Польза и вред оптических иллюзий
Мне очень нравится тема иллюзий и большинство из нас живет именно так. Вот самый простой пример. Сейчас открылось много школ обучения инфобиснесу в разных сферах. Кто не знает инфобизнес – это информационный бизнес, основанный на знаниях, которые продаются (языковые школы, консалтинговые компании, школы копирайтинга и т.п.). Он как бы есть и его не пощупать. Так вот, случается так, что у человека возникла идея пойти учиться в какую-то из школ и он уверен на 100%, что когда он закончит обучение и станет мегапрофи, тут же займет лидирующую позицию на рынке и начнет зарабатывать миллион. А в реальности он получает полное разочарование, что все, о чем он думал и мечтал, “накрылось медным тазом”. Он поверил лишь только своим догадкам, не изучив материал детально: без стратегии, логики и ясности мышления. Это заблуждение и есть иллюзия.
Покажу еще один пример, связанный с работой. Человек настолько хочет сменить свое нынешнее положение дел, что судорожно ищет работу, и получая приглашение на собеседование, переполнен уверенностью, что он его пройдет и его возьмут, он ведь такой классный! И вот он лежит и видит: рабочее место, крупную корпорацию, его все уважают, деньги сыпятся сами…Но не тут то было, наступает чувство горечи, когда он получает на почту письмо с отказом. Всё, его мир рухнул в этот момент. А виноват только он сам, допустив опрометчивую ошибку, что пошел на поводу у своих иллюзий.
Для чего нам вообще иллюзии, в чём польза, в чём вред?
Способность иллюзий – возвращать нас к реальности, но только после пройденной горечи. И этот урок будет повторяться до тех пор, пока человек не поймет и не остановит это колесо. Их роль заключается в том, чтобы решить какую-то проблему, которая вызывает в нас спорные эмоции. Знаете, это очень похоже на ситуацию, когда человек встревожен и суетится, пытается решить свою проблему. Некое мозговое насилие, я бы сказала. Так вот мозг вынужден подкидывать эти иллюзорные планы, чтобы облегчить себе жизнь и успокоиться. Как вы догадались, иллюзии компенсируют напряженность, тревогу, беспокойство. И тогда человек сможет разрешить волнующую его тему – неопределенность. А состояние неопределенности очень разрушает и выматывает, поэтому такая компенсация вполне оправдана.
Если человек находится в тревоге, то он ищет утешение в иллюзиях, потому что они помогают его психике снять напряжение.
Какие виды иллюзий бывают?
- Эмоциональные иллюзии, которые чаще всего связаны со страхом. Например, если мы идем в дневное время суток по парку и ни о чем не думаем, то вечером этот парк превращается в ожившего монстра. Сейчас каждый сам представил для себя этот “вечерний парк”. Может казаться, что из-за кустов кто-то выглядывает и можно увидеть его образ. Чтобы рассеить эти миражи, нужно просто присмотреться на объект, который вас пугает. Но в большинстве случаев мы не поддаемся своему уму и во власти иллюзий трясёмся от страха.
С самого детства я каждое лето приезжала на море к бабушкам и дедушкам, там есть у меня друзья, с которыми мы гуляли до позднего вечера, а потом я возвращалась домой в темноте. На тот момент не было достаточного освещения улиц. Так вот, все казавшиеся мне люди, которые сидят в кустах и хотят схватить, делали мою прогулку кошмаром. С тех пор мои друзья провожали меня домой.
2. Иллюзии внимания – они переплетаются с эмоциональными, потому как связаны с эмоциями. Эти миражи вызывают два состояния: повышенное и пониженное внимание.
- Повышенное внимание – ожидание чего-то сверх значимого для нас: новость, предложение, звонок…и иллюзия в том, что мы уверены в получении этого.
- Пониженное внимание – это состояние дикой усталости, когда мы вместо “книги видим фигу” и читаем вместо одного слова совсем другое.
3. Парейдолические иллюзии, их можно отследить. Если вы посмотрите на ковер с рисунком и начнете видеть там лица, животных или еще чего интересное, то это признак вашего воображения.
У меня в детской комнате висел ковер, и я на нем замечала всегда один и тот же рисунок – рыцари вокруг костра. Хотя мой брат ничего подобного не замечал. Такие иллюзии бывают у людей с развитым воображением.
