Польза и вред игра для дошкольников

Елена Павличенко
Консультация для родителей «Компьютерные игры для дошкольников польза и вред»
Современные технологии, которые приходят в нашу жизнь, не только приносят пользу, но и создают ряд проблем. Актуально это и для всеобщей компьютеризации. Компьютер дома – это уже не роскошь, а необходимая вещь. И современный человек должен уметь им пользоваться.
Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство дошкольников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Но осваивая компьютер, ребенок, как правило, в первую очередь увлекается компьютерными играми.
Отношение к компьютерным играм у родителей и педагогов очень неоднозначное. Многие считают, что увлечение компьютерными играми несет в себе целый ряд опасностей.
Постоянное нахождение у компьютера может и навредить малышу. Дело в том, что в первые годы жизни, когда идет активное развитие ребенка, для него оказываются особенно важными тактильные ощущения. Он познает окружающий мир, беря в руки предметы, ощупывая их, знакомясь с их свойствами. Вот почему до трех лет строго не рекомендуется показывать малышу компьютер, лучше всего начинать постепенное знакомство с ним тогда, когда ребенку уже исполнится 4-5 лет.
Играя за компьютером, ребенок может проводить так слишком много времени, вместо того, чтобы уделять время прогулкам на свежем воздухе, слушанию сказок, играм со сверстниками. Таким образом, компьютер вытесняет другие необходимые вещи из его жизни. Длительное просиживание за компьютером приводит к тому, что дети переутомляются, появляются раздражение, нервозность или наоборот вялость. Могут даже появиться проблемы со здоровьем.
Особую тревогу у родителей и педагогов вызывает увлечения «стрелялками». Многие компьютерные игры содержат в себе сцены насилия. И ребенок, играя в них, погружается в мир, где он довольно натуралистично вскрывает врагам животы или расстреливает людей в упор. Существует опасение, что при этом он привыкает к виду крови и трупов, и переносит агрессию и спокойное отношение к насилию в реальную жизнь.
Родители должны самостоятельно определить свое отношение к этой проблеме. Проще всего «в качестве профилактики» оградить ребенка, от слишком кровожадных игр.
Но компьютерные игры могут принести пользу и стать помощником в развитии у ребенка целого ряда нужных и полезных навыков. Речь идет о развивающих играх. Развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на целый ряд психических процессов ребенка. Современная педагогика использует новые компьютерные технологии для обучения детей уже в дошкольном возрасте.
С помощью развивающих компьютерных игр ребенок учится:
• мыслить логически и включать рассудочную деятельность,
• запоминать достаточно большие объемы информации,
• развивать мелкую моторику рук и глаз,
• развивать образное мышление,
• быть собранным и внимательным в нужные моменты,
• развивать пространственное мышление.
Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, задумываться над тем, к чему они приведут, т. е. делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации.
Важно также, что с помощью логических игр ребенок учится искать разные пути решения задачи и быстрее осваивает многие понятия.
Развивающие игры могут быть очень разнообразными, рассчитанными на разный возраст и характер ребенка. Определенная игра тренирует какие-то конкретные навыки, поэтому внимательно выбирайте игрушку, в зависимости от задачи, которую хотите поставить ребенку. Существуют также игры для девочек и мальчиков, в которых учитываются особенности их психики.
Лучше всего выбирать игры умеренной сложности и постепенно предлагать более трудные задачи. Для подвижных непоседливых детей предпочтительнее игры покороче и подинамичнее. Спокойным детям можно предлагать более длинные игры.
А чтобы компьютер не представлял угрозы для ребенка, установите у себя в семье особые правила, своеобразную технику безопасности для детей.
1. Не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше двух часов в день.
2. Не давайте ему играть в игры в последние несколько часов перед сном.
3. Если вы замечаете, что ребенок перевозбуждается от какой-то игры, «отмените» ее.
4. Проиграйте в каждую из игр сами, чтобы понять, насколько она подходит для задач, которые вы ставите.
Используйте возможности компьютера для того, чтобы помочь ребенку приобрести новые навыки и развить нужные психические характеристики. Но помните об опасностях злоупотреблений. Тогда компьютерные игры принесут вашему ребенку только пользу!
Дидактическая игра
«Вредно и полезно»
Цель: Расширять представления и закреплять знания детей о вреде и пользе продуктов питания, формировать основы здорового образа жизни и валеологической культуры, расширять словарь дошкольников, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.
