Польза дидактических игр для дошкольников

Польза дидактических игр для дошкольников thumbnail

Алина Макарец
Значение дидактической игры в жизни дошкольника

«Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей – помочь ему сохранить о стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума» – В. П. Новикова.

Как отмечал А. Н.Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Причем дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.

Сущность игры, по Л. С Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.

Большое значение для развития ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса. Игра способствует привлечению внимания к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения, способствуют накоплению чувственного опыта, помогают эстетическому воспитанию детей, развивают творческие способности.

В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно – ролевую игру с куклой. Игры (“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я делаю”, “Назови, что в мешочке”, “Назови предметы синего (красного) цвета”, “Кто, как кричит” и другой тематики, направлены на уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т. д. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях.

Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают сенсорные способности у детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.

Значение дидактической игры заключается в том,что дидактические игры способствуют:

– развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

– развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

– социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игр происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Таким образом, развивающих игр очень много. Но, пожалуй, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Источник

Доклад

«Польза дидактических игр в дошкольных учреждениях»

Дидактические игры для дошкольников – это по сути игры обучающие. Это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия.  

  Из чего состоят дидактические игры для дошкольников?(структура дидактической игры).

Структура дидактических игр содержит тризадачи. Первая задача – обучающая, которая скрыта от ребёнка и ребёнок не подозревает о её существовании (например, развивать у ребёнка память, или внимание, или мышление и т.д.). Вторая задача дидактической игрысобственно игровая, которая излагается ребёнку в правилах, т.е. взрослый, который предлагает ребёнку игру рассказывает, что конкретно нужно сделать. Третья задача  игровые действия – методы проявления активности ребёнка.

Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигает нужной цели, поставленной в игре.

Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Это структура дидактической игры.

  Очень важно, чтобы дидактические игры для дошкольников содержали наборы игрушек, картинок, предметов или просто набора слов, которые позволяют ребёнку действовать. Именно в зависимости от этого выделяются виды дидактических игр.

Первый вид дидактических игр – игры с предметами. Эти игры обязательно содержат дидактический материал: игрушки, природные объекты (макеты овощей, фруктов или настоящие жёлуди, шишки, семена, листья и т.д.); реальные предметы (предметы быта, орудия труда и т.д.).

Применяя одни и те же предметы для разных возрастов можно решать разные обучающие задачи. Например, игра «Чудесный мешочек» — дети младшего дошкольного возраста учатся просто называть слова, расширяя свой словарный запас, а дети старшего дошкольного возраста учатся составлять связный рассказ по предметам, развивая свою связную речь.

   Второй вид дидактических игр – настольно-печатные игры. Настольно-печатные дидактические игры идеальны для умственного воспитания детей, они расширяют и систематизируют представления дошкольников об окружающем, способствуют развитию памяти, внимания, воображения, мышления ребёнка. К настольно-печатным дидактическим играм относятся: лото, домино, вкладыши, пазлы, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики.

И третий вид дидактических игр – словесные игры. Они отличаются от всех остальных игр тем, что в них нет опоры на наглядность, все игровые и

обучающие задачи осуществляются в мыслительном плане. Именно поэтому эти игры больше подходят для детей, начиная с 4–х лет. Среди словесных игр много народных, в которых используются потешки, прибаутки, загадки и др. произведения устного народного творчества. Но многие ошибаются, предполагая, что словесные игры применяются с целью только развития речи. Словесные игры решают такие задачи: формирование слухового внимания и развитие фонематического слуха, активизация словарного запаса развитие и совершенствование мыслительных операций ребёнка, выработка быстроты реакции, воспитание чувства юмора.

         Для того чтобы руководить детской дидактической игрой, правильно познакомить ребёнка с этой игрой и самому ориентироваться в обучающих играх, необходимо соблюдать структуру дидактической игры.

На основании всего изложенного, хочу пояснить, как можно из созданных вами дидактических игр, изменять задачу и цель игры, а значит и обучение можно использовать по 5 областям.

На примере 3 дидактических игр, как это можно сделать.

Теперь понятно, что дидактическая игра – это не подвижная игра и не пальчиковая гимнастика. Важно понять, что иллюстрации, которые есть в каждой группе это ещё не дидактика. Я предлагаю рассмотреть игры , где используются карточки. В играх с карточками, обращайте внимание на то, что бы карточки были одного формата, для того, чтобы не рассеивать внимание детей. Прочитав детям сказку В.П.Катаева «Светик- семицветик», можно создать дидактическую игру, которая так и будет называться «Светик – семицветик». Вырезайте из цветного картона все 7 листков и отдельно серединку. Вложите вашу игру в конверт и обязательно укажите её название, цель игры и ход игры. Начинай те играть в эту игру с младшего возраста, постепенно усложняя игру. В эту игру могут быть задействованы все дети например, на занятии, когда вы изучаете цвета, счёт, счёт на разных языках, запоминаете с помощью игры цвета, дни недели ( например: красный – понедельник, жёлтый – вторник и.т.д). Затем учите детей фантазировать, используя слова: «Лети, лети лепесток ….». Можно эту игру использовать, как сюрпризный момент. В этой игре закрепляется сразу несколько областей –познание, коммуникация, творчество, социум. Развивая свою фантазию и детей, в эту игру можно играть до бесконечности.

