Памятки родителям о пользе чтения

Скворцова Наталья Олеговна
Рекомендации для родителей «О пользе чтения»

Поэзия. Звучащая душа. Поэзию можно воспринимать зрительно,но она требует озвучивания: мы слышим её ритм, её дыхание, её мелодику, темп. Поэзия вводит нас в особый мир, открывает нечто тайное, скрытое в нас самих, одухотворяет нашу жизнь. О ком я говорю? Обо всех нас – носителях культуры своего народа и других народов тоже. И здесь нет никаких цензовых ограничений.Сразу возникают вопросы: зачем детям поэзия? Доступна ли она им?

Вам известно, что большинство детей (школьники) не любят читать и почти не читают художественную литературу. Происходит это потому, что они, как правило, имеют весьма ограниченный запас слов, часто не понимают связей слов в предложении и смысла даже небольших по объему текстов.

Центральной проблемой обучения современных детей является проблема чтения. Только читающий человек, заинтересованный в получении информации, способен к самообразованию. Но в жизненной практике чтение – самый тяжелый и нелюбимый труд для многих детей. Фатально ли это? Нет, ребенок может стать подлинно читающим человеком, подлинным любителем книги. Задача взрослых – педагогов и родителей – состоит в создании условий для реализации языковых способностей.

I. Так, например,в работе со стихотворениями выделяются три аспекта: ритм, содержание, образность языка.

Выбрав текст, взрослый читает его. Например стихи А. Барто. “Бычок”. Взрослый помогает ребёнку перевоплотиться в бычка и изобразить данную ситуацию. Во время драматизации взрослый прочитывает текст. В следующий раз бычка можно вырезать из бумаги (всё это делает ребёнок, а взрослый является ведомым, т. е. он не проявляет инициативы). Таким образом, главным для детей оказывается не чтение, а разнообразная деятельность с новым для них объектом, и поскольку эта деятельность им интересна, они незаметно для себя запоминают текст, так как он читается многократно.

А как здорово работать с баснями при помощи драматизации. При их прочтении хорошо видно, как ребёнок понимает текст. А там есть над чем поработать. Что вам мешает, например, перевоплотится в ворону и лисицу, а ребёнку узнать много новых и непонятных слов (лесть, вещунья.). В обычной жизни они их и не воспримут и не запомнят, а здесь такое поле деятельности.

II. Помимо описанных форм работы со стихотворными текстами детям полезно слышать ритмизированную речь и в быту, применительно к сиюминутным ситуациям. Простые, нехитрые двустишия могут придумывать сами родители в любой момент общения с детьми. Приведу несколько примеров подобных творений. Пусть вас не смущает примитивность этих маленьких текстов – постепенно дети полюбят их, и, возможно, сами включатся в эту речевую игру.

В магазин сейчас пойдём.

Молочка мы принесём.

Вот и суп, а вот и каша.

Принесём тарелки наши!

В дверь нам папа позвонил,

И Серёжа дверь открыл.

III. Нельзя забывать и о ежедневном чтении художественной литературы ребёнку.

Когда вы читаете своему чаду, пусть он вместе с вами смотрит в книгу. В такт чтению ведите указкой по строке, ребенку нужно следить за указкой. Он будет видеть как буквы превращаются в “смысл”, будет приучаться в нужном направлении скользить взглядом по строке, учиться ориентироваться в тексте. Буквенные образы часто встречающихся слов будут запечатываться в его памяти.

Старайтесь подбирать литературу не в сокращённом варианте (сейчас такой в изобилии на прилавках). Читайте классику! Возьмите за правило читать 15-20 минут перед сном. А в завершении побеседовать о прочитанном. Поверьте – это настоящее

инвестиционное вложение в ваших детей. Проверено на личном опыте. Дивиденды не заставят себя долго ждать. В результате регулярной (ежедневной) работы – обогащается словарь, увеличивается кругозор, слуховая память, визуальная память, внимание, формируется умение слушать и слышать. А главное – ребёнок полюбит книги!

Никакие аудио сказки не заменят живого прочтения, хотя и экономят ваше время.

На последок. Как требовать от ребёнка чтоб он больше читал? Много ли книг в вашем доме? “Я читаю книги в электронном варианте” – ответите вы. Всё это хорошо, но определённое количество печатной литературы необходимо держать дома.

А видит ли ваш ребёнок что вы тоже читаете литературу? Дети – это наше зеркальное отражение. Пока (в этом возрасте) вы для них самые авторитетные люди. Если сам не делаю, имею ли право требовать от ребёнка? Может стоит начать с себя?

