Почему выбор сделан в пользу православия

Почему выбор сделан в пользу православия thumbnail

КиВер

Просветленный

(24115)

11 лет назад

На основании исторических данных русское православие начинается в Х веке, во времена Ольги.

Летом 959 года отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Константинополю. И царствовал тогда цесарь Константин. Царь, увидев красоту Ольги и удивившись ее разуму, сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поняв смысл сказанного, возразила царю: «Я – язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, иначе – не крещусь».
После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как же ты хочешь взять меня, если сам крестил и назвал дочерью. У христиан не разрешается это. Ты сам знаешь». И сказал царь: «Перехитрила ты меня, Ольга».
Ольга жила с сыном Святославом и хотела крестить его, но он пренебрег этим, но если кто собирался креститься, то не запрещал, но насмехался над ним.

Владимир, внук Ольги, видя неспособность языческих верований объединить разрозненные племена и княжества, решил принять одну из основных монотеистических религий.

В 986 году он имел встречу с болгарскими мусульманами. Они сказали ему: «Ты, князь, мудр и смышлен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил их Владимир: «Какова вера ваша?» Они ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, вина не пить, по смерти же, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жен, и изберет из них одну красивейшую, и воплотит в ней красоту всех. Она и будет ему женой. И здесь, говорит, можно предаваться вволю всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том». Владимир слушал с радостью, ибо сам очень любил блуд. Но не нравилось ему обрезание, запрещение есть свинину. А о вине отверг напрочь: «Руси есть веселие пить, не может без того быть».

Потом пришли немцы из Рима: «Пришли мы, посланные папой. Так говорит тебе папа: «Земля твоя, как и наша, а вера не похожа на твою. Наша вера — свет. Кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и все, что дышит, а ваши боги — суть дерево». Владимир же спросил: «В чем заповедь ваша?» Немцы ответили: «Прощение по силе. Кто пьет или ест — это все во славу Божию, как сказал учитель наш Павел». Владимир сказал: «Идите обратно, отцы наши не приняли этого».

Пришли хазарские евреи. Владимир спросил их: «Каков ваш закон?» Они ответили: «Обрезаться, не есть свинины и зайчатины, хранить субботу». Владимир спросил: «А где земля ваша?» Ему ответили: «В Иерусалиме». Вновь он спросил: «Там ли она?» Евреи ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам, а землю нашу отдал христианам». Владимир возразил: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны. Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям».

От греков пришел к Владимиру философ, который беседовал с ним несколько дней, изложив суть Священного Писания. Философ почти убедил Владимира, сказав: «Если хочешь быть с праведниками, то крестись». Владимир сказал: «Подожду немного», дал ему дары и отпустил с честию великою.

В 987 году созвал Владимир бояр и князей на совет о выборе веры. Решили послать в страны, из которых приходили к Владимиру миссионеры, группу верных людей, разузнать на месте о каждой вере.

Прошло лето 988 года, и пошел Владимир на Корсунь и после долгой осады взял город. Затем он послал письмо в Константинополь: «Взял уже ваш славный город. Слышал же, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю и вашему городу то же, что и этому». Цари ответили: «Не пристало христианам выдавать за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное обретешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не отдадим сестру за тебя».
Так русь приняла православие…
Крещение Руси было велением времени. Но это не значит, что язычество сразу и бесследно исчезло.
Как поступила бы я в то время судить трудно.
Сегодня моему духу ближе языческие боги Перун, Макошь, Лада, Велес, Сварог

Валентина Краль

Ученик

(149)

11 лет назад

выбор был селан, потому что эта религия была наиболее близка руси, и эту религию вероисповедовала византия, которая как известно оказывала огромное культурное влияние на россию…. “Если бы Вы делали этот выбор, то.. “- история не знает сослагательного наклонения, но возможно я бы сделала выбор пользу католического православия

alex markov

Искусственный Интеллект

(105618)

11 лет назад

А выбирать особо не исчего было… Католики-потеря самобытности и подчинение западу и православные-тогда сохранение Руси, т. к. Константинополь уже слабоват… Остальные религии вообще проблему приобщения к современному миру не решали…

