Польза и вред горлового пения

В Республике Тыва медики провели исследование и выяснили, что горловое пение на самом деле — тяжелейший труд. Поэтому мастера хоомей по состоянию здоровья должны раньше уходить на пенсию. Разговоры об этом идут еще с начала 90-х годов прошлого века. Потребовались годы исследований, чтобы доказать, как горловое пение влияет на организм.

Репортаж корреспондента НТВ Татьяны Панихиной.

Глубокий вдох, долгая задержка дыхания и характерный звук. Издалека все выглядит легко и непринужденно, и только вблизи видно, как тяжело певцу.

Сотрудники Международного центра «Хоомей» давно обратили внимание на закономерность — исполнители горлового пения жаловались на ухудшения здоровья, и, как они говорят, потерю жизненных сил. 15 лет назад на первых зарубежных гастролях ансамбля «Тува» в США исполнителей показали специалистам поликлиники Рузвельта в Нью-Йорке.

Зоя Кыргыс, директор международного центра «Хоомей»: «Мне сказали, что мы не жалеем своих ребят. Молодежь огромное количество сил тратит, чтобы прижать грудные мышцы».

Специалисты Новосибирского медицинского университета два года обследовали тувинских певцов. Выводы американских коллег полностью подтвердились — хоомей действительно разрушающе действует на весь организм.

Сотрудница Новосибирского медицинского университета: «По истечении определенного времени в организме певца могут наступить необратимые изменения, которые являются основанием для раннего выхода на пенсию».

По словам тувинских ученых, в соседней Монголии уже приравняли искусство хоомей к труду шахтеров. В России на льготную пенсию имеют право артисты цирка и солисты оперы и балета.

Горловое пение — визитная карточка Тувы, ее главный экспортный товар. В республике официально зарегистрированы более полутора тысяч исполнителей хоомей, но на льготную пенсию пока могут рассчитывать только четверо из них — самые известные певцы, отработавшие на сцене более 20 лет. Звезды хоомей выглядят старше своего возраста и болеют чаще.

Мангуну Алдар — один из главных претендентов на льготную пенсию, он поет с восьми лет. Сейчас ему 34 года, в родной Туве артиста не застать — все время в разъездах. Недавно Алдар вернулся из Индии, скоро уезжает на гастроли в Канаду и США. В поликлинике у певца измеряют давление до и после выступления. Перед тем, как запеть, давление было нормальным — 120 на 80.

За четыре минуты, в течение которых Мангуну в приемном покое пел народную песню о матери, красивой девушке и лошади, давление у него резко подскочило.

Врач: «Тахикардия, учащенное сердцебиение, повышенное давление».

В правительстве республики готовят обращение в федеральные министерства и ведомства, предстоит пройти сложную процедуру согласований. Сначала необходимо внести исполнителей горлового пения в реестр профессий, ведь формально такой специальности не существует.

Анатолий Дамба-Хуурак, заместитель председателя правительства Тувы: «Желающих будет много, поэтому мы должны установить соответствующие критерии. Люди, им соответствующие, будут иметь право уходить на пенсию раньше остальных. Одно дело, когда человек в кругу своих друзей демонстрирует горловое пение, другое дело — на больших сценах».

Если все пройдет успешно, то уже в следующем году Мангуну Алдар получит первое пенсионное пособие. Артист признается, что даже после выхода на пенсию петь не перестанет, но отдыхать между выступлениями будет больше.

Источник

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

Достижение высших состояний сознания.

На протяжении тысячелетий шаманы были единственными врачевателями как тела, так и сознания тувинцев. Ими накоплен огромный опыт в индивидуальном и групповом лечении. Ввиду отсутствия медицинского оборудования и препаратов, шаманы пошли по пути развития скрытых целительских способностей человека, а в силу обожествления ими природы – естественно, что они черпали свое вдохновение из окружающего мира. Подражая звукам природы, они входили в трансовое состояние, что раскрывало резервы их психики. Так постепенно, через имитацию звуков животных, птиц, ветра и т.д., сформировалось уникальное искусство обертонального горлового пения, при котором исполнитель способен петь двумя и более голосами одновременно.

