Поэтизация обыденности красота и польза

Поэтизация обыденности красота и польза thumbnail

Конспект урока по предмету «Искусство» в 8-9 классах

Тема: «Соотношение красоты и пользы в искусстве и повседневной жизни»

Учитель: Машукова М.А.

Дата: 19.03.17 г.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель: Формировать понимание гармонии красоты и пользы в искусстве и в жизни.

Задачи:

  1. Обучающая: Учить принимать осознанное участие в процессе познавательной деятельности, принимать ответственность за собственные действия.

  2. Воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству.

  3. Развивающая: Развивать коммуникативные качества личности.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация «Как соотносятся красота и польза»

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть здоровыми и счастливыми на уроке искусства.

  1. Постановка и озвучивание цели и задач урока.

– О чём мы говорили на прошлых уроках?

Дети: О красоте.

– Что такое красота?

Дети: Красота – это то, что радует глаз и доставляет эстетическое наслаждение

– Что такое польза?

Дети: Что-то нужное, полезное.

– Толковый словарь Ожегова говорит нам о пользе так – ПОЛЬЗА – Хорошие, положительные последствия, благо; выгода.

Тема: Вы уже догадались какая будет сегодня тема урока?

Дети: Про красоту и пользу.

Тема урока: Как соотносятся красота и польза в искусстве и обыденной жизни.

Слайд с названием темы

  1. Подготовка к усвоению нового материала.

– Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что

Красота – привилегия искусства,

Польза – привилегия обычной жизни, но подобного разграничения не существует, т.к. искусство активно вторгается в нашу жизнь.

Приведите примеры. Как искусство вторгается в нашу повседневную, бытовую жизнь? В чем это выражается?

Дети: Оформление интерьеров, мебели, одежды, архитектура зданий, дизайн машин и т.д.

Слайд с машиной, интерьером, зданием.

  1. Усвоение новых знаний и умений.

– Обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений. Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы.

Давайте вместе окунёмся в историю!

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Поэтому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней.

Откуда мы узнаём об образе жизни людей?

Дети: Наскальная живопись.

Слайд – Наскальная живопись

Что узнаём об их жизни?

Дети: Чем занимались, на кого охотились.

Не была самоцелью. Красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое – это быстрое, сильное, стремительное.

Что для древних народов значила красота?

Дети: Верили в магию рисунков.

В последующие эпохи люди по- разному воспринимали красоту и пользу окружающего мира.

Самый известный архитектор Древнего Рима, Витрувий, вывел известную формулу «Прочность-Польза-Красота», ставшую золотым правилом архитектуры. Но по этой формуле может оказаться, что египетские пирамиды были самыми бесполезными сооружениями, если не были чем – то большим, чем усыпальницы фараонов или хранилищами для запасов зерна.

Слайд – Пирамида Джоссера

Именно во времена античности уже была найдена формула гармонического соотношения пользы и красоты, которую нашли в симметрии, «золотом сечении». Платон, Пифагор, Аристотель и их современники в теории и на практике обосновали законы эстетики.

Слайд – Рафаэль «Афинская школа»

Удивительно красивы формы древнегреческих амфор и ваз. Они напоминают о красоте пропорций женской фигуры. Но в каждом виде этих керамических сосудов была определенная функция. В одних носили воду девушки из горных источников, в других хранили вино или зерно. Для удобства применения в быту форма вазы или амфоры предусматривала наличие ручки, форму горлышка, размеры. Рисунки на краснофигурных или чернофигурных изделиях иллюстрировали мифы, рассказывали о событиях современности, то есть выполняли информативную функцию.

Слайд – Греческие вазы

Жилища, одежда древних греков проста, удобна, соответствует южному климату и кроме того необычайно красива. Струящиеся складки греческой тоги, ноги обутые в легкие сандалии подчеркивали стройность совершенных форм атлетов и простых жителей Эллады. Близость Олимпийских богов и простых смертных в сознании представителей этой культуры привела к той формуле, которую позднее Чехов определит, как: «В человеке должно быть все прекрасно». Прекрасны статую богов и изображения на барельефах:

Слайд – Фидий – барельефы на фризах Парфенона

В другие времена, как будто вырывалось наружу желание окружить себя красивыми предметами, жить в роскошных жилищах. Иногда, как в Древнем Риме или в эпоху Барокко все было немного чересчур, но именно тогда людям приходило в голову подумать об отоплении, водопроводе, банях. А уж насколько они были удобны и красивы, мы знаем из учебников истории.

