Польза и вред инерции таблица 7 класс
Инерция – это свойство любой материи. В переводе с латыни слово инерция означает косность, вялость. В физике инерцию понимают, как свойство тел не изменять свое равномерное и прямолинейное движение (или состояние покоя) без воздействия на них со стороны других тел.
Если тело движется поступательно, то мерой инерции служит масса тела (). Во вращательном движении мерой инерции служит момент инерции ().
Масса тела – это одна из важнейших характеристик тела в физике, так как количественно характеризует возможность тела иметь определенное ускорение (), при воздействии на него силы
Первый закон Ньютона
Первым законом классической динамики поступательного движения тела является закон, связанный с инерцией (первый закон Ньютона или закон инерции). В настоящее время его формулируют так:
Каждое тело покоится или перемещается с постоянной скоростью (по модулю и направлению) в инерциальных системах отсчета, если на него не действуют другие тела или их действие взаимно компенсируется.
Закон, посвященный инерции является одним из самых важных в классической динамике. Так как именно он определяет пригодность системы отсчета для изучения движения в динамике и кинематике.
Инерциальное движение является движением по прямой, так как в свободном пространстве кратчайшим расстоянием между двумя точками является прямая линия. Соответственно, движение по инерции является равномерным и прямолинейным. Движение по инерции соответствует состоянию покоя, так как всегда можно найти такую инерциальную систему отсчета, в которой равномерно и прямолинейно движущееся тело находилось бы в покое.
Примеры проявления инерции
В самой сущности явления инерции лежит возможность его применения. То, что тело сохраняет свою скорость, может приносить и пользу и вред. Многие спортивные игры с мячом или шайбой возможны благодаря долгому полету мяча (шайбы) при ударе. Катание на лыжах с гор, когда уже после спуска можно долго катиться по гладкой поверхности приносит массу удовольствия и это возможно благодаря явлению инерции. Набрав скорость при езде на велосипеде, можно некоторое время ехать, не нажимая на педали. Явление инерции использует спортсмен, когда толкает штангу, метает ядро или копье, прыгает в длину. Движение кораблей в космосе в современном виде было бы не возможно, если бы не было инерции. Так как после выхода на необходимую траекторию космический корабль движется по инерции, отключив двигатели. Водитель может уменьшать расход топлива двигателем автомобиля, если будет заканчивать движение по инерции. Все небесные тела движутся по инерции. Явление инерции позволяет нам выбить пыль из одежды резким ударом. Одежда от удара отклонится, а пыль останется на месте и под действием силы тяжести упадет вниз, пока одежда вернется в прежнее положение. Инерцию использует человек, когда идет.
С другой стороны множество аварий на транспорте происходит из-за того, что тела не могут мгновенно изменять свою скорость. Автомобиль не способен мгновенно уменьшить скорость до нуля, соответственно тормозной путь его может быть большим, что иногда приводит к трагедиям. Человек, запнувшись за какое-либо препятствие, в результате инерции падает лицом вперёд. Попадая на лед, в результате инерции мы скользим, что тоже ведет к падениям, только лицом вверх.
Примеры решения задач
Негметова Инга Галиулловна, учитель физики
МБОУ «СОШ №4» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект урока по теме:
Цели урока:
провести проверочное тестирование по теме «Механическое движение»;
изучить явление инерции.
Задачи:
научить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их;
подготовить учащихся к восприятию первого закона Ньютона;
развивать логическое мышление, культуру речи.
Оборудование и ТСО: карточки с заданиями, металлический шарик, желоб, деревянный брусок, песок, стакан, открытка, монетка, проектор, компьютер.
Тема урока: Явление инерции
Человек не может изменить законы,
но он может их познать и учитывать
в жизни и на практике
План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Повторение ранее изученного материала – 10 мин.
Объяснение нового материала – 15 мин.
Физкультминутка – 1 мин.
Закрепление знаний и умений учащихся (решение экспериментальных и качественных задач, выполнение тестового задания) – 15 мин.
Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Тема нашего урока сегодня очень интересная, мы изучим необыкновенное явление под названием инерция, которая проявляется в окружающем нас мире на каждом шагу, но мы настолько привыкли к ней, что и не замечаем её.
«Познать законы природы – наша цель!». Их вы изучаете и исследуете каждый раз на уроках физики. Физика любит удивлять вас, любит, чтобы вы наблюдали и думали, получали научные знания об окружающем нас мире с помощью Его Величества «Эксперимента». И тогда наверняка никто не забудет про неё.
