Плавание в бассейне ребенка польза и вред
Бассейн пользуется большой популярностью как у взрослых, так и у деток. С помощью плавания можно укрепить тело и здоровье, если подходить к занятиям в бассейне с умом. Одним родителям кажется, что это наилучшая физическая нагрузка для ребенка, другие сомневаются и переживают о простудах и других возможных проблемах. Давайте разберем, чем полезен бассейн для детей дошкольного и школьного возраста, а также бывает ли вред от плавания.
В чем польза?
В наши дни плавание выбирают для своих детей многие родители, ведь такой вид спорта полезен для здоровья и физического развития в целом. Рассмотрим основные плюсы бассейна для детей.
- Во время плавания отсутствует осевая нагрузка на суставы и позвоночник, ведь тело располагается горизонтально. Это особенно актуально в детском возрасте, когда важно не допустить вредного воздействия на растущий организм. Силовые тренировки детям противопоказаны, а школьной физкультуры зачастую недостаточно для укрепления мышц, связок и сухожилий. При этом занятия в бассейне считаются отличным вариантом спорта для детей.
- Для плавания отсутствуют возрастные ограничения. Бассейн будет полезен как для самых маленьких деток, так и для детей школьного возраста. Существуют группы грудничкового плавания, в которых младенцы занимаются вместе с мамами. Дети до 3 лет обязательно посещают бассейн с родителями, а с 4-5 лет в большинстве бассейнов набираются группы дошкольников, которых тренеры учат правильно плавать. С 7-8 лет ребенок уже может посещать спортивную школу и начать заниматься плаванием профессионально.
- Плавание – это отличная аэробная нагрузка. Во время занятий в бассейне активизируется кровоток, улучшается функционирование сердечно-сосудистой системы. Такая физическая активность также положительно сказывается на дыхательной и нервной системе. Регулярные занятия повышают выносливость и в целом укрепляют детский организм. Если же у ребенка был перелом или какая-то другая травма, плавание поможет быстрее восстановиться.
- Если у ребенка имеется лишний вес, с помощью посещений бассейна эту проблему можно устранить быстро и без каких-либо сложностей. Плавание способствует похудению без вреда, но для этого тренировки должны быть постоянными и регулярными.
- Занятия в воде, температура которой составляет +29+32 градуса (именно этот температурный режим обычно поддерживается в детских бассейнах) являются закаляющей процедурой. Такое периодическое охлаждение помогает укрепить иммунную систему ребенка.
- С помощью посещений бассейна можно регулировать режим дня ребенка. После тренировок аппетит и сон улучшаются, что положительно сказывается и на обучении, и на режиме дня в целом. Если у ребенка есть гиперактивность, то плавание поможет нормализовать состояние нервной системы, позволив потратить избыток энергии. В случае переутомления в школе занятия в воде будут переключать внимание и устранять симптомы усталости.
- Освоение плавания важно для безопасности. Если ребенок с раннего детства научится плавать, это позволит избежать риска для жизни в будущем, например, если он случайно упадет в воду во время отдыха.
Есть ли вред?
Как и для любой физической активности, для плавания существуют определенные противопоказания, при наличии которых посещение бассейна может навредить. В первую очередь речь о разных серьезных заболеваниях, при которых ходить на плавание не следует, например, кожных болезнях, пороках сердца или эпилепсии.
Если у ребенка имеются проблемы со здоровьем, то вопрос о занятиях в бассейне следует решать с лечащим врачом индивидуально.
И даже если ребенок не жалуется на здоровье, до начала тренировок его следует показать доктору, чтобы убедиться в отсутствии скрытых проблем. Справку о том, что будущий пловец здоров, требуют в большинстве бассейнов.
Развенчиваем опасения родителей
Препятствием для посещения бассейна в детском возрасте могут стать страхи и опасения родителей, например, такие.
- В бассейне можно заразиться какой-то инфекцией, которая проникнет в детский организм через воду или в местах общего пользования. Действительно, после уроков плавания ребенок может «подхватить» грибок, бородавки или другие заболевания. Этого легко избежать, если придерживаться гигиенических профилактических норм. Важно предупредить ребенка, что проглатывать воду из бассейна нельзя. Также следует подготовить для занятий шапочку, тапочки, очки, мочалку, полотенце – все эти предметы должны быть индивидуальными.
- Из-за прохладной воды ребенок будет часто простужаться. Медики уверяют – водные процедуры, напротив, лишь положительно скажутся на детском иммунитете, увеличат сопротивляемость к вирусным инфекциям и уменьшат частоту ОРВИ. Чтобы плавание стало одновременно и закаливанием, важна постепенность и осторожность. Первые занятия должны быть короткими, влажный купальный костюм после бассейна нужно как можно скорее снять, а волосы обязательно просушить.
- Хлорированная вода ухудшит состояние кожи малыша и станет причиной аллергии. Избежать вредного влияния хлора можно еще на этапе выбора бассейна для тренировок, так как во многих современных бассейнах используют другие виды обеззараживания. Если же ребенок уже ходит туда, где воду хлорируют, нужно тщательно мыться под душем после урока плавания, чтобы хлорка полностью смылась с кожи.
- Из-за активной нагрузки мускулатура плечевого пояса будет развиваться слишком активно. Такое опасение часто встречается у родителей девочек, ведь массивный верх не делает женскую фигуру привлекательнее. Действительно, во время плавания плечи и руки работают довольно активно, что может изменить очертания фигуры при очень частых и длительных тренировках.
Если вы не планируете отдать дочку в большой спорт, просто умерьте нагрузку, и никаких перекосов в развитии тела девочки не будет.
О пользе посещения бассейна смотрите в видео.
В этой статье поговорим о том, в чем именно состоит полезность плавания для детей и с какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в бассейн.
Постараюсь избежать банальных и избитых фраз из серии “плавать полезно” и рассмотреть этот вопрос более углубленно с точки зрения особенностей детского возраста.
Чем можно заниматься детям без вреда?
Плавание – это единственный вид спорта, где не идет осевой нагрузки на позвоночник и суставы, поскольку тело пловца находится в горизонтальном положении.
Для детей это особенно актуально, поскольку главное правило детского спорта – не навредить здоровью и развитию организма ребенка.
