Папки передвижки о пользе чтения
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК ПОДДЕРЖАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ КНИГ?»
- Как можно чаще читайте своим детям.
- Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
- Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
- Поощряйте его желание подержать, полистать книгу.
- Позаботьтесь о том, что бы у ребёнка дома было много книг.
- Дарите ребёнку книги.
- Регулярно посещайте с ребёнком книжный магазин или библиотеку.
- Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
- Сделайте чтение книг приятным времяпрепровождением.
- Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов и увлечений.
- Организуйте в доме детскую библиотеку.
- Учите детей относиться к книге бережно.
- Найдите спокойное место для чтения книги.
- Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
- Если Ваш малыш научился читать, не прекращайте чтения детям вслух.
- Хвалите и подбадривайте ребёнка на каждом этапе чтения.
- Обсудите прочитанное с Вашим ребёнком. Пусть он расскажет своими словами, о чём прочитал.
- Ведите для ребёнка, а потом вместе с ним дневник чтения.
- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
Предложите детям после просмотра интересного фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
РОЛЬ КНИГИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может быть только от общения с хорошим человеком и хорошей книгой. Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима.
Что читать, как научить ребенка читать, как поддержать интерес к чтению. Это забота не только родителей, педагогов, библиотекарей – это забота о будущем России, сегодня это понимают на государственном уровне.
Настоящая книга существует для того, чтобы помочь ребенку вырасти «Человеком» с большой буквы. Дети не займутся чтением сами, просто так ни с того, ни с сего. Никому еще от рождения любовь к чтению не давалась. Нужны взрослые, которые показали бы ребенку дорогу к большому книжному богатству, во- первых- это родители, во- вторых- учитель, в третьих- библиотекарь.
Способов по приобщению детей к чтению столько же, сколько и детей. А самый главный способ, чтобы вы, родители, сами не расставались с книгой, газетой, журналом.
Роль книги в развитии и воспитании детей.
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность.
Аспекты развития ребенка, затрагивающиеся в процессе совместного чтения.
· Удовлетворение потребности в безопасности. Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности.
· Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов. Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
· Формирование ценностей. Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
· Отреагирование значимых переживаний. Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний.
· Обучение новым или необходимым моделям поведения. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.
В чем именно польза чтения?
Прежде всего, чтение развивает речевые способности и напрямую влияет на качество и количество словарного запаса. Благодаря чтению человек учится концентрировать внимание, тренирует память. Книга способствует развитию образного мышления и обучению грамоте. Ведь во время чтения человек запоминает правильное написание слов и применение их в определенном контексте.
Благодаря книге у человека обретает навыки глубокого мышления и анализа. Появляется способность читать между строк, улавливать двойной смысл. Также чтение литературы развивает остроумие. Чтение вслух развивает у малыша способности оратора.
Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Книги помогают ребенку познать самого себя.
Книга объединяет поколения. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Сказки и рассказы при правильном приподнесении детям дают очень много положительных моментов и дарят позитивные эмоции. 15-20 минут в день и Ваш малыш станет смелее, позитивнее, впечатлительнее и любознательнее. Ребенок самостоятельно сможет справляться со своими слабостями. И пользу от сказкотерапии вы заметите уже несколько недель.
И так, для чего нужны сказки?
- Сказки упорядочивают мир ребенка. Наблюдая за судьбами персонажей дети начинают разбираться в повседневных вещах. Т.к. существует отчетливая граница между добром и злом. Например Золушка-добрая, а мачеха-злая и жестокая. Для взрослых некоторые ситуации надуманны, а вот для малыша понятны.
- Сказки воспитывают. Часто в сказочных героях дети видят себя или представляют себя героями. Поэтому для того, чтобы воспитать и показать ребенку недостающие на ваш взгляд качества, важно найти книгу которая бы способствовала их воспитанию. Например: “Сказка о рыбаке и рыбке”, научит вашего ребенка не быть жадным и завистливым. “Мойдодыр” научит ребенка следить за собой.
- Сказки утешают.Простые, рифмованные и забавные истории помогут развеселить ребенка, например при плохом настроении, болезни и т.д. Сказки всегда хорошо заканчиваются, всегда побеждает доброта и справедливость, детям хочется, чтобы так было и в реальности.
