Польза физических упражнений для школьников

Польза физических упражнений для школьников thumbnail

   Значение занятий физическими упражнениями для здоровья школьников

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

    Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности. Специальные исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихся общеобразовательных школ является слабое здоровье, а ведь от общего состояния здоровья и физических возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности.

   Движения, мышечные напряжения, физическая работа были и остаются важнейшим условием поддержания нормального состояния человеческого организма. Известные афоризмы: «Движение – это жизнь», «Движение – залог здоровья» отражают общепризнанность и неоспоримость значения физических упражнений для здоровья человека.

           С первых шагов  обучения ребенка физическим упражнениям необходимо рассказать учащимся, их родителям о принципах, на которых строятся занятия физической культурой. Это – постепенность в повышении нагрузок и регулярность их выполнения. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь влияют на опорно-двигательный аппарат, его мышечную систему. Во время их выполнения усиливается кровоток. Кровь приносит к мышцам значительно больше кислорода и питательных веществ.  При этом в мышцах открываются дополнительные, резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ, повышение эффективности функционирования различных органов и систем.

            Следовательно, физические упражнения действуют не изолированно на какой-нибудь орган или систему, а на весь организм в целом, вызывая изменения не только в структуре мышц, суставов, связок, но и во внутренних органах и их функциях, обмене веществ, иммунной системе.

         Усиление мышечной деятельности при выполнении физических упражнений заставляет работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы организма, повышая тем самым его функциональные возможности, сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. У физически тренированных детей наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания, действия радиации на состав крови, устойчивость к перегреванию, охлаждению.

            Таким образом, под влиянием физических нагрузок увеличивается работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количества эритроцитов, повышается защитная функция крови. Под влиянием физических упражнений совершенствуются не только функции, но и строение внутренних органов.

         Если же двигательная система организма бездействует, ухудшается питание мышц, постепенно уменьшается их объем и проявляемая ими сила, снижается эластичность и упругость, мышцы становятся слабыми и дряблыми. Ограничения в движении (гиподинамия), пассивный образ жизни постепенно приводят к предпатологическим и патологическим изменениям в организме. Об этом как нельзя лучше сказал Аристотель: «Ничто так не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

           Физические упражнения не только активизируют физиологические процессы, но и активно способствуют восстановлению утраченных функций. Всякое заболевание сопровождается нарушением функций с последующей (в период выздоровления) их компенсацией. Физические упражнения, повышая общий тонус, стимулируют защитные силы организма, насыщая кровь строительными материалами, способствуют ускорению восстановительных процессов, ускоряя тем самым выздоровление.

         Следовательно, физические упражнения выступают в роли эффективного средства профилактики многих заболеваний. Неслучайно лечебная физическая культура (ЛФК) находит все более широкое применение в практике работы больниц, поликлиник, санаториев. По вопросу стратегии борьбы за здоровье человека, охраны человеческой природы ученые всего мира единодушны. Большинство из них главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья видит в систематической физической активности на протяжении всей жизни.

Однако тренирующий и оздоровительный эффект занятий зависит от того, насколько предлагаемая нагрузка соответствует индивидуальным особенностям занимающихся: функциональным возможностям, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности. При чрезмерной нагрузке не произойдет роста тренированности, а будет накапливаться утомление.  Исследования  показали, что положительные изменения в организме происходят только под воздействием умеренных нагрузок. Очень интенсивные физические нагрузки могут привести к развитию состояния перетренированности, а оно характеризуется физическим и нервным истощением, подавленным состоянием, плохим самочувствием, нежеланием заниматься дальше.

Школьники, увлеченные физическими упражнениями, не всегда могут правильно рассчитать свои силы, прекратить занятия при признаках переутомления. Они плавают до посинения, бегают до обморока и т.д. Вот поэтому их девизом важно сделать слова Авиценны (Абу-Али ибн Сина): «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении».

