Польза компьютерных игр для пожилых

Польза компьютерных игр для пожилых thumbnail

Польза компьютерных игр для пожилых

Фото: Shutterstock.com/ Ruslan Guzov

Да, к такому выводу пришли психологи из Монреальского университета. В ходе исследования, они выяснили, что 3D-видеоигры увеличивают количество серого вещества в гиппокампе и мозжечке у пожилых людей. Ранее подобный результат был выявлен у молодых людей в возрасте 20 лет.

Гиппокамп является областью мозга, отвечающей за наиболее важные функции памяти: преобразование краткосрочных воспоминаний в долгосрочные и сохранение пространственной памяти, которая помогает нам ориентироваться в окружающем мире. Учёные отмечают, что низкая концентрация серого вещества в гиппокампе наблюдается при многочисленных неврологических и психических расстройствах, например, при болезни Альцгеймера. Также его объём снижается у людей по мере старения.

Мозжечок отвечает за координацию движений, баланс и мышечный тонус. Также эта структура связана с краткосрочной и памятью, отмечают исследователи.

Как проходило исследование?

В исследовании участвовали люди в возрасте от 55 до 75 лет. Испытуемые прошли предварительную проверку, чтобы убедиться, что они не страдают психическими болезнями и не принимают никаких медикаментов, влияющих на работу мозга.

Участники эксперимента были случайным образом поделены на три группы: первая должна была регулярно играть в 3D-видеоигру Super Mario 64, вторая — брать уроки игры на фортепьяно, третья ничего не должна была делать. При этом никто из них ранее не имел опыта игры в видеоигры и не владел музыкальными инструментами.

Эксперимент длился полгода. Участники первой и второй группы должны были записывать информацию о своём тренировочном прогрессе, который, по условиям эксперимента, проходил не реже, чем пять дней в неделю, в течение минимум 30 минут в день.

Испытуемые, которые должны были играть в Super Mario 64, сначала прошли обучение основам игры, после чего они выполняли уровни у себя дома. Отмечается, что два участника прошли все задания в Super Mario 64 до завершения шестимесячного периода эксперимента, поэтому им установили похожую игру Super Mario Galaxy.

Обучение фортепиано участникам из второй группы проводилось дома с использованием компьютерных уроков. После того, как организаторы исследования провели с ними водное занятие, испытуемые должны были сами осваивать музыкальный инструмент, проходя следующие уроки.

Родительская любовь поможет оградить ребёнка от игромании.

Что показало исследование?

По завершении эксперимента увеличение серого вещества в гиппокампе наблюдалось только у испытуемых, которые играли в видеоигры. По словам исследователей, видеоигры с 3D-платформой создают в гиппокампе когнитивную карту виртуальной среды, так как для их прохождения требуется подключать процессы пространственной памяти. Это является хорошим способом обратить вспять атрофию серого вещества и даже бороться с болезнью Альцгеймера, считают учёные.

Рост серого вещества в мозжечке был отмечен у представителей группы, играющей в Super Mario 64, а также у тех, кто осваивал фортепиано. «Наши результаты показывают, что обучение и эффективное выполнение новых моторных команд во время игры в 3D-видеоигры и музыкального обучения может улучшить баланс, контролируемый мозжечком», — отмечают исследователи.

У третьей группы испытуемых, которая ничем не занималась, было обнаружена значительная потеря серого вещества в гиппокампе, мозжечке, а также в префронтальной коре мозга.

Оставить
комментарий (0)

Источник

Во что обычно играют люди, родившиеся до расцвета компьютерных игр? Не нужно проводить серьезный социологический опрос, чтобы ответить: если они как-то и вносят разнообразие в свой досуг компьютерными играми, то, скорее всего, с помощь таких развлечений, как «World of Tanks», «Веселая ферма», а также различных симуляторов карточных и настольных игр. Мы попытались разобраться, есть ли что-то более полезное в мире компьютерных игр для людей старшего поколения.

Помощь откуда не ждали

Игры уже давно стали не просто развлечением. Они используются для тренировки и демонстрации возможностей искусственного интеллекта: прошло много времени с поединков между известными шахматистами и компьютерными алгоритмами, чемпион по игре в го — Ли Седоль — закончил карьеру из-за превосходства искусственного интеллекта, а разработанные компанией Илона Маска «OpenAI» боты обыгрывают чемпионов в игре «Dota 2». Даже для тренировки агентов ЦРУ используют карточные игры, основанные на одной из самых сложных настолок — «Magic: The Gathering».

