Почему князь владимир решил отказаться от язычества в пользу единобожия

Почему князь владимир решил отказаться от язычества в пользу единобожия thumbnail

Удача улыбнется вам!Руны исполнят ваши желания и помогут принять верное решение в любой ситуации!

Начало конца язычества на Руси

Почему Владимир отказался от язычества? На сегодняшний день существует несколько версий, однако нельзя отрицать и ряд официальных причин. Самая главная причина – это создание единого государства, но этот процесс вызывал трудности, так как обширная территория Киевской Руси была раздроблена разным представлением язычников о происхождении мира, человечества и строения мира. У каждой области были свои верования, ведь язычество – это вера народа, вера людей, которую они сами создали и придерживались, не смотря на разногласия между остальными язычниками.

Чтобы укрепить народ, нужна была единая вера, в которой будет один верховный бог. Язычество не давало никакой возможности объединить племена в одно целое, так как между ними постоянно возникали конфликты на почве веры. Однако объединение было необходимо для того, чтобы противостоять сильным врагам и стать мощной политической и экономической силой. Чтобы сплотить народ и усилить их собственную значимость, русский князь Владимир принял христианство.

Однако это лишь одна из причин. Вторым важным историческим фактом послужило сближение Киевской Руси с другими странами, особенно с европейскими. Международная политика играла важную роль в становлении Руси как одной из самых крупных и мощных держав в мире, и важно было иметь что-то общее, чтобы находить общий язык с «соседями».

Личные причины князя

Но почему Владимир Святославович отказался от язычества, веры своего народа, которая просуществовала уже несколько столетий?
Начало конца язычества на Руси
У князя были и собственные причины. Он считал, что «утопает» в грехе, и что его поведение и образ жизни олицетворяли его не с лучшей стороны. Его душа желала света, выхода, очищения. Проведя долгие беседы со своими советниками, отправив послов в другие страны, дабы узнать изнутри все тонкости мировых религий, он остановил свой выбор на христианстве.

Влияние княгини Ольги на принятие христианства

Почему именно христианство? Стоит также сказать о том, что до этого о христианской вере задумывалась его бабушка, княгиня Ольга, великая правительница. Но почему язычество не устраивало княгиню Ольгу? Её посещали те же мысли, что и много лет спустя князя Владимира, однако принятие христианства и полный отказ от язычества означало для неё престижный статус и неоценимую помощь других великих стран в плане торговли и военной помощи. Принятие христианства с рук самого патриарха в самом центре зарождения этой веры – Византии – означало большую честь, особенно для женщины. Подобного статуса долгое время добивался царь Болгарии и другие «варварские» страны. Княгиня Ольга была уверена, что без единой веры государство, которое она с таким трудом приводила в «порядок», не продержится долго, однако она так и не решилась на массовое крещение, что, однако, не остановило её внука, Владимира Ясное Солнышко.

Причины принятия христианской веры на территории Киевской Руси следовали из тесных отношений между Русью и Византией, ведь князю также было необходимо жениться на сестре византийского князя, дабы укрепить свой авторитет и прейти к более твердому становлению княжеской власти.

Автор: Лидия Габрисюк

Современное язычество в большей силе.

Источник

Руны исполнят ваши желания и помогут принять верное решение в любой ситуации!

Источник

Всем привет.

Сегодня я хочу провести вас по тропинкам древнерусской истории, проложенным нам великим русским ученым Михаилом Ломоносовым. Поможет мне в этом сохранившаяся первая часть его уникальной книги «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого», изданная в 1766 году.

В своей статье я хочу понять и пролить свет на два вопроса:

1.     Зачем вообще Владимир решил отказаться от язычества?

2.     Почему он выбрал христианство?

А в следующей части я расскажу вам о том, как происходил процесс Крещения Руси.

Итак, для того, чтобы ответить на эти два вопроса, давайте, сначала, узнаем, кого представлял из себя князь Владимир в своем дохристианском прошлом.

