Песочная терапия польза для детей
Психотерапевтами давно были замечены удивительные качества песка, нейтрализующие негативную энергию человека, будто всасывая её в себя. При помощи этого сыпучего материала, внутренний мир индивида может освободиться от конфликтов и переживаний, избавится от напряжения и достичь более полного расслабления.
Метод песочной терапии используется при работе с детьми и взрослыми, помогает им в решении многих проблем. Важное значение песочная терапия имеет для развития ребенка в дошкольном возрасте, выявляя и прорабатывая многие эмоциональные нарушения. Вовлекая дошкольника в игру с песком можно не только развлекать, но и развивать его.
История появления песочной терапии
Еще в 20 – е годы 19 века аналитиком Дорой Кальф были выявлены исцеляющие свойства песка. Терапия с использованием песка основана на символическом проявлении бессознательного и часто становится источником развития и внутреннего роста личности. Автор связывала содержание песочных картин с душевным состоянием человека. Были сделаны выводы о том, что при помощи песочницы ребенок создает свою модель окружающего мира, перенося в него собственные тревоги и беспокойства.
Своё развитие песочная терапия получила в работах Маргарет Ловенфельд, использовавшей эту технологию в работе с детьми, имеющими психологические проблемы. Она разработала авторскую методику, называющуюся «техника построения мира», включающую принципы работы и упражнения в работе с детьми разных возрастных групп. На этом этапе песочная терапия выделяется в отдельный вид арт – терапии, может использоваться в детском психоанализе, когнитивно – поведенческом направлении, гаштальт – терапии и семейной психотерапии.
Характеристики метода
В дошкольном детстве игра с песком помогает в развитии пространственного воображения, обучает логическому мышлению, развивает внимание и мелкую моторику рук. Песочная анимация имеет расслабляющий и успокаивающий эффект, поэтому особенно полезна она будет для гиперактивных дошкольников.
Этот метод – замечательная пальчиковая гимнастика, выражение фантазий, проявление актерских способностей, благотворно влияющий на эмоциональное развитие ребенка, его чувствительности и восприятия окружающего мира. Родителям этот способ поможет лучше узнать о внутренних переживаниях своих детей, помочь с выражением чувств и эмоций, увлекательная игра, способная завлечь и успокоить.
Даже у взрослого человека могут возникнуть трудности с выражением и интерпретацией эмоционального состояния, а для ребенка это может быть непосильной задачей. Песочная терапия способствует проявлению эмоций, их выражению в игровой форме.
Этот метод – творческий процесс, в котором нет конкретных рамок и границ. Благодаря этому ребенок может проявить свою личность, не опасаясь упреков и ошибок. Этот метод, который без лишнего напряжения, позволит ребенку передавать внутренние переживания во внешний мир.
Цель песочной терапии
Основная цель этого метода – ненавязчивая помощь ребенку в освобождении от эмоциональных переживаний, беспокойств, волнений. Подсознательно повысить самооценку ребенка, научить его справляться с трудностями, скорректировать психическое состояние. Способствовать развитию творческих способностей и фантазии.
Кому подойдет песочная терапия?
Использование этого метода может быть полезно каждому ребенку, даже в том случае, когда у него нет личностных нарушений, как метод развития навыков и способностей. Но существую случаи, когда применение песочной анимации у дошкольников особенно рекомендовано:
• При наличии страхов, сильной тревожности;
• При задержке психического развития;
• При диагностированном неврозе, нервных тиках;
• При низкой самооценке;
• При вспышках агрессивного поведения;
• При трудностях в отношениях с окружающими (родителями, педагогами, сверстниками);
• При депрессивных состояниях, апатии, замкнутости, суицидальных мыслях;
• При логопедических нарушениях;
• В случае перенесенного насилия или психологической травмы.
У ребенка дошкольного возраста часто возникают затруднения с формулировкой своих переживаний. Терапия песочной анимацией поможет ему преодолеть этот барьер, в игровой форме справиться с негативными состояниями.
