Перелом настроений в пользу интеграционных процессов

Перелом настроений в пользу интеграционных процессов thumbnail

Россия и её связи со странами СНГ ,Америки , Азии ,Европы.

СНГ: на пути к экономическому союзу.

К настоящему времени сформировались две концепции отношений России со странами ближнего зарубежья. Первая исходит из целесообразности формирования тесных интеграционных связей, выгодных как для России, так и ее партнеров, с учетом изменения геополитической обстановки, необходимости согласованнной структурной перестройки экономики, сохранения кооперационного сотрудничества. Вторая концепция ориентирует на экономическое размежевание и обособление России из-за опасения экономического иждивенчества со стороны партнеров и притормаживания процессов рыночных реформ в России. Во многих странах ближнего зарубежья противники тесного взаимодействия с Росией, ее попыто

к навязать свои условия поставок, расчетов, динамики хозяйственных реформ.

Подход высших эшелонов власти к вопросам взаимного сотрудничества резко изменился после пессимистических оценок перспектив Содружества,характерных для конца 1992 – начала 1993 гг. Руководство всех стран СНГ заговорило о необходимости создания экономического союза (или сообщества), скоординированной экономической политики. Причин, как представляется, здесь несколько.

Во-первых, быстро ухудшается экономическое положение большинства государств Содружества, причем в немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей, неурегулированности валютно-финансовых отношений, механизма расчетов и ценообразования. Действия России по защите собственного рынка, главным образом, установление в торговле с этими государствами таможенных пошлин на энергоносители и важнейшие сырьевые товары, дополнительно создают для них немалые экономические осложнения – поднимают цены на эти ресурсы до уровня мировых.

Во-вторых, окончательно развеялись иллюзии о возможности будучи экономически самостоятельными быстро решить свои проблемы, наполнить рынок и успешно осуществить реформы с учетом национальной специфики.

В-третьих, более трезвым стало понимание роли ожидаемой помощи со стороны развитых государств мира и международных экономических группировок.

В этих условиях не могло не усиливаться осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но уже на новой, рыночной основе. Результатом сало заключение в октябре 1992 г. в Бишкеке соглашения “О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства”. Подписало это соглашение восемь государств.

Существенные сдвиги произошли и в политических взглядах. Если в начале 1993 г. об экономическом союзе или других формах интеграционных объеденений говорили, главеым образом, представители Беларуси и Казахстана (например, украинские представители возражали по тем или иным причинам против многосторонних форм сотрудничества), то сегодня заинтересованность в экономическом союзе выражают практически все государства Содружества.

Перелом настроений в пользе интеграционных процессов нашел выражение в том, что 14 мая 1993 г. в Москве на заседании глав государств – участников СНГ были приняты декларация о поэтапном движении к экономическому союзу и решение о подготовке соответствуещего договора и сопутствующих ему соглашений. Документы подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Такжикистан, Узбекистан, Украина, т.е. все участники заседания за исключением Туркменистана, который, впрочем, проявляет интерес к этой работе в качестве наблюдателя. В документах отражены стремление к глубокой интеграции, созданию общего рынка для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов при обеспечении взаимных интересов государств и намерение более тесно согласовывать действия по различным направлениям экономической политики, особенно проведению экономических реформ.

Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ, а в сентябре 1993 г. заключен Договор о создании Экономического союза СНГ.

Позднее, 24 сентября 1993 г., в Москве был подписан рамочный Договор о создании экономического союза. Договор открыт любой стране СНГ для присоединения. Он предусматривает координацию денежно-кредитной, финансовой и валютной политики и гармонизацию налогооблажения. Однако что было совершенно новым в Договоре – это признание существования двух валютных систем в рамках экономического пространства СНГ: много-валютный системы и рублевой зоны нового типа, т.е. зоны российского рубля. Для многовалютной системы Договор установил цели, стадии и механизмы трансформации в направлении валютного союза.

Чтобы запустить действительно работающий межгосударственный банковский механизм, акцент следовало бы сместить в сторону строительства таких институтов, которые, как Европейский Инвестиционный Банк, обеспечивали бы сравнительно дешевое долгосрочное кредитование в целях вы-равнивания уровней экономического развития стран-членов.

