Польза и вред личностного роста

Последние 20 лет в России популярны тренинги личностного роста. Как измерить их эффективность?
Тренинги зародились в 1950-х годах в США и начинались со встреч групп анонимных алкоголиков и невротиков. Принципы проведения тренингов личностного роста были заложены при работе с зависимыми и эмоционально неустойчивыми людьми. Первые успехи в группах стали привлекать большее число участников, и со временем тренинги стали популярны среди широких слоев общества.
Разновидностей тренингов личностного роста очень много, хотя общепризнанной классификации нет, а критерии результативности часто размыты. Например, тренеры обещают повысить самооценку, раскрепостить, развить харизму и так далее. Объективно оценить тренинг по этим критериям невозможно, а эмоциональный всплеск от заданий только создает дополнительные трудности. Качество тренинга могут показать только реальные изменений жизни в лучшую сторону.
Большинство программ разрабатываются под среднестатистического человека, который, по мнению основоположника менеджмента Фредерика Тейлора, глуп, ленив и жаден. Быстрый результат при минимальных усилиях – то, что нужно для целевого клиента. Развиваться каждый день сложная задача, а вот потратить пять дней в году вполне по силам. Секретные знания, которые можно получить только на тренинге, еще больше подогревают интерес. Врачи экономически не заинтересованы в полном выздоровлении пациента, а тренеры в эффективном развитии клиента.
После привлечения клиента, его необходимо удержать. Самый простой способ – создать эмоциональную зависимость от тренера или группы. Для этого используются следующие методы:
1. Эмоциональная раскачка. Участника тренинга всеми силами стараются столкнуть в эмоциональную яму при помощи воспоминаний самых тяжелых ситуаций в жизни. Задача упрощается, если удалось довести до слез. После того как участник коснулся эмоционального дна, тренер сообщает ему, что он супер, молодец и может все. Потом опять в яму и на вершину. От таких эмоциональных качелей человек испытывает невероятную эйфорию и подъем сил.
2. Движение сквозь страх. Участника тренинга просят выполнить максимально дискомфортное задание. Например, просить милостыню, взять еду у случайных людей в кафе т.д. У среднестатистического человека подобные задания вызовут сильнейший страх, который может достигать по своей интенсивности страха смерти. В таких стрессовых ситуациях организм считает, что существует реальная угроза жизни и, чтобы снизить риск болевого шока, вырабатываются обезболивающие вещества, в том числе эндорфины. Критическая ситуация проходит, организм цел и невредим. Эндорфины связываются с опиоидными рецепторами, и человек испытывает фантастические эмоции. По этой же причине люди подсаживаются на экстремальные виды спорта, поэтому правильнее называть их не адреналиновыми наркоманами, а эндорфиновыми.
3. Ослабление центра критики. Тренинги обычно проводятся в течение нескольких дней с утра до вечера. Участники весь день выполняют задание тренера. Со временем организм устает, центр критики постепенно отключается, тренер получает доступ к подсознанию участников, куда направляет психологические установки. А вот что именно будет заложено в голову участников, решает сам тренер.
После тренинга человек ощущает эйфорию и колоссальный прилив сил. Но постепенно запал проходит, повседневные дела накрывают с головой. В обычной жизни ярких, зажигательных событий не так много. Подсознание требует эмоций и постепенно человек подсаживается на безрезультатные, но эмоциональные тренинги, и завлекает свое окружение туда же. Решить свои проблемы по итогам тренинга удается единицам, для остальных в лучшем случае ничего не поменяется. Но будут и те, чья психика пострадает — в результате эмоциональной раскачки и эндорфиновых манипуляций полезные программы подсознания будут скорректированы в деструктивную сторону, а вредные усугублены: появляются неврозы, депрессия, панические расстройства.
Часто в рекламе тренингов заявляют об избавлении от фобий – это обман. Рассмотрим, как устраняет фобию психотерапевт, который просит клиента подумать о проблеме, выявляет неприятное чувство в теле. Он находит критический инцидент в прошлом (например, при полете 20 лет назад самолет попал в зону турбулентности), ставший источником проблемы и выявляет, каких эмоциональных ресурсов не хватает. Далее перерабатывается критический инцидент, устраняется это неприятное чувство, интегрируются эмоциональные ресурсы и фобия исчезает. На тренингах первичные критические инциденты не перерабатываются, а без этого полностью избавиться от тревоги и страха сложно.
