Польза и вред современных игрушек для детей

Польза и вред современных игрушек для детей thumbnail

Наши дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся за внимание детей и деньги родителей! Игрушки становятся все более разнообразными и продуманными: одни в деталях воспроизводят окружающую жизнь, другие задают вопросы – и предлагают готовые ответы. Что происходит в этих условиях с детской фантазией, творческими навыками?

Современные игрушки

Прощай, фантазия!

Мы не откроем Америку, если признаем, что детские психологи и педагоги бьют тревогу: современные игрушки в зародыше уничтожают в детях креатив. Чем более «навороченная» игрушка, чем больше в ней заложено игровых функций, чем сильнее она похожа на свой «живой» аналог – тем меньше у детей поводов придумать игры самим, «дофантазировать» или доработать внешний облик до отдаленного сходства с «оригиналом».

Результат знаком каждому родителю: еще неделю назад малыш мечтал об игрушке, просил о ней, вчера – получил предмет страсти, прыгал от радости полчаса и еще два часа нажимал на кнопочки, а сегодня – даже не подходит. И дело не в том, что ребенок разбалован или пресыщен. Он просто не умеет с такой игрушкой играть, не понимает, что делать с ней теперь, когда все кнопочки нажаты по сто раз, столько же прозвучала песенка, и загорелись лампочки.

В «навороченных» кнопочных игрушках любой игровой результат предсказуем или даже заранее известен. Это превращает ребенка из активного участника игры в пассивного (читайте: скучающего) наблюдателя, активность головного мозга при этом снижается, развитие – тормозится.

Игрушечное зло

О каких игрушках, препятствующих развитию детской фантазии, упоминают психологи и педагоги в первую очередь?

  • интерактивные куклы (которые поют песенки и произносят фразы);
  • планшеты и детские компьютеры (которые предлагают детям простые викторины и игры);
  • куклы с принадлежностями (которые достоверно копируют «взрослую» жизнь – домики, машины, наряды, сумочки и т.д.);
  • самолеты-машины-корабли на пультах управления;
  • любые «кнопочные» игрушки (которые что-то делают при нажатии кнопок).

В «черный список» попали, как ни странно, Лего-конструкторы: многие родители запрещают детям разбирать собранные Лего-игрушки, и те стоят на полках в виде «музейных экспонатов».

Так ли страшен черт?..

Будет несправедливо по отношению к игрушкам и их производителям утверждать, что они – абсолютное зло. Большинство игрушек имеют несомненные достоинства: они развивают мелкую моторику, цветовое и слуховое восприятие, осязание, расширяют кругозор, улучшают координацию движений, а самое главное – помогают детям ближе познакомиться с окружающим миром, в том числе – миром взрослых. Многие игрушки тренируют скорость реакции, память, логику.

Если верить социологам, выбирая игрушки детям, мы руководствуемся тремя основными мотивами:

1)покупаем игрушки, которых нам не хватало в детстве;

2)предпочитаем подобные тем, что любили сами;

3)выбираем под влиянием моды и рекламы.

Очевидно, что из трех мотивов для покупки, два (первый и третий) «работают» в пользу ярких, привлекательных, дорогостоящих, невиданных во времена нашего детства «навороченных» игрушек.

Не надумана ли проблема?

Начнем с того, что тревогу бьют не британские ученые, и опасения основаны на многочисленных проведенных исследованиях. Проблема дорогих «навороченных» игрушек не в том, что они вредят развитию фантазии или препятствуют ему, а в том, что просто фантазию не развивают. С детьми же упущенные возможности – зачастую шаг назад. Ребенок, который в детстве не научился фантазировать, творить, выходить за привычные рамки, едва ли приобретет эту «волшебную» (и чрезвычайно полезную для карьеры и личностного развития) способность во взрослом возрасте.

И все же по-настоящему вредны детям только:

– игрушки, содержащие опасные химические вещества (фенол, формальдегид, свинец);

– игрушки, отрицательно влияющие на психику ребенка (уродливые, агрессивные и т.д.).

Покупать или не покупать – вот в чем вопрос?

