Польза философии в современном мире

Польза философии в современном мире thumbnail

Анонимный вопрос  ·  3 июля 2019

2,5 K

ЧЕловеку философия сначала нужна как бы по личному интересу. Он удовлетворяет любознательность свою. Кому-то интересны частные предметы, а есть люди которым интерсен мир в целом или единая основа этого мира.

НО это в начале. По мере знакомства с философской мыслью, разворачившейся 2500 лет в познании своего собственного предмета (а у философии есть свой предмет и… Читать далее

Сервисы для маркетологов. 1000+ инструментов, 10000+ отзывов экспертов, кейсы и…  ·  otzyvmarketing.ru

Сам по себе вопрос дает ответ, для чего нужна философия. Ведь общие «рассуждения ни о чем» – это и есть философия. Но мы ведь с вами понимаем, что без них не обойтись.
Конечно, можно запрещать себе начинать раздумывать над разными предельными основаниями бытия. Как устроен мир, почему существует вселенная – это все вопросы, которые не должны волновать обычного… Читать далее

Интересуюсь всем понемногу. По большей части люблю компьютерную деятельность.

Вообще, человеку нужна собственная философия, чтобы иметь возможность самостоятельно мыслить и делать какие-то определённые выводы по поводу той или иной ситуации в жизни.

Прежде чем заводить собственную философию, неплохо узнать, что об этом думали другие люди напротяжении… Читать дальше

Помните, я говорила о том, что неплохо бы каждому иметь собственную “конституцию”, которая служила бы ориентиром в том, как жить и вести себя в разных жизненных ситуациях? Так вот, философия как раз помогает такую “конституцию” создать.

Если представлять философию как науку, то нам она, конечно же, крайне нужна. Поскольку наука — это знания, система знаний. Человек является существом рационалистическим, и тогда ему подобает применять эти знания в качестве инструментов в своих отношениях с миром. Ведь философия и есть наука обо всем мире. И в таком разе обладание философскими знаниями позволит человеку… Читать далее

Философия, это личное увлечение человека, имеющего жизненный опыт и желание его смыслить. Философия начинается с вопросов, – “Кто мы”, зачем мы”? Почему именно так, а не по другому?
Философия, это поиск причин и следствий событий, когда от самого простого, приходишь к сложному, ранее не понимаемому, а теперь так понятному и получение от этого понимания состояния, ошеломл… Читать далее

философия это – наука о жизни,но не о том как жизнь зародилась,а о том как лучше жить человеку,точнее,как построить справедливое взаимоотношение между людми.то есть философия должна быть первоочередной наукой для человечества.её обязательно должны изучать,точнее,обязаны уже знать философию кандидаты в президенты.не фсбшники-разведчики,не инженеры-строители,не физики с… Читать далее

взаимоотношения это этика общения, а не философия. философия это бла. бла. бла, болобольство

Почему «каждый человек — философ»?

https://ridero.ru/books/chelovek_2_0/freeText

Философия – это способ мыслить, идея, через призму которой мы воспринимаем реальность. Каждый человек каким-то образом смотрит на мир, и в этом смысле каждый в бытовом смысле является философом. Однако, если рассматривать философию, как создание собственного способа мыслить, то большинство людей не являются философами даже на долю процента. Люди впитывают модели реальности в процессе врастания в культурно-историческую среду. И эта “впитанная” модель может быть практически неизменной на протяжении всей жизни. Модель рушится в тех случаях, когда человек сталкивается с непреодолимыми препятствиями, кризисом смысла жизни и пр. Разрушенная модель приводит к необходимости вносить поправки или же полностью менять взгляд на происходящее вокруг. Так человек встаёт на путь познания себя.