К тренингам, где размыты критерии результативности, а эмоциональная составляющая доминирует над смысловой, стоит отнестись с осторожностью. В Японии для совершенствования деятельности компании применяют концепции: Kaizen и Kairyo. Первая фокусируется на непрерывном ежедневном улучшении с минимальными затратами. Вторая – на глобальном краткосрочном улучшении с существенными затратами. Практика показывает, что в конкурентной борьбе доминируют компании, делающие основной упор на первый подход (Kaizen), например, автомобилестроительная корпорация Toyota. В реальной жизни все точно так же — помните, невозможно при помощи тренингов кардинально перестроить свою жизнь, тогда как непрерывная работа над собой способна привести к нужному результату.
Рано или поздно все люди начинают задумываться о новой стадии личностного роста. Дело в том, что такой процесс на жизненном пути просто неизбежен. Ведь пределов совершенству не существует.
Прийти к этапу самопознания у всех получается совершенно по-разному: кто-то начинает совершенствоваться с раннего детства, а кто-то только в зрелом возрасте. В любом случае, личностный рост присутствует в нашей жизни. Вопрос только в том, сможем ли мы его удержать и продолжать двигаться в правильном направлении.
<<Оглавление>>
Личностный рост – понятие, знакомое каждому, кто хоть раз добивался успехов на своём пути. Без данного процесса не выйдет полноценной активной жизни, а получится только бесцельное существование. Мало кто из людей захочет потратить целую жизнь на то, чтобы осесть в трясине своего болота, никак не двигаясь дальше в направлении поставленных целей.
Люди обладают глубинным потенциалом для развития собственных умений, заложенных в них с самого рождения. Они созданы для великих свершений, небывалых открытий, для покорения новых вершин и воспитания последующего поколения. Каждый человек сам решает, какую дорогу он выберет. Либо на протяжении всей жизни постоянно совершенствовать себя и расти дальше, либо беззаботно плыть по течению, никак не развиваясь.
Личностный рост наступит лишь тогда, когда сам человек этого захочет, приложив свою долю усилий. Поэтому всегда важно помнить, что данный процесс требует к себе особого внимания, а также больших трудов.
Что такое личностный рост?
Личностный рост – это долгий, трудоёмкий процесс собственного улучшения, как истинной индивидуальности с особыми талантами и уникальными чертами характера. Данный процесс несёт в себе как личную, так и социальную выгоду.
Дело в том, что на пути личностного роста человек развивается для того, чтобы заявить о себе в обществе, достичь каких-либо положительных результатов в выбранном деле, высот в социальной сфере. То есть, он получает не только духовное и личностное развитие, но также признание в обществе, без которого трудно найти свою нишу.
У каждого из нас в подсознании существует идеальный образ собственного “Я”, к которому мы машинально стремимся. Такой идеал создается благодаря самоидентификации с кумирами и публичными людьми, а ещё из личных представлений о том, что “хорошо”, а что “плохо”.
Поэтому мы сами себя создаём, как скульптор вырубает очередную скульптуру, так мы воспитываем в себе новое качество или умение. Это является наиболее точным и простым показателем личностного роста.
10 признаков личностного роста:
Известный российский психолог – Владимир Львович Леви, благодаря многолетним трудам, смог вывести основные признаки развития личности. К ним относятся:
- Увеличение потока интересов, хобби;
- Укрепление жизненных взглядов, позиций;
- Появление взаимосвязи, понимания поступков других людей;
- Осознание своих потребностей, желаний;
- Обретение внутренней свободы, раскрепощение мысли;
- Самовольное принятие ответственности за свои поступки;
- Отстаивание персонального мнения, интересов;
- Полное принятие себя, как уникальной личности;
- Неизбежная работа над собственными недостатками;
- Поиск внутренних талантов, их дальнейшее развитие.
Если хотя бы один из выше перечисленных признаков наблюдается в вашей жизни, несомненно, вы на верном пути личностного роста и саморазвития. Не стоит останавливаться на достигнутом результате, ведь впереди ещё множество работы над созданием идеальной личности.
