Польза карточные игры для детей

СодержаниеО предрассудкахПочему детям интересны картыИгра в карты полезна для развития ребенкаКарточные развлечения для детей разного возраста
Стоит ли учить ребенка играть в карты наряду с другими настольными играми? MedAboutMe взвешивает за и против.
О предрассудках
Многие считают карточные игры чем-то порочным. Быть может, это отголоски Кодекса строителей коммунизма из времен СССР, когда карты были причислены к перечню буржуазных пороков. Но предрассудки сильны до сих пор: значительная часть взрослых считает, что карточной колоды в детских руках быть не должно.
Личное мнениеВалерий, 48 лет.
«Я считаю, что если родители играют со своими детьми в карты, они роняют свой авторитет. Как если бы я пошел со своим сыном в публичный дом. Недопустимо, я считаю. Азартные игры детям знать ни к чему.»
Сторонники более рационального подхода не видят ничего плохого в том, чтобы обучить ребятишек раскладывать пасьянс или играть в карточные игры. В конце концов, чем отличаются классические игральные карты от лото или шашек? Азарт есть в любой игре, иначе она скучна.
Личное мнениеМария, 34 года.
«Не вижу ничего плохого в том, чтобы играть с детьми в карты, в нарды и шашки. Чем одни настольные игры лучше других? В высокоинтеллектуальные шахматы тоже можно играть азартно и на деньги. Даже чемпионы мира на турниры не бесплатно выходят, так почему мы не называем «азартной» игрой шахматы?
Моя дочка никак не могла усвоить цифры. А после того как мы с ней в отпуске неделю играли в «девятку», все запомнила «на ура», всю последовательность чисел. Да ради одного этого стоило дать ей в руки колоду!»
Надо сказать, что во многих странах к картам отношение вполне спокойное и доброжелательное, в отличие от территории бывшего СССР. Быть может, стоит пересмотреть взгляды на старинную забаву?
Почему детям интересны карты
В первую очередь потому, что это занятие «для больших», а что может быть интереснее для ребенка, чем быть приглашенным во взрослую игру?
Во-вторых, любая настольная семейная игра увеличивает время, которое ребенок проводит с родителями и старшими, и это неоценимо.
В-третьих, карты действительно могут стать интереснейшим способом развития ребенка и его способностей.
В-четвертых, карточные игры учат как выигрывать, так и проигрывать, что для детей очень важно.
А вот материальный интерес дети в картах совсем не предполагают, если только им взрослые не расскажут об этой темной стороне колоды. Напротив: семейная игра в карты превращает это «порочное» занятие в совершенно обыденное, вроде лото или собирания паззла.
Игра в карты полезна для развития ребенка
Самым маленьким можно предлагать разделить колоду на две части: черные и красные масти, затем — разобрать по мастям. Расскажите историю появления карт, какими были первоначальные масти и что они означали.
Первые колоды карт отличались от современных. Мастей было тоже 4, но выглядели они иначе, в зависимости от страны происхождения колоды. Где-то вместо пик, треф, бубен и червовых сердец рисовали Кубки, Монеты, Мечи и Посохи, в других странах вместо пик были желуди, вместо треф — листья, а бубны изображали как бубенчики с шутовской шляпы. В картинках кроме короля, дамы и валета были еще и всадники-рыцари.
Предполагается, что 4 масти символизируют 4 времени года, а количество карт в полной колоде, 52 штуки, соответствует количеству недель в году.
После того, как малыш научится распознавать все 4 масти, можно переходить к понятиям «больше-меньше» и начинать учить числа. На картах это очень удобно — кроме цифрового обозначения на листе нарисовано соответствующее количество элементов.
Дополнительную пользу ребенок получает, перебирая карты и обучаясь их тасовать. Отличное упражнение для неумелых пальчиков!
Личное мнениеНастя, школьница.