Очень часто в фильмах показаны иллюзии человека, когда он он слышит то, что он хочет, либо опасается услышать. В произведении «Лолита» Набокова. Гумберт привозит Лолиту в гостиницу ночью, идет дождь, лопается фонарь – атмосфера накаляется, Гумберт отстраненно слышит голос незнакомца: «Как же ты ее достал?». Он переспрашивает: «Простите?». «Дождь перестал», – говорит незнакомец. И дальше в разговоре Гумберт говорит: «Она моя дочь». «Врешь, не дочь», – снова слышится ему ответ, он переспрашивает. «Дождь перестал», – говорит незнакомец.
Наши иллюзии не соответствуют действительности, нужно себя заземлять иногда, включать логику, ум и ясность мышления. Но не стоит от них избавляться насовсем, они ведь согревают нашу душу и дают хоть какую-то надежду. Но и не стоит безоглядно впадать в мечты, уходя из реальности, потому что приземление может быть очень жестким!
Всех люблю, живите в реальности, а еще лучше здесь и сейчас!
ЗМЕЙ-ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ
Самая известная оптическая иллюзия – «Вращающиеся змеи». В 2005 году ее впервые продемонстрировал общественности японский профессор психологии Акиеши Китаока. С тех пор эта и другие «движущиеся» фигуры стали хитами в Интернете. Многие утверждают, что загадочные картинки не только искусство и развлечение, а настоящие тесты на состояние здоровья.
Чаще всего встречается такая трактовка: если изображение перед глазами не движется, то можете порадоваться – у вас крепкое психическое здоровье, минимум стрессов и в целом все отлично (если вдруг вы без картинок этого не заметили). Когда цветные змеи все же движутся, но медленно, у вас накопилась усталость, физическая и моральная, однако положение еще не критичное, и можно исправить ситуацию, начав как следует высыпаться (напомним, для взрослого человека от 18 до 65 лет норма сна в среднем 7 — 9 часов, но кому-то индивидуально может требоваться и по 10 часов). Если же змеи движутся активно, то уровень стресса очень высокий, с психическим состоянием уже нешуточные проблемы — словом, пора к врачу.
Самая известная оптическая иллюзия – «Вращающиеся змеи»
Скептики, правда, замечают, что в разное время суток, после работы либо отдыха и тем более после бокала вина оптическая иллюзия выглядит по-разному — вряд ли серьезные перепады в состоянии здоровья могут случаться так быстро. Так чему же верить и зачем на самом деле нужны эти таинственные картинки?
ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ЯРКОСТИ И СКОРОСТИ
В научном сообществе сегодня есть две основные версии того, как работает иллюзия вращения, рассказал «КП» один из ведущих российских экспертов по изучению зрительных иллюзий, заведующий научно-учебной лабораторией когнитивных исследований Высшей школы экономики Игорь Уточкин. Первое объяснение связано с тем, что нейроны (то есть нервные клетки) зрительной коры нашего головного мозга с разной скоростью реагируют на свет разной яркости. А именно: чем ярче точка или фрагмент рисунка, на который мы смотрим, тем быстрее включаются соответствующие нейроны и мозг обрабатывает изображение. Более темные и блеклые детали вызывают реакцию нейронов чуть медленнее.
Благодаря такой разнице в скорости обработки цвета и света, по всей видимости, удается создать эффект вращения картинки. «Китаока использовал в своем узоре регулярное чередование элементов разной яркости, выстроив их в определенной последовательности: черный-синий-белый-желтый-черный и т.д, – поясняет эксперт. – Как правило, в таком же направлении мы видим движение». То есть пятна разного цвета вызывают нейронные реакции в зрительной коре не одновременно, а последовательно – как раз так, как происходит при восприятии реального движения.
Оптическая иллюзия “Исчезающие голубые точки”
КОГДА ГЛАЗА БЕГАЮТ
Еще одна версия связана с движением глаз. Попробуйте пристально смотреть в центр одного из кругов, а потом переводите взгляд, пытаясь охватить всю картину целиком. В первом случае эффект движения узоров пропадает, во втором — появляется и усиливается тем больше, чем быстрее вы водите глазами или моргаете. «Поскольку мы подвижны, то и картинка у нас перед глазами изменчива», – говорит Игорь Уточкин.
– Но ведь когда мы смотрим на другие изображения, читаем книгу и моргаем, то нет ощущения бегущей строки — почему?
