Письмо о пользе стекла шувалов

Письмо о пользе стекла шувалов thumbnail
  1. М.В. Ломоносов
  2. Избранные произведения
  3. Примечания

Письмо о пользе Стекла. Отд. изд. Спб., 1753, — Соч. 1757. Представляет собой просветительскую поэму, написанную в форме дружеского послания к И. И. Шувалову. Ломоносов отстаивает право науки истолковывать явления природы независимо от

517

религиозных представлений и традиций; защищает учение Коперника и Кеплера о солнечной системе, а также взгляды Джордано Бруно о множестве населенных миров.

Две ночи сложены в едину. Согласно древнегреческому мифу, Зевес, посещая Алкмену, мать Геркулеса, чтобы продлить свидание с ней, слил две ночи в одну.

Которая дала путь чудным сим родам. Имеется в виду образование вулканического «стекла» из остывшей лавы после извержения Этны.

Довольна чадом мать, доволен им отец — т. е. «натура» (природа) и огонь.

Блеск Стекла. Имеется в виду глазирование фарфора стекловидной массой.

Финифти, Мозаики. Финифть — род эмали. Финифтяное дело было распространено на русском Севере (Великий Устюг, Сольвычегодск). Мозаика первоначально составлялась из частиц естественных камней и минералов, замененных впоследствии непрозрачными цветными стеклами (смальтой).

В Америке живут и т. д. Речь идет о древних обитателях Нового Света, которых порабощали европейские завоеватели.

Кастиллан— кастилец. Здесь: конкистадор.

Небесным без греха огнем курим табак. Речь идет о зажигательных стеклах.

Аристарх из Самоса (III в. до и. э.) — греческий философ и астроном. Он утверждал, что звездная сфера и Солнце неподвижны, а Земля обращается по окружности, центром которой служит Солнце (причем центр звездной сферы не совпадает с этим центром). По свидетельству Плутарха, стоик

Клеант обвинил Аристарха в святотатстве.

Запутан циклами. Чтобы согласовать сложные движения планет по небосводу с принятой в средние века «системой мира» Клавдия Птолемея, было принято, что каждая планета движется по особому кругу, называемому «эпициклом», причем центр каждого «эпицикла» в свою очередь двигался по другому кругу, еще большему («дифференту»). Для приспособления этой теории к практическим расчетам приходилось ее все более и более усложнять и вводить новые дополнительные «эпициклы».

Гугений — латинизированная форма фамилии голландского ученого Христиана Гейгенса (Гюйгенса, 1629—1695), которым были открыты кольца вокруг планеты Сатурн. Книга Гейгенса «Космотеорос», знакомившая с учением Коперника, появилась в русском переводе в 1717 г.

Кеплер Иоганн (1571—1630), немецкий астроном, разработавший законы движения планет и завершивший учение

Коперника. Последний, указав на центральное положение Солнца в нашей системе, не смог отрешиться от традиционного представления, что движение планет может совершаться только по кругу, и поэтому был вынужден сохранить часть «эпициклов» (см. выше). Кеплер, доказав, что это движение совершается по эллипсисам, устранил эти противоречия.

Августин (354—430) — западноевропейский (вечерний) богослов, отрицавший в своей книге «О граде божием» существование антиподов (людей, живущих на противоположном полушарии).

В костелах новых — т. е. построенных в Новом Свете католиками.

Стеклянный шар — часть электростатической машины, в которой электричество получалось путем трения о стеклянную поверхность.

До лета прошлого. Имеется в виду известие об опытах Франклина с атмосферным электричеством, полученное в 1752 г.

Прощает миллионы. 15 декабря 1752г. Елизавета издала указ о снятии недоимок по подушному сбору.

Меценат — И. И. Шувалов.

    Морозов А.А. Комментарии: Ломоносов. Письмо о пользе Стекла // М.В. Ломоносов. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1986. С. 517—518. (Библиотека поэта; Большая серия).

    © Электронная публикация — РВБ, 2004—2020. Версия 2.0 от 1 декабря 2016 г.

    Источник

    Ïîðòôåëü áåç ìèíèñòðà

    Íåïðàâäó î ñòåêëå òå ãîâîðÿò, Øóâàëîâ,

    Êîòîðûå ñòåêëî ÷òóò ìåíüøå ìèíåðàëîâ

    Ìèõàèë Ëîìîíîñîâ «Ïèñüìî ãðàôó Èâàíó Øóâàëîâó î ïîëüçå ñòåêëà»