«У нас в семье табу на карты нет. Никогда никто не играл на деньги, нам это даже в голову не приходило. Зато с раннего детства мы могли наблюдать, как папа показывает карточные фокусы, и это было ужасно интересно! А я даже перетасовать не могла колоду как следует, у меня карты вечно рассыпались. Да, я убила немало часов, учась управляться с колодой хотя бы вполовину так же ловко, как папа. Не знаю, принесло ли это мне какую-то другую пользу, но координацию движений я точно очень неплохо потренировала»
В возрасте 4-5 лет дети легко усваивают правила несложных и веселых карточных игр, в которые можно играть вдвоем или большой компанией, и раскладыванием пасьянсов.
Карточные развлечения для детей разного возраста Для развития моторики у самых маленьких отлично подходит игра со смешным названием «Мокрая курица». Вся колода выкладывается кучкой на стол, а из трех любых карт поверх кучки строят «шалашик». Задача игроков — осторожно вытаскивать карты из кучки так, чтобы не упал «шалашик». Проигрывает тот, кто его уронит. Можно играть любым составом и количеством игроков. Отдельным развлечением для детей может стать придумывание рассказа о происхождении названия игры. «Карточный бой», или «Пьяница». Играют вдвоем. Колода делится на две равных части, свою часть каждый кладет перед собой рубашками вверх. Карты открывают по одной. Тот, чья карта оказалась больше по достоинству, «старше», забирает в свою колоду обе. Тот, у кого соберется вся колода, выиграл. Игра позволяет закрепить понятия «больше/меньше» и количественный счет. Смешная игра «Веселый король» отлично подходит для большой компании. Суть игры: колода раздается на всех участников поровну. По очереди все открывают верхнюю карту. Если у кого-то открывается король, все играющие должны немедленно замереть. Тот, кто пошевелится, что-то скажет или засмеется, должен будет забрать в свою кучку все открытые карты. Проигрывает тот, у кого соберется вся колода. Те, у кого карты кончились, из игры не выбывают, а продолжают участвовать и стараться не засмеяться, чтобы не обзавестись новой порцией карт. На самом деле игра больше всего тренирует мышцы живота, потому что хохот обычно стоит такой, что стены трясутся. Детям постарше подойдет игра в «Девятку», позволяющая закрепить в памяти числовую последовательность. Смысл игры — избавиться от всех своих карт, выложив их на стол. Карты выкладываются в 4 ряда по мастям, начиная с девяток. Карты выкладываются в любой ряд справа или слева от уже открытых. Выигрывает тот, кто первым положит в ряд последнюю карту.
В 5-6 лет можно объяснить ребенку правила популярных игр в «Дурака», «21», в чуть более старшем возрасте дети хорошо обучаются бриджу и покеру, а подросткам будет полезен и преферанс. Все эти игры, включая незамысловатого «дурака», развивают память и логику. Преферанс, хотя и считается коммерческой игрой, предоставляет огромные возможности для развития памяти и стратегического мышления. Не зря в ВУЗовские учебники по комбинаторике включено много задач по преферансу.
Комментарий экспертаДоктор Лаура Фиппс, Alzheimer’s Research, Великобритания
Карточные игры, бесспорно, стимулируют развитие головного мозга и когнитивных способностей. В рамках проводимых нами исследований мы обследовали несколько сотен людей разного возраста. Участники проходили тесты на интеллект и МРТ-сканирование.
Тесты показали, что лучшая память и более развитые умственные способности чаще проявляются у тех людей, которые любят играть в карты или решать разного рода головоломки. МРТ-сканирование подтверждает это: некоторые области мозга развиты у них сильнее и проявляют большую активность.
Пусть дети играют в карты, решают кроссворды и головоломки — все это намного лучше, чем зависимость от компьютерных игр.
Содержание:
- Шуми!
- Свиньи
- Играй или плати
- Блинчик
- Джигетти, джогетти, джиг
- Семь одной масти
В карточные игры интересно играть всей семьей. Они учат ребенка цифрам, помогают и детям, и взрослым потренироваться в логике. Игры в карты учат вести себя и в ситуации выигрыша, и в ситуации поражения. В отличие от многих настольных игр, которые либо сложны для детей, либо слишком просты для взрослых, хорошо подобранные карточные игры понравятся всем, потому что дети и взрослые могут играть в них на равных.
