Польза и красота устного творчества

Погорелова Любовь
Консультация для педагогов о пользе устного народного творчества для развития дошкольников

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие е активизации со стороны родителей – приводит проблемам в развитии речи детей. Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его – пословицы, загадки, сказки – он не только слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в свом влиянии на ребнка. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зрна. Только при этих условиях язык ребнка будет живым и ярким. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях.

Диалог рассматривается как вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения. Именно через него люди вступают в общение с другими людьми.

Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для детей. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые примы, танец. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребнком эмоциональный контакт.Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Необходимо помнить,что отбор фольклорно-этнографического материала должен подчиняться необходимости решения двуединой задачи: -во-первых, показать самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и научить понимать тот художественный язык, с помощью которого выражается смысл народных обрядов, сказок, хороводов, костюмов, утвари и пр. ;

-во-вторых, подготовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов культуры как составных частей мирового культурно-исторического процесса.

Используемыйфольклорно-этнографический материал должен отвечать ряду требований:

1. Доступность для детского восприятия, соответствие интересам ребенка.

2. Социальная актуальность материала, его положительное воздействие на формирование социальных чувств детей.

3. Единство содержания и средств художественной выразительности, то есть формы произведения. Знакомить дошкольников с богатством культурного наследия народа необходимо в наиболее близких им формах, оживляющих педагогический процесс.

4. Возможность использованиядля гуманизации личности ребенка: воспринимая гуманные отношения на фольклорном материале, он попытается перенести их характер в собственные отношения с окружающим миром.

5. Большой потенциал развития детской речи. Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями,которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок,потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя – помочь малышам в этом.

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге “От двух до пяти” говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с темп из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки» В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Но эффективность их использования будет зависеть не только от того – понимает ли воспитатель какова роль фольклора, а и от того насколько хорошо он знает о средствах народной педагоги, о методах и приемах их использования.

Читайте также:  Пробойная икра в чем польза

Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек. В работе с малышами педагог широко использует малые фольклорные формы. Уместно прочитанные потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно- гигиеническим навыкам. Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящие ребят с произведениями фольклора. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение «Каравай», «Гуси – лебеди», «Сорока-белобока» и т. д.). Знакомят детей и с первыми сказками («Курочка- Ряба», «Репка», «Колобок» и т. д.). Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.

Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, – необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.

При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю следует обратить внимание на следующее:

1. Можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты.

2. Использование потешек, поговорок и т. д. только тогда обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим миром, когда их содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т. д.). Они должны как можно чаще звучать в речи педагога.

3. Необходимо широко использовать наглядный материал (чем младше ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делают динамический акцент на фрагментах текста («масляна головушка» – приводят в движение именно эту часть игрушки и т. п.).

4.В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка и т. д.

5.Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.

6. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.

7. Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.

8. Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют фольклорные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Народные праздники всегда связаны с игрой, поэтому и в содержание праздников в детском саду включаются разнообразные народные подвижные игры, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Дети старшего дошкольного возраста поют русские народные лирические песни и частушки, демонстрируя, как в этих видах словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости. Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах, исполнения под их аккомпанемент песен, плясок. Широко используются и сценки, кукольный театр по народным песенкам, потешкам, сказкам. Основным отличием народных драматических действ (игры, хороводы, сценки) является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Большое внимание должно быть уделено костюмировке, использованию декораций.

Читайте также:  О пользе и вреде сфинкса

Таким образом, использование фольклора в процессе организации разных видов детской деятельности, применение различных методов ознакомления с устным народным творчеством русского и других народов вызывает устойчивый интерес к фольклору, способствует развитию речевой активности у детей дошкольного возраста.

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира. Все это поможет ребенку не только освоить лучшие образцы устного народного творчества, но и обеспечить его личностное развитие уже с раннего возраста.