Ответственному родителю, ребенок которого будет умолять в магазине о покупке детского планшета или кукольного домика для Барби, предстоит выбрать один из вариантов решений:

1) Категорически не покупать такие игрушки

Эта ситуация настолько же далека от реальности, как отказ от покупки попкорна и чипсов (из-за их вредности для желудка) или отказ от походов в кино на мультфильмы в 3D (из-за опасности для зрения). Мы стараемся свести к нулю эти проявления «родительской бесхарактерности», но совсем избавиться от них получится едва ли – уж очень эффективную рекламу создают детские маркетологи, уж слишком влиятельно детское окружение, уж слишком хочется порадовать ребенка и доказать, что он «не хуже других».

Польза и вред современных игрушек для детейИрина Кузьмина, детский и семейный психолог: «Проблема заключается не в самом существовании «навороченных» игрушек, а в том, что взрослые делают своих детей «потребителями», покупая все больше и больше игрушек из мультфильмов и рекламы. В лучшем случае ребенок проигрывает лишь сюжеты мультиков. Обычно же дети, привыкшие к коллекционным покупкам, просто накапливают их, и при удобном случае устраивают истерику, если им не покупают новую игрушку. Значит, не надо вообще покупать такие игрушки? Надо! Но сначала нужно научить ребенка играть, научить ценить их».

2) Покупать такие игрушки «под давлением» – и надеяться на лучшее

Читайте также:  Гематоген польза и вред для детей от 3 лет

Что поделать, если ребенок сильно просит, денег на игрушку хватает, а на коробке перечислены десять причин, почему это «чудо детской техники» полезно и «совершенно необходимо» ребенку? Вероятно, купить – и надеяться, что действительно полезно.

Ирина Кузьмина: «У каждого времени свои игрушки, поэтому нельзя однозначно сказать, необходимо покупать «супер-новые» игрушки или, наоборот, недопустимо. Это личное дело каждого родителя, каждой семьи. Главное, что любая игрушка должна быть подобрана со смыслом. Выбирая «навороченную» игрушку, спросите себя: кому вы ее покупаете – себе или ребенку?»

3) Покупать такие игрушки в меру, соблюдая соотношение хотя бы «1:1» с игрушками нашего детства

Берете детский планшет – прихватывайте металлический конструктор с болтиками-винтиками, покупаете говорящего мишку – не забудьте о мозаике, пирамидке, кубиках. Только кажется, что на фоне «разрекламированных» собратьев ребенок к обычным игрушкам даже не притронется. Удовлетворив любопытство, вдоволь понажимав кнопочки и выучив все стишки и речевки наизусть, ребенок, скорее всего, возьмется за те игрушки, к которым не будет приложена подробная инструкция.

4) Покупать такие игрушки – и подключать собственную фантазию ради развития фантазии детской

Если «навороченные» игрушки – необходимое и неизбежное зло, то почему бы не свести его к минимуму? Например, так:

  • Покупая ребенку дорогой набор Лего, разрешите ему разбирать готовую игрушку на детали – чтобы придумать другую, уже самостоятельно, без подсказок от производителя. Можно также дополнить купленный ранее набор специальным набором для творчества от того же Лего (комплект из различных деталей, которые можно превратить во что угодно).
  • Бабушка подарила малышу детский компьютер с викторинами? Устройте соревнование для кукол и мишек – кто лучше справится с заданиями и ответит на вопросы. Заодно предложите ребенку придумать другие задания, составить новые вопросы, в программу компьютера не заложенные.
  • Дочь попросила на день рождения куклу с чемоданом готовых платьев? Понаряжайте подарок вместе, поиграйте  в ролевые игры. Придумайте и сшейте новые наряды, а затем устройте показ мод.

Конструктор из металлических деталей

Для большинства игрушек семейства «кнопочных» придумать игровые функции сложно. Значит, просто чаще устраивайте ярмарки игрушек или домашние распродажи: меняйтесь игрушками (пусть даже похожими) с друзьями. В общем, если «навороченные» игрушки приносят какую-либо пользу – пусть даже не пользу фантазии – умножайте ее!

