Плач ребенка вред и польза и вред
/О детях/Новорожденный. Ребенок до года
Мнение британских ученых
- Немного об истории вопроса
- Что выясняли британские ученые
- Частота и длительность одинокого плача и развитие ребенка
Вопрос, по своей глубине и противоречивости вполне сопоставимый с гамлетовским «быть или не быть»: давать ли младенцу плакать или не позволять ни в коем случае? Кидаться ли к нему по первому зову или дать время побыть наедине с негативными эмоциями?
Мамам и папам пришли на помощь британские ученые (что бы мы без них делали?) Научный коллектив британского Уорикского университета (The University of Warwick) изучил 178 детей младшего дошкольного возраста, подробно выяснив, как именно родители обращались с ними в младенчестве. И вот к каким выводам они пришли…
Немного об истории вопроса
Первым официально позволил детям плакать (и даже настаивал на этом) американский педиатр Бенджамин Спок. Он исходил из современных ему традиций, когда у ребенка была своя детская комната чуть ли не с рождения, а спать с родителями в одной кровати, напротив, было не принято. Словом, не надо представлять бедного доктора Спока садистом, для своего времени он был невероятно разумен и прогрессивен, не хуже, чем сейчас доктор Комаровский.
Однако поколение детей, которых приучали засыпать в кроватке, выросло и с отвращением отвергло эту традицию. В поисках идеала они обратились к истокам, то есть к племенам Африки и Южной Америки, до сих пор живущих в условиях, приближенных к первобытным. Эти племена (как и доктор Спок) исходили из имеющихся возможностей: оставленный ребенок мог стать жертвой хищника или ядовитого насекомого. Наиболее простой способ ухода – привязать младенца к себе понадежнее. Возможно, выросшие дети африканок предпочли бы укладывать своих малышей в кроватки и даже нашли бы для этого вполне разумное обоснование (например, что таким образом не подавляется воля ребенка), но отсутствие кроваток снимает этотвопрос.
Разумеется, современные мамы (в отличие от мам времен доктора Спока) вполне способны обеспечить домашний уют, не отходя от ребенка надолго: уберется робот-пылесос, постирает машинка-автомат, а обед сварит мультиварка. С другой стороны, мы стали требовательнее и взыскательнее: мы хотим интимной жизни не в 30 сантиметрах от младенца, хотим почитать вечером книжку (или даже посмотреть сериал) без ребенка на руках, наконец, хотим уделять время своей работе или хобби…
” В сумме мы хотим невозможного – чтобы ребенок мирно спал в своей кроватке положенные часы, но при этом чувствовал себя также комфортно и уютно, как на руках у мамы. Не спускаем ребенка с рук – чувствуем, что жертвуем своим комфортом, спускаем – жертвуем его комфортом, а то и (есть и такое мнение!) психическим здоровьем, подрывая его «базовое доверие к миру».
Где находится безопасный уходовый коридор, в котором можно спокойно делать шаг вправо – шаг влево, без риска навредить малышу?
Что выясняли британские ученые
Итак, британские ученые, собрали почти 180 семей, в которых росли малыши от года до трех лет. Родителей подробно опросили о плаче их детей. Как часто плачет ребенок? Как родители действовали, услышав плач, в разные периоды жизни ребенка от рождения до полутора лет?
” Разумеется, ученые не ограничились только вопросами (наверное, посмотрели сериал «Доктор Хаус» и твердо усвоили основной постулат доктора – «Все лгут»). Поэтому они пригласили семьи к себе и оценили поведение детей и их привязанность к родителям. Уже интересно, что они узнали? Поехали!
Никто не любит доктора Спока
Первый бросающийся в глаза вывод, который смогли бы после опросов сделать и мы, не будучи британскими учеными: никто больше не воспитывает детей по доктору Споку. То есть найти статистически значимое число семей, где ребенка укладывают в кроватку и дают «проплакаться» в современной Британии просто невозможно. Да и в России, мы думаем, тоже. Но…
Никому не удается стать «африканской мамой»
С другой стороны, практически не удалось обнаружить мам, которые ни разу за полтора года не упустили момент, когда малыш звал их плачем. Рано или поздно все на что-то отвлекались или попросту крепко засыпали, так что проплакаться удалось всем малышам из Уорика и Ковентри, участвовавшим в исследованиях. Причем во всех семьях прослеживалась одна и та же тенденция: чем старше становился малыш, тем дольше ему позволяли плакать, чтобы он мог успокоиться самостоятельно.
