Польза кубиков для детей говорят психологи

Польза кубиков для детей говорят психологи thumbnail

Бальзамова Наталья Григорьевна
Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»

Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой.

Бывают кубики разной формы. От самых мелких настольных размеров до крупных напольных модулей. Тем самым, вполне удовлетворяя, запросам и пожеланиям спроса современников. Также кубикимогут быть из разных материалов: деревянные, пластмассовые, мягкие поролоновые, обтянутые тканью, либо дермантином. Из всего этого многообразия каждый выбирает сам, с чем будет играть его ребенок.

Дети, играя с кубиками, развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление, воображение и фантазию.

Сейчас кубики часто уступают место в детской комнате различным конструкторам, типа «Лего». Однако, у кубиковесть целый ряд преимуществ:

– они не сцепляются между собой и требуют от ручек ребенка большей ловкости и аккуратности.

– по этой же причине они дают больше представлений о физических понятиях – равновесии, силе притяжения, весе, форме.

Обыкновенные кубики

– не навязывают ребенку готовых решений, дают ему максимальную возможность создавать самому, а не пользоваться уже предложенными шаблонами.

Из кубиков дети могут изображать что-то, что на самом деле этим не являясь – например, стены замка, машину, самолёт, бассейн и т. д.

С хорошими кубиками ребенок может играть c раннего возраста до школы. Первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания и ощупывания, позже они становятся материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры, кубики зачастую превращаются в предметы-заместители и строительный материал для сюжетных игр.

Как только ребёнок научился хорошо удерживать кубики руками, можно попробовать увлечь его постройкой разных сооружений. Не обязательно начинать с домика, а просто с «дорожки», которая ведёт от одной машины к другой. Обязательно нужно обыгрывать построенное сооружение – пусть по дорожке «проедет» машина.

В возрасте старше 2 лет кубики послужат хорошим материалом в обучении понятиям цвета, размера, количества. Можно начать с простого «больше – меньше». Взять, к примеру, красные и синие кубики. Каких больше? Чтобы ответить на этот вопрос, показать ребенку,как группировать их парами: красный и синий, снова красный и синий… Для кубиков какого цвета не хватило пары – тех, значит, и больше. Возможно, с первого раза ребёнок не усвоит смысла этих действий – можно повторять их несколько раз,включая в разные игровые ситуации: можно поставить кубики в пары для танца, или сделать пирожные из двух видов теста и т. д.

Если взять кубики, одинаковые по форме и размеру, то это будет практически идеальный материал для обучения цветам, так как ребенок не сможет спутать понятие «цвет» с чем-то другим.Можно придумать массу заданий разной степени сложности: выбрать из кучи кубики определённого цвета, найти кубик такого же цвета, как тот, что у вас в руках, построить для жёлтой машинки жёлтый гараж, а для красной – красный.

Из кубиков можно выкладывать разные узоры. Для начала можно просто импровизировать,потом ввести понятие последовательности: «Давай чередовать красные и синие кубики? Сейчас ты положил красный, значит, теперь кладём какой?». Можно придумать и выложить свою дорожку кубиков, а ребенка попросить сделать такую же. Такое воспроизведение образца очень полезно для развития внимания.

Польза кубиков для детей говорят психологи

Для детей постарше, 4-5 лет, конечно, уже интереснее конструкторы. Но и в этом возрасте кубики могут пригодиться,только использовать их по-другому: поставить их на большой лист бумаги и попросить ребенка их обвести. Это хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Потом можно раскрасить в разные цвета. Можно дорисовать что-нибудь, чтобы получился какой-то определённый предмет или, к примеру, животное. Можно обвести сначала один кубик, а потом другой поверх этого контура – получится интересный узор. Постройки у детей более старшего возраста получаются, более устойчивые, гораздо объемнее и интереснее.

Спасибо за внимание!

Источник

На протяжении многих десятилетий кубики сохраняют свою популярность, как у детей, так и у их родителей. А разработчики детских игр придумывают новые варианты их использования с целью развития моторики и сенсорики, конструирования, обучения счету и чтению.

Простые кубики разного размера и окраски можно использовать для игр с детьми самого раннего возраста. Давать кубики малышу можно начиная с 2-3 месяцев. Деревянные или пластмассовые, неокрашенные или окрашенные в основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый), главное, чтобы они были удобны для детских ладошек.

Игры с такими кубиками будут способствовать развитию тактильных ощущений и общей моторики тела.

Когда малыш подрастет и сможет уверенно сидеть без помощи рук, ему можно будет давать кубики разных размеров для того, чтобы он смог научиться брать их не только одной, но и двумя руками. А чуть позже можно учить ставить их один на другой. Такие игры будут способствовать развитию координации движений рук.