На деле,по мнению ряда специалистов, даже видимое выполнение определенных валютных соглашений, подписанных в постсоветском рублевом периоде, – это чистое совпадение: только те соглашения и только в той степени выполнялись, – в основном это касается введения плавающих обменных курсов и создания более или менее развитых рынков иностранной валюты, – которые позволяют пост советским странам (временно) поддерживать минимальную степень внешней конкурентноспособности и не требует продвинутых форм координации финансовой политики, в то время как ни одна понастоящему международная цель на уровне СНГ достигнута не была: с одной стороны, поскольку постсоветские государства поняли, что больше никогда не будут иметь возможности свободно и безответственно печатать деньги, и, с другой строны, в силу специфической природы переходной экономики. Последнее основание тем весомее, что в нынешних условиях совместно плавающие валюты (как бы ни было желательно совместное плавание) а priori не в состоянии устранить структурные, институциональные и другие фундаментальные причины нарушений в области финансов и снизить инфляцию до контролируемого уровня. Обновленная идея создания международного валютно-финансового комитета СНГ, довольно популярная в середине 1995 г., идет не настолько далеко, чтобы сломать тенденцию мнимого развития международных финансовых институтов, не связанных с международным экономическим и финансовым климатом в СНГ.

Читайте также:  День с пользой для здоровья

Одной из острейших проблем взаимоотношений стран ближнего зарубежья стала проблема взаимных расчетов. Ее безотлагательное решение является необходимым условием формирования экономического союза. Поиск денежно-расчетной модели, приемлемой для стран ближнего зарубежья, идет давно. Ряд их вышли из рублевой зоны и ввели свои национальные валюты.

Некоторые специалисты еще в конце 1991 г. не исключали возможности формирования рублевой зоны особого типа, сочетающей национальные валюты во внутри республиканском обороте с рублем России в качестве резервной валюты безналичных расчетов между республиками. На эту гипотезу появилась ссылка в обзоре ЕЭК ООН за первое полугодие 1992 г. Данная модель валютных отношений (поливалютная зона с взаимно плавающими курсами национальных валют и координацией хозяйственной и денежной политики) нашла свое место и в предложениях Института внешнеэкономических исследований РАН за 1992 г. При этом Институт исходит из высокой степени вероятности разных скоростей и направленности реформных преобразований в государствах на территории бывшего СССР, и соответственно необходимости защиты внутренних рынков от сторонней инфляции и оттока с них товарных ресурсов местного происхождения.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЯ

В декабре 1991 г., как известно, практически одновременно прошли встречи глав государств Европейского сообщества в Маастрихте и руководителей России, Украины и Белорусии в Беловежской пуще. На первой из этих встреч было оформлено рождение валютно-экономического союза. В Беловежской пуще подобный вопрос даже не ставился. Видимо, предполагалось, что и с прекращением существования Советского Союза охватываемое им единое экономическое пространство сохранится как бы само по себе, без дополнительных усилий со стороны членов только что появившегося СНГ. Жизнь, однако, быстро показала, что на такой казавшийся естественным ход событий рассчитывать не приходится. Произошло другое: единая денежно-кредитная и финансовая система, приспособлена к условиям унитарного государства, каковым по сути был СССР, и плановой экономики, стала форсированно разваливаться. Первыми рублевую зону покинули страны Балтии, а затем и в ряде государств СНГ появились собственные квазиденьги. Как и предвидели многие экономисты, прежде всего европейские, итогом стал разрыв традиционно существовавших хозяйственных связей, который сыграл большую роль в нарастании спада производства и резком снижении жизненного уровня населения всех государств, ранее входивших СССР.

Но это не значит,что договор об экономическом союзе стран СНГ нежизнеспособен и провозглашенная им цель – создание валютно-экономического союза -нереалистична. Причина названных кризисных явлений в экономической сфере СНГ вероятно, прежде всего ,в том, что сам по себе этот достаточно хороший договор, – во многом, кстати, имеющее общее с Римским договором об учреждении Европейского экономического сообщества, – оказался, -во-первых, оторванным от быстро меняющихся экономических и политических реалий Содружества,

во-вторых, не подкрепленным своевременно необходимой правовой базой. В таких условиях он, естественно, и не мог принести ожидаемых результатов. Иными словами, не были в полной мере соблюдены универсальные закономерности, присущие интеграционному процессу, игнорирование которых оборачивается кризисами, с чем мы сейчас сталкиваемся.

Источник

ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ТУЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
И ПОЛИТОЛОГИИ

Студент
гр. ХХХХХХ

Ф.И.О.