Частота и длительность одинокого плача и развитие ребенка
Однако ученым все-таки удалось дифференцировать вполне благополучные и любящие семьи и определить, где к нуждам ребенка относились более трепетно, а где детский плач был привычным делом.
” И… они не обнаружили никакой разницы в поведении детей! Более того, психологи предварительно обследовали группу мам с полугодовалыми детьми, и выяснили что малыши, которых оставляли «проплакаться» время от времени, были привязаны к родителям так же, как и их товарищи, которых баловали сильнее. В возрасте полутора лет эти же группы детей не различались в частоте плача, но «оставляемые» дети прекращали плакать раньше, чем те, к которым в младенчестве взрослые прибегали сразу.
Специалисты прокомментировали наблюдения следующим образом: по-видимому, все родители интуитивно приспосабливаются к детям. Постепенно они увеличивают «время отклика», позволяя детям развить навыки саморегуляции (если повод для беспокойства пустяковый – ребенок перестает плакать сам, если серьезный – продолжает добиваться внимания взрослых). Однако то, насколько чутко родители приспосабливаются к их потребностям, никак не влияет на развитие детей в целом.
Нужно отметить, что подобные исследования проводились в Уорикском университете и ранее, когда господствующие концепции воспитания были иными, и их результаты только подтверждают правоту нынешнего эксперимента. Да, современные родители больше знают о теории привязанности и гораздо больше озабочены здоровым психологическим климатом в семье, но добиваются примерно тех же результатов, что и папы и мамы предыдущих поколений.
Однако, учитывая болезненность вопроса для многих мам, авторы исследования подчеркивают, что ни в коем случае не призывают родителей следовать той или иной стратегии реагирования на детский плач, и не утверждают, что одна из них предпочтительнее другой. Единственное, что они советуют – прислушиваться к своей родительской интуиции и доверять ей больше, чем мнению ученых. Даже британских.
11.05.2020
Подготовила Ирина Ильина
Можно ли грудного ребенка оставлять плакать? Растим счастливого ребенкаВсе дети с самого первого дня рождения плачут, а мамы пытаются их успокоить. Прикладывают ребенка к груди, качают его, меняют памперс, разговаривают… Но иногда все оказывается бесполезным. Младенец не перестает плакать и молодая мама, не зная, что делать, оставляет его одного в своей комнате, чтобы хоть как-то прийти в себя и ждет момента, когда малыш устанет плакать и уснет. С этого дня все члены семьи начинают разговаривать и ходить во время сна ребенка как можно тише, боясь того, что он снова может проснуться и начать плакать, а они не смогут его успокоить. Как только малыш начинает кричать, весь мир для них рушится. Все советы педиатров о том, что если грудной ребенок плачет, то это значит, он хочет пить, есть, спать, из-за мокрого подгузника, духоты, жары, холода, боли в животе и так далее, они хорошо помнят. Однако иногда даже сытый, здоровый и чистый ребенок кричит так, как будто специально хочет измотать своих родителей. Можно ли в таких случаях оставлять ребенка плакать в воспитательных целях? Педиатры и психологи твердо убеждены – оставлять плачущих детей одних в комнате нельзя, последствия могут быть катастрофическими! Во время длительного плача ребенок испытывает сильнейший стресс, под действием которого в его организме выделяется кортизол, оказывающий токсическое влияние на мозг ребенка. Способности к запоминанию и обучению у детей, родители которых часто оставляли плакать, заметно ниже, чем у тех, которых мамы и папы во время плача брали на руки, качали и баюкали, не теряя терпения. Более того, психотерапевты утверждают, если родители не утешают грудного ребенка, и он часами плачет перед сном, его нервная система становится гиперактивной, а организм слабым. Такие дети часто болеют, страдают нарушением дыхания, сна, аппетита и повышенной