Польза классического танца для детей
О пользе занятий классическим танцем.
Автор: Посредников В.С. педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДЮТ «На Ленской».
Классический танец часто называют матерью и отцом всех танцев, первым среди равных. В этой статье я расскажу о том, что такое “классика” и чем она заслужила такое почетное звание?
Классический танец является непревзойденной системой для развития человеческого, в частности детского организма, признанной во всем мире. Он формирует идеальную ОСАНКУ (потихоньку исправляя некоторые искривления позвоночника за счет правильной растяжки и работы над мышечным корсетом), формирует гибкость, пластичность, танцевальность и дает такое развитие координации, при котором в дальнейшем ребёнку, изучившему классический танец, подвластно ЛЮБОЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЕ направление — это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства.
Уроки классического танца приучают к дисциплине, ответственности, целеустремленности. Задачами программы по классическому танцу является освоение танцевальных движений, развитие координации, выразительности, артистизма, умение непосредственно выражать идеи и чувства через движения и пластику, вырабатывает силу и выносливость.
Занятия классическим танцем удивительным образом оказывают влияние на внутреннее состояние и мировоззрение. Благодаря правильной нагрузке фигура становится стройнее, а в движениях появляется легкость и благородство. На занятиях развивается гибкость и пластика, координация, музыкальная и эмоциональная выразительность. Балет, как бы “воспитывает” тело и облагораживает душу.
На уроках внимание в первую очередь уделяется постановке корпуса, развитию гибкости, укреплению и растяжке мышц, эластичности связок, выносливости и координации движений. Благодаря правильной нагрузке, фигура становится стройнее, а в движениях появляется легкость и благородство.
Классический танец, как правило, ассоциируют с балетом, но это не одно и то же.
Балет (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Главное выразительное средство балета — система европейского классического танца. В исторически сформировавшейся программе подготовки артистов балета классический танец является базой.
Классический танец основан на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности.
Классический танец возник в 17 веке во Франции и Италии. Поэтому вся терминология в нем на французском (а ранее на итальянском) языке. В России классический танец появился в 18 веке.
Русская школа классического танца соединила в себе достоинства различных европейских школ, вдохнула в него загадочную русскую душу. Этим объясняется самобытность русского балета, ставшего на рубеже 19-20 веков знаменитым на весь мир.
«Классика» преподается не только в специальных учебных заведениях – хореографических училищах и академиях балета. Его изучают в коллективах художественной самодеятельности, институтах культуры, где готовят артистов народного, бального и эстрадного танца. Считается, что «классика» служит отличной подготовительной базой для освоения самых разных танцев.
Он также входит в курс подготовки профессиональных актеров для развития координации и пластики движений.
Классический танец играет большую роль в таких видах спорта как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плаванье и др. Такие занятия придают благородство движениям спортсменов. «В то время как гимнастика вырабатывает определенные до резкости движения, с сильной акцентировкой, почти военным ритмом, танцы стремятся к созданию плавности, широты, кантилены (музыкальности) в жесте. Они развертывают его, дают ему линию, форму, устремление, полет. Гимнастические движения прямолинейны, а в танце они сложны и многообразны» (Станиславский К.С.).
В последнее время «классика» стала одним из модных направлений фитнеса. Во многих фитнес-клубах есть тренировки, которые называются «боди-балет», «Classic Dance». Однако Body Ballet и урок классического танца, при своей внешней схожести, это абсолютно разные вещи.
Body-Ballet – это адаптированный комплекс упражнений, состоящий из хореографических па, упражнений на растягивание, пируэтов и батманов, рассчитанный на широкую публику. Занятие строится на аэробных принципах управления группой. Такие тренировки ценятся за воздействие на глубокие мышечные слои, благодаря чему развивается эластичность мышц, гибкость суставов и позвоночника, улучшение фигуры в целом. Кроме того, боди-балет – альтернатива для тех, кому противопоказаны усиленные беговые или силовые тренировки по причине перенесенных травм, переломов или проблем с сердечно-сосудистой системой.
Подводя итоги, остается сказать следующее.
Занятия хореографией формируют культуру движения, правильную постановку тела, развивают так называемое чувство позы. В физическом плане тело становится более устойчивым, гибким, ноги сильными, а движения предельно четкими и скоординированными.
Занятия классическим танцем требуют терпения и усердия. Конечно, добиться полной выворотности, правильно поставить корпус, развить гибкость суставов у взрослых людей значительно труднее, чем у детей в хореографическом училище. Однако многие задачи все же выполнимы. Регулярный, упорный и вдумчивый труд способен сотворить многое. В награду Вам достанется прекрасная осанка, красивая походка, подтянутое тело, сильные мышцы, грация, пластика, выразительные движения, хорошая координация!
