Польза или вред от музыки в жизни людей

Каждый человек привык с самого рождения слышать музыку, все мы знакомы с этим понятием. У каждого есть любимый стиль музыки, музыка, которая расслабляет и та, которая напрягает. Все мы уже давно заметили, что роль музыки в нашей жизни довольно велика, современная музыка может влиять на наше настроение, успокаивать нас, взвинчивать, поднимать нам настроение и так же ухудшать его.
Почему же разным людям нравится разная музыка и как она влияет на нашу жизнь? Ведь многие люди объединяются даже в большие сообщества, музыка настолько скрепляет людей, строит особую субкультуру, меняет взгляды людей на многие вещи, формирует стиль одежды, стиль общения, стиль азличная музыка имеет разное влияние на человека. Ведь некоторые мелодии способны даже улучшать человеческую память, а так же выстраивать ассоциативный ряд определенных событий и моментов жизни.
Музыка близко связана с медициной. Уже давно обнаружили, что музыка стиля Баха, Бетховена и других классиков оказывает чудесное действие на людей, излечивает от болезней. Существует даже специальное название, направление в современной медицине — орнитотерапия.
Оказывается, каждый человек непрерывно, на генетическом уровне связан с музыкой, вернее со звуками. Эти звуки могут исходить как от птиц, животных и самой природы. Сам человек, не замечая за собой, расслабляется и оздоравливается за счет этих звуков. Ведь голоса животных и птиц зафиксированы уже давно в нашем подсознании, как определенный раздражитель. Он может быть непрерывно связан, как с положительными, так и с отрицательными эмоциями.
Как обнаружили психологи, мелодия с ритмом 60 ударов в минуту, действует на человека как медитация, она вполне способная отвлечь любого человека от любой проблемы, замедляя мозговую деятельность. Если слушать такую музыку, активно улучшается память, трудоспособность, спокойствие и уверенность в себе. Все объясняется тем, что человеческий мозг просто прекращает лишнюю выработку энергии, которая уходит на те самые негативные эмоции, которые мешают правильно думать, сбивают с толку и заставляют лишний раз нервничать. Так же, прослушивание классической музыки способствует запоминанию информации. В борьбе с бессонными ночами может спасти «Грустный вальс» Сибелиуса, а пьесы Чайковского просто творят чудеса.
Музыка влияет не только на нравственное и эмоциональное состояние человека, но и на работу внутренних органов, таких как сердца и на активность артериального давления. Для тех, кто хочет активно увеличить свое давление, стоит слушать музыку поэнергичней, ну а для стабилизации сердечного ритма, рекомендуется прослушивание спокойной мелодии.
Очень интересный факт заключается в том, что спокойная мелодия может позитивно влиять на кровь. Та мелодия, которая вызывает у человека удовлетворение, активно увеличивает в крови объем лимфоцитов, и соответственно всему организму человека становится намного проще бороться с любыми болезнями.
Оказывается, что музыка имеет огромное влияние на интеллектуальные способности и возможности человека, ведь мелодия музыки содействует увеличению эмоциональной человеческой активности. И, как обнаружили, именно в этот период активности, повышаются интеллектуальные способности.
Музыка может даже влиять на матерей, которые кормят своих детей. В ходе экспериментов было обнаружено, что у тех мам, которые слушали определенный период времени классическую музыку, молока прибавилось на 25 %, а у тех женщин, которые слушали мелодии современных ритмов, уменьшилось более чем на 10%.
Можно сделать вывод, что разные направления музыки, имеют различное влияние на человека. Существует музыка вредная, даже отчасти опасная для людей, она выделяется частым диссонансом, нерегулярностью своих ритмов. Эта музыка может олицетворять собой современные понятия состояния стресса, напряжения и негатива. Мелодии сочетают в себе активное перевозбуждение с тяжёлым, угнетающим эффектом.
Соответственно, о позитивном влиянии, как на психическое здоровье людей, так и на физическое состояние, не может быть и речи. Например, музыка, основа которой составляет всем известный «бум — бум — бум», намного превышает 100 децибелов, влияние ее может негативно сказаться на состоянии человека, и даже довести человека до обморочного состояния.
P.S. Предлагаю вам послушать музыку, которая просто не может оставить равнодушным человека, понимающего толк в красивой музыке. Когда я слушаю подобную музыку, то она затрагивает меня до самого сердца. Хочу узнать ваше мнение о такой музыке!
- Психолого-эстетическую. Это отражается на твоих чувствах, эмоциональном фоне, настроении. Определённая мелодия порождает конкретные воспоминания, ассоциации, образы.
- Физиологическую. Звуковые вибрации воздействуют на слуховые рецепторы, стимулируя развитие биохимических процессов во всём организме.
Музыка не только задает настроение, но и укрепляет организм. Читайте подтвержденные учеными факты о пользе меломании для здоровья.
Музыкальная терапия – это реальность. Влияние музыки на здоровье человека использовал в лечебной практике еще древнегреческий целитель Пифагор – для каждого случая заболевания он подбирал свою композицию, называя это «клеточным массажем».
В средневековой Европе во время нашествия очередного массового недуга жители городов звонили в колокола – и эпидемия отступала. Много лет спустя ученые Италии нашли этому объяснения: болезнетворные микробы погибают под действием звуковых колебаний. Впоследствии было установлено, что колокольные перезвоны при их прослушивании в течение 30–40 минут снижают активность бактерий в организме человека почти вдвое. Слушайте песни кумиров – и простуда пройдет быстрее.
Вы знали, что Жерар Депардье страдал от заикания? По рекомендации врача он лечился произведениями Моцарта. Результаты налицо – дефект исчез, а классические инструментальные мелодии стали частью жизни.
