Появление государства и права выводится из общей пользы

Государства возникали и формировались разными путями. Выделяют восточный путь, начавшийся на на Древнем Востоке и продолжавшийся в Африке, Америке. Особенность этого пути в «азиатском способе производства». Главными факторами являются: земельная община, коллективная собственность, переход родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления. Коллективная собственность переходит в государственную. Классовая дифференциация не наблюдается здесь отчетливо. Государство одновременно организовывает производство и эксплуатирует работников – сельских общинников.

По-другому возникали государства в Южной Европе, где ведущую роль играло классовое расслоение, которое произошло в результате интенсивного формирования частной собственности. Сюда относятся возникновение Древней Греции, Рима. В Риме долгое время противоборствовали две группы свободных членов родоплеменного общества: патриции и плебеи. Это тоже оказало существенное влияние на классовое расслоение.

На вопрос возникновения государств в западной и восточной Европе существует несколько точек зрения. Сторонники первой точки зрения говорят о разложении первобытных отношений и зарождении феодальных (Россия, Германия). Вторая точка зрения сводится к тому, что после разложения родового строя наступает период длительный по времени, когда родовая знать определяется в особую группу, обеспечивает себя привилегиями, захватывает большую часть собственности. Крестьяне при этом не теряют своей свободы и имеют в собственности землю. Такой тип государства называется профеодальным.

В России IX-X вв формой государственности были города-государства Новгород, Псков, Суздаль с общинным устройством и общим собранием – вече. Эти города повлияли на формирование государственно-правового управления. Общественные отношения регулировали обычное и договорное право. В 862 г. новгородцами на княжение был приглашен Рюрик. Он не имел права собирать налоги, город просто оплачивал его работу.

Пути возникновения государства различны, существует несколько теорий.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Патриархальная теория возникновения государства

Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.

Замечание 1

Л.Филмер в абсолютистской Англии, ссылаясь на патриархальную теорию, доказывал то, что королевская власть была дана Адаму Богом, поэтому он не только отец человеческого рода, но и властелин.

Патриархальная теория развивалась и в России. М.Н.Покровский считал, что древняя государственная власть развивалась из власти отцовской. У русского народа глубоко заложена вера в «отца народов», хорошего царя, вождя не без влияния патриархальной теории.

Теория договорного появления государства

Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.

Сторонников этой теории было много во всех концах света: Г.Гроций, Б.Спиноза, А.Радищев, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Люди изначально находились в определенном естественном состоянии и обладали правами и свободами от рождения. Гоббс считал, что это состояние «войны всех против всех». Затем ради достижения мира люди заключили общественный договор и передали часть своих прав государству, обещая подчиняться ему. Государство должно было сохранить неотчуждаемые права человека: свободу, безопасность, право собственности.

Замечание 2

Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.

Учение Гегеля и теория завоевания

Г.В.Гегель создал свою теорию происхождения государства. Основой государства он определил «мировой разум» – абсолют духа и разума. Государство, по мысли Гегеля, не может служить отдельным лицам и не может создаваться ими. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не может быть представителем чьих-то интересов, оно является абсолютной самоцелью. Государство имеет цель в себе, высшую из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности – быть достойным членом государства.

Гегель не признает суверенитет народа как основу государства и идею демократии, вытекающую из него. По утверждению Гегеля народ не знает, чего хочет «разумная воля» и чего он хочет сам, поэтому верховная власть не может выражать интересы народа.

В начале XX века стала распространяться теория насилия (завоевания). Опираясь на исторические факты, основоположники теории считали войны и завоевания основой государства. Л.Гумплович утверждал, что все государства возникли при помощи актов насилия.

Ирригационная, органическая и марксистская теории происхождения государства

Необходимость строительства и эксплуатации огромных ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае сделало возможным образование государства. Хозяйственные процессы выделили класс чиновников – управленцев, которые стали злоупотреблять своим положением и порабощать общество. Основателем ирригационной теории является К. Виттфогель и его работа «Восточный деспотизм». Он называет этот период гидравлическим или агроменеджериальным.

Органическая теория, сторонниками которой являются Спенсер, Вормс, утверждает, что государство сформировалось при естественном развитии. Государство появилось вместе с людьми и является творением сил природы.

Марксистская теория появления государства хорошо раскрыта в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для данной теории характерен материалистический подход. Возникновение государства связано с появлением частной собственности, возникновением классового общества и классовым антагонизмом.

Ленин говорил о государстве как об аппарате для применения насилия, поддержания господства одного класса над другим.

Замечание 3

«Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий» – в этом суть марксистской теории.

Источник

Теории
о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень
развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на
некоторых из них:

Читайте также:  Консультация для родителей польза бассейна

ü 
Теологическая теория является одной из
самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу
божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей,
подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон)
говорилось о божественном происхождении власти царя: “Боги поставили
Хаммурапи править “черноголовыми”; “Человек является тенью бога,
раб является тенью человека, а царь равен богу” (т.е. богоподобен). В
древнем Китае император именовался Сыном неба. В более близкие нам времена идею
богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство.
“Всякая душа да будет покорна высшим властям, — говорится в послании
апостола Павла к римлянам, — ибо нет власти не от Бога, существующие власти от
Бога установлены”.