Читайте также:  Подмывание содой польза и вред

К году малыши уже могут ставить друг на друга 2-3 кубика. И, конечно, особый восторг дети испытывают, когда башня построена и можно разрушить ее одним движением руки. Эти игры очень занимают маленьких детей, строительство и разрушение многократно сменяют друг друга. Может быть, именно с таких игр начинается постижение законов бытия и мироустройства?

После года игры с кубиками можно использовать для знакомства детей с понятиями цвета, формы, величины. А также для обучения конструированию. Для этого необходимо иметь наборы кубиков разного цвета и размера. Из них можно строить дома для больших и маленьких персонажей (кукол, животных), можно создавать постройки разного цвета (например, желтый гараж для желтой машины и синий гараж для синей машины).

Можно вместе с ребенком построить из кубиков поезд, в котором чередуются вагоны зеленого и красного цвета. Варианты игр могут быть ограничены только вашей фантазией. Подобные игры будут способствовать развитию внимания и наглядно-действенного мышления.

Польза кубиков для детей говорят психологи

Ближе к 3-м годам можно использовать специальные наборы кубиков, предназначенные для составления картинок. Вначале это должны быть изображения одного объекта (яблока, машины, мячика), разделенного на 4 части. По мере освоения количество кубиков, из которых состоит то или иное изображение, увеличивается. Усложняется и сама картинка. На ней уже может быть изображение нескольких объектов или целая сцена из мультфильма или сказки. Игры в такие кубики будут способствовать развитию зрительного восприятия и образного мышления.

А еще есть наборы, в которых для составления картинок надо использовать разное количество кубиков. Например, чтобы собрать картинку с изображением слона, ребенку понадобятся все кубики набора, а для того, чтобы собрать крокодила, надо только 3 кубика. Подобные наборы расширяют умственные способности детей, давая им возможность выйти за грани стереотипного образа действий.

С 3-х летнего возраста с детьми можно начинать учить цифры, буквы. Кубики с их изображением помогают сделать процесс обучения более интересным.

Существуют и специально разработанные пособия для обучения чтению. Это многим известные кубики Зайцева. В наборе “Кубики Зайцева” 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету. Большие – это кубики с твердыми складами. Маленькие – кубики с мягкими складами. Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями. Двойные – это склеенные друг с другом кубики, с согласными, которые сочетаются – “дружат” – не со всеми гласными. Например, Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЕ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ. Такие варианты, как ” жы “, ” шы “, ” чя “, ” щя “, просто исключены. Железные – кубики со звонкими складами. Деревянные кубики – с приглушенным складами. Золотые – кубики с гласными. Железно-деревянные – используют для складов, имеющих твердые знаки. Деревянно-золотые – для складов с мягкими знаками. Белый кубик используется для обозначения знаков препинания. Буквы на кубиках пишутся разным цветом: гласные – голубым; согласные – синим; твердый и мягкий знак – зеленым.

“Динамические кубики” Чаплыгина содержат десять одинарных кубиков (по четыре буквы на каждом) и десять двойных.. Особое соединение двойных кубиков, позволяющее поворачивать кубики, меняя грани и получая новые сочетания букв, помогает ребенку, по мнению автора, проще выйти в складовое чтение – понять, как же из М и А получается МА. Понять наглядно, в игре. В наборе всего тридцать кубиков, но из двух двойных кубиков можно составить больше 20 слов, а из трех – уже около 500. Всё готово к работе. Ничего не нужно вырезать, собирать, склеивать. К кубикам прилагается книжка-шпаргалка с описанием занятий и подсказками. Обучение происходит в игровой форме – ребёнок сам получает результат. Конечно, прежде чем начать обучение по той или иной методике, необходимо ее изучить, ознакомиться с ее содержанием, методическими приемами, плюсами и минусами. Кроме того, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.Логопеды рекомендуют пользоваться такими кубиками для обучения чтению, начиная с 4-х летнего возраста. Их лучше использовать в сочетании с традиционными методиками обучения чтению. Хорошие результаты использования этих кубиков были отмечены при обучении чтению детей с различными нарушениями: задержкой речевого развития, слабослышащих детей, гиперактивных детей, детей с ДЦП.

Польза кубиков для детей говорят психологи

ВЫВОДКубики – это всего лишь пособие для развития разных познавательных процессов у ребенка. А то, насколько они будут полезны и интересны малышу, зависит от Вас, дорогие родители.

Читайте также:  Хильба ее польза для женщин

ВАЖНОКак переучить ребенка называть не предмет на кубике, а букву? Научить всегда проще, чем переучивать. Чтобы избежать подобных проблем, используйте вначале кубики с изображением одних букв без картинок. И только после того, как ребенок выучит изображение буквы, графического образа звука или сочетания звуков, учите его находить знакомые буквы в словах, называть слова, начинающиеся с этой буквы.