Экспериментальным путем ученые США выяснили, насколько музыка способствует сохранению слуха до самых поздних лет. По результатам исследования выяснилось, что меломаны 70–90 лет слышат намного лучше и распознают большее количество звуков в толпе, чем люди 50–60 лет, не увлеченные меломанией.
Как этот удивительный дар человечеству влияет на наше здоровье? Почему музыка сопровождает нас от самых пеленок и до последних дней? Почему ее так активно используют в больничных палатах самых прогрессивных клиник? Мы собрали для вас самые интересные факты о музыкальном сопровождении и его влиянии на человеческий организм.
Как стать счастливее? Под музыку
Мозг человека – это самая сложная в мире структура «умных» нейронных связей. В их сети имеют место свои ритмы вибраций. Когда они совпадают с ритмом услышанной мелодии, – в мозгу высвобождается дофамин. Он отвечает за отличное настроение – тело получает импульс «мне хорошо». Отступают тревоги, улучшается самочувствие, повышается качество всех процессов.
Канадская группа ученых установила, что такой эффект – ощущение счастья – дает не только прослушивание любимых композиций, но и предвкушение или воспоминание о них. Когда мы «мурлыкаем» мелодию понравившейся певицы на кухне или в душе, – становимся чуть-чуть счастливее.
Боль уйдет под звуки фортепиано и флейты
Музыка дает обезболивающий эффект. Это доказали ученые Университета в Юте во время эксперимента, который на приборах продемонстрировал активность сенсорных каналов, отвечающих за обезболивание, во время игры классических мелодий.
Эксперимент проводился на здоровых людях, у которых отмечалась повышенная болевая чувствительность. 143 человека слушали классику, пока к их пальцам подносились специальные электроды (небольшой разряд вызывал незначительную боль). Реакции превзошли ожидания – 80% участников эксперимента не замечали отвлекающий болевой фактор.
Сегодня обезболивающий музыкальный эффект не вызывает сомнений. Он подтвержден десятками исследований, взят на вооружение в клиниках:
- в палатах больных после операции часто играют классические произведения Генделя и Баха, они способствуют более простому процессу реабилитации;
- онкология активно использует музыкальную терапию – доказано, что больные раком проще переносят лечение под звуки Вивальди, Шуберта, Грига, Чайковского;
- в ходе ряда экспериментов в Германии выяснилось, что больные в 85% случаев проще выходили из наркоза, если во время хирургической операции играла музыка (хирургам она помогала снять стресс и сосредоточиться).
Три-четыре, ноги шире: для спортсменов
Расслабление под мягкие переливы флейты, звуки пианино или скрипки – это для обезболивания и настроения. А в спорте музыка задает ритм. Британские ученые еще в 2005 году доказали, что результативность спортсменов, которые слушают ритмичные композиции, растет на 15–20%. Здесь имел место двойной эффект:
- отвлечение (особенно полезен на тренажерах);
- ритмика.
Будучи фактором хорошего настроения (если это любимые произведения), музыкальное сопровождение становится еще и своеобразным допингом – разрешенным, но не менее действенным, чем медикаментозные стимуляторы (улучшает циркуляцию крови, ускоряет обменные процессы – тело приходит в тонус).
Как стать умнее: музыкальная программа для IQ
Англо-американская группа ученых провела эксперимент в нескольких вузах США. Выяснилось, что после недели регулярного прослушивания произведений Моцарта IQ студентов вырос почти на 25%.
По мнению экспертов, у композиций этого великого композитора есть сразу несколько важных черт:
- частота мажорных тонов часто перекликается с внутренним темпом организма, что задает человеку волю к победе, пробуждает стремление;
- мягкие переходы активируют творческую часть мозга;
- гармония инструментальной мелодии оказывает влияние на определенные гены – стимулирует синтез белков, которые отвечают за скорость сообразительности и внимательность.
Слушая Моцарта, молодые люди чаще принимали нестандартные решения, были более собраны перед экзаменом. Если вам предстоит серьезное испытание, – не пожалейте часа накануне для композиций великого мастера, и вы удивите своих экзаменаторов задором и жаждой познания.
Развиваем память
Мозг человека до конца не изучен, но некоторые теории позволяют говорить о сложной системе его памяти. Для сохранения информации он часто привязывается к звукам, приятным слуху, – той же музыке. Потому, заслышав знакомые мелодии, многие вспоминают то, что казалось давно забытым.
Данному феномену посвящено немало трудов. Был даже снят фильм о трогательной истории молодого мужчины, способного вспомнить свою жизнь только под игру пластинок кумира. По данным создателей, в основе истории – реальные события.
И научные факты таковы, что этому хочется верить. В Гонконге несколько десятков лет изучали влияние музыки на память детей и подтвердили: ежедневное прослушивание легких любимых композиций действительно помогает без приема стимуляторов.
Стресс
Когда человек слушает приятную ему композицию в течение 1–3 минут, – его кровеносная система начинает реагировать:
- снижается давление;
- кровеносные сосуды расширяются;
- уменьшается частота сердечных сокращений.
Ровно те же процессы, но за более длительный период наблюдаются, когда мы сознательно успокаиваемся, пережив стресс. Музыка оказывает антистрессовый эффект без усилий со стороны самого человека. Немецкие ученые подтвердили: долгосрочное увлечение классикой стимулирует развитие стрессоусточивости.
Мигрень, как результат пережитых эмоциональных волнений, тоже отступает под звуками пианино, акустической гитары и флейты. Такая терапия не нагружает печень, сердце и почки, зато обеспечивает долговременный эффект.
Музыкальный итог дня: сладких снов, меломаны
45 минут классической музыки перед сном дает тот же результат, что прием снотворного. Это подтвердили в Германии. Хотя сам факт положительного успокоительного действия колыбельных песен известен каждому из нас с детства.
