Пальчиковые краски польза и вред
Стоит мне набрать в поиске «пальчиковые краски», как сразу получаю просто тонну информации.
«Хотите дать их ребенку в 6 месяцев?» — спрашивают меня. — «Пожалуйста! Педиатры рекомендуют.»
«Рано?» — «Ок. Тогда только в 3 года!» Это уже рекомендация психологов.
«Хотите развить мелкую моторику? Вам срочно надо купить пальчиковые краски!»
«Хотите стимулировать развитие мозга вашего ребенка? Срочно в магазин!»
Особенно странно, когда рекомендации о пальчиковых красках встречаются на ресурсах о методе Монтессори. Складывается впечатление, что Мария Монтессори лично благословила производителей на производство этих красок, или даже сама изобрела их.Разумеется, Монтессори не изобретала пальчиковые краски. Она жила в конце 19—начале 20 века и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицины. В разное время Мария работала с разными детьми и, в конце концов, систематизировала свои знания в метод научной педагогики.
3 аргумента в помощь принятия решения: рисовать ли ребенку пальцами
Чтобы не потонуть в этом океане непроверенной информации, я решила обратиться за советом к Монтессори-педагогам с международными дипломами АМИ. После их консультации у меня появились аргументы, с помощью которых я могу сделать осознанный выбор. В пользу интересов развития своего ребёнка.
Что такое АМИ? В наше время уважающая себя Монтессори-общественность в России придерживается стандартов АМИ. АМИ (Association Montessori Internationale) — это организация, которую в 1929 году создала Мария Монтессори, чтобы защитить свой метод в его первоначальной целостности.
Ребенку важно получать адекватный сенсорный и моторный опыт
Ребенок рождается со 100 миллиардами нейронных клеток. Чтобы мозг заработал, нужно, чтобы между ними образовались связи. Они образуются путем движения ребенка и напитывания его сенсорики — то есть когда ребенок получает информацию от своих органов чувств, проживает личный опыт.
Казалось бы, причем здесь пальчиковые краски? При том, что на словосочетаниях «сенсорные ощущения» и «развитие мелкой моторки», очень удобно спекулировать.
Стоит только ребенку сесть, на нас сыпятся рекомендации: «Ребенок сел, дай ему краски! Пора напитывать сенсорику!» Но вот незадача, ребенок вместо того, чтобы вдохновиться и рисовать ручками, пробует краски. Ведь именно так он познает мир в младенчестве — тянет всё в рот.
Производители тут как тут: «Наша пальчиковая краска гипоаллергенна! А наша на водной основе с пищевыми красителями!» Но вот пример состава пальчиковых красок: пищевой краситель 2%, целлюлозный загуститель 2,5%, глицерин, мел, консервант косметический, вода питьевая. Вроде все безобидно. Но мне, как маме, что-то не хочется, чтобы это оказалось в желудке у моего ребенка.
И эта оральная стадия, когда ребенок все пробует на зуб, продолжается примерно до года.
Что же полезно ребенку, начиная с момента, когда он сел?
- первые книги для малышей,
- корзинка с мячами,
- первый материал на проталкивание — это может быть самодельная коробка с одним отверстием для маленького мячика, который видно, как выкатывается,
- первый материал на опускание и нанизывание: пирамидки, сортеры.
От рисования кисточкой больше пользы
После года ребенок выходит из орального периода, и есть краски уже не будет. Настает время, когда его рука готовится к действию. Мы можем помочь, предложив занятия на шнуровку, застегнуть пуговицу или потянуть молнию на одежде.
Реклама же продолжает вводить нас в заблуждение. И хочется, наконец, дать ребенку порисовать пальчиками. Но в числе действий, к которым ребенок готовит руку, это и косвенная подготовка к письму. Для этого нам нужна проработка пинцетного захвата. Его еще называют щипковым — захват тремя пальцами. И в этом нам помогут краски. НО! Обязательно нужна кисточка.
Руководитель Монтессори-центра «Азбука» в Санкт-Петербурге, АМИ-педагог Лариса Фарвазова:
«Пальчиковые краски мы используем только с кисточкой. Они хорошо отстирываются с вещей и рук ребенка. Использовать пальчиковые краски для рисования пальчиками — это коммерческий ход. Производителям тоже надо деньги зарабатывать.
