Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли
Сильнее всего экономическая отсталость России от других европейских держав в XIX веке отразилась в результатах Крымской войны. Поражение, которое привело к потере территорий, утрате черноморского флота и большому дефициту бюджета, стало одним из главных толчков к проведению реформ. Вскоре после заключения мира Александр II произнёс свою известную речь:
«Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крестьян. Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого. Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу»
Император-освободитель, как его окрестили в дальнейшем, в детстве обучался Василием Жуковским, воспитывавшим в Александре искренний гуманизм, хорошо сочетавшийся с природной мягкостью характера и сентиментальностью. Существует легенда, что Николай I, отец Александра, на смертном одре взял со своего наследника обещание освободить крестьян. При этом нужно отметить, что как такового кризиса крепостной системы не было. Конечно, крестьяне иногда протестовали, поджигая имения и совершая побеги, однако никаких массовых движений не существовало. Необходимость проведения реформы в первую очередь определялась упадком экономики. Крепостническая система сдерживала модернизацию страны и мешала развитию промышленного сектора из-за нехватки свободной рабочей силы.
Земельный вопрос стал ключевым аспектом отмены крепостного права. Александру было необходимо найти компромиссный подход, который удовлетворит и помещиков, владеющих землей, и крестьян, желающих получить кусок этой земли. В итоге манифест 1861 года делал абсолютно всех крестьян лично свободными, определяя им земельные наделы исходя из места проживания: в черноземной полосе на душу выдавалось от 2 до 6 десятин (1 десятина – 1,09 га), в нечерноземных областях – 3-7 десятин, а в степной – до 12 десятин. На карте ниже видно, что в большинстве центральных областей страны крестьянские наделы в итоге уменьшились, что привело к массовым восстаниям – уже после реформы!
Оранжевым и розовым отмечены губернии, где крестьянские наделы сократились,
зеленым – где увеличились.
При описании последствий реформы необходимо отметить два важных момента.
- Во-первых, земля давалась не отдельным крестьянам, а общине, которая становилась коллективным помещиком. Крестьянин не мог продавать или сдавать в аренду свой надел без согласия большинства членов общины. Это стало ключевым препятствием для развития рыночной экономики в стране и сельского хозяйства в частности вплоть до Столыпинских реформ.
- Община – механизм страшно неэффективный. Община делила землю, собирала налоги, применяла силу против неплательщиков, но делала это на основе обычая, а не закона. Судьба крестьянина полностью зависела от общины, так как выйти из неё было очень сложно. Вся масса крестьян трудилась, не имея гарантированных прав на землю, которая в какой-то момент перераспределялась между дворами с учетом изменений в численности семей. Какой может быть у человека стимул качественно работать на земле, если он в любой момент может её лишиться по прихоти общины?
- Во-вторых, земля давалась только после оформления выкупной сделки. Размер выкупа определялся не на основе рыночной стоимости земли, а по следующей формуле: ранее выплачиваемый оброк делился на 0,06 (т.е. 6% – доход по банковским вкладам). Предположим, если крестьянин выплачивал годовой оброк в 9 рублей, то выкупная сумма составляла 9/0,06 = 150 рублей. Государство сразу выплачивало помещику 80% выкупной суммы, что считалось “долгосрочной ссудой”, погашаемой крестьянами в течение 49 лет. Остальные 20% крестьяне должны были выплатить помещику напрямую – деньгами, отработками или в рассрочку.
- Выкупные операции стали главным двигателем развития всей рыночной экономики Российской Империи. Помещики, получив огромные денежные средства, стали модернизировать своё хозяйство, вкладываться в строительство железных дорог и фабрик. Государство же получило источник накопления капитала в виде платежей от крестьян.
Крестьянская реформа стала первой и самой важной в серии реформ 1860-70-х годов. Она помогла совершить скачок в промышленном развитии Российской Империи, сделав продукцию страны конкурентоспособной на мировых рынках – и в мировых войнах. Кроме того, благодаря появлению прав у крестьян был сделан шаг к демократизации общества.
