Польза игры на фортепиано для мозга
В детстве многие из нас брали уроки фортепьяно, однако немногие продолжили свои занятия в подростковом возрасте и далее.
Одна из причин, по которой выбирают именно этот инструмент, – простота и стабильность. Если ребенок начнет играть на гитаре, то нажав три раза на струну, он получит три разных звука; на пианино же сколько не нажимай на клавишу, звук остается один и тот же.
Одним ударом по клавише можно взять отличную ноту, что нельзя сказать о скрипке или трубе. Нельзя сказать, что игре на пианино легче научиться, чем, например, игре на струнных, духовых или других инструментах. Возможно, фортепиано наиболее сложный инструмент, этого мы коснемся дальше в нашей статье.
Обучение игре на любом инструменте требует немалого времени и умственных способностей. Гитаристам и пианистам приходится запоминать и воспроизводить большое количество аккордов, но главное различие между этими двумя музыкантами, то что у гитаристов обе руки работают по-разному: аккорды на гитаре зажимаются левой рукой, а струны щиплет правая.
Дополнительное отличие между гитаристом и пианистом – разница в технике игры. Для игры на фортепьяно важно каждое действие.
Барабанщики задействуют обе руки, их специфика заключается в том, что не нужно брать аккорды.
Пианино является одним из самых сложных инструментов для усвоения. Обе руки должны работать по всей длине с 88 клавишами.
Пианино является одним из самых сложных инструментов для усвоения. Обе руки при игре должны работать по всей длине с 88 клавишами. Нагрузка должна быть распределена по обеим рукам, однако многие музыканты предпочитают уделять большее внимание только одной из рук. Это неправильно.
Более того, вы должны задействовать каждый палец. Научно доказано, что пианисты развивают уникальные способности мозга в процессе освоения фортепьяно.
Центральные борозды мозга определяют, какая рука является доминирующей. У большинства людей эти доли глубже с той стороны, которая соответствует основной руке. Ученые сканировали мозг пианистов и нашли уникальную черту. Многие пианисты имеют более симметричные центральные борозды.
Таким образом, музыканты превращаются в амбидекстов – людей, одинаково хорошо владеющих обеими руками. После нескольких лет игры на фортепиано их мозг научился управлять одинаково хорошо обеими руками. Это исследование показывает, что игра на пианино может натренировать более слабую сторону мозга, как в керлинге более тяжелые веса могут выправить оба бицепса.
Мозг пианистов стал более совершенен. Исследования показали, что у джазовых пианистов работают одновременно несколько частей лобной доли во время игры.
Лобная доля является очень важной частью мозга: при ее помощи мы принимаем решения, обучаемся говорению, разным языкам, социальному поведению и мн.др. Игра на фортепиано тренирует мозг и делает его более эффективным при обработке информации.
В результате занятий может быть улучшено качество жизни людей в целом и особенно тех, кто находится в группе риска развития деменции или болезни Альцгеймера.
Работа мозга пианиста сопоставима по скорости с высокоскоростным оптоволоконным интернетом, тогда как мозг обычного человека похож на работу через dial-up модем.
Работа мозга пианистов похожа на компьютерный код; не пианист получит тот же результат, только позднее. Потому что их компьютер менее мощный, и им нужно больше времени для обработки информации.
Другие исследования показывают, что опытные пианисты могут отключать часть собственного мозга. Именно ту часть, которая отвечает за стереотипы. Игра опытных пианистов всегда отличается неповторимостью, им свойственна импровизация.
Виртуозы же могут управлять собственной энергией. Согласно научным исследованиям, во время сольных выступлений у пианистов идет отток крови в области мозга, которые связаны с моторикой. Другими словами, им требуется меньше энергии (меньше крови), чтобы сосредоточиться.
Музыканты похожи на коммуникаторы. Комбинации звуков, которые они выдают, независимо от того, участвуют в них слова или нет, пробуждают эмоции. К примеру, мозг гитариста или любого другого музыканта, импровизирующего со своим инструментом, не может свободно объединять не подготовленные заранее звуки, они играют именно те нотные комбинации, которые знают. Их импровизация частична. Музыканты же могут это делать более чисто.
Некоторые пианисты тренируют лобные доли, чтобы уделять меньше внимания моторике; их лобная доля станет свободна для получения информации и извлечения уникальных звуков. Их мозг не имеет ограничений для нотных комбинаций.
Может быть, теперь ваши дети захотят заниматься фортепиано, когда у этого искусства найдены новые приятные последствия наряду с будущим талантливого пианиста. В определенном возрасте люди не считают нужным учиться игре на инструменте, и возможно, они совершают большую ошибку в своей жизни.
В результате занятий может быть улучшено качество жизни людей в целом и особенно тех, кто находится в группе риска развития деменции или болезни Альцгеймера. Как уже было сказано, люди должны заботиться о собственном теле, так как это – самый важный инструмент, которым мы владеем. Наш мозг является процессором нашего тела. Выбирая игру на фортепиано, вы заботитесь о собственном здоровье.
Загрузка…
Почему выбирают фортепиано (пианино, рояль)
Музыкальных инструментов много, все они уникальны и имеют свои особенности.
Звуки скрипки завораживают своей мелодичностью, без гитары не будет веселой и дружной компании, где поход – не поход, и костер – не костер.
Фортепиано – это уникальный и наиболее совершенный инструмент, это оркестр в одном музыкальном инструменте, и если Вы освоите игру на фортепиано, Вам не составит труда овладеть навыками игры на любом другом музыкальном инструменте.
Виртуозная игра на фортепиано завораживает слушателей, ведь диапазон звучания таких инструментов, как фортепиано, рояля и пианино, это диапазоны почти всех музыкальных инструментов оркестра.
Ни один музыкальный инструмент не имеет такого широкого тонального спектра, каким обладает фортепиано (пианино, рояль).
Громко и тихо, так можно перевести с итальянского фортепиано (форте, в переводе – громко; пиано, в переводе – тихо).
Фортепиано – это мощное и грандиозное звучание форте, которое сравнимо с игрой оркестра, и легкая игра пиано, напоминающая шепот.
Многих людей отпугивает размер фортепиано, но если учесть, что овладев игрой на фортепиано, Вы получите власть над самым увлекательным и многоплановым в исполнении музыкальным инструментом, размеры инструмента меркнут перед его достоинствами.
Польза игры на фортепиано (пианино, рояле) в развитие детского организма
Играть на фортепиано приятно и полезно!
Во время игры на фортепиано, кисти и пальцы рук находятся в постоянном движении. На детский организм, это оказывает оздоровительное и развивающее воздействие.
Тренировка пальцев рук ребенка, важна, ведь от нее зависит общее развитие ребенка.
Игра на фортепиано развивает у ребенка моторику пальцев и готовит кисти рук к письму, повышает мозговую деятельность и улучшает речевые способности ребенка.
Моторно-мышечное развитие ребенка и устная речь тесно взаимодействуют между собой. Поэтому, игра на фортепиано благотворно влияет на развитие детского организма.
У детей младших классов, в момент быстрой речи, когда ребенку хочется что-то рассказать, проявляются неравномерное речевое развитие и затрудненное дыхание. Ребенку трудно управлять дыханием в момент разговора, когда желание сказать, опережает мысли.
Игра на фортепиано (пианино, рояле) воспитывает у ребенка чувство ритма и формирует правильное дыхание.
Во время игры на фортепиано, ребенок подключает голос, игра на фортепиано и пение заставляют работать различные функции головного мозга, согласовывая их работу между собой.
С одной стороны, игра на фортепиано и пение улучшают мозговую деятельность, а с другой стороны, улучшение мозговой деятельности способствует развитию мозговой и мышечной памяти, что развивает не только навыки пианистических способностей, но и улучшает освоение школьной программы и общеобразовательных наук.
Уроки игры на фортепиано развивают у ребенка способности к творчеству, аналитическому мышлению.
Регулярные занятия фортепиано положительно сказываются на возможностях изучения иностранных языков, изучение языков даются легче и в большем объеме, и на координации движений ребенка.
Детки получают не только музыкальное образование, но и вырастают душевно здоровыми людьми.
Влияние игры на фортепиано (пианино, рояле) на организм взрослого человека
Благотворное влияние музыки на организм человека подтверждено многими учеными-медиками.
Музыка не только постоянный спутник в жизни, в работе и быту, это средство лечения, как душевных, так и внутренних заболеваний.
Польза игры на фортепиано для взрослого человека немногим отличается от благотворного влияния игры на фортепиано на детский организм.
Игра на фортепиано способствует расширению и закреплению умственных способностей взрослого человека.
Игра на фортепиано, как тренировка для мозга и тела, ведь во время игры задействуются не только оба полушария головного мозга, но и все мышцы тела.
Исполнение классических произведений на фортепиано сравнимо с треннировкой спортсмена.
В отличие от других музыкальных инструментов, польза игры на фортепиано выражается в благотворном влиянии на психологию и физиологию человека.