         Подводя итог сказанного, можно констатировать, что оздоровительный эффект от систематических занятий физическими упражнениями заключается в следующем:

  • Физическая активность предупреждает возникновение многих болезней сердца.
  • Увеличивается жизненная емкость легких, повышается подвижность диафрагмы, развивается дыхательная мускулатура, т.е. улучшается процесс газообмена в легких.
  • Под влиянием тренировок улучшается функция поджелудочной железы, вырабатывающей инсулин, благодаря чему улучшаются условия накопления и расходования энергии организма.
  • Улучшается работа печени – ускоряется очистка организма от шлаков, образующихся в процессе жизнедеятельности организма.
  • Под влиянием тренировок жиры не откладываются в сосудах мертвым грузом, а расходуются.
  • Систематические занятия физическими упражнениями способны исправить многие физические дефекты организма ребенка как врожденные, так и приобретенные.

Все перечисленное дает достаточное понимание исключительной роли средств физической культуры для укрепления здоровья, профилактики множества заболеваний, активного долголетия. Это подтверждено философами, мыслителями, врачами уже давно.

«Физическое совершенство человека – это не дар природы, а следствие целенаправленного формирования его». Н.Г.Чернышевский.

Читайте также:  Все про витамины от а до я и их польза и вред

«Физические упражнения и спорт не только укрепляют те или иные органы, но и содействуют умственному развитию человека». Н.А.Семашко.

«Нужно, чтобы к физическим упражнениям приобщился каждый человек. Без этого немыслимы никакие разговоры о здоровом образе жизни». Н.М.Амосов.

Источник

Интернет-публикация

Значение физических упражнений для школьников

Занимаясь физическими упражнениями

Развиваешь силу и дух!

Физическое упражнение– это комплекс нагрузки, направленный для развитие тела, морально – волевых качеств детей. Физические упражнения входящие в состав базовых упражнениий на уроках физической культуры являются небольшим составным комплексом мышечной системы учеников. Значение физических упражнений и сила воли служат компонентом взаимодействия организма с физической культурой.

В определенном возрасте у ребенка в т. ч., у учеников развивают физические качества ( сила, ловкость, быстрота и т. д. ). Если ученик или ребенок начинает заниматься различными физическими упражнениями тем самым начинает развивать свои физические качества. Например, сенситивный период для развития гибкости 4 – 5 лет без вреда развивающемуся организму, т. е. ребенок посещающий детский садик на занятиях по физической культуре начинает выполнять по команде учителя ( инструктора ) физическимие упражнения. Они приводят организм будущего ученика, поступающего в 1 класс, уже фундаментально подготовленным , к урокам физической культуры, чем тот ученик который ни чего не выполнял.

Для каждого физического упражнения существует своя ритмичность выполнения, а ритмичность в свою очередь существует 3 видов : медленная, средняя, быстрая, и для каждого ученика она определенная. Амплитуда пропорциональна ритмичности.

Амплитуда– выполнение упражнения на определенном уровне. Чем ученик подготовлен, тем амплитуда выполнения упражнения выше.

На уроках физической культуры существуют различные комплексы упражнений, направленные как на верхнюю мышечную систему так и на нижнюю. По правильности исполнения физических упражнений на уроке физической культуры существует свой рациональный подход : сначала физические упражнения направленны на верхний пояс мышц, затем на нижний, все это имеется ввиду цикла разминки ( не учитывать пробежек по спортивному залу.)

По показаниям физического развития учеников надо учитывать их антропометрические данные ( рост, вес, окружность груди ). Ученики постоянно выполняющие физические упражнения как на уроке так и дома самостоятельно, на много превосходят своих сверстников по физическому развитию.

Сильный тот, кто занимается физической культурой.У учеников занимающееся физическими упражнениями формируется правильная осанка, налаживается ритмичное сердцебиение, ритмичное ЧСС. Все эти медицинские показания для каждого возраста индивидуальны. Говоря о медицинских показаниях, ученики у которых присутствует в жизни физические упражнения на много выше, чем у сверстников пренебрегающие себя в этом.

Возвращаясь к вопросу физического развития учеников, постоянные занятия физическими упражнениями на много улучшают отношения учеников в том, что они становятся сильнее, здоровее и это повышает мотивацию ученика к занятиям физическими упражнениями. Занимаясь на улице со своими сверстниками на силу, быстроту, ловкость, показывая свои индивидуальные спортивные качества, превосходя их в этом, все это тоже является большим стимулом к занятиям физическими упражнениями.