Тем не менее, этого было мало. Община сильно ограничивала эффективность сельского хозяйства и мешала появлению объемного рынка рабочей силы. Крестьяне получили свободу, однако размер надела в среднем сократился, а необходимость выплаты выкупа как государству, так и помещикам создавала серьезное финансовое бремя.
Крестьяне искренне считали, что только тот, кто обрабатывает землю, может ей владеть. Эта идея предполагала, что земельная реформа будет продолжена, и в какой-то момент все владения помещиков будут поделены между земледельцами. Во время правления Александра II этого не случилось, что привело к росту напряженности в обществе и убийству императора. В трёх русских революциях крестьянство неизменно поддерживало левые партии, и в конечном счете земли помещиков все-таки были захвачены – но это уже совсем другая история.
Понравилась заметка? Подписывайся на канал Штрудель!
Материалы:
https://republic.ru/posts/80829
https://republic.ru/posts/80528
1861 г. ознаменовался крестьянской реформой, в результате которой крестьянство России было освобождено от многовековой крепостнической кабалы.
Чем отмена крепостного права навредила России
В российской публицистике распространено отношение к Александру II как к либеральному правителю. На этом сходится большинство, после чего тут же расходится: для одних (как правило, тех самых либералов и части националистов) Александр – это именно Освободитель. Для других (консерваторов) – человек, свободолюбивые реформы которого чуть не завели страну в пропасть. С последним утверждением по факту соглашался его собственный сын – Александр III, пусть и с подачи обер-прокурора Победоносцева.
Меж тем Александр II, человек несколько более праздный, чем предполагается российскому императору, от либеральных воззрений был крайне далек. В бытовом плане он вел себя гораздо проще, чем многие его предшественники, но никогда не ставил под сомнение необходимость абсолютизма и «жесткой имперской руки», а править предпочитал в духе монархов прошлого – через своих фаворитов, опекаемых за счет казны.
Большинство его «великих реформ» – действительно масштабных государственных преобразований – имели в своей основе не либеральную идею как таковую, а интересы той самой казны. Практически всё время правления Александра II для России – это эпоха кризиса с восстаниями и полноценными голодными бунтами. «Крестьянская реформа», как выступления, так и бунты подхлестнувшая, была прежде всего попыткой решить экономические проблемы государства.
Конечно, говоря об отмене крепостного права было бы просто подло утверждать, что морально-этическая сторона этого вопроса не была движущей силой – была, причем наши предки зачастую вели себя честнее, чем наши современники. Например, не стеснялись осуждающе называть его именно рабством на самых высоких уровнях, тогда как нынешние консерваторы пытаются подобных сравнений избегать.
Однако экономическая целесообразность такой меры была важнее, поскольку остро ощущалась в режиме «здесь и сейчас», а разговорам о негуманности крепостной системы было более двухсот лет – столько же, сколько самому крепостному праву.
Чтобы проиллюстрировать то, насколько крепостническое хозяйство было неэффективным, проще всего напомнить, что к моменту реформы две трети таких хозяйств были заложены государству вместе с душами – другими словами, убыточны в условиях, когда зерно было главным экспортным товаром страны, да и просто главным товаром.
В принципе, с учетом долговых обязательств помещиков, власть могла с ходу решить крепостной вопрос, переведя лично зависимых крестьян в разряд государственных – прикрепленных к земле, но обладавших несопоставимо большей свободой, чем крепостные. Это стало бы аналогом национализации земель – шага почти социалистического и настолько радикального, что Александр II рисковал бы умереть от табакерки, разделив тем самым судьбу деда – Павла I, человека, значительно ослабившего крепостную зависимость крестьян, дошедшую до апогея во времена Екатерины II.
Поэтому император пошел другим путем, велел искать компромисс с помещиками, а чтобы те не сомневались, что их интересы будут учтены, возложил реализацию реформы на плечи крупных землевладельцев-крепостников. Так, вторым председателем редакционных комиссий, разрабатывавшей проект преобразования, был назначен граф Виктор Панин – категорический противник любых реформ, которого даже Победоносцев критиковал за излишний консерватизм (что сейчас звучит как критика фашизма справа).
