Польза кукольных театров у детей
Разные статьи с размышлениями о развитии современного поколения, электронных девайсах, увлечениях молодежи и кукольном театре)
1. Ни для кого не секрет, что увлечениями современных детей является телевизор с мультфильмами, коммпьютер с компьютерными играми и социальными сетями, телефон и другие электронные устройства. Причем эти увлечения прививаются ребятам с малых лет. Родители предпочитают приобрести ребенку интерактивную игрушку, чем поиграть с ним в ролевые игры и т.п. Как результат, повышенная любовь детей к электронным устройствам. Ограничение общения. Неумение детей найти себе интересные творческие увлечения и занятия. Очень мало ребят сегодня увлечены чтением иои рисованием.
А можно ли отвлечь детей от компьютера, телефона и телевизора и помочь найти ребятам новое не менее интересное увлечение?
Конечно, можно!
Ведь все дети любят творить, мастерить, изобретать, выступать. Можно им предложить создать собственный кукольный театр. Ребята обожают смотреть сценки, которые показываются при помощи кукол. Эти выступления интересны, ярки и вызывают чувство восторга. А уж если привлечь ребят показывать эти сценки своим младшим товарищам – чувствам и эмоциям ребят не будет предела.
Однако кукольный театр – это не только забава для веселого времяпрепровождения. Такой театр дает воспитательные уроки детям, обучая их правилам общения, дружбы, любви, трудолюбия, правды, добра и зла. А также высмеиваются негативные качества людей: лень, зазнайство, обидчивость, капризность и тп. У ребят формируется свое определенное отношение к таким свойствам характера.
А также нельзя забывать, что если дети сами принимают участие в постановке кукольного театра, то они развивают память, воображение, инициативность и раскрывают свои творческие способности и даже, возможно, талант.
2. КУКЛА-ПЕРЧАТКА (БИ-БА-БО) – ЛУЧШАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРУШКА! ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ДОМАШНИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Кукла-перчатка, надетая на руку взрослого, “оживает” и тем самым вызывает неподдельный интерес у детишек разного возраста. Ведь она может шевелить руками, здороваться, орудовать различными предметами, разговаривать, смеяться, плакать, петь песни… Такие куколки переносят малышей в сказочный волшебный мир, мир эмоций. Это удивительно – но малыши воспринимают театральных кукол самостоятельными живыми существами, охотно разговаривают с ними, делятся своими эмоциями. При этом театральные куклы (или как их называют “куклы-перчатки”, “перчаточные куклы”, “бибабо” совершенно необходимы детям с рождения и до самой школы.
С пеленок, кукла – перчатка будет хорошим стимулом для развития зрения, слуха, получения первых знаний и формирования речевого аппарата малыша. Перчаточная кукла (би-ба-бо) всегда сможет развлечь его (даже в поликлинике или в дороге) и развеселить (только игра в “ку-ку” куклой – перчаткой вызовет у вашего малыша кучу восторга и смеха), а когда нужно – сможет помочь маме одеть, накормить малыша или сделать зарядку. Опыт показывает, что иногда малыши очень охотно выполняют просьбы именно сказочного персонажа.
Примерно с одного года – кукольный театр является прекрасным тренажером развития речевого аппарата и мелкой моторики. Сначала родители показывают представления своим малышам, постепенно вовлекая их в совместные действия. А затем и малыши (обычно к трем годам, а иногда и ранее) потянутся делать то же самое. И через владение куклой-перчаткой малыши будут развивать свою ловкость и умение управлять своими движениями.
В этом возрасте с куклами-перчатками можно учиться считать (напр, по сказке Теремок или сказке про Козленка, который научился считать), знакомиться с понятиями “слева-справа”, “хорошо” и “плохо” (напр, малыш может сам обучать куклу тому, что хорошо и плохо, обучать хорошим манерам, воспитывать ее). Перчаточные куклы помогут маме разыграть и обсудить спорные ситуации из жизни семьи или детской площадки, детского сада.
Ближе к трем годам ребенок будет тренировать память, ставя с мамой, а затем и самостоятельно различные сказки, сюжеты. Через куклу-перчатку ребенок начнет приобщаться к творчеству, моделирую сюжет и собственный сказочный мир.
Интересно и ценно то, ребенок, надевая на руку перчаточную куклу, начинает отождествлять себя с ней. Через куклу – перчатку ребенок сможет попробовать себя (примерить на себя) в разных ролях: он может быть злым или добрым, смелым или трусом. Будучи сказочным персонажем, ребенок учится разбираться в людских и не только характерах, получает представление о добре и зле. Через куклу-перчатку он сможет выразить и то, что его тревожит в этот момент, а также отработать те модели поведения, которые помогут ему выйти из тревожащей ситуации или избавиться от своих страхов. Иногда сценка с куклами-перчатками про сложившуюся тяжелую ситуацию (разлуку с родителями, пребывание в больнице, несчастный случай) помогает ребенку лучше понять ситуацию, выплеснуть эмоции, открыться и принять помощь. Именно поэтому куклы-перчатки так любимы и часто используются психологами.