Предварительная работа: В ООД и режимных моментах проводятся беседы на тему: «Вредные и полезные продукты», «Наше здоровье», «Что помогает нам расти здоровыми» и т.п. Также дети рассматривают и вместе с педагогом обсуждают иллюстрации и сюжетные картинки по указанным темам, а также участвуют в просмотре мультфильмов и программ о здоровом образе жизни.
Перед началом игры в средней группе детям обязательно напоминаются правила игры. В старших и подготовительных достаточно 1-2 раз для того, чтобы ребята запомнили правила. Поэтому можно просто назвать игру, в которую вы собираетесь с ними поиграть. В конце игры -похвалить детей за внимание и правильные ответы, пожелать им и себе крепкого здоровья.
1 вариант- для средней группы
Дети сидят на стульчиках. У воспитателя в руках 5-7 пар карточек с изображением вредных и полезных продуктов (или действий человека). Например: «Овощи», «Чипсы», «Дети играют на свежем воздухе», «Ребенок сидит за компьютером, а за окном – ночь», «Ребенок моет руки с мылом», « Чумазый ребенок» и т.п.
Воспитатель поочередно показывает карточки и называет то, что на них изображено. Если это полезный продукт (или действие), дети хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А если вредный, то ребята топают ногами и, говоря «Нет, нет, нет!», отрицательно качают головой. Сначала можно чередовать плохое и хорошее, а потом усложнить задачу, показывая, например, подряд насколько полезных продуктов (действий), а потом один вредный. Заканчивать игру надо обязательно положительным примером .
2 вариант- для старшей группы
а) Условия те же, что и в младшей группе, но педагог не показывает картинки ,а называет продукт или действие.
б) Дети свободно располагаются в игровой (или на площадке). Когда воспитатель называет полезный продукт (или действие ) дети шагают, хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А когда вредный – останавливаются, отрицательно качают головой и говорят «Нет, нет, нет!». Игра заканчивается положительным примером.
3 вариант – для подготовительной группы
а) Условия, как и в предыдущих группах, но в руках у детей карточки красного и зеленого цвета (форма карточки – любая). Воспитатель показывает картинку (или называет продукт, действие). Положительный вариант- дети поднимают зеленые карточки, отрицательный- красные.
б) Дети располагаются в игровой на ковре (или на площадке) . В руках у них карточки красного и зеленого цвета. Звучит музыка, ребята начинают двигаться – ходить, пританцовывать и т.п. Педагог останавливает музыку и показывает картинку с изображением продукта или действия. С окончанием музыки дети останавливаются и, в зависимости от варианта картинки, показывают красную, произнося «Это плохо!» или зеленую карточку, говоря «Это очень хорошо!».Более сложный вариант –когда воспитатель не показывает картинки, а называет продукт или действие человека. В игре используется 5-7 пар вариантов карточек или названий.
Родительское собрание в подготовительной группе ДОУ
«Компьютерные игры в детском возрасте:
польза или вред?»
подготовила и провела Парфёнова В.С., воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Колокольчик»
Цель: просвещение родителей по теме «Компьютер и дошкольник».
Задачи консультирования:
1. Акцентировать внимание родителей на возможные проблемы, возникающие у детей при работе с компьютером.
2. Дать родителям рекомендации, при помощи которых ребенок будет познавать компьютер с пользой.
Оборудование: Чистые листы бумаги, ручки.
Предварительная работа:
Воспитатель до собрания проводит анкетирование родителей.
АНКЕТА для родителей:
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Есть ли у Вас компьютер дома?
• ДА
• НЕТ
2. Для чего ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер?
• смотрит видеоролики, слушает аудио-сказки;
• играет;
• занимается по специальным детским развивающим программам;
• ребенку не разрешаем пользоваться компьютером.
3. Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?
• Да;
• Нет;
• Стараюсь, но не всегда получается.
4.С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?
• компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию… (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);
• ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;
• нет положительных моментов в использовании компьютера.
5. Что Вы можете сказать про себя…
• Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета;
• Активный пользователь Интернет.
Результаты анкетирования:
1. У 100% родителей есть дома компьютер.
2. 69 % детей смотрят видеоролики, слушают аудио-сказки; 9 % играют; 5 % занимаются по специальным детским развивающим программам; 17 % родителей не разрешают пользоваться компьютером дошкольникам.
