Почему был сделан выбор между язычеством в пользу христианства
Наши предки индоевропейцы оставили нам, народам Европы и Азии, не только общие корни языка и культуры, но и общих богов.
И несмотря на то, что за всё первое тысячелетие нашей эры, расселявшиеся по Восточной Европе славяне, постепенно обретали свои, характерные лишь для отдельных народов, черты, культурные обычаи и даже богов, единый корень у верований наших предков уходил глубоко во тьму веков.
Как же так вышло, что славяне к концу первого тысячелетия массово оставили свою веру и обратились к христианству?
Как славяне видели мир?
Сразу оговоримся — источников о том, каким было духовное и религиозное развитие у наших далеких предков полторы тысячи лет назад — крайне мало.
Можно сказать, что работы историков по изучению славянского язычества это не только и не столько аналитика, сколько реконструкция. Об этом в своей работе “Язычество древних славян” упоминал даже академик Б.А.Рыбаков.
И всё-таки, если мы заглянем в известную информацию о древнегреческом, древнеримском или древнеиранском язычестве — мы увидим схожую со славянами картину при различных деталях. Иногда доходит до прямых параллелей — тот же академик Б.А. Рыбаков указывал на тождество древнегреческого бога-кузнеца Гефеста не только с римским Вулканом, но и со славянским Сварогом.
Как и у всех народов, у славян развитие верований проходило в несколько этапов.
Сначала наши предки обожествили силы природы, с которыми не могли совладать. Гроза, палящее солнце, огонь, вода, смерть. Помимо этого начал свое развитие культ предков, представлявших для славян реальную магическую силу.
Затем обожествленные силы природы стали персонифицироваться. И богом стало уже не само солнце, а его человекоподобная персона.
На третьем этапе вокруг персонифицированных богов возникли абстрактные понятия — рай, добро и зло. Сами персоны богов получили определенные сферы ответственности и окончательно оформились, как человекоподобные персонажи мифов и легенд. Именно на этом этапе окончательно закрепляется антропоцентричный характер язычества — центром событий у древних славян окончательно становится человек.
Последний этап происходил в период отделения славян от “общего индоевропейского корня”.
Наши предки, так же как и греки с римлянами, верили в то, что боги способны на многое, но их власть не безгранична. Власть бога представлялась им сверхспособностями в определенной области — один бог умел ковать железо, другой мог вылечить больной скот, третий поутру включал свет. И так далее.
Понятие рая у древних славян, по-видимому, действительно было, но это “место” не сильно отличалось от тех, что предусматривалось у греков или викингов. Умер — добро пожаловать в Ирий (рай, мифическое место у теплого ласкового моря, край зимовки птиц и зверей). Отличился особо — будешь и там на хорошем счету. Натворил делов при жизни — будешь в этом Ирие нежеланным гостем.
А вот ада славяне не знали. Идеи греховности жизни в язычестве не было, а значит, не появилось и идеи, что за бесчестную жизнь тебя скинут в какое-то болото на вечные муки.
И связано такое необычное положение, в том числе, с экономическим развитием общества. Славяне эпохи становления язычества — это родоплеменные общины, живущие животноводством и собирательством. Вне общины люди, как правило, не выживали. Слишком тяжко было добывать еду, отбиваться от хищников и недоброжелателей в одиночку. Потому самым большим наказанием служило изгнание.
Крещение Руси
Почему язычество уступило?
У родоплеменной общины нет серьезного расслоения и абстрактного греха перед богами тоже быть не может. Запреты и табу держатся на формуле “поймали-наказали” и экономическая модель работает. Человеку, в принципе, предоставлена возможность выбора — он может нарушить запрет, если пожелает. И если не увернется — получит наказание. Боги поглядят — увернулся, значит, боги отвели. Не увернулся — значит богам так нужно. Бинарная система-с.