Постепенно точка зрения приобретает некие постоянные черты и после 30 лет изменить основу личности очень сложно. Если до 30-35 лет человек не столкнётся с событиями, от которых земля уходит из-под ног, то он останется со своей привычной впитанной точкой зрения до конца жизни. К сожалению, таких людей абсолютное большинство. И вся их “философия” складыается из повторения последовательностей слов, услышанных от других людей. Более половины людей за всю жизнь не производят на свет ни единой мысли, а всего лишь повторяют услышанное ранее. Поэтому можно уверенно сказать, что фраза “каждый человек – философ” – это есть лишь одна из популярных фраз, которая используется к месту и не к месту.

Что такое философия?

Это многозначный термин. Его обычно используют в трех смыслах:

  • как синоним истории философии – это то, что преподают в вузах на соответствующем предмете
  • как синоним мировоззрения – в словосочетаниях типа “моя жизненная философия”
  • и для обозначения той деятельности, которой занят философ

Вот о последней и имеет смысл говорить, тем более, что очень часто людям непонятно, что это за деятельность такая.

Есть очень распространенная ошибка классификации – людям кажется, что раз философия это то, чем занят философ, то люди, которые не являются философами, философией не заняты. Это не так. Аналогично уборщица занята уборкой, но мы все иногда убираемся, просто не все заняты этим профессионально.

Осталось определить, что это за занятие.

Человек так устроен, что вынужден жить осмысленно. Он, может, и не хотел бы, но не получается.

А осмысленная жизнь требует решать одни и те же вопросы – от каждого человека, всякий раз и даже, у некоторых, всякий миг своей жизни. Вот эти вопросы и являются философскими. Они не могут быть решены раз и навсегда, потому что это не вопросы того, что есть, а вопросы того, как должно быть.

Зачем жить, как жить, жить ли вообще. Думать ли, если да, то о чем, как и зачем. А думать и жить – это что вообще? Вернее, как следует думать о “думать” и “жить”? Внутри почти каждого рода человеческой деятельности эти вопросы начинают новыми гранями сверкать, требуя ответов.

Читайте также:  Упражнение планка противопоказания и польза

И так далее – чем больше человек такими вопросами задается, тем больше вопросов возникает и появляется соблазн дать на эти вопросы такой ответ, чтобы он сам себя обосновывал и прекратил поток новых вопросов. Кто-то закрывает эту дыру, говоря “бог”. Кто-то просто забивает все свое время заботами – когда вместо жизни выживание, некогда думать, а поскольку думать тяжело и печально, выживание вместо жизни кажется многим удобным вариантов заткнуть дыру. Некоторые с дырой смирились. Да, есть. Да, оттуда дует. Им нравится, когда сквозняк. Некоторые пытаются придумывают такие способы организовать сознание, чтобы не думать вовсе. Или хотя бы как можно меньше. Но все думают. Все – философы. Все заняты философией. Просто некоторые больше прочих.

Все это можно разными словами сказать. Мне нравится вариант Делеза, он пишет, что философия “создает концепты” для проблемных вопросов (и поскольку вопрос “что такое философия – философский и проблемный, Делез создает концепт для работы с ним, иллюстрируя свою идею). Сам я говорил, бывало, что философия дает понятийный аппарат. Но все равно все сводится к вопросам – вполне определенному их сорту.

Прочитать ещё 1 ответ

Почему люди становятся философами – они хотят кого-то учить жизни?

Главный редактор журнала “СТОЛ”. Аспирантка. Специализация — философия (русский…  ·  vk.com/stol.guru