    “Âûïóñêíèêó þðèäè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà ÌÃÓ (äàðîì, ÷òî íå ôèëôàêà!) Èãîðþ Èâàíîâè÷ó Øóâàëîâó åùå â ñòóäåí÷åñòâå ìóäðûå ïðåïîäàâàòåëè íàâåðíÿêà ïðîæóææàëè óøè öèòàòîé èç îäíîãî îòöà-îñíîâàòåëÿ Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà (â ÷åñòü êîòîðîãî îí òåïåðü è íàçâàí), àäðåñîâàííîé äðóãîìó (ïåðâîìó ðåêòîðó, âïîñëåäñòâèè ñòàâøåìó è ïåðâûì ðåêòîðîì Ðîññèéñêîé àêàäåìèè íàóê), áëàãî ôàìèëèÿ ñ ó÷åíûì ôàâîðèòîì èìïåðàòðèöû Åëèçàâåòû Ïåòðîâíû ó íèõ îáùàÿ. Øóòêè – â ñòîðîíó: ÷åëîâåê, íà 37-ì ãîäó æèçíè ñòàâøèé «øåðïîé» ãëàâû ãîñóäàðñòâà â «áîëüøóþ âîñüìåðêó» è óæå èìåþùèé çà ïëå÷àìè ìíîãîëåòíèé îïûò ðóêîâîäñòâà àïïàðàòîì ïðàâèòåëüñòâà – îòíûíå ãëàâíûé êàíäèäàò â «ñåðûå êàðäèíàëû» ïîëèòèêè Êðåìëÿ è äîñòîéíûé íàñëåäíèê ñëàâû âåëèêîãî ãðàôà. Ìîæåò áûòü, äàæå óæå ñâåòëåéøèé êíÿçü ïî ïðåæíèì ïðèäâîðíûì ìåðêàì.  ñòðàíå, êàê íè êðóòè, íîâûé «ïåòåðáóðæñêèé ïåðèîä» èñòîðèè, ïîýòîìó ìåðÿòü êàðüåðó ñèÿòåëüíîãî áþðîêðàòà (êñòàòè, ìîëîæå Âëàäèìèðà Ðûæêîâà-ìëàäøåãî) ïðèõîäèòñÿ íå â ñäåëàâøèõ ñåáÿ ñàìè Ëîìîíîñîâûõ, à, óâû, â ñìåíèâøèõ ïî ïóòè íå îäíîãî ïîêðîâèòåëÿ Øóâàëîâûõ. Ïðîçðà÷íûé íàìåê? Áîëåå, ÷åì…

    Ìàìîíòåíîê èç âå÷íîé ìåðçëîòû

    Îáúÿñíÿþùàÿ âñå â õàðàêòåðå ïðîäâèæåíèÿ ïî ñëóæåáíîé ëåñòíèöå íûíåøíåãî ïîìîùíèêà ïðåçèäåíòà ÐÔ Âëàäèìèðà Ïóòèíà äåòàëü âûãëÿäèò íà ñëóõ äîâîëüíî ñêðîìíî: ñ 1993 ïî 1995 ãîä Èãîðü Èâàíîâè÷ ÿâëÿëñÿ ñòàðøèì þðèñêîíñóëüòîì ÀÎÇÒ «ÀËÌ Êîíñàëòèíã», ñ 1995 ïî 1997 ãîä – äèðåêòîðîì àäâîêàòñêîãî áþðî «ÀËÌ»… ÀËÌ – ýòî âåíçåëü, èíèöèàëû Àëåêñàíäðà Ëåîíèäîâè÷à Ìàìóòà, ÿêîáû âòîðîãî (ïîñëå Ðîìàíà Àáðàìîâè÷à, åñòåñòâåííî) «ñïîíñîðà» Ñåìüè ïåðâîãî ãëàâû íîâîé Ðîññèè Áîðèñà Åëüöèíà. Ñ äèïëîìîì ðÿäîâîãî ïðàâîâåäà ïîïàñòü ñðàçó â àòòàøå ïðàâîâîãî äåïàðòàìåíòà ÌÈÄ, à îòòóäà ïðàêòè÷åñêè íåçàìåäëèòåëüíî â áîëüøîé áèçíåñ ìîã òîëüêî ÷åëîâåê ñ íóæíûìè äëÿ êàðüåðíîãî ðûâêà – ñ ìåñòà â êàðüåð ñâÿçÿìè – è «îòìîðîæåííûìè» ðàç è íàâñåãäà ïðèíöèïàìè.