- Сказки могут многое поведать о ребенке. Дети могут часами слушать одну и ту же сказку. И это ни что иное, что им что-то интересно и вэтот момент они переживают массу эмоции, их что-то пугает, радует или интересует. Если ваш ребенок просит, что он Вас чувствует гадким утенком, то есть сигнал задуматься…возможно он чувствует себя брошенным, обиженным, одиноким. Важно это соотнести с моментом, который происходит в его жизни. Возможно Ваш малыш пошел в детский сад, тогда старайтесь проводить с ним побольше времени. Главное найти сказку, которая сможет его приободрить, ведь именно с помощью сказки вы можете ему помочь и подсказать, как все исправить.
- Сказки развивают воображение. Вам не обязательно читать книжки от корки до корки.Если ребенок начинает нетерпеливо вертеться на месте, закройте книгу и спросите ” А как ты считаешь, что было дальше? Пусть придумает свое продолжение и расскажет его папе”. При этом проговорите с малышом о том , что будет дальше он узнает завтра.
- Сказки и рассказы учат детей размышлять, додумывать. Т.к. Чтение вслух способствует образованию миллионов соединений нейронов в мозгу, что улучшает мозговую деятельность и хорошо сказывается на умственном развитии ребенка. Слушая сказки, малыш увеличивает свой словарный запас и хочет научиться читать самостоятельно.
- Сказки учат малышей взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Учат находить варианты решения разных ситуаций, учат взаимодействию.
- Сказки – это замечательный повод побыть вместе. В минуты чтения дети прижимаются к родителям и вслушиваются в доброжелательный голос родителей. Что позволяет чувствовать себя любимым и защищенным, забыть о напряженном дне.
- Покупая книжки одной серии вы пробуждаете в ребенке живой интерес к происходящему и воспитываете в нем терпение, приятные ощущения ожидания новой серии и конечно же развивает воображение.
При выборе книги руководствуйтесь простыми правилами:
Лучше всего, чтобы книжка была твердая – ведь ребенок будет закрывать и открывать ее не один десяток раз. Иллюстрации должны быть яркими и красивыми. Для детей 2-3 лет картинки должны быть на каждой странице, а вот для детей постарше картинки должны быть на каждой странице. Чем младше ребенок, тем больше должна быть иллюстрация и меньше текст, для того, чтобы ребенок не успевал заскучать а вы быстро успевали все прочитать.
Не увлекайтесь адаптированным чтением.
Старые и красивые произведения логично выстроены. Чего часто не хватает их современныи и упрощенным версиям.Серый волк просто должен проглатить бабушку, а “Баба Яга” должна быть похожей на жабу, для того, чтобы дети могли узнавать добро и зло, соотносить поступки героев и их внешний вид. Вам сказка может показаться страшной, но именно так ребенок познает окружающий мир, в котором есть место радости и грусти, красоте, уродству и смелости. Вы возразите, что сцены насилия ребенок и так увидит по телевизору….”да, но в отличие от телевизора в сказке рассказывается как со злом бороться.” Именно в сказках можно понять как противостоять злу (”Сестрица Аленушка и братец Иванушка), учит восхищаться окружающим миром (”Паровозик из Ромашкова”).
Не забывайте, что книга – это один из главных наставников, которые помогают адаптироваться к окружающему миру.
https://child-mir.ru/uncategorized/skazki/
Задача это не из самых простых, но любящим родителям решить её вполне по силам. Давайте разберёмся, каких усилий это потребует от вас.
Личный пример. Если ребёнок видит, как взрослые каждый день с удовольствием берут в руки книги, газеты и журналы, смеются над прочитанным, какие-то фразы перечитывают друг другу вслух, он, по меньше мере, заинтересуется тем, что же им так нравится. Пробудить в детской душе интерес – вот первый шаг к успеху в освоении любой деятельностью. Кроме того, ребёнок всегда стремится подражать взрослым. Поэтому он с удовольствием усядется с книгой в руках и будет играть в чтение. Игра – стихия свободы. А свобода – второе непременное условие для того, чтобы привить ребёнку любовь к чтению. Чтение малышу и с малышом не только может, но и должно быть игрой, театральным действом и даже… танцем.
Но чтобы ваши усилия не оказались тщетными, необходимо выполнить несколько условий.
- Развивайте речь ребёнка с самого рождения. Не ждите, что за вас всё сделает природа.