То, что было создано в итоге, усугубило положение всех – и императора, и помещиков, и крестьян, и самого государства Российского.
Пытаясь, с одной стороны, оставаться в русле старых порядков и не гневить помещичий класс, с другой – перевести Россию на более производительный уклад экономики, государь-император провалил и основную, и второстепенные задачи.
Впрочем, о том, что «великая цепь» ударила «одним концом по барину, другим по мужику» россияне знают со школьной скамьи, как и основные положения якобы либеральной крестьянской реформы. Сейчас речь идет лишь об ее экономических предпосылках и о том, что прежний порядок тормозил развитие страны и сдерживал ее амбиции.
В период Александра II в России начал зарождаться класс, как скажут впоследствии, национальной буржуазии, при том что дела в экономике в целом, повторимся, шли очень плохо.
Император не жалел денег на своих приближенных и государственный аппарат, проводя при этом довольно агрессивную имперскую политику. При нем Россия активно расширяла пределы, много воевала, подавляла восстания в Польше, Литве и на Кавказе, депортировала черкесов, насильно переводила часть украинцев в православие и русскоязычие. С точки зрения многих соседей России, уже поэтому называть Александра II «либералом» попросту смешно. Но если смотреть на его политику изнутри страны, главным обстоятельством становится другое – всё это требовало от казны огромных затрат, а ее пополнение оставляло желать лучшего.
Единственное, что развивалось в высшей степени активно – это железнодорожное строительство и внешняя торговля, так как император установил беспримерно низкие пошлины. Вчерашние купцы сколачивали огромные капиталы и подпитывали на них коррупцию, то есть становились по сути олигархами. А национальную промышленность, и без того чрезвычайно слабую, такая ситуация попросту губила.
Необходимость собственного производства к тому моменту осознавало уже большинство дворян. Они часто бывали в Европе, как и сам император (на заграничных курортах Александр II провел больше времени, чем любой российский монарх), и резонно видели в промышленной революции спасение государства от нужды. И никак нельзя было отменить тот факт, что Европа пришла к этой промышленной революции через перенаправление рабочих рук с земледелия на фабрики – иного рецепта просто не существовало.
Класс государственных крестьян на роль будущих рабочих вполне годился (и в итоге сгодился), но это оставило бы казну вовсе без средств к существованию. Однако были еще и помещичьи рабы, как не стесняясь сказали бы классики – тот ресурс, который мог быть положен в основу мощной производственной, а не сугубо аграрной экономики.
Битву за этот ресурс выиграли помещики, прописав главные положения реформы в свою пользу: крестьяне по-прежнему были вынуждены работать именно на них, а не на государство и не на самих себя.
Российские крепостные не читали Адама Смита и не имели никакого представления о либерализме, но не менее твердо знали – без собственности свободы не бывает, воля хлебом не накормит.
Реформа оставляла им дома и придомовые хозяйства (а ведь хотели отнять и это), но не оставляла земли – ее еще предстояло выкупить у помещика или взять в аренду, а до выкупа работать, как работали. Причем договор на этот счет заключался не между крестьянином и барином, а между барином и общиной, и понятно, что попытки отдельных лиц «схалявить», например, уйти в город и сменить профессию, общиной жестко пресекались.
Другая мина, подложенная под реформу, это размер обязательных наделов, сильно заниженный в сравнении с имевшимся нормативом по губерниям. Это породило систему «отрезков» – то есть лишних земельных площадей, которые барин забирал себе. На практике такими участками оказывались необходимые для ведения хозяйства территории, например, выход к воде или участок дороги. Не взять эту землю в аренду крестьянин просто не мог, а арендные платежи устанавливались непомерно высокие, тогда как оплата за трудодни, наоборот, мизерная. Помещик оказывался своего рода естественным монополистом, экономическая зависимость от которого была крепче личной.