3. 47 % родителей следят за тем, чем ребёнок занимается за компьютером и 53% не следят.
4.С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?
59 % – согласны с тем, что компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);
27 % считают, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;
14 % респондентов утверждают, что нет положительных моментов в использовании компьютера.
5. Что Вы можете сказать про себя…
38 % «Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета»
62 % «Активный пользователь Интернет».
Ход собрания.
Ребенок должен играть в игры, но можно ли считать компьютерные игры полезным занятием для детей?
Современные технологии, которые приходят в нашу жизнь, не только приносят пользу, но и создают ряд проблем. Актуально это и для всеобщей компьютеризации. Компьютер дома – это уже не роскошь, а необходимая вещь. И современный человек должен уметь им пользоваться. Обучение работе на компьютере стало важной частью и в воспитании подрастающего поколения. Хорошо если с раннего возраста ребенок будет знать азы работы за компьютером, уметь найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте или заархивировать «тяжелый» файл. Но осваивая компьютер, ребенок, как правило, в первую очередь увлекается компьютерными играми. Как влияют компьютерные игры на психическое развитие ребенка? И можно ли извлечь пользу из такого увлечения?
Компьютерные игры могут навредить?
Отношение к компьютерным играм у родителей и педагогов очень неоднозначное. Многие считают, что увлечение компьютерными играми несет в себе целый ряд опасностей. Играя за компьютером, ребенок может проводить так слишком много времени, вместо того, чтобы читать книги, делать уроки и уделять время прогулкам на свежем воздухе. Таким образом, компьютер вытесняет другие необходимые вещи из его жизни.
Длительное просиживание за компьютером приводит к тому, что дети переутомляются, появляются раздражение, нервозность или наоборот вялость. Могут даже появиться проблемы со здоровьем.
Особую тревогу у родителей и педагогов вызывает увлечения «стрелялками».
Вредны ли для психики ребенка «стрелялки»?
Многие компьютерные игры содержат в себе сцены насилия. И ребенок, играя в них, погружается в мир, где он довольно натуралистично вскрывает врагам животы или расстреливает людей в упор. Существует опасение, что при этом он привыкает к виду крови и трупов, и переносит агрессию и спокойное отношение к насилию в реальную жизнь.
Ряд опытов, проведенных учеными, показали, что сразу после просмотра агрессивных видеосюжетов ребенок действительно может становиться более агрессивным. Но исследований насчет того, насколько длителен этот эффект и могут ли подобные игры влиять на мировоззрение и поведение ребенка в целом, пока нет. Наверняка в ближайшее время ученые изучат эту проблему и предоставят результаты на суд общественности. А пока родители могут самостоятельно определить свое отношение к этой проблеме. Проще всего «в качестве профилактики» оградить ребенка, от слишком кровожадных игр.
Но компьютерные игры могут принести пользу и стать помощником в развитии у ребенка целого ряда нужных и полезных навыков. Речь идет о развивающих играх.
Развивающие игры нужны!
Развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на целый ряд психических процессов ребенка. Современная педагогика использует новые компьютерные технологии для обучения детей уже в дошкольном возрасте.
С помощью развивающих компьютерных игр ребенок учится:
мыслить логически и включать рассудочную деятельность
запоминать достаточно большие объемы информации
развивать мелкую моторику рук и глаз
развивать образное мышление
быть собранным и внимательным в нужные моменты
развивать пространственное мышление
Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, задумываться над тем, к чему они приведут, т.е. делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации. Важно также, что с помощью логических игр ребенок учится искать разные пути решения задачи и быстрее осваивает многие понятия.
Развивающие игры могут быть очень разнообразными, рассчитанными на разный возраст и характер ребенка. Определенная игра тренирует какие-то конкретные навыки, поэтому внимательно выбирайте игрушку, в зависимости от задачи, которую хотите поставить ребенку. Существуют также игры для девочек и мальчиков, в которых учитываются особенности их психики.
Лучше всего выбирать игры умеренной сложности и постепенно предлагать более трудные задачи. Для подвижных непоседливых детей предпочтительнее игры покороче и подинамичнее. Спокойным детям можно предлагать более длинные игры.
Определите дозу компьютеризации
А чтобы компьютер не представлял угрозы для ребенка, установите у себя в семье особые правила, своеобразную технику безопасности для детей.
Не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше двух часов в день.
Не давайте ему играть в игры в последние несколько часов перед сном.