Источник

                Òâîð÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà ïðîÿâëÿåòñÿ êàê äóõîâíàÿ ïîòðåáíîñòü â ïðåîáðàçîâàíèè îêðóæàþùåãî ìèðà ïî êðèòåðèÿì êðàñîòû.  ýòîì áûë çàìûñåë Òâîðöà ìèðà. È Îí îáåñïå÷èë êàæäîãî ÷åëîâåêà äóõîâíûìè çàäàòêàìè äëÿ  ó÷àñòèÿ â ñîòâîð÷åñòâå. Ýòî â èäåàëå. Íî â ðåàëüíîñòè – íå âñå ñïîñîáíû æèòü è òâîðèòü ïî äóõîâíûì çàïîâåäÿì Áîãà. Ïîýòîìó, êàê äîáðî è çëî áîðþòñÿ â ýòîì ìèðå çà  ñåðäöå ÷åëîâåêà, òàê è êðàñîòà è áåçîáðàçíîå ñòðåìÿòñÿ îâëàäåòü åãî ýñòåòè÷åñêèì âîñïðèÿòèåì ìèðà è êðèòåðèÿìè òâîð÷åñòâà â êóëüòóðå.
 
                Êàæäûé ÷åëîâåê òâîðèò ñâîþ îêðóæàþùóþ ñðåäó ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ è ýñòåòè÷åñêîìó âêóñó, à èíîãäà – ïðîñòî ñëåäóÿ òðåáîâàíèÿì âðåìåíè. Íàäî íå çàáûâàòü, ÷òî çëî ÷àñòî ÿâëÿåòñÿ â êðàñèâîé îáåðòêå. Õîòÿ ëþäÿì ñ èñêàæåííûì ýñòåòè÷åñêèì âêóñîì îíî çàâåäîìî ïðåäñòàåò â ñâîåì îòâðàòèòåëüíîì åñòåñòâå.

                “Âñ¸ äóõîâíîå â ÷åëîâåêå – îò Áîãà. 
                È òîëüêî êóëüòóðà – ïðîäóêò òâîð÷åñòâà ÷åëîâåêà”.

 *** ×ÒÎ ÅÑÒÜ ÊÐÀÑÎÒÀ?
               
                «Âñå ñîòâîðèë Îí ïðåêðàñíûì â  ñâîå âðåìÿ».               
                Åêêëåñèàñò 3:11.          

                À åñëè òàê, òî, ÷òî åñòü êðàñîòà?
                È ïî÷åìó åå îáîæåñòâëÿþò ëþäè?
                Ñîñóä îíà, â êîòîðîì ïóñòîòà,
                Èëè îãîíü, ìåðöàþùèé â ñîñóäå?   Í. Çàáîëîöêèé.

            ÊÐÀÑÎÒÀ – âñ¸ òî, ÷òî âûçûâàåò â ÷åëîâåêå äóõîâíóþ ðàäîñòü è óäîâîëüñòâèå îò ñîçåðöàíèÿ è ñëóøàíèÿ. Ïîòðåáíîñòü ëþáîâàòüñÿ êðàñîòîé äàðîâàíà òîëüêî ÷åëîâåêó. Ñîçåðöàÿ îêðóæàþùèé ìèð, ìóäðåöû îïðåäåëèëè êðèòåðèè êðàñîòû, ïî êîòîðûì ýòîò ìèð óñòðîåí:

     – Öåëåñîîáðàçíîñòü – ñîîòâåòñòâèå ôîðìû ñîäåðæàíèþ, íàçíà÷åíèþ.

     – Ïðîïîðöèÿ – ñîîòíîøåíèå ìåæäó ñîáîé ÷àñòåé öåëîãî.

     – Ãàðìîíèÿ – ñëàæåííîñòü, ñîãëàñîâàííîñòü ìåæäó ñîáîé ðàçëè÷íûõ  ïðåäìåòîâ
                è   ÿâëåíèé.
 
