Польза деревьев в детском саду
Елена Подъякова
Беседа с детьми средней группы о разнообразии и пользе деревьев
Беседа о разнообразии деревьев и их пользе.
В. Ребята, отгадайте загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (деревья)
(Дети отгадывают загадку).
В. Правильно, это деревья. Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою. Деревья зимой отдыхают. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород.
В. Ребята, назовите лиственные деревья, которые вы знаете.
Дети: лиственные деревья: береза, дуб, осина и т. д.
Хвойные деревья: сосна, ель, лиственница, пихта.
В. Растут деревья – в лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.
У дерева есть: корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.
В. Посмотрите на картинки, назовите дерево, которое на ней изображено.
Давайте опишем дерево.
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, на березе есть сережки
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки, на сосне есть шишки
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.
В. А сейчас мы немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, которая называется «Корни»:
Друг от друга деревья росли далеко, («деревья» обеими кистями)
Человеку пройти этот путь не легко, («человечек»)
Только корни деревьев однажды сплелись, («корни деревьев»)
Будто дерева 2 навсегда обнялись. («деревья»).
Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
6. Воспитатель предлагает нарисовать – деревья летом.
Дети рисуют деревья карандашами.
В. Следующее наше задание назови «Какой листик?».
Если лист дуба, то он (какой) – дубовый.
Если лист березы, то он – … (березовый).
Если лист рябины, то он – … (рябиновый).
Во множественном числе:
Листья на клене – кленовые.
Листья на рябине – рябиновые.
Листья на березе – березовые.
Листья на дубе – дубовые.
В. Отгадайте загадки.
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это. (клен)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой. (осинки)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует. (сирень)
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши. (березки)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это. (дуб)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась. (ива)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это. (тополь)
В. Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые. И сейчас на участке нашего детского сада мы будем сажать молодые деревца.
Ирина Овсянникова
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы «Какую пользу приносит лес?»
Интеграция образовательных областей:
“Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”
Виды детской деятельности:
познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.
Задачи:
1. Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе
2. Закрепить названия деревьев, растущих на территории Магаданской области;
3. Воспитывать уважительное отношение к природе.
Планируемые результаты:
имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.
Материал:
зеленый листок дерева
иллюстрации деревьев
использование ТС
Словарь:
Устьице, углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.
Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.
Содержание организованной деятельности детей:
– Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес?
– Ответы детей.
– Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют “зелеными легкими” планеты!
Кислород выделяется листьями растений на свету,поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина – тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.
Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес – хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву – верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли. Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.
– А как вы думаете, что еще дают нам леса?
– Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.
В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева.Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.
О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.
Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.
– А чем полезна людям красавица – сосна?
Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
– Какое дерево мы забыли?
Ну, конечно, нашу любимицу – березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты – верхнего слоя коры березы – крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.
Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок – сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.
– Послушайте стихотворение:
Березовый сок.
На березе поутру
Дятел продолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок,
А лесной народ
Сок душистый пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка уселась ниже –
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех береза напоила,
Сладким соком оделила!
Очень красивое и полезное дерево – тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.
– А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.
Лес – “зеленые легкие”нашей планеты:
– хранитель вод, защитник водоемов;
– защитник почвы;
– источник древесины;
– источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;
– дом для растений, животных, грибов;
– место, где человек может отдохнуть.
– Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?
ответы детей;
– Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?
ответы детей;
– А теперь давайте мы с вами посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.
Интеграция образовательных областей:
“Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”
Виды детской деятельности:
познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.
Задачи:
- Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе
- Закрепить названия деревьев, растущих на территории Магаданской области;
- Воспитывать уважительное отношение к природе.
Планируемые результаты:
имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.
Материал:
- зеленый листок дерева
- иллюстрации деревьев
- использование ТС
Словарь:
Устьице, углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.
Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.
Содержание организованной деятельности детей:
– Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес?
– Ответы детей.
– Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют “зелеными легкими” планеты!
Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина – тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.
Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес – хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву – верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли . Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.
– А как вы думаете, что еще дают нам леса?
– Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.
В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.
О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.
Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.
– А чем полезна людям красавица – сосна?
Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
– Какое дерево мы забыли?
Ну, конечно, нашу любимицу – березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты – верхнего слоя коры березы – крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.
Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок – сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.
– Послушайте стихотворение:
Березовый сок.
На березе поутру
Дятел продолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок,
А лесной народ
Сок душистый пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка уселась ниже –
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех береза напоила,
Сладким соком оделила!
Очень красивое и полезное дерево – тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.
– А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.
Лес – “зеленые легкие” нашей планеты:
– хранитель вод, защитник водоемов;
– защитник почвы;
– источник древесины;
– источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;
– дом для растений, животных, грибов;
– место, где человек может отдохнуть.
– Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?
ответы детей;
– Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?
ответы детей;
– А теперь давайте мы с вами посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.
маргарита савенко
Педагогический проект в средней группе «Зачем нужны деревья?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Ромашка» села Шедок
Муниципального образования Мостовский район
Познавательно-творческий проект
«Зачем нужны деревья?»
в средней группе
Разработал воспитатель: Савенко Маргарита Анатольевна
2017 год
с. Шедок
ДОУ№5 «Ромашка», Мостовский район
Тема проекта: «Зачем нужны деревья?»
Автор проекта: Савенко Маргарита Анатольевна
Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев, о том как их сохранить.
Задачи проекта:
-расширять у детей знания и представления о деревьях:
-характерные особенности строения;
-признаки, отличающие одни деревья от других;
-сезонные изменения в строении лиственных деревьев;
-узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского сада и нашего поселка;
-дерево – важный строительный материал;
-обогащать словарный запас,развивать связную речь детей:
-учить детей давать полные ответы на вопросы;
-развивать умение связно и последовательно рассказывать;
активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление;
-учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
-воспитывать бережное отношение к природе.
Участники проекта: воспитатель, дети и родители средней группы.
Тип проекта:
По методу: познавательно- исследовательско- творческий.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный
Место проведения проекта: МБДОУ №5 «Ромашка» с. Шедок.
Сроки проведения:13.07.2017г. – 27.07.2017г.
Количество участников:
Возраст детей: 3-5 лет.
Виды детской деятельности: познавательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, игровая деятельность, трудовая деятельность.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети
• научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;
• разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
• появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
Продукт проектной деятельности:
• картотека стихов о деревьях;
• картотека загадок о деревьях;
• поделки выставки «Игрушки из дерева».
Актуальность проекта: воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять ее, надо ее познать. И в большом и маленьком городах деревья окружают нас повсеместно. Растут деревья, с ними растут и дети. Однако и взрослые, и дети, хоть и видят их ежедневно, как правило, почти не обращают на них внимания. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Ведь они не передвигаются, не издают звуков, мы не видим, как они питаются и не замечаем, как растут. Несмотря на это, деревья являются важной частью живой природы и играют большую роль в нашей жизни.
План работы:
Подготовительный этап:
• подготовка справочной литературы по теме;
• подбор литературного материала (стихи, рассказы);
• организация просмотра иллюстраций на тему «Лиственные и хвойные деревья».
Основной этап:
Чтение художественной литературы:А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую»; С. Есенин «Белая берёза»; И. Соколов – Микитов «В лесу» – рассказ; Отгадывание загадок; стихи С. Есенина, А. Прокофьева,
Наблюдение за деревьями на участке детского сада;
Закрепить строение деревьев и признаки, отличающие деревьев друг от друга;
Беседа о пользе деревьев
Д/игра «С чьей ветки детки?».
Опытно-экспериментальная деятельность:«Корень – устойчивость дерева», «Кора разных деревьев», «Приключения Буратино» (сравнение свойств дерева и металла).
Заучивание стихотворения «Берёза», «Елка».
Коллективная аппликация: «Русская березка».
Заключительный этап:
Выставка поделок совместно с родителями «Игрушка из дерева»,
Оформление документации по проекту,
Оформление презентации к проекту,
Защита проекта.
Картотека загадок о деревьях
Ели.
Ели на опушке
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
Ёлочка
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки, и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
Её всегда в лесу найдёшь-
Когда гулять в него пойдёшь:
Стоит колючая,как ёж,
“Зимою в платье?”,- “Ну и что-ж!”
А платье то пушистое,
Зелёное,ветвистое!
(Ель)
Захожу я в зимний лес
Встретил Чудо из чудес.
Зелёное, могучее,
Но чересчур колючее
(Ель.)
Стоит Красавица
Небес касается.
Зимой и летом
В шубу одета.
Шубой колючей
Цепляет тучи.
(Ель.)
Осинка.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару…
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо погреться
Бедной осинке.
***
А на кочках под осинами,
Солнца празднуя восход,
С причитаньями старинными
Водят зайцы хоровод.
Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летам
Вся дрожу, как в холода.
(Осина)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
Никто не пугает,
а вся дрожит.
(Осина)
Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат.
Нет, не все еще – у этих
Листья тихо шелестят.
(Осины)
Ива.
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
***
Густая крапива
Шумит под окном,
Зелёная ива
Повисла шатром.
А. Фет
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
Ветки деревца — как руки,
Серебристые листы.
А из гибких, тонких прутьев
Можно многое сплести:
И диваны, и корзины,
Стулья, кресла и гардины.