Повторение ранее изученного материала.
Учитель: Для начала повторим изученный материал (Слайд 4-5).
Фронтальная беседа:
Какое движение называется механическим? (Механическим движением называется изменение с течением времени положения тела относительно других тел. Примеры)
Какие виды движения вы знаете? (Равномерное и неравномерное).
Какое движение называют равномерным? Неравномерным? (Движение называют равномерным, если тело за равные промежутки времени проходит равные пути. Движение называют неравномерным, если тело за равные промежутки времени проходит разные пути)
Чем они отличаются? (При равномерном движении скорость тела остаётся постоянной, а при неравномерном движении скорость тела изменяется).
Учитель: А теперь проведемнебольшую самостоятельную работу.
Ученикам раздаются карточки с проверочным тестом.
Проверочный тест «Механическое движение»:
Какой буквой обозначают скорость?
а) S б) t в) m г) v
Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения пройденного пути в системе СИ?
а) м б) м/с в) с г) км/ч
Какое из приведенных ниже выражений позволяет рассчитать пройденный путь при равномерном движении?
а) S=v/t б) S=t/v в) S=vt
Какова траектория лыжника, прыгающего с трамплина?
а) прямая линия б) ломаная линия в) кривая линия г) окружность
Мотоциклист движется со скоростью 72 км/ч, а автобус со скоростью 20 м/с. Какое из этих тел движется с большей скоростью?
а) автобус б) мотоциклист в) движутся одинаково
Пароход отходит от пристани. Движутся или находятся в покое относительно пристани пассажиры, стоящие на палубе?
а) находятся в покое
б) движутся, удаляясь от пристани
в) движутся, приближаясь к пристани
На столике в вагоне движущегося поезда лежит книга.
Относительно каких тел книга находится в покое?
а) относительно рельсов
б) относительно столика
в) относительно проводника, проходящего по вагону
г) относительно здания вокзала.
Ответы: 1г, 2а, 3в, 4в, 5б, 6б,7б.
Изучение нового материала.
Учитель: Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Надеюсь, что успешно! Переходим к новой теме «Явление инерции».
Ученики записывают тему урока, слушают учителя, отвечают на вопросы.
Учитель: Как вы думаете,может ли тело, находящееся в относительном покое, само собой изменить скорость? Например, увеличить её или
уменьшить? (Нет, демонстрация). Как можно изменить скорость тел? (Подтолкнуть, т.е. подействовать рукой)? Мяч начинает двигаться. Перестаю действовать, что наблюдаете? (Мяч останавливается).Примечание: демонстрируя опыт, с движением шарика по желобу, следует подвести учеников к пониманию, что движение возникает только как результат действия одних тел на другие.
Иногда действие одних тел на данное не вызывает движения. Например, брусок, лежащий на горизонтальной опоре, может сколь угодно долго покоиться.
Но стоит железному шарику удариться о брусок, как он сместится.
V2
При этом взаимодействии изменяется и скорость шарика. Следовательно, изменение скорости связано с взаимодействием тел.
Так при каком же условии движется тело? (Тело движется, если на него действуют другие тела). Основной вывод: для изменения скорости тел необходимо действие других тел.
Учитель: Однако мы рассуждаем как выдающийся философ древней Греции Аристотель. Он отметил в IV в. до н.э. «причина движения кроется в действии, оказываемом на данное тело каким-либо другим телом» (Слайд 6).
Учитель: Согласно взглядам Аристотеля, тело движется только тогда, когда на него действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться. Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет.
Как вы считаете, ребята, прав ли был Аристотель?
Ученики высказывают своё мнение.
Учитель: При этом теория Аристотеля никак не объясняет, почему тело, двигающееся по шероховатой поверхности, останавливается гораздо быстрее, чем то же тело, двигающееся по гладкой поверхности.
Открытием истины мы обязаны великому итальянскому ученому Галилео Галилею (1564-1642). (Слайд 7).Он установил, что равномерное и прямолинейное движение может быть и при отсутствии действия каких-либо других сил (Слайд 8. Далее идет обсуждение видеоролика).
Используя оборудование, повторим опыт Галилея: движение стального шарика по гладкому желобу и затем по желобу, на котором насыпан песок (Один из учеников выходит к лабораторному столу и демонстрирует).