     – Ðèòì – ïîâòîðÿåìîñòü îäèíàêîâûõ ýëåìåíòîâ ÷åðåç ðàâíûå ïðîìåæóòêè âðåìåíè
               è ïðîñòðàíñòâà.

     – Ìåðà – öåëîñòíîñòü, ñîâåðøåíñòâî: «íè ïðèáàâèòü, íè óáàâèòü».

            ÝÑÒÅÒÈÊÀ – ýòî ôèëîñîôñêîå ó÷åíèå î âîñïðèÿòèè è ïåðåæèâàíèè êðàñîòû ÷åëîâåêîì, î âûÿâëåíèè çàêîíîâ òâîð÷åñòâà â êóëüòóðå.
               
            Êðèòåðèè êðàñîòû ÷åëîâåê ñòðåìèòñÿ âîïëîòèòü â ñâîåé æèçíè, â òâîð÷åñòâå.

            ÒÂÎÐ×ÅÑÒÂÎ –  ïðåîáðàçîâàòåëüíàÿ è ñîçèäàòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà, ñîçäàþùåãî êà÷åñòâåííî íîâûå ìàòåðèàëüíûå è äóõîâíûå öåííîñòè.
 
            Ñòðåìëåíèå ê òâîð÷åñòâó – ýòî âðîæäåííàÿ ïîòðåáíîñòü ÷åëîâåêà, ïîýòîìó êàæäûé ìîæåò ñòàòü òâîðöîì ñâîåé æèçíè. Òâîð÷åñòâî íà÷èíàåòñÿ ñ óäèâëåíèÿ è âîñõèùåíèÿ êðàñîòîé îêðóæàþùåãî ìèðà. 

            Ïåðâîçäàííàÿ ïðèðîäà – àáñîëþòíîå âîïëîùåíèå êðàñîòû. Îíà âäîõíîâëÿåò ÷åëîâåêà íà òâîð÷åñòâî, ðàçâèâàåò ýñòåòè÷åñêèé âêóñ ÷åëîâåêà. Íî îòûñêàòü òàêóþ ïðèðîäó ñòàíîâèòñÿ âñå ñëîæíåå. Óðáàíèçàöèÿ ñîâåðøåíñòâóåò èíòåëëåêò, íî ïðèòóïëÿåò ýñòåòè÷åñêîå ÷óâñòâî ÷åëîâåêà.  ýòîé ñèòóàöèè îãðîìíàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò èñêóññòâó.

            ÍÀÐÎÄÍÎÅ  ÒÂÎÐ×ÅÑÒÂΠ ïðîÿâëÿåòñÿ â ñîçäàíèè óíèêàëüíûõ ïðåäìåòîâ, èìåþùèõ óòèëèòàðíîå è õóäîæåñòâåííîå çíà÷åíèå.  Îíî âêëþ÷àåò âñå âèäû íåïðîôåññèîíàëüíîãî  èñêóññòâà:  çîä÷åñòâî,  óêðàøåíèå èíòåðüåðà,  õóäîæåñòâåííûå ïðîìûñëû,  ôîëüêëîð,  èêîíîïèñü, æèâîïèñü.  Ïðîôåññèîíàëüíîå èñêóññòâî âûðîñëî èç èñêîííîé ïîòðåáíîñòè ÷åëîâåêà îêðóæàòü ñâîé áûò êðàñîòîé.

            ÄÈÇÀÉÍ (àíãë.- ïðîåêò) – ïðîôåññèîíàëüíîå òâîð÷åñòâî, õóäîæåñòâåííîå êîíñòðóèðîâàíèå ïðåäìåòîâ ìàññîâîãî ïðîèçâîäñòâà, ïðîåêòèðîâàíèå è îôîðìëåíèå ïðîìûøëåííûõ, îáùåñòâåííûõ è æèëûõ èíòåðüåðîâ, ôîðìèðîâàíèå öåëîñòíîé ñðåäû îáèòàíèÿ ÷åëîâåêà. Äèçàéí òîæå óõîäèò êîðíÿìè â íàðîäíîå òâîð÷åñòâî.
        Çàäà÷à äèçàéíåðà – ñîåäèíèòü â òâîð÷åñòâå òðåáîâàíèÿ êðàñîòû è ïîëüçû.