Польза от использования такого вида “Арт-терапии”
Занятия песочной анимацией могут принести пользу ребенку в разных аспектах жизни:
• Соотнести игру с реальной жизнью;
• Сформировать чувство комфорта и безопасности;
• Снять мышечное напряжение;
• Расширить словарный запас;
• Улучшить зрение и концентрацию внимания;
• Выучить буквы, овладеть навыками письма и чтения;
• Развить слуховые способности.
Противопоказания использования песочной анимации
Не стоит применять этот метод, работая с детьми имеющими:
• Дефицит внимания;
• Психиатрические нарушения (эпилептоидные нарушения, шизофрения);
• Чрезмерно завышенный уровень тревожности;
• Аллергические реакции на пыль;
• Респираторные заболевания, болезни кожи, открытые раны на руках.
Основные принципы игр на песке:
1. Необходимо создать естественную стимулирующую среду, способствующую развитию чувства комфорта и защищенности, проявлению творческой активности. Психолог должен подбирать задания, которые соответствуют способностям и уровню развития ребенка. Для более полного понимания инструкции, они представляются в форме сказок. Требуется исключить негативную оценку поведения и действий ребенка, принимать и рассматривать все идеи. Поощрять его в проявлении фантазии и творческого подхода.
2. С помощью песка можно «оживить» абстрактные символы – цифры, буквы, геометрические фигуры и другие. Таким образом дошкольнику легче ориентироваться в этих понятиях и представить их наглядно. Эти игры положительно влияют на мотивацию ребенка, заинтересованность процессом, развитие навыков.
3. Песочная терапия помогает ребенку реально «прожить», проиграть разнообразные жизненные ситуации. Благодаря сказочным персонажам, их фигуркам, ребенок создает воображаемую ситуацию, связывает её с реальным миром, и наоборот.
Сеанс песочной терапии.
В дошкольном возрасте этот метод широко применяется логопедами и психологами, учитывая конечную цель и особенности личности ребенка, специалист определяет цели занятий и упражнения необходимые для её достижения. Занятия могут проводиться как для группы, так и отдельно для каждого дошкольника.
Многие специалисты отмечают положительный эффект уже после первого сеанса. Дети могут открыться и установить тесный контакт с психологом, который интерпретируя происходящее, может раскрыть их глубинные переживания. Очень часто это не осознаваемые переживания, которые не удавалось распознать до этого. Основная цель психологического воздействия заключается в том, чтобы осознать и проработать свои проблемы, найти пути решения и выход из ситуации.
Этапы песочной терапии:
1. Работа с песком. На первом этапе работы происходит знакомство ребенка с песком и имеющимися фигурками и статуэтками. Для психолога особенно важно наблюдать за действиями ребенка, обращая внимание на его поведение, действия.
2. Обсуждение. После окончания игры проводится совместное обсуждение хода игры. Для специалиста важно узнать индивидуальное объяснение каждого игрового персонажа. Психолог может интерпретировать значение фигурок и влияние их на жизненные проблемы пациента. В ходе этого этапа психолог должен помочь выявить проблемную ситуацию и подтолкнуть к её решению.
3. Повторная терапия. Выявив поверхностные проблемы клиента необходимо продолжать систематическую работу, позволяющую изучить глубинные переживания. Над проблемой необходимо работать комплексно, взглянув с разных сторон на причины возникновения и пути решения.
Особенности проведения
Для детей дошкольного возраста песочная анимация проходит несколько стадий: хаоса, борьбы и разрешения конфликтной ситуации.
Этап хаоса. На данном этапе ребенок знакомится с разными игрушками, он хватает их, расставляет в беспорядочном порядке, может перемешивать фигурки с песком. Ребенок учиться проигрывать различные ситуации и приближается к проживанию эмоции. Во время многократного проигрывания травмирующих ситуаций психика учится справляться с ними и изменять отношение к ним.
Эта стадия работы может длиться несколько занятий. На поле будет оставаться все меньше необходимых фигур, и ребенок начнет размешать их более упорядочено и осмысленно.
