Польза картофеля фото для детского сада
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Горбатов
Конспект интегрированного
занятия по экологии
«Беседа о картофеле»
(для детей старшей группы)
Подготовила:
воспитатель
Феклина Е. М.
2014г
Задачи
1.Дать детям представление о происхождении картофеля, приемах его возделывания.
Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как продукте питания и как о лекарственном продукте.
Дать представление о картофеле как о живом организме.
Дать конкретные представления о труде человека по выращиванию картофеля.
2. Научить согласовывать свои действия с действиями других, развивать любознательность.
3. Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая), развивать связную речь, логическое мышление.
4. Воспитывать интерес к длительным экспериментам.
Дидактический материал
Глобус, портрет Христофора Колумба, письмо от профессора, открытки с изображением блюд из картофеля, картофель сырой (проращенный, не проращенный), вареный, терка, 2 салфетки (одна накрахмалена), крахмал, мука (емкость для них), поделки из картофеля, халат, схема описания картофеля, модели: роста, условия роста, живого организма, банка с водой, горячая вода в термосе, для аппликации: лист бумаги с изображением ботвы овощей, картонные листы для вырезания картофеля.
Предварительная работа
Заучивание загадок об овощах.
Дидактические игры «Узнай по силуэту», «Узнай на ощупь», «Вершки и корешки».
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята, я получила очень загадочное письмо. Вот послушайте:
«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому приглашаю вас к себе в лабораторию и кое-что расскажу интересное. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолете. Ваш профессор Огород»
Интересно, о чем нам хочет рассказать профессор? Полетим к нему в гости?
Дети: Да, полетим.
Воспитатель: Садитесь на волшебный ковер, закройте глаза и представьте, что мы летим над лесом, озером, лугом.
Дети выполняют. Воспитатель надевает белый халат, очки, берет в руки папку – превращается в профессора. Детям предлагается открыть глаза.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Профессор: Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Профессор: Ребята, вы откуда? А вы знаете, куда прилетели? (ответы детей). Правильно, в лабораторию к профессору Огороду. Профессор – это я. Я сегодня проводил опыты с одним овощем. Угадайте, что это за овощ?
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко –
Под кустом …
Дети: Картошка.
Профессор: Правильно! (показывает детям клубень картофеля) Дети, вы знаете, откуда у нас появился картофель? Хотите узнать? Я знаю очень интересную историю о нем. Садитесь и слушайте. (Дети рассаживаются на стульчики)
Давно это было! 500 лет назад вернулись из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба (показывает портрет путешественника). Прибыли они издалека, из Южной Америки, переплыли океан. И самым ценным грузом, который они привезли, были семена картофеля. В Южной Америке жили индейцы, и их основной пищей был картофель. В его честь устраивали даже праздники. Женщины наряжали крупные клубни как кукол, шили юбочки из разноцветных кусочков ткани (показывает поделки из картофеля). Мужчины танцевали, поставив на голову мешок с клубнями. А когда его привезли из Южной Америки в другие страны, то дарили картофель как драгоценность богатым людям. Когда же картофель перестал быть редкостью, то появился и у простого народа. Теперь картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему?
Дети: Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут.
Профессор: Какие блюда можно приготовить из картофеля?
Воспитатель вместе с детьми перечисляет, что можно приготовить, и показывает детям открытки с изображением блюд из картофеля.
Профессор: Картофель нужен людями не только для еды. Он – хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечится картошкой?
Дети: Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет.
Профессор: А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?
М.К.: Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда, вкусная картошка.
М.Ш.: Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну рассыпчата вкусна!»
Д.В.: Под землей птица гнездо свила,
Яиц нанесла.
Профессор: Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель?
Дети: Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.
Профессор: Для того, чтобы картофель и другие овощи, начал расти, необходимы определенные условия. Какие это условия?
Дети рассказывают.
Профессор: Вот мы посадили картофель, создали необходимые условия, клубень картофеля превращается в растение. Какие части растений вы знаете? Выберите необходимую модель. (Дети выбирают модель: корень, стебель, лист, цветок, плоды). Давайте проверим (показывает прорастающий в стеклянной банке клубень картофеля: есть корень, стебель, лист). Можно сказать, что картофель живое существо?