Согласно
теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, —
Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность
государства невозможно.

В
наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления
духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.

ü 
Патриархальная теория была широко
распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе
дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до
наших дней.

У
истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой
естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с
себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению,
к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их
объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что
государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Патриархальная
теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог,
публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н.
Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился
непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила
глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в “отца народа”,
хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за
всех. По сути такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное
ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс
социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Традиции
патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или
невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды,
считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно
широким полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические
“оруженосцы”.

ü 
Теория договорного
происхождения

государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты
читали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с
целью обеспечения справедливости.

Сторонники
названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное
состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в
естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса
это состояние “войны всех против всех”. Затем ради мира и
благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым
государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной
власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять
неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность.

Теория
договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и
каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем.
Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ.
Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной
ценности.

Она
впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин)
как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это
фактически первый созданный людьми общественно-политический институт,
оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп,
классов, всего общества.

ü 
Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения
государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической
философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы
и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и
разумное начало — “абсолютная идея” (“мировой разум”,
“мировой дух” В своем произведении “Философия права” Гегель
с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения
государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства
в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей
воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто
объективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании от
признания воли отдельных лиц.

Государство
не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех
целей.

         Государство имеет высшее право в
отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом
государства.

Гегель
отвергает народный университет как основание государства и вытекающую из него
идею демократии. Верховная власть, по мнению, Гегеля, не может выражать интересы
народа, так как народ не только не знает, чего хочет “разумная воля”,
но не знает даже того, чего он сам хочет.

Таким
образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного
происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в
конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции.

В
его учении государство изображается как воплощение высших нравственных
ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

ü 
Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение
в конце XIX — начале XX в. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е.
Дюринг и другие опирались на известные исторические факты (возникновение
германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории
насилия, — война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович
писал: “История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство
возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это
всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании
и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого
населения”1. Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое
общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями
диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

Читайте также:  Гипноз психотерапевта польза и вред

К.
Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и
государство появляются вместе как продукты войны и завоевания.
“Государство и классы, — писал он, — начинают свое существование одновременно.
Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их
землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на
победителей, платить им дать или подати. Первые классы и государства образуются
из племен, спаянных друг с другом актом завоевания”1.

Ф.
Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая
гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы.
Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития,
который позволил бы содержать государственный аппарат и производить
соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет,
никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства.

ü 
Марксистская теория происхождения государства
наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной
собственности и государства”, самоназвание которой отражает связь явлений,
обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается
четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно,
представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Для
марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она
связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества
на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле “Государство
есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий”.

Отрицать
влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет
оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было
отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения
классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более
глубинные и общие факторы.

Источник

Вопрос о происхождении государства и права является свидетельством того, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства. Мыслители различных времен и народов по-разному объясняли и объясняют, когда и в силу каких причин возникают государство и право.

Наиболее распространенными теориями происхождения государства и права являются:

Теологическая (божественная) теория государства и права.

Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский), идеологи Ислама и современной католической церкви (неотомисты – представитель Ж. Маритен). Они уподобляли процесс возникновения и развития государства и права процессу сотворения богом мира. Сам божественный разум, по учению Ф. Аквинского, управляет всем миром. Он (божественный разум) лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства. Религия, по Ф. Аквинскому, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь государство обязано защищать религию.

Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь. В послании апостола Павла римлянам говорится: «всякая душа да будет покорна высшим властям, Ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению».

Договорная теория (естественно-правовая). Свое развитие получила в 12-13 веках, хотя впервые была высказана в Индии и Древнем Китае. Наиболее известными представителями данной теории в Голландии был Г. Гроций и Спиноза, в Англии – Т. Гоббс и Дж. Локк, во Франции – Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, в России – А. Радищев и др.

Согласно этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными мыслителями по-разному: свобода и равенство всех членов общества (Дж. Локк), война всех против всех (Т. Гоббс), всеобщее благоденствие – «золотой век» (Ж.Ж. Руссо) и т.п.

«В знаменитом сочинении Гоббса «Левиафан» (1651) эта теория и это стремление получили даже философское обоснование. Человек изображается в нем как существо, лишенное общественных инстинктов, как существо исключительно эгоистическое, способное только насиловать других людей, совершать всевозможные преступления ради своих узкоэгоистических интересов и тем самым создавать общественное состояние, характеризующееся выражением «борьба всех против всех».

И вот, чтобы избежать того внушающего ужас хаотического состояния общей борьбы, люди вступают в договор подвластности, по которому власть вручается сильнейшему для обуздания всех остальных и управления ими. Так возникает государство, которое представляется всепожирающим чудовищем, уничтожающим хаос первобытного состояния. И нельзя не признать, что эта теория Гоббса, не будучи правильной в своих основах, ярко отражала в себе, как в зеркале, многие явления исторической действительности».