По мере расселения по Восточной Европе, славяне начинают обрабатывать землю в тех местах, где это можно сделать. Урожаи — вещь непостоянная, одному везет, другому нет. Везунчики начали накапливать богатства. Расцветает торговля, ширится ремесленный промысел. Добыча меда, меха, производство пеньки и льна. Товары удается сбывать соседям и через это еще больше наживать богатства. Родоплеменная знать быстро превращается в эксплуататоров своих менее удачливых соплеменников.
И что в плане “сдерживания” порывов бедняков “отнять и поделить” могло предложить язычество?
Совершенно ничего. Боги считали, что богат тот, кто смог взять больше. Потому с языческой точки зрения богатство могло переходить из рук в руки совершенно спокойно. Важно было соблюсти выставленные родовые запреты — убийства и увечья, кровная месть и так далее.
Подобный подход категорически не нравился правящему классу. Начался поиск идеологии, способной закрепить положение, выгодное богатым.
И тут на помощь приходит христианство.
Важно отметить, что христианизация у западных и южных славян проходила несколько легче, чем у наших непосредственных предков. Сказывались века торговли и культурного сожительства с “новообращенными варварами” – германцами, франками и тд, а так же с Новым Римом — Византией.
Поверженные идолы
Христианство позволяло сломать родоплеменной уклад жизни. Позволяло получить моральное право на охрану своих богатств и эксплуатацию бедных в своих интересах. Позволяло угрожать бедняку карами небесными за ослушание власти. Наконец, для правящей элиты, христианство открывало новые возможности для интеграционных процессов с христианскими странами.
Из летописей нам известно, что когда развитие экономических отношений в Киевской Руси достигло определенного уровня, князь Владимир задумался о смене веры.
В летописях этот момент описывают красивой легендой о выборе между исламом, католичеством и православием.
Однако, перед тем, как выбирать из чужеродных верований, Владимир попробовал провести “реновацию” родного язычества и установить пантеон, один на всю страну.
Не вышло, т.к. основной цели — создания прочной идеологии для правящей элиты, он достичь не смог. Языческое мировоззрение не отвечало требованиям экономического развития общества.
И только тогда Владимир принимает решение в пользу восточного, византийского христианства.
Источник: https://oldvorchun.blogspot.com/2013/03/blog-post_9901.html
Понравилась заметка?
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, прочитайте старые публикации (этим Вы очень меня поддержите и замотивируете!).
Не забудьте поделиться интересным материалом с друзьями!
Кроме того, Вы можете почитать:
Три главных фальсификации в истории славян
Почему в античности не было войн за веру?
Как на Урале древний город нашли? Часть 1 и Часть 2
Велесова книга: Подлинник или подделка?
Анонимный вопрос · 15 июня 2019
51,7 K
Автор вопроса считает этот ответ лучшим
Согласно Повести временных лет, к князю Владимиру отправились посольства от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, католиков из немецких земель и православных из Византии. Мусульмане привлекли Владимира обещаниями плотских удовольствий на том свете с гуриями, однако прочие бытовые ограничения, вроде обрезания, отказа от свинины и, особенно, алкоголя заставили князя отказаться: «Есть на Руси веселье пить, и без этого не быть».
Немецкая проповедь католицизма натолкнулась на ответ: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого», – вероятно Владимир отсылал к тому, что во времена Ольги часть русской элиты приняла именно православную версию христианства, а не католическую.
Диалог с иудеями выглядел следующим образом: «А где же земля ваша?». «В Иерусалиме». «Точно ли там?» “Разгневался Бог на отцов наших и расточил нас по странам из-за наших грехов». Со словами: «Если бы любил Бог вас и закон ваш, то не расточил бы вас по чужим странам. Или и нам вы того же хотите?» – Владимир отправил иудейских послов восвояси.
Православным миссионерам Владимир задал каверзный вопрос, мол “как так ваш Бог был распят иудеями, не сумев защитить себя?”. Те нашлись, что ответить, заявив, что Христос воскрес спустя три дня, и несколько десятилетий спустя наказал иудеев, послав римлян на их города, те опустошили Палестину и изгнали евреев за пределы исторической родины. Таким образом, важный для славян нарратив Бога, способного постоять за себя, был соблюдён.
