Польза бактерий биология 6 класс

Слово «бактерии», как и «вирусы», и «микробы», для нас с детства таит в себе определенный негативный оттенок, и связано с болезнями. Но так ли это?

Могут ли бактерии быть друзьями, а не врагами, защищать, а не угрожать? И вообще, что они из себя представляют, эти бактерии? Обо всем этом и многом другом – читайте ниже.

Кто такие бактерии в биологии: определение

  • Бактериями называются живые микроорганизмы, которые не имеют ядра. Они относятся к домену прокариотов, являясь одной из древнейших жизненных форм на планете. Это также одни из наиболее универсальных «жителей» Земли, способные жить в глубинах почвы и водоемах, в кислой и радиоактивной среде. Несмотря на все старания ученых, человечество до сих пор не может выращивать их все лабораторно (это удается только относительно некоторых видов).
  • Длина бактерий составляет считанные микрометры, а форма их может быть самой разнообразной.  Наука, которая занимается изучением бактерий, называется бактериологией. Они являются составляющей микрофлоры человека, принося как пользу, так и вызывая различные заболевания. Используются в различных сферах человеческой деятельности: промышленность, животноводство, биотехнологические процессы и т.д.
  • Слово происходит из латинского языка, в котором в свою очередь было образовано производное название из греческого, и обозначает понятие «палочка» — именно такими были бактерии, впервые обозначенные учеными.

В биологии

Чем являются бактерии, являются ли они организмами?

  • Действительно, бактерии являются организмами, причем, относятся они к наиболее древней группе из всех, которые существуют на сегодняшний день. Их строение достаточно примитивно, многие из бактерий и поныне сохраняют признаки, присущие их предкам, в частности, те виды, которые находятся в особых условиях. Это горячая серная или бескислородная среда.

Таким образом, на сегодняшний день бактерия представляет собой примитивный одноклеточный организм, выделенный в царство с одноименным названием. При этом разнообразие бактерий довольно велико, они различны своей формой, способом передвижения, средой обитания

Кто обнаружил бактерии?

  • Первооткрывателем бактерий можно считать голландского ученого Антони ван Левенгука, который первым смог обнаружить их под микроскопом и описать. Это произошло во второй половине 17-го века.
  • Еще половину столетие спустя немецкий ученый Христиан Эренберг дал название этим существам, которое мы используем и поныне – бактерии. Оно заменило первое наименование, введенное Левенгуком – анималькули.
  • В середине 19-го века французский микробиолог Луи Пастер не просто обнаружил отдельные свойства, присущие бактериям, но и начал изучать их физиологию и метаболизм бактерий.
  • Его продолжателем в этом деле стал немецкий коллега Роберт Кох, чьи труды по исследованию возбудителей туберкулеза увенчались нобелевским лауреатством.

Обнаружил особые свойства

Какие бактерии, виды бактерий существуют, и их названия

Бактерии принято классифицировать по форме. В зависимости от этого ученые разделили их на три группы:

  1. К шаровидным (коккам) относят похожий на виноградные гроздья стафилококк, действие которого провоцирует пищевые отравления, а также гнойные воспаления. А вот стрептококкам, образующим в результате деления цепочку клеток, свойственно провоцировать воспалительные заболевания.
  2. Похожие формой на обычную палочку бактерии называют палочковидными. Существуют бактерии, образующие своеобразные слои защиты, которые противодействуют влиянию извне – это бациллы.
  3. Бактерии, имеющие извитую форму, относятся к спиралям, и они преимущественно безвредны. К ним относятся спириллы, спирохеты.

Многие бактерии получили свое название не только по своему строению, но и в зависимости от влияния на определенный орган человека, или по названию вызываемой ними болезни. Как пример можно привести менингококк, поражающий мозговую оболочку и вызывающий менингит, или пневмококк, провоцирующий пневмонию в легких, а ринит (насморк) вызывается риновирусами.

Виды

  • Кроме того, существуют названия, связанные с той или иной особенностью. Всем известный вибрион отличается быстрыми колебаниями, а протеус, названный по имени греческого бога, способного приобретать тот или иной облик, характерен тем, что в различных организмах действует по-разному.
  • Кроме того, часто бактерии называют именами ученых, открывших их: риккетсии, шигеллы, бруцеллы или, скажем, лямблии с сальмонеллами.

