По мнению римских юристов гражданское право направлено на пользу лиц

Юриспруденция как самостоятельная наука и отрасль знания возникла в Древнем Риме.
В Древнем Риме вначале правом занимались понтифики (одна из коллегий жрецов). Основателем светской юриспруденции считается вольноотпущенник Гней Флавий. По преданию, он похитил у Аппия Клавдия Цека и опубликовал сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе. Совокупность этих формул стала называться цивильным правом Флавия. В начале II в. до н.э. Секст Элий Пет, видный государственный деятель, дополнил сборник Флавия новыми исковыми формулами.
В 253 г. до н.э. понтифик Тиберий Корунканий начал публично разбирать и комментировать правовые вопросы, что положило начало обучению праву.
В середине II в. до н.э. значительный вклад в развитие юриспруденции, особенно гражданского права, внесли Марк Манилий, Гай Муций Сцевола и Марк Юний Брут. Первый комментарий к преторскому эдикту написал консул Сервий Сульпиций Руф (51 до н.э.).
Деятельность юристов по разрешению правовых вопросов включала:
- (1) ответы на юридические вопросы частных лиц;
- (2) сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок;
- (3) сообщение формул для ведения дела в суде.
Римская юриспруденция достигла расцвета в последний период республики и в первые два с половиной века империи. В III в. н.э. на отдельные положения юристов-классиков ссылались как на текст самого закона.
Со второй половины III в. намечается упадок римской юриспруденции. Юристы утрачивают право выступать от имени императора, а император Диоклетиан прекратил их правотворческую деятельность. Но авторитет юристов классического периода сохранился.
Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II—III вв.), Павел (170—228), Ульпиан (ок. 150—212) и Модестин (II—III вв.).
Специальным законом Валентиниана III (426) «О цитировании юристов» высказываниям этих пяти юристов была придана законная сила.
Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus juris civilis), которая включала:
- (1) Институции — освещение основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы «Институции» Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана);
- (2) Дигесты (или Пандекты) — собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (с I в. до н.э. по IV в. н.э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест;
- (3) Кодекс Юстиниана — собрание императорских конституций.
Руководил всей этой большой кодификационной работой, в том
числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан (500—542). Следует иметь в виду, что собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации Юстиниана выдающееся место в истории права.
На ранней стадии развития древнеримской правовой мысли право, согласно господствовавшим религиозным представлениям, выступало как нечто богоданное (теономное) и обозначалось термином fas. Светское, человеческое право в дальнейшем получило наименование jus, под которым стали понимать право вообще. Это все то, что в последующей истории правовых учений стали называть позитивным (или положительным) правом. Но в самой римской юриспруденции не было понятия позитивного права. Действующее право римские юристы рассматривали как естественное право.
Это обстоятельство отчетливо проявляется в различных классификациях и определениях права, даваемых римскими юристами. Так, Ульпиан в своем ставшем классическим делении всего права на публичное (право, которое «относится к положению Римского государства») и частное (право, которое «относится к пользе отдельных лиц») отмечал, что, в свою очередь, «частное право делится на три части, ибо оно составлено из естественных предписаний, из (предписаний) народов, или (предписаний) цивильных». Названные «части» — это не изолированные и автономные разделы права, а скорее взаимодействующие и взаимовлияющие компоненты и свойства, теоретически выделяемые в структуре реально действующего права в целом.
Взаимопроникновение различных составных моментов («частей») права, невозможность их «чистого» выделения из права в целом и резкого обособления подчеркивал и сам Ульпиан:
Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, т.е. цивильное. Следовательно, наше право является или писаным или неписаным, как у греков; из законов одни написаны, другие не написаны.
Таким образом, естественное право включает цивильное право и право народов.
Включение римскими юристами естественного права в совокупный объем понятия права вообще со всеми вытекающими отсюда последствиями соответствовало их исходным представлениям о праве как справедливом явлении. Юстиция — это «правда, справедливость».
В целом для правопонимания древнеримских юристов характерно постоянное стремление подчеркнуть не только аксиологические (ценностные) черты права, но и присущие понятию права качества необходимости и долженствования. Причем оба эти аспекта тесно связаны в определенное единство справедливого права.
Эти требования, согласно воззрениям древнеримских юристов, распространяются на все источники права, в том числе и на закон (lex). Отсюда и характерное для многих определений закона, даваемых римскими юристами, подчеркивание ценностно-содержательного, идеально-должного, необходимо-разумного и общезначимого свойства закона (а не просто его формально-процедурная дефиниция в качестве принудительного акта определенного органа).
