Польза и вред игрушки картинки

Польза и вред игрушки картинки thumbnail

Наши дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся за внимание детей и деньги родителей! Игрушки становятся все более разнообразными и продуманными: одни в деталях воспроизводят окружающую жизнь, другие задают вопросы – и предлагают готовые ответы. Что происходит в этих условиях с детской фантазией, творческими навыками?

Современные игрушки

Прощай, фантазия!

Мы не откроем Америку, если признаем, что детские психологи и педагоги бьют тревогу: современные игрушки в зародыше уничтожают в детях креатив. Чем более «навороченная» игрушка, чем больше в ней заложено игровых функций, чем сильнее она похожа на свой «живой» аналог – тем меньше у детей поводов придумать игры самим, «дофантазировать» или доработать внешний облик до отдаленного сходства с «оригиналом».

Результат знаком каждому родителю: еще неделю назад малыш мечтал об игрушке, просил о ней, вчера – получил предмет страсти, прыгал от радости полчаса и еще два часа нажимал на кнопочки, а сегодня – даже не подходит. И дело не в том, что ребенок разбалован или пресыщен. Он просто не умеет с такой игрушкой играть, не понимает, что делать с ней теперь, когда все кнопочки нажаты по сто раз, столько же прозвучала песенка, и загорелись лампочки.

В «навороченных» кнопочных игрушках любой игровой результат предсказуем или даже заранее известен. Это превращает ребенка из активного участника игры в пассивного (читайте: скучающего) наблюдателя, активность головного мозга при этом снижается, развитие – тормозится.

Игрушечное зло

О каких игрушках, препятствующих развитию детской фантазии, упоминают психологи и педагоги в первую очередь?

  • интерактивные куклы (которые поют песенки и произносят фразы);
  • планшеты и детские компьютеры (которые предлагают детям простые викторины и игры);
  • куклы с принадлежностями (которые достоверно копируют «взрослую» жизнь – домики, машины, наряды, сумочки и т.д.);
  • самолеты-машины-корабли на пультах управления;
  • любые «кнопочные» игрушки (которые что-то делают при нажатии кнопок).

В «черный список» попали, как ни странно, Лего-конструкторы: многие родители запрещают детям разбирать собранные Лего-игрушки, и те стоят на полках в виде «музейных экспонатов».

Так ли страшен черт?..

Будет несправедливо по отношению к игрушкам и их производителям утверждать, что они – абсолютное зло. Большинство игрушек имеют несомненные достоинства: они развивают мелкую моторику, цветовое и слуховое восприятие, осязание, расширяют кругозор, улучшают координацию движений, а самое главное – помогают детям ближе познакомиться с окружающим миром, в том числе – миром взрослых. Многие игрушки тренируют скорость реакции, память, логику.

Если верить социологам, выбирая игрушки детям, мы руководствуемся тремя основными мотивами:

1)покупаем игрушки, которых нам не хватало в детстве;

2)предпочитаем подобные тем, что любили сами;

3)выбираем под влиянием моды и рекламы.

Очевидно, что из трех мотивов для покупки, два (первый и третий) «работают» в пользу ярких, привлекательных, дорогостоящих, невиданных во времена нашего детства «навороченных» игрушек.

Не надумана ли проблема?

Начнем с того, что тревогу бьют не британские ученые, и опасения основаны на многочисленных проведенных исследованиях. Проблема дорогих «навороченных» игрушек не в том, что они вредят развитию фантазии или препятствуют ему, а в том, что просто фантазию не развивают. С детьми же упущенные возможности – зачастую шаг назад. Ребенок, который в детстве не научился фантазировать, творить, выходить за привычные рамки, едва ли приобретет эту «волшебную» (и чрезвычайно полезную для карьеры и личностного развития) способность во взрослом возрасте.

И все же по-настоящему вредны детям только:

– игрушки, содержащие опасные химические вещества (фенол, формальдегид, свинец);

– игрушки, отрицательно влияющие на психику ребенка (уродливые, агрессивные и т.д.).

