàññàæà NOVI ïðåäëàãàåò óñëóãè âñåõ âèäîâ ïðîôèëàêòè÷åñêîãî è ëå÷åáíîãî ìàññàæà äëÿ äåòåé âñåõ âîçðàñòîâ, íà÷èíàÿ ñ ìëàäåí÷åñêîãî è çàêàí÷èâàÿ ïîäðîñòêîâûì.
Çäîðîâûé ñòàðò
Ïåðâûé ãîä æèçíè ðåá¸íêà – ñàìîå “ãîðÿ÷åå” âðåìÿ, êîãäà åãî îðãàíèçì ðàçâèâàåòñÿ îñîáåííî áóðíî. Èìåííî â ýòîò ïåðèîä ìàëûø ó÷èòñÿ äåëàòü ñâîè ïåðâûå îñîçíàííûå äâèæåíèÿ, äåðæàòü ãîëîâêó, ñèäåòü, ïîëçàòü, âñòàâàòü íà íîæêè. Ýòî îäíà èç ïðè÷èí, ïî êîòîðîé ãðàìîòíûå ïåäèàòðû íàçíà÷àþò êóðñû ìàññàæà äàæå çäîðîâûì äåòÿì.
 èäåàëå, íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ìàëåíüêîìó ÷åëîâå÷êó íåîáõîäèìî ïðîâåñòè òðè êóðñà ìàññàæà – â ïîëóòàðîìåñÿ÷íîì, øåñòèìåñÿ÷íîì è 10-12-ìåñÿ÷íîì âîçðàñòå.
Ïðîôåññèîíàëüíûé ìàññàæ óêðåïëÿåò ìûøöû è êîñòè ìëàäåíöà, ïîâûøàåò âûíîñëèâîñòü è èììóíèòåò, áëàãîòâîðíî âëèÿåò íà íåðâíóþ è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòóþ ñèñòåìû, æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò, óñêîðÿåò ôèçè÷åñêîå è óìñòâåííîå ðàçâèòèå.
Ó÷¸íûå äîêàçàëè, ÷òî ìëàäåíöû, êîòîðûì ðåãóëÿðíî äåëàþò ìàññàæ, áûñòðåå íà÷èíàþò äåðæàòü ãîëîâêó, ïîëçàòü è õîäèòü, ìåíüøå ïëà÷óò è ëó÷øå ñïÿò.
Åù¸ áîëåå âàæåí ìàññàæ äëÿ äåòåé îñëàáëåííûõ, ÷àñòî áîëåþùèõ, íåäîíîøåííûõ èëè ðîäèâøèõñÿ ñ íåáîëüøèìè îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè. Ìàññàæ ñïîñîáåí ïðåäîòâðàòèòü èëè ïîëíîñòüþ óñòðàíèòü îïðåäåëåííûå ïðîáëåìû, òàêèå êàê ïîâûøåííûé èëè ïîíèæåííûé òîíóñ ìûøö, äèñïëàçèÿ òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâîâ, êðèâîøåÿ è äðóãèå. Ìàññàæ ïî áîðüáå èëè äëÿ ïðîôèëàêòèêè êðèâîøåè è òàçîâîé äèñïëàçèè ðåêîìåíäóåòñÿ íîâîðîæäåííûì îò 0 äî 3 ìåñÿöåâ.
Îñîáåííî ÷àñòî çà ïîñëåäíèå äåñÿòèëåòèÿ ó ìëàäåíöåâ ôèêñèðóåòñÿ ïîâûøåííûé òîíóñ (ãèïåðòîíóñ) ìûøö, êîòîðûé ìîæåò ïðèâåñòè ê çàäåðæêàì ôèçè÷åñêîãî, à èíîãäà è óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ. Ìàññàæ äëÿ êîððåêöèè ãèïåðòîíóñà ïîêàçàí äåòÿì â âîçðàñòå îò 3 ìåñÿöåâ.