Коль скоро вопрос поставлен в настоящем времени, мне стало очень любопытно, где вы в 21 веке нашли людей, которые действительно становятся философами (в полном смысле этого слова) и не стесняются (не боятся) об этом открыто заявлять, не говоря уж об “учить жизни”? Чтобы учить кого-то жизни, сегодня достаточно быть активным пользователем какой-нибудь соцсети. Стать блогером, например, и выкладывать фото в Instagram с подписями “образовательного содержания”, которое обычно никак не соотносится с визуальным контентом. Но это не есть философия. Даже не близко к ней.
Если же вы о людях, что сегодня поступают в вузы на философские факультеты и направления, заканчивают их и даже идут в аспирантуру, то они 1) далеко не все сразу осознают, на какой факультет поступили (многие поступают только потому, что не прошли по конкурсу куда-нибудь ещё); 2) занимаются в основном тем, что изучают философскую традицию и реферативно её пересказывают в своих курсовых и ВКР, без выдвижения каких-либо новых предположений/теорий/концептов; 3) даже если идут в аспирантуру, преследуют цель либо остаться в науке и развивать свои научные интересы, либо просто пойти по накатанной (или пересидеть призывной возраст).
В итоге, сегодня есть скорее теоретики, чем философы, которые едва ли хотят учить кого-то жизни. Да и вообще, философия подобным не занимается, в отличие от религии. Она занимается осмыслением жизни как таковой.

Прочитать ещё 12 ответов

Как и для чего можно использовать философское знание?

Эколог по образованию, музыкант и музыкальный критик по призванию, автор канала…

По этому поводу есть цитата, которая принадлежит Абдусаламу Гусейнову, доктору философских наук. 

Философию нужно изучать по той же причине, по которой человек вообще думает. Главная ценность философии в том, что она учит мыслить. Что значит думать и как правильно думать, как связать одно с другим, как достойно жить — ответы на эти вопросы пытаются найти люди, которые обращаются к изучению философии или хотя бы интересуются ею. Знаете, этот вопрос сродни, например, тому, почему люди поют песни. Или смеются. Это помогает им жить, и жить лучше. Философию надо изучать поэтому же. Думающему человеку без философии не обойтись.

Расшифрую для тех, кто не понял. Принципы везде одинаковы, надо только правильно назвать вещи своими именами.

Прочитать ещё 1 ответ

Почему философы считают, что философия – это наука, что существуют некие правила, тогда как никаких правил нет, а философия – это просто словесный онанизм?

Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных…

А в каком качестве вы задаёте этот вопрос? Как учёный философ или как философ-онанист?

Философия всегда выходит за всякие пределы, она может существовать и как строжайшая наука, и как бессмысленная болтовня. Философия не обязана приносить какую-либо пользу, п.ч. ставит под сомнение саму категорию пользы.

Тем не менее даже в таком запредельном пространстве, или за пределами всякого пространства (хотя бы и метафорического), где, казалось бы, никакие правила невозможны, у философии есть правила.

