Польза ярослава мудрого для руси
Череда киевских Князей полна равновеликих или совсем незапоминающихся личностей. Увы, на Руси это было связано с неприемлемым наследственным правом, если можно так сказать. Множество братьев, всегда междоусобица и феодальная раздробленность, ещё до окончательного формирования русского феодального строя.
Однако среди многих скоротечных правителей, порой возникают довольно примечательные индивиды, такие как Вещий Олег, который завоевал Киев и велел ему стать матерью городов русских, Святослав Игоревич, который прославился своими военными победами Владимир Великий, который крестил Русь или же его сын – Ярослав Мудрый.
Князь Киевский Ярослав, которого прозвали «Мудрый» за его усилия по распространению и переводу византийской литературы, а также за постройку многих храмов знаменит в первую очередь как умный и способный правитель. Однако, прежде всего он был человеком, а значит не был идеальным. Ярослав Мудрый имел как личные достоинства недостатки, так и в его правлении были плюсы и минусы.
Плюсы правления Ярослава Мудрого
- Присоединение Ингерманландии. Именно князь Ярослав присоединил будущие центральные земли России. Они были приданым его второй жены Ингигерды, которая на Руси именовалась Ириной, потому земли и стали так называться – Ингерманландия.
- Прекращение набегов печенегов. В 1036 году печени осадили Киев, а подоспевший с войском Ярослав разбил их силы. Это было последним актом описанных в летописях русско-печенежских конфликтов, после которого печенеги больше не представляли угрозы для Руси.
- Рассвет Киева и православных храмов при правлении Ярослава. Князь уделял много внимания развитию столицы, её расширению, контроля удельных князей с помощью размещения их дворов в Киеве. Софийский собор, был заложен в честь победы над печенегами, В том же году была основана Киево-Печерская лавра. По мнению историков того времени, Киев мог состязаться с Константинополем по великолепию. Кроме того Ярослав особенно благоволил строительству православных храмов по всей стране.
- Путём введения Устава Ярослава было разграничена светская и церковная юрисдикция, а также был назначен первый русский митрополит – Иларион. Благодаря Уставу были определены дела, которыми занимался светский суд, какими – церковный и какие дела попадали под юрисдикцию сразу двух судов. Впервые на Руси кодекс ставил цель не только в наказании за преступление, но и в исправлении преступника. Митрополит Илларион был первым митрополитом, чьё русское происхождение было достоверным, он даже носил прозвище «русин». Становление русского, а не греческого митрополита, причём в обход мнения Вселенского патриарха, было решительным шагом князя Ярослава для уменьшения зависимости от Византии.
- Начало формализации уголовно-процессуальных норм, начатое с написания Правды Ярослава. Созданный Ярославом кодекс положил начало Русской Правде – сборником правовых норм, который модифицировали его сыновья, и довёл до окончательного вида Владимир Мономах. Правда Ярослава была первым письменным законодательным кодексом на Руси, регулируя различные стороны жизнедеятельности русинов.
- Ведение успешной брачной политики. «Зять всей Европы» – именно так величали князя Ярослава за то, что он сосватал всех своих детей от Ингиргерды по европейским дворам. Плодами успешной дипломатии стало то, что с Рюриковичами хотели породниться все – от короля Франции и императора Священной Римской Империи, до басилевса византийского.
- Начало образовательного процесса на Руси, путём активного перевода и переписи византийских книг. Князь не скупился на перевод и перепись византийских и других книг на древнерусский и церковнославянский языки, что делало их доступнее для народа Руси.
Минусы правления Ярослава Мудрого
- Разбитие печенегов в будущем открыло путь для половцев. В обычных условиях занятие одного степного народа места разгромленного другого не вызвало бы нарекания. Печенеги были слабым народом, потрёпанным Русью и Византией, его уничтожение было вопросом времени и сил. К сожалению, ни Ярослав, ни его приемники не стали относиться иначе к угрозе со степей, но даже стали привлекать такие народы как половцы к междоусобицам, что не совсем шло на пользу Руси. Из-за конфликтов с половцами было потеряно Тмутараканское княжество.
