Польза графических диктантов для дошкольников

Польза графических диктантов для дошкольников thumbnail

Что такое графические диктанты? Представьте
перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны
стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток,
которые нужно пройти́ в указанном направлении). В итоге, если следовать
указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное
расстояние, получается изображение – картинка. Это может быть что угодно:
черепаха, автомобиль, яблоко и пр.. Иными словами: графические диктанты это
рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании.

Увлекательное
занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых.
Рекомендуемый возраст для начала пользования графическими диктантами – от 4 лет.
Именно в этом возраст следует начинать развитие мелкой моторики, с помощью
рисования по клеточкам.

Графическими
диктантами можно пользоваться везде: дома, на дополнительных занятиях, на
отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Это не уроки и не занятия
определённой дисциплиной, а наоборот, игра́ и просто интересное занятие. Деток
всегда нужно заинтересовать, а что сделает это лучше, чем такое необычное
занятие. Ведь в итоге должна́ получиться какая-то неизвестная картинка, которую
потом можно разрисовать карандашами или фломастерами.

Если
вы хотите провести графический диктант с ребёнком, нужно подготовить всё
заранее. Посадите ребёнка за стол, вручите ему карандаши, листочки в
клеточку (можно использовать тетради с крупной клеткой) и ластик.

Затем
следует объяснить малышу как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с
ним, что мы будем делать: «Сейчас мы с тобой будем рисовать интересные
фигурки. Какие, я тебе не скажу. Это ты увидишь, если правильно
выполнишь работу, будешь внимательно меня слушать и не путать право-лево. Я
буду тебе диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком
направлении. Ты будешь проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от
бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получилось. Старайся, чтобы линии
были у тебя ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный»

В
первый раз можно рисовать вместе с ребенком, чтобы он видел как нужно
работать, а второй и последующие диктанты дети смогут выполнять уже
подсказок. С малышами перед диктантом обязательно повторите, где правая и левая
рука, как рисовать линию вправо и влево.

После
выполнения диктанта обязательно похвалите детей, исправьте вместе
ошибки, если они есть. Если дошкольнику понравятся такие упражнения, можно
попросить их придумать и самим нарисовать по клеточкам фигурки, а потом
вместе составить интересный графический диктант.

Выполнять
графические
диктанты
можно в двух вариантах.

Вариант 1. Ребенку предлагают повторить
в тетради рисунок, который изображен на образце.

Вариант 2. Взрослый человек диктует
определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и
направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое
изображение на исходное и сравнивает результат с образцом.

В
заданиях количество клеток обозначено цифрой, а направление – стрелкой. Запись
такого вида: 1  →; 3 ↑; 2 ←; 4 ↓; 1 → следует
читать – 1 клеточка вправо, 3 клеточки вверх, 2 клеточки влево, 4 клеточки
вниз, 1 клеточка вправо.

Плюсы графического диктанта


Тренирует мелкую моторику рук дошкольника.


Учит ребенка сосредотачиваться на конкретном задании.


Тренирует внимание. Задействует связь фонетического восприятия с визуальным и
графическим.


Учит ребенка запоминать понятия «лево» и «право».


Тренирует абстрактное мышление и воображение.

Задание
требует доводить начатое до конца, иначе будет просто не понятно, что загадал
ведущий. Дополнительными вопросами и заданиями можно развивать речь маленького
ребенка, говоря о нарисованном предмете, изучать новые понятия. Значительно
облегчает жизнь родителей в длительном ожидании вместе с детьми. Не требует от
ведущего специальных знаний и длительной подготовки. Одно важное правило при
выполнении заданий: не стоит заставлять ребенка их выполнять через силу. Не
ругайте и не прерывайте ребенка, если он ошибся или не справился с заданием.
Просто объясните ему: почему так получилось, что он сделал не так. Лучше
выбрать время, когда все игроки в хорошем настроении и хотят заняться чем-то
увлекательным. Заинтересуйте ребенка и предложите ему быть ведущим — ведь детям
тоже хочется самим что-то придумать и «покомандовать взрослыми».

Все
графические диктанты помогут малышу расширить кругозор, научиться
ориентироваться в тетрадке, увеличить активный словарный запас, познакомиться с
различными способами и вариантами изображения предметов.

Анастасия Алексина, психолог ДШИ №6

 

p128876044_13.jpgp28.jpgp8.jpgpcherepaha1.jpgpgraphdiktant1.jpgpimage17.jpegprak1.jpgpserdechko.jpg

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru google.com/buzz friendfeed.com ya.ru mail.ru myspace.com rutvit.ru pikabu.ru liveinternet.ru livejournal.com blogger.com google.com yandex.ru memori.ru

Источник

 Польза графических диктантов

Подготовка ребёнка к школе – процесс длительный и обязательный. Поэтому психологи и педиатры рекомендуют начинать ещё за год до первого класса, в детском саду или на дому. Поскольку малыша нужно готовить не только к нагрузкам умственным и физическим, но и моральным. В общем, как следует заняться воспитанием, помочь стать более усидчивым, внимательным и смелым.