С помощью этих звуков, часто практикуемых совместно с народными инструментами – игилем (вариант народной виолончели), бубном и хомусом (варганом), шаманы погружали в измененные состояния сознания своих пациентов и искали причины возникновения у них заболевания или личностной проблемы, а в случае необходимости использовали направленное воздействие голоса с обертонами на больной орган.

В механизме лечебного воздействия шаманского обертонального звука можно выделить два основных момента.

Первый связан с физическими свойствами звуковых гармоник и основан на принципе резонанса. Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладает определенной «здоровой» резонансной частотой. Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь. Мы можем помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа. Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом. А наличие в его голосе обертонов значительно усиливает воздействие.

Читайте также:  Ревень польза и вред видео

Этот эффект обертонов был визуально показан в экспериментах по киматике Барбары Хироу. В них акустическая система размещалась над зеркалом и производила два звука с разной частотой колебаний. Вибрирующее зеркало отражало луч лазера на экран, создавая на его поверхности «звуковые» образы. Если певцы-экспериментаторы пропевали две ноты, образующие гармонический интервал, то на экране возникали геометрически совершенные, симметричные формы. Этот результат был особенно показательным в случаях, когда певцы выпевали не обычные звуки, а вокальные гармоники. Когда же голоса певцов не создавали гармонического интервала, то симметрия в изображениях на экране отсутствовала. Всемирно известны сейчас также исследования Масару Эмото, продемонстрировавшего способность звука изменять структуру воды. Если помнить о том, что тело человека на 70% состоит из воды, то можно видеть, какие возможности открываются для исцеления звуком.
И такие научные данные, подтверждающие влияние гармоничного звука на живые системы, появляются во все большем количестве. Показано, что музыкальные звуки способны повышать уровень серотонина и гормона роста и снижать уровень АКТГ, способствуя уменьшению стрессов. Музыка нормализует кровообращение, кровяное давление, волновую активность мозга – в частности, меняется поток возбуждения в кортико-таламических и кортико- лимбических кругах. Исследования французского ученого Фибиана Маман показали, что воздействие на раковые клетки in vitro звуками по восходящей музыкальной шкале приводит к прогрессивной дестабилизации их клеточной структуры и в конечном итоге разрушению клеток. Можно понять этот эффект, исходя из того, что мембраны клеточных органоидов являются естественными резонаторами, и поэтому все внешние вибрации напрямую влияют на состояние каждой живой клетки, находящейся в поле их распространения.

Второй аспект в воздействии шаманского звука является информационным. Создавая звук, шаман прежде всего вкладывает в него свое намерение излечить пациента, которое транспортируется его звуковыми волнами в энергетическую структуру больного. Кроме того, шаман использует и вербальные формы суггестии, произнося специфические молитвы или заговоры. Обычно этот эффект усиливается еще и звуком бубна – техника, известная как камлание.

В механизме горлового обертонального пения выделяют основной тон, или бурдон, создаваемый голосовыми связками, и второй голос, содержащий обертоны от 5-го до 13-го, часто похожие на свист. Этот голос создается за счет носового резонанса и так называемых «ложных голосовых связок», образующихся над природными в результате практики пения.

Наблюдения показывают, что даже после концертов обертонального пения многие слушатели отмечают заметные изменения в состоянии сознания, продолжавшиеся от получаса до нескольких дней в зависимости от исходного состояния и чувствительности слушателя. У многих людей ослабевают или исчезают головные боли и проявления других заболеваний. Опрос же участников семинаров демонстрирует улучшение самочувствия у большинства из них, исчезновения напряжений в теле и сознании, глубину положительных эмоций. Многие впервые начинают ощущать свою энергию и переживают необычные состояния сознания, вплоть до ощущения выхода из тела. У людей появляется осознанное желание самостоятельно восстанавливать свое здоровье и развиваться духовно.