- Странная политика в отношении Польши. Король польский Болеслав I вёл против Ярослава военные действия, когда он сражался за княжество Киевское. Украл княжескую первую жену в 1018 году, но Ярослав решил ограничиться лишь вмешательством в польские дела, когда новый король Казимир I покорял Мазовию в 1042 году, выдал за него свою сестру, а также сына за дочь короля, и заключил союз, которые продержался 5 лет, а после был разорван. Учитывая предыдущие отношения с Польшей, её слабость как государства и различный политический вектор союзников – такой альянс для Руси выглядит неоднозначным и неполезным, как прямолинейное следование политике заключения брачных союзов Ярослава и не более. Теоретически у князя Киевского была возможность вмешаться во внутренние дела Польши раньше, в 1039, когда Казимир вёл военные действия против аристократии и восставшего крестьянства. Вместо него это сделал император Священной Римской Империи, и именно немцы помогли Казимиру взойти на престол, ценой будущей вассальной зависимости короля польского от императора. В том случае, если бы Ярослав воспользовался слабостью Польши раньше, то мог и сам заполучить поляков в качестве вассалов или же ввести Королевство польское в сферу влияния Руси, а не Германии. Что потенциально могло бы лишить Россию опасного противника в будущем.
- Законотворчество Ярослава Мудрого дало фундамент для создания феодального строя на Руси, что негативно сказалось на крестьянах. Усиление власти феодалов и снижение роли крестьян, привело к жёсткому социальному расслоению и в будущем к возникновению крепостного права.
- Активная, но непоследовательная приверженность христианской вере и культуре. Активна, однако, не толерантная (в плане игнорирования приверженцев старых верований) и не очень последовательная политика введения христианства при Ярославе приводила к народным восстаниям, подстрекаемым волхвами – русскими языческими жрецами. Он столкнулся с восстанием волхвов, ещё когда правил в Ростове, а это были его ранние годы, а позже и в Суздали, когда уже был князем Киевским, при этом ведя себя с ними как с обычными повстанцами, не мирясь с ними окончательно и не вырабатывая компромисс, не проводя активную идеологическую кампанию против них или гонения, не вводя широкую и народную пропаганду христианства. То есть князь подавлял восстания, когда те возникали, порой даже щадя зачинщиков и ничего более, ни занятия категорической позиции типа вводения законов об остракизме волхвов, замирении с ними или наращивания темпов христианизации населения – ничего подобного не было. В будущем волхвы так и остались источником проблем для власти. Например: внуку Ярослава – Глебу Святославовичу, князю новгородскому пришлось подавлять языческое восстание и прилюдно казнить волхва в 1071, а потом даже бежать из Новгорода.
- Замятие проблемы престолонаследия, когда после смерти князя Киевского начинались междоусобные войны между его потомками. Ярослав Мудрый ввёл такую систему престолонаследия, что его детям достались отдельные наделы, при этом формально ничьё главенство не признавалось остальными. Можно сказать, что Русь распалась на отдельные государства, началась феодальная раздробленность и лишь угроза половцев не дала князьям всё время воевать друг с другом, иногда вынуждая объединиться для отражения набегов со степей.
Итоги правления Ярослава Мудрого
Князь Ярослав Мудрый неоспоримо был выдающимся правителем. Довольно умным и способным человеком, чтобы привести Киевскую Русь в зенит своего могущества. Его внимание к развитию и основанию городов, активное законотворчество и рациональная внешняя политика возвела Русь в ранг мировых держав, с членами правящая династии, которой хотели породниться остальные. Войско князя успешно подавляло внутренние восстания, вело внешние походы против Византии и печенегов, и также эффективно наводило порядок в других странах вроде Польши. Ремесленники и торговцы ввиду благожелательных отношений со всеми соседями творили и продавали множество товаров, а народ образовывался, с помощью переведённых книг. Русская церковь получила своего митрополита, крупный собор и множество храмов.