Если ещё морально ребёнка можно подготовить к большим переменам, по средствам общения со сверстниками во дворе и детском саду. То научить малыша быть более внимательным, развить навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с помощью графических диктантов и рисования по клеточкам. На сегодняшний день это невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это способ научить малыша письму, развить логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость, а так же мелкую моторику ручек. С помощью этого занятия ребёнок развивает координацию, устойчивость и корректирует правильность своих движений, так сказать, «набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и конспектов за короткий период времени. 

Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается изображение – картинка. Иными словами: графические диктанты это рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании. 

Такие занятия рекомендуются не только деткам дошкольного возраста, в детских садах, но  ребятам до 12-летнего возраста. Ведь внимательность и координацию движений, можно развивать и в старшем возрасте. Увлекательное занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых. Рекомендуемый возраст для начала рисования графических диктантов – от 4 лет. Именно в этом возрасте начинают развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам.

Графические диктанты в качестве развивающей игры используют в различных местах: дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Деток важно заинтересовывать, а что сделает это лучше, чем такое занятие. Ведь в итоге получится неизвестная картинка, которую потом можно разрисовать карандашами или фломастерами. Объясняя малышу это, можно не волноваться за его заинтересованностью этим, не так занятием, как игрой, развивающей воображение. 

Итак – начнём выполнение. В первую очередь нужно подготовиться, а именно  приобрести сборник графических диктантов. Обзавестись ими можно не только в специализированных магазинах детских книг, но и в лавке с канцелярскими товарами, букинистических магазинах. Бесплатно их можно скачать на некоторых сайтах в интернете ( например на нашем сайте), можно зайти и на платные сайты. Выбор таких заданий велик, выбирайте, исходя из возраста, пола и хобби ребёнка. Для малышей, только начинающих занятия, лучше всего подобрать графические диктанты (рисование по клеточкам) с изображением зайчиков, котиков, собачек. Для девочек: принцесс, цветов. Но, можно начать и с простых геометрических фигур: квадратов, треугольников, призм. Так вы сразу обучите ребёнка и координации движений, улучшите моторику ручек, разовьёте усидчивость и внимательность, и расскажите о названиях и видах геометрических фигур. Для мальчиков подойдут диктанты с изображением машинок, животных, роботов, замков, смешных человечков. Самые легкие графические диктанты, с простыми фигурами и выполняющиеся одним цветов – для начинающих. Усложненные задания – для детей старшего возраста. Выбирайте графические диктанты на тему интересную вашему ребенку. Если малыш занимается музыкой, используйте рисунки музыкальных инструментов, скрипичных ключей и нот. 

Если вы уже занимались с ребёнком рисованием по клеточкам, начинайте вносить разнообразие в ваши занятия. То есть, в 5-6 лет, можно выполнять диктанты, помогающие развиваться ещё больше. То есть, приобретайте рисунки с теми животными, которых ребёнок ещё не видел и не знает, как они выглядят. Пользуйтесь цветами, которых малыш ещё не очень хорошо выучил. Расширяйте кругозор ребёнка таким способом, пусть он увеличивает и пополняет свой словарный запас новыми словами, учит их, узнаёт, где их можно применять. Главное, это хорошее настроение, увлечённость и позитивный настрой крохи перед выполнением любого задания. При таких условиях, учёба будет и правда невероятно полезной, плодотворной и не напрягающей ребёнка. 

После подборки графических диктантов приступайте к подготовке. Помните, что ребенка нужно обязательно хвалить за удачно выполненную работу. Даже если картинка ещё не получается, не нужно постоянно подсказывать, направлять и сравнивать с другими детьми. Необходимо направлять и немножечко подталкивать в нужном направлении. Для этого в первую очередь, нужно обучить ребенка, где находиться левая сторона, где правая. Покажите где на листочке верх, а где низ. Эти простые и бесхитростные знания, помогут выполнять с точностью до 100% все графические диктанты. 

Сядьте возле стола, с ровной и гладкой поверхностью, чтобы ребёнок мог ровно и правильно присесть на стуле. Обратите внимание на освещение.   Совет: если вы хотите приучить ребёнка к школьной тетради, дать ему возможность привыкнуть к ней, научиться ориентироваться, подготовьте графические диктанты на листе, точь-в-точь как школьная тетрадка. Теперь приготовьте простой карандаш и старательную резинку, чтобы неправильны полоски можно было легко удалить и продолжить тот же диктант заново. Себе так же подготовьте карандаш и ластик. 

Стоит следить за временем, чтобы ребёнку не надоело, чтобы ручки и глаза отдохнули. Хотя если малыш не устал, хочет продолжить и закончить работу сейчас, не нужно забирать диктант, ребёнок сам решит, когда достаточно. 