    Читайте также:  Перловка вода польза и вред

    Ñëîâî «Mammut», êñòàòè, íà áîëüøèíñòâå åâðîïåéñêèõ ÿçûêîâ îçíà÷àåò «ìàìîíò»: òàê íàçûâàþòñÿ îáû÷íî áîëüøèå ñóïåðìàðêåòû â ìåãàïîëèñàõ èëè ôèðìû ïî ïîäúåìó ñî äíà ìîðñêîãî êðóïíîòîííàæíûõ ñóäîâ òèïà ÀÏË «Êóðñê». Ðîäèâøèéñÿ íà ×óêîòêå, â çîíå âå÷íîé ìåðçëîòû, Øóâàëîâ ñ ïîëíûì ïðàâîì ìîæåò íàçâàòü ñåáÿ ìàìîíòåíêîì, êîòîðûé âïîëíå ñåáå îòîãðåëñÿ íà ñðåäíåðóññêîì ñîëíûøêå. Çðÿ ñìååòåñü, èáî óäà÷íîå ñòå÷åíèå îáñòîÿòåëüñòâ ðåäêî âûïàäàåò íà äîëþ ëþäåé ñ ãëàäåíüêèìè áèîãðàôèÿìè. Âîò è Èãîðþ, ïðîâàëèâøåìó ïîñòóïëåíèå â âóç ñðàçó ïîñëå øêîëû, ïðèøëîñü ïîìûêàòüñÿ ñïåðâà â ÍÈÈ ëàáîðàíòîì, à ïîòîì è â àðìèè ñîëäàòîì.

    Ýòî áûë, ìåæäó ïðî÷èì, âòîðîé (ïîñëå îïåðàöèé 1984-ãî) ïèê ñîâåòñêîé âîéíû â Àôãàíèñòàíå, êîãäà ðîäèòåëè áóêâàëüíî ìîëèëèñü íà ìèðîòâîð÷åñêèé ïîòåíöèàë ãåíñåêà Ìèõàèëà Ãîðáà÷åâà, à îí äàë ïîñëåäíèé øàíñ ñâîèì ãåíåðàëàì äîáèòüñÿ ïîáåäû íà ïîëÿõ ñðàæåíèé â ãîðíûõ êèøëàêàõ – è ïîäãîòîâèòåëüíîå îòäåëåíèå ÌÃÓ â 1997-ì äëÿ ÄÌÁ Øóâàëîâà ñòàëî çàñëóæåííûì èçáàâëåíèåì îò ïåðìàíåíòíîé óãðîçû çàãðåìåòü ïîä ïóëè. Ñòðàíà óæå âîâñþ ÷èòàëà â ïåðåñòðîå÷íîé «Þíîñòè» ïîâåñòü «Ñòî äíåé äî ïðèêàçà», à «íà ãðàæäàíêó» âûøåë ãîòîâûé «äåä» è æåëåçîáåòîííî ïîñòóïèë â óíèâåðñèòåò, êîãäà-òî îñíîâàííûé åãî ëåãåíäàðíûì… ïðåäòå÷åé.

    ×óê÷à â ÷óìå æäåò ðàññâåòà

    Ïîíà÷àëó áèçíåñ íå ñóëèë Èãîðþ Èâàíîâè÷ó íèêàêîé âíÿòíîé ïåðñïåêòèâû êðîìå ðîñòà ëè÷íîãî áëàãîñîñòîÿíèÿ: â ìàå 1995-ãî Øóâàëîâ ñòàë îäíèì èç ó÷ðåäèòåëåé ÀÎÎÒ «Ñòàëêåð» (îïòîâàÿ òîðãîâëÿ), â àâãóñòå 1995-ãî – ÀÎÎÒ «Ôàíòåéì» (óæå ðèýëòåðñêàÿ äåÿòåëüíîñòü), â îêòÿáðå 1996- ãî – ÀÎÇÒ «ÐÝÍÄλ (ïðîèçâîäñòâî è ðåàëèçàöèÿ òîâàðîâ íàðîäíîãî ïîòðåáëåíèÿ)… Íèêàêàÿ áëîõà íå ïëîõà – âñå ìàëåíüêèå, âñå ïðûãàþò. Íî âîò â äåêàáðå 1996 ãîäà ïî çàêàçó çàìåñòèòåëÿ ñåêðåòàðÿ Ñîâáåçà ÐÔ è äàâíî óæå îëèãàðõà Áîðèñà Áåðåçîâñêîãî íàñòóïàåò ðàññâåò – äëÿ êîíñîëèäàöèè «÷àñòíîãî ïàêåòà» àêöèé Îáùåñòâåííîãî ðîññèéñêîãî òåëåâèäåíèÿ, ïðî÷íî âåùàþùåãî íà ïðåçèäåíòñêîé «ïåðâîé êíîïêå», ñîçäàåòñÿ «äåëîâàÿ êðûøà». Âìåñòå ñî ñòàðøèì þðèñòîì è ïàðòíåðîì áþðî «ÀËÌ» Íàòàëüåé Ðóñèíîé è íàø ñåãîäíÿøíèé ïåðñîíàæ ñòàíîâèòñÿ ó÷ðåäèòåëåì ÇÀÎ «OPT-Êîíñîðöèóì áàíêîâ». À âñêîðå ãðÿíåò è ïåðâàÿ ìåäèà-âîéíà (çà «Ñâÿçüèíâåñò»), íà êîòîðîé ïîìèìî èíôîðìàöèîííîãî, ðàçóìååòñÿ, áûëè è äðóãèå ôðîíòû.

