Польза летнего отдыха для детей

Польза летнего отдыха для детей thumbnail

Летний отдых с пользой для детей

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% – от образа жизни.

На фоне экологического неблагополучия, небывалого роста болезней цивилизации, нужно научиться сохранять и укреплять своё здоровье. Кроме того, нужно помнить, что сегодня идеально здоровых детей практически нет. По данным российской статистики, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей. Поэтому хочется напомнить родителям, что здоровье ребенка в наших с вами руках. Основное средство предупреждения простудных заболеваний — естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.

Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.

В жаркие дни, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Но наше сибирское лето не всегда бывает жарким. И важно использовать прохладные дни для закаливания детского организма.

 Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей, кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.

Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут. Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Купание – прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней или стекла. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Может на озеро или на детскую площадку?

Помните, уважаемые родители, что совместный с ребенком поход – это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.

Посмотрите вокруг глазами ребенка-сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем-то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым.

Речь ваша, дорогие родители – эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.

В совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости. На природе ребенок может бегать , прыгать, кидать и ловить, искать и прятаться.

Можно взять с собой на озеро гуашевые краски и порисовать прямо на теле друг друга или раскрасить камушки и шишки.

Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка – посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Детям интересно посмотреть на витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели.

Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.

Читайте также:  Шоколад польза и вред состав

Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.

В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником.

Вспомните, как проводили интересно время вы, когда были ребенком. Чему вы удивлялись, радовались? Какие открытия совершали во время прогулок? Вспомните ваши любимые игры и поделитесь с ребенком своими воспоминаниями. Поиграйте вместе с ним!

Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком.

Желаю вам приятного лета и крепкого здоровья вам и вашим малышам!

Педагог–психолог МАДОУ «Верхнекетский детский сад»- Русских В.И.

Источник

Сегодня вопросы детского отдыха актуальны как никогда. Во-первых, новый формат обучения внес свои коррективы в детский режим. Во-вторых, пока еще не все возможности отдыха доступны для подрастающего поколения. Но в общем и целом все проблемы, которые встают перед родителями, когда наступает пора длительного отдыха детей, остались в силе — ведь дети на каникулах 3 месяца, а значит, их надо чем-то занимать.

Естественно, родителям хочется, чтобы их дети могли отдохнуть по максимуму, поправили здоровье, выспались и отключились от учебных и прочих нагрузок. Однако как правильно организовать летние каникулы с максимальной пользой, знают не все. АиФ.ru спросил у практиков, как лучше и продуктивнее всего решить эту проблему.

Мама-практик

Польза летнего отдыха для детейУ Алсу Копыловой 4 детей, и она как никто другой знает, насколько сложно организовать отдых для всех. Если раньше в семье детей летом старались освобождать от уроков и занятий по развитию, то сейчас — нет. Ведь конец года, проведенный на дистанционном обучении, не так сильно перегрузил детей — не было столь ранних подъемов, контрольных и жесткого расписания. «Поэтому мы решили, что можно и летом понемногу продолжать учиться. Мы оставили чтение, математику, английский. Без фанатизма. 20 минут чтения, 15 минут решение каких-то логических задач, 15 минут на английский: чтение и пересказ, повтор лексики», — говорит Алсу.

Обычно же в семье для полноценного отдыха на каникулах действуют другие правила. «Во время каникул есть и ряд правил, которых мы всегда придерживаемся. Первое — нужно дать детям выспаться. Второе — нужно дать детям больше свободы, пусть занимаются чем хотят, с условием выделять время на уроки. Единственное, что всё-таки должны контролировать родители — это то, чем интересуются дети, что смотрят в интернете и с кем общаются», — говорит многодетная мать.

Ну и, конечно же, для укрепления здоровья вся семья старается выезжать на море. Это заметно повышает иммунитет у детей и снижает риски заболеть.