Прочитать ещё 3 ответа

Источник

           Ïîñòàâëåí áåçóìíî  ïðîòèâîðå÷èâûé âîïðîñ. Îòâåòèòü î÷åíü ëåãêî è îäíîâðåìåííî î÷åíü ñëîæíî. È äåëî äàæå íå â òðèâèàëüíîì ìíîæåñòâå îïðåäåëåíèé «ïîëüçû», «âðåäà», «ôèëîñîôèè». ß ïðîñòî íå çíàþ, ÊÀÊ îòâå÷àòü. Ìîæåò áûòü, íåò îòâåòà íà ýòîò âîïðîñ?  Èëè ÷òî ìîæíî ñ÷èòàòü îòâåòîì íà ýòîò âîïðîñ?
Ïûòàÿñü îòâåòèòü, ÿ íåèçáåæíî âïàäó â «ôèëîñîôñòâîâàíèÿ», à çíà÷èò, èñïîäâîëü ïîäòâåðæó åå ïîëüçó. Ò.å. «ïîëüçà» ôèëîñîôèè õîòÿ áû â òîì, ÷òîáû äîêàçûâàòü ñâîþ «ïîëüçó» èëè «âðåä». À åñëè ÿ ñ÷èòàþ, ÷òî ôèëîñîôèÿ âðåäíà?.. 
           Íåò, ïóòü ñïåêóëÿòèâíûõ ðàññóæäåíèé,  æîíãëèðîâàíèÿ àáñòðàêöèÿìè íàì òîæå íå ïîäîéäåò. Êîíå÷íî, ìîæíî áûëî íà÷àòü ñòàðóþ ïåñíþ, ÷òî ôèëîñîôèÿ ïîìîãàåò ÷åëîâåêó ãëóáæå ïîíÿòü ñåáÿ è îêðóæàþùèé ìèð è â ýòîì åå ãëàâíàÿ ïîëüçà. Íî, âî-ïåðâûõ, òàêèå ðàññóæäåíèÿ áàíàëüíû, âî-âòîðûõ, âåñüìà óÿçâèìû. Äåéñòâèòåëüíî ëè ïîìîãàåò ôèëîñîôèÿ  ïîíÿòü ñåáÿ è îêðóæàþùèé ìèð? Ìîæåò áûòü, ôèëîñîôèÿ òîëüêî âñå óñëîæíÿåò è âðåäèò «ïîíèìàíèþ»? ß âíîâü ïîïàäàþ â îáøèðíîå áîëîòî ïàðàäîêñîâ è óñêîëüçàþùèõ ïîíÿòèé. Ñëåäóÿ äàëüøå ýòîé ñêîëüçêîé è áåñêîíå÷íî äîëãîé äîðîãîé ÿ ìîæåò áûòü êóäà-òî è ïðèäó, ìîæåò áûòü äàæå íàïèøó êíèãó ñ íóäíûì è íåâíÿòíûì òåêñòîì, êàêèõ âåëèêîå ìíîæåñòâî, íî íå ñìîãó êîðîòêî è âíÿòíî îòâåòèòü – â ÷åì ïîëüçà, à â ÷åì âðåä ôèëîñîôèè?
×òî æå âûáðàòü?   êîíöå êîíöîâ, ÿ ðåøèë, ÷òî íå èçáåæàòü ðàññìîòðåíèÿ ôèëîñîôèè ñ òî÷êè çðåíèÿ åå ïðàêòè÷åñêîãî ïðèìåíåíèÿ è ïîñëåäñòâèé òàêîãî ïðèìåíåíèÿ. Ïðîñòî è ïîíÿòíî (ïî êðàéíåé ìåðå, íà ïåðâûé âçãëÿä). Åùå ÿ ïîñòàðàëñÿ íå çàáèðàòüñÿ â äåáðè äåôèíèöèé è òî÷åê çðåíèÿ, íàïûùåííîãî àêàäåìèçìà è êâàçèíàó÷íîãî ïàôîñà. Òàêîé ïîäõîä ïîêàçàëñÿ ìíå äîâîëüíî èíòåðåñíûì è ìíîãîîáåùàþùèì. Íó ÷òî æ, áóäó äåðæàòüñÿ ýòîãî ïîäõîäà.
 êà÷åñòâå îñíîâû ñâîèõ ðàññóæäåíèé, ÿ âçÿë òåçèñ, ÷òî ÷åëîâåê (×ÅËÎÂÅÊ!!!) – ìûñëÿùåå (ðàçóìíîå)  ñóùåñòâî.  Èòàê,   ðàçóì ÿâëÿåòñÿ âàæíîé îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ ÷åëîâåêà. À ÷òî æå  ôèëîñîôèÿ?
           Íà êàêîé-òî îïðåäåëåííîé ñòóïåíè, îíà ñòàíîâèòñÿ  íåîáõîäèìûì óñëîâèåì  ðàçâèòèÿ  ðàçóìà. Òàê æå êàê íà îïðåäåëåííîé ñòóïåíè ðàçâèòèÿ ìàòåðèÿ ïðåâðàùàåòñÿ â æèâûå îðãàíèçìû, íóæäàþùèåñÿ, íàïðèìåð, â êèñëîðîäå. Ïîòðåáëåíèå êèñëîðîäà – íå ñàìîöåëü òàêèõ îðãàíèçìîâ, íî íåîáõîäèìîå óñëîâèå èõ ñóùåñòâîâàíèÿ. Òàê è ôèëîñîôèÿ ñòàíîâèòñÿ ñâîåîáðàçíûì «èíòåëëåêòóàëüíûì êèñëîðîäîì» äëÿ ðàçóìà, íåîáõîäèìîé äëÿ åãî ðàçâèòèÿ, íî íå ÿâëÿþùåéñÿ åãî öåëüþ. Êàêîå-òî âðåìÿ ìíå ýòà ìûñëü êàçàëàñü çàíèìàòåëüíîé. Äåéñòâèòåëüíî, òàêàÿ ìåòàôîðà ïîçâîëÿëà êîå-÷òî îáúÿñíèòü. Âåäü æèâîé îðãàíèçì íå æèâåò, ÷òîáû äûøàòü, òàê è  ìûñëÿùèé ÷åëîâåê íå ðàññóæäàåò (ôèëîñîôñòâóåò)  ðàäè ñàìîãî ðàññóæäåíèÿ. Îí ðàññóæäàåò  ðàäè ðåçóëüòàòà, êîíå÷íîé öåëè.  Íàïðèìåð, ÷òîáû ïîíÿòü ñìûñë æèçíè è ò.ä.
             Îïÿòü è îïÿòü ýòîò èçáèòûé âîïðîñ î «ñìûñëå æèçíè»! Êîíå÷íî, ôèëîñîôèÿ îòâå÷àëà íà íåãî óæå ìíîæåñòâî ðàç, ìíîæåñòâî ðàç ãîâîðèëà, ÷òî îòâåòà íåò, ìíîæåñòâî ðàç ãîâîðèëà, ÷òî ñàì âîïðîñ íåâåðåí…×òî æå ïîëó÷àåòñÿ, ôèëîñîôèÿ íå ìîæåò îòâåòèòü îêîí÷àòåëüíî, ïîñòàâèòü âñå òî÷êè íàä «i»? Âîò íàóêà – ñîâñåì äðóãîå äåëî. Åñòü áîëåå èëè ìåíåå êîíêðåòíûå çàäà÷è (áóäü òî ôóíäàìåíòàëüíàÿ èëè  ïðèêëàäíàÿ ÷àñòè íàóêè) è åñòü ïîïûòêè ðåøèòü ýòè çàäà÷è. Íåêîòîðûå óæå ðåøåíû, íåêîòîðûå â ïðîöåññå ðåøåíèÿ. Áåçóñëîâíî, ïóòü íàóêè íå ñòîëü ëèíååí è îäíîçíà÷åí, ñëó÷àþòñÿ è ïîâîðîòû, è çèãçàãè, è íåîæèäàííûå òóïèêè…Íî åñòü äâèæåíèå. Îò íà÷àëà äî êîíå÷íîé òî÷êè (íàõîæäåíèÿ èñòèíû). ×òî ïîíèìàòü ïîä «èñòèíîé»?  Êîíå÷íûé ïðîäóêò. Áóäü òî ëåêàðñòâî îò ðàêà èëè îòâåò íà âîïðîñ «åñòü ëè æèçíü íà ìàðñå».
       À ÷òî æå ôèëîñîôèÿ? Íåò, îêîí÷àòåëüíûõ ðåøåíèé îíà íå ïðåäëàãàåò. Íåò, íå äîæäóòñÿ ëþäè ñîáðàíèÿ ôèëîñîôîâ, íà êîòîðîì ðàç è íàâñåãäà ïðîçâó÷àò îòâåòû íà ñòàðûå è íîâûå, çëîáîäíåâíûå è âå÷íûå âîïðîñû!.. Äà è êàê òàêèå îêîí÷àòåëüíûå (è áåññïîðíûå) îòâåòû ìîãóò áûòü äàíû â ðàìêàõ ôèëîñîôèè? Åñëè ýòî ïðîèçîéäåò, ôèëîñîôèÿ áóäåò íàçûâàòüñÿ íå ôèëîñîôèåé, à ñêîðåå èäåîëîãèåé. Õîòåëè îòâåòû?!. Ïîæàëóéñòà…È íå âçäóìàéòå âîçðàæàòü èëè ñîìíåâàòüñÿ! Âñå îòâåòû ïðàâèëüíûå! Òàêîå â èñòîðèè óæå áûâàëî.
 Òàê â ÷åì æå åå ïîëüçà, êðîìå êàê ñëóæèòü «èíòåëëåêòóàëüíûì êèñëîðîäîì»?! Ê òîìó æå òàêèì «êèñëîðîäîì» ìîæåò ñëóæèòü è, íàïðèìåð, èñêóññòâî.  Êàæåòñÿ, ÿ âíîâü âîçâðàùàþñü ê íà÷àëó ñâîåãî ýññå. Îñòàíîâèìñÿ äëÿ ïðîìåæóòî÷íûõ èòîãîâ. Èòàê, â ñâîèõ ðàññóæäåíèÿõ ÿ ïðèøåë ê íåñêîëüêèì âûâîäàì:
