По мысли аристотеля правление большинства в интересах общей пользы

По мысли аристотеля правление большинства в интересах общей пользы thumbnail

а) первое, высшее место в мире

б) среднее положение между миром богов и духов

в) низшее положение

10. Согласно представления философии древней Индии положение каждого социального слоя символизировал определенный цвет . Соотнесите цвет и социальное положение:

а) землевладельцы и скотоводы – вайшья

б) слуги – шудры

в) мудрецы – брахманы

г) воины, правители – кшатрии

1) белый цвет благости и святости

2) красный цвет – цвет власти

3) желтый цвет – цвет трудолюбия

4) черный цвет – цвет невежества

11. Закончите определение: «В древнеиндийской философии учение о чвечном круговороте жизни и законе воздаяния – это …»:

а) «йога» б) «дао» в) карма

12. В представлениях древних китайцев человек:

а) занимает срединное положение в мире

б) должен следовать естественному ходу вещей

в) тесно связан с природой

г) все перечисленное выше

Что означает понятие «дао»?

а) эквивалент бога

б) свод законов и норм поведения человека на Востоке

в) установленный миропорядок, находящийся в пути, движении, изменении

14. Назовите положения, которые характерны для конфуцианства:

а) гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми

б) высшей ценностью считался индивид

в) необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет

г) государство – большая семья, где государь и «сын Неба», и «отец и мать народа»

15. Платон считал идеальным государственным устройством:

а) демократию б) тиранию в) аристократию

Какие взгляды на общественное устройство развивал Платон? Какие – Аристотель?

1) создал учение об идеальном справедливом государстве, в котором правят философе

2) считал, что индивидуальное должно быть подчинено всеобщему

3) не отрицал частную собственность

4) разделил людей в обществе на три группы: мудрецы, воины, крестьяне и ремесленники

5) считал, что государству предшествует семья

6) считал, что опорой государства должны быть средние слои общества

7) не признавал рабов гражданами государства

8) наилучшей формой правления считал «политию»

Платон — ? Аристотель — ?

Какие высказывания принадлежат Аристотелю?

а) «… всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого – то блага …»

б) «… пока в государствах не будут царствовать философы … государствам не избавиться от зол …»

в) «… средний вид государственного строя наилучший, ибо только он не ведет к внутренним распрям …»

18. По мысли Аристотеля, правление большинства в интересах общей пользы – это:

а) аристократия б) демократия в) полития

Что такое «общественный договор»?

а) переход общества от естественного состояния к «гражданскому обществу»

б) юридическое определение процедуры заключения международных соглашений

в) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми

Кто из мыслителей развивал теорию «общественного договора»?

а) А. Смит, Р. Оуэн, Т. Гоббс

б) т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо

в) А. Сен-Симон, Ш. Фурье, р. Оуэн

Кто внес наиболее существенный вклад в теорию разделения законодательной, исполнительной и судебной власти?

а) Т. Гоббс б) Т. Мор в) Ш. Монтескье

Как назывался трактат Т. Гоббса о государстве?

а) «Государство»

б) «Об общественном договоре»

в) «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

23. Какие взгляды на общественный договор высказывал Т. Гоббс, какие –

Дж. Локк?

1) причиной перехода к гражданскому обществу считал необходимость защиты естественных прав человека

2) естественное состояние общества характеризовал как «войну всех против всех»

3) причиной перехода к гражданскому обществу определял стремление установить мир

4) правительство, не соблюдающее «общественный договор», незаконно, что дает право гражданам на его смещение (но не в революционных формах)

5) идеалом государственного устройства после заключения общественного договора считал неограниченную власть монарха

6) являлся сторонником ограниченной монархии, полагал, что государство должно следовать законам

7) утверждал, что личность обладает естественными и неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу, собственность

8) считал, что народ, заключив общественный договор, не может и не должен претендовать на ограничение власти монарха, что воля монарха – высший закон

Т. Гоббс — ? Дж. Локк — ?

Кто автор книги «Об общественном договоре»?

а) Дж. Локк б) Ж.Ж. Руссо в) А. Смит

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2020;
проверки требует 1 правка.

Политика (греч. Πολιτικά) — Трактат Аристотеля о государстве, содержащий начала социальной и политической философии. Трактат написан в последние годы (335—322 до н. э.) жизни Аристотеля в Афинах, попавших под влияние Македонии[1]. В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей.
Отмечают, что конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель в «Политике», — теоретическое построение идеального полиса[2].