4-5 летки могут самостоятельно поставить представление, где родители выступают уже в роли зрителей! Подумайте только – вечер театра, устроенный вашим ребенком!. И снова польза! Игры с перчаточными куклами сформируют у детей умение правильно излагать свои мысли и помогут побороть стеснительность. А заучивание и пересказ текста будут хорошей тренировкой памяти. Возможно даже благодаря занятиям домашним театром у ребенка появится интерес к чтению и книгам или к прикладному творчеству (будет создавать декорации, костюмы, новые куклы).
Кроме того, в этом возрасте дети от имени куклы на руке могут сказать то, что обычно сказать не решились бы. Наблюдая за куклой на руке вашего ребенка, Вы сможете лучше понять его, определить, что его требоважит, чем он огорчен. И сможете постараться ему помочь.
Домашний кукольный театр – это прекрасное развлечение и средство снять напряжение. Куклы-перчатки помогут малышу развить свою фантазию и творческие способности, которые будут ему крайне необходимы в будущей жизни (во всех сферах деятельности).
Дарите своим детям сказку (домашний кукольний театр)!
3. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кукольный театр – любимое зрелище малышей-дошкольников. Причем, они его предпочитают театру, в котором работают артисты-люди. Ведь малыши боятся больших грозных персонажей. Куклы, изображающие Деда-Мороза или Бабу-Ягу наоборот их привлекают.
Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех и образ современной жизни.
Такую большую радость доставляют детям музыкальный руководитель, воспитатели, родители, детского сада применяя кукольный театр. Это поучительно и интересно, ярко и содержательно.
Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же “ожившие” куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно. На глазах у маленьких зрителей кукла может превратиться в цветок, раздуться как пузырь и даже лопнуть, лить слезы в два ручья, снять и тут же надеть свою или даже другую голову. Всё это, очень увлекательно для малышей.
Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.
С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры. Знакомим с понятиями: оркестр, ансамбль, соло артиста, оперное пение, развивая познавательную сферу детей.
4. Итак, еще раз сформулируем и выделим основные пункты значения театра:
– Художественное образование и воспитание детей
– Формирование эстетического вкуса
– Нравственное воспитание
– Развитие коммуникативных качеств личности
– Воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога)
– Создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру
Светлана Курцева
Консультация для родителей «В чём польза кукольного пальчикового театра?»
Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий
с детьми, она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность
детям выплеснуть свои эмоции и настроение. Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей и является эффективным средством для всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном учреждении.
Театрализованные игры, близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе их лежит игра.
Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности. Но среди этого игрового многообразия очень редко находится место для крохотных фигурок – это вязаные куклы или – актеры пальчикового театра. А ведь такая игрушка обладает множеством ценных качеств, которые не найдешь ни в каких новомодных шедеврах детской игровой индустрии.
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковые куклы созданы специально для детских пальчиков, они почти невесомы.
Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, не обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. И в данном случае пальчиковый театр является палочкой выручалочкой.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.
Надевая игрушки на палец и разыгрывая сказки, дети чувствуют себя расковано и свободно. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
Пальчиковый театр предназначен для воспитания у детей самостоятельности мышления, развития речи, воображения, логики, творческих способностей. В пальчиковый кукольный театр ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа юный актер проговаривает события и переживания. Он сам придумывает историю, сам озвучивает героев. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, самостоятельность мышления.
При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Сказки – это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию мы сможем лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников. Даем тему,например: “Маленький зайчик не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один”.Задавайте наводящие вопросы: “Что случилось с зайчонком?”, “Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?”, “Кого он встретил по пути?”, “Как он нашел дорогу к дому?”. При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях
Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа.
Театр также может стать другом в воспитательном процессе. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на объяснения и уговоры.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
«В чём польза кукольного пальчикового театра?»
Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми, она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность детям выплеснуть свои эмоции и настроение. Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей и является эффективным средством для всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном учреждении.
Театрализованные игры, близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе их лежит игра. всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности. Но среди этого игрового многообразия очень редко находится место для крохотных фигурок – это вязаные куклы или – актеры пальчикового театра. А ведь такая игрушка обладает множеством ценных качеств, которые не найдешь ни в каких новомодных шедеврах детской игровой индустрии.
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковые куклы созданы специально для детских пальчиков, они почти невесомы.
Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, не обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
И в данном случае пальчиковый театр является палочкой выручалочкой.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.
Надевая игрушки на палец и разыгрывая сказки, дети чувствуют себя расковано и свободно.
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
Пальчиковый театр предназначен для воспитания у детей самостоятельности мышления, развития речи, воображения, логики, творческих способностей. В пальчиковый кукольный театр ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа юный актер проговаривает события и переживания. Он сам придумывает историю, сам озвучивает героев. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, самостоятельность мышления.
При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Сказки – это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию мы сможем лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников. Даем тему, например: “Маленький зайчик не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один”. Задавайте наводящие вопросы: “Что случилось с зайчонком? “, “Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять? “, “Кого он встретил по пути? “, “Как он нашел дорогу к дому? “. При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей.
По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом.
Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа.
Театр также может стать другом в воспитательном процессе. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на объяснения и уговоры.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.