Хореография – это основа практически всех танцев. Очень часто ведутся споры о ее значении в развитии ребенка и его навыков. Польза хореографии, безусловно, колоссальна. Обучившись ей, ребенок с легкостью сможет начать осваивать любые выбранные танцевальные направления.
Дети с радостью занимаются танцами. Хорошая музыка, возможность выплеснуть свою энергию в движениях, одежда для танцев, общение со сверстниками – все это привлекает внимание ребенка и дарит ему позитивные эмоции, тем самым благотворно влияя на его психическое развитие.
Хореографией дети могут начать заниматься с самого раннего возраста – с 3-4 лет. Занятия для малышей проводятся в форме увлекательных игр и направлены на ритмику и растяжку. На уроках дети учатся чувствовать ритм музыки, улавливать и распознавать его, двигаясь и совершая простые танцевальные движения. Занятия для детей старшего возраста содержат уже более сложные элементы и движения, основывающиеся на классической хореографии.
Хореография чрезвычайно важна для всех видов и направлений танцев, какими бы не занимался ребенок. Наиболее эффективный и оптимальный вариант – это сочетание уроков по выбранному направлению с уроками по хореографии.
Занятия хореографией безопасны для детского организма и при этом обладают рядом немаловажных преимуществ, положительно влияющих на здоровье малыша. Так, например, хореография помогает выработать красивую, правильную осанку, выровнять и укрепить позвоночник. Помимо этого, уроки дают значительную нагрузку на мышцы и суставы: в юном возрасте они очень подвижны и эластичны – это отличная возможность начать формировать красивое, гармонично сложенное тело. Для детей, в отличие от взрослых, выполнение таких упражнений, как шпагат или мостик – простейшая задача. Начав развивать способности ребенка с детства, можно сохранить гибкость и пластичность на всю жизнь.
Хореография помогает научиться чувствовать музыку, соотносить ее с танцем. Благодаря основам хореографии, танец прекращает для ребенка быть просто набором движений и синхронизируется с музыкой. Это значительно упрощает и ускоряет процесс изучения выбранного направления танца, особенного бального танца. Приобретенные на занятиях по хореографии навыки помогают чувствовать себя в процессе обучения танцу и на паркете более уверенно и раскованно. Это позволит глубже изучить и освоить технику, например, бальных танцев, которая достаточно сложна. Ребенок сможет применить на практике полученные знания и гораздо быстрее достичь нужных результатов. Кроме того, уроки хореографии очень помогают развивать и «прокачать» стопы детей, работа которых очень важна в бальных танцах для качественного танцевания как латиноамериканской, так и европейской программы.
Вместе с регулярными занятиями укрепляется мышечный корсет, формируется общая культура движений и красивая, плавная походка. Ребенок учится контролировать свои движения и лучше управлять своим телом. Занятия значительно развивают общую координацию движений и чувство ритма, понимание музыки и умение красиво и эффектно двигаться.
На занятиях малыши постоянно взаимодействуют и общаются друг с другом, что также положительно сказывается на развитии характера и психики ребенка. С самых ранних пор ребенок учится работать в команде и это благотворно влияет на развитие у него коммуникативных навыков и общую социализацию. В процессе занятий дети учатся работать в парах, зачастую отрабатывают синхронные упражнения и групповые задания. В результате занятий хореографией впоследствии у ребенка не возникнет проблем с адаптацией в любом новом коллективе. Развитая коммуникабельность поможет безболезненно влиться в любую новую компанию.
Кроме того, занятия плодотворно влияют и на интеллектуальные способности. Так, например, успеваемость в школе, способность к усваиванию и запоминанию нового материала у детей, которые занимаются в школе танцев, намного выше, чем у тех, кто занятия танцами не посещает.
У ребенка развивается музыкальность, значительно стимулируется фантазия и воображение. Под руководством педагога малыш учится распознавать характер и настроение музыки и пробует двигаться в соответствии с ними. По мере усложнения занятий, ребенок все больше включает воображение и учится импровизировать при выполнении танцевальных элементов и движений.
Такие уроки способствуют эстетическому воспитанию ребенка. С детства его учат чувствовать и ценить прекрасное, помогают ему проявить творческие способности и реализовать их в полной мере. Даже занятия несколько раз в неделю способны дисциплинировать и организовать ребенка, с самых ранних лет привить ему чувство ответственности и самостоятельности. Ребенок, посещая такие уроки, становится более спокойным и сдержанным, а его мышление приобретает логичность, системность и упорядоченность. Кроме этого формируется мышечная и визуальная память, улучшается концентрация и внимание. Уроки хореографии позволяют ребенку выплеснуть накопившуюся энергию, получить заряд бодрости и позитива. Это особенно важно для активных детей, которые не могут и минуты усидеть на месте, но полезно и для более спокойных малышей.