Если вы планируете сыграть с детьми в новую карточную игру, удостоверьтесь, что сами хорошо поняли ее суть, перед тем как учить детей. Когда вы обучаете ребенка новой игре, рассчитайте время так, чтобы и поиграть в нее. После того как дети поймут правила, они смогут играть и без взрослых.
Шуми!
В эту игру можно играть вдвоем, но лучше, если будет 3 или 4 игрока. Раздайте каждому игроку по 7 карт лицом вниз, а оставшиеся карты положите стопкой лицом вниз.
Один из игроков выкладывает одну свою карту лицом вверх. Игрок слева от него должен разыграть эту карту своей картой, которая совпадает с ней по достоинству или масти. Если он не может этого сделать, он должен брать из стопки по одной карте, пока не найдет походящую и разыграет ее. Дальше продолжает следующий игрок слева, и так далее.
Игра заканчивается тогда, когда у одного из игроков не остается больше карт. Если из стопки забрали все карты до окончания игры, перетасуйте сыгранные карты и используйте их, пока не закончатся карты у одного из игроков.
Вариант. Когда все карты из стопки забраны, игра окончена и побеждает тот игрок, у кого меньше карт.
Свиньи
В эту игру могут играть до 13 человек, но лучше если игроков будет от 3 до 6. Соберите по 4 карты одинакового достоинства для каждого игрока. Перетасуйте карты и раздайте по 4 каждому игроку. Каждый игрок смотрит, нет ли у него 4 одинаковых карт. Если ни у кого нет, то каждый игрок передает одну карту, которая ему не нужна, лицом вниз игроку слева. Игроки снова смотрят свои карты. Если опять ни у кого нет одинаковых, то игроки продолжают передавать карты, пока у одного не наберется 4 одинаковые карты. Если у кого-то наберется 4 карты, то вместо того, чтобы передавать карты дальше, он быстро делает пятачок, поднимая пальцем кончик носа.
Когда другие игроки заметят пятачок, они должны перестать передавать карты и сделать так же. Кто последним сделает пятачок, тот раздает карты для следующей игры.
Варианты «Ложки». На середину стола положите ложки, на одну меньше, чем игроков. Когда у одного из игроков появится 4 одинаковые карты, он должен схватить ложку. Остальные игроки тоже должны быстро схватить ложки. Игрок, которому ложки не досталось, тасует карты для следующей игры.
Играй или плати
Для этой игры понадобится колода карт и фишки (покерные фишки, сухие бобы, монетки).
Раздайте равное количество карт каждому игроку. Оставшиеся карты положите в центр лицом вверх. Раздайте каждому игроку равное количество фишек.
Игрок слева от раздающего начинает, выкладывая туза из своих карт или из оставшихся лицом вверх. Если он не может сделать этого, то должен положить одну фишку в свой банк. Следующий игрок слева выкладывает следующую карту этой же масти (в этом случае двойку) из своих карт или из оставшихся карт. Если он не сможет этого сделать, то должен положить одну фишку в свой банк. Игра продолжается до тех пор, пока не разыгрывается король. Игрок, который разыграет короля, ходит в следующем туре.
У кого первого закончатся карты, тот и выиграл. Все остальные кладут в свой банк по одной фишке за каждую оставшуюся карту. Победитель забирает все фишки.
Блинчик
В эту игру лучше всего играть 3 или 4 игрокам на маленьком столе. Раздайте карты лицом вниз поровну всем игрокам. Если карты останутся, положите их на середину стола. Игроки должны сложить свои карты лицом вниз перед собой.
Игрок слева от сдававшего переворачивает одну свою карту и кладет ее лицом вверх на стопку карт в середине, так чтобы все увидели ее одновременно. Следующий игрок слева делает то же самое.