Итак, продолжаем, ребята! Галилей утверждал, что если тело движется прямолинейно и равномерно, и нет сопротивления этому движению, оно происходит бесконечно. Значит, движение, не поддерживаемое никакими телами, называется движением по инерции. «Движение по инерции» понимается так, что неподвижные тела сохраняют неподвижность, а движущиеся – сохраняют своё движение. Вспомните, если движение тела равномерное и прямолинейное, что происходит с его скоростью? (Скорость тела сохраняется, остается постоянной.)
Ученики отвечают.
Учитель: Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения и ответим на вопрос: Как же будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?
Ученики отвечают. (Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью) и записывают в тетрадь определение: Явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других тел называется инерцией (Слайд 9).
Учитель: В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов в основу механики. Законы Ньютона мы будем изучать в 9 классе.Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре – (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять – (хлопаем в ладоши)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (наклоны в стороны)
Кошка Мурка, два котёнка, (повороты в стороны)
Мой сверчок, щёгол и я – (прыжки на месте)
Вот и вся моя семья! (потянулись)
Закрепление знаний и умений учащихся.
Учитель: Подумайте и ответьте, когда же проявляется инерция? (Инерцияпроявляется, если изменяется значение скорости или её направление). Проявление инерции мы наблюдаем постоянно и настолько привыкли, что даже не замечаем её. Явление инерции учитывается во многих видах спорта. Именно инерция помогает устанавливать мировые рекорды (Слайд10-11.)
Учитель: Ребята, давайте решим экспериментальную задачу: На стакане лежит открытка, на ней монета. Как, не задевая монеты, опустить её в стакан? (Ударить по открытке щелчком, открытка отлетит, а монета упадёт в стакан). Почему так происходит? (Объясняется это тем, что ввиду краткости взаимодействия сила трения не успевает сообщить монете достаточную скорость в направлении удара, и монета падает в стакан.)
Ученики отвечают.
Учитель: Но знайте, инерция приносит не только пользу, но и вред. Сейчас мы делимся на две группы и заполняем таблицу (Слайд 12). Примеры (с разъяснением) полезного проявления инерции вставляете под словом «Польза», а примеры (с разъяснением) вредного проявления инерции – под словом «Вред».
Работа в группах:
Примеры: колка дров, резкое поднятие груза подъёмным краном, встряхивание мокрой одежды или термометра, спотыкание, резкое торможение транспорта, использование катапульты (Поднимать резко груз подъёмным краном запрещается из-за инерции покоящегося груза; капли дождя слетают в силу инерции движения капель; при спотыкании ноги резко останавливаются, а тело продолжает двигаться по инерции в прежнем направлении; запуск самолетов или выброс летчика с парашютом при аварии).
Польза
Вред
Ученики выполняют задание.
Учитель: Ребята, а кто-нибудь из вас может предложить свои примеры из жизни?
Ученики предлагают варианты и по необходимости заносят в таблицу.
Учитель: А теперь, ребята, переходим к следующему заданию – решим несколько качественных задач (Слайд 13 -Слайд 16).
Качественные задачи:
Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?
Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?
Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.
Что произойдёт, если человек поскользнётся?
Учитель: Ну и завершающее задание – тест по новой теме (Слайд 17-18). Впишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.
Тест по теме «Явление инерции»:
1. Что такое инерция?
Г. Свойство тел сохранять скорость.
У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия
на него других тел.
В. Изменение скорости тела под действием других тел.
2. Что произойдет с бруском, если резко его дёрнуть вперёд за нить?
С. Упадёт назад.
Д. Упадёт вперед.
Е. Останется неподвижным.
3.В каком случае наблюдается проявление инерции?
А. Камень падает на дно ущелья.
П. Пыль выбивают из ковра.
Н. Мяч отскочил от стенки после удара.
4.Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры
отклонились влево?
И. Автобус остановился.
Е. Автобус повернул направо.
Ч. Автобус повернул налево.
5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?
К. Чтобы выше подпрыгнуть.
Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.
Х. Чтобы набрать скорость для толчка.
Таблица ответов
Вопросы
1
2
3
4
5
Ответы
Ученики выполняют задание самостоятельно.
Учитель: Проверим ответы. В таблице ответов каждый из вас должен получить кодовое слово «успех». А значит, вы достигли успеха в усвоении явления инерции!
Домашнее задание. Подведение итогов урока. (Слайд 19.)
Учитель: § 17 учебника. Спасибо вам за урок! Желаю успехов!
Физика. 7 класс. Страница 9
Конспект урока:
Урок физики на тему «Инерция» в 7 классе (слайд 1)
Цель: Изучить явление – инерция.