Читайте также:  Сухое голодание польза для похудения

Слайд – Римские термы

Конечно, были периоды, когда людям было не до красоты, народы стремились к одному – выжить. Но независимо от трудностей, идеологии аскетизма простой крестьянин даже в средние века стремился сделать уютной свой дом, свою кухню, красиво одеть жену. Оружие средневекового рыцаря представляло самое важное в его жизни и поэтому красота отделки меча, щита и прочих доспехов составляла имидж его среди прочих. Ну а церковь должна была быть самой высокой, самой нарядной!

Слайд – Средневековый вооруженный рыцарь

Стремление к поэтизации простого быта, поисков красоты в любом ее проявлении можно увидеть в работах художников XVIII века Хогарта и Шардена, у которого женщины красиво стирают белье, готовят пищу. Медный бак, темная бутылка оливкового масла и старый ковшик как – то удивительно сочетаются друг с другом, находятся в такой же гармонии, как мольберт, книги, кисти в его «Атрибутах искусства».

Слайд – Шарден «Медный бак»

Промежуток мирной жизни Европы на рубеже XIX и XX веков привел к появлению того. Что мы сейчас называем дизайном. В России группа художников создала творческий проект под названием «Мир искусства». Они создали журнала, устраивали выставки, свои взгляды наглядно демонстрировали в художественных произведениях. По мысли «мирискусников» окружающая человека бытовая среда должна быть организована по законам большого искусства и все ее элементы должны быть в одном стиле, сочетаться по форме, цвету, декору. От штор, обоев до мебели вазы и женской шляпки представляло собой законченное художественное целое.

Слайд – В. Серов – портрет Орловой

В довоенной Германии теорию и практику функционализма воплотили в архитектурной школе Ба́ухауз. Утверждая, что утилитарно, удобно, то и красиво молодые архитекторы и художники искали новые зримые формы зданий, интерьеров, предметов. В выпущенном школой «Манифесте» 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными и максимально удобными. Те изделия, что создавались в Баухаузе, были настолько особенны, настолько отличались от всех предшествующих разработок в сфере предметного дизайна своей эстетической смелостью и одновременно практичностью, что сразу становились знаковыми и узнаваемыми. Их тиражировали, им подражали.

Слайд – Ба́ухауз – фото

Возьмем, к примеру, такой привычный для офиса предмет как стул. Вы знаете, сколько стульев спроектировали в Баухаузе? Огромное количество! Были среди них и созданный студентами разборной табурет, который отличался закругленным сидением и подпоркой для отдыха ног, и «кубически-парящий» стул из дерева и текстиля и экземпляр с опорой из металлических трубок, подлокотниками и сетчатым сидением.

Слайд – Дизайнерский стул

Никто из нас не согласится с мнением, что одежда для человека появилась для того, чтобы он мог крыться от непогоды холода, жары, дождя. Через эстетику костюма каждый человек и каждый народ, эпоха рассказывают о себе. Польза, красота, осмысленность составляют основу любого периода моды. XX век показал, как высота прически, длина женской юбки, косметика зависели от развития техники, транспорта, политической жизни. Так распространение автомобиля заставило женщин забыть об изысканной моде модерна.

Слайд – Айседора Дункан в автомобиле

В современном мире автомобиль уже не только средство передвижения. Дизайн его служит удобству и безопасности в эксплуатации, а такая модная деталь, как аэрография не только украшают, но и выражают характер владельца. Кроме того, такие автомобили редко угоняют.

Слайд – Дизайн автомобиля

Политические волнения в молодежной среде 60 – х годов прошлого столетия не только породили движение хиппи, другие субкультуры, но и привели к изменениям в моде, которые постепенно переодели в современный «прикид» тысячи юношей и девушек во всем мире. Сейчас рокер, рэпер, панк выглядят по – разному, их одежда – это форма внутреннего самовыражения.

Слайд – Хиппи – фото

Покупая телефон,ipad, ifone или планшет мы, конечно, оцениваем и его функции и дизайн. Такую же оценку дают и веб – сайтам, цена которых зависит от сочетания логики, функциональности и красоты. Оформление сайтов становится очень престижным и высокооплачиваемым направлением на стыке компьютерных технологий и высокого искусства.

Слайд – Красивый и продвинутый гаджет

Интересно видеть, как в кино и на телевидении художники выстраивают «картинку» с учетом заднего и переднего плана, цветового решения интерьера, одежды участников передачи или героев фильма. Подобрано все вплоть до цвета галстука.