потливостью. Ребенок никогда не станет плакать без причины. Поэтому вместо того, чтобы впадать в панику или злиться, попробуйте понять, что беспокоит вашего малыша. Он воспринимает свои потребности как угроза к существованию. Если он голоден, ему кажется, что он может умереть, если сейчас же ему не дадут грудь. Первые 4- 5 месяцев плач для ребенка – единственный способ сообщить о своих потребностях, беспокойстве и боли. Плачем он не только просит помощи, но и хочет снять напряжение. Если же родители не успокаивают его или вмешиваются слишком поздно, ребенок испытывает чувство покинутости и ненужности. Безусловно, трудно утешить малыша, когда он плачет, а родители уже перепробовали все, чтобы его успокоить. Особенно если он не спит ночами и родители устали, и уже нет никаких сил. “Ну и пусть поплачет! Не буду больше ему потакать!” – думают они. Им, кажется, что стать хорошей матерью или отцом с таким ребенком не сможет никто. Подруги и родственники их поддерживают. “Мы ночью просто не обращали внимания на то, что ребенок плачет и через некоторое время он перестал плакать и по ночам нас уже больше не беспокоил” – рассказывают они, призывая родителей следовать их примеру. Слушать советов подруг, бабушек и родственников, которые не владеют педагогическими знаниями – крайне неправильно. Всем людям, независимо от возраста, нужно любовь и утешение. Ребенок плачет, чтобы пришли на помощь. Если же окружающие на его крик не реагируют, то он воспринимает это, как отсутствие любви. Чем лучше родители успокаивают ребенка, тем он станет уверенным в себе и более самостоятельным вырастет. Чтобы найти общий язык с малышом от родителей требуется немало терпения. Будут моменты, когда уставшая мама уже сама готова плакать вместе с ребенком из-за того, что не в состоянии его унять. Даже в этом случае нельзя оставлять ребенка одного плакать, попросите помощь его успокоить папу, бабушку или других членов семьи. Обычно грудные дети капризничают, выражая свои потребности, около 1,5 – 2 месяцев, а затем родители начинают понимать его и угадывать момент, когда нужно вмешаться, чтобы малыш не плакал так, что его невозможно успокоить. У родителей, которые не оставляли грудных детей плакать, а всячески пытались успокоить его, спустя несколько месяцев плач начинает дифференцироваться. Теперь ребенок уже плачет только тогда, когда ей действительно голодно, страшно или больно. Чем спокойнее ведут себя родители, услышав плач ребенка, тем быстрее успокаивается их малыш. Отношение родителей и грудного ребенка уточняется в ходе их “танца втроем”. Если родителей не выводит из равновесия крик ребенка, малыш тоже начинает понимать, что ему не нужно, чтобы что-то получить громко плакать, а нужно просто немного потерпеть. Чем лучше понимают родители своего ребенка, тем меньше он плачет. У спокойных родителей и ребенок спокойный. Он не требует постоянного присутствия родителей рядом с ним, а лежит в своей кроватке и часами играет игрушками, будучи уверенным в том, что он любим и дорог. Увидев маму, он не плачет, а улыбается. Поэтому чтобы грудной ребенок не плакал, молодым родителям нужно самим вести себя как взрослые – не злиться, не впадать в панику, а представить, что чувствует ваш грудной ребенок, взять его на руки и прижать к груди, несмотря на то, что вы уже сильно устали. – Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений” Автор: Искандер Милевски Оглавление темы “Проблемы современного человека”: |
Плакать или не плакать ребенку? Как реагировать на детские слезы? Эти вопросы, заставляют многих мам ломать голову, и искать верный путь.
Очень часто в письмах и в комментариях вы спрашиваете меня именно об этом:
Что делать, если бабушка, например, запрещает брать ребенка во время каждого его плача, говорит: «Да ты его избалуешь». И добавляет, что он станет капризным и вообще никого так не воспитывают. «Мы к тебе не подходили, вот и выросла нормальным человеком».