Основы воспитания, характера, нравственного и физического благополучия закладываются у ребенка с самого детства. Только от родителей зависит насколько счастливым, успешным и гармонично сложенным вырастет их ребенок. Детская хореография – способствует тому, чтобы ребенок вырос развитым, как физически, так и психически. Для детей, занимающихся или только планирующих освоить какое-либо направление танцев – это залог успеха в освоении танцевального мастерства.
Нужен ли детям классический танец?
Я, как молодой педагог-хореограф, начинающий работать в образовательной сфере, хочу выделить из своего небольшого опыта работы, несколько актуальных вопросов.
Каждый год мы ведем набор детей в объединения хореографии, и, нужно очень кратко и понятно рассказать родителям о нашем направлении, но я столкнулась с такой проблемой, что родителям не понятно, что классический танец – это основа всей хореографии. Часто слышу от родителей такие вопросы как: «У вас есть современные танцы для детей?», «Мы хотим сразу танцевать и выступать», «Мой ребенок хочет ходить только на гимнастику и акробатику, у вас есть такие направления?», и так далее. Безусловно, у нас все эти направления в программе учитываются, но с возрастом. Многие родители не понимают, что нужно сначала ребенку дать основные элементы хореографии. Без классического танца, ребенок не сможет танцевать народную, современную, детскую, эстрадную хореографию. Нужно прививать любовь к классическому танцу, начиная спервого и на последующих годах обучения.
Поэтому попытаюсь объяснить, что же такое классический танец на примере открытого занятия. Родители вновь прибывших детей,приглашаются на открытые занятия,как младшей, так и старшей группы для того, чтобы у них была возможность сравнить разницу выполнения танцевальных движений на разных этапах обучения. Таким образом, я могу разъяснить родителям, как можно развить природные данные со временем. Оба открытых занятия проводятся по классическому танцу, но с разной нагрузкой и усложнением комбинаций. Учащиеся второго года обучения показывали азы и основные движения, в основном направленные на точность выполнения техники. Учащиеся старшей группы выполняли более сложные элементы и комбинации.
На первых годах обучения ставятся самые простые комбинации, для того чтобы обучающиеся понимали, как правильно выполнять движения. В старших группах дети уже усвоили правильность постановки корпуса, рук, головы и могут выполнять танцевальные комбинации, но при этом соблюдать технику.
Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Люди, далёкие от хореографии, подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так, «классика» впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела.
Классические «экзерсис -упражнения» у станка и на середине зала, необходимы для усвоения и совершенствования танцевальной техники. Классический экзерсис состоит из набора четких, строго упорядоченных движений. Движения экзерсиса исполняются сначала у станка, затем на середине зала. Экзерсис у станка исполняется в четырех положениях: стоя лицом к станку и придерживаясь двумя руками за палку станка; стоя спиной к станку, открыв руки в стороны и положив их на палку; стоя за станком, лицом в зал; стоя боком (левым, правым), придерживаясь за палку станка одной рукой.
Ответ педагога-хореографа на вопрос: «Нужен ли на уроке классический танец?» должен быть всегда только положительный, поскольку классический танец с раннего возраста развивает у детей:
1.Музыкальность, понимание вступления и окончания движения;
2. Правильную постановку осанки, положения корпуса, распределение веса на двух и на одной ноге, устойчивость;
3. Постановку головы, рук.
4.Координацию движений.
Таким образом,классический танец развивает у детей ряд необходимых навыков для дальнейшего изучения других направлений хореографии, которые помогут развить танцевальные способности,ведь классический танец –это основа хореографического искусства.
Соловьева Виктория Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
Польза детской хореографии.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
Существует множество споров, полезна хореография для детей или нет. Статья рассматривает различные аспекты развития малышей, которые посещают занятия хореографией для детей. Каждый родитель хочет, чтобы ее ребенок был сильным, гибким и уверенным в себе. Все это ему может дать такой вид деятельности, как – хореография для детей (художественно-эстетическое направление). Многие специалисты из медицинской области утверждают, что танцы являются великолепной физической практикой даже для малышей 3-х лет. В этом возрасте ребенок отличается превосходной гибкостью, шпагат, мостик и другие подобные упражнения даются ему с легкостью, в то время как взрослым приходится ежедневно прорабатывать их, чтобы вернуть телу детскую гибкость и пластичность. Хореография для детей позволяет сохранить им эти качества на всю жизнь.
Часто в детском возрасте возникает вопрос о целесообразности детей заниматься танцами. Многие родители считают, что если ребенок занимается хореографией, то обязательно он должен стать танцором. На самом деле, занятия танцами позволяют ребенку дать выход энергетике, заряжая одновременно его бодростью.
