Политическое движение в пользу отказа от войны

Ещё Аристотель заключил, что «вся человеческая жизнь распадается на занятия и досуг, на войну и мир, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное. Предпочтение здесь следует оказывать, исходя из той же оценки, что и для частей души и обусловленной ими деятельности: война существует ради мира, занятия – ради досуга, необходимое и полезное – ради прекрасного» (Аристотель «Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории», Минск, «Литература», 1998 г., с. 705).
Только за последние 5500 лет на Земле произошло более 14 тыс. войн, в которых погибло свыше 4 млрд. человек – столько же, сколько было населения в 70-е годы XX в. на всей планете. Борьба за колонии и территориальная экспансия ускорили развитие милитаризма в Европе. Милитаризм означал рост военных расходов и увеличение армий.
С 1880 по 1914 годы, в условиях мирного развития, численность армий европейских государств удвоилась. Тоннаж военных судов увеличился за это время в Германии в 15 раз, в Великобритании – в 4 раза, во Франции и России – более чем в 3 раза. Милитаризм означал, наконец, что к войне относились как к естественному и необходимому элементу политики.
Он выражался также в преклонении перед человеком в военной форме. В ней щеголяли все императоры и короли. Офицерство было привилегированным сословием. Служба в армии рассматривалась не только как обязанность гражданина, но и как его «священный долг», а пребывание в казарме считалось необходимым условием возмужания молодых людей.
Генерал-майор Я.П. Кульнев ведёт в атаку гусар Гродненского полка под Клястицами, хромолитография Н. Самокиша
Рост милитаризма происходил в Европе, уже преобразованной промышленной революцией. Она открыла широкие возможности для развития вооружений. Новые способы выплавки стали позволили создать мощные артиллерийские орудия: их дальнобойность к 1914 г. удвоилась и достигла 7 километров. Артиллеристы могли теперь стрелять с закрытых позиций, находясь вне непосредственной видимости противника. Технические усовершенствования, позволившие заряжать орудия не через ствол, а с казенной части, увеличили скорострельность пушек до 10 выстрелов в минуту.
Магазинные винтовки, которые перезаряжались простым передергиванием затвора, были приняты на вооружение армиями всех великих держав: их скорострельность достигала 15 выстрелов в минуту. В 80-е годы XIX века появляются первые пулеметы; наиболее известная модель станкового пулемета, изобретенного американцем Максимом, была на вооружении многих армий. Причем все эти вооружения промышленность могла выпускать в массовом порядке для нужд громадных армий. Железные дороги, в свою очередь, позволяли мобилизовать такие армии и перебрасывать их с места на место.
Уже первые войны с применением крупными армиями таких вооружений показали насколько разрушительными стали они по сравнению с войнами прошлого, которые велись небольшими армиями, и исход которых решался, как правило, в одном или нескольких сражениях. Следствием новых, разрушительных войн часто становился подрыв самих устоев общества. Так, Франко-прусская война привела к революции во Франции, а Русско-японская – к революции в России.
Частью европейского общества было осознано, что война с применением столь разрушительного оружия не может рассматриваться как простое продолжение политики. В конце XIX века зарождается политическое движение в пользу отказа от войны как средства решения межгосударственных конфликтов – пацифизм. Главным результатом деятельности пацифистов стала разработка и принятие международным сообществом ряда соглашений, которые должны были обеспечить более гуманное ведение войн.
Эти соглашения касались улучшения участи раненых, содержания военнопленных, положения мирного населения в зоне военных действий. Они запрещали применение на войне удушливых газов и разрывных пуль, наносящих особо тяжкие повреждения.
Если в прошлом достижения науки и техники использовались в военных целях, то во второй половине XX в. сложилось положение, когда научно-технические комплексы постоянно и целеустремлённо работают на войну. Целые отрасли науки и техники становятся военными (оборонными). Если раньше война была лишь продолжением политики, то сейчас она может стать самодовлеющим феноменом и даже подчинить себе политику. Только за первую половину XX в. (1900-1953) войны и подготовка к ним обошлись народам более чем в 400 млрд. долларов, что примерно в 12-13 раз превышает среднегодовой национальный доход всех государств земного шара за этот период.