При этом Ярослав допускал просчёты вроде недостаточной последовательности в политике продвижения христианства и язычество ещё долгое время имело вес на землях Руси. Разбитие печенегов не стало спасением от народов степи, а лишь краткой передышкой перед более страшным врагом – половцами. Волхвы, как символ старой веры не были уничтожены или подчинены, а дипломатические мероприятия с Польшей закончились ничем. Законодательное усиление гнёта феодалов на население, имело последствия не только в усилении князя за счёт лояльности феодалов, но и в будущем закрепощении народа. И, конечно, не стоит забывать, что Ярослав не смог оставить одного наследника, чьё главенство признали бы другие князья и не сформировал систему коллегиального управления, итогом чего стало начало распада Руси.
Ярослав Мудрый, сын крестившего Русь князя Владимира, княживший в 11 веке поначалу в Ростове, потом в Новгороде и лишь затем в Киеве, получил известность как великий князь киевский, в первую очередь из-за того, что в период его правления в Киеве Ярослав наиболее ярко реализовал свои возможности, показав свою незаурядную личность.
Так что же именно сделал великий князь Ярослав для Руси? Какую лепту он внёс в развитие русской государственности?
Первый русский законодатель
Наличие законодательства – одно из опорных признаков государства. Именно Ярослав первым осуществил меры по упорядочению внутреннего управления на Руси, первым ввёл элементы юстиции, а также положил начало формированию законодательства – «писаных правил». Действовавшие до этого вездесущие самосуд и кровная месть были урезаны. Первый свод (сборник) рукописно оформленных принятых в обществе того времени правил (законов) охватывал такие категории как право семейное, финансовые взаимоотношения между людьми, ответственность за различные преступления, судоустройство и многие другие, охватывающие разные стороны жизни. Свод был назван «Русской Правдой» (в дальнейшем он дополнялся сыновьями Ярослава и даже его внуком Владимиром Мономахом, но зерно этого было посеяно Ярославом).
Просветитель Руси
Будучи очень просвещённым человеком, много читающим, а также знающим несколько языков, Ярослав внёс огромный вклад в развитие образования и культуры на Руси, ведь не зря его называют по праву просветителем Руси.
В период его княжения при монастырях начали открываться первые на Руси школы. В городе Новгороде было впервые открыто большое учебное заведение на 300 человек – в основном учениками стали дети священнослужителей и старост.
В Киеве при Софийском соборе была сформирована первая в Древней Руси библиотека – большое собрание книг. И это была особенная библиотека, потому что книги в ней были не просто собраны, а практически все созданы здесь же: почти каждая книга вначале переводилась на древнерусский с греческого, болгарского и других языков, потом копировалась (вручную!) и переплеталась (тоже вручную!). Таким образом удалось создать более тысячи книг, каждая из которых была настоящим произведением искусства: текст на пергаменте (бумаги ещё не было), обложка из сафьяновой кожи, украшенная золотом, серебром или инкрустированная бриллиантами, изумрудами или жемчугом…. В Киеве для этого работала специальная мастерская по созданию книг.
В древнерусских городах Киеве и в Новгороде при храмах Святой Софии, построенных в годы княжения Ярослава, было положено начало созданию летописей, многие из которых сейчас известны нам как выдающиеся произведения древнерусской литературы. Знаменитая летопись – «Повесть временных лет» – сообщает, что князь Ярослав ставил церкви по городам, и в каждую направлял попов, важнейшей функцией которых было учить людей.
К сожалению, созданная Ярославом Мудрым библиотека не сохранилась. Поиски её предпринимались не раз, но не увенчались успехом. Рассказывают, что в 1934 году, когда под Киевом строили резиденцию для первого секретаря обкома КПСС в месте, где когда-то располагался Межигорский монастырь, строители обнаружили подвал, доверху наполненный древними книгами. Это могла быть библиотека Ярослава или часть её (потому что именно в этом месте князь прожил последние два года своей жизни), но стройка велась ускоренными темпами, и «отвлекаться» на такие «мелочи» власти, видимо, не захотели.