Научный руководитель:

Ф.И.О

Тула 2006

К настоящему
времени сформировались две концепции
отношений России со странами ближнего
зарубежья. Первая исходит из целесообразности
формирования тесных интеграционных
связей, выгодных как для России, так
и ее партнеров, с учетом изменения
геополитической обстановки, необходимости
согласованной структурной перестройки
экономики, сохранения кооперационного
сотрудничества. Вторая концепция
ориентирует на экономическое размежевание
и обособление России из-за опасения
экономического иждивенчества со стороны
партнеров и притормаживания процессов
рыночных реформ в России. Во многих
странах ближнего зарубежья противники
тесного взаимодействия с Россией, ее
попыток навязать свои условия поставок,
расчетов, динамики хозяйственных реформ.

Подход высших
эшелонов власти к вопросам взаимного
сотрудничества резко изменился после
пессимистических оценок перспектив
Содружества, характерных для конца
1992 – начала 1993 гг. Руководство всех стран
СНГ заговорило о необходимости создания
экономического союза (или сообщества),
скоординированной экономической
политики. Причин, как представляется,
здесь несколько.

Во-первых, быстро
ухудшается экономическое положение
большинства государств Содружества,
причем в немалой степени вследствие
разрыва хозяйственных связей,
неурегулированности валютно-финансовых
отношений, механизма расчетов и
ценообразования. Действия России по
защите собственного рынка, главным
образом, установление в торговле с
этими государствами таможенных пошлин
на энергоносители и важнейшие сырьевые
товары, дополнительно создают для них
немалые экономические осложнения –
поднимают цены на эти ресурсы до уровня
мировых.

Во-вторых,
окончательно развеялись иллюзии о
возможности, будучи экономически
самостоятельными быстро решить свои
проблемы, наполнить рынок и успешно
осуществить реформы с учетом национальной
специфики.

Читайте также:  Отказ от мощности в пользу сетевой организации

В-третьих, более
трезвым стало понимание роли ожидаемой
помощи со стороны развитых государств
мира и международных экономических
группировок.

В этих условиях
не могло не усиливаться осознание
необходимости нормализации экономических
взаимоотношений, принятия законодательных
мер, которые позволили бы воссоздать
некогда единое экономическое
пространство, но уже на новой, рыночной
основе. Результатом сало заключение в
октябре 1992 г. в Бишкеке соглашения “О
единой денежной системе и согласованной
денежно-кредитной и валютной политике
государств, сохранивших рубль в качестве
законного платежного средства”.
Подписало это соглашение восемь
государств.

Существенные
сдвиги произошли и в политических
взглядах. Если в начале 1993 г. об
экономическом союзе или других формах
интеграционных объединений говорили,
главным образом, представители Беларуси
и Казахстана (например, украинские
представители возражали по тем или иным
причинам против многосторонних форм
сотрудничества), то сегодня
заинтересованность в экономическом
союзе выражают практически все
государства Содружества.

Перелом настроений
в пользе интеграционных процессов
нашел выражение в том, что 14 мая 1993 г. в
Москве на заседании глав государств –
участников СНГ были приняты декларация
о поэтапном движении к экономическому
союзу и решение о подготовке соответствующего
договора и сопутствующих ему соглашений.
Документы подписали Армения, Беларусь,
Казах-стан, Кыргызстан, Молдова, Россия,
Таджикистан, Узбекистан, Украина, т.е.
все участники заседания за исключением
Туркменистана, который, впрочем,
проявляет интерес к этой работе в
качестве наблюдателя. В документах
отражены стремление к глубокой интеграции,
созданию общего рынка для свободного
перемещения товаров, услуг, капиталов,
трудовых ресурсов при обеспечении
взаимных интересов государств и намерение
более тесно согласовывать действия по
различным направлениям экономической
политики, особенно проведению экономических
реформ.

Затем было
подготовлено соглашение о Межгосударственном
банке СНГ, а в сентябре 1993 г. заключен
Договор о создании Экономического союза
СНГ.

Позднее, 24 сентября
1993 г., в Москве был подписан рамочный
Договор о создании экономического
союза. Договор открыт любой стране СНГ
для присоединения. Он предусматривает
координацию денежно-кредитной, финансовой
и валютной политики и гармонизацию
налогообложения. Однако что было
совершенно новым в Договоре – это
признание существования двух валютных
систем в рамках экономического
пространства СНГ: многовалютный системы
и рублевой зоны нового типа, т.е. зоны
российского рубля. Для многовалютной
системы Договор установил цели, стадии
и механизмы трансформации в направлении
валютного союза.