СТИЛЬ КАРГЫРАА – низкий гортанный звук, производное от «хрипеть», «бурлить», своим звучанием иногда напоминает рык дикого зверя, карканье вороны.
Овладение этим стилем позволяет направить вибрацию в любую область тела, усиливая кровообращение с помощью низкочастотных вибраций. Каргыраа способствует очищению дыхательных путей (легкие, бронхи, трахея и гортань). Развивает грудной резонатор, пробуждает животную силу, поднимает мощь корневых центров, помогает ощутить опору под ногами и связь с Землёй («заземление»).

СТИЛЬ ХООМЕЙ – это звук низких и средних регистров, его обертон или «надзвук» слышен как завораживающий звук флейты. Люди коренных народов пели хоомей колыбельные для своих деток. Его вибрации прекрасно развивают и чистят носовой и грудной резонаторы, что позволяет избавиться от накопившейся слизи и хронической заложенности носа, гнусавости. «Раскрывает» гортань и трахею, вследствие чего уходят зажимы, напряжения в голосовом аппарате, которые многие из нас с детства несут в себе. Отключает «внутренний диалог».

СТИЛЬ СЫГЫТ – очень красивый высокий свистящий звук с флейтоообразными переливами. Высокая частота вибраций и замыкание звукового кольца посредством языка, делает этот стиль самым сильным по воздействию на тело и сознание, в сравнении с другими. Знатоки горлового пения называют его «чистая энергия».

ЗВУК «ТИБЕТСКАЯ ПОЮЩАЯ ЧАША» – открытый носовой (назальный) звук, с обертоном, напоминающим звучание тибетской чаши. Дополнительным резонатором этого звука является головной купол. Его тончайшие вибрации активизируют работу высших центров, гармонизируют человека, снимают стресс, напряжение и усталость. Этот звук незаменим во время медитаций, направленных на достижение высших состояний сознания. 

Источник

Все неизведанное притягивает к себе множество слухов и суеверий, чаще всего абсолютно абсурдных и не подтвержденных никакими фактами.

Поскольку горловое пение является экзотическим стилем исполнения для европейца, оно успело обрасти большим количеством мифов. В этой статье я постараюсь максимально их развеять.

Читайте также:  Рыбий жир с облепиховым маслом польза и вред

1. Использовать технику горлового пения могут только тувинцы.

Когда в конце 19 века горловое пение было «открыто» русскими, считалось, что петь таким образом могут только азиаты. Но после серьезных научных исследований пришли к выводу, что горло тувинца ничем не отличается от горла любого другого человека. Позже этот миф опровергли сотни европейцев, успешно освоившие искусство горлового пения.

2. Горловым пением поют только шаманы.

Многие европейцы считают, что горловое пение – это прерогатива исключительно шаманской касты. Считать так в корне неверно. По словам тувинцев, раньше у них пели практически все, даже дети. Так же обстоят дела и в Монголии, где почти все кочевники пели горловым пением. Можно сравнить культуру горлового пения в Сибири с культурой классического вокала в Европе. Как в Европе вокальным и оперным пением исполняют обычные песни, также и в Сибири, горловым пением исполняют народный эпос, поют былины и легенды. Это особенно ярко выражено в культуре народов Алтая, где кайчи – народные сказители – могли петь эпос по несколько дней подряд. Не любой шаман обладает навыками горлового пения и уж точно не любой певец является шаманом.

3. Горловому пению очень сложно научиться.

Это неправда. На самом деле техника горлового пения осваивается намного проще техники классического и оперного вокала. Трудности возникают при самостоятельном обучении, особенно для европейцев, не привыкших к горловому пению. То, что с преподавателем осваивается за неделю, при самостоятельном обучении может занять месяцы. Очень важно вовремя исправить ошибки человека и направить его в нужное русло, тогда обучение проходит намного эффективнее и быстрее.

4. Горловое пение опасно для здоровья.