Позже, когда уже русские посланники отправились в различные государства, их поразила красота и пышность православного богослужения, убранства и архитектуры, в отличие от аскетичного католицизма.
Таков летописный рассказ. Если же говорить о действительных политических и экономических причинах, то религия Византии более всего подходила Руси, так как мощная и сильная империя располагалась относительно недалеко, в случае чего могла оперативно прийти на помощь, являлась ключевым торговым партнёром, в русских городах уже несколько поколений существовали влиятельные православные общины.
А этого хватит для реферата первого курса в техникум?
Путешествую, учусь каждый день, готовлю, интересуюсь, общаюсь с детьми и…
В летописях есть подробное описание того, как князь Владимир делал выбор религии. Он принимал у себя представителей из различных стран и выслушивал их рассказы о религии: болгары (мусульманство), римляне (католицизм), хазарские евреи, греческий философ (православие). Пишут о том, что разговор именно с греческим философом убедил Владмира, что Истина в православии.
Но… Читать далее
Лучше бы они обратились к первоисточнику, к слову Бога, к истине, чем пришли к разделению. но Сатана сделал свое… Читать дальше
Владимир принял греко-кафолическое ортодоксальное христианство. Слово ортодоксия означает: прямо исходящее из учения (доктрины). Никакого Православия в слове ортодоксия нет. Даже слово правоверие будет слишком уж упрощённым переводом с искажением смысла. Подмена понятий нужна была для завоевания доверия православного по сути народа.
Православие – это прославление… Читать далее
Князь Владимир был иудей. Незаконнорожденный сын князя Святослава от жидовки Малки.
Для правильного выбора веры… Читать дальше
Владимир не мог принять католицизм, поскольку разделения церквей на православие и католицизм еще не было. Оно произойдет через столетие по политическим причинам. Иудаизм? Принять веру Хазарского каганата, с которым воевал его отец Святослав? Глупость. Ислам? Как его принять при радикальном различии культурных корней, а особенно по причине военного столкновения ислама с… Читать далее
Абсолютно, в корне неверное рассуждение, забывающее о главноем: У Владимира была вера отцов, которая полностью… Читать дальше
Продажа автомобильных масел, автохимии и расходных материалов в Крыму…
Все просто. Он сделал православие официальной религией, если так можно сказать, потому что большинство простого населения Киева и вся верхушка поголовно были православными. Есть мнение, что Аскольд и Дир (если таковой был), были крещены. Поэтому они не вышли как олухи, потому что их обманул Олег, а местная поганская элита организовала заговор против православных князей… Читать далее
А зачем вообще надо было принимать чью-то, чуждую русскому народу религию ???
Была же своя, РУССКАЯ, СЛАВЯНСКАЯ… Читать дальше
Думаю причиной была Византия. Вообще – это стечение обстоятельств, которые конечно же от Бога. Если открыть карту мира Авраамических религий, то можно убедится в том, что они проповеданы по всей земле. Могут писать про 1000 религий из которых многие это чуточку видоизмененные Авраамические. Реально же христианство и ислам – самые увесистые. Бог Араама – это истина… Читать далее
Вопрос утвердительный? Вся история славян, русских, парусов, шведов, финнов, и др. описана в ПВЛ, Ипатьевской, Радэивиловской? По моему, в то время христианское учение было распространено по всей территории Европы, Азии, северной Африки. Все народы молились одному богу. Оригиналом летописей нет. Одни списки. ПВЛ толкует о каких-то Авраамах, Иосифах, затем о истории… Читать далее
Ответ прост, если немного подумать.
Почему не иудаизм? Потому что иудаизм – главная религия недавнего врага славян Хазарского каганата, уничтоженного славянами же за тридцать лет до принятия славянами православия.
Почему не ислам? Тогда Руси пришлось бы стать одной из территорий Исламского халифата, раскинувшегося от Инда до Гибралтара.