Читайте также:  Малина с молоком польза или вред

Содержание[править | править код]

Книга 1[править | править код]

Аристотель определяет государство (греч. πόλις) как общину (греч. κοινωνία)[3], организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье (греч. οἰκία) — общению, естественным путём возникшему для удовлетворения повседневных надобностей (с. 377, 1252b). Семьи, объединённые в селения (греч. κώμη), составляют неотъемлемую часть государства (с. 380, 401). Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху (с. 386). В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим (с. 379, греч. πολιτικὸν ζῷον — 1253a).

Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности» (с. 389), прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться» (с. 389). Домохозяйство (греч. Οικονομικά — экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления (с. 398).

Книга 2[править | править код]

Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота» (с. 406). По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение» (с. 417).

Книга 3[править | править код]

Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7й книге — и крестьянам (с. 604). По количеству граждан в государстве он различал три «правильные» (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления (с. 457):

  • Царская власть (монархия) — форма правления, при которой власть принадлежит одному правителю, получающему её по наследству, или же к власти приходит избранник, как в рассмотренной Аристотелем Спарте. Извращением царской власти является тирания.
  • Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоду состоятельных граждан).
  • Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются за собственный счёт. Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоду неимущих, то есть нищих). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии (с. 502).[источник не указан 787 дней]Ошибка?: некорректно задана дата установки

Книга 4[править | править код]

Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство (с. 493):

  • Народ — крестьяне, производящие продукты питания;
  • Ремесленники — создают орудия труда;
  • Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров;
  • Чиновники — рационально управляют государством;
  • Военные — защищают государство.

Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть способствовать благоденствию «граждан, обладающих собственностью средней, но достаточной» (с. 508). Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:

  • Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней;
  • Должностной орган;
  • Судебный орган.

Книга 5[править | править код]

Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения» (с. 532), личные противоречия в среде правящего класса (с. 533), а также демагогию, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном (с. 537). Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения» (с. 545), а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.

Книга 6[править | править код]

Аристотель анализирует различие между демократией и олигархией.

Книга 7[править | править код]

Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества (с. 601).

Высшим благом Аристотель называет счастье. Задачами государства являются:

  • Обеспечение пропитанием;
  • Обеспечение комфорта;
  • Защита;
  • Достаток;
  • Религиозный культ;
  • Справедливость.

Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства.

Книга 8[править | править код]

Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет, сам государственный строй терпит ущерб» (с. 628). Существует четыре основных обучающих предмета (c. 630):

  • Грамматика;
  • Гимнастика;
  • Музыка;
  • Рисование.

Литература[править | править код]

  • Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х томах. М., Мысль, 1983. Т.4. Перевод С. А. Жебелева

Ссылки[править | править код]

  • Политика на языке оригинала

Источник

         
    «Средний» элемент Аристотель ищет среди
    тех классов граждан, которые принадлежат
    к свободным и которые одни образуют государство
    в аристотелевском смысле слова. «В каждом
    государстве, – поясняет Аристотель, – мы
    встречаем три части граждан; очень зажиточные,
    крайне неимущие и третьи, стоящие в середине
    между теми и другими… очевидно… средний
    достаток из всех благ всего лучше». И
    Аристотель находит, что государство,
    состоящее из «средних» людей, будет иметь
    и наилучший государственный строй, а
    составляющие его граждане будут в наибольшей
    безопасности. Они не стремятся к чужому
    добру, как бедняки, а другие люди не посягают
    на то, что этим «средним» принадлежит. 

         
    Критерием для определения правильных
    форм государственного строя Аристотель
    признает способность формы правления
    служить делу общественной пользы. Если
    правители руководствуются общественной
    пользой, то, согласно Аристотелю, такие
    формы государственного устроения, независимо
    от того, правит ли один, или немногие,
    или большинство, – формы правильные, а
    те формы, при которых правящие имеют в
    виду личные интересы – или одного лица,
    или немногих, или большинства, – являются
    формами, отклоняющимися от нормальных.
    Поэтому, согласно теории Аристотеля,
    возможны всего шесть форм государственного
    строя: три правильные и три неправильные.
    Из форм правления, имеющих в виду общую
    пользу, правильны: 

    · монархия (или 
    царская власть) – правление одного, 

    · аристократия
    – правление немногих, но более одного,
    и 

    · полития – правление 
    большинства. 

         
    Монархия – тот вид единодержавия, который
    имеет целью общую пользу. Аристократия
    – правление немногих, при котором правящие
    – «лучшие» – также имеют в виду высшее
    благо государства и входящих в него элементов.
    Наконец, полития – правление, когда в интересах
    общей пользы правит большинство. Но высшая
    степень добродетели для большинства
    может проявляться в народной массе в
    отношении к военной доблести. Поэтому
    в политии высшей верховной властью пользуются
    лица, имеющие право владеет оружием.