            ÏÎËÜÇÀ – ýòî óäîáñòâî èñïîëüçîâàíèÿ, íàäåæíîñòü, ýêîíîìè÷íîñòü ïðåäìåòà.

            ÊÐÀÑÎÒÀ ïðåäìåòà âûðàæàåòñÿ â ñëåäóþùåì: 

     – öåëåñîîáðàçíîñòü ôîðìû: ôîðìà ïðåäìåòà ñîîòâåòñòâóåò åãî íàçíà÷åíèþ,

     – âûðàæåííîñòü ïðèðîäíûõ ñâîéñòâ ìàòåðèàëà:
        ïîääåëêà ïðîçðà÷íîé ïëàñòìàññû ïîä õðóñòàëü – ïëîõîé âêóñ,
 
     – ýìîöèîíàëüíîñòü öâåòà,
 
     – äåêîðàòèâíûå ýëåìåíòû (äåêîð, – ôð. – óêðàøåíèå),

     – öåëîñòíîñòü îáðàçà: «íè äîáàâèòü, íè óáàâèòü», «ãëàç íå îòîðâàòü».

            ÝÑÒÅÒÈ×ÅÑÊÈÉ ÂÊÓÑ îïðåäåëÿåò ðàçâèòóþ äóõîâíóþ ñïîñîáíîñòü ëè÷íîñòè âîñïðèíèìàòü è îöåíèâàòü êðàñîòó â îêðóæàþùåì ìèðå, è ïðåòâîðÿòü åå â êóëüòóðå.

Читайте также:  Кунжут черный и белый польза и вред

            =   ÷åì ïðîÿâëÿåòñÿ ðàçâèòûé ýñòåòè÷åñêèé âêóñ ÷åëîâåêà?

                – Â ïîòðåáíîñòè ëþáîâàòüñÿ êðàñîòîé ìèðà.
                –  ñâîáîäå ýñòåòè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé, îöåíîê è ïðèñòðàñòèé.
                – Â áåðåæíîì îòíîøåíèè ê êðàñîòå ïðèðîäû.
                – Â àêòèâíîì ñîçèäàíèè êðàñîòû â æèçíè.

            =  ×òî ýòî çíà÷èò – òâîðèòü ñâîþ æèçíü ïî çàêîíàì êðàñîòû?

      • Ñîçèäàòü ñåáÿ êðàñèâûì ÷åëîâåêîì.
      • Ñòðîèòü êðàñèâûå îòíîøåíèÿ ñ ëþäüìè.
      • Îêðóæèòü ñâîé áûò êðàñîòîé.
      • Êðàñèâî ðàáîòàòü (âûñîêèé ïðîôåññèîíàëèçì).
      • Êðàñèâî îòäûõàòü.

              =  ×òî äåëàåò ÷åëîâåêà êðàñèâûì?

                – Îáàÿíèå – «ñâåò äóøè», íðàâñòâåííîñòü.
                – Çäîðîâüå.
                – Îñàíêà, ïîõîäêà, äâèæåíèÿ.
                – Âíåøíèå ïðèðîäíûå äàííûå.
                – Ýñòåòè÷åñêèé âêóñ â îäåæäå, ïðè÷åñêå, êîñìåòèêå.
                – Àêêóðàòíîñòü, ÷èñòîòà.
                – Êóëüòóðà ïîâåäåíèÿ:
                âîñïèòàííîñòü,  ÿñíàÿ,  âûðàçèòåëüíàÿ ðå÷ü,
                ïðèÿòíûå ìàíåðû,  ñîáëþäåíèå ïðàâèë “õîðîøåãî òîíà”.