- Полюбите чтение всей душой. Если вы давно не брались за книгу, вспомните, как здорово было в детстве бояться Бармалея или воображать себя Золушкой на королевском балу, переживать за судьбу Каштанки или смеяться над глупым Попом, которого обвёл вокруг пальца ловкий Балда… Перечитайте любимые книги своего детства. Но если вы сами не любите читать, изобразить эту любовь вам не удастся: ребёнок чуток к малейшей фальши, как музыкант с абсолютным слухом.
- Если ребёнку захочется «почитать», у него под рукой должна оказаться удобная и яркая книжка для малышей, а не папина газета «Спорт». Газета непременно будет разорвана, папа придёт в гнев, ребёнок перепугается и может не захотеть больше «играть в папу» с книжкой в руках.
- Принцип «Скажи телевизору нет!» должен стать одним из основополагающих в вашей педагогической концепции. Следует отказаться и от «политики двойных стандартов»: «Тебе нельзя, потому что ты маленький, а мне можно, потому что я большая». Стоит ребёнку заметить, что мама ненасытно поглощаете сериал за сериалом, и её педагогический авторитет непременно будет подорван.
- Имейте в виду, что формирование интереса к чтению – дело не одного раза и даже не одного года. Начав знакомить с книгами годовалого малыша, вам придётся помогать ему и в два, и в три, и в семь…
Родителям надо чётко представлять себе психологию ребёнка, знать, что и как он воспринимает в каждом возрасте.
- Первая книжка. Пусть первая книжка малыша окажется среди игрушек. Она должна быть маленькой, яркой и, конечно, прочной (из толстого картона или безвредного пластика). Текст такой книжки – простой и весёлый: считалки, поговорки, короткие стишки… Картинки – яркие. Приготовьтесь к тому, что читать её вам придётся не один десяток раз. И вот однажды вы заметите, что ребёнок пытается повторять за вами. Читая малышу, вы можете водить по тексту его пальчиком, чтобы ребёнок постепенно уловил и осознал связь между тем, что вы произносите, и тем, что написано буквами и отличается от картинки. И не забывайте слушать с малышом простые песенки, использовать в общении с ним поговорки, считалки, словесные игры.
- «А дальше?»… В возрасте 1,5-3 лет ребёнок начинает понимать самые простые сюжеты. В первую очередь, это сказки: «Теремок», «Колобок», «Курочка – ряба», «Маша и медведь». Лучше всего не только их читать, но и разыгрывать, инсценировать – исполнять на разные голоса, попеременно становясь Медведем, Дедом, Бабкой, Колобком и т.д. И как обойтись без такого чуда, как сказки Корнея Чуковского: «Мойдодыр», «Тараканище», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Чудо – дерево»…Благодаря разнообразию ритмического рисунка сказки Чуковского даже при обычном прочтении напоминают театр. Литературоведы давно заметили, что большинство ритмических узоров «срисовано» Чуковским с русского классического стиха, знатоком которого он был: Н. Некрасова, М. Лермонтова, А. Блока. Так что, читая: «Вдруг из подворотни страшный великан – рыжий и усатый таракан», – помните, что вы готовите вашего ребёнка к будущему знакомству с русской классической поэзией. Нужен младшим дошколятам и Самуил Маршак. Не только его собственные сказки, но, в первую очередь, переводы английских детских песенок, стихов и считалок.
- От 3 до 5 лет – удивительный и благодарный возраст. Для всего: для физического и эмоционального развития, для общения и, конечно, для развития речи и чтения. Ребёнок уже может сосредоточиться на длинной истории с относительно сложным сюжетом. Это могут быть сказки Пушкина, братья Гримм, Шарля Перро, другие зарубежные и русские народные литературные сказки. Очень хороши сказки Владимира Сутеева. Авторские рисунки настолько понятны ребёнку, реалистичны, что дополняют простой, незамысловатый текст. Выбирая издания для ребёнка этого возраста, обращайте особое внимание и иллюстрации. Пусть картинок будет много, и они будут разнообразны, а обложка радует ярким цветом, написанным заглавием. У ребёнка должно сложиться представление о богатстве книжного мира. И не забудьте о том, что пришла пора вводить ребёнка в мир пейзажной поэзии. Не поленитесь подобрать два – три несложных, коротеньких стихотворения А. Пушкина или И. Никитина, Н. Некрасова или А. Блока. Пусть он не всё поймёт, но всё услышит – из любопытства или от детской наивной чуткости.