А как долго и часто он смотрит компьютер или играет в компьютерные игры? (рекомендованное время-20 мин. в день).

Так зачем же читать, мучиться над смыслом, утруждать себя если там вся информация переработана и её нужно только проглотить? Как вы думаете захочется потом читать?

Может стоит пересмотреть своё отношение к чтению литературы своему ребёнку?

Источник

Буклет “Берегите учебник!”



Факты о пользе чтения:

1.Чтение делает взгляд острее. Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя! Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – Вы наверняка увидите там что-то новое.

Читайте также:  Какая польза от ягод рябины

2.Чтение сохраняет Ваше физическое здоровье. Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими  автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!

3.Чтение положительно влияет на окружающую среду. Если Вы читаете книгу, значит, дерево, из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете в данный момент вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.

Десять причин читать.

            Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать тёплую и успешную почву для развития личности ребёнка.

           1. Если Вы способны уделить детям внимание и время для семейного чтения, то они уверенны, что Вы их любите.

          2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

          3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

          4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

          5. Книги помогут Вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

          6. До тех пор,  пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

          7. Чтение вслух способствует развитию внимания у Вашего ребёнка.

          8. Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о тёплом общении с ребёнком.

          9. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

          10. Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребёнка.

Памятка для родителей

Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал? Учтите наши добрые советы, и Ваши желания исполнятся!

1.     Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

2.     Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку Вашего сына или дочери.

3.     Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.

4.     Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.

5.     Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от  чтения той или иной книги, сопоставляйте Ваши и его впечатления.

Несколько рекомендаций родителям как учить запоминать стихотворение

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать.

При выборе стихотворного материала  надо,  прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, чётким ритмом, а их герои знакомы Вашим детям.

При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими рекомендациями, но вносить определённые поправки с учётом речевых особенностей ребёнка:

1.     Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает дважды;

2.     После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребёнок повторяет;

3.     Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребёнку уяснить основную мысль.

Источник

Памятка для родителей

«Правила чтения книг ребенку»

1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Малыш это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге, приучайте его аккуратно обращаться с ней. Он должен знать, что книга – это не игрушка, не крыша для кукольного домика и не повозка, которую можно возить по комнате. Рассматривайте книгу на столе, осторожно переворачивайте страницы, после уберите ее на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Таким образом, ребенок чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него то, о чем вы читаете.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Вы должны тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятие, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. Вам потребуются и психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, где остановить сказку (рассказ), и дать возможность ребенку порассуждать по поводу услышанного или предположить, что случится с героями дальше.В процессе чтения очень важно периодически давать ребенку возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки» – это ощущения, которые могут быть разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

Читайте также:  Настольный теннис польза для зрения

6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы, для этого надо заранее ознакомиться с этим рассказом. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.

7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для родителей это и скучновато, но для него – нет.

8. Читайте ребенку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнесутся к книге родители и найдут ли для нее должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ним в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с нитками. Найдите время и помогите чинить книги.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание дошкольника в нужное русло.

12. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Источник

Дома в семье ребенка должна быть организована работа с детской книгой: чтение, пересказ, обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций, рисование героев, сюжетов, должна быть библиотечка детских книг.

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества:

  • Как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор, фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.
  • Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но притом достаточно простые, чтобы он смог следить за развитием событий.
  • Та ли это книга, которая понравилась именно Вашему ребенку. Не слишком обращайте внимание не ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.
  • Обладает ли книга силой эмоционального воздействия. Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, но долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально.
  • Хорошо ли книга написана. Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, можно судить о том, достаточное ли внимание Вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли Ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:

– прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли у тебя руки;

– книгу читают и рассматривают за столом;

– не пачкай книгу, не заминай страницы, правильно перелистывай, не смачивай палец слюной;

– не играй с книгой, она от этого портится;

– после того, как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место;

– правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте – в книжном шкафу или на полке, а не среди игрушек;

– если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.

Почему детям необходимо читать?

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенку познать самого себя и понять других.
  6. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствуют духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  7. Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  8. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать.
  9. Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Читайте также:  Протиевая вода приготовление протиевой воды и ее польза

Как помочь ребенку стать читателем?

Вот что советуют психологи:

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  • Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  • Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, магазине и др.).
  • В доме должна быть детская библиотечка.
  • Читайте вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  • Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  • Когда Ваш ребенок научится читать, поощряйте чтение его вслух, чтобы развить навык и уверенность в себе.
  • Читайте ребенку каждый вечер, перед сном, а если он уже умеет сам, то пусть читает в постели перед тем, как уснуть.