Сами за себя говорят следующие цифры. 5 самых крупных армий мира: Китай – 2 млн. 255 тыс. чел.; США 1 млн. 500 тыс. чел.; Индия – 1 млн. 330 тыс. чел.; Россия – 1 млн. 134 тыс. чел.; КНДР – 1 млн. 110 тыс. чел. 9 самых крупных оборонных бюджетов: США – $ 550 млрд.; Англия – $ 51 млрд.; Япония – $ 45 млрд.; Франция – $ 41 млрд.; Германия – $32 млрд.; Китай – $ 30 млрд.; Индия – $ 25 млрд.; Россия – $ 24 млрд.; Корея $ 21 млрд.
7 самых крупных экспортеров оружия: США – $ 12,5 млрд.; Россия – $ 6,1 млрд.; Англия – $ 3,3 млрд.; Израиль – $ 1,2 млрд.; Франция – $ 1,1 млрд.; Германия – $ 1,0 млрд.; Украина – $ 900 млн. Все данные приводятся на 2008 г. Согласно социальной концепции церкви Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти (Быт. 4, 3-12). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13, 7).
«Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, – греховное злоупотребление богоданной свободой…
Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. «Не убий», – гласит закон Моисеев (Исх. 20, 13). В Ветхом Завете, как и во всех древних религиях, кровь имеет священный характер, поскольку кровь – это жизнь (Лев. 17, 11-14). «Кровь оскверняет землю», – говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает обращающихся к насилию: «Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее» (Числ. 35, 33). («Наука побеждать. За веру и отечество», М., «Даниловский благовестник», 2008 г., с. 27-28).
По Аристотелю: «Военное искусство можно рассматривать до известной степени как естественное средство для приобретения собственности, ведь искусство охоты есть часть военного искусства: охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиняться; такая война по природе своей справедлива» (Аристотель «Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории», Минск, «Литература», 1998 г., с. 426).
Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Итак, Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большей частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы победитель не позволял заржаветь своему оружию.
«Война – это царство опасности; следовательно, мужество есть первое требование к солдату, – писал Карл фон Клаузевиц. – Мужество бывает двух видов: мужество перед лицом физической опасности и мужество взять на себя ответственность перед человеческим трибуналом или перед судом собственной совести». Причём по мнению другого военачальника – Мориса Саксонского, маршала Франции: «Мужество в войсках должно возрождаться ежедневно… ибо ничто не бывает столь изменчивым… Истинное искусство военачальника состоит в умении гарантировать мужество и высокий боевой дух своих солдат».
Наполеон наставлял своих офицеров: «Вы всегда должны помнить о трёх вещах: сосредоточение сил, деятельности и твёрдой решимости умереть со славой. Это три принципа военного искусства, обеспечившие мне удачу во всех делах… На войне не бывает успеха без хорошо подготовленного плана… Величайший полководец – тот, кто совершает меньше ошибок».
Войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок. «В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии.
«В связи с этим вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала. Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам. Даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика» («Наука побеждать. За веру и отечество», М., «Даниловский благовестник», 2008 г., с. 32).
Практически во всех войнах, которые когда-нибудь вела Россия, четко прослеживается начальный период как время неудач. Не сразу раскачивается эта огромная страна, не сразу вскидывается наш великий народ! Как полубылинного, легендарного Ваську Буслаева, его надо расшевелить, обидеть, причинить ему сильную боль, чтобы он встряхнулся, сбросил с себя сонное одурение и, схватясь за оглоблю, принялся крушить своих супостатов направо и налево…
Во всех русских войнах страна наша терпела неудачи в начальное время. Все русские проигранные войны были проиграны не страной, а тогдашними правительствами, которые, приняв первые неудачи за окончательное поражение, прекращали войну и торопливо подписывали невыгодные для страны мирные условия.
Во всех выигранных Россией войнах – таких, мы знаем, подавляющее большинство – они выигрывались страной и ее правительством. Когда неудачи начала войны не приводили в панику правительство, когда оно, стиснув, может быть, зубы, превозмогая слабость, продолжало упорствовать в борьбе – страна неизменно преодолевала злополучие начальных дней, недель, месяцев и, в конце концов, выигрывала войны. Стоит внимательно полистать нашу историю, и эта наша национальная, народная особенность четко вырисовывается на ее страницах.