Лина

Мудрец

(10772)

11 лет назад

если не ошибаюсь то православие князь Владимир Красное Солнышко выбрал потому что его мать выбрала это для себя…. княгиня Олька что ли – не помню… в общем она где-то была и ей понравилась эта религия, она ею увлеклась и вроде как Владимиру тоже она понравилась и он решил пойти на такой шаг. И окрестил Русь.. в 988 году. А сделал это для того чтоб вера была единой и как бы объединяла людей…. а до этого на Руси было множество языческих религий… куча богов всяких… бог плодородия, бог солнца и куча прикуча других.
Будь я на его месте не знаю бы что выбрала…. думаю его решение скорее было нужным чтоб не было расколов в государстве… преследовало более широкие цели чем спасение душ людей….

Читайте также:  Бульон из цветной капусты польза

IrissKa (Natalia)Мастер (1789)

11 лет назад

Вы говорите об объединении, а разве ислам или католичество не объединили бы? Почему же все-таки – ПРАВОСЛАВИЕ?

Tanna Kon

Оракул

(64780)

11 лет назад

вопрос – Кто “выбирал”?
на РУСИ ИСПОКОН ВЕКОВ – была ЕДИНСТВЕННАЯ ПРАВИЛЬНАЯ ВЕРА
НЕ регилия.. а ВЕРА
во всем мире – были религии и людьми можно было крутить как хочешь и дурить
а с русской Верой – ВЕДЫ, язычники – верили в Энергию Природы и “главную логичную энергию” – в Солнце !!
ну и вот – к масумальманской и буддисткой как то северяне не очень подходили по этническим данным – и им решили НАСИЛЬНО с резней и убийствами – насадить Христианскую религию
и получилось же… гады… так тормознули развитие Руси и просто жизнь в ней угробили практически

я – язычник)
религии терперь не могу)
и вообще – буду собирать вокруг себя тех, кто хотел бы опять стать Язычником, Ведом и верить Энергии природы, солнцу, небу) и тому – что мы с Природой Вселенной – ЕДИНЫ)

В танке

Мудрец

(13894)

11 лет назад

Самая мощная, культурная, и научнотехнический продвинутая страна на тот момент, была Византийская империя, выбор был ясен. Тем более принятие иудаизма, или мусульманства, загубило бы целую отрасль народного хозяйства, как свиноводство. Народ бы не понял !!!

Ансар

Мыслитель

(8099)

11 лет назад

Подробно пересказывать известную притчу о том, как сначала ярый язычник, а затем будущий святой киевский князь Владимир после долгих колебаний выбрал из разных мировых конфессий именно православие, не буду. Напомню лишь, что в ходе этих колебаний Россия чуть не стала мусульманской страной. Как утверждают летописи, Владимир, хотя и уделял внимание философскому содержанию каждой из религиозных доктрин, однако, не менее того заботился об удовлетворении своих личных прихотей. А главными среди них были две: женщины и выпивка. Кроме пяти законных жен у него имелось на момент исторического выбора множество наложниц: 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Более того, по выражению летописца, будущий святой «был несыт блуда» , приводил к себе замужних женщин и девиц на растление. Цифры, называемые летописцем, конечно, ошеломляют и, похоже, здесь некоторые нули все-таки лишние, однако, тенденция указана верно. Мусульманство лишало князя хмельного, а православие заставляло отказаться от наложниц. От гарема Владимиру отказаться оказалось легче. Столь долго колебавшийся сам, другим русским людям время на раздумье Владимир оставить не пожелал. Приняв решение, князь тут же заставил свергнуть до того столь любимого им Перуна, бить его палками и сбросить в реку. Народ плакал. Сам процесс крещения был организован предельно просто. По приказу князя киевлян насильно согнали к реке, где и крестили. Многие, правда, сумели бежать из города. На берегу Днепра стоял сам Владимир и наблюдал за крещением. Подневольный люд вошел в воду, а христиане бродили между язычниками, уча некрещеных, как вести себя во время совершения таинства. Позже Владимир распорядился поставить церковь Святого Василия как раз на том холме, где раньше сам же воздвиг идол Перуну. Отсюда, из Киева и отправились на север христианские миссионеры. В оплоте язычества Новгороде, где идолопоклонники уничтожили первую христианскую церковь Преображения, крещение происходило далеко не так гладко, как в Киеве. История крещения Новгорода осталась даже в пословице, хорошо известной раньше на Руси: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».