Покупать или не покупать – вот в чем вопрос?

Ответственному родителю, ребенок которого будет умолять в магазине о покупке детского планшета или кукольного домика для Барби, предстоит выбрать один из вариантов решений:

1) Категорически не покупать такие игрушки

Эта ситуация настолько же далека от реальности, как отказ от покупки попкорна и чипсов (из-за их вредности для желудка) или отказ от походов в кино на мультфильмы в 3D (из-за опасности для зрения). Мы стараемся свести к нулю эти проявления «родительской бесхарактерности», но совсем избавиться от них получится едва ли – уж очень эффективную рекламу создают детские маркетологи, уж слишком влиятельно детское окружение, уж слишком хочется порадовать ребенка и доказать, что он «не хуже других».

Польза и вред игрушки картинкиИрина Кузьмина, детский и семейный психолог: «Проблема заключается не в самом существовании «навороченных» игрушек, а в том, что взрослые делают своих детей «потребителями», покупая все больше и больше игрушек из мультфильмов и рекламы. В лучшем случае ребенок проигрывает лишь сюжеты мультиков. Обычно же дети, привыкшие к коллекционным покупкам, просто накапливают их, и при удобном случае устраивают истерику, если им не покупают новую игрушку. Значит, не надо вообще покупать такие игрушки? Надо! Но сначала нужно научить ребенка играть, научить ценить их».

2) Покупать такие игрушки «под давлением» – и надеяться на лучшее

Читайте также:  Иглоукалывание польза и вред при диабете

Что поделать, если ребенок сильно просит, денег на игрушку хватает, а на коробке перечислены десять причин, почему это «чудо детской техники» полезно и «совершенно необходимо» ребенку? Вероятно, купить – и надеяться, что действительно полезно.

Ирина Кузьмина: «У каждого времени свои игрушки, поэтому нельзя однозначно сказать, необходимо покупать «супер-новые» игрушки или, наоборот, недопустимо. Это личное дело каждого родителя, каждой семьи. Главное, что любая игрушка должна быть подобрана со смыслом. Выбирая «навороченную» игрушку, спросите себя: кому вы ее покупаете – себе или ребенку?»

3) Покупать такие игрушки в меру, соблюдая соотношение хотя бы «1:1» с игрушками нашего детства

Берете детский планшет – прихватывайте металлический конструктор с болтиками-винтиками, покупаете говорящего мишку – не забудьте о мозаике, пирамидке, кубиках. Только кажется, что на фоне «разрекламированных» собратьев ребенок к обычным игрушкам даже не притронется. Удовлетворив любопытство, вдоволь понажимав кнопочки и выучив все стишки и речевки наизусть, ребенок, скорее всего, возьмется за те игрушки, к которым не будет приложена подробная инструкция.

4) Покупать такие игрушки – и подключать собственную фантазию ради развития фантазии детской

Если «навороченные» игрушки – необходимое и неизбежное зло, то почему бы не свести его к минимуму? Например, так:

  • Покупая ребенку дорогой набор Лего, разрешите ему разбирать готовую игрушку на детали – чтобы придумать другую, уже самостоятельно, без подсказок от производителя. Можно также дополнить купленный ранее набор специальным набором для творчества от того же Лего (комплект из различных деталей, которые можно превратить во что угодно).
  • Бабушка подарила малышу детский компьютер с викторинами? Устройте соревнование для кукол и мишек – кто лучше справится с заданиями и ответит на вопросы. Заодно предложите ребенку придумать другие задания, составить новые вопросы, в программу компьютера не заложенные.
  • Дочь попросила на день рождения куклу с чемоданом готовых платьев? Понаряжайте подарок вместе, поиграйте  в ролевые игры. Придумайте и сшейте новые наряды, а затем устройте показ мод.