Это правда лишь отчасти. В конце XX – начале XXI веков проводились медицинские исследования о влиянии горлового пения на здоровье человеческого организма. Ученые пришли к выводу, что долгое исполнение горлового пения (более 2-3 часов подряд) действительно губительно влияет на здоровье. Долгие задержки дыхания увеличивают содержание углекислого газа в крови, а перенапряжение грудных и брюшных мышц приводит к их ослаблению. Однако, если вы не собираетесь регулярно давать долгие концерты, вам совершенно не о чем беспокоиться. Наоборот, при дозированном исполнении горлового пения ощущается прилив сил, улучшается кровообращение, усиливаются мышцы груди и пресса. Во избежание пагубного воздействия, главное – не перенапрягаться и не заставлять себя петь насильно. Во всем нужно знать меру, и в горловом пении тоже.

5. У женщин изменяется гормональный фон при исполнении горлового пения.

Это абсолютная неправда. Спектр слухов о вреде горлового пения для женщин достаточно широкий, однако ни один из этих слухов не был доказан медициной. Есть лишь одна опасность для женщин – это чрезмерное перенапряжение. По этой причине женщинам не рекомендуется исполнять стиль каргыраа долгое время. Однако, чаще всего исполнительницы горлового пения предпочитают другие стили по причине того, что у женщин они получаются гораздо красивее. Обучение каргыраа необходимо, но оно не несет никакого вреда здоровью, а его использование после обучения совсем необязательно.

Источник

Горловое пение – это уникальный вид пения, который присущ некоторым народам Саяно-Алтайского региона – тувинцам, монголам, алтайцам и башкирам. Как научиться петь горловым пением, спросите вы? Горловое пение – это пение с помощью гортани, а уникальность этого пения заключается в том, что исполнитель извлекает одновременно две ноты или даже три, и получается, что один человек поёт одновременно двух- и даже трёхголосием. Также, гортанное пение сохранилось как ритуальное пение у шаманов, например, в Хакассии, Башкортостане, Бурятии, Тибете, Тыве, Северной Африке и племенах индейцев. Горловое пение как бы отражает и подражает звукам самой природы, заключая в себе единение всего сущего, как будто растворяет человека в природе.

Основными стилями горлового пения можно назвать пять видов:

  • каргыраа
  • хоомей
  • сыгыт
  • эзенгилээр
  • борбаннадыр

Сохранились сказания и легенды о происхождении каждого вида горлового пения. Так, гласит легенда, стиль каргыраа произошёл от подражания голосу верблюдицы, которая скачет над телом умершего верблюжонка и издаёт звуки, схожие с каргыраа. Само слово каргыраа имеет звукоподражательную основы, это как будто хрипение, бурление.

Происхождения слова хоомей имеет несколько трактовок. Одни считают, что происхождение этого термина связано с манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудение или звуки, подражающие гудению, другие считают, что хоомей произошёл от тувинского названия гортани хоо, хоозу. А в Монголии есть слово «хоомий», которое означает горло, глотка, так что может быть термин хоомей заимствован именно у них.

Стиль сыгыт скорее всего произошёл от глагола сыгыр, который означает – свистеть, а термин сыгыт означает плачь, причитание, стон. Возможно этот вид пения связан с погребальными обрядами у разных народностей.

Эзенгилээр произошёл от слова эзенги, которое обозначает – стремена. При езде на лошади можно различить специфический ритмичный звук, когда металлические детали уздечки соприкасались со стременами. При этом, чтобы эти звуки были различимы, всаднику приходилось сидеть в седле определённым образом. Стиль эзенгилээр появился, как подражание именно этим ритмическим звукам.

Читайте также:  Жир растительный лауриновый польза и вред

Стиль борбаннадыр имеет корни глагола «борбаннат», что означает перекатывать что-то круглое. И в связи с этим как бы перекатыванием, данный стиль имеет свои ритмические формы.

Мы уже говорили, что техника горлового пения заключается в том, что это пение гортанью, и специфические звуки, которые рождаются при таком пении, измерялись умением как можно точнее передать звуки природы, и тем самым выразить любовь к ней.