Источник: П. Романов. «Русский бунт»

Источник

Выбор веры князем Владимиром

Как известно, в древности именно религия играла важнейшую роль в формировании культуры той или иной страны, была одним из рычагов государственной власти и влияла на все сферы жизни. Для Древней Руси такой религией стало православное христианство, принятое в 988 году. В этой статье я попытаюсь ответить на данный вопрос.

Почему языческой Руси понадобилось принимать монотеистическую (с единым Богом) веру? Дело в том, что князь Владимир Святославич продолжал дело своих предшественников по объединению Древней Руси. Однако было важное препятствие к этому – каждое племя, поклоняющееся языческим богам, имело разные социальные нормы и идеологию, а жрецы-язычники практически не подчинялись князю.

Так выглядело языческое капище

Нужна была единая религия для всего государства, которая стала бы мощным объединяющим фактором и сделала бы церковь опорой княжеской власти.

Читайте также:  Свойства и польза ботвы моркови

Согласно «Повести Временных лет», в 986 году князь Владимир провёл «испытание вер». Прибыли послы, предлагающие Киевской Руси принять разные религии:

1) Послы из Волжской Булгарии предлагали принять ислам. Владимир отказался, поскольку его не устраивали отказ от алкоголя и церемония обрезания.

2) Хазарские иудеи убеждали князя перейти в иудаизм. Поскольку хазары в тот момент не имели собственной земли, князь счёл, что их оставил Бог и отверг предложенную ими религию.

3) Посланники Папы Римского хотели, чтобы Русь приняла католицизм. Однако князь Владимир был против, сославшись на то, что его предки отказались от этой религии (имеется в виду безуспешный визит католического миссионера Адальберта на Русь в 961 году).

4) Византийский посол выступал за переход древнерусских племён в православное христианство.

Почему же из всех вариантов Владимир Святославич выбрал именно православную веру? Можно назвать следующие причины:

  • Военный, политический и экономический союз с Византией был выгоден для Киевской Руси. Поскольку при Святославе русско-византийские отношения ухудшились и были неравноправными, нужно было их восстанавливать. В 987 году сложилась удачная ситуация – Константинополь просил у Киева о помощи в подавлении восстания Варды Фоки. Взамен Владимир попросил руки царевны Анны, но получил встречное условие – он должен был принять христианство.

Крещение князя Владимира (картина В.Васнецова)

  • В 957 году первой из русских правителей приняла крещение княгиня Ольга (она приходилась Владимиру бабушкой). Более того, в то время в Киеве уже существовала небольшая христианская община. Принимали православие многие русские торговцы (купцам-христианам византийцы предоставляли более выгодные условия), а также русские дружинники, служившие у византийского императора. Соответственно, христианство к 988 году было уже не чуждой для Руси религией.
  • Православные обычаи и культурные нормы были ближе Киевской Руси, чем нормы других предложенных религий. К тому же, католиков, мусульман и иудеев среди русских в тот момент практически не было.

Крещение Руси

На мой взгляд, все дороги вели Древнюю Русь к принятию христианства, а другие варианты фактически не являлись достойной альтернативой. Не все были довольны свержением языческих богов с их пьедестала – неслучайно у нас сохранились некоторые языческие праздники и обычаи (к примеру, Масленица). Тем не менее, дальнейшая история России показала, что Владимир Святославич сделал правильный выбор, который благотворно сказался на развитии русской государственности и культуры.