Времена меняются, меняются и знания в детской психологии. Появляются новые области в психологической науке. Поэтому вопрос детского плача сейчас уже можно рассматривать с точки зрения вполне обоснованной психологической базы.
Можно ли баловать грудного ребенка?
В этой статье мы будем говорить о ребенке до года, поскольку после года ребенок уже обладает определенным уровнем сознания, у него накоплен определенный жизненный опыт.
Имеется способность выстраивать небольшие взаимосвязи. Он может понимать, что своим криком вполне может добиться определенной реакции от родителей.
Если же взять новорожденного ребенка, то у него никаких злых умыслов против вас нет. Ребенок рождается и у него есть только потребности:
- потребность быть рядом с мамой;
- потребность в насыщении;
- в отдыхе;
- близости;
- контакте.
Все эти потребности обеспечивают выживание ребенка. Единственный способ взаимодействия со взрослым человеком и способ как-то повлиять на происходящее во внешнем мире — это плач.
Вполне нормально, что когда ребенок испытывает какой-то дискомфорт, то он начинает об этом сигналить.
Читайте также полезную статью Новорожденный ребенок>>>
Важно! Если мы удовлетворяем потребность ребенка сразу, то у ребенка нет дальше задачи кричать, пугать соседей и проявлять себя именно такими истерическими рыданиями.
И наоборот, если мама откликается на потребности ребенка только после того как он очень громко-громко покричит, ребенок учится такому способу общения: «поори погромче, и тогда тебя заметят, ведь если кричать тихо и незаметно, то потребности игнорируются».
Подробнее о грамотном уходе за младенцем смотрите в интернет-курсе Счастливое материнство: методика мягкого ухода>>>
Пусть поплачет — крепче станет!
Но что происходит в семье, если допускаются такие ситуации — ребенок плачет, и к нему не подходят:
- Странные тренировки какой-то выдержки: вы сидите перед ребенком, он вас видит, плачет, просит утешений и объятий, но не получает никакой реакции в ответ.
Это определенная жестокость по отношению к маленькому ребенку, который сам не может встать и дойти до вас, что-то объяснить словами.
- Или, когда вы начинаете обучать ребенка самостоятельному засыпанию, и используете достаточно жесткие методы, которые базируются на том, что ребенок плачет, но мама стоит с секундомером и высчитывает 10, 20, 30 минут.
Она не имеет права заходить в комнату к ребенку и утешать его. Считается, что таким образом ребенок учится. Давай, ложись спи и засыпай сам. Но вы сами понимаете, на сколько это стрессовая обстановка для ребенка.
Читайте также полезную статью Сон малыша до года: с грудью или без>>>
- Или, если во время бодрствования малыша вы оставляете его в кроватке, включаете какой-то мультфильм, и практически не взаимодействуете с ним, посвящая все время домашним делам.
Когда нет ежедневного и ежеминутного взаимодействия, улыбок, общения по типу «ты мой хороший» — ребенок испытывает стресс.
Читайте также Как все успевать после родов молодой маме>>>
Важно! Ребенок первого года жизни понимает то, какой он, отталкиваясь от вашей обратной связи.
Если мама, смотря на него всегда улыбается и говорит: «Да ты мое солнышко, ты мой любимый, самый красивый». То и ребенок как раз понимает: «Я хороший, я любимый. И весь мир чудесный и удивительный».
Если мама не взаимодействует, не дает обратную связь ребенку на темы:
- какой ты;
- какого мне с тобой;
- как, вообще, я реагирую на твои действия.
Это — тоже стресс для ребенка. Он не знает, как развиваться, и что происходит.
- Если мама впадает в послеродовую депрессию, или находится в раздражении, может быть, случилась сложная жизненная ситуация, в которой ей тяжело справиться. И ребенок здесь проявляется в виде раздражающего элемента.
Например, тяжелый развод идет в семье, и ребенок может быть был рожден по инициативе супруга. Сейчас супруг вдруг решил уйти, и женщина смотрит на этого ребенка, говоря: «Ты причина, я тебя, вообще, не хотела, да, это все из-за тебя».