– Наш мозг устроен так, что обычно отличает собственные движения глаз от реального движения объектов и за счет этого дает команду воспринимать картинку стабильной, если она в действительности неподвижна. Но известно, что в такой системе распознавания возможны сбои при микродвижениях глаз — мозг может как бы не заметить их, и тогда вызванные этими микродвижениями небольшие смещения картинки интерпретируются как движения узора.
УСТАЛОСТЬ – ДВИГАТЕЛЬ УЗОРОВ
– Мне не доводилось встречать научные работы, где исследователи доказали бы связь между восприятием зрительных иллюзий и какими-либо особенностями здоровья людей, состояния их психики и т. п., – разводит руками руководитель научно-учебной лаборатории когнитивных исследований. – Вместе с тем, есть данные, что движения глаз человека меняются при общем утомлении, зрительных перегрузках. В частности, людям становится труднее фиксировать взгляд на одной точке или детали, появляются и усиливаются так называемые дрейфы, то есть микросползания взгляда с первоначальной точки. И это теоретически может усилить ощущение движения узоров на картинке.
Голубые точки, размещенные по углам невозможно одновременно увидеть
Кстати, при переутомлении начинает казаться, что движутся не только задуманные для этого изображения-иллюзии. Во всяком случае, автор этого материала, углубившись в тему и пересмотрев непрерывно несколько десятков подобных картинок, вдруг обнаружила, что уже и буквы на бумаге начинают превращаться в бегущую строку… Испугавшись, я поскорее позвонила нейрофизиологу.
ЗАКАЛЯЙТЕСЬ ДУШОЙ И ТЕЛОМ
– Оптические иллюзии это многогранный раздражитель, который, скорее всего, действует и на определенные зоны коры головного мозга (зрительную зону, см выше. – Авт.), но также и на подкорку. Многие из этих процессов еще не изучены, остаются загадкой, – говорит врач-невролог, нейрофизиолог, кандидат медицинских наук, член-корреспондент Американской академии неврологии Виктор Косс. – Не исключено, что сила иллюзорного движения может зависеть от мозгового кровотока — в случае нарушения кровообращения узоры будут двигаться быстрее. Но это лишь предположение, доказанных фактов нет.
Однако ведущую роль в восприятии иллюзий играет… внушение, считает доктор Косс. «Если человеку заранее не говорить, что узоры должны вращаться, а просто показать картинку и спросить, что вы видите, то с большой вероятностью движения он не заметит», – уверяет нейрофизиолог. Также, по его мнению, больше шансов удержать картинку стабильной, неподвижной, у тех, кто в целом хорошо себя чувствует, лучше выспался, отдохнул и обладает большей силой воли.
«Плывущая звезда» Кая Нао Далее: https://uznayvse.ru/interesting-facts/samiye-krutiye-opticheskie-illuzii.html
– Мой вывод такой: чем больше потерян контроль над самим собой, окружающим миром, чем больше неуверенности, тревоги, хронических заболеваний, нарушений сна – тем быстрее вращаются змеи. А чем собраннее человек, тренированнее, увереннее в себе, закаленнее душой и телом, тем меньше шансов увидеть вращение там, где его нет, – выносит вердикт врач.
КСТАТИ
От головокружения до нехватки воздуха
– Восприятие картинок-иллюзий, по всей видимости, зависит от индивидуальных психологических особенностей человека, строения мозга, выработки нейромедиаторов (то есть молекул, с помощью которых передаются сигналы между нервными клетками. – Авт.), – говорит руководитель Центра медицины сна МГУ им. Ломоносова, кандидат медицинских наук Александр Калинкин. – Действительно, здесь еще масса неизученного. В то же время известно, что оптические иллюзии могут вызывать дискомфорт и в таком случае действуют неблагоприятно с медицинской точки зрения. Возможно нарушение работы вегетативной нервной системы, регуляции дыхания, головокружение, ощущение страха, тревоги. Поэтому я бы посоветовал этим не увлекаться. Посмотреть 1 — 2 раза и хватит.
Японский психотерапевт Ямамото Хашима разработал тест на степень утомляемости: 1. Картинка не двигается – человек стабилен 2. Движется средне – психоэмоциональное истощение 3.Движется активно – имеются опасные признаки психоза, неврастении и депрессии
ВМЕСТО ВЫВОДА
Опрошенные нами эксперты сошлись в том, что зрительные иллюзии на сегодня не могут служить тестами о состоянии здоровья — у врачей и ученых нет доказанных данных об однозначной связи конкретных нарушений в организме с движением узоров. В то же время, по наблюдениям, вращение картинок зачастую усиливается при физическом утомлении, которое мы, как правило, ощущаем и без подсказки.