Этап борьбы. На этом этапе ребенок неосознанно переносит на поле с песком внутренние конфликты, тревоги и обиды, нерешенные ситуации и отрицательные эмоции. На игровом поле может развернуться целая борьба, в которой герои противостоят друг другу. Но спустя какое – то время ребенок может выбрать защитника или героя, который разрешит все разногласия и наведет порядок, справедливо решит ситуацию.
Решение конфликтной ситуации. На данном этапе игра может строиться определенным образом, имея свой сюжет и приобретая осмысленные формы. Ребенок уже ощущает себя спокойно и расслаблено.
Песочная терапия – современный, прогрессивный метод работы, подходящий для тех, кто беспокоится за здоровье, и правильное развитие ребенка. Эта технология подходит не только для детей имеющих психологические проблемы, но и стимулирует всестороннее развитие любого ребенка. Родители могут создать песочницу даже дома, приобретя все необходимые инструменты (песочное поле, песок и игрушки). Занятие должно проходить совместно, возможно использование сказок, песен, небольших рассказов. Это отличное и интересное времяпрепровождение, которое создаст атмосферу легкости, улучшит взаимопонимание и поможет ребенку в познание внутреннего и окружающего мира.
Развитие Детей. Песочная Терапия .Развитие Мелкой Моторики.
Статья обновлена: 13.05.2020
Ольга Чужикова
Консультация «Песочная терапия для детей: так ли она полезна, как о ней рассказывают?»
Консультация: «Песочная терапия для детей».
Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая зона, в которой он учится играть самостоятельно. Мелкие крупицы притягивают, как магнит, ведь с ними можно придумать столько игр! Их можно просеивать, строить тоннели, дома и фигурки.
Занятия с песком детям дошкольного возраста помогают самовыразиться. Малыши еще не умеют говорить, а старшие детки – недостаточно хорошо формируют свои мысли. В песочнице ребенок открывает свое внутреннее «Я».
Это также отличное средство для развития мелкой моторики пальцев. На их подушечках сосредоточено множество рецепторов. Песочные крупицы стимулируют их работу, развивают тактильные ощущения. Кроме того, занятия с песком развивают воображение и креативность ребенка.
Чем полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?
Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребенок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку.
Главное, что ребенок в песочной терапии черпает для себя и пользу, и интерес. Упражнения для пальчиков здесь гармонично переплетается с актерскими навыками. Это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому терапия может использоваться с самого раннего возраста, когда детей начинают посещать первые страхи.
Фигурки, которые ребенок лепит из песка, указывают на его внутренние тревоги. Задача мамы и педагогов – разгадать, какие проблемы его волнуют и вовремя помочь, успокоить, переключить внимание. Для этого одного занятия мало. Иногда требуются месяцы игровых сеансов.
Цель песочной терапии – не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения.
Она имеет такие преимущества:
• Для занятий детям не нужны особые знания, навыки умения, поэтому заниматься с песком могут даже малыши в раннем возрасте.
• В игре исключены ошибки. Каждый играет так, как ему хочется, поэтому поводов для расстройства нет. Творить собственный мир получается у всех!
• Ребенок учится выходить из сложных ситуаций. Он не один. Рядом должен находиться наставник (родители, воспитатели, терапевт, который поможет ему преодолеть трудности.
• Песочная терапия детей с песком развивает: внутренний мир ребенка, его логику, умение фантазировать, мыслить образно. На примере песочницы несложно показать разницу между добром и злом, плохими и хорошими поступками.
К основным задачам терапии относят:
• формирование позитивного восприятия мира;
• укрепление навыков коммуникации;
• развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки;
• устранение агрессии, замкнутости;
• развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;
• улучшение познавательных процессов (например, памяти и внимания).
Песочная терапия: популярные упражнения и виды игр
Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития. От терапии можно получить еще больше пользы, если ребенок будет играть со взрослым в одну из разработанных психологами игр.
Для примера, рассмотрим четыре эффективных упражнения песочной терапии:
1. Чувствительные ладошки. Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).
