Польза физической культуры для студентов

Библиографическое описание:
Сысоева, Ю. В. Физическая культура в жизни студентов / Ю. В. Сысоева, А. В. Седнев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 419-420. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53816/ (дата обращения: 12.10.2020).
В статье объясняется необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой, а также значимость физической культуры в программе обучения высших учебных заведений.
Ключевые слова: спорт, жизнь, физическая культура, студенты, физического воспитания, активный образ жизни.
Здоровье — основополагающая часть в жизни каждого человека. От состояния нашего здоровья зависит выполнение задач, планов, решение основных жизненных процессов, преодоление трудностей и перегрузок. К сожалению, многие, в том числе и студенты, пренебрегают самыми простейшими нормами здорового образа жизни.
О необходимости физического воспитания личности написано немало. Занятия физической культурой влияют на все стороны развития личности: развиваются не только физические, но личностные навыки, что способствует дальнейшему росту гармоничной личности.
Целью данного исследования является рассмотрение физической культуры в жизни студентов.
Физическая культура имеет большое влияние в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их деятельность связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Снятие утомления нервной системы и всего организма, повышение работоспособности, укрепление здоровья — все это и не только польза, которую приносят занятия физической культурой.
В широком смысле слова под физической подготовкой понимается процесс воспитания физических качеств и освоения жизненно важных движений и (или) базовых движений. В теоретическом смысле спорта физическая подготовка подразумевает только процесс воспитания физических качеств.
В вузах дисциплина «Физическая культура» представлена в качестве обязательного предмета и важного элемента целостного развития личности.
Вопросом исследования физической культуры и спорта в условиях высшего образования занимались такие отечественные исследователи, как В. А. Масляков, В. С. Матяжов, Ю. А. Ямпольская и др.
Что касается процесса обучения в Кемеровском государственном университете, то он организован в зависимости от состояния здоровья, наличия специальных групп для занятий, а также уровня физического развития и подготовленности студентов.
Зачастую те студенты, которые занимаются физической культурой или спортом, имеют явные лидерские качества, обладают коммуникабельностью и общительностью. Они активно проявляют себя в процессе обучения и именно у них вырабатывается повышенная стрессоустойчивость, определенный режим дня, уверенность, а главное — повышается уровень здоровья.
Что касается формы физического воспитания студентов, то возможны следущие варианты, которые, в свою очередь, взаимосвязаны и являются дополнением друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов:
- Учебные занятия, которые выступают в роли основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях;
- Самостоятельные занятия (они помогают лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, а также являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов);
- Физические упражнения в режиме дня (они способствуют укреплению здоровья студентов, повышают умственную и физическую работоспособность);
- Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, которые направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов, а также многое другое.
Деятельность студента крайне активна. Следовательно, он должен иметь хорошую физическую форму и отменное здоровье.
Для того, чтобы полноценно организовывать физическую подготовку в рамках учебной дисциплины каждый педагог должен:
‒ знать материал преподаваемой дисциплины в объеме программных требований;
‒ владеть методикой подготовки и провидения практических занятий;
‒ проводить консультации в пределах курса практических занятий.
Комплексное использование всех форм физического воспитания должны обеспечить включение физкультуры в образ жизни студентов.
Хорошее самочуствие, ежедневная активность, бодрость и целеустромленность не мечта, добиться всего этого можно только, если заниматься спортом и физической культурой регулярно.
Заключение
Физическая культура в высшем учебном заведении является необходимым параметром в формировании общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Как учебная дисциплина, физическая культура является обязательной для всех программ подготовки специалистов, так как она представляет собой одно из средств, которое помогает сформироваться всесторонне развитой личности, оптимизировать физическое и психофизиологическое состояние студентов в процессе получения ими высшего образования.
Литература:
- Астранд П. О. Оздоровительные эффекты физических упражнений / П. О. Астранд, И. В. Муравов // Валеология. 2004. — № 2. — С. 64–70.
- Григорьев, В. И. Образ жизни и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / В. И. Григорьев, Д. Н. Давиденко; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 119 с.
- Еркомайшвили И. В. Основы физической культуры. Екатеринбург, 2004. — 191 с.
- Зайнетдинов В. А., Валеев Д. З. Физическая культура (лекционный курс). — Уфа, 2007. — 96 с.
- Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.-М.: АО «Аспект Пресс», 1995.-144с.
- Мельников В. С. Физическая культура: Учебное пособие. — Оренбург: ОГУ, 2002. — 114 с.
- Орешник Ю. А. К здоровью через физкультуру. М. «Медицина», 1989. — 212 с
- Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. — 520 с.
- Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 год
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, занятие, физическая подготовка, физическое воспитание, физическое воспитание студентов, высшее образование, здоровый образ жизни, процесс воспитания, процесс обучения, учебная дисциплина.