Компьютерные игры также развиваются и используются во благо человека — это касается не только компьютерных симуляторов для пилотов и военных. Обычные игры тоже помогают — это относится и к людям зрелого возраста. Ученые из Монреальского университета проводили исследование, чтобы понять, как влияют компьютерные игры на мозг пожилого человека. Из людей в возрасте от 55 до 75 лет были составлены три группы: первая регулярно играла в 3D игру «Super Mario 64», вторая обучалась игре на фортепиано, а третья бездельничала. После полугода в гиппокампе (участке мозга, наиболее тесно связанном с механизмами памяти) у людей из первой группы наблюдалось увеличение серого вещества, у второй тоже происходили положительные изменения, но не столь значительные, а третья группа переживала потерю этого серого вещества. Ученые объясняли это тем, что в ходе игры были задействованы механизмы пространственной памяти, что препятствовало атрофии серого вещества и, возможно, является одним из действенных способов борьбы с болезнью Альцгеймера.

Читайте также:  Пророщенный арахис вред и польза

В другом исследовании, которое проводили ученые из нескольких университетов США, выяснилось, какие именно игры лучше влияют на работу мозга. Они взяли несколько шутеров, карточных игр, социальных симуляторов, простеньких мобильных игр, «песочниц» и аркад. Оказалось, что карточные игры по примеру «Hearthstone» не оказывают существенного влияния на функции мозга, хотя казалось бы, что они больше других заставляют нас думать. А вот более динамичные стрелялки и аркады стали и более влиятельными, потому что в них, по словам ученых, нужно больше внимания уделять деталям, реакции, что увеличивает объем входящей информации и задействует больше объемов внутренней памяти на ее обработку. В результате у испытуемых от такого вида компьютерных развлечений становились лучше когнитивные навыки и воображение.

Что говорит Малышева?

Внезапно вопросом на эту же тему задалась и известный трэш-работник отечественного здравоохранения Елена Малышева. Она в своей передаче «Жить здорово» сделала сюжет с пенсионерами, которые играют в компьютерные игры.

Всего было три участника. Первая сражалась в классической «Counter Strike 1.6» (ну как сражалась — пару раз вышла из-под моста). Доктор в студии комментировал это и предлагал пожилым людям отогнать своих внуков от компьютера в сторону уроков и самим усесться перед монитором и, как говорится, «рашить А». В процессе такой динамичной игры задействуются больше участков мозга, чем при обычной деятельности, также принимают участие в процессе обе руки и зрение. Скорость реакции после интенсивной игры в подобные развлечения повышается на 25% (как говорят японские исследования, о которых упоминают в программе). В целом это все замедляет процесс старения мозга.

Следующий гость рубился в «Пакмана», пока Малышева на фоне его подбадривала, говоря о том, что единственная цель — это выжить (мне она сразу представляется инструктором морпехов в фильме «Цельнометаллическая оболочка»). На этом моменте в студии начинается настоящий перформанс: врач надевает костюм нервной клетки и попутно рассказывает, что в процессе игры происходит образование новых связей, за счет которых мы и соображаем, в том числе как играть в этого «Пакмана» и как должен выглядеть костюм нервной клетки. Заканчивается эта костюмированная кинки-пати словами: «Замечен в связи с тремя клеточками».

В завершение третьей гостье была предложена небольшая сессия в танцевальном симуляторе «Dance Dance Revolution». Но тут не нужно говорить много: необходимая физическая активность и сжигание лишних калорий полезны в любом возрасте.

Точечные удары по старению мозга

Если игры из сюжета «Жить здорово» показывают лишь общие преимущества времяпровождения в компании со стариной компьютером, то следующее развлечение было разработано специально для заботы о здоровье пенсионеров. Ученые из университета Калифорнии создали игру, замедляющую старение мозга. Она называется «NeuroRacer» — это простенький гоночный симулятор, в котором кроме управления машиной нужно еще в определенный момент нажимать кнопку с определенным символом, когда он появляется на экране, причем иногда перед игроком выскакивают несуществующие символы, которые, соответственно, нельзя найти на геймпаде.