Задачи: Научить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их.
Подготовить учащихся к восприятию первого закона Ньютона.
Развивать логическое мышление, культуру речи. Формировать осознание детьми культурных ценностей науки и умение ценить их.
Оборудование: мяч, разборный деревянный молоток, рубанок, шарик, наклонный желоб, штатив, кусочек ткани, стакан, открытка, монета, листы бумаги с надписями, магниты, интерактивная доска, проектор, компьютер.
План урока
- Организационный момент – 2 мин.
- Повторение раннее изученного материала – 5 мин.
- Объяснение нового материала – 15 мин.
- Физкультминутка – 1 мин.
- Закрепление знаний и умений учащихся (решение экспериментальных и качественных задач, выполнение тестового задания) – 20 мин.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
- Создание эмоционального настроя.
Добрый день! Я рада приветствовать вас в компьютерном классе, где сегодня проведём урок физики.
«Познать законы природы – наша цель!». Их вы изучаете и исследуете каждый раз на уроках физики. Физика любит удивлять вас, любит, чтобы вы наблюдали и думали, получали научные знания об окружающем нас мире с помощью Его Величества «Эксперимента».
Цель нашего урока – изучить необыкновенное явление под названием инерция, которая проявляется в окружающем нас мире на каждом шагу, но мы настолько привыкли к ней, что и не замечаем её.
Сегодня будем исследовать инерцию с помощью наблюдений, опытов, решением экспериментальных и качественных задач, выполнением тестовых заданий.
И тогда наверняка никто не забудет про неё.
Выясним, кто же первый о ней заговорил. Поэтому
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам –
Ничто не повторится.
За мигом миг, за часом час
Впадайте в изумление.
Все будет так и все – не так
Через одно мгновение.
В дорогу мы возьмем багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
- Повторение раннее изученного материала. Фронтальная беседа
Учитель. Повторим изученный материал: (слайд 2)
1. Какое движение называется механическим? (Механическим движением называется изменение с течением времени положения тела относительно других тел. Примеры)
2. Какие виды движения вы знаете? (Равномерное и неравномерное).
3. Какое движение называют равномерным? Неравномерным? (Движение называют равномерным, если тело за равные промежутки времени проходит равные пути. Движение называют неравномерным, если тело за равные промежутки времени проходит разные пути)
4 .Чем они отличаются? (При равномерном движении скорость тела остаётся постоянной, а при неравномерном движении скорость тела изменяется).
- Изучение нового материала (постановка первой учебной проблемы).
Учитель. (слайд 3)
1.- Может ли тело, находящееся в относительном покое, само собой изменить скорость?
Увеличить его? Уменьшить его? (Нет). Демонстрация с мячом, который на столе.
2.- Как можно изменить скорость тел? (Подтолкнуть, т.е. подействовать рукой)? Мяч начинает двигаться. Перестаю действовать, что наблюдаете? (Мяч останавливается).
Учитель. Как же можно изменить скорость движения тела? (Слайд 4.)
Ученики. Скорость тела изменяется, если на него действуют другие тела!!!
(1. Записать в листок с печатной основой).
3.Как можно изменить направление скорости тела? (Слайд 5)
Ученики. Направление скорости тела изменяется, если на него действуют другие тела!!! (2. Записать в листок с печатной основой).
Учитель. Так при каком же условии движется тело?
Ученик – Тело движется, если на него действуют другие тела.
Учитель. Рада за Вас. Вы рассуждаете как выдающийся философ древней Греции Аристотель. Жил он в IV в. до н.э. (Слайд с портретом Аристотеля и его высказыванием: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения»). (Слайд 6)
Учитель. Согласно взглядам Аристотеля тело движется только тогда, когда на него действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться. Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет.
Верно ли утверждение Аристотеля?
(Постановка второй учебной проблемы). Опыт с машинкой и попугаем.
Учитель. Выполним опыт с попугаем Кешой, который отправился в Таити на машине. Но он так замечтался об отдыхе, что не увидел препятствия перед собой и упал. Подумайте и скажите, почему упал попугай? На него никто же не действовал, а он продолжил движение в виде падения.
В 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, как утверждал Аристотель, но может ещё и двигаться. Это видно из опыта с попугаем.