Физическая культура в жизни студента
Смагин Николай Иванович
Преподаватель физической культуры
«Почетный работник общего образования России»
ГАПОУ Технологический колледж № 28 город
Москва
В условиях изменившейся экономической, политической и социальной ситуации остались общественные ценности, значение которых не подвергается сомнению: одна из таких ценностей – физическая культура. Значение физической культуры в процессе формирования личности огромно – в этом отношении не устарела пословица- «В здоровом теле – здоровый дух». Однако появились такие барьеры распространения физической культуры, как недостаток финансирования, малоподвижный образ жизни, слабая освещённость в СМИ. Всё это препятствует реализации образовательных стратегий молодёжи в плане физического совершенства.
Особенно актуальна эта проблема для студентов всех колледжей, так как в это время, в этом возрасте формируются и закладываются основы здорового образа жизни, а физическое воспитание не всегда является приоритетным направлением. В то же время огромна учебная нагрузка на студентов, что часто вредит их общему физического и психического состоянию, а это может особенно негативно сказаться на процессе формирования личности, который совпадает по времени с периодом обучения в колледже. Необходимо рассматривать понятие физической культуры, как совокупность физического развития студента, состояния его здоровья и психики и собственно «физической культуры» как составляющей культурного развития личности.
Актуальность такой постановки проблемы проистекает из нового курса социальной и, в частности, молодёжной политики, где главное место отводиться всем направлениям «оздоровления общества». Современная ситуация такова, что молодёжь часто не имеет реальной возможности повысить уровень физической культуры.
Существует точка зрения, в соответствии с которой, отсутствие должного уровня развития спорта и пропаганды физической культуры порождает всё большее распространение таких «болезней общества» как никотиновая зависимость, алкоголизм, в том числе т.н. «пивной алкоголизм», наркомания – преимущественно в молодёжной среде. Высказываются также мнения о прямой зависимости демографической, а значит экономической ситуации в стране от уровня физической культуры населения.
Для изучения влияния физической культуры на процесс формирования личности и выбор профессиональной деятельности необходимо учитывать как постоянные, так и временные условия, которые ставят перед человеком задачу совершенствовать свое физическое состояние и здоровье. К последним относиться рассмотрение значения и роли физической культуры с позиций социальной и профессиональной ориентации, оценка физической культуры в профессиональной деятельности. Но, немаловажна и оценка физической культуры на протяжении всей жизни человека.
Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С ранних лет родители, педагоги, средства массовой информации – радио и телевидение – внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры в школе.
К 16-ти годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание индивида всей полезности и радости, которую приносят ему занятия физической культурой и спортом. Положительным аспектом является и то, что спорт способствует развитию коммуникабельности, избавляет от комплексов и раскрепощает; физические нагрузки, активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим, реально рассчитывать свои силы.
Предмет физическая культура, который преподается в колледжах, формирует еще один пласт в общем физическом состоянии человека, его здоровье, физической подготовленности и физическом совершенстве.
Занятия физической культурой – это, прежде всего, профилактика различных заболеваний и в первую очередь гипертонии и ишемической болезни сердца. Эти болезни, часто наблюдаемы у специалистов технического профиля, требуют длительного лечения. Но, увы, оно не всегда ведет к выздоровлению. Значительно большой эффект дает их профилактика.
В процессе занятия физическими упражнениями повышается работоспособность. Об этом де свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности в состоянии мышечного покоя уменьшается частота сердечных сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и, прежде всего сон используется организмом полностью.
Профессиональная деятельность наших студентов подразумевает физическую работу, а значит, такой человек должен обладать хорошей физической формой и отменным здоровьем. А добиться всего этого можно, регулярно занимаясь спортом и физической культурой.
Значимость физической подготовленности человека, обусловленная на данном этапе развития общества потребностью в эффективной рабочей силе, принимает всё большее значение. Кроме того, занятие физической культурой и спортом дает человеку не только чувство физического совершенства, но и придает ему силы и формирует его дух. Поднимает уровень моральных качеств человека, что так необходимо нынешнему обществу. Колоссальное значение принимает физическая культура в процессе формирования личности, когда она воздействует на него с разных сторон, она и формирует моральные качества, дух, и воздействует на физическое состояние, стимулируя новый подход к жизни и работе, новые достижения в жизни и работе – таков эффект физической культуры.
Для того чтобы сознательно прийти к выводу и значимости физической культуры и спорта, человек должен понять ее роль в своей жизни. И очень хорошо, если он поймет это не совсем поздно, для того,
чтобы начать вести здоровый образ жизни.
Спорт и физическая культура – это не только здоровый образ жизни – это вообще нормальная и здоровая жизнь, которая открывает все новые и новые возможности для реализации сил и талантов. Это путь, на который вступает здравомыслящий человек, для того чтобы прожитая им жизнь была бы плодотворной, приносила радость ему самому и окружающим. Прогрессивный ритм жизни требует все большей физической активности и подготовленности. Все увеличивающиеся нагрузки, которые ложатся на наши плечи на протяжении всей жизни требуют более высокого физического совершенства, которое должно достигаться с помощью занятий физической культурой.
Заключение.