В силу этого правила, дети (особенно небольшого возраста) не могут заниматься накачиванием мышц подобно взрослым, а одним бегом и легкой физкультурой связки, сухожилия, суставы и мышцы не очень укрепишь.
Потому для детей это по сути является единственным видом физической активности, которым можно заниматься без вреда организму практически с самого рождения.
Что это дает для здоровья?
О том, как именно воздействует плавание на организм, у меня написана отдельная статья по этой ссылке.
Она касается полезности занятий в бассейне для взрослых, здесь я воспроизведу в том же порядке основные плюсы плавания, с комментариями об их актуальности для детей.
1. Аэробная нагрузка
Детям менее актуально тренировать сердечно-сосудистую систему, чем взрослым, для которых это является важной частью профилактики риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Тем не менее, аэробная нагрузка – это развитие выносливости и общее укрепление организма, а это очень актуально и для детей.
2. Развитие легких и грудной клетки
Плавание очень сильно отличается от других видов спорта особенностями дыхания: вдох делать сложнее, так как на грудную клетку давит вода, а выдыхать еще сложнее, так как при правильной технике выдох делается после погружения в воду лица.
Дышать в воде не легко!
Этому же начинают учить и детей с самого начала занятий плаванием: малыши учатся пускать в воду пузырики носом и ртом, у детей постарше одним из первых упражнений является плаванhttps://iplav.com/?p=2748&preview=trueие с доской за счет работы ногами, в котором они, держась руками за доску, поднимают голову для вдоха и затем опускают лицо в воду, плывя на выдохе.
Такие “сложности” способствуют тому, что у детей, занимающихся в бассейне, улучшается развитие легких и грудной клетки, что благоприятно сказывается как на общем развитии организма, так и на профилактике заболеваний дыхательных путей.
Если у ребенка не хватает сил легких для того, чтобы надуть воздушный шарик – отдайте его в бассейн ))
3. Укрепление мышц, суставов. Рост организма
Для детей этот пункт особенно актуален, с этого я и начал данную статью. Плавание – это возможность укрепить мышцы и суставы спины, плеч, рук, груди, ног без каких-либо вредных нагрузок на них.
При этом во время плавания ребенок вытягивается, при регулярных занятиях это может благоприятно сказаться и на его росте. В части роста, конечно, здесь главенствующее значение имеют генетика, питание и другие факторы, однако общее укрепление позвоночника и суставов тоже важно.
Плавание укрепляет и физически, и морально!
4. К вопросу об избавлении от лишнего веса
В уже упомянутой статье о пользе плавания для взрослых также говорится про снижение лишнего веса. Для детей это чаще всего не актуально – потому в отдельный пункт не выношу.
Однако если у ребенка появился лишний вес, то это еще один очень значимый повод для того, чтобы начать ходить в бассейн. За счет постоянной физической активности в воде можно в том числе и похудеть без вреда для организма.
5. Закаливание и иммунитет
Вода в детских бассейнах не должна быть такой холодной, как во взрослых (подробнее про то, какой должна быть температура, я писал здесь).
Тем не менее, для детского организма пребывание в воде с температурой 29-32 градуса по Цельсию все равно является приличным охлаждением.
Такое охлаждение, если регулярно посещать занятия, является хорошим закаливанием организма, способствует укреплению иммунитета.
Почему стоит отдавать в бассейн с детства?
Все вышеперечисленные плюсы касались только укрепления детского здоровья.
В то же время, каждому человеку необходимо уметь плавать не только для здоровья, но и для безопасности собственной жизни.
Речь идет не только о пляжном отдыхе, который всегда должен быть под присмотром взрослых, но и о разных непредвиденных ситуациях из серии “Титаник”, которые, к сожалению порой случаются в жизни.
Таким образом, это не только спорт, но и жизненно необходимый навык. Чем раньше этот навык начнет прививаться – тем лучше он сформируется к моменту вступления в подростковую и затем во взрослую жизнь.
Чувство воды
Особенность детей состоит в том, что именно в детском возрасте закладываются двигательные рефлексы, подсознательная память тела на выполнение тех или иных движений.
Если ребенок в детстве научится плавать неправильно – переучить его во взрослом возрасте будет крайне непросто, а на все сто процентов скорее всего и невозможно.
У пловцов есть такое понятие как “чувство воды” – когда человек не мучается во время плавания для того, чтобы преодолеть сопротивление воды, а легко скользит по ней, чувствует правильную опору во время гребков, интуитивно принимает правильное положение тела.
Это самое “чувство воды” лучше всего прививается и закладывается на подсознание в детском возрасте, посредством регулярных занятий с квалифицированным, грамотным тренером.
Со скольки лет начинать и чему учить?
Врачи говорят, что помещать малыша в воду можно сразу же после того, как после рождения зажила пуповина.
Это называется “грудничковым плаванием”, хотя в действительности правильно было бы назвать это “занятия с грудничком в воде”: об обучении именно плаванию там речи еще не идет.
Приучение грудничка к воде
В младенческом возрасте (1-2 года) можно только аккуратно приучать ребенка к воде.
Чаще всего и в 3 года ребенок еще не в состоянии осмысленно выполнять задания в воде, то есть не в состоянии обучаться правильной технике плавания, а неправильно учить ни в коем случае не стоит – лучше уж тогда подождать, пока ребенок дойдет в развитии до возможности обучения.
Как правило, отдавать ребенка в бассейн имеет смысл начиная с 4-5 лет.
У меня есть отдельные статьи о том, чему можно и нужно учить ребенка в зависимости от его возраста, очень рекомендую с ними ознакомиться перед принятием решения о начале обучения плаванию:
- чему стоит, и чему не стоит учить детей в возрасте 1-2 лет? Там же подробнее говорится и про грудничковое плавание;
- как обучать плаванию дошкольников (3-6 лет);
- как учить детей школьного возраста (6-7 лет и старше).
Каких ошибок следует избегать?
В силу особенностей детской психики, привыкание к воде и первые шаги в плавании должны происходить исключительно в веселой, игровой манере.
Не должно быть никакого принуждения, угроз, критики – это является основной ошибкой, которую следует избежать.
Об этом и о других ошибках, которые порой допускают родители, очень хорошо рассказывает тренер Денис Тараканов в этом видео:
Надеюсь, эта информация была полезной и Вы сделаете для себя правильные выводы!