Конструктор из металлических деталей

Для большинства игрушек семейства «кнопочных» придумать игровые функции сложно. Значит, просто чаще устраивайте ярмарки игрушек или домашние распродажи: меняйтесь игрушками (пусть даже похожими) с друзьями. В общем, если «навороченные» игрушки приносят какую-либо пользу – пусть даже не пользу фантазии – умножайте ее!

Ирина Кузьмина: «Любые игрушки могут быть очень даже полезными, – или стать «пылесборниками». Важно, чтобы ребенок умел играть: в норме для детей до 7 лет ведущим видом деятельности является игра, на нее ребенок нацелен. У всех игрушек есть определенные функции, допустим, те же «навороченные» детские игрушки (роботы, планшеты, конструкторы и т.д.), помимо развития мелкой моторики, интеллекта, усидчивости и т.д., созданы для ознакомления с миром взрослых. А фантазия – она в момент игры в любом случае развивается: например, играя с роботом, ребенок может додумывать недостающие функции. Поэтому так важно научить ребенка играть – тогда и фантазия тоже не будет стоять на месте.

Единственный вопрос, в какое русло она направится? Ведь играя куклами-монстрами, агрессивными игрушками, игрушками с сексуальным подтекстом, ребенок додумывает негативные сюжеты, часто связанные с насилием и жестокостью…

Что касается творческих навыков – «навороченные» игрушки на их развитие действительно не нацелены. Поэтому, выбирая игрушку ребенку, пытайтесь понять, ДЛЯ ЧЕГО она, какую функцию вы в нее вкладываете».

Программа-минимум

Ирина Кузьмина: «Что может сделать родитель в условиях, когда игрушки фантазию не стимулируют? Минимум – играть с ребенком ежедневно хотя бы по 20 минут в ролевые активные игры. Даже если очень не хочется – буквально сесть, взять игрушки и играть. Покупать игрушки осознанно, а не для того, чтобы «дитя не плакало». Вместе с детьми делать самодельные игрушки, лепить фигурки, строить домики, трассы для машин и т.д.»

Какие бы игрушки мы ни покупали своим детям – обычные, экологически-чистые, деревянные, тряпичные, кнопочные, сборно-разборные или говорящие, основной способ сделать так, чтобы эти покупки приносили пользу – играть с ребенком. Научите малыша играть – и он с любой, даже невероятно скучной игрушкой, что-нибудь придумает. Человек – существо эволюционное, а «навороченные» игрушки – реальность современного мира, поэтому дети будут приспосабливаться к этой реальности, как сумеют. Наша задача – сделать, чтобы «сумели» хорошо.

Фото – фотобанк Лори

Источник

Мария Драчёва
Детский исследовательский проект «Игрушки: польза или вред»

Введение.

Игрушки сопровождают меня с раннего возраста. Игрушки привлекали моё внимание, позволяя моей маме заниматься хозяйственными делами. Детские игрушки развивают зрение, осязание, слух, цветовое восприятие, способствуют развитию координации движений. Чтобы мне понравится, игрушка должна быть яркой, приятной на ощупь. Игрушки пользуются огромной популярностью у детей, но родители не думают, насколько безопасны игрушки для ребенка. Между тем я и другие дети очень любознательны и исследуют их не только руками, но зачастую и ртом – кусая и облизывая своих любимцев.Поэтому тема моей работы: «Игрушки: польза или вред

Читайте также:  Велика ведь бывает польза от учения книжного князь

Объект: детские игрушки.

Предмет: полезное и вредное влияние игрушек.

Цель: определить какое влияние оказывают игрушки на здоровье ребёнка.

Гипотеза: если игрушки неприятного запаха, то они вредные.

Задачи:

1. Раскрыть значение игрушек.

2. Представить историческую справу о игрушках.

3. Провести эксперимент по отбору игрушек в детском саду для исследований.

4. Провести исследование с игрушками.

5. Проанализировать и оформить полученные результаты.

История игрушек.