С точки зрения медицины, причиной такого воздействия музыкальной терапии является мелатонин – гормон, который отвечает за сон и расслабление. Его выработке способствуют композиции Бетховена, Дебюсси, Рахманинова (испытания проводились под 3 часто «Второй симфонии»).
Спокойный мотив перед сном, ритмичный задорный темп утром, классика в предвкушении стресса, Моцарт перед экзаменами – выбирайте музыку, которая улучшит ваше состояние и подарит отличное настроение. Любите красивые произведения, чаще слушайте вдохновляющие мелодии со звуками природы, и будьте здоровы.
Каждый человек привык с самого рождения слышать музыку, все мы знакомы с этим понятием. У каждого есть любимый стиль музыки, музыка, которая расслабляет и та, которая напрягает. Все мы уже давно заметили, что роль музыки в нашей жизни довольно велика, современная музыка может влиять на наше настроение, успокаивать нас, взвинчивать, поднимать нам настроение и так же ухудшать его.
Почему же разным людям нравится разная музыка и как она влияет на нашу жизнь? Ведь многие люди объединяются даже в большие сообщества, музыка настолько скрепляет людей, строит особую субкультуру, меняет взгляды людей на многие вещи, формирует стиль одежды, стиль общения, стиль всей жизни.
Различная музыка имеет разное влияние на человека. Ведь некоторые мелодии способны даже улучшать человеческую память, а так же выстраивать ассоциативный ряд определенных событий и моментов жизни.
Музыка близко связана с медициной. Уже давно обнаружили, что музыка стиля Баха, Бетховена и других классиков оказывает чудесное действие на людей, излечивает от болезней. Существует даже специальное название, направление в современной медицине — орнитотерапия.
Оказывается, каждый человек непрерывно, на генетическом уровне связан с музыкой, вернее со звуками. Эти звуки могут исходить как от птиц, животных и самой природы. Сам человек, не замечая за собой, расслабляется и оздоравливается за счет этих звуков. Ведь голоса животных и птиц зафиксированы уже давно в нашем подсознании, как определенный раздражитель. Он может быть непрерывно связан, как с положительными, так и с отрицательными эмоциями.
Как обнаружили психологи, мелодия с ритмом 60 ударов в минуту, действует на человека как медитация, она вполне способная отвлечь любого человека от любой проблемы, замедляя мозговую деятельность. Если слушать такую музыку, активно улучшается память, трудоспособность, спокойствие и уверенность в себе.
Все объясняется тем, что человеческий мозг просто прекращает лишнюю выработку энергии, которая уходит на те самые негативные эмоции, которые мешают правильно думать, сбивают с толку и заставляют лишний раз нервничать. Так же, прослушивание классической музыки способствует запоминанию информации. В борьбе с бессонными ночами может спасти «Грустный вальс» Сибелиуса, а пьесы Чайковского просто творят чудеса.
Музыка влияет не только на нравственное и эмоциональное состояние человека, но и на работу внутренних органов, таких как сердца и на активность артериального давления. Для тех, кто хочет активно увеличить свое давление, стоит слушать музыку поэнергичней, ну а для стабилизации сердечного ритма, рекомендуется прослушивание спокойной мелодии.
Очень интересный факт заключается в том, что спокойная мелодия может позитивно влиять на кровь. Та мелодия, которая вызывает у человека удовлетворение, активно увеличивает в крови объем лимфоцитов, и соответственно всему организму человека становится намного проще бороться с любыми болезнями.
Оказывается, что музыка имеет огромное влияние на интеллектуальные способности и возможности человека, ведь мелодия музыки содействует увеличению эмоциональной человеческой активности. И, как обнаружили, именно в этот период активности, повышаются интеллектуальные способности.
Музыка может даже влиять на матерей, которые кормят своих детей. В ходе экспериментов было обнаружено, что у тех мам, которые слушали определенный период времени классическую музыку, молока прибавилось на 25 %, а у тех женщин, которые слушали мелодии современных ритмов, уменьшилось более чем на 10%.
Можно сделать вывод, что разные направления музыки, имеют различное влияние на человека. Существует музыка вредная, даже отчасти опасная для людей, она выделяется частым диссонансом, нерегулярностью своих ритмов. Эта музыка может олицетворять собой современные понятия состояния стресса, напряжения и негатива. Мелодии сочетают в себе активное перевозбуждение с тяжёлым, угнетающим эффектом.
Соответственно, о позитивном влиянии, как на психическое здоровье людей, так и на физическое состояние, не может быть и речи. Например, музыка, основа которой составляет всем известный «бум — бум — бум», намного превышает 100 децибелов, влияние ее может негативно сказаться на состоянии человека, и даже довести человека до обморочного состояния.
P.S. Предлагаю вам послушать музыку, которая просто не может оставить равнодушным человека, понимающего толк в красивой музыке. Когда я слушаю подобную музыку, то она затрагивает меня до самого сердца. Хочу узнать ваше мнение о такой музыке!
Підписуйтесь на наш канал в
Telegram
Äëèííîïîñò
Ìàòåðèàë âçÿò èç ñàéòà https://minbar.kz
À òåïåðü ïîäåëþñü ñ âàìè îòêðûòèÿìè ó÷åíûõ. Ìóçûêà, ñîäåðæàùàÿ íèçêî÷àñòîòíûå ðèòìè÷åñêèå êîëåáàíèÿ, êðàéíå îòðèöàòåëüíî âîçäåéñòâóåò íà ïñèõèêó è çäîðîâüå ÷åëîâåêà. Áðèòàíñêèå ó÷¸íûå ïðîäåìîíñòðèðîâàëè, ÷òî èíôðàçâóê ìîæåò îêàçûâàòü î÷åíü ñòðàííîå è, êàê ïðàâèëî, íåãàòèâíîå âëèÿíèå íà ïñèõèêó ëþäåé.