Àâòîð: Æèâîòÿãèíà Ìàðèíà Ñåðãååâíà, àêóøåð-ãèíåêîëîã, ê. ì. í.
Ñòèìóëîì äëÿ íàïèñàíèÿ äàííîé ñòàòüè ïîñëóæèë íå òàê äàâíî ïðîèçîøåäøèé â Ìîñêâå òðàãè÷åñêèé ñëó÷àé: â íîÿáðå 2019 ãîäà ìîëîäàÿ æåíùèíà ñ äâóìÿ äåòüìè âûïàëà èç îêíà äåâÿòèýòàæíîãî äîìà. Ìàìà è äåâÿòèìåñÿ÷íàÿ ìàëûøêà ñêîí÷àëèñü íà ìåñòå, à øåñòèëåòíèé ìàëü÷èê â òÿæåëîì ñîñòîÿíèè áûë äîñòàâëåí áðèãàäîé ñêîðîé ïîìîùè â ðåàíèìàöèîííîå îòäåëåíèå áîëüíèöû. Ñîãëàñíî îñíîâíîé âåðñèè, ïðè÷èíîé ñëó÷èâøåãîñÿ ïîñëóæèëà ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ó ìîëîäîé ìàìû.
Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè íàõîäÿòñÿ â êîìïåòåíöèè âðà÷à-ïñèõèàòðà. Ïî÷åìó æå àâòîðîì äàííîé ñòàòüè ÿâëÿåòñÿ àêóøåð-ãèíåêîëîã? Ïîòîìó ÷òî çà÷àñòóþ èìåííî àêóøåð-ãèíåêîëîã ìîæåò çàïîäîçðèòü íàëè÷èå äåïðåññèâíîãî ñîñòîÿíèÿ ó ìàìû è äàòü ðåêîìåíäàöèè ïîñåòèòü ïðîôèëüíîãî ñïåöèàëèñòà. Äà è òåìà ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ñòèãìàòèçèðîâàíà íàøèì îáùåñòâîì, ïîýòîìó æåíùèíà ñêîðåå ïîæàëóåòñÿ íà ñâîè ïåðåæèâàíèÿõ ñâîåìó àêóøåðó-ãèíåêîëîãó, íåæåëè îáðàòèòñÿ ê ïñèõèàòðó. Äàííàÿ ñòàòüÿ îðèåíòèðîâàíà íå òîëüêî íà ìàì è áåðåìåííûõ æåíùèí, íî è íà èõ áëèçêèõ, êîòîðûì îòâåäåíà âåäóùàÿ ðîëü â ïîääåðæêå ìîëîäûõ ìàòåðåé.
Ïîñëåðîäîâûå ïåðåìåíû
Ðîäû – ñëîæíûé ïðîöåññ, òðåáóþùèé îãðîìíûõ ýíåðãîçàòðàò ñî ñòîðîíû æåíùèíû. Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà â îðãàíèçìå ìàòåðè ïðîèñõîäÿò ãëîáàëüíûå èçìåíåíèÿ (ýìîöèîíàëüíûå, ôèçè÷åñêèå, ïñèõîëîãè÷åñêèå, ãîðìîíàëüíûå), è ýòî íå ìîæåò íå ïîâëèÿòü íà æåíùèíó è åå îòíîøåíèÿ ñ áëèçêèìè.
 ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ðîäèëüíèöà ìîæåò èñïûòûâàòü øèðîêèé ñïåêòð íåïðåîäîëèìûõ ýìîöèé: îò âîëíåíèÿ, ñ÷àñòüÿ, ðàäîñòè è óäîâîëüñòâèÿ äî ðàçäðàæèòåëüíîñòè,áåñïîêîéñòâà, ðàçî÷àðîâàíèÿ, ðàñòåðÿííîñòè, ïå÷àëè, ÷óâñòâà âèíû, ïëàêñèâîñòè.
Êàê ïðàâèëî, îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íå âûçûâàþò äîëæíîãî âíèìàíèÿ áëèçêèõ.  ñîâðåìåííîì îáùåñòâå íå ïðèíÿòî ïðèçíàâàòüñÿ â íàëè÷èè ïðîáëåì, â òîì ÷èñëå ïñèõîëîãè÷åñêèõ, õîòÿ èíîãäà «îñîáåííîå» ïîñëåðîäîâîå ñîñòîÿíèå ïñèõèêè ñòàíîâèòñÿ íàñòîëüêî ñåðüåçíûì, ÷òî òðåáóåò âìåøàòåëüñòâà ñïåöèàëèñòîâ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ìîäíî áûòü «óñïåøíîé ìàìîé», êîòîðàÿ óñïåâàåò çàíèìàòüñÿ ðåáåíêîì è îäíîâðåìåííî ñ ýòèì ñàìîðàçâèòèåì, ñëåäèòü çà ñâîåé âíåøíîñòüþ, óäåëÿòü âíèìàíèå ìóæó, âåñòè äîìàøíåå õîçÿéñòâî è ïðè ýòîì íå óñòàâàòü è íå æàëîâàòüñÿ íà æèçíü. Ïîòîìó ó íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé ñ ïñèõîëîãè÷åñêèìè ïðîáëåìàìè ñóùåñòâóåò ñòðàõ áûòü íåïîíÿòûìè, íåïðèíÿòûìè, ÷òî çàòðóäíÿåò âûÿâëåíèå æåíùèí, êîòîðûå íóæäàþòñÿ â ïîìîùè.
Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ
Ïîñëåðîäîâàÿ (ïîñòíàòàëüíàÿ) äåïðåññèÿ ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì ïñèõè÷åñêèì ðàññòðîéñòâîì, íàáëþäàåìûì ïîñëå ðîäîâ. Ïî îôèöèàëüíûì äàííûì ÷àñòîòà ñëó÷àåâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ñîñòàâëÿåò îêîëî 20%. Îäíàêî, ñóùåñòâóåò ìíåíèå, ÷òî èñòèííûå öèôðû ãîðàçäî âûøå ââèäó òîãî, ÷òî ÷àñòî äåïðåññèÿ íå äèàãíîñòèðóåòñÿ èç-çà íåæåëàíèÿ ìàòåðè ðàñêðûòü èíôîðìàöèþ ÷ëåíàì ñâîåé ñåìüè, íå ãîâîðÿ óæå î âèçèòå ê ïñèõîòåðàïåâòó.
Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàðóøåíèå ïñèõîýìîöèîíàëüíîé ñôåðû, êîòîðîå âîçíèêàåò â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå (îò íåñêîëüêèõ äíåé äî øåñòè íåäåëü ñ ìîìåíòà ðîäîâ) è õàðàêòåðèçóåòñÿ âûðàæåííûì óõóäøåíèåì íàñòðîåíèÿ.
Ôàêòîðû ðèñêà ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè:
– ïðîæèâàíèå â ãîðîäñêîé ìåñòíîñòè;
– íåäîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü;
– êóðåíèå, ïðèåì àëêîãîëÿ;
– ãèïîâèòàìèíîç âèòàìèíà Â6;
– óÿçâèìûå ÷åðòû ëè÷íîñòè (ïîâûøåííàÿ òðåâîæíîñòü, ïåðôåêöèîíèçì);
– ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ â ïðîøëîì (äåïðåññèè);
– ïîñëåðîäîâàÿ õàíäðà â ñåìåéíîì àíàìíåçå;
– áåññîííèöà;
– ñòðåññîâûå ñîáûòèÿ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè;
– ïåðâûå ðîäû;
– îïåðàòèâíîå ðîäîðàçðåøåíèå (êåñàðåâî ñå÷åíèå);
– òðàâìàòè÷íûå, îñëîæíåííûå ðîäû;
– îñëîæíåííîå òå÷åíèå ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà;
– ðîæäåíèå ðåáåíêà âíå çàêîííîãî áðàêà, íåæåëàííûé ðåáåíîê;
– ïðîáëåìû ñî çäîðîâüåì ó íîâîðîæäåííîãî;
– ïîäàâëåíèå ëàêòàöèè èëè íåâîçìîæíîñòü êîðìèòü ðåáåíêà;
– ñîöèàëüíàÿ èçîëÿöèÿ, îòñóòñòâèå îáùåíèÿ ñ ñóïðóãîì (îòñóòñòâèå ïîääåðæêè);
– íàëè÷èå 2 è áîëåå äåòåé ñ ðàçíèöåé â âîçðàñòå ìåíåå 5 ëåò.
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè
Âûäåëåíû îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñòíàòàëüíîé äåïðåññèè.
Íàðóøåíèÿ ñíà
Ðàññòðîéñòâî ñíà ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ êàê â âèäå áåññîííèöû, òàê è â âèäå ñîíëèâîñòè. Îáû÷íî íà òàêèõ ïðèçíàêàõ ìàìû è èõ ðîäñòâåííèêè íå àêöåíòèðóþò âíèìàíèÿ, îáúÿñíÿÿ ýòî îòñóòñòâèåì íåïðåðûâíîãî ïîëíîöåííîãî íî÷íîãî ñíà. Èçìåíåíèÿ ñíà ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ÿðêèõ ïîêàçàòåëåé íàðóøåíèÿ ïñèõèêè, ïðè ýòîì îíè ìîãóò áûòü êàê ïðèçíàêîì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òàê è åå ïðè÷èíîé. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ðå÷ü èäåò íå î òîì, ÷òî ó ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ñïàòü, à î òîì, ÷òî æåíùèíà íå ìîæåò óñíóòü äàæå òîãäà, êîãäà ýòà âîçìîæíîñòü åñòü.
Íàðóøåíèå àïïåòèòà è/èëè èçìåíåíèå âåñà
Êàê è â ñëó÷àå ñ ðàññòðîéñòâîì ñíà, íà èçìåíåíèÿõ àïïåòèòà è âåñà ó íåäàâíî ðîäèâøåé ìàìû íå äåëàþò áîëüøîãî àêöåíòà, ïîñêîëüêó îíè ìîãóò áûòü ôèçèîëîãè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà. Îäíàêî èçìåíåíèå âåñà íà 5% è áîëåå çà 1 ìåñÿö äîëæíî íàñòîðîæèòü.
Ïîäàâëåííîå íàñòðîåíèå
Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðîæäåíèå ìàëûøà ñîáûòèå ðàäîñòíîå, ìàìû è áåç äåïðåññèè ìîãóò èñïûòûâàòü ãðóñòü. Ïðè÷èíû ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíîîáðàçíûìè: óñòàëîñòü, îãðàíè÷åíèå ñâîáîäû, íåäîïîíèìàíèå âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ñóïðóãîì. Îäíàêî îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîé ïîäàâëåííîãî íàñòðîåíèÿ ïðè ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî æåíùèíà ïðåáûâàåò â ýòîì ñîñòîÿíèè â òå÷åíèå áîëüøåé ÷àñòè äíÿ, íåçàâèñèìî îò êàêèõ-ëèáî îáñòîÿòåëüñòâ.
Ïîòåðÿ èíòåðåñà èëè íåâîçìîæíîñòü ïîëó÷èòü óäîâîëüñòâèå îò ÷åãî-ëèáî (àíãåäîíèÿ)
Ïðåæíèå è âíîâü ïîÿâèâøèåñÿ çàíÿòèÿ è óâëå÷åíèÿ (äîìàøíèå äåëà, õîááè, çàíÿòèÿ ñ ìëàäåíöåì) íå âûçûâàþò èíòåðåñà ó ìàòåðè. ×àñòî æàëîáû ïàöèåíòîê çâó÷àò òàê: «Âñå íàäîåëî, íè÷åãî íå õî÷åòñÿ, ïóñòîòà âíóòðè».
Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå èëè âÿëîñòü
Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå ïîâûøåíèÿ äâèãàòåëüíîé è ðå÷åâîé (íå âñåãäà) àêòèâíîñòè.
×óâñòâî óñòàëîñòè
Áîëüøèíñòâî ìàì ïîñëå ðîäîâ îòìå÷àþò óñòàëîñòü, ÷òî ñâÿçàíî ñ óâåëè÷åíèåì êàê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, òàê è ìîðàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè çà ìëàäåíöà. Î ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ìîæíî ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ÷óâñòâî óñòàëîñòè âîçíèêàåò ïîñëå ìàëåéøèõ óñèëèé è íå èìååò êàêîé-ëèáî äèíàìèêè íà ïðîòÿæåíèè íåñêîëüêèõ äíåé èëè íåäåëü.