Игрушка, предмет, предназначенный для игры. Самые первые игрушки появились вместе с первыми людьми. Матери веселили своих детей с помощью камушков, деревяшек разной формы. Это и были игрушки первых людей. Потом уже научились обрабатывать камень и дерево и делать фигурки, куклы и погремушки.

Самой древней среди всех игрушек является кукла. Она менялась со временем, имела разные формы, их делали из сена, шкур и ниток.

Игрушка всегда была связана с игрой, в которой формируется характер ребенка. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и другое назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. Первые мячи делали из скатанной шерсти и шкуры животных.

Игрушки были всегда, без них не обходится ни один ребенок.

Полезные игрушки.

Детство немыслимо без игрушек. Но игрушка – это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свою популярность во все времена. Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и его развитие.

Игрушки отличаются, друг от друга по возрасту ребенка. Для детей первого полугодия жизни игрушки должны обладать яркостью. Ребенок постарше с удовольствием будет собирать пирамидки, строить домики из кубиков, закрывать коробки крышками, играть с игрушками, которые разбираются и собираются.

В возрасте 4 – 5 лет время для конструкторов, мозаик, которые предоставляют возможность для развития фантазии и творческого потенциала ребенка. Он все еще интересуется играми с зверюшками и человечками, поэтому, важно, чтобы таких игрушек было много, ребенок будет играть с ними в школу, зоопарк, город. В этом случае ребенку необходимы наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская, причем что-то можно купить, а что-то сделать своими руками из подручных материалов).

После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными. Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использованием батареек и электричества. Девочки стремятся точно моделировать взаимоотношения взрослых с помощью кукол и аксессуаров к ним.

Выбирая мне игрушкумама обращает внимание на:

• размер игрушки (по существующим нормативам их вес не должен превышать 400 граммов для детей до семи лет);

• подходит ли она мне по возрасту;

• упаковку игрушки – она должна быть безопасной, яркой, интересной, должна легко открываться;

• уровень звука в различных музыкальных игрушках;

• простоту и доступность.

Вот требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для своего ребёнка.

Вредные игрушки.

Сейчас на рынках и в магазинах продается много ярких игрушек, которые привлекают мое внимание. Все родители покупают детям игрушки. Для изготовления игрушек используются современные синтетические материалы, они доступны благодаря своей дешевизне. Но насколько они безопасны для меня? Ведь маленький ребенок, облизав погремушку или пожевав резинового утенка, может проглотить краску. А полезна ли она, или можно отравиться?

Вредные вещества, получаемые организмом в результате постоянного контакта, накапливаются, приводя со временем к развитию тяжелых заболеваний печени, почек, сердца, желудка. Мария Владимировна рассказала мне, какие вредные вещества могут находиться в игрушках.

Фенол – это бесцветное кристаллическое вещество, обладающее характерным запахом. Фенол слабо растворим в воде, но хорошо растворяется в спирте и эфире, ацетоне. При изготовлении игрушек фенол используется для того, чтобы придать форму пластической массе или резине.

Фенол быстро всасывается через кожу, верхние дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт. В организме он концентрируется в почках и печени. Игрушки, содержащие фенол, производятся в основном в Китае.

Читайте также:  Обязательный взнос в пользу государства

Формальдегид считается одним из самых опасных веществ. Он вызывает сильную токсическую реакцию – рвоту, кашель, спазмы бронхов.

В последнее время все чаще обнаруживаются игрушки, загрязненные ртутью – это вещество не просто вредно для здоровья, оно опасно для жизни.

Ртуть – чрезвычайно ядовитое вещество, даже очень малые количества которого могут стать причиной ряда заболеваний.

Так же нужно смотреть на внешний вид игрушек. Страшные игрушки, заполонившие современные рынки, могут повлиять на формирование характера ребенка. Агрессивные изображения провоцируют проявление агрессии. Чем больше страшных игрушек он видит, тем более агрессивным становится.

Родителям следует помнить, что игрушка предназначена не только для развлечения. Ребенок на ней обязательно чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не покупать бесполезные, а также вредные для психики ребенка вещи.