Åñëè âîâðåìÿ íå óñòðàíèòü ãèïåðòîíóñ ìûøö, ïðîáëåìà ïðîÿâèòñÿ ïîçæå, êîãäà ðåá¸íîê íàó÷èòñÿ õîäèòü è àêòèâíåå ïîçíàâàòü îêðóæàþùèé ìèð.
Ìàññàæ â 3-ìåñÿ÷íîì âîçðàñòå ñïîñîáñòâóåò òàêæå óêðåïëåíèþ ìûøö ñïèíû, áëàãîäàðÿ ÷åìó ðåá¸íîê ñìîæåò íàó÷èòüñÿ ñèäåòü è ïðàâèëüíî ïîëçàòü â ïîëîæåííûå ñðîêè. Ñ 6 ìåñÿöåâ äî ãîäà ìàññàæ ïîëåçåí äëÿ óêðåïëåíèÿ íîæåê, îí ïîìîãàåò ðåá¸íêó âîâðåìÿ ñäåëàòü ñâîè ïåðâûå øàãè.
Ïîäãîòîâêà ê ïîçíàíèþ ìèðà
Ïîñëå ãîäà ðåá¸íîê âñ¸ àêòèâíåå ïðèìåíÿåò íîâîïðèîáðåòåííûå íàâûêè ïîçíàíèÿ ìèðà. Òîïàíüå ïèíåòîê ïî ïîëó ñòàíîâèòñÿ âñ¸ ÷àùå, ìàëûø ïîñòîÿííî â äâèæåíèè – òîëüêî óñïåâàé ëîâèòü.
Îðãàíèçì ðåá¸íêà ðàçâèâàåòñÿ ñêà÷êàìè, è íå âñåãäà ïîñïåâàåò çà ïîðûâàìè åãî ýìîöèé. Êîñòíî-ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà åù¸ íå ñîâåðøåííà, è åé íåîáõîäèìà ïîääåðæêà. Îäíà èç ñàìûõ âàæíûõ çàäà÷ â äàííûé ïåðèîä – ïðåäîòâðàùåíèå äåôîðìàöèé îñàíêè.
Åñòåñòâåííûå èçãèáû ïîçâîíî÷íèêà ó äåòåé ýòîãî âîçðàñòà óæå ñôîðìèðîâàíû, òåïåðü ãëàâíîå – “çàêðåïèòü” èõ â ïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè.  ýòîì ïîìîæåò ïðîôåññèîíàëüíûé ìàññàæ.
Êðîìå òîãî, â âîçðàñòå îò 3 äî 5 ëåò àêòóàëüíà ïðîôèëàêòèêà äåôîðìàöèé íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, òàêèõ êàê Õ-îáðàçíûå èëè Î-îáðàçíûå íîæêè. Ïîäîáíûå ïðîáëåìû ìîãóò áûòü ñëåäñòâèåì èçáûòî÷íîé ìàññû òåëà ðåáåíêà, ñëàáîñòè ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà èëè ðàõèòà.
Ñòàòèñòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî â 50% ñëó÷àåâ ïîëîæèòåëüíûé ðåçóëüòàò êîððåêöèè ïàòîëîãèé êîñòåé íèæíèõ êîíå÷íîñòåé ó ðåá¸íêà çàâèñèò èñêëþ÷èòåëüíî îò åãî ðîäèòåëåé, êîòîðûå âîâðåìÿ îáðàòèëèñü ê âðà÷ó è ìàññàæèñòó.