         
    Согласно Аристотелю, монархия – первоначальная
    и самая божественная из всех форм государственного
    строя. Если она не звук пустой, а существует
    реально, то она может основываться только
    на высоком превосходстве монарха. По-видимому,
    однако, наибольшие симпатии Аристотеля
    склонялись на сторону политии. Именно
    в политии достижим тот строй, при котором
    власть находится в руках «среднего элемента»
    общества, так как в политии руководящей
    силой общества может стать и становится
    элемент, находящийся между противоположными
    полюсами чрезмерного богатства и крайней
    бедности. Люди, принадлежащие обоим этим
    полюсам, не способны повиноваться доводам
    разума: трудно следовать за этими доводами
    человеку сверхпрекрасному, сверхсильному,
    сверхъзнатному, сверхбогатому, или, наоборот,
    человеку сверхбедному, сверхслабому,
    сверхнизкому по своему политическому
    положению Люди первой категории чаще
    всего становятся наглецами и крупными
    мерзавцами; люди второй категории – подлецами
    и мелкими мерзавцами. Люди сверхбогатые
    не способны и не желают подчиняться; люди
    слишком бедные живут униженно, не способны
    властвовать, а подчиняться умеют только
    той власти, которая проявляется у господ
    над рабами. В результате вместо государства
    из свободных людей получается государство,
    состоящее из господ и рабов, или государство,
    где одни полны зависти, другие – презрения.

         
    Напротив, в правильно устроенном государстве,
    кроме власти господствующих классов
    над рабами, должно существовать правильное
    господство одних свободных над другими
    и правильное подчинение вторых первым.
    Поэтому, человек сам, должен научиться
    повиновению, прежде чем он научится повелевать
    и властвовать. Проявлять государственную
    власть правитель должен научиться, пройдя
    сам школу подчинения; нельзя хорошо начальствовать,
    не научившись повиноваться. Именно в
    политии это двойное умение повелевать
    и повиноваться достигается всего лучше

         
    Но все правильные формы государственного
    устройства могут при известных условиях
    отклоняться и вырождаться в неправильные.
    Таких – неправильных – форм существует
    три: 

    · тирания 

    · олигархия 

    · демократия 

         
    При этом тирания – в сущности та же монархическая
    власть, но имеющая в виду интересы одного
    лишь правителя; олигархия отстаивает
    и соблюдает интересы зажиточных «классов»,
    а демократия – интересы неимущих «классов»
    Одинаковой чертой всех форм Аристотель
    считает то, что ни одна из них не имеет
    в виду общей пользы. Тирания – наихудшая
    из форм государственного строя и всего
    дальше отстоит от его сущности. Тирания
    – безответственная власть монарха, не
    направленная на защиту интересов подданных;
    она всегда возникает против их желания;
    никто из свободных людей не согласится
    добровольно подчиняться такого рода
    власти. Тираны – враги всех нравственно-благородных
    людей, опасных для их господства: люди
    нравственно-благородные, поскольку они
    не претендуют на деспотическую власть
    и в силу этого пользуются доверием, как
    в своей среде, так и среди других, не станут
    заниматься доносами ни на своих, ни на
    чужих. Тиран стремится вселить малодушное
    настроение в своих подданных, поселить
    среди них взаимное недоверие и лишить
    их политической энергии.

         
    Олигархия – вырожденная форма аристократии.
    Это своекорыстное господство меньшинства,
    состоящего из богатых. Демократия – такая
    же своекорыстная форма господства большинства,
    состоящего из бедных. По мнению Аристотеля,
    все эти три формы государственного строения,
    вообще говоря, ошибочны. 
     
     

    Заключение. 

         
    В заключении мне хотелось бы сделать
    выводы:

         
    В «Метафизике» Аристотель считал самоочевидным,
    что «исследование начал умозаключения…есть
    дело философа, т.е. того, кто изучает всякую
    сущность вообще, какова она от при-роды,-
    это ясно». Там же Аристотель пишет: «Мудрость
    есть некоторая наука о началах». Для последующей
    истории развития мысли важно то, что эти
    начала – не только чисто рациональные,
    логические конструкты, но и исходное
    бытие, они обосновывают сами себя. Эти
    начала – пределы мысли и реальности одновременно.
    Исходное бытие «истинно через само себя».
    Тем самым эти начала суть исходные принципы,
    определения бытия, совпадение сущности
    и существования.