Личностный рост человека и его внутренний потенциал
Потенциал личности – это величайшая способность человека к улучшению собственных талантов, умений. Он заложен в каждом из нас с самого рождения. Такой потенциал даёт нам возможность попробовать ту жизнь, которую мы захотим, быть именно тем, кем мы себя желаем видеть. Без развития внутреннего потенциала, личностный рост попросту невозможен. Ведь крепкая взаимосвязь держит их рядом друг с другом.
С ростом личности к людям приходят новейшие открытия, возможности для свершений. Таким образом, они становятся более значимыми и ценными для общества. Если зря не зарывать свой потенциал, а упорно работать над его реализацией, то вполне реально достичь больших жизненных высот и уважительного положения в социуме.
Через самопознание к личностному росту
Процесс самопознания всегда был частью жизни любого человека. Не важно, какого он возраста, роста или цвета кожи. Все мы постепенно узнаём свои повадки, характеристики, раскрываем внутреннее “Я”, собственный потенциал. В каждом поступке заложен выбор человека, его идея, мысль.
Поэтому именно действия являются частью самопознания. К примеру, распространённая поговорка “друг познаётся в беде” отлично подходит к данному выводу. Никто не знает заранее, как он поведёт себя в той или иной ситуации, пока сам не окажется там и не покажет своих способностей.
Делая вывод, можно сказать, что без самопознания довольно сложно понять, в каком направлении стоит развиваться дальше, где есть недостатки, которые необходимо устранить и какие черты характера требуют доработки. Не зная досконально собственных способностей, не возможно их улучшить до необходимого уровня.
Только те, кто не боится изучать себя, способны на дальнейший рост личности. Те, кто стремятся стать совершеннее, всегда готовы к преодолению трудностей на данном пути, не боятся перемен и открыты новым событиям.
Самопознание через уничтожение
Процесс самопознания бывает весьма разным, и порой даже опасным для человека. Никогда не знаешь, куда тебя заведут собственные мысли, идеи и желания. Порой, для того, чтобы узнать о заложенных внутри себя возможностях, приходится спуститься в самые тёмные уголки своей личности. Если принимать собственное “Я” таким, какое оно есть на самом деле, стоит учитывать и его недостатки. Умный человек не просто их примет, он начнёт работу над их перевоплощением в достоинства.
В популярной молодёжной комедии “Девичник в Вегасе” была упомянута замечательная цитата: “Упасть на самое дно не так ужасно, ведь теперь путь только наверх”. Смысл этой фразы довольно прост, она мотивирует никогда не отчаиваться, даже если мысли и желания завели вас в тупик. Выход всегда есть, главное из любой ситуации вынести пользу и сделать выводы, которые будут полезны в будущем.
Тренинги личностного роста
Не все люди способны самостоятельно разобраться с нависшими проблемами. И это вполне нормально! Например, когда у человека болит зуб, он естественно идёт к врачу. Тоже должно происходить с душевными ранами. Если у человека случился кризис в жизни, он не может найти мотивацию к действиям или решение угнетающей проблемы, то здесь нужна срочная помощь специалиста.
В России в последнее время набирают большую популярность тренинги личностного роста. Они нацелены на мотивацию аудитории для их самореализации. На самом деле, многим из нас подобные практики просто жизненно необходимы! На подобных мероприятиях вас научат, как поверить в свои силы и раскрыть глубинный потенциал, а также как правильно использовать данные ресурсы для достижения роста личности.
Зачем нужны тренинги личностного роста?
Подобные тренинги являются стимулом, толчком к началу решительных изменений жизни в лучшую сторону. Они позволяют увидеть положительное будущее, а также разглядеть в себе определённые задатки для его реализации. На таких мероприятиях важно верить в их результат. Если прийти туда с настроем заядлого скептика, то даже самый опытный тренер вряд ли сможет вас переубедить. Помните, что основная задача коуча – мотивация и стимулирование аудитории, остальное – только ваши старания и работа.
Критика программ личностных тренингов
К сожалению, для жителей России тренинговые практики – новейшее открытие, соответственно, они вызывают сомнения в глазах людей. Почему так происходит? Ответ довольно прост, человеку всегда сложно поверить в обещания со стороны, пока он самостоятельно не увидит наглядный результат.