Точно также создайте игру «Кто, как кричит?». Подберите цветные иллюстрации одного формата. Важно понять, что игра называется «Кто, как кричит» – не мычит, не рычит, не квакает. Значит нужно подобрать соответственно карточки.

Сложили их в конверт и указали также цель, ход, действия игры. Ваша игра готова теперь с каждым возрастом её усложняйте. Кто изображён, как кричит, строение тела, сколько всего? Ребенок смотрит на карточку и узнает, что изображено и издаёт звук, другие дети отгадывают.

В старшем возрасте дети сами описывают, что изображено, другие по описанию узнают изображенное, если дети затрудняются ответить, то ребёнок голосом даёт подсказку ( например – изображён петух ку-ка-ри-ку).

Эта игра тоже может стать многогранной. Используйте ее на развитии речи, на художественной литературе, на ознакомлении с окружающим мире.

Третья игра для детей от 4-6 лет. Сделайте карточки на пол листа А4, Нанесите трафарет цифр от 1-10, не повторяясь в разбросанном виде по карточке. Дети быстро в играх запоминают цифры и счет. Всегда эту игру можно создать в наших условиях. Так же эту игру можно использовать не только по математике. В свободное время закрепляя те счет, просто просите найти нужную цифру. Развивая моторику рук, зарисовывай те нужную цифру, развивая внимание, закрепляя цвет. Создайте такие карточки в цветном виде, а для закрепления их можно отксерить и заинтересовать детей. Например – найди и закрась цифру 5 синим цветом. Вопрос – сколько цифр на твоей карточке? И т.д.

Самое главное, к чему следует Вам стремиться, предлагая ребёнку дидактическую игру, чтобы он в дальнейшем играл самостоятельно и самостоятельно мог организовать игру со своими друзьями.

Спасибо за внимание, буду рада, если эта информация кому-то стала интересной и полезной. Создавайте дидактические игры, они помогают детям быстрей развиваться.

Источник

Елена Авилова
Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников

Дидактические игры детей дошкольного возраста

Основные функции дидактической игры: является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игракак игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

– игры–занятия: ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

дидактические игры.

Дидактическая игракак форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

основана на осознании этого процесса, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого,но носит косвенный характер: например, воспитатель является равноправным участником игры “лото”, получает карточку и выполняет задание.

Дидактические игры в младших группах рассматриваются как метод обучения детей сюжетно–ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре “Уложи куклу спать”воспитатель учит детей последовательности действий: аккуратно складывать одежду, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна.

Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности,речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Нравственное воспитание: формируется представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Трудовое воспитание: формируется уважение и интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Эстетическое воспитание: дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям, вызывать желание играть с ним.

Физическое воспитание: игра создаёт положительный эмоциональный подъём и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т. е. к обучению в школе.

Основные виды игр

– игры с предметами (игрушками, природным материалом,

– настольно-печатные игры,

– словесные игры.

Игры с предметами: дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета, учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов,знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.По мере овладения новыми знаниями о предметной среде задания усложняются: требуется определить предмет по какому-либо одному признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.). Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. В средней группе используют предметы, в которых разница между ними менее заметна.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки) помогают закрепить знания детей об окружающей их природной среде, при этом формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактическойигре дети выполняют определенные роли: продавца, покупателя в играх типа “Магазин” и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о нормах поведения “Что такое хорошо и что такое плохо?”.

Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино.

Подбор картинок по парам:нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др.Затем задание усложняется: объединить картинки не только по внешним признакам,но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета.

Подбор картинок по общему признаку: требуется установление связи между предметами. Например, в игре “Что растет в саду (лесу, городе?” дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку.

Запоминание состава,количества и расположения картинок: например, в игре “Отгадай какую картинку спрятали” дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Составление разрезных картинок и кубиков.Задача: учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2-4 части, в средней и старших – на 8-10 частей.При этом в младшей группе изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших изображается сюжет из знакомых сказок.

Описание, рассказ о картине с показом действий,движений: задача развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. В младшей группе ребенок прибегает к имитации движений, голосу животного.В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю и др.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.4 группы игр:

1) игры для формирования умения выделять существенные признаки предметов,явлений: “Отгадай-ка?”, “Магазин”, “Да – нет” и др.

2) игры для развития умения сопоставлять,делать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц?”.

3) игры для развитияумения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: “Кому что нужно?”, “Назови одним словом”, и др.

4) игры для развития внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора: “Испорченный телефон”, “Краски”, “Летает – не летает”

Структура дидактической игры: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз (“воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих – внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру “Что изменилось?” использовать для упражнений в запоминании, “Магазин игрушек” – для развития мышления, “Отгадай что задумали” – наблюдательности, внимания.

Игровые правила призваны организовать действия, поведение детей.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата.

Игровые действия: их развитие зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре,вносят свои предложения: “Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!”, “Давайте я считалочкой выберу водящего!”

Рекомендации по планированию дидактических игр:

– планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально;

дидактические игры кратковременны (10-20мин);

– предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.

Подготовила Авилова Е. С.

2017 год

Источник