Если вы замечаете, что ребенок перевозбуждается от какой-то игры, «отмените» ее.
Проиграйте в каждую из игр сами, чтобы понять, насколько она подходит для задач, которые вы ставите.
Используйте возможности компьютера для того, чтобы помочь ребенку приобрести новые навыки и развить нужные психические характеристики. Но помните об опасностях злоупотреблений. Тогда компьютерные игры принесут вашему ребенку только пользу!
Елизавета Спасова
Консультация для родителей «Компьютерные игры: польза или вред?»
Компьютерные игры: вред или польза?
Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление сложными электронными приборами, удивляя этим своих родителей, бабушек и дедушек. Даже двухлетние малыши активно пользуются планшетами. Дети словно рождаются с навыками обращения с современными электронными устройствами. Они самостоятельно используют компьютеры, ноутбуки родителей сначала для просмотра мультфильмов, потом для компьютерных игр.
Компьютерная игра превращается в основную форму досуга детей. Многие дети ежедневно проводят у компьютера большую часть своего свободного времени, причём родители спокойно реагируют на эту ситуацию.
Среди огромного разнообразия компьютерных игр мальчики отдают предпочтение играм со сценами агрессии.Выраженная агрессивность игр вызывает обеспокоенность у ведущих педагогов и ставит непростые вопросы: как влияют эти игры на формирование особенностей личности дошкольника, его познавательное развитие и социальную адаптацию?
Большинство психологов подтверждают наличие связи между содержанием компьютерной игры и уровнем агрессии в последующей свободной игре ребенка, его враждебностью и тревожностью.
Компьютерные игры, которые предпочитают дети (в основном) не способствуют решению образовательных задач и развитию дошкольника. Их главная цель – научить ребенка как можно быстрее щелкать мышкой или нажимать на клавиши для достижения желаемого результата. Эти игры не стимулируют мышление, повышают уровень тревожности, вызывают у многих игроков равнодушие или даже нетерпимость к окружающим, желание спрятаться в воображаемом мире, где победа дается значительно легче, чем в жизни.
В играх дети переживают самые разные чувства – от радости до агрессии и страха. Переживания их очень реалистичны. При описании своих переживаний дети чаще других употребляют слова «страшно», «боюсь», «убить», «зомби», «монстры».
К негативным последствиям влияния многих компьютерных игр в сфере социального и личностного развития ребенка относится и нарушение речевого развития. По наблюдениям опытных педагогов дети владеют недостаточным для их возраста словарным запасом, связная речь отстает от возрастной нормы.
Дети, проводящие за компьютером все свободное время, владеют навыками развития речи на очень низком уровне. Они не могут грамотно писать и разговаривать, связно излагать свои мысли. Причина отставания ребенка в развитии речи – отсутствие практики устного общения и потеря интереса к чтению книг. Многие родители не понимают всей опасности виртуальных забав и наивно разрешают своим детям долго играть, не утруждая себя или не считая нужным посмотреть эти игры и увидеть собственными глазами, что в них преподносится детям.
Уважаемые родители, негативного влияния компьютера на ребенка можно избежать,если помнить следующее:
– ограничьте время нахождения ребенка за компьютером;
– следите за тем, во что играет ребенок, какие фильмы смотрит и где бывает в Интернете;
– проводите с ребенком гимнастику глаз, следите за его осанкой;
– чаще играйте с ребенком в игры, развивающие внимание, память, мышление, логику, речь;
– помогите ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, чаще и больше общайтесь с ребенком;
– станьте лучшим другом для своего ребенка. Интересуйтесь его делами, интересами, происходящими в сегодняшнем дне;
– разнообразьте жизнь ребенка (запишите его в какой-то интересный кружок);
– выбирая детские компьютерные игры, в первую очередь обратите внимание на жанр заинтересовавшей Вас игры (головоломки, обучающие игры, спортивные игры, игры- симуляторы, приключения). Это поможет Вам оценить её возможное влияние на психику ребенка;
– определите, какую сферу психики развивает игра (познавательную или личностную, затем определите, насколько соответствует игра возрасту и полу ребенка;
– не оставляйте ребенка за компьютером без присмотра.
Придирчиво выбранные Вами игры будут очень удобным инструментом для обучения и развития вашего ребенка.
Стоит взять под строгий контроль использование компьютера, чтобы ваши дети были физически и психически здоровыми. Не ошибитесь в выборе компьютерных игр!