Ñîòðóäíèê Íàöèîíàëüíîé ëàáîðàòîðèè ôèçèêè â Àíãëèè (National Physical Laboratory in England), äîêòîð Ðè÷àðä Ëîðä (Richard Lord), è ïðîôåññîð ïñèõîëîãèè Ðè÷àðä Óàéçìàí (Richard Wiseman) èç Õåðòôîðäøèðñêîãî óíèâåðñèòåòà (University of Hertfordshire) ïðîâåëè ýêñïåðèìåíò íàä àóäèòîðèåé èç 750 ÷åëîâåê. Ñ ïîìîùüþ ñåìèìåòðîâîé òðóáû èì óäàëîñü ïðèìåøàòü ê çâó÷àíèþ îáû÷íûõ àêóñòè÷åñêèõ èíñòðóìåíòîâ íà êîíöåðòå êëàññè÷åñêîé ìóçûêè ñâåðõíèçêèå ÷àñòîòû. Ïîñëå êîíöåðòà ñëóøàòåëåé ïîïðîñèëè îïèñàòü èõ âïå÷àòëåíèÿ.
“Ïîäîïûòíûå” ñîîáùèëè, ÷òî ïî÷óâñòâîâàëè âíåçàïíûé óïàäîê íàñòðîåíèÿ, ïå÷àëü, ó íåêîòîðûõ ïî êîæå ïîáåæàëè ìóðàøêè, ó êîãî-òî âîçíèêëî òÿæ¸ëîå ÷óâñòâî ñòðàõà. Ñàìîâíóøåíèåì ýòî ìîæíî áûëî áû îáúÿñíèòü ëèøü îò÷àñòè. Èç ÷åòûð¸õ ñûãðàííûõ íà êîíöåðòå ïðîèçâåäåíèé èíôðàçâóê ïðèñóòñòâîâàë òîëüêî â äâóõ, ïðè ýòîì ñëóøàòåëÿì íå ñîîáùàëè, â êàêèõ èìåííî. Ìóçûêà, êîòîðóþ ìîæíî íàçâàòü âðåäíîé, îòëè÷àåòñÿ ÷àñòûì äèññîíàíñîì, îòñóòñòâèåì ôîðìû, íåðåãóëÿðíîñòüþ ðèòìîâ èëè æå ïðèìèòèâíûì ãðóáûì ðèòìîì, óñèëèâàþùèì â ÷åëîâåêå æèâîòíûå èíñòèíêòû. Ê òàêîé ìóçûêå îòíîñÿòñÿ ïîï-ìóçûêà è ðîê-ìóçûêà, êîòîðûå âîçäåéñòâóþò óëüòðà- è èíôðàçâóêàìè, èõ ìû íå ñëûøèì, íî èõ âîñïðèíèìàþò íàøè îðãàíû.
Ýêñïåðèìåíòàëüíî óñòàíîâëåíî, ÷òî åñëè áîé áàðàáàíîâ òèïà òàì-òàìà ïðåâûøàåò 100 äåöèáåëîâ, íåêîòîðûå ñëóøàòåëè ïàäàþò â îáìîðîê. Ðîê-í-ðîëë è ðîäñòâåííûå åìó ìóçûêàëüíûå ôîðìû èìåþò îêîëî 120 óäàðîâ â ìèíóòó, òî åñòü îêîëî 2 Ãö. Âïðî÷åì, â ïîñëåäíåå âðåìÿ âñ¸ áîëüøåå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîëó÷àþò ìóçûêàëüíûå íàïðàâëåíèÿ, ãäå ÷àñòîòà óäàðîâ â ìèíóòó äîñòèãàåò 240, òî åñòü ïðèáëèæàåòñÿ ê 4 Ãö. Îáðàçíî ãîâîðÿ, îíà ïðÿìîé óäàð íåïîñðåäñòâåííî ïî ìîçãó (íåäàðîì òàêóþ ìóçûêó ñëóøàþò èìåííî ñ öåëüþ ñíîñà êðûøè) è ïî æåëóäî÷íî-êèøå÷íîìó òðàêòó.
Ïðîôåññèîíàëüíûì çàáîëåâàíèåì íåìàëîãî ïðîöåíòà ñðåäè ýñòðàäíûõ ìóçûêàíòîâ ÿâëÿåòñÿ ÿçâà æåëóäêà, âîçìîæíî, ñâÿçàííàÿ ñ îáñóæäàåìûìè ïàðàìåòðàìè ìóçûêè. Òàêæå ýòà ÷àñòîòà çàòðàãèâàåò ñåðäå÷íîñîñóäèñòóþ, èììóííóþ è íåðâíóþ ñèñòåìû. Ïîïóëÿðíîñòü ðîê-ìóçûêè ñòàëà èñòî÷íèêîì ñåðüåçíûõ ïðîáëåì.