    Ôðîíò Èãîðÿ Øóâàëîâà íàçâàëñÿ Ãîñêîìèìóùåñòâî, áàñòèîí Àíàòîëèÿ ×óáàéñà è Êî, êóäà åãî äåëåãèðîâàëè íà ðååñòð ôåäåðàëüíîé ñîáñòâåííîñòè.  ÃÊÈ òîò ïåðåæäàë ãðîì «äåëà Ñîþçà ïèñàòåëåé», êîãäà êàðüåðû ñîðàòíèêîâ ãëàâíîãî ïðèâàòèçàòîðà ðàçîì ïîñûïàëèñü èç-çà îáâèíåíèé â ïîëó÷åíèè ãîíîðàðà-âçÿòêè çà íåíàïèñàííóþ êíèãó, è äàæå ñòàë òàì çàìåñòèòåëåì ìèíèñòðà.  «äåôîëòíîì» 1998-ì ïðåìüåð Ñåðãåé Êèðèåíêî çàáðàë áþðîêðàòà íà ïîâûøåíèå: ïðåäñåäàòåëåì ÐÔÔÈ, ÷òî îáúÿñíÿëîñü äàâíèì çíàêîìñòâîì «êèíäåð-ñþðïðèçà» ðîññèéñêîé ïîëèòèêè ñ áèçíåñ-êóðàòîðîì åãî íèæåãîðîäñêîãî åùå ïðîåêòà «ÍÎÐÑÈ-îéë» – òåì ñàìûì Øóâàëîâûì.

    Îäíàêî êðàõ 17 àâãóñòà íå óòîïèë Èãîðÿ Èâàíîâè÷à, íî, íàïðîòèâ, âîçíåñ þíîãî áþðîêðàòà â íîâûå êóëóàðû. Íåäîëãèé è.î. õîçÿèíà Áåëîãî äîìà Âèêòîð ×åðíîìûðäèí, êàê èçâåñòíî, âñåãäà ïîîùðÿâøèé ìîëîäûõ äà ðàííèõ (åñëè òå áåçóïðå÷íî ëîÿëüíû!), òóò æå âêëþ÷èë â ñîñòàâ ïðàâèòåëüñòâåííîé êîìèññèè ïî ïîäãîòîâêå ïðåäëîæåíèé ïî âûâîäó ýêîíîìèêè èç êðèçèñà. Íàøåëñÿ ëåãêî ó Øóâàëîâà îáùèé ÿçûê è ñ òðåìÿ ïîñëåäóþùèìè ïåðâûìè ìèíèñòðàìè Åâãåíèåì Ïðèìàêîâûì, Ñåðãååì Ñòåïàøèíûì è äàæå Âëàäèìèðîì Ïóòèíûì, à ÷åòâåðòûé – Ìèõàèë Êàñüÿíî⠖ äàæå ñäåëàë ÷åëîâåêà-ïîðòôåëü ïðè ñåáå ðóêîâîäèòåëåì àïïàðàòà êàáèíåòà â ðàíãå ìèíèñòðà. Õîòÿ çà÷åì ïîðòôåëü ÷èíîâíèêó, ó êîòîðîãî è òàê âñå áóìàãîòâîð÷åñòâî ïîä êîíòðîëåì? «×óê÷à» â ñàìîì áîëüøîì «÷óìå» Ìîñêâû, îäíàêî, äîæäàëñÿ ñâîåãî çâåçäíîãî ÷àñà!

    Àðèÿ êíÿçÿ Èãîðÿ

    Ïðåäàë ëè êîãî-íèáóäü èç ñâîèõ áûâøèõ íà÷àëüíèêîâ Èãîðü Øóâàëî⠖ ñïðîñèòå ó ñàìèõ ýòèõ áûâøèõ íà÷àëüíèêîâ, ìåæëè÷íîñòíûå îòíîøåíèÿ – ìàòåðèÿ óæ ñëèøêîì äåëèêàòíàÿ è ñóáúåêòèâíàÿ, ÷òîáû ñóäèòü î íåé íà ðàññòîÿíèè. Ïðî ñàìîãî ìîëîäîãî èç àäìèíèñòðàòîðîâ Áåëîãî äîìà êàê ïðàâèòåëüñòâåííîãî çäàíèÿ èçâåñòíî ñëåäóþùåå: îí âçÿë ïîä óïðàâëåíèå ñëîæíûé áóìàãîïîòîê ïðè ïîìîùè òîòàëüíîé êîìïüþòåðèçàöèè çäàíèÿ è ââåäåíèÿ øòðèõ-êîäîâ íà âñå äîêóìåíòû, òîãäà êàê ïåðñîíàëüíî îáîøåëñÿ ìàëîé êðîâüþ, ïî÷òè íèêîãî èç äîñòàâøèõñÿ â íàñëåäñòâî ïîä÷èíåííûõ íå óâîëèë, ïðîñòî íà ñåáÿ êàê íà óïðàâëåíöà èõ ïåðåêîììóòèðîâàâ.