Для занятия физическими упражнениями нужна сила воля, а в этом возрасте она не у каждого ученика направленна на это дело ( учеба, уроки, прогулки, а в наше время еще в жизнь школьника вошла такаятехника, как компьютер ), все эти компоненты являются некой преградой. Силу воли можно развивать как раз при помощи физических упражнений, доведение организма до работы автоматических часов. Говоря про разминку, перед началом занятий, физические упражнения служат основным компонентом против травм и др. видов мелких для организма повреждений. Разминаясь посредством физических упражнений, ученик подготавливает свой организм к основной нагрузке на уроке ( напомним, что разминка в школе на уроке физической культуры длится 10 минут ), т. е. говоря на медицинском языке физические упражнения являются неким «согревающим мазям », увеличивая приток крови в сосудах в быстром движении. Когда начинает ученик разминаться на уроке физической культуре, при правильном подборе амплитуды и темпа исполнения упражнений кровь начинает функционировать по всей мышечной системе и тем самым происходит согревающий эффект. Говоря про разминку при помощи физических упражнений можно сказать одно, если не была проведена учеником разминка, то последствие после основной нагрузки может быть опасной для организма, точнее для мышечной системы, т. к. получение серьезной травмы велика, что чревато для дальнейшего рационального восстановления.

Принимая во внимание то, что в советское время существовало такой норматив, как ГТО, что в переводе означает готов к труду и обороне. Сущность норматива заключалось в том, что люди проходили различные физические нормативы ( бег на определенные дистанции, бег на лыжах, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища и т. д. ). Учесть во внимание, что люди имеющие большую физическую подготовку благодаря физическим упражнениям выполняли эти упражнения на отлично и хорошо, т. е. укладывались в норматив. Тем самым они получали определенные значки отличника ГТО. Ныне тоже существует определенные виды в как президентские тесты, сущность которого можно в определенных компонентах сравнить с ГТО. Заканчивая мой вопрос о значении физических упражнений в жизни школьника хочется сказать, что у воспитанников с хорошей физической подготовкой, обладающие багажом знаний о физических упражнениях, открывается еще одна черта рациональной жизнедеятельности.

Источник

Основы здорового образа жизни следует прививать ребенку с раннего детства. А появление в его жизни адекватных физических нагрузок будет способствовать не только его физическому, но и умственному развитию. Противопоказаний к занятиям детским фитнесом практически нет. Даже в том случае, если у ребенка диагностировано хроническое заболевание, специалист подскажет, по какой программе можно заниматься спортом именно вашему малышу. Например, при сколиозе противопоказаны прыжки и разные силовые занятия, зато очень полезно заниматься плаваньем.

Читайте также:  Пет а пользы нет сканворд 7 букв

Чтобы физические нагрузки не навредили детскому организму, прежде чем к ним приступать, нужно проконсультироваться как с педиатром, так и со спортивным инструктором.

Костно-мышечная структура у детишек еще не сформирована полностью. Вынужденная гиподинамия – сидение за партой во время уроков, выполнение уроков дома, время, проведенное на диване за просмотром мультиков – приводит к искривлению позвоночника. По этой причине основные спортивные занятия для детей включают упражнения, направленные на формирование правильной осанки и укрепление мышц спины.

С наступлением полового созревания рост костей зачастую опережает развитие мышц, что приводит к астенизации детского организма, и ребенок может быстро уставать даже от незначительных нагрузок. В этот период развития ребенка стоит отдать предпочтение упражнениям, помогающим развивать гибкость и подвижность суставов, укрепляющим вестибулярный аппарат. Можно попробовать силовые тренировки с небольшим весом.

Спортивные занятия обязательно должны приносить удовольствие и быть ребенку в радость, иначе такие занятия не принесут пользы. Выбирая занятия, важно знать, чем интересуется ребенок. Порой родители действуют вразрез с желаниями ребенка, особенно если ожидают от него достижения высоких результатов в том или ином виде спорта.

Безусловно, чем раньше ребенка познакомить с тренировками, тем быстрее получится добиться определенных результатов. Но это возможно лишь при профессиональном погружении в конкретный вид спорта. Если вы растите не чемпиона, а просто здорового и крепкого ребенка, то персонал любого современного фитнес-клуба подскажет, какие нагрузки выбрать с учетом подготовки ребенка. С помощью адекватных, подходящих вашему ребенку спортивных занятий, вам удастся укрепить его костно-мышечный аппарат и оздоровить организм, помочь его нервной системе справляться со стрессами, развить и усилить моторику, гибкость и пластичность. А также снизить эмоциональное напряжение и даже улучшить сон.