×óâñòâî áåñïîëåçíîñòè èëè ÷óâñòâî âèíû, ñòûäà, ñòðàõà
Æåíùèíà èñïûòûâàåò íåïðåîäîëèìûé ñòðàõ íå ñïðàâèòüñÿ ñ íîâîðîæäåííûì, ñòðàõ îñòàòüñÿ íàåäèíå ñ ìàëûøîì ïðèâîäèò ê ÷óâñòâó ñòûäà çà ñâîè ìûñëè. Æåíùèíà ÷óâñòâóåò ñåáÿ áåñïîëåçíîé, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ìàìà åñòü öåëûé ìèð äëÿ ãðóäíè÷êà.
Íàðóøåíèå êîíöåíòðàöèè èëè íåðåøèòåëüíîñòü
Ðàññåÿííîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå íåêîíòðîëèðóåìîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ íà ðàçäðàæèòåëè, ïëîõîé êîíöåíòðàöèè, òðóäíîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ ñ îäíîãî ïðîöåññà íà äðóãîé.
Ñóèöèäàëüíûå ìûñëè (èëè ïîïûòêè) è ïîâòîðÿþùèåñÿ ìûñëè î ñìåðòè
Ìûñëè î ñóèöèäå (à òåì áîëåå ïîïûòêè åãî ñîâåðøèòü) ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ñàìûõ âåñîìûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, ïðè íàëè÷èè êîòîðîãî íåîáõîäèìî êàê ìîæíî ðàíüøå îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.
Íàëè÷èå îäíîâðåìåííî 5 è áîëåå èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ÿâëÿåòñÿ ïîäòâåðæäåíèåì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè.
Âðåìÿ îò âðåìåíè ëþáàÿ æåíùèíà èñïûòûâàåò êàêèå-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ñèìïòîìîâ. Îäíàêî î äåïðåññèâíîì ðàññòðîéñòâå ñëåäóåò ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ýòè ñèìïòîìû ìàëî ìåíÿþòñÿ èçî äíÿ â äåíü è íå çàâèñÿò îò îáñòîÿòåëüñòâ.
«Áýáè-áëþç»
Íàëè÷èå íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå õàðàêòåðíî íå òîëüêî äëÿ äåïðåññèè, íî è äëÿ íåêîòîðûõ äðóãèõ ñîñòîÿíèé.
 ïåðâóþ î÷åðåäü ê òàêèì ñîñòîÿíèÿì îòíîñÿò «áýáè-áëþç» (ïîñëåðîäîâûé áëþç, ïîñëåðîäîâàÿ ìåëàíõîëèÿ), êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ôàçó ýìîöèîíàëüíîé ëàáèëüíîñòè ïîñëå ðîäîâ ñ ÷àñòûìè ïðèñòóïàìè ïëà÷à, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, ðàñòåðÿííîñòè è áåñïîêîéñòâà.
«Áýáè-áëþç» âñòðå÷àåòñÿ ó 70-80% íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé è êóïèðóåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ íåäåëü.
Ïðè÷èíîé ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ÿâëÿþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå æåíùèíû. Ïîñëå ðîäîâ ïðîèñõîäèò ðåçêîå ñíèæåíèå óðîâíÿ ïðîãåñòåðîíà è ýñòðîãåíà, è ýòî âëèÿåò íà âûðàáîòêó ñåðîòîíèíà è äîôàìèíà, îòâå÷àþùèõ çà ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè.
Ñèìïòîìû «áýáè-áëþçà» âîçíèêàþò â òå÷åíèå ïåðâûõ 10 äíåé ïîñëå ðîäîâ, äîñòèãàÿ ñâîåãî ìàêñèìóìà ê 5 äíþ.
Îáû÷íî ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîãî áëþçà íå îêàçûâàþò âëèÿíèÿ íà ñïîñîáíîñòü çàáîòèòüñÿ î ðåáåíêå è ñîöèàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå ìàòåðåé. «Áýáè-áëþç» íå ÿâëÿåòñÿ ïàòîëîãèåé è íå òðåáóåò àêòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà, çà èñêëþ÷åíèåì ïîääåðæêè ñî ñòîðîíû ÷ëåíîâ ñåìüè. Îäíàêî ïðîÿâëåíèÿ «áýáè-áëþçà», ñîõðàíÿþùèåñÿ â òå÷åíèå áîëåå äâóõ íåäåëü, ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ áîëåå òÿæåëûõ ôîðì ðàññòðîéñòâ íàñòðîåíèÿ.
Äåïðåññèÿ êàê ñëåäñòâèå ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé
Èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû õàðàêòåðíû è äëÿ íåêîòîðûõ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Ñðåäè âñåãî ìíîãîîáðàçèÿ áîëåçíåé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ýìîöèîíàëüíûìè ðàññòðîéñòâàìè, â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ÷àùå âñåãî âñòðå÷àåòñÿ ïàòîëîãèÿ ùèòîâèäíîé æåëåçû è æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.
Ãèïîòèðåîç, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ ñíèæåíèåì óðîâíÿ ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû, ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ çàòîðìîæåííîñòüþ, ñíèæåíèåì íàñòðîåíèÿ, âÿëîñòüþ, ñîíëèâîñòüþ, óõóäøåíèåì ïàìÿòè è ñîîáðàçèòåëüíîñòè.
Íàïðîòèâ, ãèïåðòèðåîç è, ñîîòâåòñòâåííî, âûñîêèé óðîâåíü ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðîòèâîïîëîæíûìè ñèìïòîìàìè: ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå, ñóåòëèâîñòü, ïåðåïàäû íàñòðîåíèÿ ñ áûñòðûì ïåðåõîäîì îò ñìåõà ê ïëà÷ó.
Ñíèæåíèå óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà, õàðàêòåðíîå äëÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ òàêèõ ñèìïòîìîâ êàê ñëàáîñòü, ñîíëèâîñòü, âÿëîñòü.
Ïðèåì íåêîòîðûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, òàêèõ êàê ìåòèëäîïà, íèôåäèïèí, èíòåðôåðîí, òàêæå ìîæåò îòðàæàòüñÿ íà ýìîöèîíàëüíîì ñîñòîÿíèè.