Â ÑØÀ ïîä ðóêîâîäñòâîì Áîáà Ëàðñåíà áûëè ïðîâåäåíû ìåäèöèíñêèå èññëåäîâàíèÿ, êîòîðûå ïîçâîëèëè îïðåäåëèòü îñîáåííîñòè âîçäåéñòâèÿ òÿæåëîãî ðîêà íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà è åãî ïñèõèêó. Áûëî óñòàíîâëåíî, ÷òî íèçêî÷àñòîòíûå êîëåáàíèÿ îêàçûâàþò âîçäåéñòâèå íà ñïèííîìîçãîâóþ æèäêîñòü, ñîñòîÿíèå êîòîðîé âëèÿåò íà ñëèçèñòûå æåëåçû è ãîðìîíàëüíóþ ñôåðó.  ïåðèîä ïðîñëóøèâàíèÿ òÿæåëîãî ðîêà íàðóøàåòñÿ ðàâíîâåñèå ïîëîâûõ è íàäïî÷å÷íûõ ãîðìîíîâ, óâåëè÷èâàåòñÿ ñîäåðæàíèå èíñóëèíà â êðîâè, ÷òî ïðèâîäèò â ñâîþ î÷åðåäü ê íàðóøåíèþ ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â êîðå ãîëîâíîãî ìîçãà. Èçâåñòíî, ÷òî íåðåäêî ïîêëîííèêè òàêîé ìóçûêè îòëè÷àþòñÿ íåàäåêâàòíûì ïîâåäåíèåì, êàê íà êîíöåðòàõ, òàê è ïîñëå íèõ. Îùóùåíèÿ, âîçíèêàþùèå ïðè ïðîñëóøèâàíèè ìíîãèõ ïðîèçâåäåíèé ñîâðåìåííîé ðîê- è ïîï-ìóçûêè, àíàëîãè÷íû òåì, êîòîðûå âûçûâàåò àëêîãîëüíîå è íàðêîòè÷åñêîå îïüÿíåíèå. Âïðî÷åì, â äðåâíîñòè òàêæå áûëà øèðîêî ðàñïðîñòðàíåíà ïðàêòèêà ðèòóàëüíîãî îïüÿíåíèÿ, è ýòî ëèøíèé ðàç íàïîìèíàåò íàì î íåîäíîêðàòíî âûäâèãàâøåéñÿ ìíîãèìè èññëåäîâàòåëÿìè èäåå: ñàìà ìóçûêà èìååò ðèòóàëüíîå ïðîèñõîæäåíèå, à ïîòîì óæå îíà ñòàíîâèòñÿ ñâåòñêîé, ñóãóáî óòèëèòàðíîé. Àðõàè÷åñêèå ðèòìû ïîñòåïåííî êàê áû âîçðîæäàþòñÿ â ñîâðåìåííûõ ìóçûêàëüíûõ æàíðàõ è íàïðàâëåíèÿõ, íî óòðà÷èâàþò ïðè ýòîì ñâî¸ ïåðâîíà÷àëüíîå ñîäåðæàíèå.  èòîãå ïîëó÷àåòñÿ òàê, ÷òî ÷åëîâåê âõîäèò â òðàíñ, íî çà ýòèì íå ñëåäóåò ñîáñòâåííî òîãî, ðàäè ÷åãî íåêîãäà ýòî äåëàëîñü. Êàçàëîñü áû, âîçíèêàåò ñâîåãî ðîäà äèññîíàíñ ìåæäó ôèçèîëîãè÷åñêîé è ïñèõîëîãè÷åñêîé ðåàêöèÿìè ÷åëîâåêà. Êóëüòîâûå ðèòìû, óòðàòèâ ñâî¸ ñâÿùåííîå íàïîëíåíèå, ñòàëè ñâîåãî ðîäà íàðêîòèêîì.
Êàêèì îáðàçîì äîñòèãàåòñÿ íåãàòèâíîå âëèÿíèå ðîê-ìóçûêè íà ÷åëîâåêà? Ìíîãèå òåõíèêè ðîê-ìóçûêè âçÿòà èç ïðàêòèêè ÷¸ðíîé ìàãèè. Ðèòì, ÷àñòîòà ÷åðåäîâàíèÿ ñâåòà è òåíè, íàãðîìîæäåíèå çâóêîâ âñ¸ íàïðàâëåíî íà ðàçðóøåíèå ÷åëîâå÷åñêîãî ñóùåñòâà, åãî íàñèëüñòâåííîå èçìåíåíèå, íà ñëîì âñåõ ìåõàíèçìîâ ñàìîçàùèòû, èíñòèíêòà ñàìîñîõðàíåíèÿ, íðàâñòâåííûõ óñòîåâ.
Ðèòì ïðèîáðåòàåò íàðêîòè÷åñêèå ñâîéñòâà. Åñëè îí êðàòåí, íàïðèìåð, ïîëóòîðà óäàðàì â ñåêóíäó è ñîïðîâîæäàåòñÿ ìîùíûì äàâëåíèåì ñâåðõíèçêèõ ÷àñòîò (15-30 ãåðö), òî ñïîñîáåí âûçâàòü ó ÷åëîâåêà ýêñòàç. Ïðè ðèòìå æå ðàâíîì äâóì óäàðàì â ñåêóíäó è íà òåõ æå ÷àñòîòàõ ñëóøàþùèé âïàäàåò â òàíöåâàëüíûé òðàíñ, êîòîðûé ñðîäíè íàðêîòè÷åñêîìó. Áûëè ñëó÷àè, êîãäà ïåðåèçáûòîê âûñîêèõ èëè íèçêèõ ÷àñòîò ñåðü¸çíî òðàâìèðîâàë ìîçã. Íà ðîê-êîíöåðòàõ íåðåäêè êîíòóçèè çâóêîì, çâóêîâûå îæîãè, ïîòåðÿ ñëóõà è ïàìÿòè.