Статья 67.1 пункт 3 новой Конституции, окончательно принятой буквально недавно, о защите исторической правды говорится следующее:
Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.
Написано вроде всё правильно, но что происходит и будет происходить в России с защитой “исторической правды” на самом деле? Для понимания смотрим небольшой кусок видео одного из главных пропагандистов Кремля Алексея Пушкова.
После дежурного бла-бла о праздновании 75-летия Великой Победы, прошедшего в день проведения исторического парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, Пушков начинает говорить вещи, которые ничего общего с исторической правдой не имеют. Оказывается нацизм победил не советский государственный строй, возникший после 1917 года. Не социализм победил Германию, не коммунистическая идеология победила бесчеловечную нацистскую идеологию. Пушков говорит буквально но следующее:
Это не была победа социализма над фашизмом, они были лишь временными формами существования России и Германии.
Тут Пушков прямо искажает историческую правду, утверждая, что “это не была победа социализма над фашизмом“. Это именно что была победа более эффективного социалистического устройства государства и экономики над капиталистическим строем.
В Первую мировую войну российский капитализм оказался неспособным выполнить задачи по эффективному снабжению армии всем необходимым вооружением, а население городов Российской империи необходимым продовольствием. Что и привело к краху империи в феврале 1917 года. Социализм же с этой задачей справился гораздо эффективнее.
Вторая часть предложения Пушкова и вовсе возмутительна. По сути он таким образом уравнивает социализм и фашизм. Тоже самое вот уже 20 лет утверждают на Западе, уравняв на законодательном уровне СССР и Германию, как виновников Второй мировой войны и как две тоталитарные идеологии. Пушков, как и вся идеологическая машина Кремля, говорит тоже самое.
Далее Пушков говорит еще более чудовищные вещи:
Это была победа нации, которая не хотела стать подчиненной и сгинуть с лица земли, над нацией, которая хотела нас подчинить и поработить.
Вообще-то, победил советский интернационализм, утверждающий, что все нации равны. Интернационализм победил нацизм, который утверждал, что есть нации достойные и не достойные. А не одна нацию другую. То, что говорит Пушков не просто ересь и искажение исторической правды и самой сути Победы. Пушков по сути возрождает и оправдывает национализм, где одна нация превзошла и победила другую нацию. А это на мой взгляд прямой путь к реабилитации и установлению фашистской идеологии в России, как главенствующей идеологии. И самое подлое, что для этого используется Победа советского народа в Великой Отечественной войне.
Кстати, о том же самом говорит статья 75.1:
В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
Политическая, экономическая и социальная солидарность — это есть солидаризм — неотъемлемая часть идеологии итальянского надклассового фашизма по Муссолини. Когда рабочие должны быть в одной связке со своими капиталистами. Платить солидарно за их пролеты и прибыли и т.д.
Таково мое мнение о том, что сказал Пушков. Если согласны, то ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
100 лет назад во французском регионе Пикардия было подписано Компьенское перемирие, завершившее военные действия в Первой мировой войне и ставшее точкой отсчёта для установления Версальской системы международных отношений в Европе. По оценкам экспертов, хотя прекращение войны само по себе было несомненным благом, несправедливость условий мира породила множество противоречий и привела к новому глобальному конфликту. Почему Компьенское перемирие стало прологом ко Второй мировой войне — в материале RT.
Во второй половине XIX века в мире стало нарастать международное напряжение. Бывшая некогда лоскутным одеялом небольших княжеств, Германия постепенно превращалась в могущественную империю. Берлин опоздал к колониальному разделу мира и считал себя обделённым. При этом молодая германская экономика была достаточно эффективной, благодаря чему её продукция успешно теснила товары других влиятельных держав на крупнейших рынках планеты.
Англии и Франции не хотелось конкурировать с немецкими промышленниками. Кроме того, Лондон и Париж нервничали из-за усиления политических позиций Берлина и опасались претензий на свои колонии с его стороны, а Австро-Венгрии не нравилась поддержка, оказываемая Россией славянским народам. Вена сама видела себя гегемоном Юго-Восточной Европы и с интересом поглядывала на плодородные земли Украины. Дряхлеющая Османская империя не могла смириться с сепаратистскими движениями в своих владениях и была вне себя от того, что ведущие мировые державы даже не скрывали своего интереса к захваченным некогда ею территориям, особенно к черноморским проливам.