В большинстве концепций входит идея «естественного права», т.е. наличие у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие (позитивное право). Это происходит потому, что в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать естественные права. И чтобы защитить человека, гарантировать ему нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государств, добровольно передавая ему часть своих прав.

«И вот, задаваясь вопросом о праве наказания, которое в то время рассматривалось как надежнейшее средство поддержания необходимого общественного порядка, спокойствия, Беккариа прибегает к популярной тогда теории общественного договора. Естественно-свободный первобытный человек, входя в общество, отказался от известной доли своей свободы, конечно, не ради общего блага, а ради собственного интереса, собственной безопасности и взаимного ограждения от насилий окружащих. Он отказался от одной доли своей свободы, чтобы оградить или сохранить по соглашению с другими все остальные ее части.

Из долей, образовавшихся от отдельных отречений, и образовалась верховная власть нации, переданная законом в руки ее представителя. Для охранения же оставшихся у каждого частей его первобытной, неограниченной свободы стали применяться сильные средства – различные наказания за нарушения установленных законов. Из самого уже существа процесса установления наказания следует, таким образом, что всякое наказание несправедливо, если оно не необходимо для охранения порядка, устанавливаемого общественным договором. Всякое пользование властью, выходящее из этих пределов безусловно необходимого стеснения, «есть злоупотребление», говорит Беккариа, «а не правосудие»; это явление факта, а не права; это узурпация, а не законная власть».

Читайте также:  Польза свежей моркови для человека

«Я хочу исследовать – действительно ли смертная казнь полезна и действительно ли она справедлива при мудром правительстве» И в ответ он решительно утверждает, что, отказываясь от доли своей свободы и вступая в общественный договор, человек не мог отказываться от наибольшего своего блага и не мог согласиться предоставить другим право отнимать у него жизнь. Вывод отсюда яснее. «Смертная казнь,-говорит Беккариа,- не имеет в основе своей никакого права».

Сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права отстаивали тезис о том, что народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государств на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

Органическая теория. Основоположником органической теории является Г. Спенсер (вторая половина Х1Х в.). Согласно этой теории государство есть продукт развития органического вещества, развивающегося с низшей стадии. Органическая теория уподобляет государство живому организму, состоящему из клеток, составных частей (люди) и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию и таким образом обеспечивается нормальное функционирование всего государства.

По мнению Г. Спенсера, воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне – с ногами и руками, а движения и связи – с нервами. (Спенсер Г. Основание социологии. М., 1908). Подобные представления о государстве встречались и в древности. Еще древнегреческий философ Платон способность к управлению объяснял обладанием высшим качеством человеческой души – мудростью, а деление людей на управляющих и управляемых – наличием или отсутствием этого качества с момента рождения.

Патриархальная теория возникла в древности. Ее основоположниками являются Аристотель, Конфуций. Свое распространение теория получила в 12-13 веках.

Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Следовательно, его власть – это продолжение власти отца, и он является отцом всех своих подданных.

Теория насилия возникает в Х1Х веке в Германии в двух вариантах – как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия.

Основоположником теории внутреннего насилия является немецкий философ Е. Дюринг. (Дюринг Е. Ценность жизни. 1894 г.). Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части обществ над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества которая не желает подчиняться воли большинства.

Основоположником теории внешнего насилия являются Л. Гумплович (Общее учение о государстве. 1910) и К. Каутский. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы.

Ирригационная (гидравлическая) теория. Основоположником этой теории был немецкий ученый К.А. Виттфогель, который возникновение государства связывал с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. Ученый деспотизм называет «гидравлической», или «агроменеджеральной», цивилизацией.

В данном случае ученый пытался связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т.п.

Марксисткая теория происхождения государства создана К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, Морганом. Она объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.

В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей жизни общества, расколотого на классы. Классовая борьба необходимо ведет, по мнению Маркса, к диктатуре пролетариата.

Сущность марксистской политической теории может быть понята, если будет понята необходимость диктатуры одного класса для всякого классового общества, в том числе и того общества, в котором станет господствовать пролетариат.

Психологическая теория. Представители этой теории, возникшей в Х1Х веке, были Г. Тард (Социальные законы. 1906), Л.И. Петражицкий (Теория государства и права в связи с теорией нравственности) и др. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в ХХ веке.

Психологическая теория происхождения государства и права обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права.

Основные идеи данной теории:

1) психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся прежде всего, через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувств обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) интуитивного (личного) права. Интуитивное право выступает регулятором поведения.

Историческая школа права. Представители: К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта, Г. Гуго. Право, по учению Савиньи,- продукт «народного духа», творческой деятельности целого народа в его единстве. Служа выражением «общенародного убеждения», оно растет и развивается органически, медленным, самопроизвольным историческим процессом, подобно языку, а не создается в тот или иной момент жизни индивидуальным творчеством, сознательной деятельностью отдельных личностей или их совокупностью.

Примирительная теория права. Ее придерживаются западные ученые: английский правовед Г.Д. Берман и шведский исследователь Аннерс. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами.

Регулятивная теория права – этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.

Источник