Согласно исследованиям ученых-медиков живой звук фортепиано гармонизирует психику, улучшает работу щитовидной железы, мочеполовой системы и почек.
Классические произведения Моцарта улучшают мозговую деятельность, пьесы Чайковского и Грига успокаивают и помогают от бессонницы.
Игра на фортепиано оказывает благотворительное влияние на организм человека. Вселяет в нас уверенность и безмятежность.
Владение искусством игры на фортепиано (пианино, рояле) – залог успеха и уважения окружающих
Умение играть на музыкальном инструменте, всегда было в центре внимания у окружающих и вознаграждалось уважением к музыканту.
Обучение игре на фортепиано, это долгий и кропотливый труд, и мастерство, которое приходит с его освоением, всегда вознаграждается завороженными взглядами слушателей, будь то в классе музыки в школе, в зале института или на сцене консерватории.
Большинство людей, кто добился успехов в деловой и личной жизни, это люди, кто учился и умеет играть на фортепиано, рояле или пианино.
Только идеально настроенные фортепиано, рояль и пианино подарят красоту звучания этих инструментов
Не настроенный музыкальный инструмент можно сравнить с человеком, который плохо себя чувствует, и во время разговоры кашляет. Больного человека трудно не только слушать, но и понять, что он хочет сказать.
Если фортепиано, пианино или рояль не настроены, или настроены плохо, их звучание будет фальшивым, что ничего кроме головной боли не сулит ни учителю, ни ученику.
Только правильно настроенное пианино может подарить красоту и удовольствие звучания инструмента всем окружающим.
Как изучение музыки влияет на рост вашего мозга
Уроки музыки или обучение игре на любом музыкальном инструменте могут положительно повлиять на развитие Вашего мозга разными способами. Это не просто теория; это было доказано в ряде научных исследований и работ, проведенных по данному предмету. Доказано, что музыка оказывает волшебный эффект на развитие мозга человека (в том числе на способности к логике и чувственному восприятию). Даже маленькие дети, которым давали уроки музыки, показывают изменения в работе мозга: у них улучшаются навыки прослушивания и обрабатывания информации, что помогает им добиться большего успеха, например, в учебе. Тем не менее мы не хотим сказать, что все родители должны давать детям уроки музыки, не задумываясь об их предпочтениях. Насильственное обучение может привести и к негативным результатам.
Влияние музыки на мозг
Давайте посмотрим, как изучение музыки может улучшить и положительно повлиять на развитие нервной системы человека.
Повышение объема памяти
Когда человек начинает слушать музыку или учиться играть на музыкальном инструменте, объем его памяти обычно увеличивается. Исследования показывают, что если Вы постоянно упражняетесь и учитесь играть на музыкальном инструменте с нотами (например, на пианино), Вы увидите, что работа Вашего мозга улучшится. Кроме того, обучение улучшает когнитивное мышление и делает более интенсивной работу долей мозга, контролирующих моторику.
Улучшает нейронные связи
Согласно исследованиям, музыканты, которые учились играть на музыкальном инструменте или постоянно репетируют, имеют увеличенное количество нейронных связей в мозолистом теле мозга (нервах, соединяющих между собой полушария мозга). Это повышенное количество нейронных связей приводит к тому, что части мозга лучше соединены друг с другом и могут совершать действия по визуальной и сенсорной синхронизации гораздо лучше, чем у других. Все эти эффекты являются результатом систематических тренировок, которые Вы выполняете при обучении игре на музыкальном инструменте.
Активизирует работу мозга
Когда Вы играете или слушаете музыку, в Вашем мозге образуются некоторых химические соединения. Благодаря их стимулирующему действию Ваш мозг начинает чувствовать себя хорошо, и его работа улучшается. При игре или репетициях в группе или в оркестре повышается уровень гормона окситоцина в Вашем мозге (этот гормон часто называют «модулем доверия»). Его эффект позволяет нам создавать друг с другом связи, основанные на доверии и доброте.
Эффект на пластичность мозга
Пластичность мозга связана с изменениями, происходящими в мозге с течением лет. Было установлено, что музыка сильно влияет на ее развитие. У тех, кто много лет учился музыке, и у тех, кто начал заниматься музыкой с раннего возраста, обнаружилось повышенное развитие пластичности. Обучение музыке может привести к положительным изменениям в структуре мозга с течением времени, развивая разные первичные слуховые, визуальные и когнитивные навыки. Отмечено, что у музыкантов, прошедших долгое обучение и много практиковавшихся, пластичность мозга выше.
