Польза дорожки здоровья в детском саду

Польза дорожки здоровья в детском саду thumbnail

Масленникова Ирина
Консультация для педагогов «Польза «дорожки здоровья» в ДОУ»

В современном мире проблема здорового поколения стоит наиболее остро. Плоскостопие у детей – это одна из актуальных проблем в системе охраны здоровья детей. Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы. Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы. Как известно, на стопах располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем. Стопы являются своеобразной проекцией всех наших органов. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшить здоровье ребенка.

Одним из эффективных направлений оздоровительного характера, используемых педагогами детского сада, является стопотерапия, которая вызывает наибольший интерес у дошкольников. Стопотерапия – это простые и полезные упражнения для детей, которые не только укрепляют организм и его системы в целом, но и являются хорошей профилактикой плоскостопия и лечением достаточно сложных заболеваний опорно-двигательного аппарата. К тому же такие упражнения влияют на центры, которые отвечают за развитие речи, а для наших малышей – это важно.

В работе наиболее применим массаж и самомассаж стоп, гимнастика для стоп и босохождение. Массаж стоп оказывает благотворное влияние не только на формирование ног и опорно-двигательного аппарата, ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Поэтому, на мой взгляд, он является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья.

Для того чтобы процесс оздоровления в ДОУ был не только полезным, но и весьма увлекательным, используем массажные дорожки или «дорожки здоровья». Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины, плоские с различными следами и со специальным покрытием (игольчатым, ребристым, с жёстким ворсом и т. д., а также коврики с различными предметами. К дорожкам здоровья так же относятся дорожки с мягким набивным материалом (вата, поролон, синтепон). Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем. Так как массажные дорожки имеют несколько видов рифленой поверхности, следовательно, отличается и степень воздействия на стопы ребенка. Благодаря этому дорожки обеспечивают массаж стоп, способствуют укреплению голеностопного сустава и предотвращают появление и развитие плоскостопия у детей.

При проведении стопотерапии используем музыкальное сопровождение – это создаёт дополнительный эмоциональный фон, улучшает функции нервно-психической системы, снимает внутреннее напряжение, активизирует детей.

Результаты:

Дети проявляют активное желание заниматься на подобных дорожках здоровья. На фоне таких занятий происходит заметное улучшение общего эмоционально-психического состояния. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. И дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Ежедневные прогулки по дорожкам здоровья формируют у детей привычку к здоровому образу жизни.

Здоровье – это великое благо и неотъемлемое условие счастья. Поэтому уже в раннем детстве необходимо формировать начальные представления о здоровом образе жизни, научить ребенка любить себя, окружающих людей, природу, жизнь!

Источник

Дарья Кравченко
Использование дорожек здоровья в работе с детьми дошкольного возраста. Старшая группа

Использование дорожек здоровья в работе с детьми дошкольного возраста.

“Берегите здоровье смолоду” — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого ДОУ.

Дорожки здоровья применяю с целью:

1. Закаливание организма.

2. Профилактика и коррекция плоскостопия.

3. Развития чувства равновесия и координации движений.

4. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Массажные коврики- дорожки, которые мы ежедневно используем в целях оздоровительной работы после дневного сна, имеют несколько видов рельефной поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка. Во время ходьбы по этим дорожкам, дети сопровождают свои действия речью, трогают, щупают руками поверхность и детали дорожки, отмечая качество материалов,из которых они сделаны: колючие или нет, мягкие или твердые, шершавые или гладкие; что у некоторых дорожек внутри. К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя. Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. И все это происходит в игре, благодаря чему ребенок испытывает положительные эмоции.

Упражнения с нестандартным оборудование способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы. Ходьба по дорожкам и коврикам может быть обычной, на носках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней, прыжки, бег. Эффективнее такой вид закаливания проводить под музыкальное сопровождение, используя мелодии различных темпов, а так же, словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей в двигательной активности.

Читайте также:  Мел есть вред и польза и вред

Дорожки здоровья использую в гимнастике после сна. Ребенок встает на коврики выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые из них.

Лужа

Я иду, я иду. Поднимаю ножки,

У меня на ногах новые сапожки.

Ой-ой-ой, посмотри,

Лужа –то какая,

Ай-ай-ай, ай-ай-ай

Лужа-то большая.

Высоко-высоко-высоко,

Подпрыгну,

Не боюсь, не боюсь,

Лужу перепрыгну!

Да-да-да, да-да-да,

Высоко подпрыгну

Да-да-да, да-да-да (Раскачивая руками, готовятся к прыжку)

Лужу перепрыгну. Гоп! (прыжок)

Бурый мишка

Бурый мишка топал,

Топал, топал,

Громко ножками стучал,

Он стучал так!

Мишка головой вертел,

Все вертел, все вертел.