Источник

Князь Владимир Святославич утвердился в Киеве как победитель после кровавой междоусобной войны летом 978-го, но тогда он еще не помышлял о христианстве…

В ту пору киевский правитель был мало того, что язычник, так еще и сторонник самых жестоких древних обычаев язычества. Нерастраченная сила бурно играла в нем. Владимир Святославич одновременно владел пятью женами. К ним впридачу он расселил по трем княжеским городкам несколько сотен наложниц… Под рукою великого князя распростерлась вся языческая Русь. В ней не существовало единства: одни области почитали своих «божеств», другие — своих. На первом же году правления Владимир Святославич задумал большую религиозную реформу. Он решил свести всех главных языческих «божеств» в единый пантеон, желая тем самым избавить Русь от вероисповедного раздробления.

Летопись сообщает: «Постави [Владимир] кумиры на холму вне двора теремного. Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им нарицающе их «боги». И привожаху сыны своя и дщери и жряху (приносили в жертву) бесом. И осквернаху землю требами своими, и осквернися кровьми земля Русская…» Киевским кумирам приносили, среди прочих, и человеческие жертвы. Если жребий падал на отрока или девицу из христианской семьи (а на Руси уже были к тому времени христиане), и члены семьи противились языческому обычаю, то их убивали вместе с потомством.

На протяжении 980-х годов Владимир одерживает несколько больших побед. Он отбивает у поляков города Перемышль и Червен, дважды разбивает вятичей, не пожелавших платить дань, а затем завоевывает землю балтского племени ятвягов. Воевода его Волчий Хвост нанес поражение радимичам. Война с волжскими болгарами далась тяжелее, но закончилась почетным миром. Счастливый в военных предприятиях, великий князь терпит поражение в любимой своей затее — религиозной реформе. Механическое соединение разных языческих «божеств» выглядит как попытка сделать салат из селедки, сливы и сметаны. Киевский пантеон никого не объединяет.

Тогда Владимир Святославич задумывается о том, чтобы заимствовать для своих подданных веру, которая уже стала великим объединителем иных народов и в наибольшей степени подходила бы для жизни и быта Киевской Руси. Киев — перекресток торговых путей. Здесь сильна иудейская община. Здесь знают ислам по восточным соседям, принявшим его относительно недавно. Тут живут, пусть и в невеликом количестве, христиане. Летопись отразила искания князя в религиозной сфере: что избрать ему для Руси? От кого принять учителей? И, конечно, кого напрочь не отвергнет дружина, бояре, приближенные, семья…

Почему его выбор остановился на восточном христианстве? Некоторые причины совершенно очевидны. Во-первых, в семье князя уже имелся удачный опыт крещения. Бабка Владимира Святославича, княгиня Ольга, приняла его, а примеру госпожи, очевидно, последовала и ее свита. В отсутствии отца, вечно занятого войнами, походами, битвами, мальчик, надо полагать, испытал влияние бабки, учившей его азам Христовой веры.

Во-вторых, князя Владимира интересовал стратегический союз с Византией. Добрые отношения с греческой державой обеспечивали гарантию самых благоприятных условий для русской торговли, связанной с Крымом, Константинополем, Балканами. Кроме того, византийцы умело направляли своим серебром боевую активность печенегов, и уже одно это давало очень серьезный повод ладить с Империей. Иными словами, выбор веры был накрепко связан с выбором важного направления внешней политики.

Очевидно, у Владимира Святославича имелась и другая, не столь очевидная причина остановить выбор на христианстве. Ислам приняли поздняя Хазария и Волжская Болгария — его противники, и, главное, государства, построенные на совершенно чужой этнической основе. А в Европе того времени продолжалось триумфальное шествие христианства. Южные и западные славяне давно приняли его. В Скандинавии оно исподволь набирало силу, что не могло быть совсем уж безразличным делом для потомка Рюрика. Изо всех соседей-христиан самые впечатляющие культурные достижения могла продемонстрировать Византия и связанный с нею мир южных славян. Ни поляки, ни чехи, ни моравы, ни иные западнославянские народы, ни хорошо знакомые венгры столь высокой, столь сложной культурой ко второй половине X века не располагали. Особое неудобство представляло западно — христианское богослужение, которое велось на непонятной латыни. В восточном же христианстве к тому времени огромная часть церковной литературы получила перевод на язык, который сейчас называют церковно-славянским; это делало более легкими и приобщение к новой вере, и богослужебную практику. Проще говоря, у Византии было что взять в духовном плане, а связанные с нею славянские народы уже создали инструменты, с помощью которых нетрудно было передать Руси новые культурные навыки. Можно сделать вывод: восточное христианство оказалось для Руси ближе прочих вариантов этнически и по языку.