Нам необходимо выяснить, как будет двигаться тело при отсутствии внешнего воздействия. Галилей использовал опыт. Наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Давайте и мы проделаем этот опыт и пронаблюдаем за движением шарика по наклонному желобу: сначала с тканью, а после без неё, т.е. без воздействия. Опыт. Вы заметили, что в первом случае скорость шарика уменьшилась очень быстро, движение было неравномерным, но во втором случае уменьшили трение, т.е. убрали ткань, шарик катится дальше, т.к. скорость шарика изменяется медленнее, т.е. дольше сохраняется, а движение шарика становится ближе к равномерному прямолинейному, но шарик снова останавливается. Почему?
Ученики. Потому что движению мешает трение шарика о поверхность наклонного желоба.
Учитель. Подумайте и скажите, как бы двигался шарик, если бы трения не было совсем.
Ученики. Шарик совершал бы равномерное и прямолинейное движение (РПД).
Учитель. Именно такое предположение высказал Галилей в ХVII в.
Учитель. Ещё раз рассмотрим, как зависит изменение скорости тела от величины действия другого тела? (Слайд 7.)
Вывод: чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость
движения и тем ближе оно к равномерному.
(3. Записать в листок с печатной основой).
Учитель. Вспомните, если движение равномерное и прямолинейное, то скорость тела изменяется или сохраняется постоянной? Ученики. Скорость тела сохраняется постоянной.
Учитель. Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения и ответим на вопрос: Как же будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела? (Слайд 8.)
Ученик. Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью.
Учитель. Именно так формулируется явление – инерция.
Откройте учебник и найдите в тексте (на с. 41) определение инерции, прочитаем.
Вывод: явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других
тел называется инерцией. (4. Записать в листок с печатной основой).
Кстати «инерция» в переводе с латинского — бездеятельность или бездействие.
Учитель. Кто-нибудь догадался, почему наш попугай упал.
Ученики. Потому что он двигался по инерции.
Учитель. Таким образом, движением по инерции называется движение тела при
отсутствии действия на него других тел.
(5. Записать в листок с печатной основой).
Учитель. На стр. 41 учебника найдите, что называется движением по инерции, прочитаем. (Слайд 9 с ракетой)
Учитель. В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов в основу механики. Законы Ньютона будете изучать в 9 классе.
Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством.
Теперь посмотрим 2 видеосюжета на понятие «движение по инерции».
Учитель. Проявление инерции мы наблюдаем постоянно и настолько привыкли, что даже не замечаем её. Явление инерции учитывается во многих видах спорта. (Слайд10.) Именно инерция помогает устанавливать мировые рекорды. (Слайд 11.)
Недавно в Ванкувере прошла Зимняя олимпиада. Наши спортсмены принимали участие почти во всех видах спорта, в том числе и в кёрлинге, где явно проявляется явление инерции.
- Видеосюжет спортивного соревнования «Керлинг» (Инерция движения).
- Видеоролик «Инерция покоя»
Учитель. «Движение по инерции» понимается так, что неподвижные тела сохраняют неподвижность, а движущиеся – сохраняют своё движение.
- Физкультминутка с музыкой. Теперь немного отдохнём. Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в троллейбусе.
Представьте, что я — водитель. Я:
• Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? Из-за инерции движения пассажира. При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение пассажира назад.
• Поворачиваю направо. (Налево). Почему? Т.к. вы продолжили по инерции двигаться по курсу вперёд.
• Поворачиваю налево. (Направо).
• Резко торможу. (Вперёд). Происходит это в силу инерции движения пассажира, т.к. при внезапной остановке ноги из-за трения «припечатываются» к полу, а тело продолжает двигаться
Учитель. Пока мы ехали, всё время с нами была госпожа «Инерция». Подумайте и ответьте, когда же проявляется инерция? Ученики. Инерция проявляется, если изменяется значение скорости или её направление. (6. Записать в листок с печатной основой).
- Закрепление знаний и умений учащихся
а). Решение экспериментальных задач
Учитель. Человек не может изменить законы, но может их познать и учитывать в жизни и практике. У учителя технологии вышел из строя деревянный молоток и затупился рубанок. Предлагаю вам изготовить заново киянку, а железку вытащить из рубанка для заточки. (вызываются 2 учащихся). Покажите, как можно насадить молоток на рукоятку. Теперь объясните свои действия с использованием термина «инерция». Ученик. Здесь используется инерция молотка. Учитель. Правильно. Кто может извлечь железку (резец) из рубанка? Эксперимент объясните. Ученик. Здесь необходимо стукнуть по колодке. Используется инерция резца. Учитель. Как видите, явление инерции помогло нам подготовить для работы инструменты. Я думаю, в жизни полученные знания обязательно вам пригодятся.