Добился независимости Русской православной церкви
После крещения Руси до Ярослава киевских митрополитов назначал Константинополь. Это были, как правило, выходцы из Греции или из южных славян. При Ярославе русская церковь стала менее зависимой от Византии. При княжении Ярослава впервые в истории митрополитом был назначен русский монах, которого звали Илларион. Во время правления Ярослава активно начали возводиться храмы: в одном лишь Киеве было построено порядка четырёхсот церквей.
Эпоха Ярослава – время роста авторитета Руси
Ярослав смог выстроить мудрую внешнюю политику. В период его княжения границы Руси сильно расширились, а для их укрепления стремительно воздвигались всё новые и новые города (так, например, был воздвигнут для обеспечения безопасности северо-западных границ град Юрьев, ныне зовущийся Тарту). Но воинствовал князь только лишь по крайней необходимости (как пример – разгром печенегов, периодически совершавших крайне опустошительные набеги на Русь). Киевский князь всегда стремился хранить мир и дружить с соседними странами и даже активно развивал с ними торговые отношения. Для продвижения дипломатических контактов и защиты интересов Руси Ярослав активно пользовался и развивал междинастические браки. Например, его женой стала дочь короля шведов, а трёх своих дочурок он выдал за принцев (впоследствии королей) норвежского, французского и венгерского. Соответственно сыновья Ярослава Изяслав и Константин женились на сестре короля Польши и дочери императора, правившего в то время Византией.
История одной из дочерей Ярослава Мудрого, Анны, прослеживается в фильме «Ярославна, королева Франции» (реж. Масленников, 1978 г.), в котором ярко показано уважительное отношение к русскому князю и к Руси со стороны иноземных правителей.
Благодаря мудрой внешней политике киевского князя эпоха его княжения навсегда вошла в историю как время стабильности, а также роста авторитета Руси на международной арене.
«Если жить в распрях и ненависти с соседями и друг с другом, легко самим погибнуть и погубить свою землю, которую строили и защитили от всех напастей ваши отцы и деды» – так в переводе на современный русский язык звучит наказ Ярослава Мудрого своим сыновьям. Этот наказ древнерусского князя очень хотелось бы напомнить некоторым современным правителям.
Ярослав Мудрый, сын крестившего Русь князя Владимира, княживший в 11 веке поначалу в Ростове, потом в Новгороде и лишь затем в Киеве, получил известность как великий князь киевский, в первую очередь из-за того, что в период его правления в Киеве Ярослав наиболее ярко реализовал свои возможности, показав свою незаурядную личность.
Так что же именно сделал великий князь Ярослав для Руси? Какую лепту он внёс в развитие русской государственности?
Первый русский законодатель
Наличие законодательства – одно из опорных признаков государства. Именно Ярослав первым осуществил меры по упорядочению внутреннего управления на Руси, первым ввёл элементы юстиции, а также положил начало формированию законодательства – «писаных правил». Действовавшие до этого вездесущие самосуд и кровная месть были урезаны. Первый свод (сборник) рукописно оформленных принятых в обществе того времени правил (законов) охватывал такие категории как право семейное, финансовые взаимоотношения между людьми, ответственность за различные преступления, судоустройство и многие другие, охватывающие разные стороны жизни. Свод был назван «Русской Правдой» (в дальнейшем он дополнялся сыновьями Ярослава и даже его внуком Владимиром Мономахом, но зерно этого было посеяно Ярославом).
Просветитель Руси
Будучи очень просвещённым человеком, много читающим, а также знающим несколько языков, Ярослав внёс огромный вклад в развитие образования и культуры на Руси, ведь не зря его называют по праву просветителем Руси.
В период его княжения при монастырях начали открываться первые на Руси школы. В городе Новгороде было впервые открыто большое учебное заведение на 300 человек – в основном учениками стали дети священнослужителей и старост.