Гармония общего развития начинается с правильного подбора физических нагрузок. Результатом станут красивая осанка, ровный почерк, четкая речь.

Начинать внедрять в жизнь ребенка привычку заниматься спортом лучше с простой утренней зарядки. Разминка по утрам – это хорошая возможность разбудить свой организм, получить заряд бодрости на весь день. А в дальнейшем можно подключить групповые занятия в спортивной секции или индивидуальные тренировки в спортзале. Какие бы занятия вы не выбрали, – плаванье, бег, аэробика, коньки, велоспорт или большой теннис, – все они помогут ребенку стать здоровым, выносливым, самостоятельным и дисциплинированным.

Читайте также:

Главные спортивные пищевые добавки для атлетов

Виды планок для проработки всего мышечного скелета

Продукты, помогающие сжигать жиры и лишние калории

Встройте Спорт от Правды.Ру в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте Спорт от Правды.Ру в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках

Источник

Ирина Иванова
Польза физической культуры для общего развития детей

Польза физической культуры для общего развития детей.

Что поможет ребенку расти здоровым? Конечно, физическая активность. Недаром о пользе физкультуры для детей говорят многие педиатры. Занятия физической культурой повышают уровень функциональных возможностей, физическую и эмоциональную устойчивость, снижают заболеваемость.

Навыки, полученные во время занятий спортом, помогают ребенку в повседневной жизни, поскольку те же принципы, что используются на тренировках, применимы в достижении социальных целей. Спортивные дети более настойчивые, упорные, целеустремленные, не пасуют перед трудностями. Преуспевающий в спорте ребенок легче контактирует с другими детьми, лидирует среди сверстников.

Регулярные занятия физкультурой препятствуют возникновению у детеймногих распространенных заболеваний: сколиоза, плоскостопия, нарушения осанки, расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхиты и т. д.

Лучше занимать физкультурой всей семьей, так как ребенок всегда хочет быть похожим на своих родителей. Поэтому мы часто бываем для них положительным примером. Вместе заниматься физкультурой будет и веселее, и полезнее. Кстати, это касается не только упражнений, но и подвижных игр. Если родители готовы поучаствовать в тех же салочках или могут показать, как правильно прыгать через скакалку, у детей такие забавы вызовут больше энтузиазма.

Начинать заниматься физкультурой надо постепенно,но настойчиво:

Следует избегать резких замечаний;

Если ребенок не хочет выполнять какое-то упражнение, постараться его заменить другим.

Не забывать похвалить ребенка даже за незначительное улучшение в исполнении любого упражнения.

Постараться чаще проводить занятия в игровой форме.

Не нужно превращать занятия физкультуройв соревнование или борьбу за рекорды: ребенок должен заниматься с удовольствием, не боясь наказания за неправильно выполненное упражнение. Добавить хорошего настроения во время выполнения спортивных упражнений детям поможет веселая музыка, но главное условие правильных занятий – это, конечно, добросовестное участие взрослых.

Занимаясь самостоятельно,необходимо соблюдать определенные правила:

1. Систематичность, то есть регулярно, независимо от времени года, заниматься физкультурой.

2. Индивидуальность, то есть учитывать интересы ребенка, а также его состояние здоровья.

Читайте также:  Канефрон его польза и вред

3. Рациональность физических нагрузок, то есть соблюдать принцип постепенного увеличения нагрузки и оптимально сочетать нагрузку с отдыхом.

4. Всестороннее физическое развитие, то есть самостоятельные занятия должны развивать все качества — быстроту, координацию, выносливость, силу, гибкость, ловкость

5. Контроль и самоконтроль, то есть необходимо сначала проконсультироваться с врачом, который поможет родителям определить наиболее благоприятный вид физкультурной деятельности ребенка; а так же научить ребенка контролировать самого себя.

Для детей огромное значение имеют движения. Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки, очень хорошо, если дома есть небольшой спортивный уголок с простейшими спортивными снарядами (шведской стенкой, кольцами, канатом, перекладиной мячами, обручем, скакалкой).

Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п.

Поэтому родители не должны ограничивать двигательную активность ребёнка, а наоборот, создавать для неё все условия. В течение дня полезно время от времени устраивать физкультминутки. В них можно включить потягивания, повороты головы, также пойдут на пользу различные упражнения для пальцев.