Дети: Да
Профессор: Почему?
Дети: Он растет, питается, погибает, если за ним не ухаживать.
Педагог предлагает рассмотреть модель роста растений: движение, дыхание, рост, питание, размножение.
Игра «Собери урожай» (психологическая минутка)
Профессор: Встаньте свободно. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель. Делаем наклоны вперед.
Дети выполняют. Далее дети повторяют движения за профессором.
Лето наступило, солнышко сияет,
И картофель наш быстро вырастает.
Дети поднимают руки, тянутся вверх.
Ветер сильный дует,
Качают вытянутыми руками в стороны.
И грохочет гром,
Топают ногами.
А картофелю всё это ни по чем.
Снова в синем небе
Солнышко сияет,
И картофель снова
Быстро вырастает.
Тянутся руками вверх.
Картофель вырос, пора урожай собирать.
Делают наклоны.
Профессор: Молодцы! А теперь занимайте свои места за столом, только тихо. В моей лаборатории не шумят, ничего руками не трогают без моего разрешения. Ребята, вот какой мы собрали урожай картофеля! Картошины называют клубнями – это мясистое утолщение корня. Повторите. (Дети повторяют.) А теперь возьмите по клубню в руки и рассмотрите его, расскажите всё, что вы о нем знаете.
Дети высказываются с опорой на схему: где растет, какого цвета, формы, что внутри.
Профессор: Возьмите картофель и рассмотрите: что есть у картофеля? Да, выемки-глазки – будущие ростки. А теперь возьмите в руки проращенный картофель. Обратите внимание на белые ростки, которые есть на каждом клубне. Они появились на месте глазков. Ростки сначала белые, а потом зеленые – это начало роста картофеля. Весной проращенные клубни сажают в теплую землю, и через некоторое время появляются зеленые ростки. Они становятся все больше и больше, вскоре можно увидеть стебель, множество листьев и даже небольшие цветочки (показывает на картинке). В земле это зеленое растение удерживается с помощью корня, на котором созревает множество клубней – молодых картофелин. Десять дней назад я посадил клубень картофеля, у него появились корни, ростки в стебли превратились, выросли листья. Как вы думаете, каким он будет еще через десять дней? (Профессор выслушивает высказывания детей и предлагает все зарисовать).
Через десять дней мы увидим, насколько вы правы. Какие еще овощи растут в земле? На земле?
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Профессор: Молодцы! Много овощей знаете. А скажите, почему сваренный картофель (показывает вареный картофель) рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нем содержится крахмал или картофельная мука. Чем больше крахмала в картофеле, тем он рассыпчатей, а значит – и вкуснее.
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда, вкусная …
Дети: Картошка
Профессор: Что содержится в картофеле? (показывает крахмал)
Дети: Крахмал.
Профессор: Да, его вырабатывают из картофеля и продают в магазинах.
Эксперимент «Картофельный крахмал»
Профессор: Чтобы доказать, что в картофеле содержится крахмал, проведем эксперимент: давайте вместе попробуем получить крахмал из картофеля. Берем заранее натертый картофель. Он уже посинел от нетерпения. Опускаем его в стакан с водой. Обратите внимание на осадок в стакане – это и есть крахмал. Картофель вынимают, воду осторожно сливают, осадок сушат. Получается крахмал. Как вы думаете, почему крахмал называют еще картофельной мукой? (Ответы детей). Ребята, а вы сможете отличить крахмал от муки? У вас на столе стоят два блюдца: в одном – мука, в другом – крахмал. Посмотрите на них, потрогайте, понюхайте, только не сильно наклоняйтесь и вдыхайте (дети выполняют). А теперь скажите и покажите, в каком блюдце мука, а в каком крахмал? Правильно. Крахмал светлее, чем мука. На ощупь крахмал как бы скрипит. Чем они похожи (Ответы детей). А как вы думаете, для чего нужен крахмал?
Дети: Крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.