Âàæíî òàêæå îòìåòèòü, ÷òî ìàññàæ â âîçðàñòå äî ãîäà ïîìîãàåò èçáåæàòü ðàçâèòèÿ ïëîñêîñòîïèÿ. Ñâîäû ñòîïû ôîðìèðóþòñÿ ó ðåáåíêà äî 4-õ ëåò. Èíîãäà âðà÷ ìîæåò ïîñòàâèòü äèàãíîç “ïëîñêîñòîïèå” è äâóõëåòíåìó ìàëûøó, íî â ýòîì ñëó÷àå ðå÷ü èä¸ò ëèøü î ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê äàííîìó çàáîëåâàíèþ. Âîâðåìÿ ïðîâåäåííûå êóðñû ñïåöèàëüíîãî ìàññàæà ñòîï ñïîñîáíû îñòàíîâèòü ðàçâèòèå ïëîñêîñòîïèÿ.
 âîçðàñòå îò ãîäà äî ñåìè ìàññàæ ïîäãîòàâëèâàåò îðãàíèçì ðåáåíêà ê ïðåäñòîÿùèì íàãðóçêàì, ðàçâèâàÿ êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé, äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü, ëîâêîñòü è ÷óâñòâî ðàâíîâåñèÿ.
Íå ñëåäóåò çàáûâàòü, ÷òî ìàññàæ ïîçèòèâíî âëèÿåò è íà íåðâíóþ ñèñòåìó äîøêîëüíèêà, óñêîðÿåò åãî èíòåëëåêòóàëüíîå è ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå.
Ýòî îñîáåííî âàæíî äëÿ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè ðåáåíêà – êàê â äåòñêîì ñàäó, òàê è ïåðåä øêîëîé.
Çàëîã íà ñ÷àñòëèâîå áóäóùåå
Ïåðâûé ðàç â ïåðâûé êëàññ! Øêîëà äëÿ áûâøåãî “ïîäãîòîâèøêè” – ýòî, êîíå÷íî, çäîðîâî è èíòåðåñíî. Îäíàêî òîëüêî â÷åðà âàø ðåá¸íîê ìîã áåãàòü è ïðûãàòü, êîãäà çàõî÷åòñÿ, à ñåãîäíÿ îí âûíóæäåí ÷àñàìè ñèäåòü çà ïàðòîé, ïîðîé â íåêîìôîðòíîé ïîçå, íå èìåÿ âîçìîæíîñòè âñòàòü è ðàçìÿòüñÿ â ëþáîé ìîìåíò. Âå÷åðîì òîæå íå ëåã÷å – íàäî äåëàòü óðîêè, è îïÿòü – çà ñòîëîì.
Ðåçóëüòàò – íàïðÿæåíèå â øåéíî-âîðîòíèêîâîé çîíå, êîòîðàÿ äîëãîå âðåìÿ íàõîäèòñÿ â ñîñòîÿíèè íåïîäâèæíîñòè. Åñëè âîâðåìÿ íå ïðèíÿòü ìåðû, íàïðÿæåíèå â ïîçâîíî÷íèêå ìîæåò âïîñëåäñòâèè âûëèòüñÿ â ñêîëèîç, îñòåîõîíäðîç è õðîíè÷åñêèå áîëè â ñïèíå, à òàêæå â ãîëîâíûå áîëè.
Ñïåöèàëèñòû íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäóþò ïðîâîäèòü êóðñû ìàññàæà øêîëüíèêàì âñåõ âîçðàñòîâ íå ðåæå 2-3 ðàç â ãîä êóðñàìè ïî 10-15 ñåàíñîâ. Åñëè æå ïåðâûå ïðèçíàêè óïîìÿíóòûõ çàáîëåâàíèé óæå ïðîÿâèëèñü, íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó, ÷òîáû òîò íàçíà÷èë ðåá¸íêó êóðñû ëå÷åáíîãî ìàññàæà.
Îäíè èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàí¸ííûõ çàáîëåâàíèé XXI âåêà – îñòåîõîíäðîç è ñêîëèîç. Âî âçðîñëîì âîçðàñòå ñêîëèîç êîððåêöèè ïðàêòè÷åñêè íå ïîääàåòñÿ.