Польза летнего отдыха для детей

Психологический взгляд

Правильный отдых для ребенка — это возможность разгрузить нервную систему. При этом в мире интерактивных игр и цифровых гаджетов сложно полностью отключиться. «Чтобы отдых был полноценным, нужно сменить обстановку. Речь не обязательно идет про поездку на море: не у всех родителей есть такая возможность, а уж тем более в этом году. Можно отправить ребенка на какое-то время к бабушке, на дачу или к друзьям. Главное, чтобы обстановка была другой. Кроме того, очень важно сохранить и физическую активность, и умственную нагрузку. Неправильно загрузить ребенка на каникулах интеллектуальными занятиями и не дать возможность ему набегаться во дворе», — говорит нейропсихолог, клинический психолог Ирина Хвингия.

Специалист рекомендует в этом году в первую очередь дать детям отдохнуть физически, ведь за два месяца изоляции они не имели возможности активно проводить время, их нагружали только умственно.

«Для отдыха мозга важно чередовать произвольную и непроизвольную деятельность. Непроизвольная деятельность — это то, что ребенку нравится делать самому: увидел конструктор, схватил и начал играть. Если же мама говорит: „Вот тебе конструктор, поиграй“, — то это уже деятельность произвольная. Сейчас задача — дать возможность детям делать то, чем они сами хотят заниматься, чтобы их мозг немного отдохнул.

Желательно побольше активных игр. На даче можно организовать какие-то эстафеты, соревнования, какие-то командные игры. Лучше уйти от настольных игр в сторону физической активности. Нужно постараться к сентябрю восполнить пробелы, иначе концентрация внимания с началом учебного года будет снижена. Детки, чьи родители старались все лето развивать их по полной, могут быть очень умненькими, а за лето стать еще умнее, но уроки делать по три часа, потому что физически они не будут в состоянии выдержать нагрузку.

Польза летнего отдыха для детей

Если говорить об активном отдыхе, то лучшего нейротренажёра, чем „Твистер“, я давно не видела. Эта игра позволяет ребенку использовать разнонаправленные движения разноименных конечностей. Это и весело, и полезно. Не мешает вспомнить игры из нашего детства: „картошка“, „вышибала“, „резиночка“.

Главное табу на летний период — это длительный просмотр телевизора, интернет-контента в телефоне, многочасовые игры на компьютере. Это всегда нагрузка на мозг. Учитывая, что в этом году у школьников уроки шли дистанционно, на эти летние каникулы я бы вообще порекомендовала отлучить детей от гаджетов.

Очень важны прогулки на свежем воздухе в любое время года. Когда мы говорим об активизации всех психических процессов, мы в первую очередь говорим о прогулках на свежем воздухе», — советует Ирина Хвингия.

Польза летнего отдыха для детей

Советы педиатра

Здоровье детей — ключевой пункт в организации отдыха. А значит, стоит поинтересоваться и у педиатра, как лучше обеспечить пользу каникул. «Три месяца каникул — достаточное время, чтобы дети отдохнули. С наступлением лета постарайтесь забыть о прописях и учебниках. Отдельный вопрос касается летних заданий по разным предметам.

Если вы намерены выполнить его, не спешите загружать ребенка. Как минимум первые два летних месяца об учебе можно не вспоминать, а потом делать по страничке, чтобы ребенок восстановил в памяти все то, что он учил целый год. В сентябре детей ждет тестирование, которое невозможно было провести полноценно во время режима самоизоляции, и, конечно, никому бы не хотелось показать плохой результат. Если у вас ребенок, имеющий дефицит памяти, кругозора, внимания, и вы переживаете, что он оказался летом „выключенным“ из учебы, учите его играя.

