Польза дидактических экологических игр в доу

Введение

 Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое  воспитание   детей –  целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

       Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.

 Экологическое образование, в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным должно решать  главную задачу формировать экологически ориентированное сознание детей дошкольного возраста.

 Экологическое воспитание – это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.

 Экологическая культура – совокупность разнообразных форм, деятельности  человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения к природе, они погубят себя. Для того чтобы этого не произошло необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе.

 Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы  экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

 Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В экологических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

 Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Выбор темы работы: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» обусловлено тем, что экологические игры – наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 Цель –  определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 В соответствии с целью я предлагаю  определить для педагогов  следующие задачи:

 1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 2. Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.

 3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание.

 4. Изучить особенности руководства дидактическими играми в процессе экологического воспитания в подготовительной группе детского сада.

Объект  –   процесс  экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Так же я предлагаю определить задачи для детей:

1.     Формирование у детей элементов экологического сознания. 

2.  Определить содержание и характер (степенью сложности) знаний о природе.

 3. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер.

4. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

 Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога, и его готовности осуществлять эту деятельность. Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности). В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе.

Предметом являются особенности организации дидактических игр

 детей дошкольного возраста как средства экологического воспитания.

 В соответствии с объектом и предметом были определены

 следующие методы работы:

 – изучение и анализ литературы по данной проблеме;

 – изучение передового педагогического опыта ;

 – наблюдение за дидактическими играми детей в природе в дошкольном учреждении.

       В результате реализации индивидуальной программы «Дидактические игры как средство экологического воспитания» дети должны уметь:

1.     Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы – развитие мыслительных операций.

2.      Называть предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи.

3.     Отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

4.     Относиться положительно к труду, осознание значения труда взрослых в природе.

Виды экологических игр.

В педагогике существует несколько видов экологических игр. Бондаренко А. указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);

 – настольные печатные игры;

 – словесные игры.

Читайте также:  Чай с бергамотом в чем польза

 В играх с предметами используются реальные  объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

 Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

 Среди экологических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (два сходных дерева, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (одни растения лекарственные, другие садовые). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

 В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также ещё проводятся игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Цветут цветы».В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Деревья», «Ягоды», «Четыре времени года». В играх типа «Лабиринт» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Дремучий лес», «Цветочный сад», «В воде, воздухе, на земле»,  «Подводное царство»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий ,познают экологический мир.

 В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение животных, фруктов и овощей).

 Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

 Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 3 группы.

 В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Когда это бывает?», «Цветочный магазин», «Чьи детки на этой ветке». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Угадай, что где растет?»  «Нужно-не нужно», «Кто летает, бегает, прыгает».  Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови одним словом».

В творческой игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Воспитатель помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает способы его использования.

Руководство дидактическими играми по экологическому воспитанию в процессе ознакомления с природой в подготовительной группе.

 Организация экологических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

 В подготовку к проведению экологической игры входят:

 – отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

 – установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

 – определение наиболее удобного времени проведения экологической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

 – определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

 – подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разные предметы, картинки, природный материал);

 – подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

Читайте также:  Яблочный уксус польза и приготовление

 – подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

 Проведение экологических игр включает:

 – ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

 который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

 – объяснение хода и правил игры.

 – показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

 – определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

 – подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

 Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

 Руководя экологическими играми необходимо учитывать возможности детей. Ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

ВЫВОДЫ

В процессе изучения психолого – педагогической и методической литературы было установлено, что игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.

Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе.

Экологическое воспитание дошкольников – это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

 Основными задачами экологического образования, которые решаются в дошкольном учреждении являются:

 -формирование у детей элементов экологического сознания;

 -формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;

 -воспитание гуманного отношения к природе. 

Источник

Консультация для родителей
«Роль дидактической игры в экологическом
воспитании дошкольников»

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их
экологическая неграмотность.

Экологическое воспитание дошкольников строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые семь лет жизни ребенка является формирование понимания специфики живого организма, его самооценки и неповторимости. На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике  живого у детей в первые семь лет могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: интерес к ее познанию, действенная готовность придти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов
в работе педагога – ключ к правильной постановке экологического воспитания и получения нужного результата.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного  роста и развития. Надо стремиться, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приобретенных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей.

В таких играх могут использоваться натуральные предметы природы (деревья, цветы, овощи, фрукты, семена и др.), картинки с изображением растений и животных, настольно-печатные игры и всевозможные игрушки.
Дидактические игры можно проводить с детьми как индивидуально, так и коллективно на занятиях, прогулках, в часы досуга. При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

·Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные путем
непосредственного восприятия.

·Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна
и в то же время доступна детям.

·Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.

Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия, конкретно и четко объяснять игровые правила.

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у школьников основ экологической культуры.

Читайте также:  Липа польза и вред как принимать

Экологическая культура – это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

Существует несколько значений понятия «экология»:

1. Экология – наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

2. Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.

Исследования показали, что использование преимущественно
вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к
формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между
причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической
деятельности.

Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность,
позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной
закономерностью.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть
целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность
каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека
может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Существует традиционная классификация дидактических игр:
словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование
ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и
игры экологического содержания.

При проведении дидактических игр необходимо опираться на
следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности,
принцип опоры на ведущую деятельность детей.

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к
знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, они с радостью
откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость
развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться.
Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет.
Одновременно осуществляется процесс обучения.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод
обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и
средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе
дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми
действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения.
Непременным условием реализации задачи выступают игровые
правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают
последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют
воздействовать на детей, формируют межличностные отношения,
развивают нравственно-волевую сферу ребенка.

Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих
активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения
необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет
полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их
внимание на освоение знаний, умений и навыков.

Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней
имеются игровые действия. учебная задача, и игровые правила.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от
группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе
знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких
дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай
по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где
живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети
старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими
играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное
загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают
кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные
наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на
вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания
возникают по инициативе самих детей, что говорит об их
заинтересованности.

Дидактические игры необходимо использовать не только в свободной
деятельности воспитанников, но и включать в ООД:

– по развитию речи (составления описательных и сравнительных
рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из
личного опыта детей),

– по математики (счет предметов, лабиринты, задачи экологического
воспитания),

– по ознакомлению с окружающим.

Дидактические игры экологического содержания необходимо
проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении
детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в
природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Уровень экологического развития дошкольников во многом
определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому
немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны
окружающей среды. С этой целью помещать информацию в уголки для
родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы – наши
друзья» и другие), провожу консультации на темы «Зачем детям знания
экологии?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные
растения» и так далее, провожу индивидуальные беседы с родителями по
проблеме.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том
числе и на экологические темы, находят отклик в семьях воспитанников. К
ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай» и другие.
Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с
родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки
поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают
скуки», «Осенние фантазии»).

Экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством
дидактических игр способствуют повышению уровня экологической
культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических
процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных
качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Источник