         
    Аристотель различает два уровня философии.
    Первая философия занимается вопросами
    бытия как такового, бытия вообще, тогда
    как вторая философия, или физика, исследует
    бытие сущего, причастного к движению.
    Проблема соотношения первой и второй
    философии, как показала дальнейшая история
    мысли, не проста. Эти идеи оказали влияние
    на характер последующего развития философской
    мысли, особенно в Новое время.

          
    Античная философия в эпоху Сократа, Платона
    и Аристотеля получает свое наивысшее,
    классическое развитие. Это этап расцвета
    греческого типа философии, наиболее полная
    реализация конструктивных возможностей
    спекулятивного разума.

         
    Итак, эволюция философской мысли приводит
    к актуализации проблем, касающихся природы
    бытия и познания, усложнению постановки
    вопросов и их решений, характера их взаимодействия.
    Расширяется проблемное поле философии.
    Характерно, что греческая философская
    мысль развивалась под влиянием осмысления
    не только и не столько социальной политики,
    сколько противоречий логического характера,
    осознания несовпадения явления и сущности,
    знания и мнения.

         
    Философия возникает лишь тогда, когда
    появляется личность, способная и имеющая
    возможность выйти за пределы непосредственно
    необходимого и задуматься свободно над
    непрактичными, но необходимыми для развития
    личности проблемами. Вот почему великие
    философы древности – Конфуций, Лао-Цзы,
    Сократ, Платон, Аристотель – не только
    носители тех или иных истин, но и воплощение
    мудрости и личностного начала.

         
    В лоне философии появились первые ростки
    математики и физики, астрономии и медицины,
    истории и биологии. Но как философия способствовала
    появлению элементов научного знания,
    так и сами научные концепции оказали
    пользу философскому мышлению, выступая
    питательной средой для осмысления бытия.

         
    Человек – всегда тайна не только для других,
    но и для себя. Поэтому бытие человека
    включает в себя стремление познать себя.
    Познавая внешний мир, других людей. Человек
    познает себя. Отношение человека к другим,
    Космосу характеризует в первую очередь
    самого познающего человека, его интенции,
    ценностные установки и убеждения. В определенном
    смысле человек – центр бытия, что и подчеркнули
    греки, предложившие максиму «Человек
    есть мера всех вещей».

    Аристотель 
    подвел итог развитию философской мысли
    с ее начала в Древней Греции и до Платона
    включительно, он создал дифференцированную
    систему знания, освоение которой продолжалось
    свыше полутора тысяч лет. Именно Аристотелю
    принадлежит систематизация знаний, основанная
    на двух принципах – предметном и целевом.
    Он делит науки на три большие группы:
    теоретические, которые имеют целью само
    знание и делятся первую философию, физику
    и математику; практические, цель которых
    – руководство человеческим поведением
    и в число которых входят этика, экономика
    и политика, и творческие, имеющие назначением
    постижение пользы и осуществление прекрасного:
    поэтика, риторика и искусство. Различные
    части и темы этой совокупности античных
    знаний разрабатываются после смерти
    Аристотеля в его школе – Ликее.

         
    Если бы человечество не опиралось на
    тысячелетиями накопленный опыт, не черпало
    крупицы знаний и не впитывало их, как
    дерево которое вбирает в себя соки исходящие
    от корней, оно бы давно засохло и ушло
    в небытие. Поэтому, для того что бы наше
    общество могло успешно идти дальше по
    длинной дороге развития цивилизации
    и не сойти с пути – необходимо пользоваться
    достижениями прошлых поколений, учитывать
    и исправлять их заблуждения и при этом
    постоянно стремится вперед, только вперед,
    не останавливаясь и постоянно ища правильный.
    Только тогда Мы сможем гордо именоваться
    «ЧЕЛОВЕКОМ МЫСЛЯЩИМ». 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список 
    литературы: 

    1. Аристотель.
    Политика. Пер. С. А. Жебелева. М.,
    1911. 

    2. Асмус В.Ф. 
    Античная философия. М. 1976. 

    3. Кечекьян 
    С. Ф. Учение Аристотеля о государстве
    и праве М. Наука, 1947 

    4. Лосев А. 
    Ф. Критика платонизма у. Аристотеля.
    М., 1929. 

    5. Рассел Б. 
    История западноевропейской философии. 
    Р/Д, 1998. 

    6. Чанышев 
    А.Н. Курс лекций по древней 
    философии: Учеб. пособие для филос. 
    фак. и отделений ун-тов. – М.: Высш.
    школа, 1981

Читайте также:  Какая польза от натурального кофе

Источник