Ëå÷åíèå
Äëÿ ëå÷åíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè èñïîëüçóþò ïñèõîòåðàïèþ è àíòèäåïðåññàíòû. Ó ïàöèåíòîê, ñòðàäàþùèõ äåïðåññèâíûìè ðàññòðîéñòâàìè ëåãêîé è ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, áåç ïñèõîòè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ è ñóèöèäàëüíûõ òåíäåíöèé, ïðèìåíÿþò ïñèõîòåðàïèþ.  áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ íàçíà÷àþòñÿ ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû.
Íå áîéòåñü îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ ê ïñèõèàòðó!
Âî-ïåðâûõ, ýòî àáñîëþòíî êîíôèäåíöèàëüíî. Âî-âòîðûõ, ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ íå ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî îïàñíûì çàáîëåâàíèåì. Â-òðåòüèõ, æåíùèíû ïåðåæèâàþò î òîì, ÷òî èì ïðèäåòñÿ çàâåðøèòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå â ñâÿçè ñ ïðèåìîì àíòèäåïðåññàíòîâ, íî â íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëüøèíñòâî ïðèìåíÿåìûõ â òàêîé ñèòóàöèè ïðåïàðàòîâ ðàçðåøåíû ïðè ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè.
Âàæíûì ìîìåíòîì ÿâëÿåòñÿ âûáîð êîìïåòåíòíîãî ïñèõèàòðà, óâàæàþùåãî æåëàíèå ìàìû íå ïðåðûâàòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå. Ñòðàõ çàâèñèìîñòè îò ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ òàêæå îñòàíàâëèâàåò æåíùèíó îò îáðàùåíèÿ ê ïñèõèàòðó. Àíòèäåïðåññàíòû íå âûçûâàþò çàâèñèìîñòè, ìíîãèå èç íèõ èìåþò íàêîïèòåëüíûé ýôôåêò, ëå÷åíèå ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî êóðñà ñ äàëüíåéøåé ïîñòåïåííîé îòìåíîé.
Åñëè âèçèò êî âðà÷ó íåâîçìîæåí
Áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ïîñåòèòü ñïåöèàëèñòà: åñëè ìàìà ðàñòèò ðåáåíêà â îäèíî÷åñòâå, îòñóòñòâèå ðîäñòâåííèêîâ, äëèòåëüíàÿ êîìàíäèðîâêà ìóæà.
 òàêèõ ñëó÷àÿõ ìîæíî ïîïðîáîâàòü ïîìî÷ü ñåáå ïóòåì ñîáëþäåíèÿ ñëåäóþùèõ ðåêîìåíäàöèé.
Ïîñòàðàéòåñü âûñûïàòüñÿ
Ëîæèòåñü ñïàòü êàæäûé ðàç, êîãäà ñïèò ðåáåíîê, îáåñïå÷üòå ñîâìåñòíûé ñîí è îòëîæèòå äîìàøíèå äåëà (ãðÿçíûé ïîë åùå íèêîãî íå ïðèâåë ê äåïðåññèè).
×àùå ïðèêëàäûâàéòå ìàëûøà ê ãðóäè
Âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ âûðàáàòûâàåòñÿ ãîðìîí îêñèòîöèí, êîòîðûé óñèëèâàåò ÷óâñòâî ïðèâÿçàííîñòè ê ìàëûøó.
×àùå äóìàéòå î ëþáâè ðåáåíêà ê âàì
Äóìàéòå î òîì, ÷òî âàø ìàëûø èñïûòûâàåò ê âàì âñåîáúåìëþùóþ áåçóñëîâíóþ ëþáîâü, à âñå òðóäíîñòè ýòî ÿâëåíèå âðåìåííîå, è ñêîðî ñòàíåò ïîëåã÷å.
Áàëóéòå ñåáÿ ëþáèìûìè ïðîäóêòàìè ïèòàíèÿ
Äîêàçàíî, ÷òî êîðìÿùåé ìàìå íåò íåîáõîäèìîñòè ñîáëþäàòü ñòðîãóþ äèåòó, äîñòàòî÷íî îçäîðîâèòü ñâîé ðàöèîí.
À òàêæå:
– áîëüøå ãóëÿéòå íà ñâåæåì âîçäóõå;
– îðãàíèçóéòå ñâîé äåíü;
– èçáàâüòåñü îò ìíîãîçàäà÷íîñòè, ýòî èçìàòûâàåò;
– ïîñòðîéòå èåðàðõèþ äåë ñ ðåáåíêîì è ñôîêóñèðóéòåñü òîëüêî íà ñàìûõ ãëàâíûõ;
– íàéäèòå ñïîñîáû ïîäíÿòü ñâîþ ìàòåðèíñêóþ ñàìîîöåíêó;
– íå ñòàðàéòåñü áûòü «èäåàëüíîé» ìàìîé;
– äåëèòåñü ñâîèìè ïåðåæèâàíèÿìè ñ òåìè, êòî ìîæåò èõ ïðèíÿòü (ïîäðóãà, èíòåðíåò-çíàêîìàÿ, ñîñåäêà);
– îáùàéòåñü ñ äðóãèìè ìàìàìè, â òîì ÷èñëå ñ ïîäîáíûìè ïðîáëåìàìè (â ñîîòâåòñòâóþùèõ èíòåðíåò-ñîîáùåñòâàõ);
– íå îòêàçûâàéòåñü îò ïîìîùè;
– ïðîêîíñóëüòèðóéòåñü ñî ñïåöèàëèñòîì â ðåæèìå îíëàéí-êîíñóëüòàöèè.
Îäíàêî âñå âûøåïåðå÷èñëåííûå ìåðîïðèÿòèÿ ìîãóò ïîìî÷ü òîëüêî ïðè ñóáäåïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèÿõ èëè ïðè äåïðåññèè ëåãêîé ñòåïåíè.  ñðåäíåòÿæåëûõ è òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ áåç ñïåöèàëèñòà íå ñïðàâèòüñÿ.