Существуют временные рамки работы с  графическими диктантами

Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6 лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут, минимум – 20 минут. 

Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество  клеточек, прежде чем начать занятие. 

И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться, количество клеток.

Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:

1 → — 1 клетка вправо

1 ↓ — 1 клетка вниз, и так далее.

Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры малыша, совпадают с заданными элементами. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с  точки сбоя, и продолжайте черчение. Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка. 

Источник

Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти́ в указанном направлении). В итоге, если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается изображение – картинка. Это может быть что угодно: черепаха, автомобиль, яблоко и пр.. Иными словами: графические диктанты это рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании. 

Увлекательное занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых. Рекомендуемый возраст для начала пользования графическими диктантами – от 4 лет. Именно в этом возраст следует начинать развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам.

Графическими диктантами можно пользоваться везде: дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Это не уроки и не занятия определённой дисциплиной, а наоборот, игра́ и просто интересное занятие. Деток всегда нужно заинтересовать, а что сделает это лучше, чем такое необычное занятие. Ведь в итоге должна́ получиться какая-то неизвестная картинка, которую потом можно разрисовать карандашами или фломастерами.

Если вы хотите провести графический диктант с ребёнком, нужно подготовить всё заранее. Посадите ребёнка за стол, вручите ему карандаши, листочки в клеточку (можно использовать тетради с крупной клеткой) и ластик.

Затем следует объяснить малышу как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с ним, что мы будем делать: «Сейчас мы с тобой будем рисовать интересные фигурки. Какие, я тебе не скажу. Это ты увидишь, если правильно выполнишь работу, будешь внимательно меня слушать и не путать право-лево. Я буду тебе диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. Ты будешь проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получилось. Старайся, чтобы линии были у тебя ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный»

В первый раз можно рисовать вместе с ребенком, чтобы он видел как нужно работать, а второй и последующие диктанты дети смогут выполнять уже подсказок. С малышами перед диктантом обязательно повторите, где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево.

После выполнения диктанта обязательно похвалите детей, исправьте вместе ошибки, если они есть. Если дошкольнику понравятся такие упражнения, можно попросить их придумать и самим нарисовать по клеточкам фигурки, а потом вместе составить интересный графический диктант.

Выполнять графические диктанты можно в двух вариантах.

Вариант 1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.

Вариант 2. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом.

В заданиях количество клеток обозначено цифрой, а направление – стрелкой. Запись такого вида: 1  →; 3 ↑; 2 ←; 4 ↓; 1 → следует читать – 1 клеточка вправо, 3 клеточки вверх, 2 клеточки влево, 4 клеточки вниз, 1 клеточка вправо.

Плюсы графического диктанта

— Тренирует мелкую моторику рук дошкольника.

— Учит ребенка сосредотачиваться на конкретном задании.

— Тренирует внимание. Задействует связь фонетического восприятия с визуальным и графическим.

— Учит ребенка запоминать понятия «лево» и «право».

— Тренирует абстрактное мышление и воображение.

Задание требует доводить начатое до конца, иначе будет просто не понятно, что загадал ведущий. Дополнительными вопросами и заданиями можно развивать речь маленького ребенка, говоря о нарисованном предмете, изучать новые понятия. Значительно облегчает жизнь родителей в длительном ожидании вместе с детьми. Не требует от ведущего специальных знаний и длительной подготовки. Одно важное правило при выполнении заданий: не стоит заставлять ребенка их выполнять через силу. Не ругайте и не прерывайте ребенка, если он ошибся или не справился с заданием. Просто объясните ему: почему так получилось, что он сделал не так. Лучше выбрать время, когда все игроки в хорошем настроении и хотят заняться чем-то увлекательным. Заинтересуйте ребенка и предложите ему быть ведущим — ведь детям тоже хочется самим что-то придумать и «покомандовать взрослыми».

Все графические диктанты помогут малышу расширить кругозор, научиться ориентироваться в тетрадке, увеличить активный словарный запас, познакомиться с различными способами и вариантами изображения предметов.

Источник

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

Графические диктанты – один из самых результативных методов развития пространственного воображения ребенка. Они помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и карандашом, ориентироваться в пространстве. А свободное ориентирование ребенка в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала.

Кроме того, такие задачи кажутся очень интересными для детей. Они – словно игра, в процессе которой ребенок наблюдает маленькое чудо: на его глазах, благодаря его собственным действиям в ячейках появляется определенный герой или предмет, страница тетради оживает.

Во время выполнения таких графических упражнений воспитывается трудолюбие, усидчивость, развивается фантазия. Дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние.

Обычный красивый рисунок может создать лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах.

Зачастую графические диктанты используют в практике диагностики.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2.Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические диктанты могут быть дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания должны быть подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию.

Первое время-помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет.

Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона.

Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ.

Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графические диктанты – это схематичное изображение.

Источник

Читайте также:  Пыжьян рыба польза и вред