Чтобы запустить
действительно работающий межгосударственный
банковский механизм, акцент следовало
бы сместить в сторону строительства
таких институтов, которые, как Европейский
Инвестиционный Банк, обеспечивали бы
сравнительно дешевое долгосрочное
кредитование в целях выравнивания
уровней экономического развития
стран-членов.

На деле, по мнению
ряда специалистов, даже видимое
выполнение определенных валютных
соглашений, подписанных в постсоветском
рублевом периоде, – это чистое совпадение:
только те соглашения и только в той
степени выполнялись, – в основном это
касается введения плавающих обменных
кур-сов и создания более или менее
развитых рынков иностранной валюты,
которые позволяют пост советским странам
(временно) поддерживать минимальную
степень внешней конкурентоспособности
и не требует продвинутых форм координации
финансовой политики, в то время, как ни
одна по-настоящему международная цель
на уровне СНГ достигнута не была: с
одной стороны, поскольку постсоветские
государства поняли, что больше никогда
не будут иметь возможности свободно и
безответственно печатать деньги, и, с
другой стороны, в силу специфической
природы переходной экономики. Последнее
основание тем весомее, что в нынешних
условиях совместно плавающие валюты
(как бы ни было желательно совместное
плавание) а priori не в состоянии устранить
структурные, институциональные и другие
фундаментальные причины нарушений в
области финансов и снизить инфляцию
до контролируемого уровня. Обновленная
идея создания международного
валютно-финансового комитета СНГ,
довольно популярная в середине 1995 г.,
идет не настолько далеко, чтобы сломать
тенденцию мнимого развития международных
финансовых институтов, не связанных с
международным экономическим и финансовым
климатом в СНГ.

Одной из острейших
проблем взаимоотношений стран ближнего
зарубежья стала проблема взаимных
расчетов. Ее безотлагательное решение
является необходимым условием формирования
экономического союза. Поиск денежно-расчетной
модели, приемлемой для стран ближнего
зарубежья, идет давно. Ряд их вышли
из рублевой зоны и ввели свои национальные
валюты.

Некоторые специалисты
еще в конце 1991 г. не исключали возможности
формирования рублевой зоны особого
типа, сочетающей национальные валюты
во внутри республиканском обороте с
рублем России в качестве резервной
валюты безналичных расчетов между
республиками. На эту гипотезу появилась
ссылка в обзоре ЕЭК ООН за первое
полугодие 1992 г. Данная модель валютных
отношений (поливалютная зона с взаимно
плавающими курсами национальных валют
и координацией хозяйственной и денежной
политики) нашла свое место и в предложениях
Института внешнеэкономических
исследований РАН за 1992 г. При этом
Институт исходит из высокой степени
вероятности разных скоростей и
направленности реформных преобразований
в государствах на территории бывшего
СССР, и соответственно необходимости
защиты внутренних рынков от сторонней
инфляции и оттока с них товарных
ресурсов местного происхождения.

Источник

Перелом настроений в пользу интеграционных процессов

Наша позиция проста и прагматична: Беларусь поддерживает интеграцию, но лишь реальную и взаимовыгодную

А.Г. Лукашенко,

Президент Республики Беларусь

Мы поддерживаем любые инициативы, направленные на углубление экономического сотрудничества и расширение интеграционных процессов среди стран Содружества

Н.Пашинян

Президент Республики Армения

Создание в 2011 году зоны свободной торговли СНГ улучшило условия для товарообмена между нашими странами. Вместе с тем дальнейшее расширение торгового сотрудничества требует продолжения работы по снижению существующих барьеров. Нам нужны новые точки роста, которые придали бы новый импульс экономическому взаимодействию в рамках Содружества

К.К. Токаев,

Президент Республики Казахстан

Правительство Кыргызстана занимает неизменную позицию, нацеленную на укрепление интеграции как важного фактора развития на мировой арене

С.Ш. Жээнбеков,

Президент Республики Кыргызстан

Мы задействуем все возможности для расширения экономического сотрудничества в Содружестве, повышения результативности принятых организацией решений и дальнейшего укрепления гуманитарных связей между странами-участницами

Ш.М. Мирзиёев,

Президент Республики Узбекистан

Я уверен, что потенциал Содружества не исчерпан и Республика Таджикистан готова двигаться и дальше в направлении развития интеграционных связей между нашими странами