Íå òàê äàâíî øâåéöàðñêèå ìåäèêè äîêàçàëè, ÷òî ïîñëå ðîê-êîíöåðòà ÷åëîâåê îðèåíòèðóåòñÿ è ðåàãèðóåò íà ðàçäðàæèòåëü â 3 – 5 ðàç õóæå, ÷åì îáû÷íî. Àãðåññèâíûé ðîê âîñïðèíÿë ïîëíûé íàáîð ÷åðíûõ ìàãè÷åñêèõ ðèòóàëîâ, çàêëèíàíèé è çàãîâîðîâ ñ òåì, ÷òîáû íàèáîëåå òî÷íî âîñïðîèçâåñòè ñëåäóþùèå äðóã çà äðóãîì ðèòìû, êîòîðûå ïðèâîäÿò àóäèòîðèþ ê ýêñòàòè÷åñêîìó ïåðåæèâàíèþ. Ðèòì íàñòîé÷èâî áóäîðàæèò âñå ýìîöèîíàëüíûå, ôèçè÷åñêèå è ôèçèîëîãè÷åñêèå ïóëüñàöèè, âûçûâàÿ ñèëüíîå âîçáóæäåíèå íåðâíîé ñèñòåìû è ïàðàëè÷ ìûñëèòåëüíîãî ïðîöåññà. Èíòåíñèâíîñòü çâóêà äîõîäèò äî 120 äåöèáåëîâ, õîòÿ ÷åëîâå÷åñêèé ñëóõ íàñòðîåí íà ñðåäíþþ èíòåíñèâíîñòü 55 äåöèáåëîâ.
Âîçäåéñòâèå íà ÷åëîâå÷åñêèé îðãàíèçì ñâåðõãðîìêèõ çâóêîâ ðàçðóøèòåëüíî – ïîäîáíóþ ìóçûêó ñïåöèàëèñòû íàçûâàþò “ìóçûêîé-óáèéöåé”, “çâóêîâûì ÿäîì”. Ýòî óæå ðåøèòåëüíûé øòóðì âñåé ÷åëîâå÷åñêîé ëè÷íîñòè. Ê âîçáóæäàþùèì ïóëüñàöèÿì ðèòìà äîáàâëÿåòñÿ îêîëäîâûâàþùèé ýôôåêò ðàçäðàæàþùåãî øóìà, êîòîðûé ïî ñâîåé ïðèðîäå ïðèâîäèò ê íåðâíîìó ïåðåíàïðÿæåíèþ.
Ñîçäà¸òñÿ àòìîñôåðà âûñøåãî íàïðÿæåíèÿ, ÷òîáû çàòåì äàòü âûõîä ñèëüíûì ñòðàñòÿì, âëåêóùèì çà ñîáîé èõ ñòèõèéíîå óäîâëåòâîðåíèå. Áàðàáàííûé áîé, ãèòàðû, òðóáû, ýëåêòðîííûå ñèíòåçàòîðû, ñâåòîâûå ýôôåêòû, ïðîíçèòåëüíûå êðèêè, òåëîäâèæåíèÿ âñ¸ ýòî âðûâàåòñÿ ñî âñåé ñâèðåïîé ñèëîé è ïðîíèçûâàåò ÷óâñòâèòåëüíûé ÷åëîâå÷åñêèé îðãàíèçì. Óñêîðåíèå ÷åðåäîâàíèÿ ñöåíè÷åñêîãî ñâåòà è òåìíîòû ïðèâîäèò ê çíà÷èòåëüíîìó îñëàáëåíèþ îðèåíòàöèè, ñíèæåíèþ ðåôëåêòîðíîé áûñòðîòû ðåàêöèè. Ïðè îïðåäåë¸ííîé ñêîðîñòè âñïûøêè ñâåòà íà÷èíàþò âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ ìîçãîâûìè àëüôà-âîëíàìè, êîòîðûå êîíòðîëèðóþò ñïîñîáíîñòü ê êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ. Ïðè äàëüíåéøåì ðîñòå ÷àñòîòû ïðîèñõîäèò ïîëíàÿ ïîòåðÿ êîíòðîëÿ.
Âåñü òåõíè÷åñêèé àðñåíàë òÿæåëîãî ðîêà íàïðàâëåí íà òî, ÷òîáû ìàíèïóëèðîâàòü, èãðàòü íà ÷åëîâåêå, êàê íà ìóçûêàëüíîì èíñòðóìåíòå. Ìóçûêà îêàçàëàñü â ñîñòîÿíèè òîòàëüíî èçìåíèòü èíäèâèäóàëüíûå õàðàêòåðèñòèêè ÷åëîâåêà, ò.ê. îíà îäíîâðåìåííî âëèÿåò íà äâèãàòåëüíûé, ýìîöèîíàëüíûé, èíòåëëåêòóàëüíûé è ïîëîâîé öåíòðû ÷åëîâåêà, òî åñòü âëèÿíèå êàñàåòñÿ âñåõ èçìåðåíèé ÷åëîâå÷åñêîé ëè÷íîñòè: ôèçèîëîãè÷åñêèõ, ïñèõîëîãè÷åñêèõ, äóøåâíî-ýìîöèîíàëüíûõ è äóõîâíûõ. Ôèçèîëîãè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ýòî èçìåíåíèå ïóëüñà è äûõàíèÿ, âîçäåéñòâèå íà öåíòðû ñïèííîãî ìîçãà (âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ñâÿçàííîé ñ áåññîçíàòåëüíîé ñôåðîé ëè÷íîñòè), èçìåíåíèå çðåíèÿ, âíèìàíèÿ, ñëóõà, ñîäåðæàíèÿ ñàõàðà â êðîâè, ïîâûøåíèå ñåêðåöèè ýíäîêðèííûõ æåë¸ç.