Рожденный от рабыни-кухарки, пришедший к верховной власти в ходе многочисленных кровавых междоусобиц, в том числе и с собственными братьями, Владимир проводил дни свои в бесконечных пирах и весельях. Но главным развлечением Князя были, конечно, женщины. Помимо имевшихся у него трех законных жен, он держал больше 1000 наложниц в Новгороде, Вышгороде, Берестове и Белгороде. Ну, и, кроме того, не гнушался насиловать жен и девиц, отбирая их у мужей и родителей.

Что же заставило Великого Князя променять собственных богов на Бога единого?

Ломоносов не дает здесь четкого ответа, но красной нитью по всему его повествованию прослеживается стремление князя к безраздельной власти и его желание стать подобным Богу на Земле. А монорелигия могла ему в этом помочь. Однако, не всякая монорелигия. Почему же Князь остановился на христианстве?

Окружающие Великокняжескую Русь государства, безусловно, хотели заполучить себе могучего союзника. Каждое из них любыми путями пыталось найти нечто общее, чтобы «сродниться» с Русью. И одним из этих путей, помимо родственных браков, могла стать общность религий.

Первыми послами, пришедшими в Киев с целью обратить в свою религию Князя Владимира, были…….мусульмане! Их представляли народы некогда Великой Булгарии, которая, вследствие распада на две основные части, обратилась частично в христианство (Дунайская часть) и в мусульманство (Поволжская часть).

Читайте также:  Жареные семечки о пользе и вреде

Мусульмане пытались склонить князя к своей религии, однако, получили отказ. Несмотря на то, что любвеобильному Владимиру крайне понравилось их многоженство, стерпеть обрезание, отказ от вина и свинины он не мог.

Вторыми, кто пришел склонять князя к своей вере, были….посланцы от Папы Римского. Они также получили отказ, который Владимир обосновал тем, что бабка его княгиня Ольга принимала христианство не в Риме, а в Константинополе (Царьграде). Здесь нужно отметить, что, несмотря на то, что раскол в христианстве на католичество и православие произошел на несколько десятков лет позже, между Востоком и Западом на тот момент уже велись распри и «имелись великия несогласия».

Третьими, кто пришел к Владимиру со своим Богом, были…..евреи! Выслушав их, Владимир также отказался от иудейской веры. И главной причиной тому было отсутствие у евреев на тот момент своего государства. История сохранила для нас этот диалог:

-Где Отечество ваше? – спросил Владимир евреев.

-В Иерусалиме, -отвечали они ему.

-Там ли вы живете?

-Нет. Бог, раздраженный грехами наших праотцев, рассеял нас по миру, а землю нашу отдал чужим народам.

-Если вы отвержены от Бога и по чужим землям сосланы, то, вероятно, закон ваш ему противен, -ответил Владимир, вероятно, подумав о той же судьбе, которая постигнет Русь в случае, если она примет иудаизм.

И, наконец, последними были греки, которые покорили Князя тем, что Бог может быть воплощен в Человеке, что этот человек может умереть, а потом воскреснуть и жить вечно.

Кроме того, отсутствие в христианстве обрезания и какого-либо запрета на вино и свинину, убедило князя принять христианскую веру.

Однако, требовалось во всем убедиться не словами послов, а собственными глазами.

Для этого Владимир в 987 году отрядил ко всем государствам «комиссию» в составе 10 купцов, которая могла бы своими глазами оценить и доложить князю, как исповедуют религию в этих странах.

Объехав Волжских болгар, Рим и Константинополь-Царьград (к евреям ехать было некуда), комиссия была поражена пышностью и богатством Царьградской церкви, церковным пением и производством церковных обрядов восточно-христианской церкви и единогласно приняла решение крестить Русь по законам восточного христианства.

-Где же примем Крещение? – спросил бояр Великий Князь.

-Где тебе, государь, угодно, – ответили ему вельможи.

Ну, а где и как все это происходило, читайте во второй части…..