Помните, в детстве мы играли в игру „Я знаю пять имен/городов/растений/животных“? Кидали друг другу мяч и называли либо города, либо животных. Вы можете делать то же самое. Для этого и большой компании не нужно. Более того, так же можно решать примеры, подбирать однокоренные или проверочные слова, учить таблицу умножения. Играя, вы можете работать над укреплением памяти. Могу посоветовать, например, игру „Снежный ком“. Первый игрок говорит, например, фразу: „Жила-была девочка Маша“. Второй игрок повторяет эту фразу и добавляет свою: „Жила была девочка Маша. У нее была зеленая кожа“. Первый игрок повторяет вторую фразу и добавляет третью: „Жила была девочка Маша. У нее была зеленая кожа. Потому что она не отмыла грим после съемок в фильме „Царевна-лягушка“.

Читайте также:  Счастье для волос вред и польза

Польза летнего отдыха для детей

Если вы не настаиваете на выполнении ребенком домашнего задания, в этом тоже нет ничего плохого. Ребенок нуждается в перезагрузке. Для него наступило время активных игр, беготни, походов. Пусть левое полушарие, которое трудилось на протяжении всего учебного года, отдыхает, а правое, с которым связано движение, работает.

Сейчас мы ограничены в дальних путешествиях, не все решатся на поездку на море и в пределах страны. Многие остаются в городе. Не сидите целыми днями дома. Ребенку нужно двигаться и дышать свежим воздухом. По возможности отправляйтесь в лесопарки и гуляйте там. Необходимость в дистанции по-прежнему актуальна, поэтому я рекомендую купить те игрушки, которые не требуют командной игры и не навевают скуку. Это, например, велосипед (для опорно-двигательного аппарата ребенка он безопаснее, чем самокат), нейроскакалка (не более трех раз в неделю), конструктор, мелки, мыльные пузыри.

Польза летнего отдыха для детей

Хорошо, если есть дача. Это лучше, чем сидеть в четырех стенах. Поезжайте туда со стопкой книг. Ребенок волей-неволей будет лишен компьютера и будет больше читать. Кроме этого, на даче есть шанс заняться оздоровлением чада, укреплением его иммунитета. Если ребенок бегает по участку босиком — это способствует его закаливанию и укрепляет мышцы стопы, что служит профилактикой плоскостопия. Если ребенок ест ягоды, овощи и фрукты „с куста“, собирает их, моет — он тут же получает больший заряд витаминами, а именно витамином С, который очень быстро разрушается в результате воздействия света и хранения. На даче можно поставить бассейн. Купание — это тоже элемент закаливания. Правда, важно позаботиться о безопасности. Даже школьников нельзя оставлять в воде без присмотра взрослых.

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок получил новые впечатления. Их источником станет и поход за грибами, и рыбалка, и полив растений, и прополка грядок, и наблюдение за звездным небом. Чем разнообразней проведет свое время ребенок, тем лучше он отдохнет перед началом учебных занятий», — говорит педиатр, эксперт ОНФ, председатель Всероссийского общественного движения «Совет матерей» Татьяна Буцкая.

Источник

Польза летнего отдыха для детейСоветует Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета:

– Каникулы – это лучшее время для родителей и детей, чтобы провести его вместе. Причём не за повторением пройденного в школе, а в совместных прогулках, походах в кино, на экскурсии, выездах на природу и т. д. Сегодня нагрузка на детей в школе огромная, учёба им даётся нелегко. Дайте ребёнку как следует отдохнуть за каникулы, выспаться, пообщаться со сверстниками, с вами, наконец. В обычной жизни многие сегодняшние мамы и папы большую часть дня заняты на работе и почти не общаются с детьми. Нужно дать школьникам за каникулы как можно больше новых впечатлений – дети в них очень нуждаются, ведь их жизнь во время учебного года довольно однообразная: школа, дом, уроки, занятия… Показателем успешно проведённых каникул будет такое радостное чувство, что он прожил время очень весело и интересно, ему есть что вспомнить и рассказать друзьям. Главное – не зацикливаться на чём-то одном, а предлагать ребёнку разные способы времяпрепровождения.

Польза летнего отдыха для детей

Чем можно заняться вместе на каникулах?