Àìåðèêàíñêàÿ ãðóïïà âðà÷åé Áîáà Ëàðñåíà êàòåãîðè÷åñêè óòâåðæäàåò: Íèçêî÷àñòîòíûå êîëåáàíèÿ, ñîçäàííûå óñèëåíèåì áàñ-ãèòàðû, ê êîòîðûì äîáàâëÿåòñÿ ïîâòîðÿþùååñÿ äåéñòâèå ðèòìà, â çíà÷èòåëüíîé ìåðå âëèÿþò íà ñîñòîÿíèå ñïèííî-ìîçãîâîé æèäêîñòè. Ýòà æèäêîñòü, â ñâîþ î÷åðåäü, íåïîñðåäñòâåííî âëèÿåò íà æåëåçû, ðåãóëèðóþùèå ñåêðåòû ãîðìîíîâ, ñóùåñòâåííî èçìåíÿåòñÿ óðîâåíü èíñóëèíà â êðîâè.  ðåçóëüòàòå íàðóøàåòñÿ ðàâíîâåñèå ïîëîâûõ è íàäïî÷å÷íèêîâûõ ãîðìîíîâ òàê, ÷òî ðàçëè÷íûå ôóíêöèè êîíòðîëÿ íðàâñòâåííîãî òîðìîæåíèÿ îïóñêàþòñÿ íèæå ïîðîãà òåðïèìîñòè èëè öåëèêîì íåéòðàëèçóþòñÿ. Âîñïðèÿòèå ìóçûêàëüíîãî ðèòìà ñâÿçàíî è ñ ôóíêöèÿìè ñëóõî-ìîòîðíîãî àïïàðàòà. À âñïûøêè ñâåòà, ñëåäóþùèå îäíà çà äðóãîé â ðèòìå ìóçûêè, ñòèìóëèðóþò ìåõàíèçìû, ñâÿçàííûå ñ ãàëëþöèíàòîðíûìè ÿâëåíèÿìè, ãîëîâîêðóæåíèåì, òîøíîòîé.
Íî îñíîâíîå âîçäåéñòâèå íàïðàâëåíî íà ìîçã è ðàññ÷èòàíî íà ïîäàâëåíèå ñîçíàíèÿ. Îíî àíàëîãè÷íî òîìó, êîòîðîå äîñòèãàåòñÿ íàðêîòèêàìè. Äîìèíèðóþùèé ðèòì ñíà÷àëà çàõâàòûâàåò äâèãàòåëüíûé öåíòð ìîçãà, çàòåì ñòèìóëèðóåò íåêîòîðûå ãîðìîíàëüíûå ôóíêöèè ýíäîêðèííîé ñèñòåìû. Íî ãëàâíûé óäàð íàïðàâëåí íà òå ó÷àñòêè ìîçãà, êîòîðûå òåñíî ñâÿçàíû ñ ïîëîâûìè ôóíêöèÿìè ÷åëîâåêà. Ó ìíîãèõ äðåâíèõ íàðîäîâ ñ ïîìîùüþ ïîäîáíûõ ðèòìîâ, îòáèâàåìûõ íà áîëüøîì áàðàáàíå, îñóùåñòâëÿëè êàçíü.
 òå÷åíèå ïðîäîëæèòåëüíîãî âðåìåíè íåâîçìîæíî ïîäâåðãàòü ñåáÿ âîçäåéñòâèþ ðîêà è íå ïîëó÷èòü ãëóáîêèå ïñèõî-ýìîöèîíàëüíûå òðàâìû. Ïðè ýòîì âîçíèêàåò óòðàòà êîíòðîëÿ íàä ñïîñîáíîñòüþ ê ñîñðåäîòî÷åíèþ, çíà÷èòåëüíî îñëàáëÿåòñÿ êîíòðîëü íàä óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòüþ è âîëåé, íåîáóçäàííûå ïîðûâû âåäóò ê ðàçðóøåíèþ, âàíäàëèçìó è áóíòó, îñîáåííî íà áîëüøèõ ñáîðèùàõ. Ñèëüíîìó âîçäåéñòâèþ ïîäâåðãàåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê çäðàâîìó ñóæäåíèþ, îíà îêàçûâàåòñÿ ñèëüíî ïðèòóïë¸ííîé, à èíîãäà äàæå âîîáùå íåéòðàëèçîâàííîé. Èìåííî â ýòîì ñîñòîÿíèè óìñòâåííî-íðàâñòâåííîãî çàìåøàòåëüñòâà äà¸òñÿ çåë¸íûé ñâåò íàèáîëåå äèêèì, äî òîãî ñäåðæèâàåìûì ñòðàñòÿì, òàêèì êàê íåíàâèñòü, ãíåâ, ðåâíîñòü, ìñòèòåëüíîñòü, æåñòîêîñòü.
Âñ¸ âìåñòå âçÿòîå îçíà÷àåò, ÷òî ðàçðóøàþòñÿ áàðüåðû íðàâñòâåííîñòè, èñ÷åçàþò àâòîìàòè÷åñêèå ðåôëåêñû è ìåõàíèçìû åñòåñòâåííîé çàùèòû. È âñ¸ ýòî íàïðàâëåíî íà òî, ÷òîáû óâëå÷ü ÷åëîâåêà ïîäñîçíàòåëüíûìè ñîîáùåíèÿìè èñïîëíèòåëÿ. Ïîäñîçíàòåëüíîå ñîîáùåíèå òàêàÿ èíôîðìàöèÿ, êîòîðàÿ âîñïðèíèìàåòñÿ ëè÷íîñòüþ çà ïîðîãîì å¸ ñîçíàíèÿ, òî åñòü ïîäñîçíàíèåì. Òàêèå ñîîáùåíèÿ íèêàê íå ìîãóò áûòü âûÿâëåíû ñ èñïîëüçîâàíèåì âîçìîæíîñòåé ñîçíàíèÿ.