Авторское фото князя Владимира с Боровицкой площади Москвы. Есть там одна точка, сфотографировав с которой памятник, можно получить картину, которую я назвал: «Единение эпох». И ведь, действительно так. Как говорят москвичи, в Москве сейчас три Владимира: один стоит (памятник на Боровицкой площади), второй лежит (в мавзолее), третий сидит (в Кремле).

Единение эпох

Всем хорошего дня.

Источник

Историки говорят, что Владимир Святой в 988 году крестил Русь, но какую цель преследовал на самом деле великий князь?

Самый волнующий вопрос, правда ли что население так просто согласилось на смену веры, при этом исповедывая язычество годами. Чтобы максимально приблизится к истине, следует проанализировать информацию, которая доступна нам на сегодняшний день.

Мы знаем, что князь с детства был ярым язычником, но через некоторое время он решил полностью отказаться от своих старых убеждений. А какие на это были причины?

Во-первых, Древняя Русь была одной из единственных стран, жители которой оставались верны своим традициям и, соответственно, контакты с другими могущественными державами, как Византия был налажен не лучшим образом. А стоит упомянуть, что русичи хотели заручится поддержкой мощного союзника. Кроме того, поддержка Константинополя нужна была не только в военной сфере, требовалось полное налаживание внешних отношений, таких как торговля ну или возможности межгосударственных браков. Плюс ко всему, стоить отметить, что правителя также интересовала культура Царьграда, которая славилась своей величественностью.

Язычество на Руси

Но кроме факта прекращения изоляции Древней Руси другими государствами, князь хотел узаконить своё единоличное правление на религиозном уровне. Проблема в том, что в пантеоне язычества богов было много. Каждого возвеличивали примерно с одинаковой значимостью.

Сначала, дабы утвердить понятие о единственном боге и правителе, он приказал сделать Перуна главным божеством, выделив денег из казны на постройку храмов. Но привыкшие к устрою веры язычники были не довольны этим действием.

Представьте, как бы вы отреагировали. Вы – христианин и вам говорят, что апостол Лука отныне – новый Бог. Каждый бы опешил от подобного заявления. После того, князь перешел к радикальным мерам. Он решил полностью искоренить язычество, уничтожить всех знаемых идолов и установить новую веру.

Естественно, никакой речи о сиюминутном принятии именно христианства, как религии и речи быть не могло. Проводился так называемый «тест на насаждение веры». Речь шла и о иудаизме, и о мусульманстве. Но выбор был остановлен на христианстве.

«Великий князь Владимир выбирает веру»

Читайте также:  Польза тыквенного сока для жкт

Как говорится в «Повести временных лет», этот процесс прошел почти безболезненно. Конечно, были малые восстания в Новгороде, но ничем серьезным это не закончилось. Следует отметить, что этот факт очень сомнителен. Язычество до сих пор остается в нашей культуре, поверьях, традициях.

Неужто люди, которые верили во что-то годами, так легко отказались от своих постулатов?! Это просто невозможно. Есть большая вероятность, что репрессии и гонения против язычников просто были скрыты мутной водой времени.

«Первые христиане в Киеве»

Также язычество не могло объяснить бедность и богатства, деления на классы, ведь по его обычаям все полностью равны.

Есть еще много фактов, зачем именно была совершена смена веры. Но с уверенностью можно сказать, что это не было сделано только из-за личных предпочтений князя, который раньше на самом деле был язычником. Стоял вопрос о пользе религии для страны, а также для самого государя.

Чтобы понять, чего именно хотел достичь Владимир, не нужно быть мудрецом.

Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world)

Наш сайт: worldofhistory.ru– еще больше интересного и увлекательного

Источник

Крещение Руси было закономерным в политическом плане процессом. Однако мало кто знает, что до 988 года князь Владимир предпринимал попытки реформирования доминирующего вероисповедания славян – язычества.

Причины реформы 980 года

Реформу Владимир начал сразу после того, как занял престол в Киеве: она была необходима для решения внутренних и внешних политических задач молодого князя. В первую очередь, необходимо было отстоять суверенитет и независимость Руси от христианской Византии, а также укрепить положения Владимира как великого князя.