Э. Рахмон,

Президент Республики Таджикистан

Молдова выиграет от интеграционных проектов с нашими традиционным партнерами, такими как СНГ

И.Н. Додон,

Президент Республики Молдова

Мы придаем большое значение членству в СНГ, и считаю, что за 25 лет организация прошла очень большой путь, выдержала проверку временем

И.Г. Алиев,

Президент Азербайджанской Республики

Сегодня наша цель состоит в том, чтобы придать работе СНГ новые импульсы, вывести её на уровень, отвечающий реалиям и тенденциям современного развития, обеспечить способность Содружества адекватно и своевременно реагировать на изменения в международной и региональной повестке

Г.М. Бердымухамедов,

Президент Туркменистана

СНГ, как организация, может быть, не имеет огромного значения, но она играет определенную роль в развитии отношений стран-участниц Содружества, в первую очередь экономического сотрудничества

С. Зурабишвили,

Президент Республики Грузия

Народы Украины и Беларуси всегда связывали взаимовыгодные добрососедские и партнерские отношения, дальнейшему развитию и укреплению которых Украина всегда будет придавать приоритетное значение

В.А. Зеленский,

Президент Украинской Народной Республики

Деятельность интеграционных организаций

Дайджест

Новости
Все новости

Интеграция на постсоветском пространстве станет главным приоритетом

Интеграция на постсоветском пространстве будет главным приоритетом внешней политики России в течение третьего президентского срока Владимира Путина, пишет “Коммерсантъ” со ссылкой на разработанную МИД “Концепцию внешней политики РФ”.

Интеграция на постсоветском пространстве станет главным приоритетом

Новости
Все новости

В МИД РФ рассказали о подготовке российско-белорусской интеграции

Большая часть «дорожных карт» между Россией и Белоруссией согласованы, сообщил замглавы МИД РФ Андрей Руденко.
По его словам, в прошлом году был проде…

В МИД РФ рассказали о подготовке российско-белорусской интеграции

Новости
Все новости

Козак прокомментировал переговоры по интеграции России и Белоруссии

Россия и Белоруссия продолжат консультации по вопросам интеграции на уровне правительств, министерств и ведомств. Об этом сообщил замглавы администрац…

Козак прокомментировал переговоры по интеграции России и Белоруссии

Новости
Все новости

В Совфеде оценили значение СГ для интеграции на постсоветском пространстве

Создание Союзного государства России и Беларуси позволило более полно обеспечить экономическую интеграцию на постсоветском пространстве и заложить осн…

В Совфеде оценили значение СГ для интеграции на постсоветском пространстве

Новости
Все новости

В Ашхабаде состоялась заседание Совета глав государств СНГ

Лидеры десяти стран обсудили вопросы дальнейшей интеграции на постсоветском пространстве, укрепления двусторонних и многосторонних торгово-экономическ…

В Ашхабаде состоялась заседание Совета глав государств СНГ

Статьи
Все статьи

Значимость интеграции на постсоветском пространстве

Интеграция на постсоветском пространстве является многосторонним, разнонаправленным процессом, главным двигателем которого является самая крупная пост…

Значимость интеграции на постсоветском пространстве

Статьи
Все статьи

Потенциальные направления для сотрудничества России и партнеров по постсоветском…

Страны Содружества еще двадцать лет назад имели тесные хозяйственные связи, республики зависели друг от друга в экономических вопросах, поскольку сист…

Потенциальные направления для сотрудничества России и партнеров по постсоветскому пространству

Эксклюзив
Все статьи

В данном разделе планируются к публикации интервью с экспертами в области интегр…

В Ашхабаде состоялась заседание Совета глав государств СНГ, сообщает eNews.

Лидеры десяти стран обсудили вопросы дальнейшей интеграции на постсоветск…

В данном разделе планируются к публикации интервью с экспертами в области интеграционных процессов

персоналии

Перелом настроений в пользу интеграционных процессов

Руководство

Руководители ИРИП ВАВТ формируют стратегические цели и задачи развития Института, тематику выполняемых научно-исследовательских работ, а также устанавливают контакты с представителями ведомств, заинтересованными в результатах деятельности ИРИП ВАВТ.

Перелом настроений в пользу интеграционных процессов

Сотрудники

Сотрудники ИРИП ВАВТ отвечают за исполнение целей и задач развития Института, содержательное наполнение его деятельности, своевременную реализацию работ, руководствуясь всеобъемлющими знаниями и опытом в области интеграционных процессов.

Источник