Не следует покупать все, что хочет ребенок, поскольку он маленький и не может нести ответственность за свою безопасность и здоровье. Об этом должны позаботиться его родители.

Экспериментальная работа с игрушками.

В магазине игрушек папа купил мне резиновый мячик. Он был с шипами и при ударе внутри горели огоньки. Играя с мячиком дома, я заметил, что мячик неприятно пахнет. В детском саду Мария Владимировна сказала, что от этого запаха может заболеть голова, и что многие современные игрушки сделаны из вредных веществ. Мне стало интересно, есть ли еще вредные игрушки в детском саду.

И мы с Марией Владимировной провели эксперимент: мы прошли по всем группам детского сада с целью найти неприятно пахнущие игрушки. Но вредных игрушек в группах я не нашел. На помощь мне пришли воспитатели, они показали мне игрушки, которые лежали далеко в шкафах, и дети с ними не играли. Взрослые сказали, что эти игрушки были принесены детьми из дома и оставлены в детском саду. Они отдали их мне для дальнейших опытов. Таким образом, у меня оказались 3 подозрительных игрушки – пират, баран (из набора животных) и мой резиновый мячик. Еще для опытов мы взяли пластмассовую машину, которая не имела запаха.

Все игрушкидолжны были пройти испытания:

1. ЦВЕТ. Посмотреть игрушки покрашены или сделаны уже из материалов.

2. ЗАПАХ. Определить имеет ли игрушка запах, какого он характера. Остается ли запах на руках после игры с игрушками.

3. СТОЙКОСТЬ КРАСКИ на игрушках, с помощью воды, мыльно – содового раствора, спирта, уксусная кислота, растворитель (на основе ацетона).

Результаты опытов заносились в таблицу по инструкции:

1. Ответ «ДА» – ставим «+»;

2. Ответ «НЕТ» – ставим «-».

Когда все испытания были проведены и таблица заполнена мы с Марией Владимировной увидели следующие результаты:

1. Пират и баран – покрашены краской. Если сильнее провести ногтем по поверхности игрушки краска стирается.

Машина сделана из цветной пластмассы, а мячик из цветной резины.

2. Баран имеет самый неприятный и стойкий запах, который остается на руках.

Мячик пахнет резиной, и запах остается на руках.

Пират легкий промышленный запах.

Машина не имеет запах.

3. Пират покрашен самой нестойкой краской. Она стерлась в испытании с кислотой, спиртом и растворителем (ацетон растворяет формальдегид).

Краска на баране стерлась только растворителем.

При испытании с машиной и мячом все результаты были отрицательными, т. е. краска не стерлась.

Таким образом можно сделать выводы:

– постоянно играя с пиратом частицы краски остаются на руках, и они могут попасть в тело ребенка через пищу, если не помыть руки. А маленькие дети пробуют все на вкус, и поэтому вредная краска может попасть желудок и вызвать отравление;

– от неприятного запаха резинового мяча может заболеть голова, а от запаха барана даже тошнит;

– самой безопасной игрушкой можно считать – пластмассовую машину.

Вот это да! Мне так понравился пират, а он оказался самой вредной игрушкой.

Заключение.

Жизнь и развитие каждого ребенка всегда сопровождается игрушками. И перед началом своего исследования я был уверен, что все игрушки полезны, ведь они помогают нам учиться. Но когда я почувствовал от игрушки неприятный запах, мне расхотелось с ней играть. Во время совместных опытов над игрушками с Марией Владимировной мы определили, какое влияние оказывают игрушки на здоровье ребёнка.

Игра с такими игрушками может привести к отравлению такими опасными веществами как фенол и формальдегид. Они вызывают тошноту, рвоту, а так же серьезные заболевания легких, желудка, кишечника, сердца и даже мозга.

Поэтому наша гипотеза подтвердилась: если игрушки неприятного запаха, то они вредные. И нужно подумать, нужна ли она мне.

Источник