Главным божеством в новом пантеоне стал Перун – божество грома и войны. Соответственно на земле, по подобию с высшим миром, военачальник становился самым главным во всей державе. Более того, реформа отодвигала на второй план наемников-варягов, которые частично были христианами или исповедовали скандинавское язычество. До принятия реформы скандинавы в достаточной степени влияли на внутреннюю политику Руси, а это Владимира не устраивало.

В отличие от всех прочих конфессий (ислама, иудаизма и христианства), язычество в тот момент имело поддержку среди широких слоев населения.

Пантеон Владимира

В Повести временных лет указаны шесть божеств, идолы которых были установлены на капище в Киеве Владимиром: Перун – бог воинской доблести, грома и молнии, покровитель княжеской власти, именем Перуна клялись и князья, и дружинники; Хорс – солярное божество, воплощающее в себе солнце и свет; Даждьбог – один из самых почитаемых восточно-славянских богов, бог плодородия и солнечного света; Стрибог – исследователи считают, что это божество ветра и связанных с ним атмосферных явлений;  Семаргл – крылатый пес, охранитель посевов и сельского хозяйства.

До сих пор учёным неизвестно ни о точном функциональном назначении Семаргла, ни об истории возникновения этого персонажа в пантеоне. Имя имеет скорее иранское происхождение, а не славянское. Религиоведы и культурологи полагают, что Семаргл не являлся божеством в полной степени, скорее он был фамильяром богини Мокоши.

Макошь (Мокошь) – единственная богиня в пантеоне Владимира. Её функционал как божества был завязан на традиционном женском занятии – прядении (в первую очередь, человеческих судеб, что роднит её с греческими мойрами и скандинавскими норнами). Она также была покровительницей женщин, ремёсел и богиней судьбы. Считалось, что Мокошь приносила удачу и благоденствие своим почитательницам.

Отсутствующие божества

Интересно то, что почитаемого практически всеми восточными славянами Велеса (Волоса) – покровителя скота, владыки мира мёртвых, не было в новом пантеоне. Велес был божеством знаний, творчества и медицины.

Отсутствие этого бога связано с внутриполитическими задачами князя: он пытался отдалить и уменьшить влияние волхвов на общественные настроения в Руси. Велес был покровителем языческого жречества, а их влияние на умы киевлян мешали новоиспеченному князю построить централизованное государство.

Кстати, приведенный выше список богов был популярен среди населения южной части Руси. Молодой князь был заинтересован в поддержке Киева, поэтому и выбор лёг именно на эти божества. В северных областях Руси Перун почитался меньше, чем Велес; в Пскове, Ростове и других городах вплоть до XV века действовал его культ, существовали капища и люди приносили Велесу жертвоприношения.

Капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому исследователи считают Велеса покровителем не столько жреческим или княжеским, сколько “богом более широкой части населения”.

Особое место в религиозной жизни славян занимали Род и Рожаницы. Род выступал как божество-творец и широко почитался на Руси. Однако его в новый пантеон тоже не включили.

Последствия реформы Владимира

Основная суть языческой реформы – предание иерархической структуры религиозным верованиям восточных славян. Необходимое Владимиру народное единство не могло быть создано в ситуации полнейшего хаоса в вопросе вероисповедания.

Читайте также:  Как с пользой провести время на парах

Каждый мог почитать своего бога за верховного. Различные славянские племена выбирали себе своё божество, и уровень конфронтации и идеологической раздробленности в языческой державе не снижался.

Реформа язычества была первой попыткой государственной власти вмешаться в мировоззрение и духовный мир общества. Даже в измененном виде славянский политеизм не отвечал запросам времени. Язычество отражало преимущественно отношения человека с природой, но не общественные отношения в условиях начала государственности и имущественного неравенства.

Политеизм в идейном плане вообще не соотносится с концепцией централизации власти и сосредоточения её в одних руках.

Восьмилетнее поклонение Перуну, капище которого было построено Владимиром возле княжеского терема, вошедшее в летописи своими обильными требами и жертвоприношениями в честь божества, закончилось символично. Разочаровавшийся в язычестве Владимир, приказал выкинуть идола громовержца в Днепр, та же судьба ждала и весь остальной пантеон.