Какие бывают вредные, болезнетворные бактерии, и их названия?

Среди наиболее опасных для человека бактерий можно выделить:

  1.  Возбудитель ботулизма, парализующего нервную систему – клостридия ботулина.
  2. Сальмонелла брюшного тифа, который проявляется высокой температурой и сильными болями в животе. Бактерия может, кроме того, не проявляться в симптомах, но человек при этом остается носителем заболевания.
  3. Столбнячной палочке свойственно активное развитие в глубокой ране, способное вызвать столбняк. Эта болезнь, с сильными судорогами, имеет очень высокую смертность.
  4. Все слышали о палочке Коха, ведущей к туберкулезу, являющимся одной из наиболее частых причин смерти человека. Передается при помощи воздушно-капельных путей, обнаруживается при флюорографическом обследовании.
  5. Кишечная палочка бывает просто микрофлорой кишечника, однако несколько ее серотипов приводят к кишечным инфекциям.
  6. Холерный вибрион чаще всего встречается в грязной воде. Холера при отсутствии лечения вполне способна закончиться смертельным исходом.
  7. Стрептококки – очень опасны, поскольку провоцируют менингит, пневмонию и т.п. Стрептококковый токсический шок сопровождается жаром, отеками конечностей и некрозом.
  8. Аспергилл дымящий представляет собой плесневый грибок, опасный для людей, имеющих ослабленный иммунитет, поражающий в первую очередь органы дыхания.
  9. Бледная трепонема провоцирует развитие сифилиса. Сегодня это вполне излечимая на первых стадиях болезнь, но в третичной – чревата необратимыми изменениями в организме и смертью.
  10. Стафилококк золотистый мы уже давно связываем с пневмонией и менингитом, сепсисом. Его опасность в высокой устойчивости к антибиотикам.

Разделение на плохие и хорошие

Полезные бактерии, и их названия

Бактерии, благотворно влияющие на человеческий организм, имеют название микробиота. В человеке их множество – миллионы:

  1. В кишечнике в первую очередь полезное действие оказывают лакто- и бифидобактерии. К ним относят ацидофильную палочку, анаэробную молочно-кислую бактерии. Важно поддерживать их необходимое количество, употребляя кисломолочные продукты.
  2. В коже и дыхательных путях активно действуют микроорганизмы, относящиеся к стафило-, стрепто- и микрококкам. Они помогают в своей среде обитания, но при попадании в рану или, к примеру, при переизбытке приводят к заболеваниям.
Читайте также:  Эфирное масло лаванды для лица польза

Численность бактерий на планете Земля

  • Подсчитано, что на Земле свыше 1,4 млн. бактерий. В ходе подсчета этой цифры ученым пришлось прибегнуть к построению филогенетических деревьев, с применением математики и анализом определенных разновидностей РНК. Это дало возможность отследить изменение видов и эволюцию бактерий.
  • Выяснилось, что некоторые бактерии исчезают в процессе эволюции, их общее число постоянно возрастает, и сегодня, если взять за точку отсчета общую биомассу на Земле, бактерии уступают только растениям.

Формы бактерий, внешний вид: примеры

  • Как уже говорилось, бактерии могут быть сферическими. Их представляют кокки. Микро – это клетки, которые расположены отдельно; дипло – парами, стафило — гроздьями, стрепто – цепочкой; а также сарцина (пакеты от 8 клеток). Их размер – до 1 мкм.
  • Палочковидным бактериям характерна прямая форма, они имеют до 8 мкм в длину и до 2 мкм – в толщину.  Форма может быть неправильной, вплоть до ветвящейся, какую имеют, к примеру, актиномицет. Если палочка немного изогнутой формы – ее называют вибрионом.