    Åãî ïðåäøåñòâåííèê íà ïîñòó Äìèòðèé Êîçàê, êîíå÷íî, áûë àñ â ñâîåé ïðîôåññèè, íî ïîâåðèòü â òî, ÷òî ìàøèíà, ñêîíñòðóèðîâàííàÿ ïîä Ìèõàýëÿ Øóìàõåðà, áóäåò òàê æå èñïðàâíî ñëóæèòü, ñêàæåì, Êèìè Ðàéêêîíåíó – èçâèíèòå! – òðóäíî. Ðàçâå ÷òî íîâûé ïèëîò ïðîñòî ñèäåë â êàáèíå ïðè âêëþ÷åííîì èçâíå àâòîïèëîòå è òàì îò ñòðàõà ïðîñòî íå êàñàëñÿ ðóêîé ÷óæèõ êíîïîê? Âåðñèÿ, êñòàòè, èìåþùàÿ ïðàâî íà ñóùåñòâîâàíèå ïðè ñàìîì «òåõíè÷åñêîì» èç âñåõ ïðåìüåðîâ. Êàñüÿíîâå. Ïîêà òîò ðàáîòàë â òàíäåìå ñ äðóãèì «÷åëîâåêîì Ñåìüè» Àëåêñàíäðîì Âîëîøèíûì, ñèäåâøèì â Êðåìëå ó ðóëÿ àäìèíèñòðàöèè ïðåçèäåíòà ÐÔ, ìàøèíà îòå÷åñòâåííîé ýêîíîìèêè åõàëà èñïðàâíî è òîëüêî íàáèðàëà îáîðîòû ðîñòà ÂÂÏ. À ñòîèëî Ìèõàèëó Ôðàäêîâó ëèøü ïðèáàâèòü ãàçó àäìèíèñòðàòèâíîé ðåôîðìå, êàê àâòîìîáèëü ñðàçó îñòàíîâèëñÿ.

    Читайте также:  Вред и польза телефонов сочинение

    Èãîðü Èâàíîâè÷ â îäíîì èç ñâîèõ íàðî÷èòî íåìíîãî÷èñëåííûõ èíòåðâüþ êàê-òî ïðèçíàëñÿ, ÷òî îíè ñ Ìèõàèëîì Ìèõàéëîâè÷åì åùå «íà áåðåãó» äîãîâîðèëèñü, ÷òî îáà îãðàíè÷àòñÿ òîëüêî «òîíêîé íàñòðîéêîé» ðàáîòû ïðàâèòåëüñòâà, è äîâîëüíî äîëãà çà ýòî ñëîâî äåðæàëèñü. Âèäèìî, ïîêà íå ïðèøëà ïîðà ÷óòêîìó áþðîêðàòó-ôàâîðèòó Øóâàëîâó â î÷åðåäíîé ðàç ñìåíèòü ïîêðîâèòåëÿ: 2003-é ãîä – ñàìè ïîíèìàåòå! – ëó÷øå ñòîÿòü çà âûñîêèå òåìïû ðîñòà ýêîíîìèêè, ÷åì ñèäåòü (íà äà÷å ïîä ôàêòè÷åñêè äîìàøíèì àðåñòîì) çà íèçêèå. Î÷åâèäöû ñâèäåòåëüñòâóþò, ÷òî ïîõîä «êíÿçÿ Èãîðÿ» â Êðåìëü â ïóòèíñêóþ êîìèññèþ ïî óäâîåíèþ ÂÂÏ ñîïðîâîæäàëñÿ â Áåëîì äîìå áóðíûìè ñöåíàìè ðàññòàâàíèÿ ñ ïðåìüåðîì. Èç-ïîä Êàñüÿíîâà ïðîñòî âûäåðíóëè ñòóë, íà êîòîðîì òîò ñèäåë, è ñíîâà ïîäëîæèëè ïîä äðóãîå ìÿãêîå ìåñòî.