2. Отпечатки. Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.
3. Секретик. Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к малышу – он закапывает, а взрослый ищет.
4. Рисование. С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке цифры, буквы, геометрические фигуры. Если умения позволяют, можно создавать целые картины.
Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.
Терапевтическиеигры с песком бывают двух видов:
• Индивидуальные;
• Групповые.
Индивидуальные занятия ребенка помогают определить:
• Наличие внутренних конфликтов, вызванных внешними обстоятельствами (война, катастрофы);
• Агрессивное состояние, его направленность;
• Проблемы внутри семьи. В этом случае песочные фигурки выступают прототипом взрослых, родителей, близких родственников;
• Выявить спрятанные ресурсы личности, внутренние возможности. Например, ребенок создает волшебные предметы, которые помогают решать проблемы;
• Возможную реакцию на затруднения (ребенок может проявлять заботу или, наоборот, равнодушие)
• Уровень развития самовосприятия, склонность к самоанализу, самопознанию.
Игры песком полезны для групп детей дошкольного возраста.Они помогают определить:
• Микроклимат, взаимоотношения между детьми;
• Раздел ролей;
• Стиль поведения каждого участника группы.
Роль песочной терапии для детей с отклонениями
Если для здоровых детей игры просто полезны, то для малышей с психическими нарушениями – это неотъемлемая часть выздоровления. Коррекционные возможности терапии используются для помощи пациентам с эмоциональными и поведенческими невротическими отклонениями. Она также применяется, как вспомогательный метод развития сенсорики и снятия психоэмоционального напряжения.
Наиболее хорошо упражнения в песочницепоказывают себя в работе с детками с:
• Задержкой психического развития – ЗПР;
• Ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ;
• Общим неразвитием речи – ОНР.
Детей, страдающих этими отклонениями, объединяет неустойчивость эмоциональных проявлений, трудности с самоконтролем, вспышки агрессии, неумение находить общий язык с одногодками, резкая и постоянная смена настроения, повышенная тревожность, грубое поведение с другими, суетливость. Их также преследует страх. Какие есть виды страха, и зачем с ним бороться, можно дополнительно прочитать в статье «Как бороться со страхом?»
Важно, что ребенок в песочной терапии самостоятельно формирует характер своей игры и персонажей-фигурок. Они взаимодействуют между собой, общаются, ведут диалоги. Все эти действия также инициирует малыш. Бывает так, что он подключает к игре взрослого и определяет для него роль. Например, позволяет управлять каким-то персонажем. Задача взрослого – понаблюдать за ребенком и понять его переживания.
Терапия подходит для 2-летних детей с плохо развитой речи. В работе с ними применяется упражнение «Песочная грамота». Ее задача – улучшить восприятие слов, откорректировать произношение, а также развить навыки чтения и письма. Разные игры направлены на устранение разных видов отклонений.
Малыши, отстающие в интеллектуальном развитии, проводят в песочнице около 1 часа. Последовательного сюжета они, как правило, не выстраивают, но четко отслеживается противостояние, раздел песочницы на отдельные зоны, параллельное ведение игры.
Терапия используется не только, как метод лечения невротических заболеваний, но и как профилактика психических отклонений. Разыгрывая воображаемые ситуации и сказки в песке, ребенок получает мощное профилактическое средство от всех видов расстройств. Уделяя таким занятиям больше игрового времени, удается оградить ребенка от негативных эмоций.
Как организовать сеансы в группе?
Для организации песочницы нужен песок,лучшего всего двух типов: сухой и увлажненный. Эксперты советуют использовать мелкофракционный кварцевый песок с крупицами 0.1-0.3 единиц. Оттенок можно выбрать любой – от рыжего до белого. Лучше, чтобы материал был мягким и без труда струился. С ним будет приятней работать.
Потребуется также две больших емкости под песочницы. Одна – с нижней подсветкой. Она пригодится для сухого материала. Вторая – с влагостойким днищем и бортиками. Она нужна для работы с влажным песком. Лучше, чтобы бортики песочницы были повыше.