В Киеве при Софийском соборе была сформирована первая в Древней Руси библиотека – большое собрание книг. И это была особенная библиотека, потому что книги в ней были не просто собраны, а практически все созданы здесь же: почти каждая книга вначале переводилась на древнерусский с греческого, болгарского и других языков, потом копировалась (вручную!) и переплеталась (тоже вручную!). Таким образом удалось создать более тысячи книг, каждая из которых была настоящим произведением искусства: текст на пергаменте (бумаги ещё не было), обложка из сафьяновой кожи, украшенная золотом, серебром или инкрустированная бриллиантами, изумрудами или жемчугом…. В Киеве для этого работала специальная мастерская по созданию книг.
В древнерусских городах Киеве и в Новгороде при храмах Святой Софии, построенных в годы княжения Ярослава, было положено начало созданию летописей, многие из которых сейчас известны нам как выдающиеся произведения древнерусской литературы. Знаменитая летопись – «Повесть временных лет» – сообщает, что князь Ярослав ставил церкви по городам, и в каждую направлял попов, важнейшей функцией которых было учить людей.
К сожалению, созданная Ярославом Мудрым библиотека не сохранилась. Поиски её предпринимались не раз, но не увенчались успехом. Рассказывают, что в 1934 году, когда под Киевом строили резиденцию для первого секретаря обкома КПСС в месте, где когда-то располагался Межигорский монастырь, строители обнаружили подвал, доверху наполненный древними книгами. Это могла быть библиотека Ярослава или часть её (потому что именно в этом месте князь прожил последние два года своей жизни), но стройка велась ускоренными темпами, и «отвлекаться» на такие «мелочи» власти, видимо, не захотели.
Добился независимости Русской православной церкви
После крещения Руси до Ярослава киевских митрополитов назначал Константинополь. Это были, как правило, выходцы из Греции или из южных славян. При Ярославе русская церковь стала менее зависимой от Византии. При княжении Ярослава впервые в истории митрополитом был назначен русский монах, которого звали Илларион. Во время правления Ярослава активно начали возводиться храмы: в одном лишь Киеве было построено порядка четырёхсот церквей.
Эпоха Ярослава – время роста авторитета Руси
Ярослав смог выстроить мудрую внешнюю политику. В период его княжения границы Руси сильно расширились, а для их укрепления стремительно воздвигались всё новые и новые города (так, например, был воздвигнут для обеспечения безопасности северо-западных границ град Юрьев, ныне зовущийся Тарту). Но воинствовал князь только лишь по крайней необходимости (как пример – разгром печенегов, периодически совершавших крайне опустошительные набеги на Русь). Киевский князь всегда стремился хранить мир и дружить с соседними странами и даже активно развивал с ними торговые отношения. Для продвижения дипломатических контактов и защиты интересов Руси Ярослав активно пользовался и развивал междинастические браки. Например, его женой стала дочь короля шведов, а трёх своих дочурок он выдал за принцев (впоследствии королей) норвежского, французского и венгерского. Соответственно сыновья Ярослава Изяслав и Константин женились на сестре короля Польши и дочери императора, правившего в то время Византией.
История одной из дочерей Ярослава Мудрого, Анны, прослеживается в фильме «Ярославна, королева Франции» (реж. Масленников, 1978 г.), в котором ярко показано уважительное отношение к русскому князю и к Руси со стороны иноземных правителей.
Благодаря мудрой внешней политике киевского князя эпоха его княжения навсегда вошла в историю как время стабильности, а также роста авторитета Руси на международной арене.
«Если жить в распрях и ненависти с соседями и друг с другом, легко самим погибнуть и погубить свою землю, которую строили и защитили от всех напастей ваши отцы и деды» – так в переводе на современный русский язык звучит наказ Ярослава Мудрого своим сыновьям. Этот наказ древнерусского князя очень хотелось бы напомнить некоторым современным правителям.