Памятка для родителей о пользе чтения

Памятка для родителей о пользе чтения thumbnail

Скворцова Наталья Олеговна
Рекомендации для родителей «О пользе чтения»

Поэзия. Звучащая душа. Поэзию можно воспринимать зрительно,но она требует озвучивания: мы слышим её ритм, её дыхание, её мелодику, темп. Поэзия вводит нас в особый мир, открывает нечто тайное, скрытое в нас самих, одухотворяет нашу жизнь. О ком я говорю? Обо всех нас – носителях культуры своего народа и других народов тоже. И здесь нет никаких цензовых ограничений.Сразу возникают вопросы: зачем детям поэзия? Доступна ли она им?

Вам известно, что большинство детей (школьники) не любят читать и почти не читают художественную литературу. Происходит это потому, что они, как правило, имеют весьма ограниченный запас слов, часто не понимают связей слов в предложении и смысла даже небольших по объему текстов.

Центральной проблемой обучения современных детей является проблема чтения. Только читающий человек, заинтересованный в получении информации, способен к самообразованию. Но в жизненной практике чтение – самый тяжелый и нелюбимый труд для многих детей. Фатально ли это? Нет, ребенок может стать подлинно читающим человеком, подлинным любителем книги. Задача взрослых – педагогов и родителей – состоит в создании условий для реализации языковых способностей.

I. Так, например,в работе со стихотворениями выделяются три аспекта: ритм, содержание, образность языка.

Выбрав текст, взрослый читает его. Например стихи А. Барто. “Бычок”. Взрослый помогает ребёнку перевоплотиться в бычка и изобразить данную ситуацию. Во время драматизации взрослый прочитывает текст. В следующий раз бычка можно вырезать из бумаги (всё это делает ребёнок, а взрослый является ведомым, т. е. он не проявляет инициативы). Таким образом, главным для детей оказывается не чтение, а разнообразная деятельность с новым для них объектом, и поскольку эта деятельность им интересна, они незаметно для себя запоминают текст, так как он читается многократно.

А как здорово работать с баснями при помощи драматизации. При их прочтении хорошо видно, как ребёнок понимает текст. А там есть над чем поработать. Что вам мешает, например, перевоплотится в ворону и лисицу, а ребёнку узнать много новых и непонятных слов (лесть, вещунья.). В обычной жизни они их и не воспримут и не запомнят, а здесь такое поле деятельности.

II. Помимо описанных форм работы со стихотворными текстами детям полезно слышать ритмизированную речь и в быту, применительно к сиюминутным ситуациям. Простые, нехитрые двустишия могут придумывать сами родители в любой момент общения с детьми. Приведу несколько примеров подобных творений. Пусть вас не смущает примитивность этих маленьких текстов – постепенно дети полюбят их, и, возможно, сами включатся в эту речевую игру.

В магазин сейчас пойдём.

Молочка мы принесём.

Вот и суп, а вот и каша.

Принесём тарелки наши!

В дверь нам папа позвонил,

И Серёжа дверь открыл.

III. Нельзя забывать и о ежедневном чтении художественной литературы ребёнку.

Когда вы читаете своему чаду, пусть он вместе с вами смотрит в книгу. В такт чтению ведите указкой по строке, ребенку нужно следить за указкой. Он будет видеть как буквы превращаются в “смысл”, будет приучаться в нужном направлении скользить взглядом по строке, учиться ориентироваться в тексте. Буквенные образы часто встречающихся слов будут запечатываться в его памяти.

Старайтесь подбирать литературу не в сокращённом варианте (сейчас такой в изобилии на прилавках). Читайте классику! Возьмите за правило читать 15-20 минут перед сном. А в завершении побеседовать о прочитанном. Поверьте – это настоящее

инвестиционное вложение в ваших детей. Проверено на личном опыте. Дивиденды не заставят себя долго ждать. В результате регулярной (ежедневной) работы – обогащается словарь, увеличивается кругозор, слуховая память, визуальная память, внимание, формируется умение слушать и слышать. А главное – ребёнок полюбит книги!

Никакие аудио сказки не заменят живого прочтения, хотя и экономят ваше время.

На последок. Как требовать от ребёнка чтоб он больше читал? Много ли книг в вашем доме? “Я читаю книги в электронном варианте” – ответите вы. Всё это хорошо, но определённое количество печатной литературы необходимо держать дома.

А видит ли ваш ребёнок что вы тоже читаете литературу? Дети – это наше зеркальное отражение. Пока (в этом возрасте) вы для них самые авторитетные люди. Если сам не делаю, имею ли право требовать от ребёнка? Может стоит начать с себя?

А как долго и часто он смотрит компьютер или играет в компьютерные игры? (рекомендованное время-20 мин. в день).

Так зачем же читать, мучиться над смыслом, утруждать себя если там вся информация переработана и её нужно только проглотить? Как вы думаете захочется потом читать?

Может стоит пересмотреть своё отношение к чтению литературы своему ребёнку?