Занимаясь танцами, ребенок учится общению со сверстниками, интересно проводит с ними время. И совсем не обязательно, что хореография станет его будущей профессией. Но те приобретенные навыки будут способствовать развитию пластики. Тренированные мышцы и красивая осанка придадут уверенности вашему ребенку, что позволит с легкостью достигать поставленных целей. Хореография для детей развивает музыкальный слух, чувство ритма. А это в свою очередь приводит к расширению музыкального и познавательного кругозора. Любые танцы, независимо от характера, способствуют развитию координации движения, и, как следствие, человек способен хорошо владеть телом, он гибок, ловок, пластичен. Самовыражение ребенка в танце, используя импровизацию, способствует и умственному развитию, поэтому хореография принесет только пользу. Хореография очень полезна и для мальчиков. Танцуя в паре с девочкой, он, ощутив ее нежность и грациозность, никогда не поднимет руку на женщину в будущем.
Занятия хореографией для детей с постоянными тренировками и репетициями воспитывают трудолюбие, настойчивость, выносливость, в общем, все человеческие качества, которые так необходимы в повседневной жизни. Старания и стремления к достижению определенных высот дают профессионализм в исполнении. И будьте уверены, дорогие родители, что ваш ребенок от занятий танцами станет еще здоровее и сильнее физически, а значит – физиология всего организма будет активизирована на все сто. И действительно, уже давно подмечено, что дети, занимающиеся любым видом спорта или танцами, интеллектуально более развиты, быстро схватывают все налету, учатся, как бы играючи.
Они переполнены энергией, оптимистичны, легки на подъем. С такими друзьями в компании легко и уютно.
Данная информация заставляет родителей о многом призадуматься. И коль нравятся вашему ребенку танцы, пусть ими занимается на радость вам и себе.
Что же дают занятия хореографией для детей?
- координацию;
- правильную осанку;
- крепкий мышечный корсет и гибкие суставы;
- выносливость.
Это только то, что касается тела. Кроме этого у малыша улучшится внимание, мышечная и визуальная память. Регулярные уроки хореографии для детей позволяют развить силу воли и дисциплинированность. И что очень важно, они помогают побороть природную застенчивость и научиться коммуникабельности, ведь, как правило, занятия проходят в группе и при постановке танца нужно уметь действовать сообща, а где-то и синхронно.
Что требуется для занятий хореографией?
Детская одежда для хореографии уже давно не проблема и не нужно вооружаться иглой и нитками. Сейчас существует множество специализированных магазинов, в которых вы найдете любую одежду и различный инвентарь для танцев. Кроме того, там же можно подобрать или заказать эффектные и яркие костюмы для последующих выступлений и приобрести детские балетки для хореографии, которые не скользят и не стесняют движений.
Девочки: танцевальный купальник белого цвета, белые носочки, белая юбочка и мягкая танцевальная обувь (балетки). Волосы должны быть аккуратно убраны и не мешать ребенку во время занятий и репетиций.
Мальчики: белая футболка и шортики черного цвета, носочки и мягкая танцевальная обувь (балетки) или чешки. Одежда должна быть удобной, не стеснять движения и не отвлекать ребенка от занятий.
Мотивация ребенка
МОТИВ – это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию (словарь под ред. Ожегова С.И.). Он может носить кратковременный характер, либо стабильный. Задача педагога-хореографа, сформировать у детей стабильную мотивацию к занятиям хореографией, чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели.
На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы:
– содержание учебного материала;
– организация учебной деятельности;
– стиль педагогической деятельности;
– сравнение сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими и только затем с общими нормами.
Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании мотивации к занятиям хореографией, несомненно, особо значимым является интерес. Он служит необходимой предпосылкой обучения.
В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должна быть направлена образовательная программа.
Регулярные занятия хореографией приучат ребенка к внутренней дисциплине с детства – это один из лучших подарков, который вы можете ему сделать. Конечно, во время занятий ребенок направляет внимание на выполнение упражнений, но обучение проходит в группе, и он получает навыки социализации, учится работать в команде, общаться с другими детьми.
Список источников:
1. Баранов А. Б. Создание условий для формирования позитивного отношения к культурным ценностям в процессе обучения танцам// Дополнительное образование. – 2005. – № 10. – С. 54-56..
2. Дмитриева Т. В. Школа марийского танца.- Йошкар-Ола: Мин. культ., печати и по делам нац. РМЭ. Респ. центр народ. творчества, 2005, с. 10..
3. Калинина О. Н . Если хочешь воспитать успешную личность – научи ее танцевать// Практическое пособие по хореографии для детей раннего и дошкольного возраста. Часть II.
4. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. – М.: ВЛАДОС, 2003, с. 20-21.
1. https://www.webkarapuz.ru/
2. https://sportkompas.ru/
3. https://womanadvice.ru/horeografiya-dlya-detey#ixzz3cdrbG7JL