Читайте также:  Жена и сын отказались от приватизации в пользу

Слайд – Кадр шоу КВН, модный приговор или «Голос»

Для чего многие в современном мире приобретают предметы искусства? Книги, чтобы читать или чтобы они красиво смотрелись на полках. Есть даже вид услуги – подобрать клиенту собрания литературы по цвету и размеру книжных переплетов. Картина, которую вешают, чтобы «прикрыть дырку на обоях» выполняет ли свою функцию?

Слайд – «Простоквашино» – мама вешает картину

Ребята, ответьте на вопросы. Для кого и для чего творит художник? Есть ли в красоте какая-то польза?

Ответы детей.

Слайд с текстом:

«Музыкальное пристрастие человека – это своеобразное зеркало, но отражается в нём не внешняя форма, а внутреннее содержание».

Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей.

А для чего нужна музыка вам?

Ответы детей.

В какой сфере ещё используется музыка и живопись?

Дети: Арт-терапия, лечение психически больных людей.

5. Подведение итогов.

Радуют сердце, душу и глаз

Жизнь, красота и прохлада.

Бог сотворил этот мир ведь для нас.

Что же еще нам для счастья всем надо!

У каждого, зависимо от стати, положения, профессии, возраста, свое представление о красоте. Ее идеалы менялись вместе с эпохами, и у каждой национальности они свои. Естественная красота дарована человеку от рождения. И его задача – хранить этот дар, поддерживать, развивать. Внешность бывает обманчива. Ее можно подкорректировать с помощью косметики, одежды, украшений. Человек рождается, расцветает, набирается сил, плодоносит, наслаждается своими плодами и потихоньку увязает, чтобы перейти в иной мир. Приходит время, когда человек задумывается о своей жизни и вечных ценностях, о том, как соотносится красота и польза в его жизни. Душу человека невозможно замаскировать. Ее можно развить или загубить. Внутренний мир проявляется через поступки и действия, отношение к людям и жизни. Больше всего ценятся доброта, отзывчивость, надежность, оптимизм и позитив. Невозможно быть абсолютно счастливым, если жизнь не приносит пользы. След от добрых дел останется даже после смерти.

Во все времена люди стремились украсить свое жилище, сделав его уютным и комфортным. Менялись века, стили, мода, но ценности оставались прежними.

Жизнь человека невозможна без огня и воды, на которые можно смотреть часами. Значит, это безупречная красота.

В каждом человеке природой заложена красота. Если не научиться ею управлять во благо, она теряет свой смысл.

Сегодня мы поняли, что разные стили и направления по-своему изображали то, как соотносится красота и польза. Достоевский называл красоту страшной и таинственной силой, которая под воздействием обстоятельств может быть разрушающей. Его фраза «Красота спасет мир» оправдана только тогда, когда красота приносит пользу, существует во благо. Человек – главное творение Господа. Творчество человека – это зеркало, которое отражает его внутренний мир. Писатели, художники, музыканты, архитекторы разных времен пытались отобразить свое видение красоты в произведениях. Их жизнь прошла с пользой для общества, они оставили свои отпечатки красоты в истории для многих поколений.

Ребята, задумайтесь, а что останется после нас?

Домашнее задание: Написать небольшое эссе, стихотворение или нарисовать рисунок на тему: «Что я отставлю своим потомкам после себя».

Рефлексия «Букет цветов»

– Ребята, спасибо за урок.

Выставление оценок.

Источник

Бытовой жанр, жанровое искусство – один из традиционных жанров изобразительного искусства, темы и сюжеты которого основаны на повседневной частной и общественной жизни человека, на различных аспектах крестьянского и городского (в прошлом дворянского, купеческого, разночинского) быта. Истоки бытового жанра можно увидеть уже в наскальных росписях Карелии, Белого моря, Северной и Южной Африки, в писаницах Сибири, в росписях и рельефах майя в Мексике, в резьбе народа маори в Новой Зеландии, где содержится изобразительная информация о быте древних охотников, рыболовов, мореплавателей. Рельефы и росписи Древнего Востока, античные росписи ваз и малая пластика, средневековые «житийные» иконы и «лицевые» миниатюры, пластический декор и росписи буддийских храмов Южной и Юго-Восточной Азии широко и разнообразно показывают быт людей, их труд и повседневные занятия. В миниатюрах, алтарных картинах, в рельефах и шпалерах XIV и XV вв., на рубеже эпохи Возрождения зародилось современное отношение к быту, ощущение сложившегося порядка жизни, богатства семейных связей. В XVI в. обозначились основные направления европейского бытового жанра в станковой живописи: итальянец Микеланджело и Караваджо разработал тип крупнофигурной картины с драматическим сюжетом и контрастным осветщением; нидерландец Питер Брейгель Мужицкий создал другой тип бытовой сцены — среди пейзажа множество фигур и символических деталей в сложной и не всегда легко разгадываемой ситуации, имеющей общее иносказательное значение.