Влияние отношения взрослых на состояние ребенка
Во всех этих ситуациях первое, что мы с вами видим, конечно, ребенок плачет. Он расстраивается. Но давайте заглянем глубже, на уровень нервной системы. Что происходит там?
Моменты, во время которых происходит очень большой выброс в кровь гормонов стресса:
- когда ребенок находится в переживании;
- когда он плачет и не получает отклика от мамы, либо от того человека, который за ним ухаживает;
- когда ребенок не чувствует любви и заботы.
Читайте также актуальную статью по теме Ссоры родителей и их влияние на ребенка>>>
Гормон стресса снижает проводимость между нейронами, он снижает способность усваивать и перерабатывать поступающую информацию.
Т.е. все те действия, которые мы будем направлять к ребенку, слова в его сторону, весь обучающий процесс, да и попытки развития и стимуляции — все эти импульсы не будут находить отклик внутри ребенка.
Читайте также Как успокоить плачущего ребенка>>>
Важно! Гормон стресса напрочь забивает способность учиться, развиваться и узнавать новое. И самое страшное, что они делают это не на один-два часа, это происходит на две-три недели.
После серьезных травматических вещей, регулярно происходящих, на две-три недели ребенок делает очень мощную остановку или даже откат в развитии.
Вред развитию младенца
Когда мы подвергаем ребенка стрессу, мы вредим развитию ребенка. Мы разрушаем базовое доверие к маме, к миру.
Да, это ребенок, который растет с чувством настороженности, который постоянно будет в добрых словах, обращенных к нему, добрых действиях, будет искать какую-то вторичную выгоду, подвох.
Он не может доверять во взрослой жизни другим людям и открываться, сохранять определенный уровень близости с этими людьми. Это повышает уровень тревожности ребенка.
Читайте также Ребёнок боится чужих людей>>>
А что нам дает тревожность маленького ребенка?
Это ребенок, который постоянно плачет, просится быть у мамы на руках, которого невозможно отложить от себя во время его сна. Это ребенок, который плохо и долго засыпает, тревожно спит и часто просыпается.
Важно! Т.е. по сути все то, что нам не нравится в поведении ребенка, мы можем своими собственными действиями это провоцировать.
Как справиться с тревожным поведением ребёнка, как правильно за ним ухаживать, в чем нуждается ребенок первого года жизни, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>
Нарушение доверия и проблемы во взрослой жизни — еще один результат игнорирования плача ребенка в маленьком возрасте.
Есть исследование, которое подтвердило, что, если ребенок постоянно в маленьком возрасте испытывает стрессовые события, то во взрослой жизни он будет обладать низкой сопротивляемостью к стрессовым ситуациям.
Эти люди, страдают неврозами, фобиями, страхами, тревожностью.
Верное направление воспитания
Итак, что же делать и как воспитывать ребенка, на что ориентироваться.
- Важно удовлетворять базовые потребности ребенка:
- сон;
- питание;
- безопасность;
- туалетные дела.
Это задача родителя — задача внимательного взрослого.
- Быть в контакте с ребенком, т.е. давать обратную связь на его поведение, на его реакции, на него в целом, как на малыша.
- Следить за своими эмоциями, т.е. если мы в раздражении, то ребенок, не обладающий способностью делиться с мамой, начинает считать, что это все из-за него. И это тоже повышает чувство тревоги у ребенка.
Читайте также полезную статью Как реагировать на детские слезы>>>
Поэтому стоит следить за своими эмоциями, и если самостоятельно не удается с ними справиться, значит нужно обращаться за помощью к подругам, обсуждать это с мужем, может быть, обращаться к психологу или психотерапевту. Но не держать это в себе, и не проецировать это на своего ребенка.
Ну и, конечно, учиться и развиваться. Читать, смотреть видео и обучающие курсы на нашем сайте.
Счастливого материнства!
Читайте также:
- Как отучить ребенка от рук?
- Регресс сна в 4 месяца
- Ребенок постоянно просит грудь