1. Ôèëîñîôèÿ â îáùåì-òî ïîëåçíà äëÿ ìûñëÿùåãî ÷åëîâåêà, ò.ê. â åå àðñåíàëå åñòü âñå ñðåäñòâà êàê äëÿ ðàçâèòèÿ ðàçóìà, òàê è äëÿ ïîçíàíèÿ.
2. Ôèëîñîôèÿ íå äâèæåòñÿ êàê íàóêà èç òî÷êè À â òî÷êó Â, íî â òîæå âðåìÿ îïðåäåëåííîå äâèæåíèå åñòü, êàê åñòü è îïðåäåëåííîå ðàçâèòèå.
Âûðàæàÿñü ÿçûêîì ìåòàôîð, íàóêó ìîæíî ñðàâíèòü ñ âåëîñèïåäîì, à ôèëîñîôèþ ñ âåëîòðåíàæåðîì. Çàäà÷à âåëîñèïåäà – ïåðåâåñòè ÷åëîâåêà èç òî÷êè  À â òî÷êó  (íå âàæíî ÷òî ïîä ýòèì ïîäðàçóìåâàòü âåëîãîíêè èëè óâåñåëèòåëüíóþ ïðîãóëêó). Çàäà÷à âåëîòðåíàæåðà – óêðåïëÿòü, òðåíèðîâàòü, ðàçâèâàòü ìûøöû òåëà. Çàäà÷à  ôèëîñîôèè (åñëè ïðèíÿòü òàêîå ñðàâíåíèå) óêðåïëÿòü, òðåíèðîâàòü, ðàçâèâàòü ðàçóì. Ìîæíî âîçðàçèòü, ÷òî ðàçóì òðåíèðóåò è èãðà â øàõìàòû èëè ðàçãàäûâàíèå ðåáóñîâ. Ýòî òàê, íî òðåíèðîâêà ðàçóìà ôèëîñîôèåé èìååò ñîâñåì äðóãóþ ñïåöèôèêó. Ñðàâíèâàòü ôèëîñîôèþ ñ ðàçíîãî ðîäà èíòåëëåêòóàëüíûìè çàäà÷àìè, âñå ðàâíî, ÷òî ñðàâíèâàòü èçó÷åíèå ïðèðîäû ïî êàðòèíêå èëè «âæèâóþ».  Âåäü ïðèäÿ â íàñòîÿùèé ëåñ, ìîæíî ïîëó÷èòü ñîâåðøåííî äðóãèå âïå÷àòëåíèÿ.
Òàê è òðåíèðîâêà ðàçóìà ñ ïîìîùüþ îòâëå÷åííûõ ëîãè÷åñêèõ åäèíèö è îïåðèðîâàíèÿ ýòèìè åäèíèöàìè (øàõìàòû, ãîëîâîëîìêè, ìàòåìàòèêà è ò.ï.) íå ïîçâîëÿåò ñîïðèêîñíóòüñÿ ñ öåííîñòÿìè, ëè÷íîñòíî âàæíûìè ñìûñëàìè è ò.ï. Ôèëîñîôèÿ ñîåäèíÿåò â ñåáå íàó÷íîñòü è ñâîáîäó âîîáðàæåíèÿ, èíòåëëåêòóàëüíóþ «âñåäîçâîëåííîñòü» (òû ìîæåøü ðåôëåêòèðîâàòü íà ëþáûå òåìû) è ñòðîãîñòü àíàëèçà.  ýòîì åå ïðåëåñòü.   
           Âîçâðàùàÿñü ê àíàëîãèè ñ âåëîòðåíàæåðîì, ìîæíî äîáàâèòü åùå îäèí øòðèõ. Âåëèêèå ôèëîñîôû – ñîçäàþò ñâîé âåëîòðåíàæåð. Îñòàëüíûå ëèøü «íàñòðàèâàþò» ÷óæèå.
Èòàê, ïîëüçà ôèëîñîôèè äëÿ ÷åëîâåêà (ðàçóìíîãî ñóùåñòâà) â òîì ÷òîáû òðåíèðîâàòü è ðàçâèâàòü åãî ðàçóì, â âîçìîæíîñòè âçãëÿíóòü ñî ñòîðîíû íà ñåáÿ, ìèð, âñåëåííóþ è ò.ï. Ñîáðàòü âîåäèíî áåçãðàíè÷íîå âîîáðàæåíèå è ñòðîãóþ íàó÷íîñòü, ïîòðåáíîñòü â ðåôëåêñèè è ïîñòîÿííîì ñîìíåíèè.
           Âðåä ôèëîñîôèè, åñëè ïðèäåðæèâàòüñÿ ïðèíÿòîé àíàëîãèè ñ âåëîòðåíàæåðîì, â äâóõ àñïåêòàõ: 
1. ïåðåòðåíèðîâêå
2. ïîïûòêàõ åçäèòü íà âåëîòðåíàæåðå òàì, ãäå íóæíû èíûå ñïîñîáû ïåðåäâèæåíèÿ .

