Польза игры детей на песке

Польза игры детей на песке thumbnail

Светлана Терехова
Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком»

Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком»

Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются на велосипедах, самокатах, бегают по траве. Но самое любимое место у малышей – это песочница. Они из песка делают фигурки, замки, закапывают игрушки, чтоб найти их. Кроме того, от такого занятия они получают огромную пользу. Задача взрослых состоит в том, чтобы сделать это процесс наиболее интересным для детей. Придумывайте игры и занятия – все они, даже самые незамысловатые, будут развивать кроху.

Сегодня игру с песком используютв своей работе многие детские специалисты: психологи, логопеды, педагоги, психотерапевты, неврологи.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие, настроить на добродушный лад. Игра с песком успокаивают гиперактивных детей, и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.

• Играя с песком, ребенок избавляется от комплексов и выплескивает наружу накопившиеся эмоции. Таким образом, он не только решает сам свои проблемы психологического характера, но и избавляется от страхов.

• Полезны игры с песком для физического здоровья. В медицине существует целый раздел, который называется псаммотерапия — прогревание песком. Дети с удовольствием закапывают в горячий песок руки, ноги, а особенно друг друга. А порой, от них не отстают и взрослые. Кроме восторга и удовольствия, дети и взрослые получают от этого большую пользу.

Игры с песком очень полезны и для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Это все напрямую связано с развитием речи, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения.

Очень полезно для развития речи:

– насыпать песок в ведерко лопаткой;

– рисовать пальчиками на песке;

– пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного ведерка в другое;

– искать в песке зарытые игрушки;

– рыть ямки, погружать руки в песок;

– лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т. п., еще очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками.

Игры с песком влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: куличики, домики, гаражи, дворцы, города и так далее. Сложность песочных построек возрастает с мастерством ребенка.

• Играя с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Он учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые возникают. Вырабатывается навык, уступать, договариваться, делиться или отстаивать свои права.

• Еще полезно ходить по песку босиком. На стопе человека как мы знаем, расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела. Кроме массажа, хождение босиком помогает нам еще и в лечении плоскостопия, опорно-двигательного аппарата, а также простуды.

Вот сколько полезных свойств у песка! Важность и пользу игр с ним для детей трудно переоценить, поэтому чаще играйте с детьми в песочнице, а для дома можно купить кинетический песок, недаром он стал такой популярный в наше время.

Источник

Игры с песком способствуют развитию индивидуальных способностей у детей. Играя с песком, создавая разные фигуры из песка, дети могут выражать свои настоящие чувства и переживания.

Песок – универсальный строительный материал, с помощью которого можно осуществить свою фантазию, вылепить замок, создать необычную фигуру.

Песочная терапия – это способ снижения внутреннего напряжения, который положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

Занятия с использованием песка раскрывают скрытые возможности ребёнка, способствуют развитию творческих способностей, образного мышления, тонкой моторики рук и разных компонентов речи.

Хочу предложить подборку развивающих игр с использованием песка.

1. Для развития фонематического слуха:

– Выбрать только те игрушки (они закопаны в песке), в названиях которых есть определённый звук.

– Поставить флажок или фишку в песок, если в слове слышится заданный звук.

– Определить первый (последний) звук в слове и написать (пальчиком или палочкой) соответствующую букву на поверхности песка.

Буквы можно вылепить из песка, сгребая его рёбрами ладоней.

2. Для совершенствования грамматической стороны речи:

– «Чего не хватает?».

На поверхности песка раскладываем 4-5 игрушек. Просим ребёнка закрыть глаза и закапываем одну игрушку. Открыв глаза, малыш должен определить и назвать, какой игрушки не хватает.

– Игра, способствующая правильному употреблению в речи предлогов. Взрослый расставляет любые мелкие игрушки по песочному полю, например, машинки. Нужно проговорить, где находится одна игрушка по отношению к другим. Например, «Красная машинка между жёлтой и белой, зелёная – перед красной» и т. д. Потом задаём малышу вопросы: «Где красная машинка?»

– «Подбери признак».

Предлагаем ребёнку найти спрятанные в песке игрушки, назвать их и подобрать к их названиям слова-признаки (шарик – синий, щенок – маленький и т. д.).

3. Для формирования слоговой структуры слова.

– «Чёрточки».

Предлагаем ребёнку начертить на песке такое количество линий, сколько слогов произнёс взрослый.

– «Камешки».

Малышу нужно положить на песок столько разноцветных камешков, сколько слогов в слове, которое назвал взрослый.

4. На развитие связной речи.

«Ищем клад».

Взрослый закапывает игрушку или фигурку в песок и описывает её. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь и откопать игрушку.

Затем можно поменяться ролями: ребёнок описывает предмет, а взрослый отгадывает.

5. На совершенствование мелкой моторики.

Практически любые игры с песком способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Можно создавать на песке разнообразные узоры пальчиками, кулачками, рёбрами ладошек. Можно выкладывать рисунки камешками, пуговицами, фасолью и любыми другими мелкими предметами.

В статье описаны примеры развивающих игр с песком, которые можно использовать на занятиях. Уверена, что родители, немного пофантазировав, придумают ещё много интересных игр для своих малышей.

Упражнения и игры с песком очень увлекательны. В таких играх очень много возможностей для творческого выражения ребёнка. Поэтому малыши могут часами играть с песком.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Светлана Мясникова
Консультация «Польза игр с песком на прогулке»

Консультация «Польза игр с песком на прогулке»

Середина лета, июль. Веселой гурьбой на улицу высыпали мои воспитанники из второй младшей группы детского сада. И тут же, придя на участок своей группы,первым делом милые детки с удовольствием осадили песочницу.

Вооружившись ведерками, совочками, формочками и другими песочными атрибутами маленькие Полины, Лены, Вани, Мишы копошатся в песочнице.

Вместе с детьми, мы – воспитатели,психологи,логопеды помогаем выстраивать на песке города, лепим всякие «вкусности», или играем в игру «Секретик». Помните,как в детстве, находили стекло любого цвета, красивые камешки, листики, цветочки, и раскопав совочком раскладывали в песок сначала композицию из найденных «сокровищ», сверху закрывали стеклышком и засыпали песком. Затем дружной гурьбой рылись в песочнице и искали запрятаные нами же «клады». Только теперь мы с ребятами вместо стекла используем оргстекло,оно не травмоопасное.

Читайте также:  Польза от жасмина в чае

А вы когда-нибудь задумывались, почему детям так нравятся игры с песком,чем он их так завораживает? И есть ли польза для воспитанников от игр с песком и если есть, то какая?В чем же она заключается?

Сегодня игру с песком и другими сыпучими материалами используютв своей работе многие детские специалисты: психологи, психотерапевты, педагоги, логопеды, неврологи.

Специалисты утверждают:

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие,настроить на добродушный лад. Игра с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивает импульсивных, чересчур активных (гиперактивных) детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.

В целях диагностики, а также для коррекции, многие психологи используют в своей работе пескотерапию,использование которой дает хорошие результаты.

Игры с песком полезны для физического здоровья. Очень полезно ходить по песку босиком. Вспомните,ведь мы с удовольствием бегали без обуви в детстве по песку и траве,при этом получали прилив бодрости и сил! Всем известно, что на стопе человека расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела.

Игры с песком очень нужны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений ребенка. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Т. к,в наше время все острее встает проблема поздно говорящих детей, необходимо для развития речи,кроме занятия с логопедом и чтения книг с родителями а также непосредственного общения взрослого с ребенком и сверстниками:

– рисовать пальчиками на песке различные фигуры;

– пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика или чашки в другую чашечку ярких цветов;

– рыть ямки, погружать руки в песок;

– искать в песке зарытые мелкие игрушки (игра «Секретик»);

– лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т. п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками,листочками,рядом растущими растениями и пр.

– насыпать песок в ведерко лопаткой или ладошкой.

Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Очень много чего можно вылепить из влажного песка: фигурные пироженки,тортики, домики, гаражи, города и др.

Играя в песочнице с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Учится ориентироваться в конфликтных вопросах, которые обязательно возникают в игровых ситуациях. Вырабатывается навык умения договариваться, уступать, делиться или наоборот отстаивать свои права. Все это пригодится в жизни подрастающему человечку.

Вот сколько полезных свойств у песка!Убедила я вас, дорогие мои друзья и коллеги в пользе игры с песком? Бежим с нашими ребятами из второй младшей группы в песочницу играть! Уверена, вам понравится в нашей песочнице! Предлагаю вашему вниманию наш фотоотчет.

Польза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на пескеПольза игры детей на песке

Источник

Польза игры детей на песке    Игры с песком — источник особой радости для малыша. В них он удовлетворяет свою потребность в тактильном развитии, тренирует зрительно-двигательную координацию, улучшает мелкую моторику. Игры с песком — это далеко не праздное занятие: малышу они приносят не только массу удовольствия, но и — ощутимую пользу, ведь эта игра связана с формированием мыслительных операций и воображения, самостоятельности и целеполагания в поведении. Игра с песком — это прекрасный способ для ребенка снять накопившееся напряжение, поднять настроение и стабилизировать эмоциональное состояние. 
    Наборы для игр в песочнице помогают сделать занятия с песком более интересными и насыщенными, открыть детям пространство возможностей для творчества и взаимодействия друг с другом. 