Профессор: правильно. Вот сравните две салфетки6 одна накрахмаленная а другая – нет. Заметили разницу? А еще мы пользуемся крахмалом в детском саду во время занятий аппликацией. Если заварить крахмал кипятком, то получим клей – клейстер (показывает). Мы и сегодня используем его на нашем занятии. Понравилось вам проводить опыты, как настоящим ученым? К сожалению, ребята, у меня закончилось время и мне надо идти проводить другие опыты. Ждите следующего приглашения ко мне в гости. Понравилось вам быть у меня в гостях? Садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь в группу. Не забудьте взять с собой клейстер, он пригодится вам. Закрыли глаза, вот вы летите над лесом, озером. Вдалеке показался детский сад.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель снимает халат, очки, убирает папку и ручку, пока дети сидят с закрытыми глазами.
Воспитатель: Открываем глаза. Ребята, где же вы были? Что вы там узнали?
Дети делятся своими впечатлениями. Воспитатель с интересом выслушивает каждого ребенка.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Теперь я тоже буду знать о картофеле: родился он в Южной Америке, привез его Христофор Колумб. В нем содержится крахмал, который отличается от муки. Картофель надо поливать, окучивать. Будем ждать приглашения от профессора и обязательно навестим его еще раз… А что это в баночке у вас?
Дети: Это клейстер, он сварен из крахмала.
Воспитатель: Вот как хорошо: мы используем наш клейстер для изготовления аппликации «Наклей овощ к ботве» .
Дети с помощью воспитателя изготавливают аппликацию, называя овощи.
Фотоотчет.
Редактор
Юлия Волобуева
Твой Малыш расскажет о том, стоит ли включать картофель в рацион малыша
Картофель для ребенка: польза или вред?
О пользе и вреде картофеля ведутся бесконечные споры между сторонниками и противниками этого корнеплода. Некоторые специалисты уверены, что пользы в нем очень мало, а вот углеводов и крахмала, напротив, в избытке. Действительно, картофелем не стоит злоупотреблять детям, у которых немного повышен сахар в крови или есть лишний вес.
Однако картофель – это самый популярный овощ в нашей стране, доступный круглый год, без которого не обходится ни одна украинская семья. И это неспроста, ведь он очень полезен и содержит огромное количество полезных минеральных веществ и витаминов.
В картошке содержится много магния, калия, цинка, железа, витаминов группы В, витаминов С, Д, Е, фолиевой кислоты, каротина и органических кислот.
Читай также: ТОП самых вредных пищевых добавок в одной таблице
Самое большое достоинство картофеля – это то, что в нем содержится огромное количество калия, который так необходим для нормальной работы сердца и всей сердечно-сосудистой и нервной систем.
Картофель участвует в обмене веществ и способствует выведению воды и соли из организма. Поэтому без особых рекомендаций специалистов не стоит исключать этот продукт из рациона семьи.
Хотя взрослым и детям необходимо помнить о том, как правильно готовить полезные блюда. Исследования доказывают, что картофель является залогом правильного питания малыша, но только тушеный, вареный или печеный. О жареном картофеле и картофельных чипсах стоит забыть.
Интересный факт
Ученые уверены, если во время обеда ребенку давать блюдо из картофеля, то в течение дня он употребляет больше свежих и полезных овощей в течение оставшегося дня.
фото: depositphotos
Все самое интересное и актуальное о детях в нашем Instagram:
Новости партнеров
Вчера мы говорили о пользе овощей в питании ребенка и поговорили о зелени и о варке и термической обработке этих плодов. Всем понятно, что овощи полезны и их нужно стараться вводить в рацион детей ежедневно, в достаточном количестве. Это пополнит запасы витаминов в организме малыша и укрепит здоровье. Но, стоит помнить, что во всем нужна мера – избыток овощей в питании ребенка на период лета не приведет к накоплению в организме дополнительных витаминных и минеральных веществ. Для полноценного роста и развития детишек им нужно стабильное и нормальное, не избыточное, но прерывистое количество витаминов. Поэтому, овощи нужно давать ребенку с умом, а в некоторых случаях от отдельных видов овощей и фруктов и вовсе стоит отказаться.