Читайте также:  Мультиовощной сок со свеклой сады придонья польза

Временем полного оформления и расцвета бытового жанра стал XVII в.: фламандцы Питер Пауль Рубенс, Якоб Йордане, Адриан Браувер, Давид Тенирс прославились мастерским изображением крестьянской жизни, охоты, труда, развлечений среди лесных или равнинных пейзажей либо в сельских избах; знаменитые «малые голландцы» с особой виртуозностью запечатлели общую атмосферу и мельчайшие детали народного быта сельского (братья Адриан и ИзаакванОстаде), городского (ГерардТерборх.Габриель Метсю, Ян Стен, Ян Вермер Делфтский), военного (Филипс Вауверман). Французские художники (Жорж де Ла Тур, братья Луи, Антуан и МатьеЛенен) соединили любовное, тщательное изображение быта с ощущением достоинства, благородства простых людей. Во французской живописи XVIII в. (Жан Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан-Батист Шарден, Жан Оноре Фрагонар) популярные пастушеские сцены (пасторали), «галантные» встречи, светские увеселения и сцены домашней жизни приобретали изысканность и грациозность, ювелирную тонкость наблюдении, легкую ироничность и лирическое очарование. В XIX в. бурное развитие бытового жанра связано с быстрой сменой направлений, идейно-эстетической проблематики, с изменением круга социальных интересов, симпатий художников и характера их моделей. Недолгoe время господства строгих интерьеров классицизма (Луи-Леопольд Буайн во Франции) сменилось господством романтических сцен средневекового или экзотического (южного, восточного) быта, сентиментальных переживаний и романтических страстей, наполненных поэтическим уютом комнатных сцеп в духе стиля «бидермайер» в Германии (Георг Фридрих Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег), Австрии (Мориц фон Швипд, Фердинанд Вальдмюллер), Словении (ИосипТоминц), России (художники венециановской школы). С середины XIX в. бытовой жанр становится основным полем утверждения демократических общественных идеалов, аналитического и зачастую критического изображения сони альных отношений и быта вых ситуаций. Насыщенный острыми социальными проб лемами бытовой жанр получил значительное развитие во Франции (Оноре Домье, Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле), Германии (Адольф Мендель), Венгрии (МихайМункачи). В русской живописи социальный бытовой жанр был ориентирован на и изображение разных сторон крестьянского быта и жизни небогатых горожан (Венецианов А.Г., Федотов П.А., Перов В.Г., Репин И.Е. и обширная плеяда художников передвижников)

В бытовом жанре XIX в. нашли место и поэтизация обывательской жизни с ее привлекательными мелочами, и едкая социальная сатира, и воспевание труда, и тонкий психологический анализ. В конце XIX в – начале XX в. появились новые типы бытового жанра: острохарактерные бытовые сцены, где чутко уловлены изменчивые,мимолетные ситуации и еле заметные психологические нюансы (Эдуар Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар во Франции), и символические полотна, устремленные к вечным тайнам бытия (Поль Гоген во Франции; Фердинанд Ходлер в Швейцарии; ЭженЛарманс в Бельгии; В.Э. Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин в России).В XX в. бытовой жанр получил ведущее место в живописи многих европейских, азиатских, американских и других государств (Диего Ривера в Мексике; Амрита Шер-Гил в Индии; Ренато Гуттузо в Италии; Джордж Беллоуз в США; Тадеуш Маковский в Польше; Эдуард Калнынь, ЯнисПаулюк в Латвии; Б.В. Иогансон, А.А. Дейнека, СВ. Герасимов в России).

Для искусства XX в. характерна героизация бытового жанра, наполнявшегося бурной социальной жизнью эпохи; стирались границы между бытовым и историческим жанрами. В 1930—1950-х бытовой жанр в советском искусстве был проникнут фальшивой идилличностью, но в произведения ряда художников о народном быте, о труде (картины А.А. Пластова в России, Т.Н. Яблонской на Украине, С.А. Чуйкова в Киргизии) проникало отражение реальных трудностей жизни. Как противовес идеализации советского быта в конце 1950-х — начале 1960-х возник «суровый стиль» (Г.М. Коржев, В.И. Иванов, П.Ф. Никонов, Н.И. Андронов в России; Эдгар Илтнер в Латвии; Таир Салахов в Азербайджане). В творчестве художников 1970 1980-х сложился бытовой жанр, проникнутый горькой иронией, сарказмом, ощущением враждебности человеку окружающей его среды (Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестерова, Л.И. Табенкин).

Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.022 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник