Польза и вред спортивных секций

Польза и вред спортивных секций thumbnail

Польза и вред спорта – вечная тема для дискуссий и споров. Грань между двумя понятиями тонка, хоть на самом деле все достаточно проста: еда, спортивная деятельность, отдых и другие активности человека не приносят вреда, если подходить к ним разумно и грамотно дозировать. При необходимости к выбору направления в спорте можно подключить врача, тренера. Не превышая своих возможностей, человек исключает вред от занятий спортом.

Польза и вред спортивных секций

Польза занятий спортом

Стоит сразу отметить, что утренняя зарядка, пятиминутная разминка не входят в понятие спорт, но являются видами физической активности. Правильное определение слова спорт – это изнурительные занятия с максимальной отдачей, нагрузкой на определенную группу мышц при каждом конкретном виде тренировок.

В чем заключается польза спорта в жизни человека, стоит задуматься и при необходимости провести некоторые корректировки в привычном жизненном укладе. Важно выявить все плюсы и минусы от выбранной спортивной секции, чтобы не испытать разочарования, не спровоцировать вред.

Физические нагрузки разной интенсивности должны присутствовать в привычном режиме каждого. Спорт важен в жизни детей и приносит пользу взрослым. Систематические упражнения способствуют достижению целей.

Моделирование характера

Спортивные секции и кружки дисциплинируют, делают человека уверенным в себе. Люди, занимающиеся спортом, быстрее принимают решения, получают лидерские навыки. Особенно результативными и приносящими пользу в развитии качеств социально активного человека являются секции с групповыми видами спорта.

Повышение выносливости и укрепление мышц

В ходе преодоления нагрузок шаг за шагом вырабатывается выносливость. Визуально можно заметить преображение, когда в теле вырисовываются красивые рельефы, развивается пластичность мышц, уходит лишний жир.

Улучшение настроения и самочувствия

Спорт заряжает энергией, разгоняет сон, увеличивает производительность труда. Соблюдая режим, человек получает возможность жить насыщенной, полной жизнью.

Избавление от лишнего веса

Польза спорта очевидна, так как она помогает избавить от ожирения. Чрезмерная полнота — источник болезней, приводящий к нарушениям функций систем организма. Выполняя интенсивные физические нагрузки, человек контролирует свои гастрономические пристрастия, не употребляет продукты, способные принести вред здоровью.

Польза и вред спортивных секций

Укрепление сердца

Жизненно важный орган обеспечивает полноценную циркуляцию крови, доставку питательных веществ к органам. Дисфункция может вызвать различные патологии, включая гипоксию. Спортивные упражнения обеспечивают сердцу посильную нагрузку, постепенно укрепляют его. Систематичность занятий исключает вероятность развития атеросклероза, ишемической болезни сердца, инфаркта. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему преимущественно положительное, если подойти к вопросу разумно.

Улучшение памяти

Спорт, независимо от направления, приносит пользу, налаживая питание мозга, что приводит к четкости мышления, улучшению координации, полноценному восприятию информации. Дети школьного возраста особенно нуждаются в этом.

Развитие органов дыхания

Правильное дыхание – главное в спорте. Нарушение его условий способно свести на нет все усилия. Увеличение объема вдыхаемой площади легких гарантирует отсутствие гипоксии в клетках.

Повышение иммунитета

Люди, в жизни которых присутствует спорт, всегда находятся в отменной форме. Их крайне редко поражают инфекции. Польза спорта для здоровья детей очевидна, так как стабильный иммунитет — это залог благополучия.

Улучшение сна

Из-за утомляемости, после физических упражнений в жизни увлеченного спортом человека исчезают такие понятия, как депрессия, тревожность, нарушение сна. Человек качественно отдыхает ночью, что приводит к обретению гармонии и спокойствия.

Ускорение обмена веществ

Спорт приносит пользу пищеварительной системе, запуская правильную работу кишечника. Во время тренировок продукты метаболизма выходятся через кожу из организма с потом. Налаженные обменные процессы не дают задерживаться токсинам, свободным радикалам и шлакам.

Чем полезен спорт для детей и подростков

Спорт в жизни детей имеет важное значение. Кроме того, что ребенок занят и хорошо проводит время, есть еще масса плюсов, на которые стоит обратить внимание. Польза спорта заключается:

  • в укреплении барьерных функций;
  • формировании выносливости, силы;
  • положительном влиянии на структуру кости;
  • укреплении сосудистых стенок и мышцы сердца – исключение гипертензии в последующем;
  • выработке стрессоустойчивости;
  • формировании правильной самооценки, адекватной реакции на критику;
  • получении задатков лидера;
    Польза и вред спортивных секций
  • влиянии на физическое развитие;
  • приобретении социальных навыков, умении работать в команде.

Влияние спорта на формирование подростков велико, так как крепкий иммунитет защищает от простудных заболеваний, мешающих развитию. Все системы работают полноценно, укрепляется мышечный корсет, исключается развитие сколиоза, остеохондроза. Важно! Привычка заниматься спортом приносит пользу, так как несовместима с курением и злоупотреблением алкоголем. Кроме того, у подростков вся энергия направляется в здоровое русло, они сознательно не причиняют себе вред.

Какой вид спорта выбрать

Интерес к спорту следует прививать с детства. В подростковом возрасте в мышце сердца и сосудах происходят перемены, подготавливающие неокрепший организм к более сложным периодам.

Читайте также:  Хождение босиком польза и вред

Посещение школы, длительное сидение за столом вынуждает находиться в малоподвижном положении большой интервал времени. Бездействие родителей может спровоцировать вред для растущего организма в неправильном формировании скелета.

Подросток должен быть подвижным не менее часа в сутки, задача взрослых — подобрать дозированные нагрузки, приносящие пользу, сделать спорт частью жизни. 

Важно! Дети и подростки не так выносливы, как взрослые и необходимо учитывать, что они расходуют больше энергии на каждое действие.

Какой бы вид спорта ни был выбран, польза будет преобладать над показателями вреда. 

Польза и вред спортивных секций

Предпочтение следует отдавать общеукрепляющим видам нагрузки, положительно влияющим на опорно-двигательный аппарат и полноценное функционирование сердца. Польза спорта для здоровья человека в подростковом возрасте черпается в следующих видах:

  • плавание;
  • бег;
  • катание на велосипеде.

Выбирая направление, следует обратить внимание на телосложение подростка.

Важно! Ребенок с низким ростом не сможет проявить себя в баскетболе, но если у него крепкие ноги, он вполне мог бы показать хорошие результаты в беге. Следует обращать внимание и на темперамент. Активному ребенку не будет интересно заниматься игрой в шахматы, но в командной игре ему не будет равных.

Польза и вред спортивных секций

Подбирая секцию для девочек, родители всегда стараются развить пластичность, женственность, стройность. Чаще всего предпочтение отдают гимнастике, танцам.

Плавание считается универсальным видом спорта, и оно подходит всем, независимо от возраста и гендерного типа. Его назначают здоровым детям, а также при многих патологиях: упражнения в воде минимизируют вред.

Правила занятий спортом

Увлечение спортом — это один из важных пунктов здорового образа жизни, от которого черпают преимущественно пользу. Соответственно подход к нему должен быть осознанным и серьезным. В первую очередь стоит уяснить, что делать нельзя.

Занятия без обуви

Кроссовки подбирают под вид спорта, так как неправильная обувь может принести вред позвоночнику. Важно! Занимаясь босиком либо в носках, усиливается давление на спину. При склонности к сосудистым заболеваниям вред от упражнений усиливается в разы.

Польза и вред спортивных секций

Утолять жажду «по желанию»

Не стоит дожидаться, когда желание пить будет невыносимым. Увлеченность тренировкой – не повод приводить организм к обезвоживанию. Следует взять за правило делать несколько глотков воды каждые 20 мин.

Польза и вред спортивных секций

Тренировка в поношенных, старых вещах

Тренировочный костюм должен быть хорошего качества. В составе ткани, кроме хлопка, желательно присутствие лайкры. Хлопковая одежда пропитывается потом, перекрывает доступ воздуха к порам. Вещи, которым много лет, но их жалко выбросить, не должны применяться на тренировке.

Использование дезодорантов от пота

Чрезмерная потливость при интенсивных занятиях — это естественное состояние. С потом из организма выводятся вредные вещества. Антиперспиранты закрывают поры и купируют выход пота наружу. Чтобы во время спорта беспрепятственно устранялись продукты, приносящие организму вред, стоит отказаться от использования средств ухода за кожей на время занятий.

Прослушивать музыку в наушниках

Научным путем доказано, что интенсивные тренировки нельзя выполнять под громкую музыку. Если уж без музыкального сопровождения невозможно, ее необходимо сделать тише. Если проигнорировать рекомендацию, в один из дней можно лишиться возможности слышать.

Асфальт не место для пробежки

Асфальтированные дороги губительны для голеностопа, коленей, тазобедренного сустава, так как они не поглощают толчки при отталкивании бегуна. Лучшее место для бега –дорожка в зале, стадионе, парк — по ровным тропам.

Основные правила занятия спортом с пользой для организма:

  1. Спортивные тренировки можно проводить дома, в парке, лесу, спортивных клубах с профессиональной поддержкой тренера.
  2. Новичкам не стоит проявлять чрезмерное рвение, так как можно принести вред сухожилиям, мышечным волокнам, связкам, миокарду, сосудам. Перед первым занятием следует проконсультироваться с врачом, получить рекомендации тренера. Увеличение нагрузок должно быть постепенным. Подбирать комплексы упражнений следует с учетом реальных возможностей организма. Как получить максимум пользы от тренировок, может подсказать руководитель секции.
  3. Если цель увлеченности в коррекции фигуры, необходимо понимать, что одними упражнениями повлиять глобально на вес нельзя. Дополнительно требуется корректирование питания.

Чтобы заниматься спортом с пользой для здоровья, необходимо выработать систему. Спорт легче войдет в привычку, когда человек получит первые стабильные результаты. Исследователи пришли к выводу, что для их получения при беге необходимы непрерывные занятия в течение 21 дня.

Минусы от занятий спортом

Влияние спорта на организм человека неоднозначно. Неправильный подход к нагрузкам, погоня за быстрым результатом могут принести непоправимый вред. На что обратить внимание:

  1. При занятиях необходимо уметь вовремя остановиться. Первые тренировки не должны нести интенсивные нагрузки. Чрезмерные увлечения быстро изнашивают системы и органы, приводят к преждевременной старости, что перечеркивает все представления о пользе.

    Важно! В спорте есть свои правила, выполнения которых следует придерживаться – к тренировкам нельзя подходить только интуитивно.

  2. Энергетики, стимуляторы и то, что бодибилдеры называют спортивным питанием, на самом деле грозят вредом получения стрессов: продукты придают выносливости спортсменам, но поглощают неприкосновенные резервы энергии.
  3. Требования к себе должны быть объективными. При недостаточном весе, например, избыточные нагрузки могут принести вред.
Читайте также:  Дыхание животом польза и вред

Польза и вред спортивных секций

В профессиональном ключе речь о положительном влиянии спорта на здоровье человека практически не идет. Карьера у большинства заканчивается патологическими нарушениями суставов, скелета, пищеварительной системы.

Заключение

Польза и вред спорта существенны, следовательно, для получения эффекта, важно разумно подойти к выбору занятия. Подобрав желаемое направление, стоит выяснить все нюансы с учетом всех особенностей организма, возраста, половой принадлежности. Вред от воздействия спорта на организм человека заключается в безответственном отношении к упражнениям.

Была ли Вам данная статья полезной?

Источник

Содержание:

  • Тревога за развитие
  • Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?
  • Время на игру
  • Время переварить информацию
  • Отсутствие мотивации: на что оно влияет?
  • Дети и усталость: что дальше?
  • Нагружать или не нагружать?

Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать? Советы психолога — родителям дошкольников и младших школьников.

Тревога за развитие

Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников — в больших городах это целый бизнес. Каждый развивающий центр бомбардирует сознание родителей в своих рекламных буклетах: “Посетив наши занятия… пройдя программу нашего центра… ваш ребенок достигнет… сделает… сможет…”. Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.

Тексты могут быть составлены более или менее грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и “не разовьется”, и “никем не станет”.

Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам.

Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни. Он лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить: насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?

Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.

Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?

Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды, и в туристических агентствах.

Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. Что касается поездок, тут у многих бюджет проставляет определенные ограничения.

Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип “все лучшее — детям”. В смысле: детям — ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно.

На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:

— Что у вас в среду?

— Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед.

— А в четверг?

— В четверг еще хуже — с утра сад, потом английский и вечером бассейн.

И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.

Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.

С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной “диеты”. Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — “методом вычитания”. Как это может выглядеть?

Время на игру

Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть (не менее 40-45 минут каждый раз). Это, так сказать, основной урок — урок игры.

А еще для того чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально, ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье “гиподинамия”.

Читайте также:  Исследовательская работа о пользе чая

Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.

Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников “левополушарным” занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.

Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых “дивидендов” в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.

Время переварить информацию

Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.

Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.

И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами “заучившихся” подростков.

Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.

Отсутствие мотивации: на что оно влияет?

Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него “автоматически срабатывающую систему предохранения” — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.

А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс “нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше”.

Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня в консультации бывает не по одному десятку обращений именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.

И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.

Дети и усталость: что дальше?

Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом на немецкий!

“Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день — четверг! Потому что там у меня сначала логопед (это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки, и там учительница о-очень злая, а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут”.

Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.

Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.

Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями “фору”? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?

Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом.

Нагружать или не нагружать?

Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет — не вытащишь… Никому кроме самих папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос. В целом известно, что:

  • если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;
  • если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
  • если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
  • уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
  • составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы “проецируетесь”, то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.

Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно!

Источник