Обучение горловому пению достаточно сложное, и преподавателей для данного вида пения тоже найти не так легко. Наиболее простая для исполнения и безопасная для новичков – это техника хоомей. Ею могут овладеть как мужчины, так и женщины. Она основана на звучании простого голоса, к которому подмешиваются обертоновые украшения с помощью верхних резонаторов. Сибирские шаманы не рекомендуют женщинам практиковать более сложные стили горлового пения, так как это может привести к изменению гормонального баланса.

Нужно отметить, что горловое пение, это очень специфический стиль, который можно отнести к фольклорным жанрам. Овладение им может очень расширить ваш кругозор, так как эта техника не существует сама по себе, она окружена множеством легенд, тайн и древних приданий.

Источник

Пение приносит радость многим людям, но знаете ли вы, что страсть к пению может привести и к другим неожиданным результатам? Прочитайте о том, какую пользу здоровью приносит пение, и вам никогда не захочется снова сидеть тихо!

Польза для организма

Пение укрепляет иммунную систему

Согласно исследованиям, проведенным в Университете Франкфурта, пение повышает иммунитет. Исследование включало в себя тестирование крови членов профессиональных хоров до и после часовой репетиции по исполнению «Реквиема» Моцарта. Исследователи заметили, что в большинстве случаев количество протеинов в иммунной системе, которые функционируют как антитела (известные как иммуноглобулин А), было значительно выше сразу же после репетиции. В то же время, подобное увеличение не наблюдались после того, как члены хора просто пассивно слушали музыку.

Пение – это тренировка

Для пожилых людей, инвалидов и раненых пение может быть отличной формой упражнений. Даже если вы здоровы, при использовании правильных методов пения ваши легкие тренируются и укрепляются. Другие, связанные с пользой для здоровья, преимущества пения включают в себя более сильную диафрагму и стимуляцию циркуляции крови. Поскольку во время пения вы втягиваете большее количество кислорода, чем при выполнении многих других видов физических упражнений, некоторые даже считают, что пение может увеличить ваши аэробные способности и выносливость.

Пение способствует здоровому сну

По мнению экспертов, пение может помочь укрепить горло и нёбные мышцы, благодаря чему прекращается храп и апноэ во сне. Если вы знакомы с этими недугами, то знаете, как трудно получить хороший ночной сон!

Психическая и эмоциональная польза

Пение – естественный антидепрессант

Известно, что пение способствует выработке эндорфинов – гормонов, которые заставляют вас чувствовать себя взбодрившимися и счастливыми. Кроме того, ученые идентифицировали крошечный орган в ухе, называемый sacculus, который реагирует на частоты, созданные пением. В ответ возникает непосредственное чувство удовольствия, независящее от того, как звучит пение.

Пение снижает уровень стресса

Пение высвобождает накопленное напряжение мышц и снижает уровень гормона стресса, называемого кортизолом, в вашем кровяном потоке.

Пение улучшает умственную активность

Улучшается кровообращение и кислородный поток крови, что позволяет большему количеству кислорода проникать в мозг. Это улучшает умственную активность, концентрацию и память. Общество Альцгеймера даже создало сервис «Пойте для мозга», чтобы помочь людям с деменцией и Альцгеймером сохранить свои воспоминания.

Польза в социализации

Пение усиливает ваше доверие

Страх перед сценой – общее чувство для новоиспеченных певцов. Однако, получение похвалы от друзей и семьи может быть ключом к окончательному преодолению ваших страхов и повышению уверенности в себе.

Пение расширяет коммуникативные навыки

Согласно статье в The Guardian, пение младенцев помогает подготовить их мозг к языку. Музыка так же важна, как обучение чтению и письму в молодом возрасте, для избежания языковых проблем в будущем. Если вам нравится писать собственные тексты песен, оттачивание этого таланта может улучшить вашу способность общаться по-разному!

Прелести пения выходят за рамки простого наслаждения красотой собственного вокального таланта. Все эти пользы для здоровья от пения могут заставить вас хотеть присоединиться к хору или начать брать уроки вокала прямо сейчас! И неважно, станете вы певцом мирового класса или нет.

Еще больше интересных статей смотрите в блоге Музточки!

Источник