Первое обстоятельство привело к серии крестьянских бунтов, в рамках одного из которых – Кандиевского – был впервые в России использован красный революционный флаг. Вчерашние крепостные искренне верили в то, что помещики утаили от них истинную, «справедливую» волю царя.
Второе – те самые «отрезки» стали настоящим «жупелом» российской действительности, объектом всеобщей ненависти и базой для смуты на годы вперед, чем с удовольствием воспользовались радикалы и террористы-народовольцы. Их шестое покушение на жизнь императора увенчалось успехом.
Таким образом крестьянская реформа не смогла решить ни одной из задач, которые были поставлены перед ее авторами. Она не сняла проблемы народного недовольства – напротив, лишь распалила его. Она не увеличила производительность труда и не ускорила переход России на рельсы капитализма – промышленности достались лишь ручейки от того трудового ресурса, который должен был быть освобожден в ходе отмены крепостного права.
Впрочем, как считается сейчас, реформа все-таки создала должный задел, который был реализован в консервативную эпоху Александра III, когда промышленность действительно развивалась, а большинство экономических проблем страны удалось решить. В первую очередь благодаря тому, что для государственных крестьян были установлены вполне честные и посильные цены на землю. Наряду с ушедшими в город «дворовыми» – личной прислугой и теми крепостными, хозяева которых поступили в духе справедливости, а не жлобства, они стали основой будущего рабочего класса.
В каком-то смысле это роднит эпоху императора-освободителя с «лихими девяностыми» – периодом дикого рынка, который как бы подготовил экономический рост «нулевых». Это спорная точка зрения, но в ее ракурсе Александр II действительно становится «либералом», тем более что низкие таможенные пошлины и тотальная коррупция тоже были приметой 1990-х.
Что получили Крестьяне?
- личную свободу;
- ограниченную свободу передвижения (оставалась зависимость от крестьянских общин);
- право на общее образование, за исключением особо привилегированных учебных заведений;
- право заниматься государственной службой;
- право заниматься торговлей, прочей предпринимательской деятельностью;
- отныне крестьяне могли вступать в гильдии;
- право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий;
- крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до тех пор, пока не выкупали себе надел земли, при этом объем работ или оброк оговаривался законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г., однако государство достаточно демократично подошло к решению вопроса о земле и предусмотрело, что если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную – государство.
Порядок выкупа земельного надела крестьянами
земля полностью сохранялась за помещиками, крестьянам же полагалась только «их оседлая доля», за которую они должны были выплатить 25 % выкупной суммы наличными;
далее все остальные денежные средства поступали собственнику земли из казны, однако эту сумму с процентами крестьяне должны были возместить государству в течение 49 лет.
Выходя из крепостной зависимости, крестьяне должны были учреждать сельские общества, т. е. поселки, принадлежавшие одному или нескольким владельцам.
Такие поселки, расположенные по соседству, объединялись в волости (приходы).
В сельском обществе формировалось своего рода самоуправление крестьян: во главе волости стояли волостной староста и волостной сход, составленный из домохозяев волости. Эти органы имели хозяйственно-административное значение.
В зависимости от земли, где предоставлялся земельный надел крестьянам (нечерноземной, черноземной или степной полосы), устанавливались разные размеры подушного надела.
Поэтому исходя из плодородия земли в каждой отдельной местности устанавливался максимальный размер земельного надела, выделяемого крестьянам. Этот размер являлся отправной точкой для определения конкретного размера выкупаемого надела, который не мог быть меньше 1/3 максимального размера. Собственники земли могли безвозмездно предоставить земельный надел меньшего размера, так называемый «нищенский надел».
Для всей России высшая норма крестьянского надела составляла 7 десятин, а низшая – 3.
Главным положительным итогом крестьянской реформы является уравнение членов общества в их естественных правах и прежде всего в праве на личную свободу.
Недостатки крестьянской реформы
- сохранение крупного помещичьего землевладения;
- маленький размер крестьянских наделов;
- учреждение крестьянских общин и установление круговой поруки в пределах этих общин.