Мы очень рады пальчиковым краскам, потому что на руках ребенка остается такой след от краски, который легко смыть. А мытье рук — это целевая деятельность. Дети, если запачкались, идут мыть руки и сразу получают результат, просто засунув их под воду. «Чистые!» — смотрят они. Им не приходится стоять и оттирать въевшуюся в кожу краску. Я смыл, я волшебник, я могу. А «Я могу!» — основное в Монтессори-педагогике».
Конечно, для пинцетного захвата можно дать дома восковой мелок. А для сенсорики, получается, — пальчиковые краски, раз уж они хорошо отмываются? Пусть рисует ладошками. Тем более, что и интернет-педагоги говорят — массаж ладошек. И снова вводят нас в заблуждение.
Но если посмотреть на рисование ладошками через призму мозга, то мы увидим, что нейронные связи образуются при многократном повторение. И давая ребенку много раз рисовать пальчиками, а потом предложить ему кисточку, можно столкнуться с сопротивлением. Ведь уже образовалась стойкая связь, как этим всем пользоваться. А тем временем у каждого возраста есть своя задача.
Ребенок нуждается в реальной картине мира
Ребенок пришел в этот мир, он ничего о нем не знает. И у возраста с рождения до 3 лет есть главная задача — адаптация. На самом деле, если посмотреть дальше трех лет, то ребенок до шести всё еще будет адаптироваться.
В Монтессори-парадигме я, как мама, рисую ребенку реальную картину мира. Это значит, что я просто показываю, как и с чем мы здесь обращаемся. Например, есть ложка и ей едят. Не по столу стучат. Есть краски. Ими рисуют. Не на зуб пробуют. Это не их первое предназначение.
Как только ребенок начал уверенно ходить, мы знакомим его со свойством и назначением предметов. Например: это краски, ты можешь рисовать кисточкой. И выставляем ему границы: ты можешь рисовать здесь. Как правило, на мольберте или листе бумаги, а не на обоях.
Есть большая вероятность, что ребенок, привыкший рисовать пальчиками, будет пытаться запачкать ими все вокруг. Даже не специально. Энергии много, руки в краске, двигаться охота. Поэтому лучше и в период от уверенной ходьбы до трех лет пальчиковые краски использовать только с кисточкой.
Таким образом, в возрасте от рождения до 1 года пальчиковые краски абсолютно бесполезны. С 1 до 3 лет мы можем предложить ребенку пальчиковые краски, но будем использовать их с кисточкой.
Мария Лучанинова — Монтессори-мама двоих детей: 1 и 4 года. Сотрудник центра «Монтессори-Азбука» в Санкт-Петербурге. Обучалась по программе «10 шагов к стандарту АМИ», работала ассистентом в группе тоддлеров. Сейчас стажируется на педагога в группе нидо. В Монтессори-методике пятый год
РОДИТЕЛЯМ О ПОЛЬЗЕ РИСОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫМИ КРАСКАМИ!
Пальчиковые краски – это не просто некая цветовая масса для рисования, хотя и эту функцию пальчиковые краски выполняют с легкостью.
Польза от рисования пальчиками:
• Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи. Центр, отвечающий за движения, расположен в мозге рядом с центром речи, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.
• Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
• Осознание ребенком собственного тела.
• Пальчиковые краски — как способ самовыражения. Ребенок передает свои чувства и ощущения на бумагу в виде рисунка различной цветовой гаммы. Раннее развитие творческих способностей.
• Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Как подготовительный этап к переходу рисованием кистью. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учиться чувствовать границы.
• Развитие представления о цвете. Пальчиковые краски легко смешиваются, благодаря чему малыш учится получать различные оттенки.
• Развитие воображения, образного мышления.
Пальчиковые краски можно начинать использовать с 5-8 месяцев. В этот период пальчики понемногу начинают слушаться своих хозяев. Рисование пальчиками это первый шаг на пути к рисованию кисточкой или фломастерами.