Читайте также:  Перепелиные яйца польза и вред при диабете

© Copyright: Àíòîí Êîøåðíûé, 2012
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹212050400657

Источник

Философия может научить нас многому: смотреть на проблему со стороны, доверять себе и быть смелее.

Польза философии в современном мире

Взглянуть на проблему со стороны

Порой нам приходится слышать, что того или иного знакомого или друга постигла неудача на работе или в личной жизни. Потом с течением времени неудачи оборачиваются удачами. И наоборот.

Как писал Сергей Есенин в 1924 году в его «Письме к женщине»:

Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Философия помогает пережить этот момент отчаяния путём отстранения от события, беспристрастным взглядом со стороны. Многие ждут от философии ответа на глобальные вопросы человечества и непреложных истин, хотя сами философы всегда напоминают, что философия — это про сам поиск (истины ли, своего предназначения ли), а не про результат.

Слово «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости». Мудрость, как и не абсолютная истина, может быть разной, меняясь от момента времени, нашего внутреннего фокуса и их со-настройки.

Не бояться сложностей

Обратимся к классикам. Фридрих Ницше много писал о внутреннем аде и отчаянии, в которое впадает человек. Вот, например, из эссе «К генеалогии морали»:

«Всякий, кто когда-нибудь строил новое небо, находил силу для этого лишь в собственном аду».

Если бы в нашей жизни всё шло ровно и гладко, то и не было бы возможности для роста. Тяжёлые ситуации, проигрыши помогают нам иначе посмотреть на проблему, которую мы пытаемся игнорировать. Именно из состояния внутреннего ада и начинается движение в сторону качественных изменений.

