Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится

Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится thumbnail

«Повесть временных лет» появилась в период, когда в России пробудился особый интерес народа к своей истории. Она передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колеса, подвел их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т, д. Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических событиях. Среди жанров «Повести…» —сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. д.

«Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевь нача первье княжити, и откуда русская земля стала есть» — так торжественно начинается древний летописный свод. Исследователь древнерусской литературы Н. И. Прокофьев пишет: «„Повесть временных лет” дошла до нас в нескольких сборниках. Самый ранний из них — „Лаврентьевская летопись”. По своему составу летописный свод включает, кроме погодных записей, различные жанры литературы той эпохи (повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания и др.), записи устных рассказов, договоры…»

«Язык „Повести временных лет” — древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами…» — пишет Н. Прокофьев.

Из похвалы князю Ярославу и книгам

Отрывок из «Повести временных лет»

Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрЬтаемъ и въздержанье от словесъ книжныхъ. Се бо суть рЬкы, напояющи вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЬшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилЬжно, то обрящеши велику ползу души своей…

[Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…]

Ответы на вопросы

1. Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой, какие жапры литературы включены в «Повесть временных лет». Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской литературы.

Над рукописной книгой трудились многие: доброписец писал текст, статейный писец — создавал вязь киноварью, заставочный писец — заставки и буквицы, живописец иконный — миниатюры, златописец покрывал золотом заставки и части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный оформляли оклад.
По своему составу летописный свод включает погодные (по годам) записи, повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, сказания, договоры.

2. Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?

По мнению летописца, из книг человек мог черпать важнейшие для того времени правила жизни («наставляемы» — направляемы) и главное из них — покаяние — признание грехов, желание исправления их, стремление встать на путь истинный.
Так в древности утверждалось огромное влияние книги на человека, так как все книги были в те времена церковными.

3. Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе.

Основная мысль прочитанного текста такова: чтение очень полезно, потому что книги содержат много мудрости, но это в том случае, если читаем прилежно, то есть внимательно, со старанием и желанием найти «великую пользу душе своей».

Источник

Конспект урока по литературе для 7 класса по теме «Русские летописи. «Повесть временных лет»»

Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: дать понятие о древнерусской литературе, подчеркнуть широкий охват ею русской жизни; ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному пониманию «Поучения» Владимира Мономаха, показать его актуальность в наши дни; формировать навыки выразительного чтения текста.
Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с понятиями «летопись», «житие».

Метапредметные:

познавательные: ориентироваться в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в различных источниках;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.;

-коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Читайте также:  Исследовательская работа пластиковая посуда польза или вред

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, карточки

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Самостоятельная работа (по карточкам)

Карточка 1

1)Что такое пословица? Поговорка?

2)Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице?

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка

Карточка 2

1)Что такое пословица?

2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы, определите, как она построена

Под лежачий камень вода не течет

Карточка 3

1)Что такое поговорка?

2)Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

На чужой стороне и весна не красна.

Карточка 4

1)Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

На смелого собака лает, а труса кусает.

2. Игра-соревнование (между рядами)

-Давайте проверим, кто знает больше пословиц, в которых прославляется учение, знание, книга

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
-Долгие годы из уст в уста передавались поколениям сказки, былины, пословицы и поговорки. Устное народное творчество было пространством, из которого люди черпали опыт праотцов. В это время люди не знали, что такое книга.
Вопросы:
– Как вы думаете можно ли назвать появление письменности значимым событием для людей? Почему?
– Могло бы нынешнее поколение обойтись без книг? Почему?

– Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю? ( Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения  здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.)

– А что дает чтение летописи? (Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. )

-Запишите тему урока «Русские летописи. «Повесть временных лет»».

-Давайте подумаем, каких целей мы должны достичь сегодня на уроке?

IV. Изучение нового материала.

1. Работа со статьей учебника (стр.69-70).

Беседа по вопросам.

-Что называли летописями?

-Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой.

-Что послужило причиной создания «Повести временных лет»?

-Какие жанры литературы включены в «Повесть временных лет»?

2.Слово учителя.

-Объединение летописных сводов было осуществлено киево-печорским монахом Нестором, создателем крупнейшей летописи -«Повесть временных лет».

Потребности развивающегося государственного самосознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в заглавии: « …Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.

Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем: «И будете мирно живуще. Аще ли будете ненавидно живуще, в распрях (…), то погибнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша трудом своим великим» (1054).

За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.

3.Работа со статьей учебника (стр.71). «Из похвалы князю Ярославу и книгам»

Беседа по вопросам.

1.Каков язык сказания?

2.Какова основная мысль текста?

Работа с фрагментом из «Повести временных лет» о пользе книг на древнерусском языке (раздаточный материал).
Задание. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.
«Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к покаянию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».
Возможный перевод: Велика бывает польза от книжного учения: потому что книги наставляют и учат покаянию, мы получаем мудрость и сдержанность от книжных слов. Ведь это реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; ведь в книгах заключена неизмеримая глубина.

Беседа по вопросам.

1.Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?
2. В чем заключается «неизмеримая глубина» книг?

4. Слово учителя.

Одним из жанров, который встречался в «Повести временных лет» было поучение. Как вы думаете, от какого слова возникло название жанра? (Поучение – поучать).
Запись в тетрадь определения термина.
Рассказ ученика о князе Владимире Мономахе

Читайте также:  Польза белого и темного шоколада

5. Чтение фрагмента «Поучения» Владимира Мономаха по цепочке (стр.72-73)

Беседа по вопросам

1.Для чего Владимир Мономах написал «Поучение»?
2.Как вы понимаете слова «примите грамотку в сердце»?