Формы

  • Также можно назвать риккетсию,  хламидию, которая вне пределов клетки является сферической, микоплазмы, у которых отсутствует клеточная стенка и т.д.
  • Бактерии извитых форм напоминают спираль, как, например, спирилла, похожая на штопор. А вот хеликобактер похож своими изгибами на крылья чайки в полете. Также близка к этому виду бактерий спирохета, имеющая спиралевидную форму и обладающая подвижностью. Лептоспира же – с частыми завитками, которые напоминают закрученную веревку.

Из чего состоят бактерии?

  • Клеточная стенка бактерии содержит полисахариды, белки, липиды. В основном же стенка состоит из многослойного пептидогликана.  Также стенка содержит наружную мембрану, которая своей трехслойной структурой похожа на цитоплазматическую (внутреннюю) мембрану. Обе мембраны состоят преимущественно из липидов.
  • Наружная мембрана изнутри состоит из фосфолипидов, наружный слой – это  липополисахариды. Пространство между мембранами заполнено ферментами. Внутренняя мембрана имеет три слоя, ее структура – это фосфолипиды в два слоя и интегральные белки.

Состав

  • Цитоплазму составляют белки, рибонуклеиновые кислоты, рибосомы. Также наличествуют запасные питательные вещества: гликоген, волютин, полисахариды.
  • Аналогом ядра можно назвать нуклеоид, находящийся в центре и представляющий собой закольцованную двунитевую ДНК. У нуклеоида отсутствует ядерная оболочка и ядрышко. Не представлены и гистоны.
  • В составе бактерий также можно наблюдать слизистую структуру с четкими границами, которую называют капсулой. В ее составе полисахариды, полипептиды.
  • Жгутик – это тонкая нить, длиннее самой клетки (до 15 мкм), начинающаяся с внутренней мембраны. Жгутики достигают в толщину всего 20 нм и имеют диски, с помощью которых крепятся к стенке.
  • И, наконец, неблагоприятные условия для бактерии могут провоцировать образование спор в бактериальной клетке, которые способны не только длительное время сохраняться, но и прорастать.

В каких условиях могут существовать бактерии?

  • Как показывает практика – практически в любых, от клокочущих гейзеров, внутри которых температурные условия те же, что и в кипящем чайнике – до 100 С°. Нефть, кислота – эта среда также не пугает бактерии, и они могут существовать в тех условиях, где не выживет более совершенный организм.
  • Есть предположение, что космос также заселен некоторыми видами бактерий, и эта гипотеза стала основанием для одной из версий, поясняющей происхождение жизни на Земле.

Как делятся, размножаются бактерии: схема

  • Способ размножения бактерий присущ всем одноклеточным организмам – это деление. Оно дает существование двум дочерним клеткам, которые в свою очередь повторяют этот процесс, тем самым каждый раз удваивая количество.
  • Существует также процесс, при котором образовываются споры. Это происходит при наличии неблагоприятных условий, когда цитоплазма способна образовать, покинув материнскую оболочку, новую, которая является более плотной. Такая клетка называется спорой. Если она попадает в благоприятную среду, то возможно ее прорастание и образование полноценной бактерии.

Размножение

Время размножения бактерий

  • Как и любое явление, деление бактерии подчиняется законам термодинамики, по которым время размножения связано с количеством выделяемой наружу теплоты и составляет около шестой части выделяемой теплоты.
  • Проще говоря, создание для бактерии идеальных условий может заставить бактерию делиться практически каждые полчаса. Если бы это было возможно, в течение суток дочерние клетки одной бактерии достигли бы массы в почти 2 тыс. тонн, а за 5 дней заселили бы все водное пространство планеты.
  • Известно, что в качестве опыта использовалась морская псевдомонада, помещенная в оптимальные условия: ее популяция удваивалась практически через 10 минут.

Бактерии в жизни человека

  • Бактерии влияют практически на любой аспект жизни природы и человека. Именно они «работают» над кругооборотом веществ, разлагая и видоизменяя органические вещества, способствуя почвообразовательным процессам, очищая водоемы.
  • Негативное влияние на живые организмы оказывают болезнетворные бактерии, описанные выше – они вызывают заболевания не только у людей, но влияют и на животных, и на растения.