источник
Банкротство физических лиц из первых рук, без посредников. Я действующий финансовый управляющий. Подберу для вас оптимальную процедуру банкротства либо предложу варианты урегулирования задолженности перед банками или МФО без процедуры банкротства. Я работаю на результат. На протяжении всей процедуры банкротства вы будете общаться непосредственно со мной, а не с девушкой из «кол центра» юридической компании. Звоните, пишите, консультация бесплатно. тел.89999809439 — Федорченко Иван.
Великая реформа?.. Великая реформа!
Урок актуализации знаний
8 класс
Личностно-ориентированная технология урока истории
Цели урока:
– обобщить знания учащихся по теме «Крестьянская реформа 1861 г.», нацелив их на рефлексию личностно-смысловых отношений к проблемам России середины XIX в.;
– продолжить работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, вести дискуссию, отстаивать собственное мнение, работать с историческими источниками;
– воспитывать уважение к историческому прошлому, поддерживать представление о равенстве всех людей, уважение чужих прав и свобод, толерантности, компромиссного решения в любой ситуации.
Оборудование урока:
– компьютерная презентация урока;
– портреты Павла I, Александра I, Николая I, Александра II;
– репродукция картины Г.Мясоедова «Чтение Положения 1861 г.»
Оформление доски:
– тема урока;
– эпиграфы к уроку
«Имя Александра II отныне принадлежит истории… Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!» А.И.Герцен
«Порвалась цепь великая, «1861 год породил 1905» В.И.Ленин
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..» Н.А.Некрасов
– портреты Павла I, Александра I, Николая I, Александра II.
Подготовка к уроку:
Заранее класс делится на 5 групп. Каждая группа получает задание изучить материал учебника, дополнительную литературу и подготовить выступление по определенной теме. На уроке класс рассаживается по группам.
Задания группам. Предложить вариант решения крестьянского вопроса от имени: помещиков-крепостников (1 группа); либералов (2 группа); представителей революционного лагеря (3 группа); правительства (4 группа); экспертов, оценивающих правильность проектов и правительственный выбор (5 группа).
Ход урока
Вступительное слово учителя: Начало этому процессу положил ПавелI, подхватил его Александр I, продолжил Николай I и завершил Александр II.
О чем идет речь? Вспомним, что было сделано каждым из этих царей для решения крестьянского вопроса (беседа)
В отличие от своего отца, Николая I, Александр был довольно хорошо подготовлен к управлению государством. Он вступил на престол в возрасте 37 лет. Это примерно возраст ваших родителей. Что характерно для людей этого возраста? Имея немалый жизненный опыт, желание и силы что-то изменить, стремление к чему-то новому, но с учетом итогов прошлого, Александр II стал инициатором освобождения крестьян. В историю он вошел как царь-освободитель.
Целями нашего урока являются повторение, обобщение и углубление знаний по теме «Крестьянская реформа 1861 г.» В течение урока вы должны будете определить свое личное отношение к данной реформе. Чем является это событие для каждого из вас?
Итак, тема нашего урока (слайд №1): «Великая реформа?..» или «Великая реформа!» Эпиграфами к уроку будут три разных по смыслу оценки реформы (зачитываются эпиграфы) К теме и эпиграфам мы вернемся в конце урока и вы поставите ? или ! в теме.
Работа на уроке будет проходить в группах, которые получили домашнее задание предложить варианты решения крестьянского вопроса от имени помещиков-крепостников (1 группа), либералов (2 группа), представителей революционного лагеря (3 группа), правительства (4 группа), экспертов, оценивающих данные проекты (5 группа). Перед вами стояла сложная задача: не только изучить материал, но и пропустить его через свою душу, представить себя в определенной роли, окунувшись в атмосферу российской жизни середины XIX века.
Задания: Назовите все причины отмены крепостного права.
Определите цели реформы 1861 г. (слайд №2)
Определите, о каких личностях идет речь?