Мамы и папы, бабушки и дедушки, читайте сами и прививайте любовь к книге своим детям, ведь им скоро в школу!

МКДОУ детский сад № 158

Чтение – вот лучшее учение

Памятка для родителей

Источник

                     Уважаемые родители!

Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети выросли грамотными, культурными, всесторонне развитыми. А это невозможно сделать, если ваш ребенок не любит читать. Успех обеспечен, если вы самостоятельно займетесь семейным чтением и сумеете направлять домашнее чтение своих детей.

Для начала советуем:

  1. Чаще посещайте библиотеку сами, чтобы вместе с профессионалами подумать о чтении ваших детей, поговорить о лучших детских книгах, получить информацию о новых поступлениях.
  2. Познакомьтесь с литературой по вопросам детского чтения.
  3. Не читайте все подряд, с помощью библиотекаря составьте программу чтения с учетом возраста, наклонностей, потребностей и интересов всех членов вашей семьи.
  4. Читайте вместе вслух.
  5. Постарайтесь чаще беседовать с детьми о прочитанном.
  6. Помните, что дети любят перечитывать книги. Не стоит протестовать против этого.
  7. Воспитывайте у ребенка культуру общения с книгой:

– знакомьте его с правилами бережного отношения к книге, при необходимости организуйте мелкий ремонт;

-прививайте детям навыки работы с книгой.

8.Не ограничивайтесь общением только в своей семье, чаще посещайте вместе с детьми библиотеку. Активно участвуйте в библиотечных, клубных, школьных мероприятиях.

МЫ РАДЫ ВАС ВИДЕТЬ У НАС!

                     Уважаемые родители!

Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети выросли грамотными, культурными, всесторонне развитыми. А это невозможно сделать, если ваш ребенок не любит читать. Успех обеспечен, если вы самостоятельно займетесь семейным чтением и сумеете направлять домашнее чтение своих детей.

Для начала советуем:

  1. Чаще посещайте библиотеку сами, чтобы вместе с профессионалами подумать о чтении ваших детей, поговорить о лучших детских книгах, получить информацию о новых поступлениях.
  2. Познакомьтесь с литературой по вопросам детского чтения.
  3. Не читайте все подряд, с помощью библиотекаря составьте программу чтения с учетом возраста, наклонностей, потребностей и интересов всех членов вашей семьи.
  4. Читайте вместе вслух.
  5. Постарайтесь чаще беседовать с детьми о прочитанном.
  6. Помните, что дети любят перечитывать книги. Не стоит протестовать против этого.
  7. Воспитывайте у ребенка культуру общения с книгой:
  8. – знакомьте его с правилами бережного отношения к книге, при необходимости организуйте мелкий ремонт;
  9. -прививайте детям навыки работы с книгой.
  10. 8.Не ограничивайтесь общением только в своей семье, чаще посещайте вместе с детьми библиотеку. Активно участвуйте в библиотечных, клубных, школьных мероприятиях.

МЫ РАДЫ ВАС ВИДЕТЬ У НАС!

                     Уважаемые родители!

Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети выросли грамотными, культурными, всесторонне развитыми. А это невозможно сделать, если ваш ребенок не любит читать. Успех обеспечен, если вы самостоятельно займетесь семейным чтением и сумеете направлять домашнее чтение своих детей.

Для начала советуем:

  • Чаще посещайте библиотеку сами, чтобы вместе с профессионалами подумать о чтении ваших детей, поговорить о лучших детских книгах, получить информацию о новых поступлениях.
  • Познакомьтесь с литературой по вопросам детского чтения.
  • Не читайте все подряд, с помощью библиотекаря составьте программу чтения с учетом возраста, наклонностей, потребностей и интересов всех членов вашей семьи.
  • Читайте вместе вслух.
  • Постарайтесь чаще беседовать с детьми о прочитанном.
  • Помните, что дети любят перечитывать книги. Не стоит протестовать против этого.
  • Воспитывайте у ребенка культуру общения с книгой:
  • – знакомьте его с правилами бережного отношения к книге, при необходимости организуйте мелкий ремонт;
  • -прививайте детям навыки работы с книгой.
  • 8.Не ограничивайтесь общением только в своей семье, чаще посещайте вместе с детьми библиотеку. Активно участвуйте в библиотечных, клубных, школьных мероприятиях.

МЫ РАДЫ ВАС ВИДЕТЬ У НАС!

Источник