Источник

Памятка для родителей

«Правила чтения книг ребенку»

1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Малыш это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге, приучайте его аккуратно обращаться с ней. Он должен знать, что книга – это не игрушка, не крыша для кукольного домика и не повозка, которую можно возить по комнате. Рассматривайте книгу на столе, осторожно переворачивайте страницы, после уберите ее на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Таким образом, ребенок чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него то, о чем вы читаете.

Читайте также:  Массаж живота вред и польза

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Вы должны тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятие, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. Вам потребуются и психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, где остановить сказку (рассказ), и дать возможность ребенку порассуждать по поводу услышанного или предположить, что случится с героями дальше.В процессе чтения очень важно периодически давать ребенку возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки» – это ощущения, которые могут быть разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы, для этого надо заранее ознакомиться с этим рассказом. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.

7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для родителей это и скучновато, но для него – нет.

8. Читайте ребенку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнесутся к книге родители и найдут ли для нее должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ним в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с нитками. Найдите время и помогите чинить книги.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание дошкольника в нужное русло.

12. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Источник

Буклет “Берегите учебник!”



Факты о пользе чтения:

1.Чтение делает взгляд острее. Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя! Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – Вы наверняка увидите там что-то новое.

2.Чтение сохраняет Ваше физическое здоровье. Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими  автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!

3.Чтение положительно влияет на окружающую среду. Если Вы читаете книгу, значит, дерево, из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете в данный момент вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.

Десять причин читать.

            Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать тёплую и успешную почву для развития личности ребёнка.

           1. Если Вы способны уделить детям внимание и время для семейного чтения, то они уверенны, что Вы их любите.

          2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

          3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

          4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

          5. Книги помогут Вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

          6. До тех пор,  пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

          7. Чтение вслух способствует развитию внимания у Вашего ребёнка.

          8. Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о тёплом общении с ребёнком.

          9. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

          10. Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребёнка.

Памятка для родителей

Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал? Учтите наши добрые советы, и Ваши желания исполнятся!

1.     Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

2.     Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку Вашего сына или дочери.

3.     Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.

Читайте также:  Польза репейного и касторового масел

4.     Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.

5.     Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от  чтения той или иной книги, сопоставляйте Ваши и его впечатления.

Несколько рекомендаций родителям как учить запоминать стихотворение

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать.

При выборе стихотворного материала  надо,  прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, чётким ритмом, а их герои знакомы Вашим детям.

При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими рекомендациями, но вносить определённые поправки с учётом речевых особенностей ребёнка:

1.     Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает дважды;

2.     После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребёнок повторяет;

3.     Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребёнку уяснить основную мысль.

Источник

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение    детский сад № 11

П А М Я Т К А

ДЛЯ

Р О Д  И Т Е Л Е Й.

«П Р А В И Л А     Ч Т Е Н И Я

К Н И Г    Р Е Б Е Н К У»

                                                             Разработал:

                                                                            воспитатель МКДОУ

                                                                       детский сад №  11

                                                                   Пархоменко Е.М.                

ОСРОГОЖСК,   2015 год.

                                                              

1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге, приучайте его аккуратно обращаться с ней. Он должен знать, что книга – это не игрушка, не крыша для кукольного домика и не повозка, которую можно возить по комнате. Рассматривайте книгу на столе, осторожно переворачивайте страницы, после уберите ее на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного. Таким образом, ребенок чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него то, о чем вы читаете.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Вы должны тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятие, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. Вам потребуются и психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, где остановить сказку (рассказ), и дать возможность ребенку рассуждать по поводу услышанного или предположить, что случится с героями дальше.

В процессе чтения, очень важно, периодически давать ребенку возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки» – это ощущения, которые могут быть разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.

6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы, для этого надо заранее ознакомиться с этим рассказом. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.

7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него – нет.

8. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнесутся к книге родители и найдут ли для нее должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.

Читайте также:  Польза сухофруктов яблок для организма

10. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать свою личную библиотеку.  Чаще ходите с ним в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуйтесь с воспитателями, педагогами дополнительного образования. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с нитками. Найдите время и помогите чинить книги.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание дошкольника в нужное русло.

12. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Источник

Читать нужно, и как можно больше. Многие взрослые согласны с этим утверждением, но как донести его до младшего поколения, которое с куда большим удовольствием отправилось бы на улицу или посвятило время играм? Нередко дети просто не видят смысла в регулярном чтении, и родителям приходится буквально заставлять свое чадо просиживать часами над книгой. Проку от этого мало, более того, иногда подобный метод может, напротив, окончательно отвернуть ребенка от литературы.

Мы составили универсальную памятку для мам и пап, которая поможет объяснить ребенку, почему необходимо читать книги.