Роль

  • Бактерии используются в фармакологии, являясь компонентами лекарственных препаратов, в пищевой промышленности, способствуя производству кисломолочных продуктов, заквасок, сыров. Процесс маринования также не обходится без участия бактерий, как и винодельческое ремесло.

Видео: Польза от бактерий и микробов

Источник

Многообразие и значение бактерий в природе и жизни человека

ФИО учителя

Царицына Елена Ильинична

Цели
деятельности
учителя

Цель урока: создание условий для расширения о многообразии и значении бактерий в природе и жизни человека.

Задачи урока: углубить знания учащихся о значении бактерий в природе и жизни человека и их разнообразии;

Читайте также:  Слинг для новорожденных вред и польза и вред

Формировать понимание роли бактерий в жизни Земли;

Развивать умение анализировать и делать выводы;

Формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни;

Формировать познавательный интерес к изучаемой теме и предмету в целом;

Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: учащиеся имеют представления о многообразии и значении бактерий в природе и жизни человека.

Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать учебные задачи, стремиться к их выполнению, развитие мотивов учебной деятельности, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверка; высказывать свое мнение

Коммуникативные: формировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное сотрудничество в группе; с учителем; слушать товарища и обосновывать свои мысли и идеи.

Познавательные: структурировать знания, анализировать текст и рисунки, сравнивать роли бактерий-автотрофов и гетеротрофов, представлять информацию в виде схем, объяснять значение новых слов; умение ориентироваться в учебнике; находить и использовать нужную информацию; умение строить логическое рассуждение.

Метапредметные: обучающиеся овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; развивают навыки речевого общения, пользоваться учебным текстом, сравнивать, обобщать и доказывать.

Образовательные
ресурсы

учебник по биологии Пономарева И.Н. 6 класс, Вентана-Граф, 2008

Межпредметные связи

География. Экология. Литература.

Оборудование

ПК, медиапроектор.

Наглядно-демонстрационный материал

слайдовая презентация, наглядность.

Основные понятия
и термины

Сапрофиты, симбионты, паразиты

Тип урока: открытие новых знаний

Методы и приемы: частично-поисковый, исследовательский, метод проблемной ситуации, наглядный.

Формы организация учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Дидактические задачи этапов урока

Регулятивные: определять задачи и цели урока, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение.

Личностные: проявлять интерес к новому содержанию.

Познавательные:

Осмысление

Познавательные: составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки, использовать графические символы для структурировании информации.

Коммуникативные: работать в группе по обсуждению информации, слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли.

Предметные: разнообразие и значение бактерий в природе и жизни человека.

Рефлексия

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Оценивать собственный вклад в работу урока

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Вызов

1.Проверяет готовность учащихся к уроку.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения!

Отправимся в путь без сомнений и муки, 
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня секреты о них –
 
Без ядер, зато санитары планеты!

Как вы думаете, о каких живых организмах говорилось в стихотворении?

А как вы думаете, почему сегодня урок мы начали с бактерий?

Что вам уже изучено о бактериях?

Если вам это все известно, то помогите мне проверить данную работу «Найди ошибку».

Что повторяли про бактерий?

Однако…

Они возбуждают множество заболеваний, среди которых такие страшные, как холера, тиф и дифтерия, а также «черная смерть» – чума, во время эпидемий которой люди погибали не то что тысячами, а миллионами.

«Верите ли вы, что …» жизнь без бактерий невозможна на Земле, они сопровождают нас повсюду, но бактерии приносят много пользы и вреда природе и человеку.

Проблемный вопрос: Бактерия: польза или вред?

Что нужно выяснить о бактериях?

Определите для себя, какую сегодня учебную задачу я буду достигать.

Давайте определим общую учебную цель для всех!

Используя намеченные задачи и цель, составим план, который будем реализовывать.

Чтобы получить необходимую информацию, мы будем, обратимся к тексту учебника, к другим источникам информации.

Для выяснения первого пункта плана, какую задачу поставим перед собой?

Я вам буду рассказывать о разнообразии бактерий, а вы дополняете схему, которая лежит у вас на партах.

О каком разнообразии мы узнали?

На какие две группы по способу питания разделяются бактерии?

Какие бактерии включаются в гетеротрофы?