Серия войн и локальных конфликтов, имевших место в Центральной Европе и на Балканах в конце XIX — начале XX веков, только способствовала росту напряжения и возникновению новых претензий к соседям со стороны таких молодых государств, как Сербия, Болгария и Румыния. Резко приблизила глобальный конфликт и аннексия Австро-Венгрией Боснии в 1908 году.
Первая мировая война
На фоне резкого обострения кризиса в 1914 году Россия выступила с миротворческими инициативами и предложила передать самые сложные территориальные вопросы на рассмотрение международного арбитража. Но власти Германии и Австро-Венгрии — Центральных держав — не пожелали её услышать. Началась мировая война.
Первые сражения в Бельгии, Северной Франции и Восточной Пруссии принесли союзу Центральных держав успехи. Однако провалы в битве на Марне и в Галиции сделали невозможной молниеносную победу Германии и Австро-Венгрии. В дальнейшем же Берлин и Вена, в распоряжении которых не было столь обширных владений, как у Лондона и Парижа, постепенно начали ощущать острую нехватку резервов и материальных ресурсов.
- Бой во время Первой мировой войны
- РИА Новости
Даже вступление в войну Турции и Болгарии на стороне Центральных держав, а затем выход из неё Советской России и Румынии принесли Германии и Австро-Венгрии лишь ситуационное облегчение. Тем более что странам Антанты удалось убедить вступить в войну на их стороне Соединённые Штаты Америки и целый ряд небольших стран.
В августе — сентябре 1918 года положение Центральных держав стало безнадёжным. А связанный с войной экономический кризис и недовольство населения поражениями создали на их территории революционную ситуацию.
В начале октября новый германский рейхсканцлер принц Максимилиан Баденский через власти США запросил у Антанты перемирие.
Последние залпы войны
Переговоры о перемирии изначально шли тяжело. Представители Антанты сразу же выдвинули такие жёсткие условия, как быстрый отвод германских войск и отставка императора Германии Вильгельма II. В Берлине эти предложения встретили в штыки. Но вскоре стало ясно, что отказ от переговоров на условиях Антанты может привести к безоговорочной капитуляции. Не согласовав свои действия с правительством Германии, из войны вышли Турция и Австро-Венгрия. Не видя другой возможности избежать катастрофического разгрома, Максимилиан Баденский 9 ноября сам объявил об отречении императора от престола. Вильгельм II бежал в Нидерланды.
- Компьенский вагон, в котором было подписано перемирие
- © Wikimedia
11 ноября в 5 часов 10 минут в штабном железнодорожном вагоне французского маршала Фердинанда Фоша, стоявшем в Компьенском лесу, было подписано перемирие. Францию представлял сам Фош, Англию — Росслин Уимисс, Германию — генерал-майор Детлоф фон Винтерфельдт. В честь Компьенского перемирия был дан 101 артиллерийский залп — прозвучали последние выстрелы Первой мировой войны.
Согласно условиям Компьенского перемирия, с 11 часов 11 ноября 1918 года военные действия прекращались. Германия за 15 дней должна была вывести войска из Франции, Бельгии, Люксембурга и Эльзаса — Лотарингии, а затем отвести армию от Рейна и эвакуировать свои части с восточного фронта. Кроме того, Берлин признавал недействительными Брест-Литовский и Бухарестский мирные договоры, передавал Антанте все свои современные корабли, а также 5 тыс. орудий, 25 тыс. пулемётов, 3 тыс. миномётов, 1,7 тыс. самолётов, 5 тыс. локомотивов и 150 тыс. вагонов.
Версальская система
«Сразу после начала переговоров о мире в Европе звучали мудрые голоса, требовавшие отказаться от идеи поставить немцев на колени. Однако Лондон и Париж их не слышали. Условия Компьенского перемирия находились в тренде всей Версальской системы, однако более поздние условия мира оказались для Центральных держав значительно более болезненными», — рассказал RT историк и писатель Константин Залесский.