Основной проблемой тренингов стала человеческая лень. Тренер способен вложить знания, мотивацию в головы слушателей, но только от их самостоятельной работы будет зависеть достижение поставленных целей. Сколько бы коуч не старался донести до слушателя необходимость тех или иных действий, пока слушатель сам не попробует их осуществить, изменений не наступит. Отсюда и зарождается критика тренингов. Многие люди, кто приходят на них, ждут моментальных изменений, но далеко не всегда их получают, так как не хотят особо напрягаться и прикладывать какие-либо усилия.
Положительный итог и польза тренингов личностного роста наступят только тогда, когда сами участники станут прикладывать собственные силы для их достижения.
Социология личности И.С. Кон
Советский и российский социолог Игорь Семёнович Кон в своих работах утверждал, что понятие личности относится к одному определённому человеку, и объясняет его индивидуальность, отличие от других людей.
К главным отличительным чертам личности И.С. Кон относил:
- специфику построения быта
- индивидуальные особенности
- осуществляемую деятельность индивида
Что касается значения личностного роста для социума, то здесь, безусловно, он играет важную роль. Без определённого статуса в обществе довольно сложно занять выгодное положение. Если индивид не соответствует общественным нормам поведения, то его, скорее всего, ждёт непонимание со стороны окружающих людей.
Человеческое «Я» по Фрейду
Зигмунд Фрейд – наиболее знакомая персона для современного общества. Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог выдвинул немало теорий и суждений на тему человеческого “Я” и его самовыражения.
По мнению З. Фрейда, индивидуальность создаётся самостоятельно, при помощи анализа окружающего мира и уже существующих идеалов. Каждый член общества стремиться к признанию, поэтому ему так важно достичь канонов устойчивого идеала. Но важно помнить, что “сколько на свете людей, столько и мнений”. Исходя из этого, легко сделать вывод, что истинная личность – это итог самовоспитания и саморазвития человека. А личностный рост – процесс самореализации.
Зачем нужен личностный рост? Делаем выводы:
- Для начала жизни с “чистого листа”;
- Поиска внутреннего потенциала;
- Духовного совершенствования;
- Победы над собой;
- Получения признания;
- Улучшения навыков;
- Поиска себя;
- Развития персональных способностей;
- Создания и использования новых возможностей.
Вывод:
Иногда всем нам нужен толчок для саморазвития, получив его, не трудно достигнуть поистине высоких показателей. Даже те люди, кто уже достиг полной реализации в жизни, не должны останавливаться на месте. Всегда есть к чему стремиться, в каком направлении двигаться дальше, становиться ещё лучше!
А если вы запутались в себе, не знаете, как правильно расставить цели на пути успеха, то на тренингах личностного роста вам обязательно помогут распутать клубок своих возможностей и направить его в нужное русло. Порой именно хорошей мотивации и ценного стимула нам так не хватает на дороге к поставленным целям. Удачи!
В последнее время появилось много статей о вреде тренингов «Личностного роста». Давайте рассмотрим эту ситуацию с разных сторон, что же происходит на самом деле.
Печально наблюдать рассуждения человека, который не является специалистом в сфере формирования личности. Человека, который никакого отношения к тренингам «Личностного роста» не имеет и занимается исключительно технологиями продаж, «1С: бухгалтерией», подбором персонала, т.п. Дать оценку «о пользе и вреде» может только специалист, профессионал в этой области, а иначе это из рубрики «Я где-то слышал…».
И главное, рассуждая о вреде тренингов «Личностного роста», практически никто не раскрывает само понятие «Личности», кого, какого человека можно назвать Личностью. Ведь только после введения данного определения можно будет говорить, а что, собственно, стоит за самим понятием «Формирование Личности» и что несут данные тренинги – пользу или вред.
Личность – это человек Сильный, Совершенный, Достойный, Благородный. Человек, который воплощает в себе все лучшие черты характера. Соответственно, развитие личности – это целенаправленное изменение человека к лучшему. Структура Личности определяется целями, которые перед собой ставит человек, его личными качествами и убеждениями – во что он верит. Исходя из этого, можно сказать, что развитие Личности это осознанное устранение недостатков и формирование достоинств. Коль так, возникает вопрос: кому от этого будет хуже?
Например: человек прощается с вредной привычкой, а значит, будет меньше болеть, проживёт лет на 20 дольше – разве это плохо? Начинает заниматься спортом – эффективность деятельности, энергетический заряд, здоровье улучшается в два-три раза. Перестает хамить и быть эгоистом ─ огромное число проблем «уходит» из его жизни автоматически. Освобождение от страха позволит его состоянию и поведению вместо позорных – стать достойными, и то, что раньше было недоступным, становится – доступным.