Существуют различные техники рисования пальчиковыми красками:
• Рисование ладошкой. Отпечатки ладошек могут с легкостью превращаться в различных зверей и птиц. Сначала образ будете дорисовывать Вы, а потом малыш сам начнет угадывать изображение и дорисовывать его сам.
• Рисование пальчиками. Отпечаток делается пальчиком. Это уже более сложное действие, требует большей координации и точности. Можно сделать отпечаток и дорисовать его, а можно из нескольких отпечатков составить рисунок. Пальчиком удобно раскрашивать специальные раскраски для малышей.
• Рисование губками. Можно использовать специальные наборы губок и спонжей, или же сделать самим из обычной хозяйственной губки. В зависимости от размера губки можно получить большие или маленькие отпечатки. Губкой легко закрасить большие поверхности.
• Рисование с помощью трафаретов. Трафареты можно использовать готовые, а можно вырезать самим. Положив трафарет на белый лист, предложите ребенку закрасить пространство внутри трафарета с помощью пальчиков или губки.
• Рисование с помощью штампов и роликов. К краскам могут прилагаться специальные наборы штампов различной формы или же продаваться отдельно. Обмакнув в краску штамп, одним нажатием им на бумагу, получаем картинку: кружок, звездочку или квадрат. С помощью фигурных роликов проводят различные фигурные линии.
• Техника паспарту. Сначала делают паспарту: в центре листа рисуют крупное изображение и вырезают по контуру (например, грибок). Затем малышу дают чистый белый лист и несколько капель красок различных цветов, и предлагают порисовать, как ему хочется. Как только лист бумаги будет замазан полностью, накладывают паспарту на творение малыша. В итоге, на белом фоне кроха увидит разноцветный грибок (или листок, или рыбку, или бабочку). Эта техника подходит для совсем маленьких художников.
Включите тихую музыку, разложите листы бумаги, краски, кисточки, губки, баночку с водой. Можно накрыть стол бумагой и предложить порисовать прямо на этой «скатерти». Или же расстелите бумагу на полу в виде коврика. Вот где раздолье! Рисуя, малыш проводит всевозможные линии, наносит самые невероятные по цвету и форме пятна. Пусть разрисовывает один лист за другим, нанося краски так, как ему нравиться. И тогда рисунки отразят состояние его души. Если кроха сел рисовать в радостном настроении, на бумаге, скорее всего, заиграют желтые, голубые, оранжевые краски. Если же малыша что-то тревожит, в рисунках, скорее всего, будет преобладать черный, коричневый, серый, фиолетовый цвет.
Желаем успехов!
Польза рисования для всестороннего развития ребенка сегодня не подвергается сомнению – специалисты считают, что чем раньше ребенок начнет, тем более развитым он вырастет, даже если рисование – совсем не его стезя.
Многие родители в стремлении обеспечить малышу все необходимые возможности спешат купить рисовальные принадлежности как можно раньше, однако и у карандашей, и у классических кистей для рисования есть один большой недостаток – ребенок должен обладать достаточно развитой моторикой пальцев, чтобы уверенно держать их в руках.
Кроме того, оба варианта не всегда гарантируют полную безопасность состава и возможность легкой уборки с поверхности непредназначенных для рисования предметов, а карандаши иногда оказываются еще и слишком блеклыми, чтобы заинтересовать ребенка. Поэтому в последние десятилетия специалисты все чаще рекомендуют приобретать малышам пальчиковые краски.
Что это такое?
Пальчиковые краски – это довольно необычное средство для творчества, призванное утолить детскую тягу к яркому и прекрасному. Даже самому маленькому ребенку хочется порисовать чем-то ярким, и если он пока не в состоянии удерживать в руках кисть или карандаш, не беда: можно ведь использовать непосредственно руки!
Естественно, при таком уровне развития моторики бессмысленно ждать от ребенка создания каких-либо шедевров. Однако для самих детей того возраста, для которого предназначен данный продукт (а это малыши от 1 года) важна яркая абстракция, а не эстетический сюжет.
Учитывая возраст таких юных художников и их способ рисования, производители должны особенно тщательно подбирать состав. В первую очередь, рецепт совершенно не должен содержать каких-либо вредных веществ, способных проникать в организм через кожу, поскольку руки ребенка не защищены.