– В целом изучение разнообразных иллюзий является важной частью исследований того, как работает восприятие человека, его органы чувств и мозг, – поясняет заведующий научно-учебной лабораторией когнитивных исследований Высшей школы экономики Игорь Уточкин. – Узнавая, как возникают любопытные сбои при иллюзиях, мы можем выяснить что-то новое о том, как восприятие работает в обычных условиях.
Говорят, чтобы поверить, надо увидеть. Не всегда. В случае со зрительными иллюзиями «увидеть» — это почти наверняка обмануться.
Параллельные прямые ползут вкривь и вкось, от водоворотов спиралей, которые вовсе не спирали, кругом идет голова, перед глазами мелькают фантомные пятна, а неподвижные круги неудержимо вращаются. Почему?
Главное — контраст
В жизни часто бывает, что самое удивительное происходит с совершенно простыми на первый взгляд вещами. Взять хотя бы иллюзию, которую называют «решетка Германна». Все просто как пять пальцев: черные квадраты на белой бумаге. Но на пересечении белых линий появляются иллюзорные серые пятна, которые пульсируют, становясь то ярче, то темней. Вы смотрите десять секунд, тридцать. Квадраты повисают над бумагой. Минута, две. По краям квадратов появляется какое-то сияние. Десять минут. Вам кажется, вы сходите с ума. И откуда берутся серые пятна?!
Восприятие этой иллюзии, как и всего, что мы видим, начинается, когда отраженный от объекта свет попадает в наш глаз и фокусируется на светочувствительных клетках (колбочках и палочках). Механизм обработки сигналов от этих клеток сложный и многоступенчатый. Обработка начинается уже на уровне сетчатки, в состав которой входит слой ганглиозных клеток, чувствительных к перепадам яркости. Дальше информация идет в высшие отделы коры головного мозга, где обрабатываются более сложные детали картинки, прежде всего выделение фигуры и фона. И наконец, к анализу поступивших сигналов подключаются логические суждения, наш жизненный опыт и культурные стереотипы.
Важней всего для нашего глаза информация о резких изменениях яркости. Именно по перепадам яркости мы распознаем все разнообразие контуров, фигур и цветовых оттенков. Каждая ганглиозная клетка суммирует сигналы, которые поступают от определенного участка сетчатки. Механизм суммации таков, что ганглиозная клетка «молчит», если на участке нет изменения яркости, и «кричит» при резком перепаде. Поэтому контрасты по яркости выделяются и подчеркиваются: белое, окруженное черным, кажется белее.
В решетке Германна белые линии соседствуют с большими массивами черного, оттого — по контрасту — кажутся еще белее. В местах же их пересечения в поле зрения ганглиозных клеток попадает гораздо меньше черного, и цвет этих участков воспринимается без изменений. Однако на фоне «супербелых» линий он кажется более «серым» — вот и разгадка фантомов.
Сюрпризы штриховки
Процесс преломления света роговицей и хрусталиком тоже подбрасывает нам немало сюрпризов. К счастью, диагноз «астигматизм» и очки со специальными линзами мало кому достаются, но вряд ли найдется человек с роговицей и хрусталиком идеально сферической формы. Редко кто одинаково четко видит вертикальные и горизонтальные линии. От этого штриховка в разных направлениях кажется неодинаково яркой. Проявления астигматизма усиливаются, если в рисунке преобладают не наклонные, а горизонтальные и вертикальные линии — поверните страницу на 45 градусов. (Кстати, чтобы горизонтальная линия казалась равной по величине вертикальной, она должна быть более чем на 30% длиннее.)
Со штриховкой связана иллюзия Цольнера — одна из самых загадочных при абсолютной внешней простоте. В 1860 году И.Х. Поггендорф, редактор физико-химического журнала, получил статью астронома Ф. Цольнера, в которой автор описал иллюзию, случайно подмеченную им в рисунке ткани. Длинные параллельные линии, пересеченные серией коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися. (Проверьте на рисунке «Три в квадрате».) А внимательный редактор обратил внимание на другую особенность присланного рисунка. Кажется, что части наклонной линии до и после пересечения смещены относительно друг друга. (Попробуйте начертить фломастером линию на штриховке внизу этой страницы.) При множестве гипотез убедительного объяснения этим иллюзиям пока нет. По одной из версий, места пересечений оказываются в «поле зрения» нескольких ганглиозных клеток, одни сигнализируют мозгу: «горизонтальная», соседние перебивают их: «диагональная». Из-за наложений сигналов, возможно, и возникают подобные иллюзии.