Так продолжается, пока кто-то не положит валета. Игроки должны хлопнуть по валету, чтобы заработать стопку карт. Если больше чем один игрок хлопает по валету, то выигрывает тот, чья рука находится в самом низу. Победитель кладет свои новые карты лицом вниз под свои карты.
Игра продолжается. Если один из игроков хлопнул не по валету, то он должен отдать верхнюю из своих карт лицом вниз тому игроку, кто разыграл карту, по которой он хлопнул. Если у того, кто хлопнул неправильно, нет больше карт, то он выбывает из игры. Если игрок истратил все свои карты, он может просто следить за появлением нового валета, чтобы заработать себе карт. Игра заканчивается, когда кто-нибудь выиграл все карты.
Джигетти, джогетти, джиг
В эту игру могут играть от 3 до 13 игроков. Раздайте карты поровну лицом вниз. Оставшиеся карты положите на середину стола лицом вверх. Свои карты игрок держит так, чтобы кроме него их никто не видел.
Раздававший выбирает одну карту и кладет ее на стол лицом вверх. Игрок слева ищет в своих или в оставшихся картах карту такого же достоинства. Если он ее находит, то кладет на стол и кричит: «Джигетти!». Если нет, то продолжает следующий игрок.
Следующий, кто найдет подходящую карту, выкладывает ее и кричит: «Джогетти!». Третий, кто найдет карту, кладет ее с криком: «Джиг!». Тур заканчивается. Джиггер начинает следующий тур. Выигрывает тот, у кого первого закончатся карты.
Семь одной масти
В эту игру могут играть 3 или 5 игроков. Для 3 игроков соберите по 7 карт 3 мастей, всего 21. Для 4 — по 7 карт 4 мастей, всего 28, для 5 игроков — по 9 карт 3 мастей и 8 карт 1 масти, всего 35. Перетасуйте карты и раздайте по 7 каждому.
Цель игры — собрать 7 карт 1 масти. Каждый игрок по очереди передает свою карту лицом вниз соседу слева. Это должна быть карта, не подходящая под ту масть, которую он собирает. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не соберет 7 карт 1 масти.
При всей неоднозначности отношения к карточным играм, нельзя отрицать пользу от них. Карточные игры развивают логическое мышление, внимание и память. Это удобный и доступный материал для проведения занятий с малышами.
Начинать знакомиться с картами можно с того момента, как ребенок освоит понятие цифр и чисел. Мы с Катей стали играть примерно в возрасте трех лет. Самые первые игры – это раскладывание простейших пасьянсов и игры с простыми правилами. Для всех нижеперечисленных игр мы используем обычную 36 карточную колоду (так называемую “русскую” колоду).
Пока уточняла в интернете правила игр, нашла очень много интересной информации про игральные карты. Вот тут я написала целый большой пост о них: историю возникновения, значения мастей, национальные различия в рисунках. Оказывается, это очень интересно!
Пасьянс – сортировка карт из колоды по мастям и по старшинству.
(Это пасьянс для самых маленьких. Игра развивает внимание).
Из колоды достаем все тузы и кладем их в ряд. Потом берем карты из колоды, смотрим их масть и кладем на туз той же масти (не обращая пока внимания на значение карты). То же самое можно делать, выкладывая карты на тузы по-старшинству (шестерки, семерки, восьмерки и т.д.), не обращая внимания на масть. А можно сразу по мастям и по-старшинству.
Этот пасьянс Кате нравиться больше всего. Периодически она сама достает карты и раскладывает их на диване.
Дальше еще много других карточных игр 🙂
Пасьянс “Четыре туза”.
(Более сложный вариант предыдущего)
Выбираем из колоды тузы и кладем их по два в два ряда. После этого, держа колоду рубашкой вверх, берем из нее верхнюю карту и кладем ее, если это возможно, на тузы той же масти в порядке возрастания (на тузы – шестерки, на них – семерки, на них – восьмерки и т.д). Если выбранная карта не подходит для выкладывания, ее откладывают в отдельную стопку – “на базар”. Если потом по ходу игры верхняя карта с “базара” становится нужна, то ее можно оттуда взять и положить на нужное место.