Читайте также:  Мед из арбуза в чем польза

Договорившись о союзничестве с Империей, Владимир отправил на помощь Константину VIII и Василию II многотысячное войско. С его помощью законные правители подавили мятеж полководца Варды Фоки. Ради укрепления союза великий князь изъявил желание взять в жены византийскую «принцессу» — сестру императоров-соправителей Анну. А брак с христианкой мог быть заключен лишь в одном случае: если сам Владимир Святославич примет христианство. Как оказалось, среди бояр и воевод Владимира, хватало сторонников христианства. От них князь получил поддержку, когда по долгом размышлении решил креститься. Если нужно продать квартиру быстро, то важно качественно и профессионально её оценить. Есть такое агентство, которое и оценивает по рыночной цене и потом быстро по ней продаёт. Достаточно позвонить или оставить заявку на сайте квартет-м.рф и оценщик приедет в течении часа. Агенты очень профессиональные, арботают на клиента и только на результат, зарание никаких денег не берут и договор подписывать не надо. Если найдёте покупателя на квартиру сами, то никто не помешает вам её продать самим. А то есть агентства требующие эксклюзив.

Из Константинополя прибыл в Киев священник по имени Павел, совершивший обряд крещения. Новообращенный получил христианское имя Василий. Вместе с ним приняли новую веру дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. Владимир Святославич начал было переговоры с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму, располагавшегося на территории нынешнего Севастополя. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Ведь церковное устроение на Руси могло быть налажено и через Корсунь, а не через далекий Константинополь. Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.

При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить своё по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил Корсунь. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел сдачу более приемлемой, нежели мучительные условия осады. Владимиру помогли. По одной из версий, это сделал некий священник Анастас. По другой — варяг на греческой службе Жадьберн. Возможно, в лагере осажденных сложилась целая «партия» сторонников русского князя.

В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал замуж за одного из своих сторонников. Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилось своего силой… Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Остальным женам Владимира пришлось его покинуть, ибо многоженство для христианина непозволительно. Некоторые из них вышли замуж вновь — за представителей киевской знати, другие приняли монашеский постриг. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В исторической литературе бытует легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру. Это не соответствует действительности: крещение совершилось еще в Киеве. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.

Вернувшись в Киев, князь с позором ниспроверг языческих идолов, а потом крестил свой народ в реке Почайне, у впадения в Днепр. Сейчас же началось строительство нескольких небольших церквей. На Руси утвердилась церковная иерархия, возглавленная с архиереем в сане митрополита. Вероятнее всего, первый из митрополитов Киевских имел имя Леон. Архиепископ оправился к Новгороду Великому, епископы — к другим крупным городам. Там произошло то же самое, что и в Киеве — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.

Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство проявили новгородцы, но оно, судя по всему, оказалось незначительным. Его подавление обошлось малыми жертвами. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо дольше, чем где бы то ни было, и с большим трудом. В целом, христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно.

На протяжении нескольких веков рядом с ней, то тайно, то явно, продолжало существовать язычество. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло. По словам историка и религиоведа С. В. Алексеева, «справедливо считать Владимира отцом Русской цивилизации. Введя христианство вместо разноголосицы племенных культов, он дал русской культуре сердцевину, ту высшую ценность, без которой цивилизации нет».

Большинство историков считают, что Крещение произошло в интервале между 987 и 992 годами. Летописный текст и свидетельства иных источников позволяют разные толкования. Историческая традиция называет 988 год, и это весьма вероятная дата. Процесс массовой христианизации страны, начавшийся при Владимире Святом, главные свои вехи отсчитывает от нее.

Дмитрий Володихин

Источник