Приготовить что-то вкусное дома своими руками. Например, слепить пельмени, испечь пироги или пиццу. А потом всей семь­ёй за красиво накрытым столом попробовать угощения. 

Сходить в кино. посмотреть новый фильм или мультфильм. Обязательно поделитесь впечатлениями от увиденного. Такое общение необыкновенно ценно тем, что сближает детей и родителей, потому что даёт возможность разделить свои чувства друг с другом. А плюс к тому играет важную воспитательную роль. Родители могут обратить внимание на какие-то нравственные моменты в том же фильме или мультфильме.

Разрешите ребёнку позвать домой одноклассников. Многие об этом забывают, а это важно. Школьники общаются в виртуальных мирах, соцсетях и пере­стали ходить друг к другу в гости, как раньше. Устройте такое детское чаепитие. Дети с удовольствием придут, для них реальное общение очень ценно. А со временем это может перерасти в традицию. 

Польза летнего отдыха для детей

Попробуйте сделать какую-нибудь поделку или сувенир своими руками. Вариантов сегодня множество: вышивание, плетение, аппликации и игрушки из различных современных материалов (в детских магазинах полно таких наборов для творчества). Здесь полезнее даже не то, что ребёнок сидит и сам делает (и при этом, кстати, развивается мелкая моторика рук), а то, что при этом родители и дети могут общаться.

Восполнить пробелы в знаниях. Подтянуть знания по предметам тоже можно, но желательно к концу каникул. Если вы видите, что ребёнок отдохнул, набрался сил, у него радостное настроение, можно немного позаниматься. Например, поиграть в игры, связанные со счётом (скажем, такие как «да» и «нет» не говорить»), весёлые шарады. Можно написать письмо бабушке, если ребёнку с трудом давалось письмо в школе. Но лучше, чтобы учебная деятельность носила характер игры и была включена в общение. Тогда это для ребёнка будет носить не характер школьных уроков, от которых он уже и так устал, а именно интересных занятий вместе со взрослыми.

Больше гулять, двигаться. Ролики, велосипеды, самокаты, подвижные игры на свежем воздухе – физическая активность должна быть как можно разнообразнее. Тогда ребёнок будет развиваться гармонично. Как ни странно, чем больше ребёнок сидит, тем больше устаёт. Чем больше двигается, тем лучше себя чувствует. 

Читайте также:  Мороженая вода польза и вред

Дети играют с плазменным шаром в музее занимательных наук «Экспериментаниум» в Москве.

Хочется, чтобы ребёнок учился лучше. Сколько времени в день можно заниматься математикой, чтением, письмом?

Светлана Протченкова, Самара

Польза летнего отдыха для детейОтвечает Наталья Красавина, директор московской школы № 91:

– Как человек с большим педагогическим стажем, психолог и учитель, могу сказать – нисколько. Особенно если ребёнок учится в начальной школе. Со старше­классниками ситуация несколько иная. Дети уже готовятся поступать в вузы, поэтому те, кому не хватает знаний, добирают их летом. 

Польза летнего отдыха для детей

Для маленьких ребят главное – мотивация на учёбу, желание учиться. Если это есть, то у них всё легко получается во время учебного года. Не зря все великие психологи и педагоги выделили учебный год, а дальше – чётко определённое время каникул. Это связано с психофизиологическим состоянием ребёнка. Он, как и взрослые, устаёт. И поэтому у него должно быть время на отдых. Но активный. Учёба забирает очень много моральных и физических сил. Если ребёнок не готов физически заниматься, если его мозг не от­дохнул, не переключился, то утомляемость наступает очень быстро – а это влечёт за собой и заболевания, и отставания по школьной программе. Конечно, если ребёнок взял летом книжку в руки, надо это поощрить. Если вдруг открыл учебник математики – вместе полистать, посмотреть. Но никаких занятий через силу, из-под палки. Потому что в таком случае мы убиваем вот это сладостное слово «учёба», когда «я хочу – и я делаю». Даже если ваш школьник в начальных классах учится не очень хорошо, не стоит летом снова сажать его за «парту». По типу: вот ты сейчас погулял, а теперь 20 минут математика или письмо. Ему и так весь год не хотелось ходить в школу, так ещё и на каникулах заставляют учиться. Ребёнок должен захотеть, почувствовать радость от учения. Это и есть мотивация. Когда он чувствует постоянное напряжение (что он должен решать задачи, писать, читать), мы не получим результата. К 7-му классу такие дети, которых без конца заставляют заниматься – в выходные, на каникулах, по вечерам, – просто перестают учиться – уже выдохлись, интереса больше нет. 