               ÄÓÕÎÂÍÎÑÒÜ ëè÷íîñòè ïðåäïîëàãàåò ñëèÿíèå íðàâñòâåííîñòè è êðàñîòû.      
               
                «Ýòèêà ýòî ýñòåòèêà áóäóùåãî».  Ì.Ãîðüêèé.

               
 *** ÈÑÊÓÑÑÒÂΠ  ÊÀÊ   ÂÛÑØÀß   ÔÎÐÌÀ   ÒÂÎÐ×ÅÑÒÂÀ.

                «Èñêóññòâî – ÿçûê äëÿ ïåðåäà÷è âûñøèõ äóõîâíûõ   
                öåííîñòåé, ìîñò ìåæäó äóøàìè ëþäåé».  È.Ãëàçóíîâ.

               êóëüòóðå ñóùåñòâóåò äâà ñïîñîáà âîñïðîèçâåäåíèÿ è îáúÿñíåíèÿ  æèçíè ÷åëîâåêîì: ñðåäñòâàìè íàóêè è ÷åðåç õóäîæåñòâåííûå îáðàçû èñêóññòâà.

              ÈÑÊÓÑÑÒÂÎ – ñïîñîá ýñòåòè÷åñêîãî îñâîåíèÿ ìèðà è âîñïðîèçâåäåíèÿ åãî â õóäîæåñòâåííûõ îáðàçàõ.

              ÕÓÄÎÆÅÑÒÂÅÍÍÛÉ  ÎÁÐÀÇ – îáðàç ìèðà è ÷åëîâåêà, ñôîðìèðîâàâøèéñÿ â ñîçíàíèè õóäîæíèêà, è âûðàæåííûé èì â ñëîâå, çâóêàõ, êðàñêàõ, â ðàçëè÷íûõ ìàòåðèàëàõ è ôîðìàõ. Õóäîæåñòâåííûé îáðàç ëþáîãî âèäà èñêóññòâà  âîçäåéñòâóåò îäíîâðåìåííî íà ýìîöèè è ÷óâñòâà  ÷åëîâåêà, è íà åãî èíòåëëåêò.

              ÕÓÄÎÆÅÑÒÂÅÍÍÎÑÒÜ – ýòî ìåðà ýñòåòè÷åñêîé öåííîñòè ïðîèçâåäåíèÿ èñêóññòâà.
                «Çàäà÷à èñêóññòâà – ïðèíîñèòü ïîëüçó, óñëàæäàÿ». Ãîðàöèé.
             
              Õóäîæíèê âûðàæàåò ñâî¸ âèäåíèå ìèðà è ëè÷íîå îòíîøåíèå ê ïðîèñõîäÿùåìó â æèçíè, ïîýòîìó îäíî è òî æå ÿâëåíèå ðàçíûå õóäîæíèêè îòðàæàþò ïî-ðàçíîìó. Ëþáîå ïðîèçâåäåíèå èñêóññòâà – óíèêàëüíîå, íåïîâòîðèìîå òâîðåíèå õóäîæíèêà. Ýòèì è èíòåðåñíî èñêóññòâî. 

              Ìíîãîîáðàçèå ìèðà õóäîæíèêè îòîáðàæàþò ðàçíûìè ñïîñîáàìè è ìåòîäàìè. Òàê âîçíèêëè ðàçíûå âèäû èñêóññòâà:

              • ÌÓÇÛÊÀ – èñêóññòâî çâóêà.
              • ÒÅÀÒÐ – èñêóññòâî èãðû àêòåðà.
              •  ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ – èñêóññòâî ñëîâà.
              • ÀÐÕÈÒÅÊÒÓÐÀ – èñêóññòâî ôîðìèðîâàíèÿ ïðîñòðàíñòâà.
              • ÑÊÓËÜÏÒÓÐÀ – èñêóññòâî ñîçäàíèÿ îáúåìíûõ ôîðì.
              • ÃÐÀÔÈÊÀ – èñêóññòâî ðèñîâàíèÿ.
              • ÆÈÂÎÏÈÑÜ – èñêóññòâî öâåòà.
              • ÊÈÍÎ –  èñêóññòâî ñúåìêè õóäîæåñòâåííûõ è ðåàëüíûõ ñîáûòèé.
              • ÄÅÊÎÐÀÒÈÂÍÎ-ÏÐÈÊËÀÄÍÎÅ – èñêóññòâî óêðàøåíèÿ.