Оказывается, что движения как бы «подзаряжают» мозг, помогая ребёнку быстрее и лучше усвоить информацию. Если есть желание заниматься не только физкультурой, но и спортом, то можно записать ребенка в какую-либо секцию. Есть виды спорта, которые подходят почти всем детям, в силу того, что имеют минимум противопоказаний.

Но в каком же возрасте целесообразно отдавать ребёнка в спортивную секцию?

Определяясь с приоритетами, стоит учитывать, что такие виды спорта как гимнастика или плавание подходят всем детям и имеют минимум противопоказаний.

Заниматься гимнастикой можно с двух-трех лет, а плавать – с самого рождения. Теннис же, художественная гимнастика, конный спорт, единоборства, аэробика, тяжелая атлетика имеют строгие ограничения по возрасту.

При этом надо всегда помнить о закаливании и о пребывании на свежем воздухе. Это поможет стать нашим детям не только здоровыми и крепкими, но и умными.

Родителя должны постоянно осуществлять контроль за здоровьем своего ребенка. Контроль бывает субъективный (оценить сон, аппетит, настроение, самочувствие, желание тренироваться и работоспособность) и объективный (рост, вес, объем легких, пульс, спортивные результаты). Если физические нагрузки подходят вашему, то все субъективные показателя обычно хорошие. Когда нагрузка слишком большая появляется вялость, нежелание заниматься физическими упражнениями, ухудшается настроение, сон, работоспособность, поэтому необходимо сразу же понизить или даже прервать на некоторое время спортивные занятия. Физические упражнения должны приносить человеку «мышечную радость», приятную усталость.

Взрослые должны следить за частотой пульса. Он зависит от возраста, пола, состояния здоровья, тренированности. У нормально развитых детей число сердцебиений составляет 90—110 ударов в мин. Регулярные занятия физическими упражнениями укрепляют сердечную мышцу. Сердце работает более экономно и частота пульса постепенно несколько уменьшается.

О пользе занятий физкультурой:

1. Физкультура — это отличное средство от болезней!

Дети и взрослые, занимающиеся физкультурой нечасто болеют и очень редко находятся в плохом настроении.

2. Физкультура заряжает энергией.

Даже 20-30 минут, посвященных утренней зарядке, способны полностью изменить весь день! Во время физических нагрузок в организме вырабатываются, так называемые, гормоны счастья — эндорфины. Благодаря этим гормонам, человек ощущает прилив энергии, существенно повышается работоспособность, улучшается настроение.

3. Подобрать оптимальное время для занятий спортом очень легко!

Самое главное в этом деле — научиться оптимизации, то есть научиться «убивать двух зайцев одним выстрелом». Например, можно провести выходной в парке вместе с семьей и покататься на роликах или велосипедах, поиграть в бадминтон или поплавать на лодке. В конце концов, ежедневная вечерняя прогулка с детьми — равносильна занятию фитнесом в зале. Выполнять некоторые физические упражнения можно в сочетании с обязанностями по дому или во время просмотра мультфильмов.

4. Спорт помогает строить отношения.

На занятия спортом можно брать своих близких или родственников. Насколько лучшими станут ваши отношения, если пару раз в неделю ваша семья, ваши дети, будут проводить с вами время в спортивном зале. Спорт — это тоже труд, а совместный труд объединяет!

5. Сердце от занятий спортом, работает лучше.

Занятия физическими упражнениями укрепляют мышцы, а поскольку сердечная мышца является наиболее важной в нашем организме, то и она укрепляется. В результате с каждой новой тренировкой выполнять упражнения становится все легче, дыхание не сбивается слишком быстро, сердце функционирует более продуктивно.

6. Польза физкультуры для развития ребенка

Физическая активность помогает ребенку расти здоровым, предоставляет безграничные возможности для физического и социального развития. Занятия физкультурой – это не только веселое время провождение. Хорошая физическая форма обеспечивает малышу привлекательный внешний вид, что повышает его самооценку. Участие в играх и состязаниях, получение призов и подарков укрепляет уверенность в себе, даже если это обычные мероприятия внутри детсадовской группы или двора.

Спорт должен быть в радость. Только в этом случае он будет полезен!

Источник