Пасьянс сложился, если все карты из колоды лягут на свои места и “базар” опустеет.
Пасьянс “Паровозик”
(Развивает внимание)
Выкладываем в ряд карты из колоды по-одной. Если выкладываемая карта совпадает по цвету с той, которая лежит через одну от нее, то обе эти карты вынимаются, а ряд снова смыкается. Часто сдвиг на одну карту приводит к цепной реакции вынимания карт по всему предыдущему ряду.
Пасьянс считается сложившимся, если колода закончилась и все карты, кроме последних двух в ряду, оказались вынуты. Это очень редкий случай, поэтому обычно решают заранее, что 3, или 4, или 5 карт в ряду могут остаться.
Пасьянс “Косынка”
(Развивает внимание)
Всем известный пасьянс, входящий в стандартный набор игр на компьютере и телефоне 🙂 Но “в живую” играть гораздо интереснее. Правила для детей достаточно сложны – Кате (в ее 4,5 лет) быстро становится скучно. По-моему, она так ни разу до конца пасьянс не сложила.
Карточная игра “Пьяница”
(Обычно это самая первая карточная игра, в которую обучают играть ребенка. Она прекрасно поможет освоить понятие “больше-меньше”).
Для двух и более игроков. Возраст – с 3х лет.
Колода делится на равные части в соответствии с количеством игроков. После этого, держа свою часть колоды рубашкой вверх, чтобы следующую карту не видел ни сам игрок ни противники, все выкладывают свою верхнюю карту на середину стола. У кого карта “старше”, тот забирает все. Для зацикленности игры принимают правило, что шестерка “берет” туза. На масть внимания не обращают. Если на столе попались две карты одинакового достоинства, то это называется “спор”. Тогда каждый из игроков кладет на свою карту еще одну карту рубашкой вверх, а сверху – другую, лицом вверх. У кого теперь получится больше достоинство, тот весь “спор” и заберет. Выигрывает тот, у кого в результате игры соберется вся колода.
Эта бесхитростная игра очень нравиться Кате. Она играет в нее с азартом 🙂
Карточная игра “Мокрая курица”.
(Игра на координацию и развитие моторики)
Это собственно не карточная игра в прямом смысле слова, а просто вариант игры “в бирюльки” с использованием карт.
Карты рассыпаются кучей на столе рубашкой вверх, в самом конце одну из карт кладут наверх этой горки горизонтально, а на нее устанавливают “шалашик” из прислоненных верхом друг к другу двух других карт. Игроки по-очереди вытаскивают карты из кучи так, чтобы “шалашик” не упал. Проигрывает тот, кто завалит “шалашик”. Он и будет “мокрой курицей” или “свиньей”.
“Мемори”
(Развивает память и реакцию)
Правила те же, что и в обычном “мемори”. Карты по-очереди кладутся в ряд рубашкой наверх. Но перед тем, как положить карту, ее показывают игрокам. Если пара этой карты (например, если карта “дама”, то и парная к ней карта тоже “дама” другой масти) уже лежит где-то в ряду и игрок может правильно показать ее, то он забирает обе карты себе. Выигрывает тот, кто соберет больше пар.
Карточная игра “Свинья” (упрощенный вариант игры “Цыганка”).
Колода карт раскладывается кружком рубашкой вверх. Последняя карта переворачивается и кладется посередине. После этого игроки по-очереди берут любую карту из круга и кладут на карту в середине. Если она окажется младше той, что там лежала, то карта остается в стопке в центре. Если старше – то игрок забирает всю стопку себе. И так, пока не кончатся все карты круга. Выигрывает тот, у кого окажется больше карт. А кто проиграл должен прохрюкать как свинья:)
Карточная игра “Ведьма”
Из колоды вынимают любую даму (только не пиковую). После этого всю ее полностью раздают по-одной игрокам. Сама игра проходит так – все парные карты игроки выбрасывает в отбой. Нельзя скидывать только пиковую даму. После того, как все избавились от пар, каждый игрок вытягивает карту у соседа справа. И снова сбрасывают пары. Так продолжается до тех пор, пока все карты не выйдут из игры и останется только проигравший с пиковой дамой на руках.