При работе с песком ребенок сможет использовать различные мелкие игрушки по возрасту. Для детей 2-3 лет потребуются более крупные игрушки, которые они не смогут проглотить. Старшие детки могут брать игрушки типа Kinder.Подойдут также предметы из разных материалов: глиняные, пластиковые, металлические, древесные.
Сеанс терапии начинается с того, что каждый ее участник выбирает себе игрушки, которые пришлись по вкусу. Не нужно торопить ребенка в выборе. Он должен иметь свободу действий и ориентироваться на свои предпочтения. Затем малыш раскладывает игрушки в песочнице на свое усмотрение. Процесс расстановки у всех происходит по-разному, из чего педагог может сделать первые выводы о психоэмоциональном состоянии ребенка.
С песком ребенок играет самостоятельно. Вмешательство взрослого минимальное. Например, он может помочь, если у малыша возникнут трудности или он сам позовет играть.Игры могут быть различные: можно использовать ситуации из повседневной жизни, придумывать сказки, показывать профессии, рисовать растения, лепить животных, предметы быта.
Лучше, чтобы в работе с песком ребенок был сосредоточен на одном задании с определенным типом игрушек. В аудитории, где находятся дети, можно включить приятную, медленную музыку. Допустимо заниматься в тишине. Это зависит от предпочтений детской группы.
Этапы песочной терапии
Итак, пескотерапия – не просто игра, о которой тут же забывают после окончания. Это метод психологической помощи ребенку, поэтому она требует тщательной проработки со стороны педагога или психолога, особенно, если у малыша наблюдается невротическое отклонение.
Суть тренингов с песком и ребенком – раскрыть спрятанные фобии и замаскированные отклонения.
Достичь этой задачи можно,тщательно выполняя такие этапы:
1. Время в песочнице. Специалист или родитель организовывает упражнение с песком и игрушками. На этом этапе происходит наблюдение за подопечным или группой дошкольников.
2. Обсуждение. После окончания игры, происходит анализ воспроизведенных ситуаций. Специалист делает выводы относительно каждого персонажа, который фигурировал в процессе игры. Он объясняет, какова была его роль, что он означает, о каких проблемах сигнализирует. Это позволит родителям подойти к воспитанию малыша более осознано.
3. Повторный сеанс. Конечно, одного занятия недостаточно. Нужно не останавливаться на достигнутом, и заниматься до тех пор, пока тревожные симптомы не исчезнут. Психологическая песочница уместна в любом возрасте, даже взрослом. Чем больше занятий будет проведено, тем лучше можно проработать каждую проблему.
Как дети реагируют на песок?
Многие терапевты настаивают, что воображаемый мир, которые дети создают в песочнице, является примером их взаимоотношений с матерями. Другими словами, в работе с песком ребенок отражает материнское бессознательное.
Неважно, как играет малыш. Одни дети любят полностью опускать руки в песок. Им это нравится. У них появляется довольная улыбка, и сразу наступает умиротворение, уходит агрессия. Ребенок настраивается на спокойный, творческий лад.
Другие дети боятся даже кончиком пальцев потрогать песок. Они недоверчивы и ждут поддержки взрослого. Поначалу им даже трудно довериться родителю, педагогу или психологу. Они постепенно опускают пальцы в песочницу и только после того, как поймут, что в ней не опасно, начинают творить.
В играх с песком ребенок может отдавать предпочтение сухому или мокрому материалу. Бывает, дети наливают много воды, превращая песок в жидкую субстанцию,устраивают в нем прятки: зарывают и откапывают мелкие предметы. В процессе они пытаются почувствовать свою значимость и ценность для взрослого наставника.
Занятия песочной терапии в дошкольных заведениях дают возможность освободить внутренне пространство малыша для его личности. Именно поэтому так важно дать ему свободу выбора в самом начале сеанса. Нужно позволить ему разорвать негативную проекцию семьи и стать самостоятельным творцом своей жизни.