Хоть реформа и не удалась, но резкое сокращение количества языческих божеств и изменение картины мира, которая веками не менялась, подготовили социум к последовавшему принятию христианства.

Источник



1. Объясните, почему князь Владимир решил отказаться от язычества в пользу единобожия.

На то было две главные причины. Владимиру нужна была религия, которая бы помогала централизовать государство. Вначале он хотел использовать с этой целью традиционное славянское язычество, учредив в Киеве главное капище. Но язычество для этой цели не подходило, потому что всё равно в каждой местности был свой жрец, жрецы не подчинялись друг другу. В то время как в православии была единая иерархия служителей церкви, которые все подчинялись в случае с Древнерусским государством киевскому митрополиту.

Второй причиной было укрепление международного авторитета страны. После крещения Древнерусское государство встраивалось в систему международных отношений, которая была создана Византией и включала все основные страны региона.

2. Расскажите о том, как утверждалось христианство на Руси. Какие события стали главными вехами на этом пути? Какие препятствия нужно было преодолеть?

Перед непосредственно крещением Владимиру нужно было преодолеть сопротивление Византии, потому что он хотел получить приобщение к вере как награду, а не как милость греков. Потому главными событиями, которые предшествовали принятию христианства, были взятие Херсонеса в Крыму, крещение самого Владимира и женитьба его на сестре императора Василия II Болгаробойцы Анне.

Главными событиями самого принятия христианства Древнерусским государством было непосредственно крещение, строительство Десятинной церкви (кафедрального собора Киева), а также подавление языческого восстания в Новгороде, потому что главным препятствием было сопротивление тех подданных Владимира, которые не хотели отказываться от язычества не только тайно, но и явно.

3. Охарактеризуйте последствия и значение принятия Русью христианства.

Крещение стало одной из самых значительных вех в русской истории. Оно уничтожило старую культуру и стало основой для новой, созданной с опорой на византийские традиции. Причём имеется в виду не только культура в узком смысле этого слова, но и культура политической жизни, государственного правления и т. д. Достаточно сказать, что именно крещение принесло в Древнерусское государство кириллицу. Существуют версия о языческой письменности русских в виде чертов и резов, но, во-первых, версия спорная, а во-вторых, эта письменности не создала книжности и государственной бюрократии – всё это заслуга именно кириллицы.

4. Историк Н.М. Карамзин писал: «Век Святого Владимира был уже веком могущества и славы». Объясните, что дало основание для такой оценки правления князя.

Историк имел ввиду то, что Древнерусское государство потребовало для себя крещения, а не подчинилось ему, ведь захват Херсонеса ясно показала, что события развивались по задумке Владимира Святославича, а не Василия II. Кроме того, все новшества из Византии Древнерусское государство очень быстро переняло и освоило, сделав собственными достижениями.

5. Сравните изображения князя Владимира Святославича (Владимира Святого) на иконе, картинах и скульптурных изображениях (см. иллюстрации на с. 54-58). Чем они различаются?

Внешний вид и выражение лица Владимира разные, от смиренного на иконе до помпезного на картинах. Кроме этого, изображения отличаются позой князя и даже его одеждой.

6*. Сопоставьте представления о богах в языческих культах славян и о Боге в христианстве.

Эти представления полностью различаются. Прежде всего, у язычников было много богов, у христиан Бог один, хоть и един в трёх лицах. Языческие боги разделяли полномочия, потому у каждого из них были границы его сил, эти силы ещё и ограничивала борьба между ними, в то время как христианский Бог всемогущ. Язычники проносили своим богам жертвы, надеясь на ту или иную милость, христиане лишь возносят молитвы – никакого другого средства упросить Господа их религия не предполагает. Наконец, христианская вера основана на текстах – Ветхом и Новом Заветах, языческая вера основывалась на устных рассказах, которые передавались из поколения в поколение.

Источник