А) «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу». Кому принадлежат эти слова? (Александру II – слайд №3)
Б) О ком речь? Близкий к Александру II человек, не обладал ни крестьянами, ни землей, не имел своекорыстных интересов, собрал большое количество специальных журналов и статей по крестьянскому вопросу, первый председатель Редакционных комиссий. (Я.И.Ростовцев – слайд №4)
В) Министр юстиции, известный крепостническими взглядами, несмотря на все противодействие реформе, не смог значительно повлиять на деятельность Редакционных комиссий (В.Н.Панин – слайд №5)
Г) Один из самых образованных и талантливых деятелей той эпохи, председатель Земского отдела, «правая рука» Ростовцева и «главный двигатель» реформы (Н.И.Милютин – слайд №6)
Выступления групп (слайд №7).
Задания по репродукции картины Г.Мясоедова «Чтение Положения
1861 г.» (слайд №8):
– Где и когда происходят изображаемые события?
– Кто изображен на картине?
– Предположите, кто читает Манифест вслух?
– Предположите, о чем думают изображенные люди?
Анализ отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Работа по раздаточному материалу:
В каком году – рассчитывай, Уезда Терпигорева,
В какой земле – угадывай, Пустопорожней волости,
На столбовой дороженьке Из смежных деревень –
Сошлись семь мужиков; Заплатова, Дырявина,
Семь временнообязанных Разутова, Горелова, Неелова,
Подтянутой губернии, Неурожайка тож.
– Определите время, когда могло произойти действие поэмы.
– Как называлась губерния, уезд и деревни, из которых были мужики?
– Почему автор дал такие названия?
Задание: Назовите все значимые следствия реформы (положительные и отрицательные).
Исторический диктант. Работа по раздаточному материалу.
О чем или о ком идет речь?
1) Неуплаченные в срок налоги, сборы (недоимки).
2) Комитеты в губерниях для подготовки проектов крестьянской реформы (губернские дворянские комитеты).
3) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп (временнообязанный).
4) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками (мировые посредники)
5) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной сделки (уставная грамота)
6) Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли (отрезки)
7) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течение 49 лет (государственная ссуда)
8) Крестьянин, который после 1861 г. нес повинности в пользу помещика (временнообязанный)
9) ¼ от нормы надела, которую крестьянин получал бесплатно (дарственный надел)
10) Преобразование в какой-либо сфере государства (реформа).
Подведение итогов урока.
Обсуждение эпиграфов и темы урока.
Домашнее задание. Составить свой собственный проект отмены крепостного права.
В каком году – рассчитывай, Уезда Терпигорева,
В какой земле – угадывай, Пустопорожней волости,
На столбовой дороженьке Из смежных деревень –
Сошлись семь мужиков; Заплатова, Дырявина,
Семь временнообязанных Разутова, Горелова, Неелова,
Подтянутой губернии, Неурожайка тож.
Текст с ошибками. Из Манифеста от 19 февраля 1861 г.
1) Помещики отныне теряют (сохраняют) право собственности на все принадлежащие им земли и предоставляют крестьянам без каких-либо (за установленные) повинностей, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
2) Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие не обязаны (обязаны) исполнять в пользу помещиков никакие повинности.
3) В сем состоянии, которое есть постоянное, крестьяне именуются полностью свободными (временнообязанными).
4) Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, без согласия ( с согласия) помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование.
5) С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне сразу же (освободятся от обязанностей к помещикам по выкупной сделке) вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников… существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть ликвидирован полностью, и без отсрочек (сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений) будет открыт новый порядок…
Текст с ошибками. Из Манифеста от 19 февраля 1861 г.
1) Помещики отныне теряют право собственности на все принадлежащие им земли и предоставляют крестьянам без каких-либо повинностей, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
2) Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие не обязаны исполнять в пользу помещиков никакие повинности.
3) В сем состоянии, которое есть постоянное, крестьяне именуются полностью свободными.
4) Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, без согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование.
5) С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне сразу же вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников… существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть ликвидирован полностью, и без отсрочек будет открыт новый порядок…