Чтобы легче справляться с учебой

Быстрее усваивать полученные знания

Современные образовательные программы требуют не только стопроцентной концентрации и усидчивости от ребенка, но порой занимают и все свободное время. А когда, если не в юные годы, так хорошо отправиться на поиски приключений с лучшими друзьями, поиграть или провести пару часов с мамой и папой? Превратить процесс обучения в приятное и, главное, несложное занятие очень просто, достаточно регулярно уделять время литературе. Если ваш школьник все еще пренебрегает книгами, объясните ему, что чтение хоть и не панацея от тяжелых уроков, но существенно облегчить жизнь может. А ведь от возможности поскорее разделаться с математикой, химией и успешно сдать контрольные еще никто не отказывался!

День огня (#6) День огня (#6) Катя Брандис Твердый переплет367 ₽
В корзину

Развить креативное мышление

Ни один фильм, будь то даже шедевр мирового кинематографа, не покажет картинку лучше, чем собственная фантазия. Ваш ребенок предпочитает кино? Что ж, регулярное чтение позволит ему не расставаться с экраном вовсе — в своем воображении. А сколько собственных историй можно придумать, когда прочитанные книги счет ведут на десятки! Помимо удовольствий, однако, развитое креативное мышление может пригодиться и в школе — при написании сочинений на русском и иностранном языках и во многих других предметах, где требуется нестандартный подход.

Существовать в социуме

Научиться сопереживать, стать настоящим другом

Безусловно, родители вносят неоценимый вклад в воспитание и развитие ребенка, именно они учат его любить близких, сочувствовать друзьям и прививают правила человечности. Однако книги оказываются в этом деле самыми надежными помощниками. Так, путешествуя по несуществующим мирам, ваш малыш столкнется с наглядными примерами того, что обижать животных нельзя, совершать подлости не стоит, а проступки — наказываются. Более того, довольно скоро окажется, что учиться на чужих ошибках, пусть это всего лишь книжные герои, гораздо приятнее, чем получать болезненный жизненный опыт лично.

Маленькая злая книга 2 Маленькая злая книга 2 Магнус Мист Твердый переплет340 ₽
В корзину

Повысить популярность среди сверстников

Времена, когда излишняя любовь к учебе считалась недостатком, давно канули в прошлое. А широкий кругозор и богатый словарный запас помогут вашему чаду всегда поддержать разговор с друзьями и стать душой компании. Так что, обладая знаниями сразу в нескольких областях, легко можно завоевать внимание и уважение одноклассников.

Подружиться с самим собой

Научиться отвлекаться от проблем и огорчений

Порой в жизни ребенка стресса и переживаний гораздо больше, чем у взрослого человека, а родители не всегда успевают вовремя дать нужный совет или облегчить боль от огорчений, которые на первый взгляд могут представляться им несущественными. И тогда спасением становится книга. Погружаясь в иные миры, фокусируя внимание на судьбах персонажей и их проблемах, ребенок сможет переключиться с собственных бед. Чтение поможет вашему чаду открыть для себя совершенно новый способ отвлекаться от повседневности, а иногда и находить в книгах выход из непростых ситуаций.

Кузен Ку-Ку едет в гости (#2) Кузен Ку-Ку едет в гости (#2) Клэр Баркер Твердый переплет263 ₽
В корзину

Не скучать в одиночестве

Друзья разъехались на каникулы или просто заняты своими делами? Мама и папа на работе, а отправиться гулять на улицу не позволяет плохая погода? Выход есть! Увлекательные романы позволят детям проводить время в одиночестве и совершенно не расстраиваться по этому поводу. А кроме того, качественная литература научит ребенка уникальному искусству общения с самим собой. Самодостаточность, умение находить преимущества даже во временной изоляции — все это смогут подарить юному читателю книги.

Что нужно помнить родителям

Подавайте пример

Если вы и сами считаете чтение бесполезной тратой времени и предпочитаете проводить выходные, занимаясь другими делами, привить любовь к литературе своему ребенку будет очень непросто. Так что самое время начать с себя — в доме, где к каждому изданию относятся бережно и с любовью, где романы служат порталом в другие пространства, а не подставкой под кружку с чаем, а маму или папу то и дело можно застать с книгой в руках, дети рано или поздно сами потянутся к библиотеке.

Арло Финч. Озеро Луны (#2) Арло Финч. Озеро Луны (#2) Джон Огаст Твердый переплет338 ₽
В корзину

Хвалите

Поощрение еще никому не навредило. Не упускайте возможности похвалить ребенка за проявленный интерес к книгам. Чем больше вы будете напоминать своему чаду о том, что чтение приносит пользу, а также отмечать его личные заслуги в этом деле, тем чаще у него будет возникать желание взять то или иное издание самостоятельно. Хотя бы для того, чтобы порадовать родителей. А постепенно регулярное чтение войдет в привычку и даже станет стилем жизни.

Визуализируйте

Если в вашу задачу входит привить ребенку любовь к литературе, попытайтесь преподнести скучное на первый взгляд занятие в игровой форме. Читайте по ролям, придумывайте продолжение к полюбившимся сказкам и романам или даже организуйте небольшой домашний театр, который наверняка понравится и маленькому артисту, и старшим родственникам.

Источник