Карточная игра “Дурак”
(Развивает память, логическое и стратегическое мышление)
Нет, наверное, такого человека, который не знает правил игры в “дурака”:)
Это достаточно простая игра, с которой справятся и дети четырех-пяти лет.
Для начала можно играть в “простого дурака” и без козырей. А когда ребенок хорошо разберется с принципом игры, то добавить козыри. Еще более усложненный вариант – “Подкидной дурак”. Еще сложнее – “Переводной дурак”. Это уже для старших деток. Витя нередко в него обыгрывает нас:)
Карточная игра “21” (или “Очко”)
(Обучает устному счету и пониманию вероятности)
Правила, думаю, всем известны. Играем, естественно, без денег. Кто набрал 21 очко – выиграл. Кто перебрал – проиграл.
Есть еще несколько игр, в которые мы пока не играли, но которые я хотела бы освоить с детьми:
Карточная игра “Осел”.
(Развивает внимание и реакцию. В игре должно быть не менее 3х человек)
Из колоды выбираются столько четверок карт, сколько участников. Например, для 3х игроков берутся 4 туза, 4 короля, 4 дамы). Они тасуются и раздаются игрокам поровну. После этого каждый обменивается одной картой с соседом. Задача – собрать у себя любую четверку. Кому это удается – как можно менее заметно поднимает вверх большой палец. Когда другие игроки заметят его жест, то они должны тоже поднять палец. Игрок, который это сделает последним – проиграл. Он и будет “ослом”.
Карточная игра “Верю-не верю”
(Игра развивает стратегическое мышление и умение разбираться в психологии партнеров)
Карты сдаются игрокам, пока не кончится вся колода. Начинает игрок слева от сдатчика. Он выкладывает на стол любое количество карт рубашкою кверху и заявляет “Это столько-то тузов”. Количество должно быть названо точно, а вот тузами могут оказаться не все карты. Если кто-то из игроков сомневается, что там действительно все тузы, то он может сказать “не верю” и проверить карты. Если он прав, то обманувший забирает себе все карты со стола, если же все было честно, то карты забирает сомневавшийся. После этого следующий игрок кладет свою группу карт (по убывающей: за тузами короли. потом дамы, вальты и т.д.). И опять кто-нибудь может его проверить. Выигрывает тот, кто первым выложит на стол все свои карты.
Карточная игра “Курица”
Играла в нее в детстве, но потом забыла. И случайно наткнулась на правила при написании этого поста:) Правила очень простые и прекрасно подойдут детям-дошкольникам.
Сдатчик раздает каждому по пять карт. Одна карта открывается и кладется рядом с колодой. Первый ход принадлежит игроку слева от сдатчика.
Перед тем как сделать ход, игрок должен взять из колоды верхнюю карту. Потом он кладет любую из своих карт другой масти на открытую карту возле колоды. Если у игрока нет подходящих карт для хода, он должен забрать все открытые карты. Однако при этом он может избавиться от всех четверок (четыре валета, десятки и др.). Если колода закончилась, а карты у всех игроков еще остались, то открытые карты переворачиваются и образуют новую колоду. Выигрывает тот, кто первым избавится от всех своих карт.
Тут я писала о других видах игр:
- во что можно поиграть с детьми на улице летом
- игры на улице осенью
- игры для развития внимания и памяти
- развивающие игры с бытовыми предметами
- пальчиковые игры
- игры-инсценировки для детей 1-3 года
- упражнения для языка
- игры во дворе для детей от 1 до 3 лет
- игры во дворе для детей 3-5 лет
- игры в слова по дороге в детский сад
- игры с рисованием проекций, плана и карты
- игры на пляже
- дыхательные игры и упражнения при бронхите