И наоборот. О чем говорит статистика? На самом деле, человека губят пороки, вредные привычки, бесцельность, другое. Вдумайтесь в эти ужасающие цифры: от курения и наркомании в России умирают сотни тысяч в год! При таком положении, за 50 лет почти 25 миллионов человек умрут только от курения – практически, каждый седьмой! Это в несколько раз больше, чем от всех войн, фактически – это геноцид народа.
Без целей, по самой примитивной схеме – «дом – работа – быт» – живут 97% людей. Отсюда, в основном, удручающие показатели по психическим расстройствам, апатии, депрессиям, самоубийствам. И корни этих проблем лежат в сфере духовности, вернее, бездуховности – в отсутствии четких позитивных убеждений, четких жизненных целей и принципов. Когда не сам человек (его воля и разум) управляет собой, а его нерешенные вопросы. В этой связи следует отметить, что именно высококачественные, долговременные программы по формированию личности направлены на устранение этих проблем.
Кто и почему критикует тренинги личностного роста.
Оправдывать свое неразвитие и нежелание изменяться «вредом» тренингов личностного роста проще простого. И, по крайней мере, смешно выглядят рассуждения человека о вреде тренингов личностного роста, мотивы которого очевидны – поливать грязью чужое, для того чтобы «пропиарить» своё. Но, как говорят римляне, «первый вопрос, какой нужно задать о совершенном преступлении: кому это выгодно?» В данном случае ответ очевиден: к сожалению, так происходит, когда продвигают профессиональные тренинги, формирующие те или иные профессиональные навыки.
Тренинги и тренеры бывают разные, и недобросовестность одного – не должна ложиться пятном на других. Ошибочно обобщать и делать заключение о вреде всех тренингов личностного роста, основываясь на единичном примере. Действительно, нужно очень тщательно подходить к выбору тренингов (что является основой программы, какие результаты уже получены другими людьми после данного тренинга) и тренера.
Без развития и самосовершенствования человека ждет обыденность и «колея». На самом деле, это выбор человека между жизнью, судьбой, наполненной яркими событиями, настоящими делами, надежными, преданными друзьями – и обыденностью и скукой.
Всегда проще на новое непонятное повесить ярлык – «вредно». Так удобнее и спокойнее, и при этом не нужно задавать вопросов и разбираться в сути:
•«Личность» – это кто?
•какие основные характеристики Личности?
•кто и почему Личностью не является?
•структура Личности: убеждения, самооценка, цели, т.д.;
•ступени личностного роста: от тех, кто полностью махнул на себя рукой и катится вниз, до тех, кто достигает самых высоких вершин;
•классификация школ развития по полноте целей, по позитивности реализуемых ценностей, продолжительности обучения, т.е. по возможным результатам, эффективности, скорости развития, сложности решаемых задач и многое другое.
Данная сфера не менее сложная, чем кибернетика. Поэтому и выводы в ней может делать только профессионал, который в этом разбирается и понимает, о чем говорит.
История и современное общество.
Печально – не печально, но необходимо признать, что подавляющее большинство наших современников, в принципе, личностями не являются.
Для примера обратимся к истории. Норма для каждого спартанца – это супер высокая физическая подготовка и служение своему отечеству: «Никто не может нас лишить права сражаться в мире за родину». Это же можно сказать и о рыцарях, и об аристократах всех стран, достигавших в свое время значимых результатов.
А что мы имеем в современном мире? И как выглядит Украина в глазах мирового сообщества? Судите сами:
•36% украинцев курят (по данным ВОЗ, это выше среднего показателя по Европейскому региону), причем, средний возраст курильщиков снижается и на сегодняшний день составляет 16 лет;
•20% украинцев не отказывают себе в чрезмерном употреблении или злоупотреблении алкоголем (среди европейских стран по уровню смертности от злоупотребления алкоголем, включая алкогольный психоз, Украина занимает второе место, уступая первенство лишь Эстонии);
•по уровню смертности от наркотиков, согласно ежегодному отчету ООН, Украина также занимает лидирующие позиции, войдя в число стран, где эти показатели являются одними из самых высоких в Европе (на миллион жителей в возрасте от 15 до 64 лет приходится более 100 смертей от наркотиков);
•количество суицидов в стране – на одном уровне с числом ДТП. Самоубийства занимают третье место после смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. По данным Главного управления статистики, в прошлом году в Украине покончили с жизнью более 10 тысяч людей. Причем сегодня сводят счеты с жизнью не только от неразделенной любви, смертельной обиды или жуткого одиночества. Убивают себя из-за хронической безработицы, краха надежд, отсутствия перспектив и… просто от того, что «жизнь не удалась».