Екатерина Миронова, детский психолог, консультант семейного цетра «Ого-Город» холдинга “Мир детства”

Источник

Развивающие кубики: с первого года жизни и до школьного возраста

Развивающие кубики: с первого года жизни и до школьного возраста

Кубики эффективно способствуют развитию ребенка. В каком возрасте знакомить малыша с игрой в кубики, чтобы расширять его творческий кругозор?

Уникальность кубиков в том, что они подходят как для малышей, так и детей постарше. Отличается лишь материал их изготовления. Предлагаем обзор видов кубиков и игр с ними, рекомендованных для развития ребенка в разные периоды его взросления.

Логопеды рекомендуют пользоваться кубиками Зайцева для обучения чтению с 4-летнего возраста. Их можно совмещать с традиционными методиками. Хорошие результаты использования кубиков отмечены при обучении чтению детей с различными нарушениями: слабослышащих, с задержкой речевого развития и ДЦП.

Кубики для детей до 6 месяцев

Знакомить ребенка с кубиками можно с 4 месяцев. В это время малыш уже владеет ручками настолько, чтобы удерживать в маленьких ладошках различные предметы. Кубики ребенок поначалу будет держать указательным и большим пальцами, что станет способствовать развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук.

Чтобы малыш не поранился острыми гранями, в этом возрасте лучшим выбором будут кубики-мякиши и пластиковые кубики.

Успехом в развитии малыша станет момент, когда он самостоятельно научится складывать 2, а затем и 3 кубика.

Кубики для детей до 1 года

В этом возрасте по-прежнему актуальны кубики-мякиши и пластиковые кубики. Но малышу уже недостаточно просто собирать кубики в башню, он стремится делать все больше и больше.

В возрасте до года дети очень любят складывать высокие башни. Чтобы этот процесс был интереснее, необходимо приобрести разноцветные кубики с округлыми гранями. Помимо развития моторики рук это поможет в изучении цветов.

Развитию ребенка способствуют кубики с нарисованными на них предметами: животными, овощами, фруктами, транспортом. Так в процессе игры малыш будет запоминать новые слова.

Кубики для детей от 1 года до 3 лет

Малыш начинает активно развиваться. Он открыт к новым к знаниям: уже понимает речь взрослых и хорошо усваивает информацию. 

При помощи кубиков ребенок может собирать не только башни, но и небольшие постройки: гараж, домик, арку, диван. Он умеет различать кубики по цветовому признаку и размерам.

В этом возрасте с ребенком можно собирать кубики-пазлы в единое изображение, узнавать с ним картинки животных и птиц и пояснять, как кто из них «говорит». Это развивает мышление малыша, координацию его движений и совершенствует мелкую моторику.

Кубики для детей от 3 до 4 лет

Ребенку уже скучно просто собирать кубики в башни и строить. Малыш умеет различать и называть цвет, форму и размер кубиков.

С их помощью можно развивать творческий потенциал малыша: рассказывать или придумывать интересные истории с кубиками, изображающими сказочных или мультипликационных персонажей.

Ребенок будет тренировать логику, если ему предлагать складывать полный образ из частей целого и находить недостающие детали изображения.

Кубики для детей от 4 лет

Для детей этого возраста можно усложнить игру в кубики и предлагать кубики-сортеры. В процессе игры ребенку необходимо вставлять фигурки в прорези в крышке коробки-куба. Это поможет изучать геометрические формы, цифры, буквы, закреплять знание цветов. Кубики-сортеры развивают мелкую моторику рук и пространственное воображение.

С 4 лет ребенка надо знакомить с буквами  с помощью кубиков, где вместо привычного рисунка написаны буквы.

Осваивать алфавит можно и с помощью кубиков Зайцева. Регулярные занятия в игровой форме  помогут ребенку развивать фонематический слух, учиться называть звуки и осознавать слово как часть речи.

Кубики – универсальная игра для развития

С помощью кубиков с ребенком можно строить башни и собирать различные предметы, изучать цифры, буквы и цвета. Но, несмотря на универсальность, без родительского внимания детям будет непросто воспользоваться таким потенциалом игрушек.

А чтобы заниматься с ребенком  продуктивно, необходимо приобрести различные кубики: разноцветные, с буквами, цифрами и сказочными персонажами. Игры с ними помогут малышу узнать много интересного и полезного для раннего интеллектуального развития.

Несмотря на популярность систем обучения чтению при помощи кубиков, прежде чем начать занятия с ребенком, родителям необходимо изучить выбранную методику, ее содержание, приемы, преимущества и недостатки. Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша.