Так, Папиниан дает следующее определение закона:
Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства.
На более абстрактном языке последующего времени можно сказать, что в приведенном определении закона затрагиваются, в частности, такие его черты, как его общеимперативность, разумность, социальность (антикриминальность), общегосударственный характер (и в смысле наделенности закона государственной защитой, и в смысле обязанности соблюдения закона и его святости для самого государства).
Аналогичные характеристики закона содержатся и у Марциана:
Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть мысль (изобретение) и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, совершаемых как по воле, так и помимо воли, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней.
Деятельность римских юристов имела не только практическое, но и далеко идущее общетеоретическое значение. Они следовали правилу «Всякое определение опасно» и добивались филигранной отработки дефиниций.
Характерна позиция Павла: «Правило — краткое выражение того, что есть; не из правила выводится право, а из существующего права — правило».
Ульпиан в «Комментарии к преторскому эдикту», подчеркивает:
Изучающему права надо, прежде всего, узнать, откуда происходит слово jus (право); оно получило свое название от justitia (правда, справедливость), ибо, как превосходно определяет Цельс, право есть ars (искусство, практически реализуемое знание и умение) boni (добра) и aequi (равенства и справедливости).
Он дает свои определения юриспруденции как «познания дел божеских и человеческих, знание праведного и неправедного» и справедливости как «постоянной и длительной воли воздавать каждому его право[1].
Важным достижением римской юридической мысли является деление права на публичное и частное.
В области публичного права римские юристы разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятия власти (Крепит), гражданства и ряд других институтов государственного и административного права.
Весьма характерно размежевание римских юристов, принадлежащих к двум школам — сабинианцев и прокульянцев. Сабинианцы были сторонниками принципата. Прокулъянцы — противниками. В противоположность большинству прокульянцы не разделяли презрительного отношения к труду. Различное отношение к труду обнаружилось в юридическом споре о том, кто является собственником вещи, изготовленной из материала, принадлежащего другому лицу. Сабинианцы, исходя из того, что первенство принадлежит материи, а не форме, решали этот спор в пользу собственника материала. Прокульянцы же считали, что материя приобретает форму в результате человеческого труда. Поэтому собственником вещи должен быть тот, кто приложил труд для переработки материала.
При переходе от республики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правового оформления режима цезаризма и обоснования претензий императоров на законодательную власть. Так, Гай заявляет, что никогда не было сомнения в праве императоров издавать конституции, которым придавалась сила закона, так как сам император получил свои полномочия в силу закона. Законную силу императорских распоряжений отстаивали Гай и Ульпиан. «Принцепс свободен от соблюдения законов»; «что угодно принцепсу, то имеет силу закона», — утверждал Ульпиан.
Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права, и прежде всего цивильного права. Юрист Гай трактовал цивильное право как право, установленное (письменно или устно) у того или иного народа (например, у римлян, греков и т.д.). Право же римского народа, отмечает Гай, «состоит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, конституций принцепсов, эдиктов тех, кто имеют право издавать эдикты, и ответов юристов»[2]. В своих «Институциях» он дает разъяснение каждому из названных источников римского права.
В качестве источника «дополнения и исправления цивильного права» характеризуется им преторское право. В этом же духе Марци- ан называл преторское право «живым голосом цивильного права».
В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т.д. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиций защиты интересов частного собственника.
Объектом собственности наряду с животными и другими вещами являются, согласно римскому праву и учению юристов, также и рабы.
Право народов, как его понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с неримлянами (перегринами). В своей значительной части это право народов создавалось под влиянием эдиктов магистратов, обладавших правом юрисдикции в отношении Перегринов, а также императорских конституций и правотворческой деятельности юристов. Все это обеспечило взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и права народов, превращение последнего в такую ветвь римского права, которая защищала политические позиции римского государства и частные интересы римлян в их отношениях с неримскими народами и отдельными лицами.
О круге вопросов, подпадавших под действие права народов, Гермогениан писал:
Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ, полей, построение зданий, учреждены торговля, купля-продажа, наймы, обязательства, за исключением тех, которые были введены цивильным правом.
Право народов содержало ряд норм международно-правового характера (сам термин «международное право» у римлян отсутствует). Согласно праву народов, море является «общим для всех». Понятие «враги» используется у Гая и Помпония для обозначения лишь тех, кому римлянами публично объявлена война или кто сам публично объявил войну римлянам. Противник же в необъявленной войне — это «разбойники или грабители». Запрещались все сделки с врагами. Павел подчеркивал, что не дозволяется под страхом смертной казни продавать врагам камни, служащие для точки железа, так же как железо, зерно и соль. Захваченный римлянами враг терял свою правоспособность и становился рабом. Но послы были неприкосновенны. Так, Помпоний писал:
Если кто-нибудь ударит посла врагов, то это действие признается противоречащим праву народов, ибо послы считались святыми. И потому, если у нас были послы какого-либо народа и им была объявлена война, то они остаются свободными, ибо это соответствует праву народов.