И этот печальный список, а приведенные цифры и факты свидетельствуют, что он более чем печальный, можно еще и еще продолжать. Хотя и так очевидно, проблема приобрела такие масштабы, что оставаться равнодушным – непозволительная роскошь.
Основы Личности.
Что дает человеку шансы в жизни уверенно идти к высоким целям, иметь друзей надежных, преданных и многое другое:
•Убеждения. Для достойного, жизнь – уникальная возможность, используй эту возможность по максимуму, насладись и достигни максимальных результатов.
•Знания. Как достигать всех возможных целей. Знания – это возможности этого мира и пути к их достижению.
•Самооценка. Вера в себя и свои силы: «Я верю, я смогу, я рожден для достойной судьбы!», «Дорогу осилит идущий!», «Я изменяю себя к лучшему, поэтому любые цели достижимы!», многое другое. ◦Цели – лучшие из возможных.
◦Развитие – все составляющие внутреннего мира, от убеждений до внешних проявлений.
◦Самореализация – на предел возможного, достойными методами.
◦Взаимоотношения – друзья надежные и преданные, семья – доверие, личная жизнь – доверие и самые высокие чувства.
◦Образ жизни – в жизни должно быть все (все успевать, никуда не спешить): занятия, тренинги личностного роста регулярно, спорт, творческие студии, мероприятия, увлечения, друзья, отдых. Темпоритм жизни максимально высокий, насыщенный, интересный, т.д.
◦Качества – видеть и ценить в себе, в этом мире все достойное, быть благодарным.
Эмоции и управление собой – это, прежде всего, покой, отсутствие внутренних проблем или контроль над ними. Должен быть свет – то есть доброжелательность, сияние, свет в глазах, легкая улыбка, огонь в сердце, удовлетворенность, др.
Богатство души: обращаться к лучшему в каждом человеке, от этого выигрывает целое, раскрывать сердца. Далее: имидж, этика поведения, внешние проявления – мимика, взгляд, улыбка, манера, осанка, привычки, т.д. У такого человека есть все шансы на успех.
С другой стороны, если ты таков, то не важно, что происходит вокруг, и не важно, что ты делаешь – у тебя в душе покой, свет, ты наслаждаешься жизнью, просто живешь в этом состоянии. Не мир окружающий и обстоятельства определяют, что ты чувствуешь, а твой выбор и твоя воля вызывают то состояние, которое тебе нужно здесь и сейчас.
И прямо противоположная картина – человек недостойный, слабый.
Его убеждения: мир ужасен, опасен, страшен, переполнен проблемами, все зла желают, шансов нет, что-либо изменить невозможно. Самооценка: «Я плохой, я рожден, чтобы страдать, измениться не могу, т.д.». Качества: нацеленность видеть все плохое в себе и в этом мире; как следствие, вызывают соответствующие реакции убегания, защиты или нападения (агрессия). Цели: полное отсутствие или позорные, ничтожные, такие, о которых честно вслух не скажешь. Как показали исследования, только 3% людей, и не более, ставят цели и прописывают их, при этом большая часть из них касается исключительно карьеры.
Большинство людей живут бесцельно, все, ради чего они живут – выживание, интимные удовольствия и продолжение рода. Взаимоотношения для них – не роскошь общения, а «лишь бы были». Эмоции – мягко говоря, изяществом не блещут. Поэтому и устойчивая репутация граждан России и Украины – «алкоголики, хамы, грубияны и воры» – к сожалению, имеет под собой все основания. По статистике, половина граждан Украины не улыбается вообще, а вторая половина, в массе своей, не чаще двух раз в день.
По всем остальным вопросам картина аналогичная.
Формирование личности в истории.