Акустическое пианино Yamaha JU109 в чёрном полированном корпусе в шоу-руме Love-Piano в Санкт-Петербурге
Позвольте своим детям учиться музыке, и Вы увидите ее эффект на развитие мозга!
Различные исследования показывают, что обучение музыке имеет огромный эффект на доли мозга и может повлиять на то, как Вы рассматриваете идеи и предметы вокруг себя. Что же происходит с мозгом ребенка? Научные исследования доказали, что обучение музыке до 7 лет или в раннем возрасте оказывает максимальное влияние на структуру мозга человека. Привлекая своих детей к занятиям музыкой, Вы способствуете более интенсивному развитию их мозга и можете наблюдать за появлением следующих положительных результатов:
- Улучшение сенсорных и визуальных навыков
- Острый ум, который быстрее развивается с возрастом
- Хорошо работающий мозг, который может решать различные когнитивные задачи
- Улучшение ответной реакции на речь, развитие языка и коммуникации
- Они выказывают более сильный интерес к обучению и играм
- Они преуспевают в предметах и специальностях, относящихся к компьютерным технологиям, математике, инженерному делу и т. д.
- Это предотвращает потерю памяти с возрастом
Условия для развития мозга с помощью музыки
Чтобы извлечь вышеуказанную пользу от развития мозга из занятий по игре на музыкальном инструменте, обязательно нужно соблюдать следующие условия:
- Вы должны понимать эмоциональный посыл, скрытый за изучением музыки.
- Вам должно быть интересно; Вас не должны заставлять учиться музыке.
- Вы должны внимательно следить за деталями и выстраивать эффективную стратегию уроков.
Заключение
Можно сказать без сомнения, что обучение музыке улучшает работу мозга, его структуру и нейронные связи. Исследования показывают, что у профессиональных музыкантов мозг развит лучше, чем у тех, кто никогда не занимался музыкой. Они не только прекрасно обрабатывают звуковую информацию, развивают логические навыки, сенсорику и моторику, но и обладают хорошей координацией и связями с теми, кто работает с ними или вокруг них. Тем не менее, способности, мотивация и интерес отдельных людей к обучению музыке могут различаться, и эти уровни будут влиять на развитие мозга данных людей. Не только взрослые, но и дети получают огромную пользу с точки зрения развития мозга от занятий музыкой. Они не только опережают других детей в учебе, но и прекрасно участвуют во внеучебных занятиях. Сделайте музыку частью своей жизни. Начать никогда не поздно, и Вы сможете увидеть положительные изменения в себе.
Игра на музыкальных инструментах влияет на структуру мозга, улучшает память, пространственное мышление и речевые навыки. Об этом говорится в исследованиях, результаты которых опубликовало издание The Guardian.
Многомиллионная индустрия приложений для тренировки мозга под угрозой. В октябре 2014 года группа из более 100 видных нейрофизиологов и психологов написала открытое письмо о том, что «заявленный потенциал игр/приложений для прокачки мозга часто преувеличен и порой вводит в заблуждение». Ранее в этом году гиганта индустрии, компанию Lumosity, оштрафовали на два миллиона долларов. Её обязали вернуть деньги тысячам клиентов, которые обманулись ложными заверениями, что продукция компании повышает общие когнитивные способности и замедляет прогрессирование возрастного снижения умственных способностей. Исследователи, изучавшие преимущества таких продуктов, написали в недавнем обзоре, что нашли «мало доказательств…, что тренировка улучшает когнитивные функции».
Игры и приложения для тренировки мозга не оправдывают рекламных обещаний. Но хорошо известно, что некоторые виды деятельности и определённый образ жизни способствуют здоровому состоянию мозга в целом и помогают сохранить остроту ума по мере того как мы становимся старше. Одно из таких занятий – музыка. Исследования показывают, что обучение игре на музыкальном инструменте полезно и для детей, и для взрослых. Более того, оно приносит пользу пациентам, восстанавливающимся после черепно-мозговых травм.
«Должно быть, музыка действует каким-то уникальным образом, – объясняет нейропсихолог Кэтрин Лавдей (Catherine Loveday) из университета Вестминстера. – Она в значительной степени стимулирует работу головного мозга из-за нашей с ней эмоциональной связи».
Игра на музыкальном инструменте – непростое занятие, при котором информация, поступающая от органов чувств, – зрения, слуха и осязания – согласуется с изысканными движениями. Такое обучение может вызвать долговременные изменения в головном мозге. Профессиональные музыканты – высоко квалифицированные исполнители, которые тратят на обучение годы. Они представляют собой естественную лабораторию для нейробиологов, изучающих, как подобные изменения происходят в течение всей жизни.