       Как можно играть в песке

     Самый простой, знакомый всем с детства, способ игры в песке — это приготовление «куличиков» и аппетитных «пирожков» из влажного песчаного теста. Для этой цели предназначено множество формочек, размеры и форма которых могут быть совершенно разнообразными. Фрукты и овощи, геометрические фигуры и цифры, животные и цветы, звездочки и морские раковины — список этот можно продолжать до бесконечности. Играя с тематическими формочками, ребенок будет параллельно больше узнавать об окружающем мире, знакомиться с его предметами и явлениями. Наборы разноцветных формочек, которые вставляются одна в другую, помогут малышу сформировать представления о размере и цвете. Выбор инструментов для «работы» с песком также разнообразен: это могут быть лопатки, совочки и миниатюрные грабельки разного размера. Игры в песочнице позволяют ребенку набор для песочницыосвоить понятия: «свое-чужое», приобрести первые навыки взаимодействия со сверстниками. Игра с песком поможет также разобраться с понятиями: «пустой-полный», «влажный-сухой». 
    Песок — отличное средство для развития сюжетно-ролевой игры малыша. Например, его можно использовать в качестве материала для перевозки и строительства песочных домов. В наборах для игр в песочнице, поэтому можно очень часто увидеть пластмассовые грузовички и самосвалы, в которых так удобно возить песок на стройку, а потом — сгружать в нужном месте, приподняв кузов машины. Девочки с успехом могут устроить в песочницу игру в дочки-матери, ведь приготовление каши и пирожков для кукол будет как никогда реалистичным. 

    Строительство дворцов и замков из песка — еще более интересная тема для игры на свежем воздухе. Вот где фантазия детей поистине безгранична: дети самозабвенно придумывают настоящие архитектурные шедевры, проделывают в песке арки, возводят высокие башни и окружают свои крепости рвами с водой, украшают свои замки цветами и камешками. Особенно хороши такие игры вблизи воды: на берегу речки или моря.

            Как выбрать набор для игр в песке

Главный критерий при выборе набора для игр в песке — это его безопасность для малыша. Пластмасса, из которой изготовлены формочки и совочки должна быть прочной, а сами детали — гладкими и округлыми, без острых углов. В этом случае вы сможете быть уверенными в том, что формочка не расколется от удара, а острые части ее не травмируют вашего ребенка. Пластмасса должна быть нетоксичной, с отсутствием поливинилхлоридных соединений.
    Детали наборов должны быть яркими и содержать в себе основные цвета: желтый, красный, зеленый, синий. Игра с такими фигурками и инструментами будет способствовать выработке у ребенка эталонов цветовосприятия, а насыщенные цвета не позволят формочкам потеряться в песочнице. 
Очень важно также, чтобы игровой набор был удобен для маленьких детских ручек. Размер и ручка лопаток и совочков должны соответствовать возрастным особенностям анатомии ребенка. Для малышей раннего возраста лучше выбирать формочки с простыми крупными фигурками.

Читайте также:  Князь собирающий дань в пользу орды

наборы для песочницы   Современные производители предлагают ребятам и их родителям огромное количество разнообразных наборов для игры в песке: наряду с традиционными ведерками, формочками, лейками и совочками сейчас можно найти интересные наборы с вертящимися зубчатыми колесами, через которые можно просыпать песок и наблюдать за движениями деталей. Такие мельницы во многих случаях отлично подойдут также для игры с водой. 

    Игра в песке и возраст ребенка

    Уже в возрасте 1 года можно показать малышу, что такое игра в песочнице: как пользоваться лопаткой, ведерком, формочками, чем отличается сухой песок от мокрого и т.д. Ребенку будет интересно получить новые игровые навыки, открыть для себя свойства и возможности этого сыпучего вещества.

   Первое знакомство с песком, зачастую, будет связано для крохи и с получением первых социальных навыков, ведь ему придется играть рядом с другими малышами — а это значит, нужно будет учиться взаимодействовать с ними. Нужно помочь ребенку легко пережить этот момент: возможно, родителям стоит первыми начать общение с находящимися в песочнице малышами, вовлечь их в общую игру, показать, как весело и увлекательно меняться игрушками. К 2-3 годам интерес к игре в песке еще более возрастает — игра становится более разнообразной и насыщенной, а к 4-5 годам основное ее содержание переходит в плоскость сюжетно-ролевого взаимодействия. В 6-7 лет интерес к песочнице снижается, однако дети этого возраста с большим удовольствием проводят время на реке, строя башни, дворцы и крепости из мокрого песка, что дает возможность выразить себя в творчестве. 