Сначала ученые с помощью испытания игры убедились в правильности гипотезы о том, что с возрастом навыки многозадачности неизбежно уменьшаются, а потом они проводили исследования на людях в возрасте от 60 до 85 лет с целью выявления положительной динамики. В итоге способности к многозадачности после двухнедельной тренировки у испытуемых приблизились к показателям 20-летних, а новые исследования спустя полгода после окончания тестов сообщили, что эти навыки не исчезли с течением времени. Сам симулятор не дотягивает до уровня современных массовых игр, поэтому если тебе интересны актуальные аналоги, то вот список с играми, потенциально работающими на уменьшение времени старения мозга.

Читайте также:  Водное поло польза и вред

Работа на опережение

Пока одни размышляют, другие пожилые геймеры не только используют видеоигры во благо своего здоровья, но и успевают на этом зарабатывать. Речь, конечно же, о стримерах и блогерах. В российском сегменте можно отметить Бабу Аню, которая, играя в «CS:GO», собрала уже более 200 тыс. подписчиков на своем канале на YouTube.

Среди иностранных пожилых звезд летсплеев компьютерных игр можно отметить Shirley Curry (767 тыс. подписчиков), которая предпочтение отдает «Скайриму» и, помимо этого, записывает короткие ролики о своей жизни.

Источник

ТВ-медицина не против видеоигр.

Выпуск знаменитого шоу Елены
Малышевой «Жить здорово» от седьмого февраля на четверть посвятили видеоиграм. Главная
мысль: видеоигры полезны взрослому поколению, так что не следует
ругать детей и внуков «запрещая им эти развлечения», а, напротив, — стоит
попробовать самому. Ведущий аргумент — польза для мозга.

Олег Чимде из редакции DTF посмотрел шоу и выделил самое
главное.

Сюжет разделили на три логические
части: в каждой — свой «подопытный» гость, своя игра и свои практические рекомендации.
Ведущие начали с откровения: в видеоигры играли все.

Не ругайте детей за видеоигры,
лучше займите их место сами.

В процессе ведущие вместе с
гостями опробовали три игровых жанра: шутер, аркаду и танцевальный симулятор.
Везде для пенсионеров нашлась только польза. Никаких минусов.

Видеоигры
повышают скорость реакции

Первого гостя, бабушку троих
взрослых внуков Татьяну, усадили за Counter-Strike 1.6, осваивать карту de_dust2. Невролог и мануальный терапевт Дмитрий Шубин аккуратно поставил левую руку женщины на стрелочки
клавиатуры и начал рассказ.

Игроки с интригующими никами TuTbKa и KPaCHbIu­­_KPoKoguJI прославились на огромную
аудиторию передачи

На примере огромного мозга
с лампочками врач рассказал, что во время игры активируются все зоны мозга и
пояснил, что геймеры примерно на 25% быстрее принимают решения — к такому
выводу пришли неназванные японские учёные.

В
процессе игры задействуются разные участки головного мозга

Пока гость Татьяна под оживлённые комментарии Малышевой

стреляла по
своим, Шубин объяснил, что во время игры
работают моторные функции мозга и активируются разные места в двигательных
центрах мозга, ведь в игре задействуются обе руки.

Вы обязаны следить [за игрой] глазами,
и вам нужно постоянно принимать быстрые решения, уклоняться, стрелять.

Дмитрий Шубин

невролог и мануальный терапевт

Компьютерные
игры помогают повысить скорость принятия решений

Далее речь зашла о принятии
решений. Невролог объяснил, что в процессе игры у человека формируются «варианты
готовых решений», некий пазл. И в нужный момент человек просто без лишних
раздумий применяет этот пазл. Иными словами, игры заставляют мозг составлять
шаблоны действий. Этот механизм и помогает быстрее принимать решения.

Елена Малышева, между тем,
вставила ремарку о ценности человеческой жизни и особенности нервной системы
человека.

Мы не любим, когда в стрелялки
играют дети. Потому что у них нет ценности человеческой жизни. Но когда в
стрелялки играют бабушки этих детей, мы совершенно не против. Бабушка знает,
как важна человеческая жизнь. Для неё это только игра, никакой реальности. 

Но
бабушка будет сохранять свой мозг. Она будет заставлять его работать.
Заставлять его быть активным. Она будет с высокой скоростью реакции. Это всё
работа нервной системы, которой с годами мы практически перестаём пользоваться
в отличие от детей.

Гость Татьяна осталась довольна после игры в Counter-Strike 1.6.

Это ещё и интересно!