                «Èñêóññòâî – ýñòåòè÷åñêàÿ øêîëà íðàâñòâåííîñòè». À. Ãåðöåí.

            Âûøåèçëîæåííûé òåêñò – íå èñêóññòâîâåä÷åñêèé, ýòî  ïîïûòêà îáúÿñíèòü â ïðîäóìàííîé ñèñòåìå ñâîå ïîíèìàíèå òåðìèíîâ, ñâÿçàííûõ ñ ðàçâèòèåì ýñòåòè÷åñêîé êóëüòóðû ëè÷íîñòè. Íî åñëè âäóìàòüñÿ, ýòî îïîðíûé ïëàí äëÿ ñàìîîáðàçîâàíèÿ â ýòîì íàïðàâëåíèè. Ñîâñåì íå îáÿçàòåëüíî äëÿ ÷åëîâåêà çíàòü òåîðèþ èñêóññòâà. Ãëàâíîå – îñìûñëèòü îðèåíòèðû â ýñòåòè÷åñêîì  ïîñòèæåíèè ìèðà è ïîíèìàòü, ÷òî ìîæíî îæèäàòü îò êàæäîãî âèäà èñêóññòâà. Åñòü ëè÷íîñòè, êîòîðûå âñþ æèçíü õîäÿò â ìóçåé ê îäíîé è òîé æå ëþáèìîé êàðòèíå, è ïîëó÷àþò ìîùíóþ äóõîâíóþ ïîäïèòêó. Ó âñåõ ñâîè ïóòè.

           Ìíå ñåé÷àñ íå î÷åíü íðàâèòñÿ õîäèòü ïî ìóçåÿì ñ ýêñêóðñîâîäîì. Äëÿ ìåíÿ èñêóññòâî óæå íå âîçìîæíîñòü ïîëó÷åíèÿ èíôîðìàöèè, à ØÊÎËÀ ÑÎÏÅÐÅÆÈÂÀÍÈß.  Èñêóññòâî ýòî îãðîìíûé ìèð, â êîòîðîì ìîæíî ïîëó÷èòü âñþ ãàììó äóõîâíûõ ïåðåæèâàíèé: íåêîòîðûì ëþäÿì íå õâàòàåò èõ  â æèçíè, à ó êîãî-òî îíè ñïëîøü íåãàòèâíûå.  èñêóññòâå ìîæíî îáðåñòè ãàðìîíèþ ÷óâñòâîâàíèÿ.

           Èñêóññòâî, åñëè îíî áîãîäóõíîâåííî, ñîâåðøåíñòâóåò ïîòðåáíîñòü è ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà ê äóøåâíûì ýìîöèÿì è ãëóáîêèì äóõîâíûì ïåðåæèâàíèÿì.
Íî èíîãäà ïðîèçâåäåíèÿ èñêóññòâà  ñîçäàþò “òâîðöû”, ÷åé äóõ íàïîëíåí íåíàâèñòüþ ê ëþäÿì è ê ìèðó â öåëîì. Êàêèå ïåðåæèâàíèÿ îíè âûçûâàþò â çðèòåëå, ÷èòàòåëå  è ñëóøàòåëå? Íî ýòî óæå òà ñôåðà, ãäå ÷åëîâåê ñàì âûáèðàåò, ÷òî åìó ñìîòðåòü, ÷èòàòü  è ñëóøàòü.    Å.ß.               

Источник