Ирина Кузьмина: «Любые игрушки могут быть очень даже полезными, – или стать «пылесборниками». Важно, чтобы ребенок умел играть: в норме для детей до 7 лет ведущим видом деятельности является игра, на нее ребенок нацелен. У всех игрушек есть определенные функции, допустим, те же «навороченные» детские игрушки (роботы, планшеты, конструкторы и т.д.), помимо развития мелкой моторики, интеллекта, усидчивости и т.д., созданы для ознакомления с миром взрослых. А фантазия – она в момент игры в любом случае развивается: например, играя с роботом, ребенок может додумывать недостающие функции. Поэтому так важно научить ребенка играть – тогда и фантазия тоже не будет стоять на месте.

Единственный вопрос, в какое русло она направится? Ведь играя куклами-монстрами, агрессивными игрушками, игрушками с сексуальным подтекстом, ребенок додумывает негативные сюжеты, часто связанные с насилием и жестокостью…

Что касается творческих навыков – «навороченные» игрушки на их развитие действительно не нацелены. Поэтому, выбирая игрушку ребенку, пытайтесь понять, ДЛЯ ЧЕГО она, какую функцию вы в нее вкладываете».

Программа-минимум

Ирина Кузьмина: «Что может сделать родитель в условиях, когда игрушки фантазию не стимулируют? Минимум – играть с ребенком ежедневно хотя бы по 20 минут в ролевые активные игры. Даже если очень не хочется – буквально сесть, взять игрушки и играть. Покупать игрушки осознанно, а не для того, чтобы «дитя не плакало». Вместе с детьми делать самодельные игрушки, лепить фигурки, строить домики, трассы для машин и т.д.»

Какие бы игрушки мы ни покупали своим детям – обычные, экологически-чистые, деревянные, тряпичные, кнопочные, сборно-разборные или говорящие, основной способ сделать так, чтобы эти покупки приносили пользу – играть с ребенком. Научите малыша играть – и он с любой, даже невероятно скучной игрушкой, что-нибудь придумает. Человек – существо эволюционное, а «навороченные» игрушки – реальность современного мира, поэтому дети будут приспосабливаться к этой реальности, как сумеют. Наша задача – сделать, чтобы «сумели» хорошо.

Фото – фотобанк Лори

Источник

татьяна егорова
Консультация для родителей «Современные игрушки: польза или вред?»

«Современные игрушки – польза или вред»

Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить игровой и развивающий потенциал? Как выбрать, то что нужно ребенку?

Современные дети сильно отличаются от детей 20-ти, 30-ти летней давности, и это нормально, ведь они растут в более насыщенном, информационном мире. Дети впитывают всю информацию, которую предлагает современное общество, они перестали играть в «прятки» и «салочки», многие перестали проводить время на улице, прыгать, бегать и т. д. Но, ведь это не значит, что они не играют? Они играют в современные игры и это нормально. У каждого нового поколения свои интересы, свои игры, свои игрушки, мы тоже не играли игрушками своих родителей.

Читайте также:  Утюжок для волос вред или польза

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Она имеет огромное значение для воспитания и развития личности.В процессе игры развиваются все психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Для детей игра – это «спутник детства».

Детство связано с любимыми игрушками, которые остаются в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той неповторимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушка для ребенка – это то, что позволяет ему исследовать окружающий мир, выражать чувства, общаться и познавать себя. Игрушка – это товар, который родители покупают и выбирают для своих детей. Этот рейтинг сохраняется во все времена. Подобрать правильную и хорошую игрушку – это очень ответственный и серьезный момент. От хорошо подобранной игрушки для своего ребенка зависит не только его настроение, но и процесс в его развитии.

У современных детей достаточно богатый выбор, это всевозможные интерактивные и электрифицированные игрушки, роботы–трансформеры, куклы, умеющие ходить и разговаривать, а некоторые даже кушать. Производители игрушек постоянно отслеживают новинки мультипликации и кинематографа, и воплощают героев в игрушек. Достоинством современных игрушек является естественность и натуральность, дети начинают верить, что их игрушки живые. Но, конечно же,не обошлось и без недостатков: игрушки, которые пропагандируют загробный мир, игрушки, изображающие оружие, маски монстров, военизирующие игры.Все эти недостатки отображаются в повседневной жизни: мультфильмы, фильмы, новости по телевидению и т. д.