Польза летнего отдыха для детей

Как пробудить и сохранить интерес к учению и узнаванию нового?

Вывезти ребёнка из города, на просторы. На дачу, на море, к бабушке в деревню. Чтобы взгляд не упирался в стену дома или забор, а устремлялся до горизонта без ограничения видимости. Как говорят – дать простор для мысли. А когда в голове поселяется мысль, у ребёнка возникает вопрос. А учёба – это есть «вопрос – ответ». К примеру, ребёнок спрашивает: «Мама, а что это за полоса такая на небе?» Вот вам и повод почитать об этом, порассуждать. Или ребёнок посмотрел на цветы, заинтересовался, почему они разные. Опять повод узнать новое. Всё это тоже учёба. Мелкая моторика развивается не только когда ребёнок взял ручку и выписывает буквы. Помочь бабушке что-то посадить на огороде, маме нарвать цветов, собрать камушки, травинки, листочки – такие занятия ребёнку интересны и в то же время тренируют мелкие мышцы кисти, необходимые для правильного письма. Словом, учиться и познавать максимум разных впечатлений, которые в течение учебного года недоступны.

Поощрять интерес к окружающему миру. Задачки по силам можно находить где угодно. Равно как и учить таблицу умножения. Когда ребёнок изучает явления на каких-то жизненных примерах, он легче усваивает информацию. Если ребёнок даже просто сидит с компьютером на берегу реки, в саду, в огороде – это совсем другая история. Всё равно ему надо иногда встать, и при этом взгляд может уйти вдаль, отвлечься на жужжание комара или мухи, дуновение ветерка, шум дождя.

Григорий Остер.

Подсовывать книжки. Заставить читать книгу силой невозможно. Попробуйте пойти на хитрость – скажем, сослаться на занятость: «Ты знаешь, мне сейчас надо салат приготовить, почитай мне пока книжку, я так люблю слушать твой голос…»  Не стоит отбирать у ребёнка книжки или журналы, на взгляд родителей бесполезные, например комиксы. И нужно формировать у ребёнка потребность поделиться с родителями тем, что он узнал нового.

20 вещей, которые нужно успеть сделать за лето с ребёнком

1. Сплести венок из одуванчиков и ромашек.
2. Запустить воздушного змея.
3. Сходить в лес за ягодами.
4. Отметить праздник Ивана Купалы, прыгая через костёр.
5. Покачаться на тарзанке.
6. Устроить пикник. 
7.
Сходить в кинотеатр под открытым небом.
8. Найти и съесть лист клевера с 4 лепестками.
9. Построить шалаш.
10. Ловить бабочек сачком, а затем отпускать.
11. Пройтись на рассвете босиком по мокрой от росы траве.
12. Сходить на рыбалку.
13. Поиграть в летающую тарелку и бадминтон. 
14. Порисовать мелками на асфальте.
15. Приготовить мороженое собственноручно.
16. Поехать в маленькую деревню, чтобы посмотреть, как доят коров и выращивают овощи на грядках.
17. Поплавать на лодке.
18. Сходить в поход.
19. Покататься на аттракционах.
20. Устроить пленэр – нарисовать с натуры парк, церковь или речку.

Источник