По сути, каждый проходит в своей жизни тяжёлые моменты сомнений, сложности выбора, внутренней разомкнутости. Главное — помнить, что это нормально, что без этих раздумий личность не может расти. Но только если эти размышления не превращаются в откладывание важных решений. В «Так говорит Заратустра» Ницше пишет:

«Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».

Поэтому не забывайте, что за разрушением чего-то старого должно следовать созидание нового. И в минуты сильнейшего отчаяния помните: достигнув дна, мы можем следовать только наверх.

Читайте также:  Настой шишек сосны польза и вред

Доверять себе

Людвиг Витгенштейн, один из самых влиятельных философов XX века, совсем молодым человеком писал в своём дневнике:

«Делай всё наилучшим образом! Большего ты сделать не можешь: и пребывай в радости. Дай другим быть самими собой. Ведь другие не поддержат тебя, а если и поддержат, то только лишь на короткое время».

Это напутствие из его «Тайных дневников» 1914–1916 годов, которые он вёл, воюя на передовой, испытывая ужасные лишения и каждый день рискуя жизнью. Но об этом важно помнить и в повседневности: вкладывать душу в своё дело, опираться только на себя и учиться быть счастливым. Это не фигура речи — «учиться быть счастливым». Этому действительно нужно учиться. И не забывать, что мы не в силах повлиять на большую часть того, что происходит в мире, поэтому об этом не стоит переживать.

А за много веков до Витгенштейна блаженный Августин писал:

«Люби, и тогда чего хочешь — делай».

Для меня это посыл к тому, что нужно доверять себе, своей интуиции и двигаться вперёд с добротой в сердце и любовью к ближнему.

Не поддаваться эмоциям

Современный немецкий философ Роберт Пфаллер, занимающийся эстетикой, чьи работы, к сожалению, пока не переведены на русский язык, пишет так:

«При определённых условиях или другом освещении именно отрицательные качества оказываются чрезвычайно привлекательными. Они, по словам Канта, вызывают удовлетворение, причём удовлетворение, направленное „во вред всем чувствам“».

Важно помнить об этом как о предостережении. Действительно, не всё то золото, что блестит. И не всегда бывает оправданным доверие своим первым сильным эмоциям. Когда волна спадёт, а душевный шторм уляжется, мы поймём, что в пелене эмоций не слышали себя и свою интуицию.

Поэтому так важно помнить, что наше восприятие ситуации, особенно самое первое, может подводить нас. Наши чувства могут серьёзно искажать картинку реальности. Не забывайте, что иногда нужно дать себе время на принятие взвешенного решения.

Быть смелее

Виднейший философ XX века Ханна Арендт когда-то высказала очень жизненную мысль, которую я соотнесу со всем вышесказанным и которой подведу итог:

«Для сохранения авторитета необходимо уважение к соответствующему лицу или учреждению. Поэтому величайший враг авторитета — это презрение, а самый верный способ подрыва авторитета — смех».

Эта мысль важна в перспективе того, о чём я уже говорила: человеческое субъективное восприятие подвержено многим погрешностям, мы не совершенны. Поэтому не забывайте иногда менять угол зрения на мир, забираться вопреки правилам на столы и парты, как советовал своим ученикам герой Робина Уильямса в фильме «Общество мёртвых поэтов».

Что бы вы сказали себе об этой ситуации, будучи старше на год, на пять лет, на десять? Будет ли это важно тогда? Некоторые авторитеты рухнут, чьи-то мнения перестанут быть жизненно важными для нас: просто потому, что мы станем более опытными, зрелыми, бесстрашными. Но пусть эта мысль не доведёт вас до пустого самодовольства! Помните, что смех, в том числе смех над собой, — это то, перед чем отступают многие невзгоды.

Читайте также

  • Как избавиться от страданий с помощью философии стоицизма →
  • 8 философских идей, которые перевернут ваше мировоззрение →
  • 5 знаменитых философских парадоксов и их значение для каждого из нас →

Источник