Ïîìîùü áëèçêèõ êàê ëåêàðñòâî
Ñåìüÿ èãðàåò âàæíóþ ðîëü â æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà. Áëèçêèå ëþäè ìîãóò êàê ïîìî÷ü ìàìå ñ íîâîðîæäåííûì, òàê è óñóãóáèòü ýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû. Ñêîëüêî ñîâðåìåííûõ ìîëîäûõ ìàòåðåé ñëûøàëî îò æåíùèí ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ òàêèå ñëîâà: «À êàê æå ìû ðàíüøå æèëè? Òðîå äåòåé, õîçÿéñòâî,î ìóëüòèâàðêå, ñòèðàëüíîé ìàøèíå àâòîìàò è ðîáîòå-ïûëåñîñå ìîãëè òîëüêî ìå÷òàòü. È íè÷åãî, ñïðàâëÿëèñü è íå æàëîâàëèñü».
Åñëè íîâîèñïå÷åííàÿ ìàìà æàëóåòñÿ íà òî, ÷òî îíà óñòàëà, õî÷åò ñïàòü è íè÷åãî íå óñïåâàåò, íå íóæíî äóìàòü (à òåì áîëåå ãîâîðèòü åé), ÷òî ýòî îò ëåíè è ýãîèçìà.
Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ýòî çàáîëåâàíèå. Çàáîòà, ïîíèìàíèå è ïîääåðæêà áëèçêèõ ïîìîæåò æåíùèíàì ñ ïîäîáíûìè ðàññòðîéñòâàìè ïðåîäîëåòü ýòîò íåäóã.
Èòàê, åñëè âû çàìåòèëè ó âàøåé ñóïðóãè, äî÷åðè, ñåñòðû, ñòàâøåé íåäàâíî ìàìîé, èçìåíåíèÿ â ïîâåäåíèè,ñîîòâåòñòâóþùèå êàêèì-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òî ïðîÿâèòå ó÷àñòèå:
– äàéòå ïîíÿòü ìàìå, ÷òî âû ïîíèìàåòå åå ñîñòîÿíèå è ãîòîâû îêàçàòü ïîìîùü;
– âûñëóøàéòå åå ïåðåæèâàíèÿ è ïîääåðæèòå;
– âåäèòå äîâåðèòåëüíûå áåñåäû;
– áóäüòå âíèìàòåëüíû è òåðïåëèâû;
– îáåñïå÷üòå äëÿ ìàìû ñâîáîäíîå âðåìÿ (íàïðèìåð, ïîãóëÿéòå ñ ìàëûøîì), ÷òîáû îíà ìîãëà îòäîõíóòü, íå ñïåøà ïðèíÿòü âàííó èëè çàíÿòüñÿ äåëîì, êîòîðîå ïðèíåñåò åé óäîâîëüñòâèå;
– îðãàíèçóéòå ïîìîùü â äîìàøíèõ äåëàõ (ïðèãîòîâüòå åäó, âûìîéòå ïîë, ñõîäèòå â ìàãàçèí);
íå êðèòèêóéòå, íå âîñïèòûâàéòå è íå äåëàéòå ðåçêèõ çàìå÷àíèé;
– ïîñîâåòóéòå îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòó.
Ïðîôèëàêòèêà ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè
1. Îòêàç îò âðåäíûõ ïðèâû÷åê.
2. Êîíòðîëü ðîæäàåìîñòè (êîëè÷åñòâî äåòåé, èíòåðâàë ìåæäó ðîäàìè).
3. Ïëàíèðîâàíèå áåðåìåííîñòè.
4. Äîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè è ïîñëå ðîäîâ (êàê òîëüêî ïîçâîëèò çäîðîâüå ìàòåðè).
5. Íîðìàëèçàöèÿ ïèòàíèÿ, äîïîëíèòåëüíûé ïðèåì âèòàìèííî-ìèíåðàëüíûõ êîìïëåêñîâ äëÿ áåðåìåííûõ è êîðìÿùèõ ìàòåðåé.
6. Ïîñåùåíèå êóðñîâ äëÿ áóäóùèõ ìàì, ÷òî ïîçâîëèò íàó÷èòüñÿ ïðèåìàì ñàìîðåãóëÿöèè è ïîäãîòîâèòüñÿ ê èçìåíåíèÿì æèçíè.
7. Íîðìàëèçàöèÿ ñíà (óâåëè÷åíèå âðåìåíè íî÷íîãî ñíà, äíåâíîé ñîí âî âðåìÿ ñíà ìàëûøà).
8. Èñïîëüçîâàíèå ýïèäóðàëüíîé àíåñòåçèè â ðîäàõ. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðîäû ÿâëÿþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì, çà÷àñòóþ ýòîò ïðîöåññ ñîïðîâîæäàåòñÿ çíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòüþ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ äîêàçàíî, ÷òî èñïîëüçîâàíèå ýïèäóðàëüíîé àíåñòåçèè â ðîäàõ ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ ðèñêà ïîñòíàòàëüíîé äåïðåññèè.
9. Ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, ñïîñîáñòâóþùåå óëó÷øåíèþ êà÷åñòâà ñíà ó ìàìû è, êàê ñëåäñòâèå, ñíèæàþùåå âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè. Äîêàçàíà çíà÷èìàÿ ñâÿçü ìåæäó èñêóññòâåííûì âñêàðìëèâàíèåì ðåáåíêà, íàðóøåíèåì ñíà è âåðîÿòíîñòüþ ðàçâèòèÿ äåïðåññèè ïîñëå ðîäîâ è åå òÿæåñòüþ ó ìàìû.
10. Ïîääåðæêà ñåìüè. Íåâîçìîæíî ïåðåîöåíèòü ðîëü ñåìüè äëÿ êîðìÿùèõ æåíùèí. Âîçìîæíîñòü ïîäåëèòüñÿ ïåðåæèâàíèÿìè ñ áëèçêèìè, à òàêæå èõ ïîìîùü ñ ðåáåíêîì è â áûòó óìåíüøàåò âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ó ìàìû.
11. Íîðìàëèçàöèÿ îòíîøåíèé ñ ñóïðóãîì.
12. Ñîöèàëèçàöèÿ (îáùåíèå ñ äðóãèìè ìàìàìè íà ôîðóìàõ, äåòñêèõ ïëîùàäêàõ, â êëóáàõ).