Родители должны сами решать, какие игрушки покупать своим детям, не забывая о том, что ребенку может принести она -вред или пользу. Выбрать игрушку в настоящее время очень трудно, игрушечноеизобилие поражает своей разнообразностью: наряду с традиционными (куклы, мишки, зайчики) появляются новые (роботы, монстры, разнополые куклы) невиданные даже молодыми родителями. Конечно же, и сюжет с такими игрушками отличается от традиционных игр. Некоторые игры пугают нас, взрослых, но это всего лишь отражение нашей жизни, сама же игра для ребенка никоем образом не изменилась, в ней он развивается, растет, проходит разные возрастные этапы своего развития. Главная проблема сегодня — игрушки, играющие сами по себе, без участия ребенка. Включил — и готово. Взрослым такие игрушки нравятся: они выглядят современно. Но при этом убивают игру — когда котенок сам мяукает, ходит и качает головой, ребенку остается лишь наблюдать за его активностью.

Прежде всего, выбирая игрушку, взрослые должны учитывать ее развивающие функции и педагогическую “полезность”, а не целиком полагаться на прилагаемую аннотацию. Развиваясь при помощи игрушки ребенок будет в том случае если она будет отвечать его интересам, потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствовать интересам ребенка – важнейшее требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее игрушкой. Но вот только интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекают сложность, внешняя красота, богатство деталей или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Главное достоинство игрушки для ребенка это возможность что-либо с ней делать (разобрать, переделать, придумать новое назначение, добавить или убавить детали). Только в этом случае ребенок хочет скорее взять ее в руки и начать игру.

При помощи своих фантазий ребенок и постигает реальность жизни, преодолевает свои страхи и сложности. Игра помогает ребенку не только выплеснуть свои эмоции, но и учит общаться и двигаться.

В детских играх с игрушками должны проявляться и развиваться – свобода действий, творческая активность, изобретательность, но с современными игрушками они остаются совершенно невостребованными и не прогрессируют. Ребенок быстро привыкает к красивым и «укомплектованным» игрушкам и, получая все новые и новые, практически в них не играет, а всего лишь манипулирует ими. Он начинает зависеть от того, что «заложено» в такой игрушке, и все охотнее подчиняется ее требованиям. Таким образом, современные детские игрушки для детей все дальше уходят от детской творческой игры в сторону механического использования операций, заложенных производителем. Дети все меньше играют и все больше «потребляют» игрушки: получив что-то, быстро осваивают заложенные в игрушке функции и утрачивают к ней интерес. И чем современнее игрушка, тем быстрее это происходит.

Нам взрослым необходимо помочь детям развивать разные сюжеты игр, научить ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя желание ребенка и пользу, которую приносят они для него.

Читайте также:  Белый уголь активированный польза вред

Источник

  • Вредные игрушки для детей: химический аспект
  • Полезные игрушки для детей: подсказки психологов

Polezny`e i vredny`e igrushki dlia detei`Покупая детские игрушки, мы редко задумываемся об их вреде и пользе. Игрушки для детей современные родители часто оценивают с точки зрения забавности или оригинальности, а между тем такой безответственный подход может навредить ребёнку, ведь физическое и психическое здоровье закладывается «с младых ногтей».

Вредные игрушки для детей: химический аспект

Polezny`e igrushki dlia detei`Для начала стоит остановиться на очевидном вреде, который игрушки для детей могут нанести своим маленьким хозяевам. К сожалению, не все производители добросовестно придерживаются норм и правил, а потому следует опасаться следующих химических веществ.