Сейчас я у вас проверяю, как вы бы внимательны.

Поиграем в игру «Определи способ питания»

1 ряд – симбионты

2 ряд – паразиты

3 ряд – сапрофиты

Я называю вам пример из групп бактерий, а вы должны определить свою группу.

Какой пункт плана рассмотрели?

Что знаем о разнообразии? В виде чего заполняли информацию?

У вас на партах лежат цветные ладошки: желтая: у меня получилось, зеленая – мне было трудно.

Что нам еще нужно выяснить о бактериях?

Какую следующую уч. задачу нужно достичь?

Для того, чтобы выяснить значение бактерий, мы будем работать в паре. Каждая пара работает дружно, распределяет обязанности между собой. Вы получает инструктивную карту и изучаете о значении бактерий по учебнику. Полученную информацию вы должны представить в виде предложенной таблицы. Условие отражения: польза и вред, которые приносят бактерии.

Время на выполнения этого задания 3 минуты. Когда завершили работу, то показали мне.

Вы узнали новую информацию о бактериях и даже ее представили в виде таблицы. Однако, каждый из вас владеет только частью всего материала. Пришло время рассказать о том, что вы узнали. Докладчики по очереди будут рассказывать о значении бактерий.

Выслушивает и комментирует выступления пар. На доске схема о значении бактерий и прошу определить полож.. и отриц. роль

Посмотрите, какая схема у нас получилась.

Сделайте обобщающий вывод о значении бактерий в природе и жизни человека?

Читайте также:  Открытие вклада в пользу третьего лица это как

Рефлексия: цветные ладошки:

желтая: я смог определить роль бактерий

Зеленая: я научился определять роль бактерий.

Проведем проверку полученных знаний по теме

Игра «Выбери меня».

Перед вами чудо-стол – выберите продукты, которые имеют отношение к нашему уроку. И объясните почему.

(На столе: квашеная капуста (молочная кислота, которая образовалась в результате деятельности молочнокислых бактерий, предохраняет капусту от разложения, гниения)

Кефир, йогурт (результат деятельности молочнокислых бактерий)

Горох, бобы (клубеньковые бактерии, поселяясь на корнях бобовых растений, усваивают азот из воздуха, после отмирания корней обогащают почву азотом)

Значит полученные нами на сегодняшнем уроке знания можно использовать в повседневной жизни?

Как именно? Могут ли пригодиться полученные на уроке знания и умения в освоении других предметов?

1.проверяют готовность к уроку.

2. Слушают учителя, улыбаются друг другу.

Слушают, отвечают на вопросы учителя.

Бактерии

Составляют блок-схему

Проверяют и находят ошибку

Форма бактерий

Решают проблемную ситуацию о значении бактерий, высказывая свои предположения.

Формулируют тему урока и задачи

Расширить представления о многообразии и значении бактерий в природе и жизни человека.

Высказывают предположения о плане и сравнивают свой план с планом учителя

  1. Разнообразие бактерий.

  2. Значение в природе и жизни человека.

Слушают рассказ учителя, заполняют схему на предложенных карточках.

Отвечают на вопросы и закрепляют изученный материал.

Слушают объяснение учителя по правилам игры.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы

Определяют цвет ладошки и поднимают

Слушают объяснение учителя по выполнению заданий в паре.

Выполняют работу в паре, заполняют таблицу о пользе и вреде бактерий в природе и жизни человека.

Рассказывают о роли бактерий, называют полож. и отриц. роль

Отвечают на вопросы учителя

Делают вывод

Определяют цвет ладошки

Отвечают на вопросы

Личностные:

самоопределение,

нравственный выбор;

формирование интереса к биологии.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы, логически мыслить, умение структурировать знания

Регулятивные: формирование умения постановки цели, выявления пробелов в своём знании, волевая саморегуляция.

Регулятивные: определять тему урока и цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества,

построение речевых высказываний

Познавательные:

Поиск информации в учебнике, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации, перерабатывать информацию.

Регулятивные: контроль, оценка и коррекция, волевая саморегуляция.