У многих детей все сырые овощи, а белокочанная капуста и свекла даже в отварном виде, зелень с огорода может вызывать склонность к неустойчивому стулу, сильному вздутию живота (метеоризм). Такие овощи стоит полностью исключать у детей при расстройствах пищеварения, при развитии острых кишечных инфекций и в периоде обострения проблем с желудочно-кишечным трактом (если у ребенка гастрит, колит или патологии печени и желчевыделительной системы). Также стоит помнить, что детям до трех лет противопоказанными будут малосольные или маринованные овощи – в них содержится слишком много соли и уксуса, они обладают сильно резким вкусом и могут привести к пищевым отравлениям и расстройствам.
Помним о нитратах!
Любые плоды могут нести в себе потенциальную угрозу для ребенка, если при их выращивании были нарушены технологии или применялись особые вещества. Все из вас слышали о нитратах, но само по себе наличие нитратов в растениях и плодах является вполне нормальным явлением, эти вещества являются источниками органического азота, необходимого растениям для роста и развития. Но, при всем этом накопление нитратов в избыточном количестве в плодах растений крайне нежелательно. А учитывая тот факт, что остальное питание детей также может содержать не самые полезные вещества, еще и порция нитратов малышу ни к чему. Особенно активно нитраты накапливаются в корнях и стебельках, корнеплодах, черешках и крупных жилах листьев, а в плодах нитратов обычно значительно меньше.
Так, свекла и морковь копят нитраты в верхней части, ближе к листьям, и это место у них нужно нещадно срезать. У капусты необходимо удалять кочерыжку, толстые стебли листьев и самые верхние листья. У зелени нужно использовать только листики, а крупные стебли смело выкидывайте. Меньше всего вредных веществ в редиске и редьке, цветной капусте, огурцах и капусте, кукурузе. У любого из овощей срезают ту часть, которая примыкает к плодоножке, а у свеклы и огурцов важно срезать нижнюю и верхнюю часть плода. Но в чем же польза каждого из самых широко употребляемых овощей в детском питании?
Польза картофеля
Картофель – лидер среди овощей по потреблению, его едят практически все люди нашей страны и многих других стран. В нем много витамина С, который хотя и разрушается при варке, но не весь, и попадает в организм малышей. Кроме того, в картофеле много витаминов группы В, и витамина РР, железа и калия, йода, фосфора, натрия и магния, кальция и марганца, меди и цинка, кобальта, никеля, бора. Чем младше возраст клубня, тем в нем больше витаминов и микроэлементов. Картофельные витамины растворимы в воде, поэтому, на плите ее варить не самый лучший вариант, лучше перейти на пароварку, микроволновую плиту или духовой шкаф, иначе при варке большая часть витаминов просто уплывет в воду. Картошка является самым калорийным овощем. И самую высокую питательную ценность ей придают углеводистые соединения (крахмал) не менее полезными будут белки картошки – они также самые полноценные, имеют практически все незаменимые аминокислоты.
При приготовлении картофеля помните – нельзя употреблять в пищу картофель с “зеленцой” и проросшими глазками, в области зелени и проросших глазков образуется онкогенное ядовитое вещество – солонин. Для ребенка можно приготовить массу блюд – начиная от картофельного пюре, и заканчивая особо изысканными запеченными блюдами с картофелем. Малышам не стоит употреблять картофель-фри, жареную картошку и уж тем более картофельные чипсы. Это слишком жирные и слишком тяжелые для маленького желудочка продукты. Полезной будет отваренная на пару картошка с зеленью и сливочным маслом, запеченная в духовке картошка половинками, посыпанная сыром.
Польза свеклы
Свекла является очень полезным для питания ребенка овощем – в ней содержится много витамина С, витамина Р, витамины группы В1 и В2, а также РР. Кроме того, свекла из всех овощей наиболее богата йодом, в ней много калия, магния, фосфора, кальция и натрия. Сок свеклы является очень ценным продуктом питания для взрослых и эликсиром здоровья, но вот детям этот сок давать не стоит – он сильно агрессивен для нежного пищеварения, особенно при условии наличия гастрита иди раздраженных желчных путей. В составе свеклы много клетчатки и пектинов, поэтому она очень активно стимулирует пищеварение в кишечнике, что приводит в большинстве случаев к послаблению стула. этот продукт полезен детям со склонностью к запорам, кроме того, она полезна детишкам с анемиями, проблемами свертывания и повышенном давлении.