Почему не католицизм? Здесь две… Читать далее
Хороший, летописный рассказ. Тольк вы в нем не сказали самого главного. Когда к Владимиру пришел — Грек. Он не стал ему ничего говорить, но он показал ему картину Страшного суда! *А хорошо, тем, кто стоит по правую сторону? Крестись и ты будешь с ними*! И как он заболел слепотой и по крещении он прозрел! Видя это чудо, он уверовал! И потом бояре ему сказали — Не… Читать далее
Писатель. Вело путешественник. Философ.
Ответ на этот вопрос кроется в захвате иудеями Хазарии. Был в то время такой метод – подкладывать под правителя своих женщин, и, пока тот воюет, женщина воспитывала ребёнка в иудейской вере. Дети выростали, убивали отцов, и меняли веру своего народа на удобную именно иудеям ( любую, основанную на ТОРЕ).
Крайне показательно, как скрывается в сети происхождение отца… Читать далее
Что было бы, если бы Россия приняла Ислам или Католицизм?
Эксперт в религиоведении, старший преподаватель кафедры философии религии и рели…
Прекрасный вопрос, уважаемый Артем! Понятия не имею, но могу указать ряд интересных исторических точек.
На территории современной России в свое время располагалась Волжская Булгария (на территории современных Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии). Это замечательное государство приняло ислам, по преданию, 21 мая 922 года, так что возникает вопрос – считать ли его территориальной предтечей в том числе и современной России, ведь Волжская Булгария существовала на ее современной территории.
Про католицизм еще интереснее: так, первым христианским епископом, судя по всему, побывавшим на Руси, стал вполне себе католик – Адальберт Магдебургский, первый магдебургский архиепископ (в 959 году русская княгиня Ольга послала Оттону I просьбу прислать на Русь епископа для проповеди христианства, вот к нам Адальберт и съездил, правда ненадолго).
Потом, опять же, Россия приняла католицизм – только вот ненадолго: 5 июля 1439 года митрополит Киевский и всея Руси Исидор, будучи на Ферраро-Флорентийском соборе, подписался под т.н. “Флорентийской унией” (она состояла в признании нововведений Римской церкви, имеющими основание в св. Писании и св. Предании, то есть правомочными, но с оговоркой, что Восточные церкви, признавая правильным всё содержание вероучения Римской церкви, не станут вводить у себя латинские литургические и церковные обычаи). 19 марта 1441 года Исидор приехал в Москву и во время архиерейского богослужения в Успенском соборе помянул предстоятелей в соответствии с порядком церковной пентархии — начиная от тогдашнего папы Римского Евгения IV. Затем Исидор прочёл с амвона Соборное Определение Ферраро-Флорентийского собора. Через три дня он был взят под стражу по указу великого князя и заключён в Чудов монастырь. Осуждён на соборе русского духовенства, впрочем, в сентябре 1441 года, очевидно с ведома Василия II, бежал в Тверь и далее на Запад.
К моему исследовательскому сожалению, сложно сказать, во что все это превратилось бы сегодня. Но исторические основания были… тем не менее, история в итоге пошла по другому пути.
Как вы относитесь к Владимиру Святославичу и принятию им христианства?
Сложно как-то относиться к таким далёким личностям, обросшими кучей домыслов и легенд.
По сути, я считаю его смекалистым человеком. Выбрал самую приемлемую религию с точки зрения власти: 1) никакой Папа римский не стоит над тобой, царь-глава 2)сотрудничество с Византией 3) единая религия объединяет народ.
Власть – твоя, народ – твой, что ещё надо для счастья?
Что касательно взгляда с моей колокольни, то без религий нельзя (я атеист, на заметку). Я бы предпочла, чтобы в моей стране главенствовал протестантизм. Но и в православии есть свои плюсы.
Что касательно христианства в целом – мне как женщине комфортней в христианских странах, нежели мусульманских.
Почему евреи (иудеи) считают Христа и Будду вымышленными (как египетских, греческих и индейских Богов), а Пророка Мухаммеда называют своим злейшим врагом?
Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных…
В иудаизме нет централизованного теологического авторитета, как, например, у католиков, поэтому каждый раввин может выразить своё особенное отношение ко многим темам, в том числе значительно более важным, чем отношение к деятелям других религий.