И полезна, и красива
Вечно плачущая. (Ива)
Берёза.
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску.
В речку, как в зеркало глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
И. Токмакова
Березка тонкая, подросток меж берез
Березка тонкая, подросток меж берез,
В апрельский день любуется собою,
Глядясь в размытый след больших колес,
Где отразилось небо голубое.
С. Маршак
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Берёза)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёзы)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)
Сосны.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести.
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода
И. Токмакова
Встреча в пути
Все цветет по дороге. Весна
Настоящим сменяется летом.
Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым цветом.
Цвет сосновый, смолою дыша,
Был не слишком приманчив для взгляда.
Но сказал я сосне: «Хороша!»
И была она, кажется, рада.
С. Маршак
Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица. (сосна).
Пусть жара или метель,
Но, такая же, как ель,
Зелена, хоть не весна,
Стройна высится. (сосна).
Как мачты корабельные
Над лесом поднялись
Стоят стволы смолистые
И смотрят сверху вниз
Зелёные короны
Ни перед кем не снимут,
И лишь на небе облака
Их ласково обнимут
(Сосна)
Рябина.
Красненькую ягодку
Мне дала рябина
Думал я, что сладкую,
А она — как хина.
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая,
Подшутить хотела.
И. Токмакова
***
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
А. Плещеев
Всё лето в зелени стояла,
А осень в красный цвет зажгла,
И гроздья множества кристаллов,
Всех птиц на пир в сад позвала!
(Рябина)
С первым морозом её собирают,
Гроздья ножом осторожно срезают,
Пару лет, точно их можно хранить,
Если в духовке слегка просушить!
(Рябина)
Листики в зубчиках,
Ягоды в кучку все,
Летом терпкие, горчат,
В мороз сладостью манят!
(Рябина)
Дуб.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
И. Токмакова
Дуб
Дует ветер с юга,
Дует ветер с вьюгой,
И с востока налетает,
Но меня он не сломает!
Дуйте, ветры, – не боюсь –
Дубом как-никак зовусь!
М. Вайнилайтис
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет –
Желуди на нем!
(Дуб)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь)
Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это …
(Дуб)
Быть может, первый листопад
Встречает этот клён.
Впервые праздничный наряд
Подставил ветру он.
Надеты на его сучки
Шесть листьев вырезных.
Они красны и широки,
Совсем как у больших.
В. Берестов
***
Оделись изморозью кроны
Совсем нежданно. Поутру
Остекленели листья клёнов
И зазвенели на ветру…
В. Потиевский
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой.
(Клён)
Не гусак, а лапчатый;
Не кулик, а крапчатый.
(Лист клёна)
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клён и его плоды)
Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки
И не знает почтальон
Для кого их пишет.
(Клён)
В лесу
Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
Н. Матвеева
В лесу
Мы с мамой грибы
Собираем вдвоем.
Подарки лесные
В корзинку кладем.
Деревья над нами
Тихонько шумят,
О чем-то своем
Меж собой говорят.
В. Кудлачев
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
(Лес)
Вот свершилась злая доля,
Было дерево когда-то,
А теперь тут круглый столик
И за ним сидят опята.
(Пенёк)
Картотека стихов о деревьях
Когда показываете детям деревья в лесу или на картинках, очень хорошо бы вспомнит и прочитать о них стихи.
Соберите листья деревьев,а потом расспросите детей: какой листик с какого дерева.
Лист осины – осиновый
Лист березы – березовый
Лист дуба – дубовый
Лист клена – кленовый
Осина
В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.
Р. Сеф
Липка
Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, –
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, –
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, –
Поливай меня!
Ливень льет порою,
Я от ливня скрою, –
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, –
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, –
Не забудь меня!
П. Воронько
Елка
Елка, елка,
Елочка,
Вершинка –
Что иголочка!
С буйным ветром
Борется,
Дотронешься –
Уколешься!
А. Прокофьев
Ива
– Ива, ивушка моя!
Кто, скажи, твои друзья?
– Солнышко меня ласкает,
Ветер косы заплетает.
Г. Виеру
Калинушка
Лес осенний засыпает,
Гол и пуст,
А калина не снимает
Красных бус.
Степь под снегом холодеет,
Вся бела.
А калина ярко рдеет
Вкруг села.
Ф. Петров
Дуб
Дует ветер с юга,
Дует ветер с вьюгой,
И с востока налетает,
Но меня он не сломает!
Дуйте, ветры, – не боюсь –
Дубом как-никак зовусь!
М. Вайнилайтис
Березка
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова
Беседа о деревьях.