12. УЧЕНИЕ РИМСКИХ ЮРИСТОВ О ПРАВЕ
В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Около 300 г. до н. э. юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции согласно преданию связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе. В начале II в. до н. э. Секст Элий Пет, видный государственный деятель, дополнил сборник Флавия новыми исковыми формулами. Он опубликовал и другую книгу, в которой соединил Законы XII таблиц с комментариями юристов и вековыми формулами. В середине II в. до н. э. значительный вклад в развитие юриспруденции, особенно гражданского права, внесли М. Манилий, П. Муций Сцевола и М. Юний Врут. Первый комментарий к преторскому эдикту написал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 г. до н. э.). Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II–III вв.), Павел вв.), Ульпиан вв.) и Модестин вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана.
Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права, и прежде всего цивильного права. Юрист Гай трактовал цивильное право как право, установленное у того или иного народа (например, у римлян, греков и т. д.). Эта трактовка дополняется у Папиниана указанием источников цивильного права – законов, плебисцитов сенатускон-сультов, декретов принцепсов, положений ученых юристов. В качестве источника «дополнения и исправления цивильного права» характеризуется им претор-ское право. В этом же духе Марциан называл претор-ское право «живым голосом цивильного права».
В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т. д. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиций защиты интересов частного собственника. Объектом собственности наряду с животными и другими вещами являются согласно римскому праву и учению юристов также и рабы. Право народов, как его понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с неримлянами (перегринами). В своей значительной части это право народов создавалось под влиянием эдиктов магистратов, обладавших правом юрисдикции в отношении перегринов, а также императорских конституций и правотворческой деятельности юристов. Все это обеспечило взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и права народов, превращение последнего в такую ветвь римского права, которая защищала политические позиции римского государства и частные интересы римлян в их отношениях с неримскими народами и отдельными лицами. Право народов содержало целый ряд норм международно-правового характера. Согласно праву народов море является «общим для всех». Понятие «враги» используется у Гая и Помпония для обозначения лишь тех, кому римлянами публично объявлена война или кто сам публично объявил войну римлянам.
Творчество римских юристов оказало большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции, так и той ролью, которая выпала на долю римского права (процесс его рецепции и т. д.) в дальнейшей истории права.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
ГЛАВА II
Происхождение рабства по мнению римских юристов
Трудно поверить, что рабство обязано своим происхождением чувству сострадания и что оно было установлено по следующим трем причинам.Международное право сделало пленников рабами для того, чтобы их перестали
2. Семья при отцовском праве и материнском праве
Лучший способ рассмотреть первую проблему — как устройство семьи в том или ином обществе влияет на особенности «семейного комплекса» — подойти к вопросу эмпирически, проследить формирование комплекса в жизни типичной
10. УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены
15. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание
42. УЧЕНИЕ ЛОККА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
Джон Локк (1632–1704) выступил идеологом социального компромисса в Англии. Свое политико-юридическое учение он изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).Дж. Локк занял позицию тех общественных групп, которые
58. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724–1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма – идейной платформы класса буржуа, выделившихся из конгломерата третьего
60. УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
Проблемы государства и права находились в центре внимания Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831)на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе
74. НЕОКАНТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ. Р. ШТАММЛЕР
Традиционные для немецкой политико-юридической мысли усилия построить научное знание о праве, опираясь на философию, предпринял Рудольф Штаммлер (1856–1938). Перу Штаммлера принадлежит ряд произведений теоретико-правового
§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве
Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).Нидерланды[24] XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной
§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве
В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля.Среди защитников королевской власти был английский философ, теоретик естественного права Томас Гоббс (1588—1679). В
§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве
Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689—1755). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе “Персидские письма”, а также в историческом очерке
§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве
Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в
§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве
Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский
§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве
Юридический позитивизм соответствовал повседневным правовым интересам развивающегося гражданского общества, но не отвечал на ряд острых социальных проблем. Вне поля юридического позитивизма оставались противоречия и
§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича
Теоретик права и государства Габриэль Феликсович Шершеневич (1863—1912) был профессором Казанского университета, а с 1906 по 1911 г. преподавал гражданское право в Московском университете. Ему принадлежит ряд крупных