Если обратиться к истории, то основой всех выдающихся достижений всех великих стран и империй было как раз целенаправленное формирование человека как Личности. Это занимало примерно половину всего учебного времени, причем в течение десяти–пятнадцати и даже двадцати лет, начиная с пяти- или семилетнего возраста. И во многих случаях продолжалось всю жизнь, если брать духовно-рыцарские ордена, если брать элиту общества, тех, кто творил историю, кто вошёл в историю.
«Человек мудрый должен всегда выбирать дороги, испытанные великими людьми, и подражать самым замечательным, так что если он и не достигнет их величия, то воспримет хоть некоторый его отблеск». (Никколо Макиавелли. Государь)
«Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать». (Платон)
«Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи». (Аристотель)
А там, где этого не было, где вопросам воспитания не уделялось должного внимания, в полном объёме, там история дает нам другие примеры – та же Древняя Русь, когда множество удельных княжеств воевали друг с другом, когда брат убивал брата, приглашал врагов, чтобы расправиться с друзьями. В Европе каждый третий король умирал не своей смертью.
В то же время, в Португалии за тысячу лет не было ни одного покушения на короля.
Страны, на которых пишется история, они и дали самые высокие достижения этому миру: Древняя Греция, и практически все великие империи: Римская империя, Византия, Португалия, Испания, Великобритания, Россия, сюда же можно отнести и духовно-рыцарские ордена. Что их объединяет в данной случае? Четкое понимание – люди решают все: не будет кадров, надежных, преданных, высокоэффективных – не будет достижений. Именно поэтому все великие правители ставили на первое место не профессионализм, а личные качества.
Служить другим и делать добро – в этом видели высший смысл жизни философы древности. «Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим», «Добро для человека – это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью». (Аристотель)
Так в чем же суть формирования Личности?
Прежде всего, это:
1) формирование убеждений: во что верить, как относиться к Богу, стране, императору, к другу, семье;
2) формирование личных качеств: честность, преданность, высочайшее чувство долга, честь, ответственность, др.;
3) формирование навыков владения собой: этика, имидж, поведение на балах, обращение к даме и т.д.;
4) первоклассная физическая подготовка;
5) творчество: танцы – чтобы заслужить право быть на балу, человек должен был знать минимум 34 танца (заметьте, не три-четыре, а 34!), вокал, театр. В кадетских корпусах России детей обучали творчеству, искусству. Если человек не может что-то сыграть на сцене, пережить, скажем так, в тренировочных ситуациях, он не сможет это сделать хорошо и в жизни. Не будет понимания, он не готов, нет ни слов, ни подходящих эмоций.
Каким образом это реализовывалось на практике?
Как уже говорилось, время подготовки, как правило, это десятки лет. Скажем, в Спарте с пяти лет – начало обучения, в тридцать три года – ты становишься гражданином, если проходишь все испытания, а это 10-20 лет. В остальных случаях примерно аналогично. При этом половина учебного времени отводится именно формированию человека как личности.
Второе, это изучение законов, уставов и формирование правильного отношения к ним, а именно: быть способным выполнить все их требования.
Третье. Формирование личных качеств, каким необходимо соответствовать, чтобы поведением своим быть примером для других: ты должен быть «абсолютно достойным человеком, воином – абсолютно бесстрашным в бою и безупречным в мирной жизни», «ты должен быть тонким знатоком этикета и обладателем изысканных манер». Обязательна физическая подготовка с детства, для безупречных манер и необходимой осанки.
В конечном итоге, как жизнь прожить не напрасно, как ставить и достигать цели, как верить в себя и свои силы. Как зажигать огонь в своем сердце и воодушевлять других. Как достигать успеха и счастья.
Сейчас всем этим вопросам в системе образования уделяется ноль часов учебного времени. Многие эти вопросы целенаправленно не изучаются и не финансируются. Общество об этом, по большому счету, молчит (общество – это государство), а государство, если и говорит, иногда, то практически ничего не делает.
Люди, в подавляющей своей массе, абсолютно не знают, как это было в истории. Не уважают ни историю, ни ее героев, не понимают, не ценят. А ведь это – именно то, что формировало достойного человека и приносило государству Величие и Славу.
Макарова Л.Е. – член-корреспондент Международной кадровой академии,
бизнес-тренер, руководитель Симферопольского филиала системы акад. Миание М.Ю.
https://kfl.crimea.ua/o-vrede-i-pol-ze-treningov-lichnostnogo-rosta/