    Îòïóñòèòå ìåíÿ â Ãèìàëàè

    «Øåðïàìè» âîîáùå-òî íàçûâàþò ïðîâîäíèêîâ ïî ãîðíûì òðîïàì â Ãèìàëàÿõ, à â «áîëüøîé âîñüìåðêå» òàê èìåíóþò äîâåðåííûõ ëèö ïî ïîäãîòîâêå ñàììèòîâ (áóêâàëüíî – «âåðøèíà») ëèäåðîâ âåäóùèõ ýêîíîìèê ìèðà. Äî ñèõ ïîð íà ýòîé ïîçèöèè îò ÑÑÑÐ è Ðîññèè îêàçûâàëèñü òîëüêî ïðîôåññèîíàëüíûå ýêîíîìèñòû: Ãðèãîðèé ßâëèíñêèé, Åãîð Ãàéäàð, Áîðèñ Ôåäîðîâ, Àëåêñàíäð Øîõèí, Åâãåíèé ßñèí, Àëåêñàíäð Ëèâøèö, Àíäðåé Èëëàðèîíîâ… ×òî îçíà÷àåò ïîÿâëåíèå â íîâîì êîíòåêñòå þðèñòà Èãîðÿ Øóâàëîâà? Åãî îôèöèàëüíîå ïðèçíàíèå â êà÷åñòâå ñïåöèàëèñòà ïî áèçíåñ-èíòåðåñàì ñòðàíû íà Çàïàäå èëè ñìåíó â Êðåìëå ïðåäñòàâëåíèÿ î òîì, êòî íà ñàìîì äåëå äîëæåí ðóëèòü íàðîäíûì õîçÿéñòâîì? Äà áþðîêðàòû æå!

    Ñîáñòâåííîñòü òîòàëüíî îãîñóäàðñòâëÿåòñÿ è òåïåðü âî ãëàâå ñîâåòîâ äèðåêòîðîâ ðàçíûõ ÐÀÎ ïîñòàâëåíû äåéñòâóþùèå ÷èíîâíèêè: Äìèòðèé Ìåäâåäåâ â «Ãàçïðîìå», Èãîðü Ñå÷èí â «Ðîñíåôòè», Âëàäèñëàâ Ñóðêîâ â «Òðàíñíåôòè» – íàø ãåðîé òîæå, ïîêà â «Ñîâêîìôëîòå», íî ÷ëåíñòâî â àíàëîãè÷íîì îðãàíå «Ðîññèéñêèõ æåëåçíûõ äîðîãàõ» íå îñòàâëÿåò áîëüøèõ ñîìíåíèé â âåðîÿòíîì ïðåäñåäàòåëüñòâå Èãîðÿ Èâàíîâè÷à. Øóâàëîâ êàê «øåðïà», ïîæàëóé, ñáûâøèéñÿ êîøìàð çàïàäíûõ ïàðòíåðîâ Ðîññèè, òîëüêî-òîëüêî ïðèçíàâøèõ íàñ (è òî íåîõîòíî) ñòðàíîé ñ ðûíî÷íîé ýêîíîìèêîé. Âåñü ëèáåðàëèçì ÂÂÏ-ïðåçèäåíòà, êàê èçâåñòíî, áàçèðîâàëñÿ íà ðàäèêàëüíîì èìèäæå åãî ñîâåòíèêà Àíäðåÿ Èëëàðèîíîâà è îòêàçå îò ïðåæíåé ïîëèòèêè «ïîìîùè êëóáà» íà ñàììèòàõ ñ G-7. Òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê ÐÔ ïåðåñòàëà ïðîñèòü ôèíàíñîâîé ïîìîùè ó «áîëüøèõ», åå ïóñòèëè èç ïðåäáàííèêà â çàë îñíîâíûõ çàñåäàíèé, èíêîðïîðèðîâàâ â «âîñüìåðêó».

    ×òî ïðèíåñåò ïóáëè÷íàÿ ñìåíà âåêòîðà? Èãîðü Èâàíîâè÷, êîíå÷íî, òîæå âëàäååò àíãëèéñêèì ÿçûêîì, íî â îòëè÷èå îò êîìàíäû «Àëåêñàíäð-õàóñà»-2000 Ãåðìàíà Ãðåôà åãî èìåííàÿ êîìèññèÿ ïî óäâîåíèþ ÂÂÏ òàê íè÷åãî è íå ïðåäëîæèëà ãîñóäàðþ, ÷òî òîò ìîã áû ïîêàçàòü íà Çàïàäå â êà÷åñòâå äîêàçàòåëüñòâà. Ïóòèí âòîðîãî ñðîêà – ÷òî Àëåêñàíäð I Áëàãîñëîâåííûé: íà÷èíàë ñ êîìèññèè Ñïåðàíñêîãî, à çàêîí÷èë «âîåííûìè ïîñåëåíèÿìè» Àðàê÷ååâà – è äîãàäàéòåñü ñ òðåõ ðàç, êàêóþ ðîëü èãðàåò ïðè åãî äâîðå íûíåøíèé «êíÿçü» Øóâàëîâ.