Изменения в структуре мозга
Сканирование выявило существенные различия в структуре мозга музыкантов и немузыкантов одного и того же возраста. Например, мозолистое тело – сплетение нервных волокон, соединяющих два полушария мозга, – значительно крупнее у музыкантов. Области мозга, связанные с движениями, слухом и визуально-пространственными способностями, больше развиты у профессиональных клавишников. А зона, посвящённая обработке сенсорных сигналов от левой руки, увеличена у скрипачей.
Сначала учёные не могли определить, вызваны ли наблюдаемые различия в структуре мозга игрой на музыкальных инструментах или они появились раньше и стали предпосылкой для занятия музыкой. Поэтому провели лонгитюдное (долговременное) исследование и выяснили, что маленькие дети, которые 14 месяцев обучались игре на музыкальном инструменте, демонстрируют значительные структурные и функциональные изменения мозга по сравнению с теми, кто не занимался.
Все исследования показали, что обучение игре на музыкальном инструменте не только увеличивает объём серого вещества в различных областях мозга, но и укрепляет долгосрочные связи между ними. Другие исследования подтвердили, что обучение музыке улучшает вербальную память, пространственное мышление и навыки грамотности. Поэтому профессиональные музыканты, как правило, превосходят в этих способностях тех, кто не занимался музыкой.
Долгосрочная польза
Исследования показывают, что степень анатомических изменений в мозге музыкантов тесно связана с возрастом, в котором они начали заниматься музыкой, и с интенсивностью обучения. Наибольшие изменения обнаружились у тех, кто приступил к занятиям в более юном возрасте.
Но даже короткие периоды музыкальных занятий в детстве могут принести долгосрочную пользу. Например, для исследования, проведённого в 2013 году, учёные набрали 44 человека пожилого возраста и распределили их по трём группам в зависимости от уровня музыкального образования, полученного в детстве. Участники первой группы никогда не играли на музыкальных инструментах; во второй группе находились те, кто занимался от одного до трёх лет; а в третьей группе обучались от четырёх до 14 лет.
Исследователи проигрывали участникам всех трёх групп записи сложных звуков речи и измеряли время нейронных ответов в части мозга, ответственной за слух. В старшем возрасте этот показатель ухудшается, поэтому старикам трудно понимать речь, особенно в условиях с большим количеством фонового шума. Участники исследования, которые занимались музыкой, показали самую быструю нейронную реакцию. Учёные заключили, что даже умеренная музыкальная подготовка в детстве способствует сохранению остроты обработки звуков речи и повышает устойчивость к возрастному снижению слуха.
Недавно выяснилось, что музыкальное образование способствует реабилитации пациентов, перенёсших инсульт и другие формы поражения головного мозга. А некоторые современные исследователи утверждают, что оно также ускоряет процесс восприятия информации и обучения у детей с дислексией и другими речевыми нарушениями. Более того, польза от занятий музыкой, похоже, сохраняется на протяжении многих лет или даже десятилетий. Это доказывает, что обучение игре на музыкальном инструменте в детстве защищает мозг от развития когнитивных нарушений и деменции.
Коммерческие продукты по тренировке мозга улучшают лишь применяемые навыки. Но обучение игре на музыкальном инструменте имеет гораздо более широкое воздействие на мозг и умственные функции, а также улучшает другие, казалось бы, не связанные способности.
«Музыка достигает тех частей головного мозга, которые не доступны для других вещей, – пишет на своём сайте Лавдей. – Это сильный когнитивный стимулятор, который развивает мозг как ничто иное. Есть доказательства, что занятия музыкой улучшают рабочую память, речь и другие способности».
Учиться играть на музыкальном инструменте – это, по-видимому, одна из самых эффективных форм тренировки мозга. Занятия музыкой могут вызвать различные структурные и функциональные изменения в головном мозге в зависимости от того, какой инструмент вы выбрали и с какой интенсивностью занимаетесь. Это пример того, как значительный жизненный опыт может изменить мозг, чтобы он адаптировался к особенностям образа жизни своего владельца.
Смотрите также:
- Как Стив Джобс тренировал свой мозг
- Нейронаука и осознанность: как осчастливить свой мозг
- Нейробиологи объясняют, как бег приносит огромную пользу мозгу
- Вселенная мозга: Святослав Медведев о механизмах работы самого загадочного органа и связанных с ним мифах