  • Фенол. Этот ароматический углевод используется для того, чтобы придать резине или пластмассе желаемую форму. Вещество быстро всасывается через кожу ребёнка, нередко вызывая аллергическую реакцию, проникает в ЖКТ и дыхательные пути, накапливается в печени и почках. Его опасность в том, что он разрушает иммунитет ребёнка, а также поражает его нервную систему.
  • Формальдегид. От самого названия этого газа веет мертвячиной и он, на самом деле, опасен для организма ребёнка, что не мешает недобросовестным производителям использовать его в составе пластика, текстиля и красок. Это канцероген, способный вызвать развитие раковых клеток и спровоцировать лейкоз. В зону поражения чаще всего попадают дыхательные пути, кожа младенца, его глаза и репродуктивные органы, а также генетический материал.
  • Ртуть. Это невероятно токсичный металл, 1,5 грамма которого может отравить 5 миллионов кубических метров воздуха. Просто ужасно, что в последнее время стали фиксироваться случаи использования ртути в производстве игрушек для детей, ведь это вещество может стать причиной отставания в развитии и появления нарушений неврологического свойства. Ртуть поражает мозг, что проявляется в нарушениях моторики и речи.
  • Свинец. Этот металл становится опасен при попадании в организм, а ведь дети часто тянут в рот всё, что не нужно. В случае проглатывания ребёнок может даже умереть от отравления, или подвергнуть риску своё умственное развитие. Производители используют свинец для посеребрения металла, в зоне особого риска оказываются игрушки для девочек: серёжки, кулоны, колечки, броши, цепочки, подвески, браслеты и т.д.

Подробнее о том, чем могут быть вредны игрушки для детей, вы узнаете из ролика:

Обратите внимание, что часто опасными и вредными оказываются те игрушки для детей, которые имеют наиболее низкую стоимость. Понятно, что молодая семья всегда ищет возможность экономии, однако экономить на качестве и пользе игрушек для детей нельзя. Лучше воспользуйтесь промокодами с сайта ГдеКод – это отличная возможность получить хорошую скидку на качественные товары для детей!

Теперь, когда мы разобрались с химическим аспектом вреда игрушек для детей, пора поговорить об их психологическом наполнении.

Полезные игрушки для детей: подсказки психологов

Говоря о вреде и пользе игрушек для детей нельзя игнорировать мнение психологов – именно они видят и знают то, о чём родители, порой, даже не догадываются.

  • Игрушка должна учитывать возраст ребёнка – как известно, развитие малыша это последовательный процесс, логику которого нарушать не стоит.
  • Игрушки с агрессивным или уродливым дизайном – прямой путь к пробуждению и развитию в ребёнке злости и враждебности.
  • Электронные игрушки мешают ребёнку развивать фантазию – с ними игра становится предсказуемой и линейной.
  • Игрушка должна быть полифункциональной – с ней малыш должен играть в разные игры, это развивает воображение.
  • Ребёнок должен понимать, что представляет собой игрушка. Неправильное изображение исказит восприятие действительности.
  • Слишком яркие игрушки, имеющие в дизайне более 3 основных цветов, не подходят для младенцев – они будут их раздражать.

Выбор игрушки для ребёнка всегда остаётся за родителями, но если вы хотите не только развлечь, но и развить малыша, ознакомьтесь со своеобразным хит-парадом игрушек, составленных психологами.

  1. В возрасте от рождения до года дети охотнее всего играют с погремушками, неваляшками и подвесками на коляске или кроватке. Ко всему этому стандартному набору психологи советую добавить «звучащие шары». Такие игрушки ребёнок сможет катать, трясти и сталкивать между собой. Это интересно и познавательно в этом возрасте!
  2. Igrushki dlia detei`В возрасте от года до 3 лет у детей в фаворе кубики, куклы и машинки или другой транспорт – в зависимости от пола ребёнка. Специалисты советуют не забывать про такое развлечение как пирамидка. Их существует великое множество – разобраться с тем, какую пользу они приносят малышу, будет не трудно!
  3. В возрасте от 3 до 7 лет дошколята предпочитают играть в конструктор и пазлы, однако не стоит забывать о том, что важно учить ребёнка общению и принятию самостоятельных решений. К досугу ребёнка добавьте наборы для совместных игр – это отличный тренажёр для социализации малыша в преддверии школы.

Пусть ваш ребёнок играет не только с удовольствием, но и с пользой!

Источник