Варианты пальчиковых красок для самых маленьких должны предполагать даже теоретическую съедобность, хотя среди ингредиентов должно найтись место горчинке, чтобы малыш не употреблял продукт не по назначению.
Поскольку этот тип красок создается специально для рисования собственным телом, совсем неудивительно, что о соблюдении какой-либо чистоты процесса нет и речи. В таких условиях принципиально важно, чтобы используемые красители легко смывались как с кожи, так и с одежды. Нельзя не отметить, что этого правила, продиктованного логикой, некоторые изготовители бюджетной продукции все же не придерживаются, поэтому к выбору набора стоит подходить с должной аккуратностью.,
Наконец, для реальной заинтересованности ребенка такие краски просто должны быть как можно более яркими – блеклость грозит потерей детского интереса. Хорошим тоном считается также высокая смешиваемость разных цветов без образования грязи.
Польза и вред
Польза от применения пальчиковых красок лежит на поверхности – перечислим лишь некоторые навыки и умения ребенка, которые получат дополнительный стимул в своем развитии благодаря такому рисованию:
- Художественный вкус. Постоянное наблюдение ярких цветов необходимо ребенку для того, чтобы научиться максимально правильному восприятию окружающего мира.
Художник, лишенный такой возможности в раннем детстве, наверняка будет ограничен исключительно черно-белой графикой и, хотя в последней ничего плохого нет, лучше обеспечить малышу все возможности – вдруг он станет мастером художественной передачи цвета.
- Цветовосприятие. Современная яркая жизнь несколько ограничивает в возможностях тех людей, которые не видят большой разницы между оттенками. Благодаря ранней работе с самыми яркими тонами, малыш получает возможность быстро научиться различать цвета и их мельчайшие оттенки. В результате улучшается еще и мозговая деятельность.
- Моторика. Хотя рисование пальчиковыми красками ввиду своей повышенной простоты не кажется подходящим способом для развития двигательной активности, даже такая гимнастика пальцами способна принести свои плоды. В процессе рисования ребенку приходится активнее шевелить пальчиками, благодаря чему он элементарно быстрее научится держать в руках ту же кисть.
- Психика. В конце концов, рисование – это просто полезное успокаивающее и развлекающее занятие. Благодаря ему выравнивается эмоциональный фон как у самого малыша, так и у его родителей, а ведь спокойствие и хорошее настроение – два важных качества для обеспечения крепкого здоровья.
Если краски изготовлены с соблюдением всех норм качества, то вреда от них совершенно точно не будет никакого. Проблемы возможны лишь в том случае, если родители в погоне за экономией отдали предпочтение низкокачественному товару, который может содержать токсичные или вредные компоненты, а также оставлять устойчивые загрязнения на различных поверхностях.
Виды и состав
Классические пальчиковые краски состоят из традиционных ингредиентов:
- пигментов, придающих массе нужный цвет;
- водной основы;
- связующих веществ, используемых для соединения всех ингредиентов и придания смеси большей густоты.
Состав сбалансирован таким образом, чтобы масса всегда оставаясь мягкой, в то же время не становилась текучей. В идеале хорошие пальчиковые краски состоят исключительно из природных компонентов, не несущих вреда здоровью малыша – они даже съедобные, поэтому производителям приходится использовать специальные горькие вкусовые добавки.
Впрочем, в разновидностях для детей от 3 лет и старше некоторые ингредиенты могут быть заменены на те, что нежелательны к употреблению в пищу. Использование натуральных компонентов способствует еще и простоте уборки – например, краски на основе сока алоэ вера обычно очень легко удаляются с поверхности одежды.
Следует заметить, что некоторые пальчиковые краски могут быть подписаны как гуашь или акварель.
Если на коробке написано, что данный набор допускает рисование непосредственно руками, значит, можно отдать предпочтение и ему, однако это совсем не означает, что для таких целей подойдет любая гуашь или акварель.
Современные производители всеми силами стремятся разнообразить ассортимент своей продукции, ради чего создают новые виды краски с необычными свойствами:
- Гелевые разновидности не сушат кожу, за счет чего лучше подходят самым маленьким.