Татьяна

бабушка троих взрослых внуков

Компьютерные
игры помогают поддерживать активность головного мозга

Второй гостье Ольге, которая, по признанию,
не играет в игры кроме крестиков-ноликов, повезло больше — ей достался Pac-Man. Ведущие передачи с ходу не
смогли разобраться в механике игры и пришли к выводу, что нужно просто есть
всех, включая привидений-охотников.

Цели нет. Цель — выжить.

Елена Малышева об игре Pac-Man

Инициативу перехватил интервенционный
кардиолог Герман Гандельман. Чтобы объяснить всю пользу от компьютерных игр максимально
наглядно, он переоделся в огромную нервную клетку.

Компьютерные
игры способствуют образованию новых нейронных связей

От нервной клетки ведущие протянули три веревки, вручили их гостям из студии, а потом попросили отпустить. Таким образом врачи доступно объяснили, что такое нейронные связи, и какие метаморфозы происходят с нейронами в процессе старения.

Исследования показали, что когда
пожилые люди играют в компьютерные игры, у них улучшается оперативная память.
Процесс запоминания становится лучше. Скорость принятия решений выше. Компьютерные
игры способствуют развитию новых связей между нервными клетками. Таким образом, человек мыслит гораздо быстрее, запоминает лучше. Игры оттягивают время
наступления слабоумия и старения мозга.

Герман Гандельман

интервенционный кардиолог

Игры
препятствуют развитию слабоумия

Гендельман пояснил, что после
сорока лет организм человека вступает в период утраты нервных связей, а
видеоигры способствуют активности мозга и оттягивают этот процесс.

Мы не умеем делать то, что раньше
умели. Боимся это делать, избегаем. Поэтому этих отростков у нас всё меньше.

Герман Гандельман

интервенционный кардиолог

Пока ведущие демонстрировали
метаморфозы нервной клетки, Ольга неплохо разобралась с механикой Pac-Man, заработала несколько очков и, в
целом, осталась очень довольна.

Детей и внуков — вон от
компьютеров, а сами — туда. Сохранять мозг действующим.

Танцы
с компьютером сжигают калории

В последней трети сюжета речь
зашла о подвижных играх. Перед ноутбуком постелили танцевальный коврик и
запустили Dance
Dance
Revolution.
Первым на него ступил Владимир Никифоров, главный инфекционист Федерального
медико-биологичекого агентства РФ, заведующий кафедрой инфекционных болезней,
заведующий кафедрой инфекционных болезней Российского национального
исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова.

Это танцы, это так здорово!

Третий гость (имя не назвали)

Владимир Никифоров пояснил, что
подобные игры — прекрасная альтернатива фитнесу, бегу по пересечённой местности
или походу в бассейн.

Американские учёные еще в 2010
году установили, что двадцать минут прыганья на этой штуке сжигает 120 килокалорий.
А самый бурный бег по пересечённой местности — 200 килокалорий. Они вполне
сопоставимы.

Владимир Никифоров

главный инфекционист Федерального медико-биологичекого агентства РФ

Активные
движения усиливают кровоснабжение мозга

Неожиданным образом сюжет вышел
на болезнь Альцгеймера, предотвратить которую, по мнению Малышевой, можно
только одним путём — «кровоснабжать мозг». С этим как раз и помогут Dance Dance Revolution и подобные танцевальные
симуляторы.

Видеоигры, активные игры — это
замечательная выдумка для взрослых. По недоразумению мы это адресовали детям.
Пора забрать у них наши взрослые развлечения.

Вместо
вывода

Людям, хотя бы отдалённо знакомым
с видеоиграми, сюжет Елены Малышевой, конечно, покажется смешным. Однако же это в
какой-то мере — веха. Огромная аудитория шоу «Жить здорово», состоящая в
основном из пенсионеров, пусть и очень странным образом, но познакомилась с
видеоиграми и узнала, что они могут быть полезны. Это факт: видеоигры, в
частности, могут помочь в борьбе со старческой деменцией.

Читайте также:  Обратный осмос воды польза и вред

Правда, в оздоровительных целях лучше
всё-таки использовать не Counter-Strike, а что-то попроще для начала: понятные
по механике мобильные игры, например. Или того же популярного у старшего
поколения «Инди Кота» вместе с другими играми жанра «три в ряд». А там, возможно, дойдёт
дело до серьёзных игр, и тогда уж жить действительно станет здорово.

Источник