Познавательные: работа с текстом, постановка и формулирование проблемы,

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна

Регулятивные: контроль, оценка и коррекция, волевая саморегуляция.

Коммуникативные: сотрудничество,построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.

Познавательные:

Моделирование,

поиск информации.

анализ проделанной работы, полученных знаний и умений.

Рефлексия

Бактерия – это польза или вред?

Смогли ли мы достичь и выполнить поставленные цель и задачи? Какие средства нам помогли в выполнении задач?

Закончите предложения

Высказывают свои мысли. Называют средства.

Завершают предложения:

Мне было интересно….

Я научился…

Больше мне понравилось…

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества.

Д/з

П.51-52

Найди интересные факты о бактериях.

Записывают домашнее задание и задают вопросы по его выполнению.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция.

Округлые бактерии – кокки

Цепочки из округлых кокков – стрептококки

Грозди кокков – стафилококки

Две округлые бактерии, заключенные в одной капсуле – диплококки

Палочковидные – бациллы

Спиралевидные – спириллы

Короткие палочки, изогнутые – вибрионы

Округлые бактерии – кокки

Цепочки из округлых кокков – стрептококки

Грозди кокков – стафилококки

Две округлые бактерии, заключенные в одной капсуле – диплококки

Палочковидные – бациллы

Спиралевидные – спириллы

Короткие палочки, изогнутые – вибрионы

hello_html_m1fe1f4ed.png

hello_html_m1fe1f4ed.png

План:

  1. Разнообразие бактерий.

  2. Значение в природе и жизни человека.

Цель:

Познакомиться с разнообразием бактерий

Выявить значение бактерий в природе и жизни человека

По способу  питания  выделяют:

Автотрофы –  бактерии,  самостоятельно синтезирующие органические  вещества из  неорганических – фотосинтетики (цианобактерии) или хемосинтетики ( серобактерии,   нитрифицирующие  бактерии)

Гетеротрофы –  бактерии,   питающиеся готовым органическим веществом

Гетеротрофы в  свою  очередь  делятся на:                                                                                                                    

Сапротрофы  ( питаются мертвой  органикой) они выделяют в гниющий материал свои пищеварительные ферменты, затем всасывают растворенные вещества – молочнокислые  бактерии, гнилостные бактерии

Паразиты    – (   болезнетворные бактерии)    живут внутри другого организма. Они наносят вред своему хозяину. И вызывают различные заболевания6 возбудители болезней растений. Разносчики болезненных бактерий, попадают в организм человека.                

+++  Симбионт (симбионтос)-  бактерии,  сожительствующие  с  организмом,  приносящие ему пользу (молочнокислые  бактерии  в  кишечнике  человека,  и т.д.)., служат растениям удобрениями.

Таблица

Значение бактерий в природе (стр. учебника 193 – 1 абзац)

Таблица

Значение бактерий в жизни человека ( стр. учебника 194)

Таблица

Значение бактерий жизни человека ( стр. учебника 194)

Таблица

Значение бактерий в природе ( стр. учебника 193 – 2 абзац снизу)

Почвенные

Таблица

Значение бактерий в жизни человека ( стр. учебника 195 – 2 и 3 абзацы )

Пищевая промышленность

Таблица

Значение бактерий в жизни человека ( стр. учебника 195 – 1 абзац )

Использование бактерий человеком (медицина)

Таблица

Значение бактерий в природе (стр. учебника 193 -194 – 4 абзац сверху)

Самооценка учащихся на этапах урока

Критерии оценки

Самостоятельно справились с заданием – 2 б

Обращались за помощь – 1 б

Не справились с заданием – 0 б

8-10 б – отметка «5»

5-7 б – отметка «4»

4 б – отметка «3»

  1. Определение темы и целей урока

  1. Составление плана урока по теме

  1. Дополнение схемы

  1. Участие в парной работе по выполнению задания

Общий балл

Роль бактерий

Круговорот веществ

Водоемы

Медицина

Пищевая промышленность

Почвообразование

Болезнетворные бактерии

Таблица

Значение бактерий в природе и жизни человека

САПРОТРОФЫ

СИМБИОНТЫ

ПАРАЗИТЫ

Источник