- Сенсорные пальчиковые краски дополнены особыми частицами, которые придают засохшим цветам различную шероховатость, что еще больше развивает понимание ребенком окружающего мира.
- Флуоресцентные краски и вовсе способны осчастливить любого малыша, ведь выполненные таким материалом рисунки светятся в темноте.
Поскольку пальчиковая продукция редко бывает рассчитанной на профессиональных художников, она продается исключительно наборами. Самым маленьким будет вполне достаточно минимальной комплектации из 4 цветов, но уместно будет выбрать комплект со штампиками, позволяющими быстро изобразить ту или иную картинку.
Для ребенка от 3 лет можно приобретать более полно передающие картину мира 12 цветов.
С какого возраста можно пользоваться?
Разные производители на своей продукции указывают различный минимальный возраст для использования подобных творческих материалов, а родители на форумах своими разнобойными комментариями только еще больше запутывают новичков.
В целом, самый ранний возраст, в котором пальчиковые краски уместны хотя бы теоретически – 6 месяцев. Впрочем, польза от такой родительской затеи несколько сомнительна, поскольку двигательная активность ребенка в этом возрасте чрезвычайно ограничена. Ни один сознательный производитель на своей продукции не порекомендует краски для таких крошечных малышей – разве что в погоне за продажами.
Обычно на коробках пишется, что продукт предназначен для детей от 1 года – это означает, что использование возможно и в более раннем возрасте, но специалисты не видят в этом смысла.
Нужно заметить, что не все пальчиковые краски полностью безопасные. Продукция для детей, на которой указано «от 3 лет», с большой вероятностью содержит в себе те компоненты, которые нежелательно тянуть в рот.
С одной стороны, в таком возрасте дети уже не настолько любопытны, чтобы пробовать все подряд, с другой, родителям следует быть начеку.
Как использовать?
В отличие от любых других, пальчиковые краски не предполагают инструкции о том, как правильно рисовать картины – цветы или дерево можно изобразить любым доступным способом.
Теоретически в таком процессе рисования большую роль должны сыграть родители, которые помогут довести размытый замысел ребенка до определенного логического завершения, попутно показывая ему, как можно создать осмысленный шедевр. Существует несколько техник рисования красками пальчикового типа, доступных для каждого.
Частями тела
В первую очередь это рисование ладошками и пальчиками. Для малыша первых лет жизни интересен не так конечный результат, как сам процесс – он с удовольствием испачкается сам и испачкает все вокруг. Впрочем, в этом тоже есть элемент развития, так что не стоит запрещать малышу рисовать даже по самому себе.
Губкой или спонжиком
Пальчиковые краски прекрасно впитываются в пористую структуру губки, и также легко выжимаются оттуда обратно, потому можно предложить ребенку такой несколько необычный инструмент.
Оттисками и трафаретами
Во многие наборы входят специальные приспособления, направленные на упрощение создания малышом различных художественных форм. К таковым относятся различные штампы и ролики, а также трафаретные доски с прорезанными щелями в форме чего-либо.
«Паспарту»
Художественный замысел в произведении можно полностью возложить на плечи родителей. В этом случае ребенок разрисовывает бумажную основу по своему усмотрению, тогда как мама с папой должны вырезать из цветной бумаги какие-либо фигурки (солнышко, цветы, бабочки) и просто наложить их на подготовленную ребенком основу.
Как сделать своими руками?
Многие родители считают, что лучше самостоятельно приготовить пальчиковые краски в домашних условиях, нежели доверяться малоизвестным рецептам от производителей.
Этот процесс несложный, но может заинтересовать ребенка, позволяет просто и недорого сделать неограниченное количество красок, а главное – на сто процентов гарантирует безопасность малыша. Сложности могут возникнуть из-за отсутствия достаточно ярких красителей или тары для хранения, но в целом эти вопросы решаемы.
Во всемирной сети можно найти довольно много разных рецептов домашних пальчиковых красок, но в целом ингредиенты там одинаковы – отличаются лишь пропорции.
Нужно смешать пару стаканов муки с несколькими столовыми ложками соли (по вкусу, но краски должны быть отвратительными на вкус – 5-7 столовых ложек должно хватить) и парой столовых ложек растительного масла.