Читайте также:  Йодированная соль польза и вред ванны


Галина Ярошук, доктор биологических наук, профессор, клинический психолог: «По мере взросления ребенка погремушки постепенно заменяют кубиками и пирамидками, так как базовые рефлексы угасают и доминирует зрительно-моторная координация. Манипуляторный характер действий ребенка с игрушками – перекладывание, бросание и складывание – способствует развитию его мозга, особенно речевого центра. Также очень важно на этапе с 7–10 месяцев следить за тем, чтобы игрушек было не слишком много, так как ребенок должен освоить основные формы (кубик, пирамидка, мячик) и цвета предметов.

Известно, что малыш испытывает наибольший интерес к тем вещам и игрушкам, которые побывали в руках у взрослого или которыми он играл со взрослым. Общаясь, называйте предметы: “Это красный кубик. Дай мне зеленый кубик”.

Первые навыки очень важны, они формируют восприятие и сознание детей на долгие годы, поэтому обязательно общайтесь с ребенком, играйте с ним в кубики».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Источник

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос сообразительным, умным и интеллектуально активным человеком. «Академия развития интеллекта AMAKids» представляет новую методику, которая поможет в этом вашему сыну или дочери.

СПИДКУБИНГ – ЧТО ЭТО?

Спидкубинг – это программа, которая учит почти мгновенно и правильно собирать кубика Рубика. Она тренирует логическое мышление

 Спидкубинг в России ещё не так популярен, как в других странах. Поэтому ваш ребенок получит шанс стать настоящим профессионалом-спидкубером. А это значит, что он сможет участвовать в мировых соревнованиях по спидкубингу.

ШКОЛА СПИДКУБИНГА

 «Академия развития интеллекта AMAKids» принимает на курс спидкубинга  детей от 7 до 16 лет. Но если у вашего ребенка высокие интеллектуальные способности, то есть возможность записать его на занятия и в 6 лет.

Один урок занимает один час. Это лучшее время, чтобы сохранить интерес к обучению у маленького ученика.

Обучение спидкубингу длится 3 месяца (12 уроков). Уроки проходят 1 раз в неделю. Если вашему ребенку больше 13 лет, то есть возможность посещать школу спидкубинга для детей 2 раза в неделю. Если ученик ходит на интенсивы, то срок обучения может быть меньше.

Учеба идет поэтапно. Сначала ученики учатся собирать кубик Рубика 3×3, потом – пирамиду, на затем, на самом сложном этапе, – узор на кубике.

Благодаря тому, что учеба проходит как игра, вашему сыну или дочери не придется скучать. На протяжении всего занятия профессиональные тренеры поддерживают интерес к обучению. Ваш малыш будет воспринимать занятие  не как обычный школьный урок, а как веселое времяпрепровождение, во время которого можно получить полезные навыки и узнать занимательную информацию. 

Квалифицированные педагоги придумывают собственную программу обучения. Главные задачи педагога:

  • рассказать детям о строении и характеристиках кубика;
  • показать, как легко собрать кубик рубика ребенку;
  • познакомить со схемой расположения сторон – и которые двигаются, и которые находятся в неподвижном состоянии;
  • научить базовым правилам;
  • объяснить рабочие методы мгновенной сборки;
  • повлиять на быструю активизацию головного мозга;
  • помочь ребенку стать усердным, прилежным и внимательным.

Наши тренеры могут найти к каждому малышу индивидуальный подход, принимая во внимание его возраст, психологические черты и интеллектуальные способности.

КУБИК РУБИКА – ПОЛЬЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Спидкубинг – это своего рода скоростной спорт. Он положительно влияет на детей и их интеллектуальный уровень. Кубик рубика приносит пользу для детей. У них развивается:

  • Интеллектуальная активность

Если ребенок умеет решать головоломки, задачки на логику, ребусы на высокой скорости, то у него развивается интеллектуальная активность. Он учится думать и мгновенно делать выводы.

  • Память

Для начала малыш должен узнать инструкцию сбора. А потом, работая с цветными гранями, он вспоминает и использует нужный метод. Данная задачка прекрасно формирует зрительную память и восприятие цветов.

  • Мелкая моторика

При собирании участвуют одновременно две руки. Поэтому у человека активно развиваются оба полушария головного мозга. Благодаря этому у вашего сына или дочери формируются и аналитические, и творческие способности, развивается речь и правильная дикция.

  • Личные качества

Чтобы разгадать логическую задачку, нужно обладать такими качествами как усидчивость, концентрация внимания, уверенность в своих силах. Научившись собирать детский кубик Рубика, ваш крошка станет обладателем этих качеств.

ТРЕНАЖЕР ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Кубик рубика и его сборка на скорость положительно влияют на это развитие логики. Собирая кубик, ребенок ученик AMAKids учится выстраивать последовательность события, видеть причинно-следственные связи.

Кроме этого, в процессе сборки происходит активизация пространственного мышления. Кубик Рубика – это реальная 3D-головоломка, собирать которую интересно и целесообразно. Двигая разноцветные грани, дети активизирует свое объёмное пространственное мышление.

Источник