Цель: познакомить с названиями некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев, учить бережно относиться к растениям; учить раскрашивать рисунок.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворения С. Я. Маршака; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование листьев); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: картинки с изображением различных деревьев, карточки с изображением листьев и плодов, вырезанные из бумаги силуэты листьев, краски, кисточки и т. д.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент. Воспитатель. Ребята, проверьте свои столы и стулья. Они целые? Никто не поломал их? Ребята из соседнего детского сада небрежно обращались со своими стульями и столами и поломали их. Понадобилась новая мебель.
А вы знаете, из чего делают мебель? (Дети отвечают.) Конечно, из дерева.
Послушайте историю. Отправились в лес лесорубы и начали валить деревья. Их стало меньше. Деревья, на которых жили белки, на земле лежат. И вот ребята, которые сломали мебель, узнали об этом, стало им жалко зверей, лес. Решили они отремонтировать старые стулья и столы. Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.
Послушайте, что пишет поэт С.Маршак:
Что мы сажаем, Что мы сажаем,
Сажая леса? Сажая леса?
Чащу, где бродят Лист, на который
Барсук и лиса, Ложится роса,
Чащу, где белка Воздух для легких,
Скрывает бельчат, И влагу, и тень –
Чащу, где утром Вот что сажаем
Вороны кричат. В сегодняшний день.
2. Ознакомление с названиями деревьев. Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их, затем дети закрывают глаза, педагогубирает одну картинку и задает вопрос: «Чего не хватает?» Игра повторяется несколько раз.
3. Игра «Плоды и листья». Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить пары картинок.
4. Упражнение «Покажи и назови части дерева». Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, крону, листья, затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.
5. Игра «Один – много». Воспитатель называет дерево в единственном числе, а дети – во множественном.
Клен – клены, сосна – сосны, береза – березы, ива – ивы, ель – ели, рябина – рябины, дуб – дубы.
6. Упражнение «Какой листик?».
Если лист дуба, то он (какой) – дубовый.
Если лист березы, то он – … (березовый).
Если лист рябины, то он – … (рябиновый).
Во множественном числе:
Листья на клене – кленовые.
Листья на рябине – рябиновые.
Листья на березе – березовые.
Листья на дубе – дубовые.
Во множественном числе в родительном падеже:
Зимой на березе нет каких листьев? Березовых.
На клене? Кленовых. На дубе? Дубовых. На иве? Ивовых.
7. Раскрашивание листьев. Дети рассматривают вырезанные из бумаги силуэты листьев, характерные для разных деревьев, выбирают соответствующие им цвета красок (желтая, красная, оранжевая) и раскрашивают их.
8. Рефлексия. Создание коллажа из листьев деревьев. Дети наклеивают листья на большой лист бумаги, создавая коллаж.
Конспект коллективной работы по аппликации «Береза»
Цель: расширять представление детей о лесе, совершенствовать навыки обрывной аппликации.
задачи:
• Закреплять знание о деревьях.
• Воспитывать стремление бережно относиться к природе.
• Способствовать развитию воображения, мышления, познавательного интереса.
• Учить детей создавать предметы путем обрывания бумаги, развивать мелкую моторику.
• Продолжать учить создавать работу аккуратно и красиво.
Предварительная работа:
1. Беседа о лесе (русской березе)
2. Рассматривание картин о лесе, «Березовая роща»
3. Заучивание стихов и загадок про деревья.
Ход занятия
Воспитатель говорит детям, что утром почтальон принес в детский сад телеграмму (показывает и открывает ее)
«Очень вас друзья люблю, приходите в гости, жду. Лес»
-Лес приглашает нас в гости! Но попадет в лес тот,кто ответит на вопросы:
– Как называется первый месяц лета? (ответы детей)
– Как называется второй месяц лета? (ответы детей)
– Сейчас уже третий месяц, как он называется? (ответы детей)
Воспитатель разбрасывает листочки.
-Осень мимо пролетала и листочки разбросала.
– Чтобы попасть в лес, нужно превратиться в листья.
Дети выбирают себе листики, игра «Найди свое дерево»
– Раз, два повернись и в листочек превратись (дети выполняют задание)
– А теперь листочки найдите свое дерево.
Воспитатель подходит к ребенку и спрашивает :
– Ты на каком дереве рос?-ответ: я рос на березе
– Значит ты, какой лист?- ответ: березовый. и т. д
– Правильно, молодцы.
Подул ветерок и листочки полетели в лес на полянку.
Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь мы свои.
– Ребята, а что такое лес? (много деревьев)
– А какие деревья растут в лесу? (ответы детей).
Выходят дети и задают загадки про деревья:
1. Не загадка это даже
Сразу назовем,
Если только кто то скажет-
Желуди на нем (ответ)
2. Что же это за девица
Не швея не мастерица