Ðåãóëÿðíûå êóðñû ìàññàæà ó âçðîñëûõ ìîãóò ëèøü îñòàíîâèòü äàëüíåéøåå ïðîãðåññèðîâàíèå ñêîëèîçà, îäíàêî îáðàòíî óæå íè÷åãî íå âåðíóòü. Êàê ïîêàçûâàåò ïðàêòèêà, áîëüøèíñòâî “ñêîëèîçíèêîâ” “çàðàáîòàëî” äàííûé íåäóã èìåííî â øêîëå. Ïðè÷èíû – íåïðàâèëüíàÿ ïîñàäêà çà ïàðòîé, íåäîñòàòîê äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè è ðåãóëÿðíûõ ñåàíñîâ ïðîôèëàêòè÷åñêîãî ìàññàæà.
Âûâîä ïðîñò: çäîðîâüå ñåãîäíÿøíèõ øêîëüíèêîâ â áóäóùåì – îòâåòñòâåííîñòü èõ ðîäèòåëåé.
È åù¸ îäèí âàæíûé ìîìåíò. Ðåá¸íîê-îòëè÷íèê – ìå÷òà ëþáûõ ïàïû è ìàìû. Íî íå âñåãäà îíà ñîâïàäàåò ñ ðåàëüíîñòüþ. Ìîæíî ñêîëüêî óãîäíî çàñòàâëÿòü ñâî¸ “íåïóò¸âîå ÷àäî” ðåøàòü çàäà÷è è çàïîìèíàòü ïàðàãðàôû íàèçóñòü, íî åñëè äåëî íå â åãî èíòåëëåêòóàëüíûõ ñïîñîáíîñòÿõ è ïðèëåæíîñòè, ýòèì íè÷åãî íå äîáüåøüñÿ. Èíîãäà ïðè÷èíàìè øêîëüíûõ äâîåê ìîæåò áûòü áàíàëüíàÿ ôèçèîëîãèÿ.
Ìàññàæ ñïèíû è øåéíî-âîðîòíèêîâîé çîíû ïîëîæèòåëüíî âîçäåéñòâóåò íå òîëüêî íà ìûøöû, íî è íà öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó.
 ðåçóëüòàòå ìàññàæà ðàçäðàæàåòñÿ öåíòð êîðû áîëüøîãî ìîçãà, ñîçäàâàÿ òåì ñàìûì î÷àãè âîçáóæäåíèÿ, êîòîðûå îêàçûâàþò òîíèçèðóþùåå äåéñòâèå íà öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó è ìîçãîâîé êðîâîòîê. Êàê ðåçóëüòàò – ñíÿòèå õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè, óñòðàíåíèå àïàòèè è íåðâíîãî âîçáóæäåíèÿ, ïîâûøåíèå èíòåëëåêòóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé. Ìàññàæ äëÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ áëàãîòâîðíî âëèÿåò íå òîëüêî íà èõ ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå, íî è íà óìñòâåííîå. Ýòî äîêàçàííûé ôàêò.
Ìåäèöèíñêèé öåíòð NOVI ïðåäëàãàåò ñâîèì êëèåíòàì âñå âèäû ëå÷åáíîãî, ïðîôèëàêòè÷åñêîãî è îáùåãî ìàññàæà. Ïîìèìî ìàññàæà äëÿ âçðîñëûõ, ê âàøèì óñëóãàì: ìàññàæ äëÿ ãðóäíè÷êîâ, äåòñêèé ìàññàæ è ìàññàæ äëÿ ïîäðîñòêîâ.
 Öåíòðå NOVI âåäóò ïðèåì êâàëèôèöèðîâàííûå ñïåöèàëèñòû ñ ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì è ñòàæåì ðàáîòû îò 5 ëåò. Ìàññàæ âîçìîæåí êàê íà äîìó, òàê è â ìàññàæíîì öåíòðå.