Учитель. На стакане лежит открытка, на ней монета. Как, не задевая монеты, опустить её в стакан? (Ударить по открытке щелчком, открытка отлетит, а монета упадёт в стакан). Почему? Ученики. Объясняется это тем, что ввиду краткости взаимодействия сила трения не успевает сообщить монете достаточную скорость в направлении удара, и монета падает в стакан.
Учитель. Но знайте, инерция приносит не только пользу, но и вред. Сейчас вы заполните таблицу, которая на доске. Примеры с полезным проявлением инерции вставляете под словом «Польза», а примеры, вредного проявления инерции под словом «Польза» (целесообразно подготовить таблички на листах А4 с готовыми примерами, где проявляется инерция, магниты, на доске подготовить таблицу). При заполнении таблицы, пояснить каждый пример. Примеры: колка дров, резкое поднятие груза подъёмным краном, насаживание лопаты на черенок, встряхивание мокрой одежды или термометра, спотыкание, резкое торможение транспорта. (Поднимать резко груз подъёмным краном запрещается из-за инерции покоящегося груза. Капли дождя слетают в силу инерции движения капель. При спотыкании ноги резко останавливаются, а тело продолжает двигаться по инерции в прежнем направлении.)
б). Решение качественных задач, используя слайдовую презентацию. (Слайд 12 -Слайд 18.)
- Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?
- Почему при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?
- Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?
- Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.
- Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?
- Что произойдёт, если человек поскользнётся?
- Почему при землетрясении разрушаются здания и мосты? (Основной причиной разрушений при землетрясении являются сильные подземные толчки и сотрясания земли, достигающие земной поверхности. Вследствие инерции и жесткости конструкции наземных сооружений они разрушаются.)
- Почему лиса делает резкие прыжки в сторону, если её догоняет волк?
в). Решение тестовых заданий (интерактивный тест из 5 вопросов).
г). Проверка знаний. (Слайд 19). Тест к уроку «Инерция». Для проверки знаний класс делится на две группы. Одна группа работает за компьютерами, а вторая группа работает с раздаточными тестами за партами.
(Звучит музыка. Идёт самостоятельная работа учащихся.)
Тест (Слайд 20.)
Впишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.
1. Что такое инерция?
Г. Свойство тел сохранять скорость.
У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
В. Изменение скорости тела под действием других тел.
2. Что произойдет с бруском, если резко его дёрнуть вперёд за нить?
С. Упадёт назад.
Д. Упадёт вперед.
Е. Останется неподвижным.
3. В каком случае наблюдается проявление инерции?
А. Камень падает на дно ущелья.
П. Пыль выбивают из ковра.
Н. Мяч отскочил от стенки после удара.
4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились
влево?
И. Автобус остановился.
Е. Автобус повернул направо.
Ч. Автобус повернул налево.
5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?
К. Чтобы выше подпрыгнуть.
Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.
Х. Чтобы набрать скорость для толчка.
Таблица ответов
Учитель. Проверим ответы. Кто получил в таблице кодовое слово «успех»?
Вы достигли успеха в усвоении явления инерция.
Формула успеха – Удивляться! Действовать! Думать!
- Домашнее задание. Подведение итогов урока. (Слайд 21.)
Прочитайте § 17. Составить таблицу: инерция в быту, технике, спорте, природе. Спасибо вам за урок! Желаю успехов!
Учитель. В завершение нашего урока помогите мне сочинить стихотворение. Я начинаю, а вы продолжаете: (Слайд 22.)
Если ты снежок (бросаешь),
Или в тире ты (стреляешь),
Или в мячик (ударяешь),
Или сам ядро (толкаешь), Почему же, почему же
Те предметы вдаль летят?
Отчего же, отчего же
Сразу падать не хотят?
Эти разные предметы
Потому вперед (летят),
Что (инерцию) имеют,
Скорость (сохранить) хотят.
Галилей был самым (первым),
Кто инерцию (открыл),
И прошло три с лишним века
С той поры, (когда он жил).
Учитель. Если время останется, то можно посетить музей вместе с героями мультфильма «Ну, погоди!» При просмотре мультфильма, заметив проявление инерции, надо крикнуть: «Стоп-кадр!» — встать и пояснить происходящее, (демонстрируется 12-й выпуск мультфильма «Ну, погоди!» — в музее.)