Фон и фигура
Мы не можем одновременно анализировать все видимое вокруг, а потому ежесекундно «расчленяем» мир на объекты-фигуры, которые важны, и фон, который не важен. Поток света от фигуры попадает на центральную часть сетчатки, где расположены ганглиозные клетки с маленьким «полем зрения», дающие максимально точную информацию при суммировании сигналов от зрительных рецепторов. Поэтому фигуру мы видим во всех ее деталях и подробностях, а фон, проецирующийся на периферию сетчатки (где к каждой ганглиозной клетке идут сигналы от гораздо большего числа рецепторов), представляется менее четким. Этим, кстати, объясняется появление серых точек в решетке Германна только на периферии.
Важный вопрос — на основании каких признаков нечто выделяется из фона в фигуру? Прежде всего, если это нечто четко очерчено. Причем наличие реального контура необязательно. Три точки на листе бумаги мы будем воспринимать как треугольник, мысленно соединив их прямыми.
Выделение фигуры из фона идет на подсознательном уровне. Посмотрите на иллюзию Акиоши Катаока «Ринго». Центральная часть картинки явно выделяется в покосившийся квадрат. Почему? Приглядитесь к тонким линиям на пересечении цветных ячеек. Там, где искажения нет, нарисованы чередующиеся черные и белые крестики (внутри квадрата порядок чередования меняется). А теперь внимательно проследите за контуром «квадрата». Здесь нет ни одного правильного крестика! Сколько времени у вас бы ушло на осознание этого, не будь подсказки? А мозг молниеносно уловил различия, связал все выбивающиеся из общего порядка перекрестия замкнутым контуром и выделил фигуру.
Ощущение объема
Мир вокруг нас трехмерен, а его проекция на сетчатку глаза двумерна. Постоянно сканируя освещенные объекты, глаз отслеживает распределение света и тени по их поверхности. Мозг с невероятной скоростью обрабатывает полученную информацию и воссоздает трехмерную форму. Кажется, что по странице с иллюзией «Волны» и вправду идут волны. Эффект третьего измерения возникает благодаря белой и темно-коричневой окантовке «кофейных зерен», где темное — намек на отбрасываемую зерном тень. Положение «теней» на рисунке меняется, и в основном поэтому нам кажется, будто журнальная страница коробится от перетекающих волн.
В движеньи жизнь
Иллюзии движения — самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. Ведущую роль здесь играет периферическое зрение. Попробуйте поднести палец к виску. Вы не будете его видеть. Но стоит пошевелить пальцем, и движение будет замечено, хотя зрительная система и не сможет распознать, что же там мелькает.
Важная информация о движении — это изменение освещенности (степени яркости) деталей объекта, улавливаемое периферийным зрением. Поэтому большинство иллюзий движения построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов.
Потрясающие иллюзии придумал японский психолог и дизайнер Акиоши Китаока. Когда вы смотрите на его «Невероятных змей», круги начинают медленно вращаться, а узор с ромбами (на плакате) становится пластичным и подвижным. Китаока экспериментально подобрал цвета фрагментов и их последовательность, при которых иллюзия наиболее сильна: «черный — синий, белый — желтый» или «черный — зеленый, белый — красный». Именно к таким комбинациям периферическое зрение максимально чувствительно. Изменение порядка чередования цветов задает разное направление движения. Кстати, а сколько оттенков зеленого и красного на плакате?
Наблюдение за наблюдающим
Все видят по‑разному. Хрусталик и роговица имеют разную кривизну, колбочки и палочки по‑разному реагируют на свет, у нас разный опыт, и так до бесконечности… Но тех, кто не способен увидеть иллюзии, меньшинство. Покажите наш плакат коллегам и домочадцам. А сами понаблюдайте, как они будут пытаться понять, в чем же дело.
Благодарим за помощь Галину Яковлевну Меньшикову (лаборатория «Восприятие» факультета психологии МГУ).
Статья опубликована в журнале «Популярная механика»
(№4, Апрель 2006).