Сырая кашица из свеклы применяется наружно при ранках, кроме того, говорят о том, что свекла помогает в лечении онкологии. Кстати, по свекле можно определить состояние микрофлоры кишечника, если она не нарушена и кишечник здоров, моча не окрашивается в розовый цвет от приема свеклы (или дает еда видное окрашивание), а вот если в мочу попадает краситель от свеклы, говорят, что нужно пройти обследование, есть проблемы пищеварения или обмена веществ, нарушена микрофлора кишечника. Для детей рекомендуется добавление свеклы в любую из кашек – особенно полезно добавлять ее к гречке. Также рекомендуют использование свеклы с сухофруктами – ее можно тушить с курагой, изюмом и черносливом, с добавлением риса.
Польза тыквы
Этот солнечный овощ содержит массу полезных для здоровья детей веществ – витамин В1 и В2, витамин В6, а также аскорбиновую кислоту, витамин Е и РР, много каротина, предшественника витамина А. В тыкве много солей фосфора, кальция, калия, магния, а количество железа в ней превышает количество в любых других овощах. Особенно много в тыкве пектина и калия, что полезно детишкам. Тыква – это вообще-то ягода (по законам биологии), но ее традиционно относят к овощной группе. Полезным будет не только сама тыква, но и ее сок, каша с тыквой, которые помогают в чистке печени и кишечника от шлаков, помогают лечить воспаленные почки и кишечник. Тыква также помогает детям мягко и деликатно справиться с запорами. Ее одной из первых вводят в первые овощные прикормы детей.
Польза моркови
В этой овощной красавице содержится много каротина, а также витамина с и витамина Е, йода, магния, меди, железа и кальция. Морковь вкусная, имеет сладкий привкус, отчего нравится детям, она излечивает раны, укрепляет зубки и десны, выводит холестерин, помогает при болезнях пищеварения, при лечении сосудов и укрепления сердца. Кроме того, она помогает детям активно расти и укреплять иммунитет, помогает реже болеть и быстрее выздоравливать. Морковка активно помогает бороться с хронической усталостью, можно пить морковный сок, кушать салаты из моркови, готовить с нею котлеты, супы, пюре и многие другие блюда. Отличным блюдом для ребенка могут быть макароны с тертой морковью и кукурузой, они будут вкусными и полезными.
Польза белокочанной капусты
Это один из традиционных представителей овощей на нашем столе, который содержит целый набор полезных витаминов и минеральных веществ. Ни одни щи и борщ не могут обойтись без капусты! К набору полезных веществ капусты можно отнести аскорбиновую кислоту, витамин Р, витамины группы В, каротин и фолиевую кислоту, биотин, витамин К и витамин Е, фитонциды, соли калия, фосфора и кальция, серу, железо и йод. Капустный сок обладает активным сокогонным эффектом, его применяют как лекарство. В капусте содержится большое количество клетчатки, поэтому, чтобы меньше было газообразования и вздутия живота, для детей капусту при приготовлении нужно тщательно мять руками и ошпаривать кипятком. Если же от капусты у вас с ребенком се равно пучит животик, добавьте к капустному блюду тмин.
Внимательнее нужно быть с капустой при повышенной кислотности желудка, тогда ее стоит сильно ограничить в питании. Не менее полезной будет не только свежая, но и квашеная капуста – в ней содержится молочная кислота, которая помогает расти полезным микробам, и убивает вредных. Детям квашеную капусту рекомендуют давать только с двух лет, в ней содержится еще и гистамин, известный медиатор воспаления и аллергии. у детей, склонных к аллергии, квашенная капуста может провоцировать высыпания по телу. Особо полезны блюда из капусты в сочетании с белком, особенно рыбным. В меню детских садов тушеная капуста с рыбным филе или котлетой – традиционное второе блюдо. Завтра мы продолжим обзор овощей.
Овощи в питании детей
Польза овощей в питании детей. Продолжение беседы
Как научить ребенка кушать овощи?