В связи с этим в иудаизме можно найти весь спектр отношений к Будде, Иисусу Христу и Магомету – от полного неприятия до признания их миссии как благой.
Например, в 12 веке был такой йеменский раввин Нетан’эль аль-Фаюми: он признавал Магомета истинным пророком, который послан арабам (но не евреям).
Ну а в отношении к учению Будды есть целое направление, которое называется джубу или буджу (сокращение от евреи-буддисты или буддисты-евреи). Некоторые из них вообще пытаются сочетать иудаизм и буддизм, как, например, дзен-раввин 20 века Алан Лью (Alan Lew).
Подробнее см. “Иудаизм и комплементаризм”.
Убедитесь в своих убеждениях
Прочитать ещё 27 ответов
Выбор веры князем Владимиром
Как известно, в древности именно религия играла важнейшую роль в формировании культуры той или иной страны, была одним из рычагов государственной власти и влияла на все сферы жизни. Для Древней Руси такой религией стало православное христианство, принятое в 988 году. В этой статье я попытаюсь ответить на данный вопрос.
Почему языческой Руси понадобилось принимать монотеистическую (с единым Богом) веру? Дело в том, что князь Владимир Святославич продолжал дело своих предшественников по объединению Древней Руси. Однако было важное препятствие к этому – каждое племя, поклоняющееся языческим богам, имело разные социальные нормы и идеологию, а жрецы-язычники практически не подчинялись князю.
Так выглядело языческое капище
Нужна была единая религия для всего государства, которая стала бы мощным объединяющим фактором и сделала бы церковь опорой княжеской власти.
Согласно «Повести Временных лет», в 986 году князь Владимир провёл «испытание вер». Прибыли послы, предлагающие Киевской Руси принять разные религии:
1) Послы из Волжской Булгарии предлагали принять ислам. Владимир отказался, поскольку его не устраивали отказ от алкоголя и церемония обрезания.
2) Хазарские иудеи убеждали князя перейти в иудаизм. Поскольку хазары в тот момент не имели собственной земли, князь счёл, что их оставил Бог и отверг предложенную ими религию.
3) Посланники Папы Римского хотели, чтобы Русь приняла католицизм. Однако князь Владимир был против, сославшись на то, что его предки отказались от этой религии (имеется в виду безуспешный визит католического миссионера Адальберта на Русь в 961 году).
4) Византийский посол выступал за переход древнерусских племён в православное христианство.
Почему же из всех вариантов Владимир Святославич выбрал именно православную веру? Можно назвать следующие причины:
- Военный, политический и экономический союз с Византией был выгоден для Киевской Руси. Поскольку при Святославе русско-византийские отношения ухудшились и были неравноправными, нужно было их восстанавливать. В 987 году сложилась удачная ситуация – Константинополь просил у Киева о помощи в подавлении восстания Варды Фоки. Взамен Владимир попросил руки царевны Анны, но получил встречное условие – он должен был принять христианство.
Крещение князя Владимира (картина В.Васнецова)
- В 957 году первой из русских правителей приняла крещение княгиня Ольга (она приходилась Владимиру бабушкой). Более того, в то время в Киеве уже существовала небольшая христианская община. Принимали православие многие русские торговцы (купцам-христианам византийцы предоставляли более выгодные условия), а также русские дружинники, служившие у византийского императора. Соответственно, христианство к 988 году было уже не чуждой для Руси религией.
- Православные обычаи и культурные нормы были ближе Киевской Руси, чем нормы других предложенных религий. К тому же, католиков, мусульман и иудеев среди русских в тот момент практически не было.
Крещение Руси
На мой взгляд, все дороги вели Древнюю Русь к принятию христианства, а другие варианты фактически не являлись достойной альтернативой. Не все были довольны свержением языческих богов с их пьедестала – неслучайно у нас сохранились некоторые языческие праздники и обычаи (к примеру, Масленица). Тем не менее, дальнейшая история России показала, что Владимир Святославич сделал правильный выбор, который благотворно сказался на развитии русской государственности и культуры.