Æä¸ì âàñ ïî àäðåñó:
Öåíòð ìåäèöèíñêîãî ìàññàæà NOVI
ã. Åêàòåðèíáóðã, óë. Áàæîâà, 189
òåë. (343) 254-06-60
ñàéò íîâè66.ðô
ÈÌÅÞÒÑß ÏÐÎÒÈÂÎÏÎÊÀÇÀÍÈß. ÍÅÎÁÕÎÄÈÌÀ ÊÎÍÑÓËÜÒÀÖÈß ÑÏÅÖÈÀËÈÑÒÀ.
Íà ïðàâàõ ðåêëàìû
Большинство родителей считают, что всем без исключения детям полезен и нужен массаж. Но какой и когда — знают лишь единицы. Известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает о том, какие виды массажа бывают, для чего и как они делаются, и можно ли справиться с этой задачей самостоятельно
Что это такое?
Массаж – это оздоровительная и лечебная процедура, призванная активизировать физиологические процессы в тканях и мышцах, улучшить кровоснабжение. Этот способ лечения описывали еще древние врачи Авиценна и Гиппократ. И сегодня трудно себе представить комплексное лечение без рекомендаций доктора сделать массаж. Особенно это полезная и приятная процедура показана детям. При разных заболевания у малышей применяются различные виды массажа.
Виды массажа
Массаж, в зависимости от причины, по которой он назначен, бывает разным:
- Профилактический;
- Косметический;
- Лечебный;
- Реанимационный;
- Расслабляющий.
Все виды массажа, по словам доктора Комаровского, основаны на трех способах воздействия — поглаживание (трение), давление, вибрация.
Когда массаж вредит?
Евгению Комаровскому приходят тысячи писем, в которых родители пишут о том, что их лечащий педиатр настоятельно рекомендовал массаж ребенку до года, и даже посоветовал конкретную массажистку. Жалуются мамы и папы не на то, что услуги такой массажистки обходятся очень недешево, а на то, что ребенок весь сеанс массажа каждый день истошно орет. Безусловно, от таких «оздоровительных» процедур пользы будет немного, говорит Евгений Комаровский.
Ребенок плачет потому, что ему неприятны прикосновения постороннего для него человека, возможно, они доставляют ему не только психологический дискомфорт, но и вполне осязаемые болевые ощущения. Делать ли такой массаж дальше или нет — решать родителям, но здравый смысл подсказывает, что продолжать истязания не стоит.
Если педиатр назначил массаж, и ходить на него нужно в поликлинику, сидеть с ребенком в очереди, подвергать его риску заражения вирусными и прочими инфекциями — от такого массажа тоже лучше отказаться. Весь оздоровительный эффект процедур будет перечеркнут первой же ОРВИ.
Лучший массаж — это процедура, которую выполнила мама собственноручно. Ребенку первого года жизни очень важен тактильный контакт именно с мамой, особенно если ребенок находится на искусственном вскармливании. Поэтому родителям важно научиться делать оздоровительные процедуры (гимнастику, массаж) самостоятельно.
От младенческих колик
По словам доктора Комаровского, это очень эффективный способ облегчить ребенку состояние при коликах в самом раннем возрасте. Массировать животик крохи следует строго по часовой стрелке, без сильного давления, используя, в основном, легкие поглаживания вокруг пупка.
После массажа на несколько минут желательно выложить младенца на животик, чтобы облегчить газоотведение. Делать массаж нужно теплыми руками. Количество сеансов в день не ограничено, можно делать его перед каждым кормлением.
При кашле
При влажном кашле, а также на завершающей стадии заболевания, связанного с появлением кашля, когда ребенку важно быстро откашляться, Евгений Комаровский рекомендует делать вибрационный массаж. Он основан на перкуссионном воздействии — постукиваниях. Грудного ребенка кладут животиком на одну руку взрослого, кончиками пальцев другой руки аккуратно простукивают спинку в районе бронхов, затем такие же движения повторяют на груди.