- От 6 – 7 лет. Дошкольнику ещё не так интересен герой ровесник, но уже интересен герой: Незнайка, Буратино, Винни – Пух. Можно иллюстрировать чтение театрализованными постановками с участием всех членов семьи или кукол. В это время появляются «мальчишечьи» и «девчоночьи» темы и герои. Многим девочкам уже интереснее читать «про принцесс», а мальчикам – про разбойников, пиратов, кладоискателей. С каждым годом круг чтения будет становиться всё более индивидуальным. Дело не только в особенностях пола, ещё важнее – особенности темперамента. Например, темпераментный будет восхищён проделками Буратино и Незнайки, Карлсона и Чиполлино. А вот тихому шестилетнему лирику по душе придутся сказки Г.-Х. Андерсена («Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева»), хотя и будет пока непонятен их «взрослый» моральный и даже религиозный подтекст. Главное для ребёнка – красота и музыкальность этих историй, которые навсегда оставят след в душе. Но будьте осторожны: если у ребёнка меланхолического склада развито обостренное чувство справедливости, сказки Андерсена (особенно «Русалочка», «Гадкий утёнок») могут произвести на него слишком сильное впечатление, и чтение закончится бурными слезами – не поможет даже превращение утёнка в прекрасного лебедя.
Читайте вместе с ребёнком, обсуждайте прочитанное, а заодно вводите его в мир комического и трагикомического.
Как сформировать интерес к чтению
«Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя»
В. А. Сухомлинский.
Детская болезнь XXI века — пропал интерес к книге. В век интернета дети перестают читать и скоро перестанут совсем. Можно ли привить ребенку любовь к чтению? Можно, уверены детские психологи. Но результат будет успешным только в том случае, если родители не давят, а… сами подают пример. Главной причиной нелюбви к книгам психологи называют незаинтересованность, поэтому ответственность за прививание интереса маленьким детям лежит на их первых учителях – родителях.
В современном мире компьютеров, множества игр, информационных технологий, которые развиваются в таком темпе, что практически не оставляют возможности угнаться за ними, очень сложно найти ребенка, который променяет все блага цивилизации на бумажного друга – книгу.
Очень важно приучать ребенка к книгам с раннего детства: читать на ночь, давать книги в руки, чтобы они могли их потрогать, чтобы кроха видела, что это интересно, ярко, красочно. Чуть позже ребенок уже сам будет тянуться к знакомому предмету, перелистывать страницы, размышлять и что-то самому себе рассказывать.
Дарите малышу книги, которые соответствуют его возрасту и интересам. Но помните, что к выбору книги нужно подходить с умом, покупать яркие, красочные издания с добрыми историями. Литература должна быть качественной. Предлагая ребенку новую книгу, нужно сообщить что-то интересное об ее авторе или рассказать интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное он сможет узнать сам. После чтения надо обсудить прочитанное.Полезно использовать те познавательные интересы, которые у ребенка развиты. Если он интересуется техникой, любит конструировать, читайте с ним научно-популярную литературу о технике. Если он любит животных, читайте о них.
Каждый день следует выделять хотя бы полчаса на то, чтобы почитать маленькому ребенку и обсудить с ним рассказ. Можно объяснить то, что он не понял, или попытаться задать наводящие вопросы, которые помогут ребенку учиться мыслить. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни. Чтение книг, как известно, не только вид проведения досуга, а и способ развития памяти, расширения кругозора и возможность научиться писать грамотно, поэтому многие родители бьют тревогу, и не знают, как сделать так, чтобы ребенку хотелось почитать.
И самое главное, пусть дети видят, что вы сами читаете книги с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Нужно развивать образное мышление ребенка и фантазию, чтобы ребенок в голове представлял то, что слышит или читает. Дайте возможность детям разыгрывать рассказы, сказки, стихи по ролям, помогите подобрать костюмы, реквизит, рисуйте иллюстрации героев, используйте фразы из сказок, которые давно стали известными цитатами, при общении. Не забывайте похвалить ребенка за любые, пусть даже самые незначительные успехи в чтении. Читая, радуйтесь, сопереживайте вместе с ребенком. Помните, что ваше доброе слово и помощь будет оценено вашими детьми.