    На сайте igromagazin.ru вы найдете лучшие наборы для активной игры малыша в песочнице или не берегу водоема. Мы предлагаем только высококачественные товары, в чем вы сможете убедиться, воспользовавшись возможностью оформить заказ в нашем интернет-магазине. У нас вы найдете удобные совочки, грабли и лопаточки, лейки, сито для просеивания песочной муки, а также — оригинальные песочные мельницы, вызывающие у малышей неподдельный восторг. Сделайте своему крохе прекрасный подарок на лето, благодаря которому он сможет получить от игры в песке настоящее удовольствие.


Заказать и купить наборы для игр в песочнице>>

Источник

Захарова Яна
Песочные игры и их польза для детей

«Таинственный, волшебный, успокаивающий, лечебный, удивительный…песок!»

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем…

Иоахим Рингельнац.

«Детский песок»

О быкновенный песок – это нечто волшебное… Уверена, что вы с этим согласитесь! Трудно найти человека, которому слово «песок» тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства.

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»

Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.

Играя, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах. Посмотрите на детей, увлеченно занимающихся чем-либо, – и вам передается то удовольствие, которое они получают от своих открытий, та гордость, которую они испытывают от способности сделать что-то самостоятельно, своими руками. И ведь при этом они не боятся ошибиться или сделать что-то неправильно.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Игры с песком относятся к педагогике детей самого раннего возраста, но, к сожалению, мы недооцениваем их значение для развития ребенка. Известно, что теплые песчаные ванны оказывают исцеляющее действие на больных людей, и любой врач может это подтвердить. В индийской медицине лечение песчаными ваннами сочетают с «магическими» приемами, включающими рисование на песке различных изображений и символов. Народные орнаменты, изображения богов, животных и растений создают из разноцветного песка, насыпая его тоненькой струйкой. А на рассвете следующего дня все эти картинки сдувает ветер.

Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Знаменитый Песталоцци описывал воспитание детей как процесс, в котором необходимо объединить голову, руки и сердце.

Песок мягок, податлив, способен слипаться, что придает ему исключительные лечебные свойства. Создание мысленных образов, работа руками и получение удовольствия – все это в совокупности и лежит в основе лечебного эффекта, создаваемого графомоторными занятиями с песком. В вальдорфских школах дети учатся тому, как нарисовать различные фигуры: каждую придуманную фигуру следует очертить в воздухе или на полу при помощи рук и ног. Это хороший способ для того, чтобы дети освоились с фигурами, используя свои чувства и моторную (или двигательную) память. Но очерчиваемых в воздухе или на полу фигур не может увидеть ни сам ребенок, ни учитель – детям же необходим видимый, конкретный результат их деятельности. И поэтому учителя вальдорфских школ рисуют фигуры мелом на доске, а ученики перерисовывают их в тетради после воображаемого очерчивания, описанного выше.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания ребенка, обращения за помощью к специалистам. Можно сказать, что лоток с песком –это игровая площадка (или игровой полигон) для реализации самых разнообразных замыслов. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, а именно:

1)Значительно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

2) В песочнице активно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

3) В играх с песком более благоприятно и быстро развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

4) Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Читайте также:  Кофе молотый польза и вред для здоровья

5) Песок, как и вода, способен убирать отрицательную энергию

Занятия в песочнице позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, он будет приносить радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

Организация игр с песком требует создания определенной среды.

Организация «Познавательной песочницы»

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Оборудование «Познавательной песочницы»

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90×70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

-лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

-разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

-миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

-набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

– различные здания и постройки;

-бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Этап прикосновений и игр на поверхности песка.

Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке. Разогревающие игры 1. Упражнение «Здравствуй, песок!» Цель: снижение психофизического напряжения. Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.»

Дидактические игры-упражнения

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Этап игр и упражнений с погружением рук в песок.

Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок, поэтому они не будут участвовать в данном этапе. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением чередуются, в зависимости от их желания.

Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей. Взрослый: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки). Все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. Взрослый говорит ребенку: – «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки. Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Лоток с песком открывает перспективы для увлекательной и творческой работы детей как в небольших группах, с партнером, так и в одиночку. Очень важно, чтобы ребенок хорошо знал свой рабочий материал, и чтобы выбранный материал подходил к игровым приемам ребенка. С помощью лотка с песком дети активно проявляют свои творческие способности, восприимчивость и всячески показывают окружающим свою радость от работы. Занятия, проводимые в песочнице, позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

Литература

1. Большебратская Э. Э. «Песочная терапия»

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М. : Речь, 2003.

4. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница»: [адаптированный перевод с англ. ] — М. : ИНТ, 2010 — 94 с. : ил. Редактор русского издания И. А. Качанова

5. Штейнхард Ленор «Юнгианская песочная психотерапия»

6. Эль Г. Н. «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия».

Источник