Óñòàíîâëåíî, ÷òî òîëüêî ñåäüìàÿ ÷àñòü èíôîðìàöèè âîñïðèíèìàåòñÿ ñîçíàíèåì, à øåñòü ñåäüìûõ ÷àñòåé å¸ âîñïðèíèìàåòñÿ ïîäñîçíàíèåì. Ïîäñîçíàòåëüíûå ñîîáùåíèÿ ìèíóþò ñëóõ, çðåíèå, âíåøíèå ÷óâñòâà è ïðîíèêàþò â ñàìóþ ãëóáèíó ïîäñîçíàòåëüíîãî.  òîì ñëó÷àå, êîãäà ìîçã â òå÷åíèå ïðîäîëæèòåëüíîãî âðåìåíè ïîäâåðãàåòñÿ âîçäåéñòâèþ íàïðàâëåííîãî íà ïîäñîçíàíèå çâóêîâîãî ñèãíàëà, â í¸ì ïðîèñõîäèò áèîõèìè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ, àíàëîãè÷íàÿ òîé, êîòîðóþ âûçûâàåò óêîë ìîðôèÿ. À êîãäà ÷åëîâåê íàõîäèòñÿ â íàðêîòè÷åñêîì òðàíñå, ïîäñîçíàòåëüíûå ñîîáùåíèÿ ïðåâðàùàþòñÿ â ïðîãðàììû, îáÿçàòåëüíûå äëÿ èñïîëíåíèÿ. Ïðîèñõîäèò òîòàëüíîå êîëëåêòèâíîå îáîëâàíèâàíèå, çîìáèðîâàíèå. Ãëàâíàÿ îïàñíîñòü â òîì, ÷òî áåççàùèòíàÿ àóäèòîðèÿ ñîâåðøåííî íå ïîäîçðåâàåò, ÷òî èñïûòûâàåò ýòî ãëóáî÷àéøåå âòîðæåíèå â ñâÿòàÿ ñâÿòûõ ñâîåãî ñóùåñòâà â îáëàñòü ñîçíàíèÿ, ïîäñîçíàíèÿ è ñâåðõñîçíàíèÿ. Óëîâëåííûå â îáëàñòè ïîäñîçíàòåëüíîãî ñîîáùåíèÿ ðàñøèôðîâûâàþòñÿ, ðåêîíñòðóèðóþòñÿ, ÷òîáû áûòü ïåðåäàííûìè ÷åðåç ïàìÿòü ñîçíàòåëüíîìó ÿ, ïðîéäÿ ÷åðåç áàðüåðû è ïîðîãè, ñâÿçàííûå ñ íàêîïëåííûì íðàâñòâåííûì îïûòîì, ìèíóÿ èíäèâèäóàëüíûå è êîëëåêòèâíûå àðõåòèïû.
Ïîäñîçíàòåëüíûå ñîîáùåíèÿ ìîãóò íåñòè ñëåäóþùèå óñòàíîâêè:
1) âñåâîçìîæíûå âèäû èçâðàùåíèé;
2) ïðèçûâû ê áóíòó ïðîòèâ óñòàíîâëåííîãî ïîðÿäêà;
3) ïîáóæäåíèå ê ñàìîóáèéñòâó;
4) ïîäñòðåêàòåëüñòâî ê íàñèëèþ è óáèéñòâó;
Äëÿ áîëåå òîíêîé è ìåíåå çàìåòíîé ïåðåäà÷è ïîäñîçíàòåëüíûõ ñîîáùåíèé, ôðàçû âñòàâëÿþò íàîáîðîò, ò. å. òàêèì îáðàçîì, ÷òî îíè ñòàíîâÿòñÿ ðàçáîð÷èâûìè, êîãäà çàïèñü ïðîèãðûâàåòñÿ â îáðàòíóþ ñòîðîíó.
Ðóññêèé ïñèõîëîã Ä. Àçàðîâ îäíàæäû ïðèçíàëñÿ: “Ìíå óäàëîñü âûäåëèòü ñî÷åòàíèå íîò, ñõîäíîå äëÿ âñåõ ñëó÷àåâ ñàìîóáèéñòâà ðîê-ìóçûêàíòîâ. Êîãäà ÿ íåñêîëüêî ðàç ïðîñëóøàë ýòó ìóçûêàëüíóþ ôðàçó, òî îùóòèë òàêîé ïðèëèâ ìðà÷íîãî íàñòðîåíèÿ, ÷òî ñàì áûë ãîòîâ ïîëåçòü â ïåòëþ. Ìíîæåñòâî ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé ñîâðåìåííîñòè ñîçäàíû èç “çâóêîâ-óáèéö”!
Òàêèì îáðàçîì, ìóçûêà îðóäèå ìàíèïóëèðîâàíèÿ ëþäüìè. Îíà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñòðàøíîå îðóæèå, ãóáèòåëüíîå äëÿ ãàðìîíè÷íî óñòðîåííîãî ÷åëîâåêà. Ìóçûêà ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì íàñëàæäåíèÿ äëÿ ëþäåé, îïðåäåëÿåò èõ íàñòðîåíèå è êðóã îáùåíèÿ, òåêñòû ïåñåí âëèÿþò íà ôîðìèðîâàíèå èõ öåííîñòåé, öåëåé è âçãëÿäîâ íà ìèð. Âîçìîæíî, âû ñ÷èòàëè êîãäà-òî ìóçûêó äóõîâíîé ïèùåé äëÿ ñåáÿ. Ïîäóìàéòå î òîì, ÷òî òåïåðü âàøà äóõîâíîñòü ýòî äóõîâíîñòü Èñëàìà, è íèêàêèå ñóððîãàòû, õâàëà Àëëàõó, óæå íå ïîíàäîáÿòñÿ.  ñëåäóþùåé âñòðå÷å ðàññìîòðèì àÿòû è õàäèñû, à òàêæå ìíåíèÿ ìóñóëüìàíñêèõ áîãîñëîâîâ îòíîñèòåëüíî ìóçûêè.