В январе 1919 года для обсуждения окончательных условий завершения войны в Париже началась мирная конференция, продлившаяся более года. В её рамках страны Антанты подписали договоры с Германией, Австрией, Болгарией, Венгрией и Османской империей. Правда, последний так и не был реализован — вместо него в 1923 году был заключён Лозаннский мирный договор.
Совокупность международных актов, подписанных в Париже, положила начало созданию Версальской системы международных отношений.
Решения на конференции принимались членами «Большой четвёрки»: президентом США Вудро Вильсоном, главой правительства Великобритании Дэвидом Ллойдом Джорджем, французским премьер-министром Жоржем Клемансо и его итальянским коллегой Витторио Эмануэле Орландо. Всего в Париже было проведено около полутора сотен неофициальных встреч, на которых оговаривались условия договоров и устройство послевоенного мира.
- «Большая четвёрка»: Дэвид Ллойд Джордж, Витторио Орландо, Жорж Клемансо, Вудро Вильсон
- © Wikimedia
Россия от участия в переговорах была отстранена, так как руководство стран Антанты не желало признавать большевиков законной властью в Москве. А других договороспособных переговорщиков не было.
«Версаль, запечатлевший некогда унижение Франции и рождение второй, кайзеровской Германской империи, теперь стал свидетелем отмщения. За свой рывок к мировому господству Германия расплачивалась отторжением территорий в пользу Франции, Дании, Бельгии, Чехословакии, Польши, Литвы, а также приданием статуса Вольного города Данцигу», — рассказал в интервью RT методист Музея Победы кандидат исторических наук Дмитрий Суржик.
Берлину разрешалось сохранить только небольшую армию, не имеющую тяжёлых видов вооружения.
В ходе Парижской конференции был также признан факт развала Австро-Венгрии. Некогда могущественная Австрия превратилась в маленькую республику с армией численностью 30 тыс. человек, без флота и доступа к морю. Отдельно подчёркивалась недопустимость объединения Австрии с Германией.
Также по теме
Доктрина господства: 100 лет назад Вудро Вильсон представил 14 пунктов, ставших основой нового миропорядка
Ровно 100 лет назад, 8 января 1918 года, президент США Вудро Вильсон представил конгрессу проект документа, который лёг в основу…
Была жестоко наказана Венгрия, имевшая привилегированный статус в составе Габсбургской монархии. Значительная часть земель, населённых этническими венграми, была передана Чехословакии, Румынии и Югославии. Будапешт лишился 72% территорий и 64% населения. За границей остались около 3 млн этнических мадьяр. Венгрия также лишилась доступа к морю.
У Болгарии отняли десятую часть территории и седьмую часть населения. Земли на юге и западе страны были переданы Греции, Румынии и Югославии. За Болгарией сохранялись черноморские порты, но стратегически важный для неё выход к Эгейскому морю она теряла.
Турция отдавала членам Антанты и молодым независимым государствам более миллиона квадратных километров земель на Ближнем Востоке, Балканах и в Закавказье. Империя прекращала свое существование. Территория Турции ограничивалась теперь полуостровом Малая Азия и узкой полоской земли в Европе в районе черноморских проливов.
Потеряв земли, население и боеспособные армии, бывшие Центральные державы обязаны были также выплатить победителям крупные суммы репараций.
«Установленная после Парижской мирной конференции Версальская система международных отношений пришла на смену Венской, созданной по итогам наполеоновских войн. Вот только Венская просуществовала почти 100 лет, а Версальская не продержалась и 20. Всё дело в том, что она была построена на торжестве одних и унижении других. А Россия после победы над Наполеоном унижения французов не допустила», — отметил Константин Залесский.
По его словам, договоры, подписанные по итогам Первой мировой войны, были выгодны только Великобритании и Франции, контролировавшей молодые восточноевропейские государства. Однако Париж вскоре утратил своё могущество по социально-экономическим причинам, и единственным выгодоприобретателем Версальской системы стал Лондон.
«Заложенные в 1918—1920 годах территориальные споры, а также возникновение значительных национальных меньшинств и этнократий в новых европейских государствах привели к тому, что Компьенское перемирие и Парижская мирная конференция стали лишь прологом ко Второй мировой войне», — подвёл итог Дмитрий Суржик.