    ×èñòûé, êàê ñòåêëûøêî, áþðîêðàò, îí, ïîõîæå, ìàñòåðñêè âëàäååò ðóññêîé (åùå âèçàíòèéñêîé ïî ïðîèñõîæäåíèþ) êóõíåé. Îäíàêî â ìèðîâîì êóëèíàðíîì ïîåäèíêå-2005, ãäå âñå ãîòîâèòñÿ èç ïàðíîãî ìÿñà, íàøåé ñòðàíå ñ åå ðàçìîðîæåííîé «ìàìîíòÿòèíîé» íå ñâåòèò äàæå ìåñòî «æàíäàðìà Åâðîïû». Íà íåãî ÑØÀ ñâàòàþò â Åâðîñîþç… Òóðöèþ, ãäå ÷àñòíûé ñåêòîð â ýêîíîìèêå – â îòëè÷èå îò Ðîññèè – ðàñòåò, à íå ñõëîïûâàåòñÿ. È àðìèÿ, êñòàòè, ñòîèò íà ñòðàæå ñâåòñêîãî ãðàæäàíñêîãî îáùåñòâà. À ìû ïî-ïðåæíåìó îñòàåìñÿ â äóøå ìåäâåäÿìè, õîòÿ áû è ãèìàëàéñêèìè òèïà «øåðïû» Èãîðÿ Øóâàëîâà.”

    Ðóññêèé êóðüåð
    https://flb.ru/info/33411.html
    Íåëèöåïðèÿòíûé ïîðòðåò îò Íîðìàíà Èëóìñà
    14.01.2005

    Øóâàëîâ

    Источник

    Химик, физик, астроном, геолог, географ, а также поэт, историк и художник — не было такой области науки и искусства, в которой Ломоносов не находил бы себе применение. Но знаете ли вы, сколь велик был вклад ученого в архитектуру вообще и в облик интерьеров XVIII века в частности? Рассказывает Юлия Шишалова.

    Основы стекловарения

    Безусловно, стекло варили и до него — причем не одно столетие. Прозрачное, цветное — второе встречалось гораздо чаще, поскольку окрас удачно скрывал неизбежные пузырьки и дефекты.

    В то же время опыт получения цветного стекла был исключительно эмпирическим: мастера толком не знали, как наверняка получить тот или иной оттенок, а те, кто обладал «секретным рецептом» и достаточным опытом — обычно и то, и другое уносили с собой в могилу.

    Михаил Васильевич первым подвел под процесс выплавления стекла научную базу и метод. Доподлинно неизвестно, что же все-таки возбудило в нем такой негасимый интерес к тому, «чего и сильный огнь не может разрушИть» («Письмо о пользе стекла» фавориту Елизаветы графу Шувалову, написанное Ломоносовым в 1752 году, по многословности и поэтичности в отношении «прекрасного Стекла» так и не удалось никому перещеголять).

    Читайте также:  Польза и вред вишни для диабетиков

    Мозаичный портрет П. И. Шувалова. Мастерская М. Ломоносова. 1785. Эрмитаж

    Вполне вероятно, то действительно были работы итальянских мозаичистов или мозаики киевских церквей, увиденные ученым во время путешествий. Или, возможно, все дело в пытливом уме, который до этого постигал тонкости добычи горных руд и минералов и вдруг вплотную столкнулся с плохо изученной темой стекла и других силикатных расплавов.

    Так или иначе, с того момента, когда в 1748 году после нескольких лет хождения по инстанциям открылась химическая лаборатория, оснащенная оборудованием по ломоносовским чертежам, Михаил Васильевич рьяно принялся за дело и провел со стеклом порядка 4000 (!) опытов. Применив свои знаменитые способности великого систематизатора, ведя лабораторные журналы и строжайше соблюдая необходимые, согласно его методу, условия экспериментов: точную дозировку компонентов и последовательное изменение только одного из факторов, в то время как прочие показатели сохраняются неизменными.

    Знание — сила

    В результате проведенной фундаментальной работы Ломоносову, во-первых, удалось значительно расширить список возможных «ингредиентов» для шихты — так называется смесь компонентов, которая после высокотемпературной обработки превращается в стекло. Бывший тогда в обиходе набор из 15 веществ Михайло довел до 60, тщательно подготавливая их к каждому опыту и очищая от возможных примесей.

    Во-вторых, это было первое научное исследование взаимодействия стекла с минеральными красителями. Благодаря разработанной Ломоносовым исследовательской методике, ему удалось записать множество готовых рецептов «приготовления» тех или иных цветных стекол, в которых наряду с разным составом шихты фигурировали разные комбинации способов химической обработки. Фактически, чередуя различные приемы в условиях окисления или восстановления и вводя в разной концентрации свинец, олово, сурьму и медь, гениальный химик получил стекло редчайших оттенков зеленого, изумрудного и «королевского» красного.