Во все стороны смотрел,

Он смотрел так!

Бурый мишка расшалился

И на месте закружился,

Закружился, закружился

И свалился – бах!

Кошкина зарядка

Посмотрите, у окошка

Разминает лапки кошка.

Тянется – потянется,

Малюткой не останется.

Спинку горбит, словно мостик,

Поднимает к верху хвостик.

Когти выпускает,

Царапает, играет.

Ушко лапкой почесала

И тихонечко сказала «Мяу…»

Упражнения:

Ходьба «По медвежьи» – на руках и ногах и высоким подниманием таза.

«Ласточка» – стоика на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад.

«Солдатик» – шаги на мешочки и «ножки».

«Незнайка» – подъем на носках с одновременным подъемом плеч.

Дорожки здоровья, используемые в работе нашей группы, сделаны при помощи родителей и воспитателями.

Источник

Цель: Формирование и укрепление сводов стопы.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

– коррекция плоскостопия;

– использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.

– закрепление   опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;

– формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

–  формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;

–  осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.

Воспитательные задачи:

–  воспитание физических качеств;

–  приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;

–  воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

Данная разработка рекомендуется детям дошкольного возраста.

В нашем ДОУ имеется спортивный зал, совмещённый с музыкальным, где и проводится корригирующая гимнастика после дневного сна.

Оборудование и материалы: губки, досточки, камешки мелкие и крупные, пуговицы, пластмассовые крышки, трубочки, мягкая и жёсткая ткань, мягкие модули.

Литература:
Евдокимова Т.А. Полная энциклопедия для лечебной гимнастики. 2003.

Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, сколиозе и плоскостопии. Москва 1982г.

Милюкова И.В. Пенькова И.В. Сулейманов И.И. Профилактика нарушений осанки детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе воспитания. Москва 2000.

Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика».

Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009.

Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010. Чудо-платформа / журнал «Обруч» № 6. 2008.

Актуальность:

Плоскостопие у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей. Исследования показали, что у 32% детей, выявлено плоскостопие, то есть почти каждый третий ребенок нуждается в коррекции стопы.

Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли.

Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы.

Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы.

Что же всё-таки такое плоскостопие?

Плоскостопие – это отсутствие свода стопы, то есть когда подошва касается всей поверхностью к полу. Плоскостопие бывает двух видов: врожденное и приобретенное в процессе жизнедеятельности.

Что плохого в плоскостопии

– не боли и деформация, а их последствия – нарушение работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника.

Чтобы спина малыша не страдала от искривлений, а внутренние органы работали как часы, ребенка нужно уберечь от плоскостопия. Этого можно избежать, если вовремя определить проблему и начать лечение.

Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, не могут долго стоять и ходить, жалуются на боль в ногах, в спине.

Частая причина плоскостопия

– неправильно подобранная обувь.

– слабый связочно-мышечный аппарат стопы.

Что делать?

Основное и самое верное средство лечения и профилактики плоскостопия – специальная гимнастика, укрепляющая мышцы и связки.

Если ребенок занимается такой гимнастикой регулярно, из месяца в месяц, удается не только приостановить уплощение стопы, но даже полностью исправить ее форму.

Дошкольные учреждения призваны поддерживать здоровье деток, стремиться повышать иммунитет и развивать физические способности. Именно поэтому в нашем ДОУ проводятся занятия физкультурой и различные мероприятия. Высокой популярностью пользуется конструкция под наименованием дорожка здоровья. Её сооружают в помещении либо на улице и активно применяют в работе с детками. Что же это такое?

Читайте также:  Мухомор какая от него польза

Зачем нужна дорожка здоровья?

Дорожка здоровья в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем.

Стопы являются своеобразной проекцией всех наших органов. Соответственно, оздоровительные массажи этой части тела оптимизируют процессы кровообращения и внутренний обмен веществ, также такое воздействие помогает улучшить иммунитет и активизировать защитные силы организма, оно снимает и усталость, возникшую после физических либо умственных нагрузок, и способствует восстановлению работоспособности. 
Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. И дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. 
Деткам такая конструкция будет крайне полезна, ведь она представляет собой не только средство профилактики, но и является замечательным вариантом терапии плоскостопия. Прогулки по такой дорожке рекомендуется совмещать с процедурами закаливания, поэтому мы применяем ещё и солевую дорожку, чередуя с корригирующей. Благодаря этому здоровье деток действительно значительно улучшится. 

Размещение

Отлично, если конструкция будет постоянно доступна детям, чтобы они могли пройтись по ней, как только у них возникнет такое желание.

Своими руками

Воспитатели ДОУ и я, инструктор по физической культуре проявили инициативу и создали дорожку здоровья своими руками. В качестве наполняющих предметов применяли самые разные вещицы, попавшие под руку. В роли таковых могут выступить песок, деревянные палочки, камушки и галька, пуговицы, губки и т.д.