Ребенка постарше следует разместить на коленях лицом вниз, чтобы головы была на уровень ниже попы. Сначала простукивают кончиками пальцев спинку, а затем грудь. После этого ребенка просят принять вертикальное положение и откашляться.
Дренажный массаж не делается в остром периоде заболевания, пока у ребенка повышена температура. Комаровский рекомендует делать перкуссионный массаж не раньше, чем на пятые сутки после начала заболевания.
Общеукрепляющий для хорошего сна
Начинать делать такой детский массаж Евгений Комаровский рекомендует сразу после возвращения из роддома. Он основан на поглаживаниях. Ребенку это приятно и полезно. Начиная с 2-3 месяцев к поглаживаниям можно добавить разминание мышц ручек, ножек, спинки, а в 4 месяца ребенок должен каждый день перед купанием получать полноценный сеанс массажа, в котором будут сочетаться все три типа воздействия. Если мама не будет лениться и будет ежедневно проводить такую процедуру на протяжении 15-25 минут, то ребенок сможет крепко спать, у него станет меньше проблем с аппетитом и настроением.
Для снижения гипертонуса мышц
Такой массаж назначается довольно часто, как минимум 9 из 10 детей после обязательного осмотра у невролога в 3 месяца, получают такую рекомендацию. Евгений Комаровский говорит, что гипертонус ножек и ручек свойственен всем детям без исключения, обычно он проходит и без особых манипуляций к 4-5 месяцам. Поэтому делать массаж или нет — вопрос, который остается на усмотрение родителей. Делать его обязательно при гипертонусе нужно только тогда, когда доктор не просто сказал, что у ребенка повышенный тонус, но и назвал конкретный неврологический диагноз. Тонус сам по себе таким диагнозом не является.
При ДЦП и других подобных заболеваниях маме обязательно следует обучиться приемам лечебного массажа. Они разнообразны, и в зависимости от диагноза (кривошея, ДЦП, плосковальгусные стопы и др.), врач назначит разные приемы и разную продолжительность процедур.
При непроходимости слезного канала
При таком, довольно распространенном у малышей заболевании (дакриоцистите) массаж является основным методом консервативного лечения. Для этого маме нужно указательными пальцами нащупать бугорок между переносицей и глазом. На слезный мешочек (бугорок) следует слегка надавить и вибрирующим движением опустить палец вниз к носу. Такой дренажный массаж способствует отхождению застоявшейся слезной жидкости и постепенному полному выздоровлению ребенка.
Советы
Соизмеряйте силу давления, не делайте ребенку больно. Комаровский советует проверить свои силы очень простым способом — положить указательный палец на собственное глазное яблоко и начать давить. Как станет больно — это и есть предельная сила нажатия на детскую кожу.
Сухое трение, если при манипуляциях не используются масла или детский крем, может стать отдельной причиной детского плача во время процедуры. Комаровский советует обязательно использовать специальные средства, которые сделают воздействие на кожу малыша приятным. Важно, чтобы масло для детей до года жизни было съедобным и без запаха. Лучше всего для этих целей подходят оливковое масло, персиковое масло.
Если ребенок выкручивается, старается перевернуться, плачет или вообще засыпает во время массажа, процедуру следует прекратить.
Если хочется воспользоваться услугами профессионального массажиста, важно не попасть в лапы мошенников.
Если вам требуются лечебные процедуры, у ребенка стоит определенный диагноз, обязательно следует обратиться к специалисту, который научит вас делать все приемы правильно.
Если массаж нужен для общего укрепления, Комаровский советует не обращаться к массажистам по объявлению, поскольку такие манипуляции любая мама в состоянии сделать сама.
Какие бывают виды массажа, когда и кому он показан, какова его основная цель и бывают ли противопоказания? На все эти вопросы ответит доктор Комаровский в видео ниже.