Каждый здравомыслящий человек хочет прожить свою жизнь долго и счастливо. А вот здоровье не купишь и не получишь в дар. И никакой интернет – магазин подарков в этом не поможет. Поэтому нужно делать все, чтобы сохранить его, пока не стало, слишком поздно. Обыкновенно вследствие неправильного образа жизни у человека появляются нервные расстройства, разные болезни, проблемы на работе и дома. А ведь нужно просто задуматься: все ли возможное мы делаем для сохранения своего здоровья? Ведь зачастую походов к врачу можно избежать, если правильно выстроить свой образ жизни.
Список литературы:
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: ФиС, 2007.
2. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. – М.,2002.
3. Маркова В. Здоровый образ жизни студентов М., 1998 г.
педагогические науки
- Мифтахов Алмаз Фаридович, старший преподаватель
- Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал)
- ЗДОРОВЬЕ
- СТУДЕНТ
- ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В данной статье рассматривается значение физической культуры в жизни студента, основные задачи и значения физической культуры, а также то, как данный предмет влияет на развитие личности и мотивацию к здоровому образу жизни.
Похожие материалы
- Влияние специальной тренировки вестибулярного анализатора на двигательные функции юных гимнасток
- Содержание и структура круглогодичной тренировки гимнасток I разряда
- Биомеханическая структура сложных акробатических упражнений в процессе обучения
- Влияние музыки на образование двигательных навыков в художественной гимнастике
- Развитие быстроты и точности сложной двигательной реакции юных боксеров
Сегодня в современном и быстроразвивающемся обществе нельзя подвергать сомнению значение такой ценности, как физическая культура. Её значение в процессе формирования личности очень велико. Не зря существует поговорка: «В здоровом теле — здоровый дух». Однако, в настоящее время появляются различные факторы, препятствующие образованию интереса среди молодёжи в плане физического совершенства. Например, незаинтересованность самого учителя в повышении уровня физического развития обучающихся или отсутствие должных условий в спортзалах.
Эта проблема особенно актуальна для студентов колледжей, институтов и университетов, так как именно в этот период нужно обязательно способствовать созданию мотивации и потребности в занятиях физической культуры и создавать при этом физкультурную грамотность каждого обучающегося. Значимость занятий физической культурой вытекает из осознания молодёжи важности её роли в жизни каждой личности. Стоит отметить, что чем раньше придёт это осознание, тем раньше человек начнёт вести здоровый образ жизни.
Предмет «Физическая культура» является важной частью высшего образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» рассматривает физическую культуру студентов как качественную меру воздействия на личность и как самостоятельный вид деятельности в социальном пространстве. Немаловажным является также то, что данный закон учитывает образовательные приоритеты предмета «Физическая культура». Данный предмет повышает общую работоспособность и энергичность студентов, помогает при выполнении различных задач делать всё быстрее и в большем объёме, а также прививает любовь и вырабатывает привычку к здоровому образу жизни.
Так как физическая подготовленность и здоровье студентов — это важнейший компонент здоровья физического потенциала страны, то одной из основных задач физической культуры является укрепление и сохранение здоровья. Данная задача решается с помощью инновационных технологий в физической культуре и постоянной двигательной активности. Ещё одной задачей физической культуры является применение полученных знаний не только в сфере, связанной со спортом, но и в другой деятельности, которой могут заниматься студенты. Например, составление режима труда и отдыха. Не стоит также забывать, что занятия физической культурой тесно взаимосвязаны с повышением уровня умственных способностей. На студентов оказывают огромное психологическое влияние нынешние учебные программы, поэтому и важно студентам вузов иметь высокую физическую подготовленность, которая помогает им справляться с напряжением и обеспечивает мозговую активность в течении всего учебного процесса. Физическая культура помогает также формировать не только внешний привлекательный вид тела, но и внутренний мир или внутренний стержень человека, определяющийся морально-волевыми качествами личности. На занятиях физической культуры у студентов развивается и укрепляется дисциплина, настойчивость, целеустремленность, повышается чувство ответственности за свои поступки и поведение.
Студенты, занимающиеся спортом постоянно и систематично, отмечают, что они становятся намного увереннее в себе, пропадает страх перед какими-либо препятствиями на пути к своей цели, они постоянно в тонусе, их иммунитет повышается. Они более стрессоустойчивы, всегда оптимистичны и легко иду на контакт. Как правило, студенты, постоянно посещающие пары физической культуры или просто занимающиеся спортом, являются лидерами в группе, потому что данный предмет привил им такие черты характера как настойчивость, собранность, решительность и ответственность. Также они отличаются самоконтролем и изобретательностью.
Подводя итог данной статьи, можно сделать вывод, что роль физической культуры в жизни каждого из нас невероятно высока. Каждый человек мечтает прожить свою жизнь как можно дольше, лучше и успешнее. Продолжительность и качество нашей жизни зависит от нашего физического и умственного развития. Физическая культура — это не только о спорте, но и об общих качествах личности. Развивая наше тело, мы одновременно развиваем и наш дух. И то, и другое очень тесно связано со здоровьем. И как бы стереотипно это не звучало, но здоровье — это одна из наивысших ценностей человека. Поэтому для студентов очень важно поддерживать своё здоровье и иммунитет, занимаясь физической культурой.