Конструировать дорожку здоровья можно с помощью толстой веревки, пластиковых ковриков по типу травка, резиновых ковриков для обуви. Кроме того на конструкции должны находится и достаточно мягкие предметы, к примеру посудные губки из поролона. На дорожке можно разместить полотняные мешочки, заполненные крупами, фасолью и горохом.

 hello_html_6bd57b0f.jpg

Следики с нашитыми пуговицами

hello_html_42b48dd3.jpg

Сочетание жёсткой и мягкой тканей

«Крокодил» из колючего коврикаhello_html_1f4cd223.jpg

hello_html_m216139c3.jpg

«Галька»

«Змейка» с камушками внутриhello_html_m71a031af.jpg

мягкие модули «камешки»
hello_html_f362068.jpg

мелкие и крупные камниhello_html_7cfef672.jpg

hello_html_d2a5f5f.jpg

Пластмассовые трубки покрытые тканью

hello_html_30e23151.jpg

ребристая лесенка

В новом учебном году я планирую изготовить дорожку для занятий на прогулке. Дорожку можно сделать в виде ящиков с разными наполнителями, подразумевается, что дети будут переступать из одного в другой.

В том случае, если дорожка сооружается на улице, под ней нужно разместить подложку, используя для этой цели клеенку. Это поможет предотвратить зарастание конструкции травой.

Каждое лето наши дошколята ходят по траве и песку босиком. 

После завершения прогулки по дорожке здоровья мы споласкиваем ножки ребенка прохладной водой, температура которой может постепенно понижаться, доходя до десяти градусов. 

Педагоги при занятиях на дорожке могут выполнять веселые упражнения. 

Стоит помнить, что массажи такого типа не проводятся, если ребенок не совсем здоров. 

Результаты:
Как показывает практика использования дорожек здоровья в дошкольном учреждении, за период их применения удалось значительно сократить уровень заболеваемости воспитанников. У деток наблюдается положительная динамика показателей роста и веса, у них формируется правильная осанка. При этом у малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата фиксируются значительные улучшения.

Дети проявляют активное желание заниматься на подобных дорожках здоровья, особенно на свежем воздухе. На фоне таких занятий происходит заметное улучшение общего эмоционально-психического состояния. 

Использование дорожек здоровья пойдет на пользу всем деткам.

Приложение №1

Ряд упражнений по профилактике плоскостопия.

И.п.: сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания». Совершать движения стопами от себя – на себя. (5-6 раз.)

2. «Поклонились». Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8-10 раз.)

3. «Большой палец поссорился со своими братьями». Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. (3-4 раза.) Если не получается, можно помочь руками.

4. «Пальчики поссорились, помирились». Развести носки ног в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

5. «Пяточки поссорились, помирились». Развести пятки в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

6. «Гусеница пошла гулять». Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы. (2-3 раза).

7. «Кружки». Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу. (5-6 раз.)

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.

8. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8-10 раз каждой стопой.)

9. «Перенеси мяч ногами». Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево». Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4-6 раз.)

Читайте также:  Лецитин в шоколаде вред и польза и вред

10. «Покажи ёжику солнце». Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счёт 1-3, опустить. (8-10 раз.)

11. «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз.)

12. «Растяни ленточку». Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3-4 раза.)

13. «Спрячь ленточку в домик». Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.

Приложение№2

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Игровое упражнение «Поймай мячик».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Игровое упражнение «Сложи фигуру».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».

Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение «Башенка».

Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

Оборудование: пуговицы разного размера.

Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Игровое упражнение «Соберём урожай».

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.

Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

Приложение№3

Игровое упражнение «Уберём игрушки»

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»
Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Игровое упражнение «Снежки».

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча.

Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

Оборудование: палочки дл. 20 см

Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол.

Приложение №4

Игры по профилактике плоскостопия

Загрузи машину

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя в шеренге по очереди (руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног палочки от начала к концу и обратно.

Увези машину

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя в шеренге по очереди (руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног ниточку, к которой привязана машинка с грузом.

Нарисуй картину

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя (сидя) должны нарисовать ногами любой рисунок.

Поймай рыбку

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

В таз с водой опускаются камешки, детки пальцами ног ловят рыб.

Найди клад

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

В таз с водой опускаются камешки, палочки (любые предметы), детки пальцами ног ловят тот предмет, который им называет педагог.

Стирка

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

На полу платочки, пальцами ног дети собирают платочек в гармошку, (опускают и поднимают 2 раза) затем берут платочек за край и опускают его в воду (стирают- 2р), а потом собирают в гармошку и отжимают.

Сидячий футбол.

Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги согнуты. Отталкивают мяч от себя сидящему ребенку напротив.

.

Источник