    Шихта

    В-третьих, Михаил Васильевич впервые четко сформулировал то, что лежит в основе всего современного стекольного производства: свойства конечного материала напрямую зависят от его состава. Варьируя состав, можно получать стекла, отличающиеся друг от друга как внешне — по цвету и светопрозрачности, — так и, скажем, по прочности.

    Именно там, в ломоносовской лаборатории, были заложены основы физической химии, которая сейчас считается чуть ли не самым значительным разделом химии вообще. А кроме того, разработка рецептур, дающих гарантированный итоговый результат, сделала возможным и логичным производство стекла в промышленных целях и масштабах.

    От лаборатории к фабрике

    Пройдя еще одну череду бюрократических и финансоизыскательных процедур, из Санкт-Петербургской лаборатории ученый отправился за несколько десятков километров, в деревню Усть-Рудица. Здесь в 1754 году заработало первое промышленное стекольное производство невиданного доселе размаха.

    Жизнь в деревушке в окрестностях Ораниенбаума закипела на таком градусе, какой раньше местные жители вкушали разве что с самогоном.

    Макет Химической лаборатории Ломоносова. 1948 г. Ленакадемстройпроект

    Как и лабораторию, фабрику Ломоносов спланировал и сконструировал сам, проявив себя гениальным инженером и управленцем одновременно. При выборе места он учел близость великолепных ямбургских песков и богатых лесов, ресурс которых необходим для работы плавильных печей. Чтобы сократить транспортные расходы и не возить кирпич с удаленного завода, Михаил Васильевич построил в Усть-Рудице свой собственный — решение, достойное экотехнологичного менеджмента XXI века.

    Возведенная по соседству водяная мельница выполняла сразу несколько функций: размалывала куски пород для шихты, приводила в движение шлифовальные станки, а также великолепно справлялась с другой механической работой, над которой на конкурентных заводах корпели — с гораздо меньшей эффективностью — крепостные крестьяне.

    Впрочем, конкурентами фабрики в Усть-Рудице они и не были: нигде больше не производили цветное непрозрачное стекло в таком богатейшем ассортименте и таких чистых оттенков.

    «Песнь льда и пламени»

    Уже упоминавшееся «Письмо о пользе Стекла» примечательно не только сквозящей в нем страстью исследователя, но и перечнем возможностей материала, который в контексте XVIII века кажется удивительно полным. Скажем больше: написанную Ломоносовым поэму-трактат можно смело назвать гениальнейшей рекламой стекла за всю историю человечества — тем более, что по сути она таковой и являлась. Научные изыскания нуждались в инвестициях, и граф Шувалов, которому адресовалось письмо, мог бы стать их источником.

    Письмо о пользе стекла

    Интересно, что в произведении, которое хочется назвать не меньше, чем одой, помимо очевидных областей применения (изготовление посуды, украшений), акцентируется незаменимость стекла для хранения лекарств («в Стекле одном оне безвредны пребывают»), получения фарфора, создания финифтей и мозаик. А еще — строительства оранжерей («зимою за Стеклом цветы хранятся живы») и, конечно же, домов: «Но солнечны лучи он [человек] сквозь Стекло впускает и лютость холода чрез то же отвращает». И это при том, что до изобретения действительно энергоэффективных стеклопакетов, надежно защищающих от холода и ветра, оставалось порядка 200 лет!

    Сто пудов

    Впрочем, это не значит, что во времена императрицы Елизаветы стекло не использовалось в строительстве или интерьерном декоре.

    Напротив: на отделку только дворцов Ораниенбаума пошло 100 пудов цветной ломоносовской смальты. Полы устлали «цветистые ковры», стены украсили мозаичные панно и картинные обрамления. До наших дней сохранились и три стола, у которых на крышке набраны стеклянные узоры по эскизам архитектора А. Ринальди.

    Полтавская баталия. Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764

    Мозаики волновали ученого почти так же сильно, как химические опыты или физические теории света и цвета, на которые его натолкнула работа со стеклом. За почти 20 лет из созданной при фабрике мозаичной мастерской вышло немало отличных специалистов и более 40 мозаичных панно, к части из которых руку приложил сам Михайло, выработавший, как водится, свою особую технологию их составления.

    Самое известное полотно Ломоносова — «Полтавская баталия» — в данный момент вполне себе мирно покоится на стене Санкт-Петербургской Академии Наук. Мозаичный портрет Петра I есть и в Эрмитаже, однако символично именно то, что искусство художника признали наукой. А научный подход, разоблачающий арканистов-алхимиков и воспевающий технологию, — нельзя не признать искусством.

    Юлия Шишалова

    Источник