Êëèíè÷åñêèé ñëó÷àé
Ïîñêîëüêó ÿ ÿâëÿþñü àêóøåðîì-ãèíåêîëîãîì, òî â ìîåé ïîâñåäíåâíîé ïðàêòè÷åñêîé ðàáîòå ìíå íå ïðèõîäèëîñü ëå÷èòü æåíùèí ñ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèåé. Îäíàêî ïðèíèìàòü ó÷àñòèå â ñóäüáå òàêèõ ïàöèåíòîê äîâîäèëîñü. Ðåçóëüòàò áåðåìåííîñòè Îëüãè ðîæäåíèå äîëãîæäàííîé, âûñòðàäàííîé è æåëàííîé äî÷êè â ðåçóëüòàòå ÝÊÎ ñïóñòÿ 8 ëåò îò íà÷àëà åå ïëàíèðîâàíèÿ. Áåðåìåííîñòü ïðîòåêàëà áåç îñëîæíåíèé. Ðîäû áûëè äëèòåëüíûìè è òðàâìàòè÷íûìè.
Èç ðàññêàçà Îëüãè:
«Ìîåé äî÷êå óæå 2 ìåñÿöà, íî ìåíÿ òàê è íå íàêðûëî âñåîáúåìëþùåé ëþáîâüþ ê íåé, êîòîðóþ ÿ òàê æäàëà. Âìåñòî ðàäîñòè è ÷óâñòâà íàïîëíåííîñòè ìîåé æèçíè íîâûì ñìûñëîì, ÿ êàæäûé äåíü ïëà÷ó, ÷óâñòâóþ îïóñòîøåííîñòü. Ìíå î÷åíü ñòûäíî çà ñâîè ýìîöèè, æàëêî è ñåáÿ è ìàëûøêó. Ìûñëè î òîì, ÷òî ó ìåíÿ áîëüøå íèêîãäà íå áóäåò òîé ïðîøëîé æèçíè, ÷òî ÿ áîëüøå íå ïðèíàäëåæó ñåáå, ÷òî âñÿ ìîÿ æèçíü ïîä÷èíåíà ìàëåíüêîìó ÷åëîâå÷êó, ìåíÿ åùå áîëüøå óãíåòàåò. ß ïåðåñòàëà ñòðîèòü ïëàíû è ìå÷òàòü. ß ñ òðóäîì ñïðàâëÿþñü ñ áåñêîíå÷íûìè ïåëåíàíèÿìè, ïîäìûâàíèÿìè è êîðìëåíèÿìè. Íà ïîïûòêè ïîæàëîâàòüñÿ ñåñòðå óñëûøàëà, ÷òî ìàìîé áûòü ýòî òÿæåëûé òðóä. Íèêòî â ìîåì îêðóæåíèè ìåíÿ íå ïðåäóïðåäèë î òîì, ÷òî ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå ýòî î÷åíü ñëîæíî è ê íåìó íóæíî ïîäãîòîâèòüñÿ çàðàíåå. È âîò ðåçóëüòàò: ëàêòîñòàç, òåìïåðàòóðà, áîëü. Õî÷åòñÿ çàñíóòü è íå ïðîñíóòüñÿ».
Âîò òàêîé ìîíîëîã óñëûøàëà îò Îëüãè, êîãäà îíà îáðàòèëàñü ñ ïðîáëåìîé ëàêòîñòàçà. Âíèìàòåëüíî âûñëóøàâ åå, êóïèðîâàâ ïðîÿâëåíèÿ çàñòîÿ ìîëîêà, îáúÿñíèëà Îëüãå, ÷òî ïðîèñõîäèò ñ åå ýìîöèîíàëüíûì ñîñòîÿíèåì. ß ðàññêàçàëà ïàöèåíòêå î ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè è î òîì, ÷òî íå íóæíî áîÿòüñÿ ïîñåòèòü ïñèõîòåðàïåâòà. Îëüãà îáðàòèëàñü ê ðåêîìåíäîâàííîìó äîêòîðó.  åå ñëó÷àå äîñòàòî÷íî áûëî ïðèìåíåíèÿ ïñèõîòåðàïèè, êîòîðàÿ ïðîäîëæàëàñü îêîëî 3 ìåñÿöåâ. Âñå ýòî âðåìÿ ÿ ïîääåðæèâàëà ñâÿçü ñ Îëüãîé è çíàþ, ÷òî áûëî íàëàæåíî ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, ñòàáèëèçèðîâàíî ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå, Îëüãà íàó÷èëèñü ïëàíèðîâàòü äåíü è íå çàáûâàòü î ñåáå. Ñåé÷àñ Îëüãà ñ÷àñòëèâàÿ ìàìà çàìå÷àòåëüíîé ìàëûøêè.
×åì îïàñíà ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ
Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ìîæåò ïðèâåñòè ê íàðóøåíèþ âçàèìîñâÿçè ìåæäó ìàòåðüþ è ðåáåíêîì, îòêàçó îò ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ, ñåìåéíûì ðàçäîðàì, íàðóøåíèþ ôèçè÷åñêîãî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
Ó äåòåé ìàòåðåé, êîòîðûå íå ëå÷èëè äåïðåññèþ, ìîãóò ðàçâèòüñÿ ïîâåäåí÷åñêèå è ýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû: çàäåðæêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ, íàðóøåíèÿ ñíà, ïðîáëåìû ñ ïèòàíèåì, äåôèöèò âíèìàíèÿ, ãèïåðàêòèâíîñòü.
Îäíà èç öåëåé äàííîé ñòàòüè ïîääåðæêà æåíùèí è èíôîðìèðîâàíèå èõ îêðóæåíèÿ îáî âñåì, ÷òî êàñàåòñÿ ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà â öåëîì è ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ â ÷àñòíîñòè, î âîçìîæíûõ ïðîáëåìàõ è ñïîñîáàõ èõ ðåøåíèÿ. Ñâîåâðåìåííîå âûÿâëåíèå ìàòåðåé, íóæäàþùèõñÿ â ïîääåðæêå, è îêàçàíèå àäåêâàòíîé ïîìîùè ÿâëÿþòñÿ êëþ÷åâûìè ôàêòîðàìè ñ÷àñòëèâîãî ìàòåðèíñòâà. Ïîðîé ïîìîùü íàõîäèòñÿ î÷åíü áëèçêî.
Èñòî÷íèê: www.vsevrachizdes.ru/blog/poslerodovaya-depressiya-ili-pochemu-mama-grustit