Затем понемногу добавляется пара стаканов воды. Итоговая консистенция должна по своей густоте напоминать сметану, при отклонениях от нормы для загустевания добавляется больше муки, для разжижения – воды.
После того, как масса поделена на части для окраски в разные тона, к ним добавляются красители. В качестве последних могут выступать как натуральные соки из овощей и фруктов, так и различные приправы или даже зеленка, хотя многие предпочитают использовать купленные пищевые красители. Хранить такой самодельный продукт нужно в холодильнике, в герметически закрытых баночках.
Есть и еще более простой рецепт, предполагающий добавление пигментов в обыкновенный йогурт, однако такие краски, естественно, останутся съедобными, благодаря чему способны спровоцировать ребенка на их употребление в пищу. Родители часто не видят в этом проблемы, однако выработанная привычка может привести к тому, что ребенок станет облизывать кисточки и другие рисовальные принадлежности в будущем.
Если же именно этот рецепт понравился больше всего и планируется к использованию, стоит учитывать, что получившиеся краски нужно использовать как можно быстрее, поскольку длительного срока хранения у них нет.
Рейтинг брендов
Многие родители все же предпочитают положиться на опыт производителей – они уверены, что если довериться проверенной фирме, то та не подведет. Во многом это справедливо – компании с мировым именем действительно не зря получили такую популярность, однако для приобретения безопасных красок для собственного ребенка нужно разбираться в брендах.
Продукция европейского и американского производства, добравшаяся до отечественных рынков, традиционно отличается высокой ценой и соответствующим качеством. Американские краски Crayola считаются оптимальным сбалансированным вариантом – они и безопасны, и ярки, и легко смываются.
Похожи по свойствам и испанские Jovi, хотя отзывы твердят – их расцветки все же более блеклые.
Голландские краски Ses отличаются крайне ответственным подбором состава, позволяющим порадовать даже детей с аллергией на все вокруг, однако процесс уборки может оказаться более сложным.
Среди других зарубежных поставщиков нельзя не отметить бренды Artberry и Baramba.
Уже почти три десятилетия в нашей стране стабильно высоким спросом пользуется китайская продукция, отличающаяся очень низкой стоимостью. Некоторые ее разновидности, такие, как «Развивашки», при этом обладают еще и неплохими эксплуатационными свойствами, а другие – такие, как «Оранжевый слон», разочаровывают, поскольку не обладают достаточной яркостью.
Что же касается отечественной продукции, то она – на своем привычном уровне. Сравнительно неплохими красками можно назвать разве что «Цветик», да и те имеют ярко выраженный недостаток – их сложно отстирать. Такие бренды с многообещающими названиями, как «Каляка-маляка» или «Малыши», объективно не заслуживают потребительского внимания.
Какие лучше выбрать?
В процессе выбора ориентироваться следует не только на какие-то субъективные предпочтения, но и на те или иные факторы, имеющие объективную оценку. Самые первые детские пальчиковые краски для грудничкового возраста категорически не должны содержать никаких вредных компонентов, они должны состоять практически только из пигмента и воды. После достижения трехлетнего возраста состав уже можно несколько варьировать.
Для рисования в ванной следует выбирать гелевые краски в баночках, потому что они не сушат кожу, а особая гуашь в тубах для таких целей подойдет значительно меньше.
При выборе первого набора не стоит гнаться за многообразием цветов и большими объемами – для начала творчества хватит и 6 оттенков, а большое количество может оказаться ненужным, если ребенок не оценит новое развлечение или оно разочарует родителей своим качеством.
Вопреки обожанию детьми самых ярких расцветок, стоит избегать наборов с «неоновыми» тонами – в природе таких красителей нет, так что это, скорее всего, синтетическая продукция сомнительного происхождения. Впрочем, сильно бледные краски покупать тоже нельзя – они не заинтересуют кроху.
Стоит внимательно изучить написанное на упаковке – хотя бы лишний раз перечитать инструкцию по применению и обратить внимание на срок годности и состав, а также уточнить название производителя.
О том, как рисовать пальчиковыми красками, смотрите в следующем видео.