3.В чем смысл поучений Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам необходимыми сегодня?

4. Как вы думаете, почему Владимир дважды повторяет наказ, связанный с трудолюбием? (Князь считает трудолюбие одной из основных ценностей. Только трудолюбивы й человек готов нести ответственность за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию. Именно поэтому в тексте несколько раз звучит призыв «не ленитесь!».)

5 Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь – душу. Как вы думаете, почему?

6. Послушайте выдержки из текста: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеет, дано нам на малое время» и ответьте на вопросы:
– Как вы думаете, князь говорит о гордости или гордыне? Почему?

– Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни? (гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения).

7.Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»? ( В данных фразах прослеживается милосердное отношение князя к людям)

6. Слово учителя.

– В тексте «Поучения» Владимира Мономаха ярко прослеживаются ценности, которые присущи не только самому князю, но и всему поколению тех лет. Отталкиваясь от этих ценностей, в основе которых лежат сопряженные нравственные понятия (т.е. понятия с противоположным смыслом, например, ложь-правда), князь выдвигает ряд нравственных принципов, правил, на которые должны опираться будущие поколения.

 Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, составьте небольшое поучение будущим поколениям.
Чтение получившихся вариантов поучения.
5.Итоги уроков. Рефлексия деятельности.
-Как вы думаете, достигли мы целей, которые ставили перед собой?

– Получили ли вы какие-либо полезные наставления от князя Владимира? Какое из наставлений вы бы сделали своим девизом?
6. Домашнее задание .
Прочитайте «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подумайте над вопросом: «Какой теме она посвящена?».

Приложение 1

Карточки для самостоятельной работы

Карточка 1

1)Что такое пословица? Поговорка?

2)Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице?

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка

Карточка 2

1)Что такое пословица?

2)Объясните прямой и переносный смысл пословицы, определите, как она построена

Под лежачий камень вода не течет

Карточка 3

1)Что такое поговорка?

2)Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

На чужой стороне и весна не красна.

Карточка 4

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

На смелого собака лает, а труса кусает.

Раздаточный материал

Задание. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.
«Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к покаянию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».

Задание. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.
«Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к покаянию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».

Источник

«Повесть временных лет» появилась в период, когда в России пробудился особый интерес народа к своей истории. Она передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колеса, подвел их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т, д. Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических событиях. Среди жанров «Повести…» —сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. д.

«Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевь нача первье княжити, и откуда русская земля стала есть» — так торжественно начинается древний летописный свод. Исследователь древнерусской литературы Н. И. Прокофьев пишет: «„Повесть временных лет” дошла до нас в нескольких сборниках. Самый ранний из них — „Лаврентьевская летопись”. По своему составу летописный свод включает, кроме погодных записей, различные жанры литературы той эпохи (повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания и др.), записи устных рассказов, договоры…»

Читайте также:  Блютуз наушник польза и вред

«Язык „Повести временных лет” — древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами…» — пишет Н. Прокофьев.

Из похвалы князю Ярославу и книгам

Отрывок из «Повести временных лет»

Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрЬтаемъ и въздержанье от словесъ книжныхъ. Се бо суть рЬкы, напояющи вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЬшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилЬжно, то обрящеши велику ползу души своей…

[Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…]

Ответы на вопросы

1. Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой, какие жапры литературы включены в «Повесть временных лет». Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской литературы.

Над рукописной книгой трудились многие: доброписец писал текст, статейный писец — создавал вязь киноварью, заставочный писец — заставки и буквицы, живописец иконный — миниатюры, златописец покрывал золотом заставки и части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный оформляли оклад.
По своему составу летописный свод включает погодные (по годам) записи, повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, сказания, договоры.

2. Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?

По мнению летописца, из книг человек мог черпать важнейшие для того времени правила жизни («наставляемы» — направляемы) и главное из них — покаяние — признание грехов, желание исправления их, стремление встать на путь истинный.
Так в древности утверждалось огромное влияние книги на человека, так как все книги были в те времена церковными.

3. Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе.

Основная мысль прочитанного текста такова: чтение очень полезно, потому что книги содержат много мудрости, но это в том случае, если читаем прилежно, то есть внимательно, со старанием и желанием найти «великую пользу душе своей».

Источник

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 1816953
Зачетный Опарыш

более месяца назад

Просмотров : 42   
Ответов : 1   

Лучший ответ:

Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится

Потому что книга- бесценный дар, она помогет во всем разобраться,найти правильное решение  и направит на путь истиный

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится

Лучшее из галереи:

Почему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говоритсяПочему в отрывке о пользе учения книжного говорится

    Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится

    Другие вопросы:

    Суррикат Мими

    Написать сочинение на тему” мой труд дома “

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 12   
    Ответов : 1   

    Васян Коваль

    Начерти 1)отрезок АВ,длина которого равна половине длины отрезка 1дм; 2)отрезок СD,ДЛИНА ПОЛОВИНЫ КОТОРОГО РАВНА 2СМ

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 9   
    Ответов : 1   

    Онтонио Веселко

    Докажите,что числа 364 и 495 взаимно простые

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 22   
    Ответов : 1   

    Главный Попко

    Помогите пожалуйста срочно нужно… В этом тексте нужно найти инфинитивы,а я не понимаю ,что это.For most British families, this is the most important festival of the year. This is the day when many people are travelling home to be with their families on Christmas Day. If you try to catch a train on…

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 16   
    Ответов : 1   

    Мари Умняшка

    Выполните сложения : 34 т 5 кг 9 ц 82 кг =

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 27   
    Ответов : 1   

    Источник